Ансамбль четырёх стихий

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Elemental Motifs, Four-Element Ensemble. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Подвластны нам и пламя, и вода, и воздух,

И волны лихой прибой…

»
— Начало заглавной песни м/с W.I.T.C.H.[1]

Это субтроп элементальных сил, но более конкретная тема.

Устарелость понимания природных стихий как первоначальных веществ в натурфилософии не мешает художникам экспериментировать с идеей. Иногда писатель использует «четыре элемента» для простого приёма «камень — ножницы — бумага». В других случаях возникает целый ансамбль из классических элементов.

Бывает, что автор буквально наделяет своего персонажа властью над природной стихий (гидрокинез — управление водой, геокинез — землёй, пирокинез — огнём, аэрокинез — воздухом). В других случаях, однако, он может использоваться на более символическом уровне, предоставляя каждому человеку индивидуальности, связанные с рассматриваемым элементом, или используя название темы, чтобы назначить каждому человеку элемент.

Классический западный набор состоит из Воды, Земли, Огня и Воздуха. Это также может соответствовать квартету темпераментов или философий. Традиционно Земля — это меланхолик, Огонь — холерик, Вода — флегматик, Воздух — сангвиник, но встречаются и другие интерпретации.

Как правило, там будет представлено четыре элемента, но шоу/игры, которые абсолютно нужны для пяти человек, возможно, добавят ещё один: западные творения предпочитают что-то вроде сердца, а восточные будут использовать свет, молнию или металл, которые, вероятно, окажутся в руках героя.

См. также: Диалектика Льда и Огня, Квартет философий, Четыре героя — четыре темперамента.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Колдуны и другие практикующие магию призывают для своих ритуалов и заклинаний помощь и/или защиту четырех хранителей стихий: Джин для огня, Некса для воды, Паралдас для воздуха и Гоб для Земли (названия могут варьироваться в зависимости от традиции). Некоторые призывают элементалей сами, обычно саламандры для огня, ундины для воды, феи или эльфы для воздуха и гномы или големы для Земли.
  • В ритуале каббалистического Креста, ритуале защиты в церемониальной магии, используются четыре Архангела, каждый из которых связан с элементом: Уриэль — с землёй, Рафаэль — с воздухом, Гавриил — с водой, и Михаил — с огнем.
  • Масти младших арканов в колоде карт Таро: жезлы — огонь, кубки — вода, мечи — воздух, пентакли — земля.
  • Четыре классических элемента являются священными для зороастрийцев, поскольку они считаются самым чистым проявлением Творца. Поэтому они не хоронят своих умерших, так как это загрязнило бы землю, не кремируют их, так как это загрязнило бы и огонь, и воздух, и не бросают мертвые тела на воду, так как это загрязнило бы воду. Они оставляли тела в специальных башнях, чтобы стервятники питались ими. Это может показаться ужасным для некоторых культур, но для них это не только единственный способ не загрязнять стихии, но и способ дать жизнь из мертвых.
  • В ирландской мифологии упоминаются четыре магических предмета, принадлежавших Племени богини Дану: Копьё Луга (даровало победу, поражало врагов без промаха) — огонь; Котёл Дагды (мог накормить любое количество голодных) — вода; Меч Нуаду (удар нельзя было отразить и нельзя было уклониться от него) — воздух; Камень Фаль (издавал громкий крик, когда на него вставал истинный король Ирландии) — земля.
    • Предметы также были взаимосвязаны: копьё успокаивалось от жажды убийства, когда его погружали в котёл, наполненный кровью или ядом, а меч был воткнут в камень, и только достойный мог вытащить меч, о чём камень сообщал криком (не отсюда ли мифы о Мече-в-Камне, вытащить который смог лишь будущий король Артур?).

Комплексные франшизы[править]

  • BIONICLE — тысячи ансамблей! У каждого маторана и Тоа/Тураги есть свой элемент. К нему и привязан в основном характер, хотя все персонажи по-своему разные. Но герои с элементом огня обычно храбрые, воздуха — весёлые и свободные, земли — молчаливые, льда — нелюдимые, а вода вообще обязывает быть женщиной… Герои Тоа собирались в команды, обычно из представителей разных стихий, это и в фильмах раскрыто. При этом их сила в единстве, так что противоположности приходится как-то преодолевать.
    • При этом стихий, как правило, больше четырёх. Классическое число — шесть (вода, земля, огонь, воздух, лёд и камень), но случаются и экзотические металл, гравитация, магнетизм, псионика… Плюс Свет и Тьма, которые вообще «вне категорий» и даже могут слегка комбинироваться с остальными.

Литература[править]

  • Иоганн Гёте, «Фауст» — когда Мефистофель в облике пуделя начинает буянить, протагонист, как и полагается магу-герметисту, пытается заклинать его стихиями и именами элементалей. Эффекта это не возымело никакого («из первоматерий / В нём нет ни одной»), но исчерпавший средства Фауст хватается за крест, призывает Христово имя — и вот тут-то Мефистофеля пронимает!
    • Так тропа тут именно что нет…
  • «Ангелы и демоны»: тема четырех стихий использована в убийствах четырех католических кардиналов и в подсказках к местоположению места встречи Иллюминатов.
  • В цикле «Отблески Этерны» Веры Камши присутствуют четыре Великих Дома: повелители Скал, Ветра, Волн и Молний. При этом в тексте где-то открыто, а где-то весьма завуалированно подсвечено, что и темпераменты Повелителей соответствуют четырем Стихиям: Ричард Окделл (Повелитель Скал) — неуравновешенный интроверт (то есть меланхолик), Жермон Ариго (Повелитель Ветров) — уравновешенный экстраверт (то есть сангвиник), Ойген Райнштайнер (Повелитель Волн) — уравновешенный интроверт (то есть флегматик), Робер Эпинэ (Повелитель Молний) — неуравновешенный экстраверт (то есть холерик).
  • В книгах Шеннона Хейла о Баварии четыре женские роли могли бы квалифицироваться. Иси — это диктор Воздуха, Энна — диктор Огня, Даша — диктор Воды и Рин — диктор Дерева, который смог быть переинтерпретирован как земля.
  • «Гарри Поттер»:
    • Джоан Роулинг официально заявила, что четыре факультета Хогвартса основаны на четырех элементах. Гриффиндор — это огонь, Пуффендуй — земля, Когтевран — воздух, а Слизерин — вода. Это можно тонко увидеть в некоторых из наиболее известных членов домов: Слизерин возглавляет Снегг, профессор зелий, который проводит большую часть своего времени, заваривая жидкие смеси; Пуффендуй возглавляет Стебль, профессор травологии, которая проводит большую часть своего времени, помещая растения в свою теплицу; Когтевран возглавляет Флитвик, профессор Чар, который при первом появлении учит студентов волшебно левитировать перья; самым заметным (взрослым) Гриффиндорцем в сериале является Рубеус Хагрид, который печально известен своей одержимостью драконами и чаще всего встречается в кадре с ревущим камином.
      • Квинтэссенция «гриффиндорскости» — братья и сестра Уизли. Огненная шевелюра — огненный характер. В предыдущем поколении — Артур Уизли, Молли Пруэтт (будущая жена Артура) и Лили Эванс (будущая жена Джеймса Поттера).
        • Альбус Дамблдор — сюда же. Тёмно-рыжие волосы, любовь к магии огня, да ещё и огненная птица феникс как верный фамильяр.
    • Их общежития также размышляют об этом: общежития Слизерина находятся в подземельях, недалеко от озера. Общие спальни Когтеврана находятся в самой высокой башне. Общие номера хостела Пуффендуя находятся под землей. Общие номера хостела Гриффиндора не располагают каким-либо особым местом, связанным с огнем, но в общей комнате есть большой камин.
      • Вообще-то большой камин, и не один, есть в каждой общей комнате и в Большом Зале. Холодно же без отопления.
    • Согласно слову Божьему, Турнир Трех Волшебников первоначально должен был иметь четыре задачи с каждым из них, основанных на классическом элементе. Однако Роулинг было трудно придумать задания для всех них. В конце концов, первая задача сочетает в себе воздух и огонь, в то время как вторая задача — вода, а третья задача — земля, давая турниру вместо этого мотив земли, моря, неба.
  • «Тайны Бессмертного Николаса Фламеля»: мечи власти — Кларент (Огонь), Экскалибур (Вода/Лёд), Дюрандаль (Земля), Жуазез (Воздух). Софи изучает все виды элементальной магии, Джош — только огонь, воду и воздух, близнецы же собираются изучать каждую из них.
  • Лавкрафтовские чудища: Ктулху — Вода, Итаква — Воздух, Ктуга — Огонь, Шуб-Ниггурат — Земля.
    • Только их гораздо больше, кроме того, перечисленные находятся в разных весовых категориях: Ктулху и его дочь Ктуга — Великие Древние, Шуб-Ниггурат — Иной Бог, а Итакуа относят как к одним, так и к другим.
    • Дерлет пытался систематизировать пантеон Лавкрафта вокруг элементов, но фанаты восприняли эту попытку в штыки, мягко говоря.
  • «ПЛиО»: в саге играет много элементарных мотивов. Хотя они находятся во всех сериях, Мартин, кажется, был особенно вдохновлен льдом и огнем, определяющими стихийными силами скандинавской мифологии.
    • Первичные сверхъестественные фракции в мифах (которые обычно остаются отделенными от политических человеческих фракций) все связаны с различными элементами. Есть дети леса (Земля), Иные (Лёд) и драконы (Огонь).
    • Различные религии и божества Вестероса, как старые, так и новые, имеют свои собственные элементарные ассоциации. Есть Древние Боги (Земля), Утонувший Бог (Вода), семеро (Воздух) и Р’глор (Огонь). Древние Боги — это классические языческие духи, которые, как говорят, присутствуют в природе, и их поклонники общаются с ними через деревья; Утонувший Бог — это таинственная фигура, которая, как говорят, обитает под морем; семь отдаленных фигур, которые, как говорят, живут в небе и действуют как олицетворения человеческих добродетелей; а Р’глор — это свирепое божество, которое приказывает своим последователям сжигать еретиков заживо и разводить костры для ложных идолов.
    • По мере развития сериала постепенно становится ясно, что двумя главными героями мифической дуги являются Дейенерис Таргариен и Джон Сноу. Дейенерис ассоциируется с огнем, поскольку она приходит, чтобы командовать трио драконов, и планирует вторгнуться в Вестерос, чтобы вернуть свой наследственный трон. Джон ассоциируется со льдом; он родом с замерзшего Севера, он проводит свои дни, сражаясь с ледяными Иными, его спутник — белоснежный лютоволк, и он защищает Вестероса от вторжения.
    • Большинство крупных домов Вестероса ассоциируются с классическими элементами, что довольно удобно для поддержания их всех прямо. Старки Винтерфелла — лед, изгнанные Таргариены и ныне здравствующие Мартеллы (у которых есть Знак Дракона и Солнца) — огонь, Аррены (у которых есть Знак Птицы) — воздух, Грейджои Железных островов и Талли Риверрана (у которых есть Знак Кракена и Знак Рыбы соответственно) — вода, а Тиреллы Хайгардена (у которых есть Знак Розы) — Земля. Даже Ланнистеры Кастерли Рок, которые часто используют золотые мотивы (будучи самым богатым домом в Вестеросе), грубо соответствуют элементу металла.
  • Рассказ Мерсера Майера о востоке Солнца и западе Луны имеет роль четырех ветров, наполненных саламандрой (огнем), отцом леса (землей), большой рыбой моря (водой) и, наконец, северным ветром (воздухом).
  • Ник Перумов, Сергей Лукьяненко «Не время для драконов» — кланы стихийной магии в наличии.

Кино[править]

Зарубежное кино[править]

  • Это может быть совершенно непреднамеренно, но забавные травмы, которые получают четыре шпиона из фильма «Один дома 3», связаны с четырьмя элементами. Ангер получил удар электрическим током, что заставило его костюм гореть (Огонь); Джерниган покрыт льдом после падения в замерзший бассейн (Вода); Алиса покрыта грязью после нескольких инцидентов в грязи (Земля); и у Бопре есть черная краска на его лице, идущая от газового баллончика (Воздух).
  • Четыре убийства в Шерлоке Холмсе (2009), запланированные Блэквудом, соответствуют четырем классическим элементам:
    • Земля: Реордан похоронен в заполненном грязью гробе Блэквуда после того, как был убит.
    • Вода: Сэр Томас тонет в своей ванне, когда Блэквуд тайком вводит в нее паралитическое вещество.
    • Огонь: Стэндиш сгорает насмерть, когда его пистолет дает обратный выстрел.
    • Воздух: все в парламенте чуть не погибли от отравляющего газа. Вместо этого, Блэквуд заканчивает тем, что вешается.
    • Кроме того, элементы соединяются со своими противоположностями для каждого убийства.
      • Земля: Реордан похоронен заживо и умирает от нехватки воздуха.
      • Вода: Сэр Томас умирает, погруженный в воду, которая нагревается огнем.
      • Огонь: Стэндиш сжигается огнем, ускоренный тем фактом, что он был пропитан химическим веществом, которое он принял за воду.
      • Воздух: парламент был бы убит ядовитым газом, закачанным из-под земли.
  • Тонкая игра с «Мстителями»:
    • Железный человек окружен огнем в первом фильме (захвачен в пустыне, проводит время в пещере, освещенной пламенем, и кует свои доспехи в жару), поджигает и производит оружие, взрывается через множество пылающих взрывов, имеет постоянно горящий камин на заднем плане своего дома в Малибу и красит свой костюм красным и золотым.
    • Капитан Америка: Первый Мститель вода и лед, как и его мотивы; обнаружены вмерзшие в лед, созданный с помощью инъекций с синей жидкостью, в фильме используется синий тон, множество кадров с дождём и снежных гор, преследует первого злодея в воду в его первой сцене, как Капитан Америка, попадает в океан в конце сиквела, и его костюм цвета преимущественно синий.
    • Тор, естественно, имеет воздух и гром, будучи Богом этого и всего. Кроме того, он живет на возвышенной земле Асгарда, впервые прибывает в смерч, подобный торнадо, летит, вращая свой молот, чтобы создать порыв ветра, впервые появляется в Мстителях, летящих по небу, на самолете; может вызвать свой молот по воздуху, носит крылатый шлем, и его костюм окрашен в серый цвет.
    • Наконец, Невероятный Халк и земля; не только суперспособности происходят от физической силы, обычно связанной с землей, но он также часто находится под землей, будучи заземленным или на ходу в зеленых землях и окрашен в зеленый цвет.
  • «Хеллбой 2: Золотая армия»: четыре персонажа, пытающихся спасти мир; Эйб Сапиен (водяной рыболюд), Лиз (женщина с пирокинетическими способностями), доктор Краусс (газообразный человек, потерявший физическое тело) и сам Хеллбой, с его каменной рукой.

Телесериалы[править]

Зарубежные[править]

  • «Зачарованные» — в прошлой жизни Пейдж Злая Колдунья обладала силой вызывать стихии. Она может вызвать сильный порыв ветра, чтобы представить воздух, она может поджечь квартиру Пейдж, Пейдж видно, что противодействует огню с синим светом, Возможно, представляющим воду, и она, возможно, контролирует железную решетку с землей.
    • В другом эпизоде сестры используют четыре элемента в заклинании, чтобы раскрыть вечную весну. Они используют грязь из сада, вентилятор для создания ветра, спички для создания огня и немного воды из крана.
    • Сам дом построен на духовной связи, окруженной заметными элементарными точками. Как ни странно, в этом эпизоде использовались пять даосских элементов вместо классических. Вместо земли использовалась древесина, а пятым элементом был металл.
  • Tensou Sentai Goseiger — Рейнджеры являются ангелами из трёх стихийных племён: Жёлтая и Чёрный — Ландик (Земля), Синий и погибший Зелёный — Сиак (Вода), Красный и Розовая — Скаик (Небо — Огонь+Воздух). Дополнительный Рейнджер — Госей Рыцарь владеет всеми стихиями.
  • Мистические рыцари Тир-на Ног — главные герои, ставшие Мистическими рыцарями: Рохан — Рыцарь Огня, Дейдра — Рыцарь Воздуха, Ивар — Рыцарь Воды, Ангус — Рыцарь Земли, Гаррет — Рыцарь Леса.

Мультфильмы[править]

  • В диснеевском «Геркулесе» четыре Титана подходят для каждого элемента: Каменный Титан (земля), ледяной Титан (вода), лавовый Титан (огонь), Торнадо-Титан (воздух). Как показывает кульминация, сочетание этих четырех довольно… взрывчатое.

Мультсериалы[править]

  • «Конан искатель приключений» — природная магия положительных персонажей делится по стихиям. Но один маг не может управлять всеми стихиями, за это совет магов блокирует способности.
  • «Action League Now»: Флэш — Земля, Гроза — Воздух, Вонючий Водолаз — Вода, Мелтмэн — Огонь.
  • «Приключения Галактических рейнджеров»: Зак — Земля (очень привязан к своей семье, очень буквально обоснованными, дополненная сила, законным хороший лидер), Шейн — вода (оборотень, дружит с дельфинами, его лошади названы в честь богов моря), Нико — огонь (огненно-рыжая, псионик бластов), Док — воздух (воздух — это элемент идеи, общение, а бред сивой кобылы — и он хорошо укомплектованный на все три).
  • «Юная Лига Справедливости»: Т. О. Морроу собрал свою команду «красных» для власти над природными стихиями: Красная Торпеда (Вода), Красный Ад (Огонь), Красный Торнадо (Воздух) и Красный Вулкан (Земля).
  • «Время приключений» имеет альтернативный выбор элементов из традиции, и это представлено в их современных элементалях: Огненная Королева — огненный элементаль, Милая Святая Пим — ледяной Элементаль, Принцесса Бубльгум — конфетный элементаль, а принцесса Слизь — слизистый элементаль.
    • Все пупырчатые существа — Пятые элементали. Именно принцесса Пупырка не подвергнулась влиянию элементальной магии, а затем очистила от неё Земли Ууу.
      • А в игре «Карточные войны» колоды содержат в себе 16 (!) элементов земель — кукуруза, глупость, синие равнины, добрые земли, бесполезные болота…
        • В реально выпущенной игре по мотивам игры внутри мультфильма (!!) присутствуют некоторые из этих 16.
  • «Аватар: Легенда об Аанге»: в этой вселенной проживают четыре народа: Племена Воды, Царство Земли, Народ Огня и Воздушные Кочевники, их представители могут овладеть только своей титульной магией.
    • Команда Аватара состоит из магов разных стихий: Воздух — Аанг, Вода — Катара, Огонь — Зуко, Земля — Тоф Бейфонг, а прочие члены команды (Сокка и Суюки) — не маги, но хорошие бойцы.
    • Пятым видом bending в этой вселенной является Металл, но первородная стихия — Энергия (хотя и происходит на самом деле от Воды).
      • Вообще-то, Металл — подвид Земли, и первым магом металла была Тоф. Другой подвид магии земли — магия песка (так же, как подвиды магии воды — магия крови и магия болотных магов, магии огня — управление молнией).
      • Каким боком Энергия относится к Воде? Магия крови, которую Амон использовал для лишения магии своих опонентов, к магии энергии никак не относится. Духовный аналог исцеления, изобретённый Уналаком, напоминает магию энергии куда больше, но, опять-таки, является лишь продвинутым вариантом целительства.
    • В сиквеле изначально героев тоже четверо (сыграно с зигзагом): Мако — огонь, Болин — земля, Тензин — воздух, а Корра, будучи из Южного племени Воды — вообще Аватар.
  • «Капитан Планета и Планетарии»: пять членов команды имеют силы земли, огня, воды, воздуха и… сердца.
  • «Xiaolin Showdown»: Оми (вода), Раймундо (воздух), Кимико (огонь), Глина (земля).
  • «Shadow Riders»: Союз Кластера сформирован из планет Огня, Льда, Воздуха и Земли (неохотно присоединился). Планета Вода была уничтожена в начале истории.
  • «Приключения Джеки Чана»: Шенду и его трое братьев и сестёр владеют этими стихиями, в то время как остальные четверо получают контроль над громом, горами, небом и Луной.
  • «Бен 10: Ультиматрикс»: четыре из новых инопланетных форм, которые Бен получает, обладают этими силами: Водная Опасность (вода), Терраспин (ветер), НРГ (огонь) и Броненосец (земля). Пятый, Амфибиан, умеет пускать молнии.
  • Оригинальная команда из четырех ниндзя Ninjago управляет основными элементами творения, которые соответствуют золотому оружию, используемому для создания их мира: Кай (Огонь), Джей (Молния), Зейн (Лёд) и Коул (Земля). Вода и воздух вместо этого служат вторичными, среди многих других.
  • «Мия и Я»: Водяной Единорог, Земляной Единорог, Огненный Единорог и Ветряной Единорог.
  • «Tigton»: случай выбора альтернативных стихий. Четыре короля составляют элементы металла, молнии, крови и… боли.
  • Российский мультсериал «Сказочный Патруль» — девочки-волшебницы используют определённый вид стихии: Варя — воздух, Маша — земля, новенькая Алёнка — огонь. Снегурочка «Снежка», полноценная сказочная героиня, своим образом выжимает педаль в пол: она не только контролирует лёд, но и имеет известных сказочных родственников с такими же способностями (Дед Мороз и Снежная Королева).
  • «Дом Совы» — на протяжении 1-го сезона Луз открывает четыре базовые руны для магии Кипящих островов: свет, лёд, растения и огонь. Во 2-м сезоне она вместе с Идой и Лилит изучает возможные комбинации между ними и пытается найти уникальные руны.

Комиксы[править]

  • «Приключения Бэтмена и аутсайдеров»: команда злодеев «Мастера Катастроф» представлена персонажами с силами воды, земли, воздуха, тепла и холода.
  • Силы Фантастической Четвёрки воплощают собой элементальные силы:
    • Рид Ричардс — вода. Он меняет форму своего тела подобно жидкости;
    • Бен — земля. Помимо того, что он сверхсильный и твёрдый, как камень, его внешний вид похож на голема.
    • Сьюзен Шторм/Леди-Невидимка — воздух. Она обладает способностью становиться невидимой и может заставить воздух напрячь силу, подобно ветру;
    • Джонни — огонь. Это очевидно.
  • Также из MARVEL. Суперзлодейская команда Force the Nature состоит из Брандмауэра, Акведука, Терраформера и Скайбрейкера.
  • «W.I.T.C.H.» и мультсериал по его мотивам: яркий пример (см. начало статьи). Нынешний состав Стражиц: Ирма Лэир — Вода, Тарани Хук — Огонь, Корнелия Хейл — Земля, Хай Лин — Воздух, Вилл Вандом — Энергия (Квинтэссенция).

Аниме и манга[править]

  • Правое сиденье Бога из «Определенного Магического Индекса» следует этому тропу с Vento (Воздух) спереди, Terra (Земля) слева, Acqua (Вода) сзади и Fiamma (Огонь) справа.
  • Fairy Tail — команда «Стихийная Четвёрка»: Ария (ветер), Тотомару (огонь), Джувия (вода) и Сол (земля).
  • «Go Princess Pretty Cure!» — начинается с трио Целительницы Флоры, Целительницы Русалки и Целительницы Твинкл, представляющее, соответственно, землю, море и небо, и в середине истории добавляется Целительница Скарлет, представляющая Огонь.
  • «Mahou Sensei Negima!» — ученики мага Начала попадают под этот троп.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — типичный восточный вариант: Сейлор Меркурий (Вода), Сейлор Марс (Огонь), Сейлор Юпитер (Дерево+Молния), Сейлор Венера (Металл); за Землю как за планету отвечает Такседо Маск, как за стихию — Сейлор Сатурн. Противники героинь как правило обладают сходными силами (самый яркий пример — Сёстры-Призраки, вооружённые льдом, огнём, молниями и волшебным хлыстом соответственно).
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — четыре генерала не только соответствуют элементу, но и носят в себе половину этой тематики. Так, есть Тимильф для огня, Адиан для воды, Гуам для Земли и Цитомандр для воздуха. Как ни странно, варианты осуществления Thymilph и Cytomander названы после того, как поменялись местами в отношении их элементов.
  • Мобильный костюм Gundam Wing — согласно артбуку дизайнера меха-воинов Кунио Окавары, у каждого из пяти Гандамов была элементарная связь с ними во время процесса проектирования. Быстрый и скрытный Дэтскайз представляет собой воздух, шагающий Арсенал Хэвиармс представляет огонь, пустынно тематический и тяжелобронированный Сэндрок представляет землю, а мастер боевых искусств Шэнлонг представляет воду.
  • Pokémon (аниме) — при различных результатах, Эш собирает команду элементальных покемонов, следуя нужному маршруту. Частенько стартеры, которые он в конечном итоге получает, представляют собой воду, огонь и земные элементы (в Покемонах трава часто выполняет традиционную роль Земли). Он также получает летающий тип для выполнения воздушной роли. Иногда Эш может также получить фактические типы Земли или породы, а иногда он может получить покемона, который выполняет две роли, такие как Паплитод (Вода и Земля), Талонфлэйм (Воздух и Огонь) и Ровлет (Воздух и Земля).
  • Senki Zesshou Symphogear GX — «Алхимический культ» из 3-го сезона: Гари (вода), Мика (огонь), Леюр (земля), Фара (воздух) и их хозяйка — Кэрол (все 4 стихии + эфир).
  • Date A Live — стихии здесь воплощают не сами духи, а «ангелы», которыми они владеют: Йошино/Задкиэль (вода/лёд), Котори/Камаэль (огонь), близнецы Ямай/Рафаэль (воздух) и Мукуро/Михаэль (земля, но в аспекте ограниченного гравикинеза).

Видеоигры[править]

  • Astral Masters (Владыки Астрала) — в этой карточной игре все карты делятся на 4 стандартные стихии. Огонь любит жечь вражеских (а порой и своих) существ и магов-игроков, а заодно и вражеские карты. Вода просто любит бить по врагу волнами (но «профильных» заклинаний воды тут мало, честно говоря). Воздух возвращает карты в руки, «сдувая» их. Земля сыпет градом камней — сносит всех существ, но магов-игроков не бьёт. Однако, каждой из ансамбля стихий приписаны и более необычные виды магии, порой составляющие основу арсенала мага. Огонь — это ещё и магия тьмы (без некромантии, но с проклятиями врага и жертвами своих карт и здоровья самого мага) и немного магия крови, условно стихия «зла» с орками и квази-демоническими существами. К воде относятся некие «божественные» силы и магия астрала с наращиванием магического потенциала носителя и поиском нужных карт в колоде, ну и лёд, конечно же, с особенностью «таять» по ходу игры — условно стихия избранных богами, чья магия больше метамагия, чем обычная стихия. К воздуху присоединились молнии, немного магии света (её куда меньше, чем магии тьмы, зато у воздуха есть аж архангелы при отсутствии карты архидьявола), и, если можно так выразиться, магия знаний — здесь есть заклинания и существа, ассоциированные с книгами и учёбой, которые позволяют получать больше карт. Воздух можно было бы считать «доброй» стихией знаний и света, только он куда охотнее «бьёт в лицо», то есть наносит урон по оппоненту, чем тот же огонь. У земли много лечения, заклинаний и существ природы, существ, неуязвимых к магии, а также восполнения маны — это стихия природных сил, хотя местные эльфы, хоть и в целом оправдывающие стереотип лесных, за счёт колдунств с маной вполне претендуют и на звание «высших».
  • "Битва миров: " Дракон — клан Воды, Змей — клан Огня, Волк — клан Земли, Лотос — клана Ветра.
  • «Боктай» дает вам доступ к земле, огню, воде и элементам типа ветра каждый со своими собственными свойствами.
    • Вы также получаете солнечную атаку по умолчанию, лунную, которая не тратит энергию, но не наносит урона, и темную, которая зарезервирована для новой игры+. Это только усложняется в продолжениях.
  • В «Brave Frontier» четыре из шести элементов (Огонь, Вода, Земля и Гром) образуют вариант этого ансамбля, где они образуют элементарное колесо.
  • «Дыхание Огня IV»: Нина использует Ветер, Крэй — Землю, Скиас — Воду, Урсула — Огонь. Есть, однако, еще два персонажа в партии, причем Ершин получает самые мощные заклинания из всех элементов, но имеет мало маны, чтобы использовать их регулярно, и формы дракона Рю, фокусирующиеся на огне, но также имеющие доступ к ветру и земле.
  • Brütal Legend — элементами мира тяжелого металла являются огонь, шум, кровь и металл.
  • Dragon Quest VII — (кто?) заставляет героев проснуться и собрать четырех элементальных духов. Они также являются бонусными боссами.
  • Final Fantasy — (кто?) часто имеет 4 элементарных кристалла: Огонь, Вода, Воздух и Земля. Часто там есть 4 Демона, чтобы пойти с ними. Оба всплывают в «Final Fantasy I», «Final Fantasy IV» и «Final Fantasy Mystic Quest». «Final Fantasy IX» вернул 4-ёх демонов, но не кристаллы, а «Final Fantasy III» имеет кристаллы, но не демонов.
    • «Final Fantasy IV» имеет огонь, лед, молнию трио Ифрита, Шивы и Рамуха, с Титаном Земным Элементалем как немного сильнее, но в ремейках и продолжениях Титаны опускаются до их уровня мощности и важности для ансамбля из четырех призывов.
    • Ближе к началу «Final Fantasy V», каждый из четырех главных героев связан с одним из четырех элементарных кристаллов наряду с чертой личности, связанной с этим элементом. Бартц получает ветер и поиски, Ленна — воду и доброту, Галуф — землю и надежду, а Фарис — огонь и мужество.
    • Как и четыре главных героя 5-й части, четыре главных героя «Final Fantasy VII» все слишком близко соответствуют кардинальному элементу, чтобы он был случайным, хотя в отличие от 5-ой он никогда не имеет отношения к сюжету или выделен:
      • Облачный Ветер. Ветер — связанное имя, использует меч (связанный с воздухом в Таро), ветер — тематические атаки, вынужденные блуждать, интроспективные и стратегические, действует отстраненно и смотрит сверху на других.
      • Аэрит — Земля. Земное имя («Я, Земля»), садовник, выросший в подземных трущобах, ее магия почерпнута с планеты, практична, упряма, воспитательна, чувственна. Первая встреча облака и Эйрис даже включает его падение с неба и приземление на ее клумбу.
      • Тифа — Вода. Дельфин — тематическая прическа, использует водные тематические атаки (как Водяной Пинок, так и Дельфиний Удар находятся в ее предельных перерывах), барвумен, которая наливает напитки для остальной части актеров, давая и добрый, текучий и любезный, любит выступать в качестве группового Миротворца. Ее путешествие в центр разума Облака, где она заставляет его видеть вещи по-своему, вызвано тем, что они оба падают в море (наполненное жизненным потоком). Она также ассоциируется с мотивом сердца (ее фамилия Локхарт, ее конечное оружие — премиальное сердце), масть карты аналогична таротическим чашам/воде.
      • Баррет — Огонь. Огненная тематика татуировки, огненные тематические атаки, связанные с огнестрельным оружием, террорист, горячий, горячий нрав, импульсивный, страстный, мощный.
    • «Final Fantasy X» фактически сводит традиционную серию элементов всего к четырем (в предыдущих играх всегда было около восьми или девяти). Молния и лед заменяют землю и воздух. Он также немного смешивает сильные и слабые стороны, причем молния и вода противостоят друг другу, и то же самое с огнем и льдом. Есть также пятый священный элемент (который хорош против большинства вещей, но особенно нежити), но он очень редкий и почти никогда не используется.
  • «Golden Sun» — каждый из ваших членов партии сопоставляется с определенным элементом, и они персонажи каждого элемента в оригинале и сиквеле даже выглядят одинаково. Но когда вы получаете доступ к персонажам первой игры в сиквеле, вы можете собрать партии, которые вам нравятся. Продолжение в «Golden Sun: Dark Dawn», где вы в конечном итоге окажетесь с двумя членами партии для каждого элемента, как в потерянном веке.
  • «Kingdom Hearts coded» — (кто?) имеет варианты огня, льда, ветра и грома для многих команд, и каждый из четырех элементов выходит за рамки обычного третьего уровня заклинаний в расширенные команды, которые параллельны друг другу.
  • The Legend of Zelda — поскольку серия часто опирается на Правило трех, элементарные элементы в каждой игре объединяют ветер с огнем или землей (в зависимости от игры), представляя оставшиеся два автономно. «Легенда о Зельде: Окарина времени», например, имеет духовные камни (Изумруд Кокири, духовный камень леса (воздух / земля); Рубин Горон, духовный камень огня, и сапфир Зора, духовный камень воды). В «Легенде о Зельде: Ветре Перемен» есть у богини жемчуга (Жемчужина Валу и Дина, представляющая совместно огонь и небо, великое дерево Деку и Жемчужина Фарере, представляющая землю, и Жемчужина Джабуна и найру, представляющая воду). Как в «Легенда о Зельде: четыре меча» и в «Легенда о Зельде: мини-шапка» действительно представляют четыре элемента с четырьмя элементами драгоценностей и (особенно в последнем) подземелья, где они найдены.
    • Четверо негодяев пытаются возродить Ганона в «Легенде о Зельде: Игры Оракула» состоит из Коумэ (кто использует магию огня), Котаке (кто использует ледяную магию), Онокса (который может вызвать торнадо, а также превратить себя в него) и Балкона (который заставляет людей Лабрайнна построить Черную башню и превращает окрестности в пыль в результате).
    • В «Легенде о Зельде: Сумеречной Принцессе» четыре части зеркало Сумерек может быть найден в арбитра основания (который содержит множество фонарей и факелов), Snowpeak руины (которая заполняется льдом и снегом), храм времени (который располагается в каменном здании, в лесу), и города в небе (который подвешен в небе и содержит воздушные гейзеры).
    • «Легенда о Зельде: Линк между Мирами» имеет это с помощью четырех волшебных палочек, которые Линк может приобрести у Равио в ходе своего приключения: ледяной стержень (замороженная вода), огненный стержень, Торнадо-стержень и песчаный стержень.
    • «Легенда о Зельде: Дыхание дикой природы» имеет четыре Божественных зверя, каждый из которых представляет собой классический элемент, и каждый страдает от гнилостного Ганона, который использует этот элемент. Вах Рудания — это огонь, Вах Рута — вода, а Вах Медох — воздух. Вах Наборис в первую очередь тематически связан с молнией (и его босс — Громобой Ганон с электрическими атаками), но он также связан с землей.
  • Франшиза «Quest of Glory» — особенно во второй игре, где Шапейр угрожает четырем Элементалям. Четыре из пяти игр в серии (исключая III, который был сделан в последнюю минуту и, таким образом, является нечетным именем) также представляют четыре элемента, причем I представляет Землю, II — Огонь, IV — воздух и V — воду. Существует Пятый элемент «пицца», используемый в основном в шутку, хотя ремейк AGD Fan II включает элемент пиццы в качестве бонусного босса.
  • «Романтическая СаГа»: Повелители стихий Пирикс (Огонь), Адиллис (Земля), Стром (Вода) и Ави (Воздух).
  • Тёмные ниндзя из «Shounen Kininden Tsumuji»: Огонь, Вода, Земля, Воздух и Металл.
  • «Super Princess Peach»: четыре флюида — Спокойствие=Земля, Мрак=Вода, Радость=Воздух, Ярость=Огонь.
  • «Super Robot Wars»: Элементальные Лорды — Дрейгон (вода), Крейд (земля), Фантон (воздух) и Ридли (огонь).
  • «Полное Уничтожение: Королевства»: четыре фракции и их монарх основаны на природных стихиях. Эльсин из Арамона — земля, Киренна из Веруны — вода, Локкен из Тароса — огонь, Тирша из Жона — воздух.
  • «Wrath Unleashed»: четыре фракции и их лидеры — водяная полубогиня Эйна, огненный полубог Эпотос, земной полубог Дарлок и воздушная полубогиня Хеламида.
  • Bayonetta — есть Auditio, также известные как кардинальные добродетели, которые являются ангельскими физическими представлениями Божественной воли, но также связаны с одним из четырех западных элементов. Они действуют как главные антагонисты в игре, работая в ансамбле с большим злом, и включают: Фортитудо, кардинальную добродетель стойкости и носителя пламени, Темперанция, кардинальную добродетель умеренности и манипулятора ветра, Сапиентия, кардинальную добродетель благоразумия и регулятора морей, и Юстиция, кардинальную добродетель справедливости и дарительницу жизни (которая представляет Землю).
  • В «Luxaren Allure» есть элементы огня, льда, болта и природы.
  • Ori and the Blind Forest — (кто?) имеют элементы воды, ветра и тепла, плюс духовное дерево, служащее элементом земли.
  • CrossCode — (кто?) использует огонь, лед, молния трио дополнено волной, которая, кажется, представляет собой как воду, так и звук. Каждая из них в первую очередь противопоставляется своей противоположности: тепло — холоду, а удар — волне. Как ни странно, божество, представляющее Холод, также имеет власть над скалой, по-видимому, делая его представителем земли в квартете элементалей.
  • World of Warcraft — у магов их только три: огонь, лёд и аркана (тайная магия).
    • Шаманы могут управлять четырьмя классическими.
    • Warcraft 3: The Frozen Throne — вольный герой Райво из Пандарии ультимейтом может разделить своё тело на трёх духов-двойников, олицетворяющих стихии: ветер, земля и огонь. А ещё герой-Архимаг от Альянса может призывать элементаля воды себе в помощь, но с вышеуказанным Райво это едва ли связано.
  • Okami — Аматэрасу по мере путешествия становятся доступны земля (вернее, растения), вода, огонь и ветер. Позже к ним добавляются молнии и лёд.
  • Tales of Maj'Eyal — архимагам доступны как четыре классических стихии, так и (после разблокирования и траты очка категорий) их усиленные варианты — камень, пожар, лёд и буря. С некоторой натяжкой стихиями могут также считаться тайная магия и магия времени.
  • Silent Hill 2 — с прикрученным фитильком, поскольку на символизме стихий не делается никакого акцента, но: Джеймс явно воплощает воду — после просмотра пленки отель оказывается полузатопленным, а в одной из концовок он топится в озере Толука; Анжела — огонь, как легко понять из ее слов на огненной лестнице, где Джеймс видит ее в последний раз. С остальными персонажами приходится уже откровенно додумывать, но: Эдди можно посчитать воплощением стихии земли, поскольку и обида, и желания у него приземленные, плюс лишний вес; а чистая душой и невидящая мистической стороны города Лора подойдет под стихию воздуха.
  • Genshin Impact — стихий 7 штук, но всё же максимум в отряде может только 4 героев. Можно набрать по желанию отряд из персонажей только одного элемента, но это весьма рискованно, так что оптимальным решением является объект тропа.
    • К слову, стартовый отряд отлично подходит под троп. Эмбер — огонь, Кэйа — лёд, а Лиза — молнии. Главный герой же на начало игры владеет стихией Анемо, то есть ветер, но в других регионах он может поменять свою стихию как перчатку.
  • Honkai: Star Rail — почти как и в Геншине, стихий здесь 7 штук... Ой, простите — на самом деле 6: "физический" тип урона едва ли можно считать за стихию. Также стихии земли здесь как таковой нет (если только её аналогами считать Мнимый и Квантовый типы), а стихия воздуха разделена на два автономных вида — Ветряной и Электрический типы. Ну и отдельные Огонь и Лёд — это уже по классике.

Настольные игры[править]

  • «Эффект Кориолиса» в «Чемпионах». Донна Ханна и три анонимных NPC’s превращаются в элементарных тематических злодеев (Земля, Воздух, Огонь и Вода) черной волшебницей.
  • В «Подземельях и Драконах» обитали принцы стихий зла: Крионакс (Холод), Имикс (Огонь), Огремох (Земля), Олгида (Вода) и Ян-Си-Бин (Воздух).
    • И их хорошие коллеги. Но ни один из них никогда не создавал команд.
  • Боги Хаоса из вселенной Warhammer.
    • Кхорн — бушующий огонь. Чтобы экстраполировать, красный — это его цвет, его кузницы питаются его яростью, и его колючий бронированный силуэт и силуэты его демонов также выглядят как люди в огне.
    • Нургл — голодная земля. Бог гниения, разложения, принятия и смирения (самый «приземленный» Бог). Его особняк расположен в саду, и его цвета, как правило, коричневый и зеленый.
    • Тзинч — неуловимый воздух. Его цвет синий, «ветры перемен» — это поговорка, используемая в фантазии Warhammer довольно часто, он постоянно находится в движении/изменении, как воздух, у него есть летающие демоны колесницы, и его большие демоны-птицы.
    • Слаанеш — та самая соблазнительная вода. Эльдары называют ее «та, кто жаждет», ее демонических коней укрощают, давая им напиток (из молока верности), он(-а) любит отражающие поверхности (дворец Слаанеш(-а) наполнен ими), и многие из демонов Слаанеша имеют крабовую тематику.
  • «Берсерк: вселенная магических битв» — степям соответствует огонь, лесу — земля, болотам — вода, горам — воздух. В 4-5 сетах в каждой из стихий были выпущены соответствующие элементали.
  • Promethean: The Created — основные виды прометидов: Франкештейны, «дети небесного огня» — холерики, порывисты, мстительны и непреклонны; Галатеиды «дочери и сыны воздуха» — сангвиники, оптимистичны, легкомысленны и непостоянны; Осирианцы, «порождённые в воде» — флегматики, неспешны и рассудительны; Таммузы (они же големы), «созданные из плоти и земли» — меланхолики, трудолюбивы и созерцательны.
  • Берсерк: вселенная магических битв — базовые стихии очень условно включают четыре элемента попарно. Степь — огонь (пироманты Тоа-Дан) и воздух (стрелы кочевников и благородные хищные птицы). Горы — воздух (криоманты и молниевержцы линунги) и земля (гномы, великаны и големы). Лес — земля (элементали и дендроиды) и вода (эльфы и друиды, практикующие целительство). Болота — вода (русалки) и огонь (отрава). Тьма — огонь (демоны) и земля (нежить). Плюс нейтралы, не имеющие стихии (в игромеханическом смысле) вообще.

Музыка[править]

  • В «Волшебной флейте» В. А. Моцарта герой и героиня подвергаются испытаниям Земли, Огня и воды; кажется, что воздух отсутствует, пока вы не поймете, что сама флейта — это духовой инструмент.
  • «Spice Girls»:
    • В «Holler»:
      • Мелани Би — Огонь
      • Мелани Си — Земля;
      • Эмма — Вода;
      • Виктория — Ветер.
    • «Let love lead the way»:
      • Эмма — Земля;
      • Виктория — Огонь;
      • Мелани Би — Ветер;
      • Мелани Си — Вода.
  • Челси, клип «Самая любимая»:
    • Арсений Бородин — Земля
    • Денис Петров — Огонь
    • Роман Архипов — Воздух
    • Алексей Корзин — Вода.

Реальная жизнь[править]

  • Состояние вещества. Земля, Вода, Воздух, Огонь? Твердое тело, жидкость, газ, плазма. (Огонь технически не плазма, а реакция окисления, но в глазах древнего грека раскалённая плазма была бы именно что «состоянием огня»).
  • Источники возобновляемой энергии: геотермальная (Земля), гидроэлектрическая (Вода), ветровая (Воздух) и солнечная (Огонь). Наверное, самая близкая вещь к элементарным силам в реальной жизни.
    • С прикрученным фитильком, так как геотермальная и гидроэлектрическая используют гравитацию,[2] а первая ещё и атом; ветровая в свою очередь использует солнечную и геотермальную как источники перепада температур. Интересная завязка для нестандартной системы магии, кстати.
  1. Логичней было бы "Подвластны нам и пламя, и земля, и воздух", т.к. за "воду" и так отвечает "волна". Но что имеем.
  2. Луна размешивает недра, разогревая их. Между прочим, один из вариантов ответа на вопрос «почему Марс остыл, а мы нет» — Фобос с Деймосом даже не близко к сравнительной массе Луны.