Опасный и запретный приём

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Опасный и запретный прием»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dangerous Forbidden Technique. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Опасный и запретный приём — это заклинание, техника, технология или умение, которое следует использовать только в самых крайних случаях, или не использовать вообще, потому что его плоды достаются дорогой ценой. Возможно, он причиняет ущерб самому пользователю. Возможно, он глубоко аморален или опасен для здравости рассудка. Возможно, он вызывает неуправляемых монстров или пробуждает в самом пользователе мистера Хайда. В общем, шутить с опасным и запретным приемом не следует.

Если этому приему кого-то намеренно учат, то всегда оставляют ужасные предостережения, предписывающие, в какой именно Самой Крайней ситуации допустимо его использовать. Если полный энтузиазма ученик просит учителя открыть эту тайну, учитель ответит: «Ты ещё не готов». И, рано или поздно, обязательно настает ситуация, когда поможет только Опасный и запретный приём, и больше ничего.

Где встречаются[править]

  • Сеттинг Forgotten Realms: у тёмных эльфов Подземья, почитающих богиню-паучиху Ллос, в принципе все методы не шибко-то высокоморальны, но такая вещь как сотворение зин-карлы — это чересчур даже для них. Зин-карла — могущественная разумная нежить, способная справиться с любой задачей, однако удерживать её под контролем способны только самые могущественные жрицы Ллос. Ну а за невыполнение поставленного перед нежитью задания придется отвечать перед Паучьей королевой по полной программе.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Ник Перумов, Упорядоченное:
    • «Гибель Богов» — самое страшное заклинание Ракота, заклятие, за исполнение которого он себя никогда не простит. Оно впустило Неназываемого в Упорядоченное, и это стало главным сюжетообразующим фактором для всех последующих книг по этой мультивселенной. Впустить уничтожителя вселенной, чтобы защититься от божественной кары, и свергнуть тех самых карающих богов, занять их место, чтобы не дать этому «оружию» уничтожить вселенную полностью, каково, однако?
    • Магия крови. Это именно что последнее и запретное средство. Последствия чаще всего фатальны и для самого мага, и для окружающих, а если «удачно» сложатся обстоятельства и звезды сойдутся, то для всего мира, а то и более крупной области Упорядоченного. Плюсы магии крови в том, что она в основном универсальна и не требует больших познаний и магических сил для активации, при совершенно термоядерном эффекте. Минусы — последствия трудно предсказуемы, и чаще всего хуже, чем хотелось бы любому из участников замеса.
    • Магия с привлечением заемной силы Хаоса тоже и опасна и запретна. В противовес магии крови, сложна и доступна лишь самым искусным и сильным магам. Плюсы — Хаос может разрубать гордиевы узлы любых заклятий, уничтожать большинство возможных противников и локальных областей Упорядоченного, но потом непременно заставит мага отдавать долг. Способы возврата такого долга непредсказуемы, но в целом, сводятся к превращению должника в проводника воли и исполнителя планов Лордов хаоса. Частный пример применения такого рода магии — Знак разрушения. Заклятие, которое разрушает структуру реальности вокруг мага, и он проваливается в самые глубинные слои Упорядоченного.
  • Макс Фрай, «Лабиринты Ехо»:
    • Древнее заклинание Забытых Королей. Позволяет красть магические силы у других людей, при этом в качестве побочного эффекта жертвы впадают в депрессию. Сэр Джуффин Халли, начальник главного героя и глава аврората сеттинга, выучил это заклинание наполовину — достаточно, чтобы опознать его применение кем-то другим, но недостаточно, чтобы поддаться искушению использовать самому. И хотя для использующего это заклинание напрямую опасным не является, оно остаётся глубоко аморальным. Прием опасен для использующего, если получит огласку — если люди не любят вампиров, то как маги будут относиться к хищению магии?
    • Инициация в традиции Ордена Ледяной Руки. При вступлении в орден неофиту отрезают кисть руки, заключая её в филактерию, а отрезанная конечность по старой памяти снабжает своего бывшего владельца большой силой. Опасность приёма в том, что если уничтожить филактерию — владелец кисти мгновенно умирает. Однако в рамках морали Эпохи Орденов запретным этот приём не был. При этом отрубленные кисти являются для магов других традиций ценнейшим и редчайшим ресурсом — из них изготавливают т. н. «перчатки смерти», мощные боевые артефакты.
    • Собственно «перчатки смерти». Очевидно, что артефактор должен суметь добыть филактерию адепта вышеупомянутого ордена. Желательно заранее расправиться с адептом, так как тот явно не будет спокойно смотреть на процесс. А сами перчатки могут убить носителя, если тот не защитится особыми рунами. А если защитится — к перчатке прилагается ещё и жаждущий мщения неупокоенный дух изначального хозяина пошедшей на изготовление артефакта кисти.
    • Сэр Шурф Лонли-Локли, будучи младшим магистром Ордена Дырявой Чаши, выпил воду из ВСЕХ дырявых бассейнов ордена, единолично впитав резерв и потенциал нескольких сотен магов, и ощутимо повредился рассудком, да настолько, что его прозвали «Безумным Рыбником». В Эпоху Орденов, где каждый второй маг не являлся образцом ни высокой морали, ни порядочности, ни здравого рассудка, чтобы получить подобное прозвище, надо было ОООЧЕНЬ постараться. Впрочем, на поверку Безумный Рыбник оказался скорее курьёзом, чем значимой силой: серьёзные маги его не боялись. Ведь для магического боя нужно себя контролировать, а он долго оставался безумцем.
    • Вообще, данный цикл изобилует массой примеров запретных приемов, полный перечень которых выходит за рамки объёма данной статьи. Из наиболее эпичных: уничтожить Мир, получив взамен частичку его силы; быть переваренным заживо хтоническим чудовищем, получив максимально возможное для себя могущество; похоронить себя заживо на пару дюжин тысячелетий, чтобы обрести каннибальское бессмертие «на путях мертвых»…
  • Сергей Лукьяненко:
    • «Дозоры»: Светлое заклинание «Белое Марево», которое на короткое время схлопывает все слои Сумрака. Гесер использовал его лишь однажды, после чего поклялся никогда больше его не применять, потому что людей оно полностью развоплощает, а Иных навеки запечатывает в камень, оставляя их в сознании. Почему нельзя уничтожить (упокоить?) окаменевших вместе с их каменными телами — не объясняется.
      • Тёмное заклинание «Тени Владык», вырывающее души нескольких великих Тёмных из глубоких слоёв Сумрака. Те от процедуры впадают в состояние берсерка и крушат всё вокруг. Сам Завулон не решался его использовать.
      • Заклинание Инквизиции «Саркофаг Времён», которое заключает самого мага и его цель в Саркофаг, из которого почти невозможно выбраться и в котором маг и его жертва будут жить вечно. Неизвестно даже, будет ли Саркофаг существовать после смерти вселенной.
    • «Лорд с планеты Земля» — кварковая бомба. Применение на планете полностью уничтожает как минимум планету целиком, а при некотором невезении — всю звёздную систему и пару-тройку соседних. Категорически запрещена всеми хоть сколько-то вменяемыми цивилизациями.
  • Антон Орлов, «Убийца наваждений» — приём «волчок, летящий в пустоту»: «вырываешь из себя и как будто кидаешь в пустоту часть своей силы, закрутив её в волчок, который по дороге выдирает и наматывает на себя силу того, кто находится у него на пути». Смертельно опасное действие «на самый крайняк». Когда морочанка Демея вломилась в дом Иноры, её воспитанница Кайли смогла оглушить морочанку этим приёмом. Причём любое другое воздействие на морок только усилило бы его.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте.
    • Цикл «Архимаг» — в общем-то, все заклинания Серой Земли категории А+ — неатомные бомбы ультимативной мощи, но педаль в пол давит Пятое Заклинание — фактически мановый элементаль, первым делом пытающийся «выпить» призвавшего его мага.
    • «Апофеоз» — собственно, заглавный девайс — чакровзрыватель с радиусом поражения во всю планету (Парифат — суперземля размером с Нептун) и местная машина Судного дня. Конклав очень долго кочевряжился перед его применением — и не зря.
      • Также некоторые из ультимативных заклинаний Криабала. Так, Савроморт уничтожил Третий Ключ, открывавший проход в Хиард, с мотивацией, что «такое заклинание не должно существовать». А Бельзедор поэтому же вытребовал себе из Криабала Титанову Погибель — впрочем, он её уничтожить вряд ли сумеет, но просто положить под спуд тоже достаточно.
    • Призыв некоторых демонов с особенно серобуромалиновой с продристью моралью. Так, Сорокопут, один из последних королей сурдитов, с равной вероятностью может выполнить порученную работу задаром, заломить несусветную цену, просто замочить демонолога или вырезать вообще всех в зоне видимости — это часть его политики.
  • Олег Авраменко, «Конноры и хранители» — ритуал возвания к Высшим Силам (ради энергии). Убивает того кто это сделал. Если его поддерживает круг магов — то убивает не сразу (цена? часть тех кто были в круге тоже умрут). Зато позволяет сделать невозможное обычными средствами. Княгиню Илону канонизировали именно за это (Церковь не знала про магию и считала божественными силами, сын как раз отлично знает — и так же знает, что его мать гарантированно пожертвовала собой).
  • Олег Авраменко, «Звёзды в ладонях» / «Галактики как песчинки» — нет речь не про глюонные бомбы, ну да — они разносят планету в пояс астероидов но есть другие способы сделать планету непригодной для жизни. А вот странглетный запал — взрывает звезду. А через некоторое время — взрываются соседние, и в итоге — придется эвакуироваться другие галактики. Если вы, конечно, владеете соответствующими технологиями, и если никто не рванёт странглетный запал уже там. Во второй книге — Большое Магелланово Облако уже обречено.
  • Алексей Глушановский, цикл об Ариохе Бельском — например — маги Онера. Шансов выиграть битву — нет, противник практически неуязвим. Сдаватся — не смысла, просто принесут в жертву. Запустили ритуал массового жертвоприношения, самих себя. Через некоторое время воины восстали как нежить а маги — уже как личи, сохранившие разум и память (один из магов решил проверить свою идею). Живут. Более-менее нормально. Те из них, что изначально учились на некромантов, а вот приехавшей в госте друидке — сложно. Она уже костёр для себя собрала, а как увидела у Ариоха старый некромантский кинжал Империи Дарк, попросила упокоить себя иначе: мол, костёр — это долго и больно. Ариох в итоге нашёл третье решение.
    • Всё немного не так: выжившие после схлопывания портала маги, не имея шанса покинуть обречённый город, решили проклясть землю вокруг, превратив её в гиблое болото, но сил после боя было недостаточно, поэтому запитывали заклинание от жизненных сил. Проклятие не должно было поднять мертвецов и личей, это сделал некромант, заранее навесивший на себя и других магов разработанное им заклинание удержания души, сделав полноценных разумных личей. Также кинжал был не Ариоха, а лича, только использовать его по назначению мог живой маг.
  • «Война в потёмках» Алексей Ефимов — нет, не ядерное оружие. Прото-эвергет. Биологическая жизнь за пределами Плато Хаос — уничтожена. А нечего было Фамайа трогать. Ну живут себе и пусть живут. Да — странные воззрения. Да — достаточно жестокие законы (хотя ещё как считать). Только вот войн — они не начинали. Они их заканчивали. И не добивали противника.
  • Евгений Лукин, «Словесники» — поскольку в этом мире все слова тут же исполняются буквально, постольку знать ругательства типа «Провались всё пропадом» местным крестьянам не положено.
  • В. Зыков, цикл Дорога домой:
    • Призыв / попытка подчинения элементалей. Они чудовищно сильны, но в первую очередь стремятся убить покусившегося на их свободу мага. Минош демонстрирует правильное использование метода: попытка подчинения духов проводится «для галочки», только чтобы элементалей разозлить. Главное — подменить в ощущениях элементалей своё местоположение другим местом. Туда собственно и придётся удар взбешенных духов стихий, по мощности на порядки превосходящий то, что мог бы сотворить за то же время сам маг.
    • Обращение к Спящим. Даёт магическую силу / ощутимо увеличивает её, но рано или поздно душа незадачливого мраккультиста отправляется к покровителям, а в тело вселяется демон Спящих.
    • Ритуал «Малых Врат Огня». Исполняется отрядом разумных драконов, по эффекту — Адский Огонь из Поттерианы, то есть частично разумное и стремящееся к нанесению наибольшего ущерба пламя, но в масштабе тактического ОМП.
    • Ритуал «Моста Душ». Некромантский способ «страхования жизни»: после смерти мага заклинание переносит его душу и личность в тело субъекта ритуала, желательно другого некроманта; смерть личности субъекта для некромантов считается нормой. Вот только если запасное тело уже убили, поднимает на основе трупа нестандартного лича — силы хоть отбавляй, а от личности мага практически ничего не остаётся. Такое посмертие даже некроманты сеттинга считают позором.
    • Ритуал «Астрального Моста» — позволяет творить магию на другом континенте, но в точке проведения ритуала из астрала лезут всевозможные монстры с целью закусить телом мага и всем, до чего ещё смогут дотянуться.
  • И. Дравин, цикл Чужак:
    • Слияние со стихией. Чревато классическим развоплощением мага. Наименее опасной / наиболее изученной стихией считается Лёд — у мага сначала «отмерзают» только эмоции, и процесс куда легче прервать.
    • Служение Падшему. Стандартный вариант мраккультистов — усиление способностей, освобождение от оков морали, ресурсы сект демонопоклонников и.т.д. Опасность в том, что при жизни всякие охотники / рейнджеры / паладины / инквизиторы (и даже драконы и местный вариант вампиров) постоянно пытаются ускорить процесс отправления души к Падшему путём нанесения несовместимых с жизнью тяжких телесных. А потом собственно в том, что будет с душой, когда кто-то из светлых в своих светлых начинаниях таки преуспеет.
  • Р. Артемьев, цикл Это Хаос, детка! — обращение к собственно Хаосу:
«

Возможно, он услышит Возможно, он откликнется Возможно, он выполнит просьбу Так, как сочтет нужным. Это Хаос, детка!

»
— Р. Артемьев
  • Сергей Мусаниф, «Стрелок и Маг» — шутки ради: ЛЮБАЯ клятва, данная магом из мира игры. И последствия нарушения этой клятвы соответствуют её тексту. Если такой волшебник даст обещание, подкрепив его словами «Гадом буду, зуб даю, и чтоб мне век свободы не видать» и нарушит его, то имеет все шансы закончить жизнь в облике беззубой змеи в зоопарке. А вообще — вариации подобных наказаний так же широки, как набор клятв, которые они могут дать.

Зарубежная[править]

  • «Гарри Поттер»: заклинание Адского Огня. Применено за все книги канона один раз, полным идиотом и отморозком, который в результате от него же и погиб. В некоторой степени сюда же относятся «Империо», «Круцио» и «Авада Кедавра» — согласно некоторым намёкам, они портят жизнь не только жертве.
    • Бессмертие, обретенное путем создания крестражей, тоже не приветствуется. Создание крестража требует человеческой жертвы и, по словам Дамблдора, вредит душе.
  • Буджолд, «Проклятье Шалиона»: один из пяти богов, Бастард, управляет демонами. Если очень надо кого-то убить, можно совершить простенький ритуал и обратиться к нему, и если Бастард сочтёт намеченную жертву заслуживающей смерти, то пошлёт демона забрать её душу. Недостаток в том, что демон обязательно заберёт также и душу просящего.
  • Джордан, Wheel of Time: погибельный огонь, balefire. Погибельный огонь не просто убивает жертву — он убивает жертву ретроактивно, так что все её действия за некоторый промежуток времени аннулируются. В давней войне его использовали направо и налево, и из-за этого чуть не развалилось всё мироздание. Осознав это, обе стороны без всяких переговоров перестали использовать погибельный огонь. С тех пор большинство магов его сторонится (и мало кто вообще о нём знает), хотя это сильно зависит от степени отмороженности конкретного мага.
    • Там же более щадящий вариант: приём «Вложить меч в ножны», которому Лан обучил Ранда. Это удар, который практически невозможно заблокировать без магии, но тот, кто наносит удар, при этом сам открывается для вражеского удара, так что скорее всего погибнут оба. Ранд, конечно, использовал удар и даже выжил, но получил тяжёлую незаживающую рану, заражённую скверной Тёмного.
  • Бутчер, «Досье Дрездена»: каждый маг может один раз использовать смертельное проклятье, зарядив заклинание всей своей жизненной силой. Таким образом можно получить очень внушительные результаты, но маг в результате умирает. Именно из-за смертельного проклятья магов остерегаются убивать в честном бою, лицом к лицу: мало ли что маг нашлёт в режиме «помирать, так с музыкой»! Впрочем, опытный наёмник Кинкейд считает, что пуля в голову или сердце, выпущенная издали из крупнокалиберной снайперской винтовки, гарантирует, что маг не успеет проклясть стрелка. В конце «Перемен» Кинкейд доказывает свою правоту.
    • Там же: огонь души, soulfire. Гарри получил от архангела возможность усиливать свои заклинания за счёт энергии собственной души. Такие заклинания особенно сильно бьют по демонам и по Внешним, но есть риск, что душевные силы не успеют восстановиться, и маг умрёт (а возможно, погибнет даже его душа — в мире Гарри это возможно, хоть и при исключительных обстоятельствах).
    • Нарушение любого из Семи Законов Магии ведёт для чародея не только к скорому появлению Стражей, жаждущих отрубить ему голову, но и к более прямым побочным эффектам, из-за которых эти законы, собственно, и ввели. Особо неприятными последствиями для окружающих могут обернуться попытки «идти против хода времени» и «отворять Внешние Врата».
    • Взять монету денарианцев - едва ли не единственный способ для обычного человека, не мага, обрести немаленькие магические силы. Демон, имеющий полный доступ к твоей памяти и тысячелетний опыт манипуляции людьми, идет в комплекте с этими силами.
  • К. С. Льюис, «Хроники Нарнии»: в своём мире у Джадис на крайний случай было в запасе Недоброе Слово, уничтожающее всю жизнь на планете, кроме произнёсшего слово мага. Самому магу Слово не вредит (правда, Джадис упоминает, что заплатила за знание слова страшную цену), но понятно, что остаться на планете в одиночестве захочет не всякий злодей. Джадис, впрочем, произнесла-таки Слово, когда стало понятно, что она проигрывает войну с другой колдуньей, своей сестрой.
  • «Первому игроку — приготовиться»: Катаклизатор. Миленькая штучка, одним зарядом умножающая на ноль все аватары на локации, в которой использована. Включая того, кто использовал. Спасти вас может только мифическая дополнительная жизнь — если вам повезло ей разжиться.
  • «Ведьмак»: использование неопытным магом стихии огня может привить ему жажду разрушений и необоснованной мести.
    • Однако, Цири была вынуждена пойти на такой рискованный шаг в пустыне Корат, дабы исцелить раненого единорога, но едва не сошла с ума от этого. Если бы не применение стихии огня в благих целях и последующее отречение от магической силы, единороги ее бы убили как особо опасную.
  • Творчество Лавкрафта. Магия — вещь тёмная и опасная, часто сводит с ума. При этом практически единственный метод противостояния разным НЁХам.
    • А в играх по Лавкрафту вместо очков маны используются очки психического рассудка: если все потратишь — впадаешь в кому или поедет крыша.
  • Туи Т. Сазерленд, Драконья Сага - дракомантия. Дракоманты с каждым использованием своей силы теряют частички души, вследствие чего сходят с ума. Как примеры - принц Альбатрос, выстроивший целый дворец из зачарованного камня и полжизни активно колдовавший для своей стервы-сестры, впал в неадекват и перебил всех членов королевской семьи (кроме своих внука и внучки); Анемона, чьей силой без зазрения совести пользовались Коралл и Мальстрим, клеилась к Мракокраду (вплоть до того, что чуть не заставила его забыть Луну), избила вышепомянутую Луну и собиралась убить своих мать и сестёр, чтобы стать королевой (если бы не Карапакс, то у Анемоны вполне могла бы получиться); и Карапакс, который, впрочем, держался молодцом.

Фанфики[править]

  • «Чёрная книга Арды»: вырвать с корнем кусок Арты (а это живой и чувствующий мир, на минуточку), обратив его в ничто, и взять себе его силу? Довольно сильное искушение для мятежного бога, растратившего собственные силы, оторванного от Эа и закованного в заклятые наручники. Но Мелькор справедливо считает, что Возлюбившему Мир такие мерзости делать не годится, и категорически не желает причинять боль Арте. Хотя порой его вынужденное бездействие тоже приводит к весьма неоднозначным результатам.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — Адское Пламя. Каждый раз, когда маг использует его, он теряет одну каплю крови навсегда. То есть, её вообще никак в принципе нельзя восстановить. А если использовать слишком часто…
    • Боевая трансфигурация. Трансфигурация здесь в принципе одна из опаснейших магических дисциплин, а уж чтобы применять её как оружие, нужно или быть очень компетентным, или не дружить с тормозами. Дамблдора здесь характеризуют как мастера трансфигурации словами о том, что «он даже использовал трансфигурацию в бою и всё ещё был жив». Сам Г. Д. П. Э. В. тоже применил трансфигурацию в бою, как минимум два раза (и оба раза ситуацию уже нельзя было назвать иначе как катастрофической).
    • Зельеварение, ещё более внезапно, чем трансфигурация. Основной принцип работы зелий периодически открывают заново только потому что если его куда-нибудь записать, кто-нибудь может его прочитать, а потом наварить… всякое. И, как вы уже догадались, протагонист тоже находится в числе этих переоткрывателей. Все зелья в ГПиМРМ действуют по одному основополагающему принципу — высвобождают символически накопленную в потраченных ингредиентах энергию. Т.е. зелья можно варить вообще без магических компонентов — например банальная листва с деревьев на выходе даёт зелье — аналог световой гранаты, т.е. мощную вспышку, высвобождая поглощённый для фотосинтеза свет.
  • Фандом Поттерианы — эликсир бессмертия мэтра Николя Фламеля. В фаноне встречается перекликающийся с Fullmetal Alchemist обоснуй, почему за 600 лет, несмотря на наличие живого и адекватного доказательства возможности процесса, никто не смог повторить Magnum Opus. Великое Деяние требует не менее великих жертв, даруя алхимику лишь малую толику жизненных сил убитых. И создание философского камня с эпидемией чумы в Европе совпадает совсем не случайно.
    • С. Юрченко, цикл Школьный демон — Грань Нереальности. Там можно силами одного мага провести ритуал, равноценный применению стратегического ОМП.

Кино[править]

  • Расширенная вселенная «Звёздных войн»: техника боя Джуйо для джедаев (и её более-менее адаптированная к джедайству форма Ваапад). Для их применения необходимо распалять в себе эмоции (а упиваться в реальном бою светлыми эмоциями затруднительно), что постепенно переводит использующего на Тёмную сторону силы. Известен лишь один джедай, который использовал Ваапад и не перешёл на Тёмную сторону — это Мейс Винду, его и создавший. Умудрился распаляться праведной радостью от сокрушения зла.
  • «Бездна» Кэмерона — трюк с клинической смертью от переохлаждения (чтоб не получилось биологической смерти от недостатка кислорода). Да и использование системы жидкостного дыхания в финале…
  • Мстители: Война Бесконечности/Финал — Перчатка Бесконечности. Танос — единственный, кто смог её вообще укротить, и щёлкал пальцами дважды (и выглядел он после этого не очень). Халк и Тони Старк щелкали по разу — обоим хватило, Старку — даже с головой.
  • "Поцелуй Дракона" - главный герой, оперативник китайской разведки, настолько крут что не использует огнестрел и специально никого не убивает даже в казалось бы безвыходной ситуации. Самый запрещённый приём "поцелуй дракона", втыканием иглы в точку специальную акупунктуры с перекрытием кровотока в телу, в результате чего вся кровь приливает к голове и приводит к жуткой смерти - он использовал только на главгаде, который такая мерзотная тварь, что однозначно это заслужил.

Мультсериалы[править]

  • Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir — использование камня павлина истощает жизненные силы носителя. Именно из-за него Эмили оказалась в нынешнем состоянии. Насколько понял автор правки, проблема не в талисмане как таковом, а в том, что он повреждён, но это не точно.
    • Неконтролируемый катаклизм Плагга также опасный и запретный.
    • Также опасно и запретно заставлять Белого Кота стимулировать свою разрушительную силу.
  • Монкарт — сила Хаоса. Она делает монстра гораздо более мощным, но если использовать зерно Хаоса не по мере, то он теряет контроль над собой, а слабым и чистодушным монстрам вообще вредно для здоровья. Только для Апполиона и возможно рыцаря Дестро сила Хаоса как родная.
  • Kung Fu Panda — Пальцевый захват У-си. Только не пальцевый захват У-си!!!

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Slayers — заклинание Гига Слейв, которое призывает хаотическое верховное божество и в случае неудачи может распустить по швам весь мир.
  • Outlaw Star — кастер-патроны №4, 9 и 13. Содержат в себе самую сильную магию, но по причине общего упадка магии во Вселенной им неоткуда брать ману, и поэтому они отнимают жизненную энергию у стрелка.
  • Hellsing — при желании Алукард может снять с себя все ограничения, призвав на поле боя всех, кого убил за свою долгую нежизнь. Так как души — лишние жизни и топливо для вампирской регенерации, то можно потерять большую часть накопленного добра за один бой, да и сам Алукард становится уязвимым ко всяким кольям и крестам. Из плюсов — возможность, черт подери, призвать армию из ниоткуда! Последняя атака валашских рыцарей посреди разбомбленного нацистами Лондона на войска Миллениума и Церкви выглядела эпохально.
    • На самом деле инверсия — если только специально не искать поражения, то можно тут же на месте просто выпить всех, кого успеют накрошить твои фамилиары (а такая толпа накрошить успеет многих), до кучи еще и повысив свой уровень.
  • Насуверс — любой маг может превысить свой уровень возможностей, перегрузив свои магические цепи (призрачные нервы, которые и делают человека магом) и использовав собственные нервы в качестве одноразовых цепей. После такого маг может как отделаться жуткой болью, всегда сопровождающей использование магии, так и сжечь свою нервную систему с ожидаемым исходом.
    • Также в Heaven’s Feel Эмия Сиро получил руку Арчера, используя которую он может поднять свои способности до уровня героических душ, расплачиваясь за это постепенной деградацией сознания и, в итоге, превращением в овощ или смертью от материализации бесчисленных клинков внутри его тела.
    • Собственно, сам ритуал Войны Святого Грааля. Для его осуществления участники, по сути, пиратят героические души из Трона Героев, призывая как боевых фамильяров лишь для этого локального махача. Хотя в идеале те должны использоваться Миром (Алайей) как Стражи Противодействия (хранители мирового баланса). Итогом каждого такого чемпионата должно быть либо попадание в Акашу, либо исполнение любого другого желания. Но цена этому — куча жертв (помимо самих участников) и разрушений (война же, чего вы хотели?). Да и не факт (очень не факт), что самому Миру нравятся подобные мероприятия.
    • С фитильком: призыв слуги класса Эвенджер во время Третьей Войны. Айнцберны рассчитывали, что, заменив класс Берсеркер на такой вот кастомный класс, получат поистине имбового слугу (практически бесконечный, самовосстанавливающийся запас маны и уникальные магические способности). Однако тот проиграл почти в самом начале, зато загадил Грааль, перечеркнув возможность нормально его использовать в будущих войнах.
    • Тоно Сики в «Цукихимэ», когда использует свои Мистические глаза. Собственно, при использовании убивает свой мозг непосредственно, сходит с ума и теряет зрение. В большинстве бэд-эндов, собственно, переходит предел, уходя в закат по тем или иным причинам.
    • Аодзаки Аоко в «Махоцукай-но Ёру». Само использование ей колдовства очень уж не нравится Воли Мира, так что каждый раз используя свои магические цепи по-взрослому Аоко играет в русскую рулетку (частично решается ближе к финалу романа). Сам троп в его изначальном понимании — использовании Пятой магии Аоко в финальном бою против своей сестры Токо. Само использовании «Синевы» (магии, которая может управлять временными отрезками, но на самом деле существует для чего-то ещё) подкармливает вселенскую энтропию и приближает тепловую смерть вселенной.
  • Claymore — все девушки-клэйморы имеют в себе часть плоти чудовища-ёмы и могут пробуждать в себе ёки, силу ёмы. Из-за этого их сила и скорость существенно повышаются, а внешность искажается. Но если воительница использовала слишком много ёки, то она Пробудится — навсегда и необратимо станет чудовищем-людоедом как внешне, так и ментально. Все клэйморы носят в рукояти меча чёрную карту, с помощью которой могут попросить другую воительницу убить себя, если почувствовали, что Пробуждение близко.
  • Naruto — призыв Шинигами, могущественного бога смерти, который исполняет желание шиноби, но забирает его душу.
    • Техника открытия «8-ми Врат», разработанная Майто Даем, позже применяется его сыном Майто Гаем и его учеником — Роком Ли. Открытие Врат постепенно снимает природные ограничители организма, тем самым подвергая тело непредусмотренным нагрузкам. Врата до 7-ых чреваты той или иной степенью инвалидности. Но открыв последние, шиноби сжигает собственную жизнь, на несколько остающихся до смерти от эффекта Врат минут повышая свои боевые возможности на несколько порядков.
    • 8 врат были и до Дая, иначе откуда о них знать Мадаре и одному филерному персонажу?
  • Bleach — некоторые заклинания кидо являются запрёщенными. Для примера — хадо №96 «Итто Касо» создает огромный огненный столб, но требует для выполнения пожертвовать часть тела (например, руку) в качестве катализатора. Также запрещены кидо, манипулирующие пространством и временем (за их использование Тэссая и изгнали).
    • Банкаи некоторых персонажей, особенно Ямамото, жар которого может испепелить всё Сообщество Душ и даже самого Ямамото.
    • И, конечно же, Финальная Гэцуга Тэнсё ГлавГероя. Последствия её применения — полная потеря Ичиго сил шинигами (поэтому и Финальная).
    • «Квинси: Лецт Штиль» (результат надмозгования. Пишется «letzte Stille», читается по-немецки «летцтэ штилле», означает «последняя тишина» / «последний покой») — аналогично предыдущему, но для квинси.
  • Берсерк — использование бехелита по прямому назначению: во-первых, для этого нужно принести в жертву близкого человека (или нескольких человек), во-вторых, если после использования бехелита погибнуть, то финальным пунктом назначения будет ад (а в аду ждут те самые жертвы), и в третьих, шанс прилично выглядеть после превращения в апостола невелик — собственно, прилично выглядят только офицеры Новой Банды Ястреба, Розина, Слэн и Фемто, остальные являются прекрасными образцами биологии по Фрейду. Ну и в четвёртых — к пользователю тарифа «Рука Бога он-лайн» может придти одноглазый и однорукий амбал и потребовать оплаты всех счетов разом.
    • Доспех Берсерка — человек, использовавший его, может умереть от перенапряжения или потери крови (да, доспех отключает болевые ощущения и фиксирует сломанные кости, но раны не лечит). Кроме того, использование доспеха приводит к впадению в состояние берсерка (а вы думали, почему он так называется?) и вызывает риск убить всех, кто находится в пределах досягаемости — и своих, и чужих
  • Fairy Tail — «Ледяной гроб»: заклинание созидателей льда, которое запечатывает противника навечно в прочнейшем леднике… Который образуется из тела заклинателя. Поэтому использовалось за мангу лишь один раз, а попытки одного из главных героев использовать его уже третий или четвёртый раз вызывают у читателей лишь фэйспалм.
    • «Последние Века»: заклинание из магии времени, позволяющее «отмотать» время назад ценой очень быстрого старения заклинателя. Было использовано только один раз, и при этом, состарив молодую девушку до состояния дряхлой старухи, отмотало время на три(sic!) минуты назад. Впрочем, этого хватило.
    • «Закон Феи» тоже старит заклинателя, однако при этом убивает всех его врагов, находящихся поблизости. Его предыдущая версия, «Закон», вообще накладывала на кастующего проклятие.
  • Inazuma Eleven — «Императорский пингвин-прим», техника «Тэйкоку-гакуэн» созданная Рэйдзи Кагэямой. Если использовать её два и более раз, исполнитель скорее всего не сможет двигаться вновь из-за того, что его тело не осилит давления, а кости и мышцы разрушатся. Была применена Дзиро Сакумой во время матча «Син-Тэйкоку-гакуэн» против «Раймона» в 37 серии.
  • Redline — будучи добавленным в топливо, «паросвет» даст колоссальное ускорение. Настолько колоссальное, что оно попросту убьет пилота — собственно, потому он и является скорее символом, чем реально полезной вещью. С фитильком: по ходу гонки постепенно перестают работать и законы реальной физики, и какие уж есть правила этой вселенной, и мир начинает подчиняться только и исключительно правилу крутизны, так что когда дело доходит до паросвета, героям не вредит уже ни он, ни последующие еще более жесткие способы разогнать их машину.
  • One Piece — форма монстра у Чоппера, получаемая при принятии трёх Рамбл Боллов подряд. Значительно увеличивают силу и устойчивость к урону, да и вообще делает очень и очень серьёзной боевой единицей… вот только при этом оленёнок превращается в здоровенную неуправляемую зверюгу, нападающую на всех без разбора. Неудивительно, что до таймскипа (после которого способность стала контролируемой) форма применялась всего два раза — в Эниес-Лобби и на Сабаоди.
  • Simoun — Изумрудный ри-мааджон, фигура пилотажа на местных волшебных вундервафлях. Никто толком не знает, что он делает, и после того, как Амурия вскользь упоминает о том, что он возносит пилотов к местному божеству Темпус Спатиум, его неправильное исполнение провоцирует взрыв, который стирает в мелкую крошку целую армаду противника и Амурию заодно. Как оказалось, она всё же была права: правильный Изумрудный ри-мааджон позволяет неограниченно перемещаться во времени и пространстве и дарует дефективное бессмертие.
  • Бессмертный мечник в обратном мире — в мире матриархата существует техника «Ядовитой ладони» позволяющая убить врага с одного удара, цена за это разрушение перспективы дальнейшего роста в боевых искусствах и невозможность овладеть прочими магическими боевыми техниками, поэтому неудивительно что этой технике обучали исключительно ассасинов-камикадзе.
  • Непризнанный школой король демонов — в мире ранобэ у каждого существа есть так называемая «Основа» (одновременно душа и источник магических сил, позволяющий своему обладателю перерождаться) и существует удар в котором человек, или бог или демон может разрушить свою «Основу» чтобы нанести критический удар по врагу, но это означает полную и окончательную смерть, даже протагонист король демонов Авос Вальдигорд считает этот удар крайним средством который ни в коем случае не стоит применять, неважно кто это сделал друг или враг.
  • Black Rock Shooter: Dawn Fall — «режим перегрузки» у химетеос-юнитов. Все химетеосы и без своего оружия на голову превосходят по физическим показателям обычных людей, а с режимом перегрузки и вовсе могут выносить вперёд ногами самые монтруозные машины и биомеханизмы Артэмис. Правда, относительно безопасными считаются лишь первые 10 секунд работы этого режима, ну а при превышении этого лимита тело химетеоса начинает перестраиваться в полноценную машину: мало того, что процесс необратим, так ещё и не гарантирует его выживание даже по окончанию такой «перекройки». От главной героини, применившей «перегрузку» в финальной битве, сначала остался лишь искрящийся эндоскелет, а после и он рассыпался прахом.
  • Senki Zesshou Symphogear — «лебединая песнь» для любого носителя симфогира служит аварийным механизмом, высвобождающим всю мощь доспеха в виде взрывной энерговолны или буста систем, однако очень сильно истощает организм носителя и может привести того к гарантированной смерти при низкой совместимости с реликвией (что и случилось с Канадэ). В лучшем случае — отправляет носителя в кому, как это было с Цубасой. Технически, купировать урон по организму от этого режима можно с помощью препарата «линкер», но и передозировка им тоже чревата соответствующими симптомами.

Видеоигры[править]

  • Читерство! В однопользовательской игре читер ничем не ограничен, в многопользовательской — ограничен системой безопасности, везде — количеством багов и уязвимостей. И, в зависимости от прошаренности читера и количества дыр в игре, степень крутизны читера варьируется от «стреляет из пистолета со скоростью пулемета, попутно садя картошку малой совковой лопатой со скоростью комбайна», заканчивая «сам банит администрацию». Об опасности говорит факт, что за читерство можно схлопотать бан. А уж если о читере узнают знакомые геймеры в реальной жизни…
  • Педаль в асфальт — флэш-игра Forbidden Arms состоит из таких приёмов чуть более, чем полностью.
  • Warcraft — использование демонической силы против демонов же. Частный случай — освобождение Тирандой Иллидана перед битвой эпического масштаба. ЧСХ, и люто помогло, и дико навредило.
    • Ещё одним из многих примеров тропа является призыв воргенов[1]. В своё время это сделали независимо друг от друга Велинда Песнь Звёзд (для очищения Сумеречного Леса от демонов) и верховный маг Аругал (для борьбы с Плетью в окресностях Даларана). И в обеих случаях проблем от этого было на несколько порядков больше, чем пользы. Особенно во втором.
  • Превращение героя в тёмную сущность в играх типа American McGee Alice, The Suffering, Painkiller. Может ограничиваться по времени, снижать уровень защиты, вызывать ухудшение обзора и т. п.
  • Серия The Elder Scrolls: несколько примеров.
    • Ту’ум по заветам Юргена Призывателя Ветра используется только для действительно важных решений и прославления богов. Судя по тому, что ученики Юргена Седобородые существует и в IV-ой эре, а применявшие драконий язык как дешёвую замену магии Языки не пережили и I-ой — не без оснований.
    • Мощнейшие техники шехая то ли не применяются, то ли забыты поющими мечами Хаммерфелла: слишком мощные. Одной из них была уничтожена родина редгардов. Ядерным, мать его, взрывом.
    • Древний кимерский ритуал, в ходе которого были созданы (или призваны из Обливиона) Братья Раздора — могущественные монстры, с помощью которых кимеры победили нордов. Как выяснилось позднее, укротить их было непросто, и Братья погубили немало людей и меров, прежде чем были скованы. А во Вторую Эру, в ходе Войны Альянсов, их снова пробудил маг из Дома Индорил…
  • Серия Ultima: в течение нескольких игр магам было доступно заклинание Армагеддон, уничтожающее всё живое в мире (или, по крайней мере, на континенте), кроме самого мага и носителей особо сильной иномировой защиты. В конце концов в девятой игре, как ни странно, оно понадобилось по сюжету для уничтожения крохотного измерения вместе с главным злодеем.
  • Fallout 4, DLC Far Harbor — планы самозащиты ДиМы так напугали его самого, что он предпочел их полностью забыть.
  • Tales of Berseria — негативные последствия слияния экзорциста со своим малахимом (кто сказал «Дух бесплотный, единение!» «Shaman King»?) ощутимо перевешивают достоинства в виде прибавок к силе. Чтобы минимизировать ущерб и не дать пользователю превратиться в дракона, к приему был добавлен «защитный механизм», который просто убивает экзорциста, если бой затянулся. Впрочем, Оскар, Мельхиор и Арториус, в отличие от статистов, не дошли до стадии самоуничтожения. Последние двое теоретически могли обуздать силу, полученную после слияния, а вот Оскару, как первому испытателю, явно повезло, что Велвет уложила его так быстро.
  • DoomRL — термоядерная бомба. Сжигает уровень вместе с героем. Нет, конечно, зелёная сфера неуязвимости защищает и от неё, но не рассчитать время действия при какой-то хитрозакрученной многоходовочке — легче лёгкого.
  • Minecraft — ведро лавы, мощнейшее в игре оружие, которое, однако, действует и на применившего его и поджигает все в округе.
    • Достаточно же просто вылить его не под себя, а рядом. А растекается лава медленно.
      • А если выпить зелье — то и под себя можно.
  • Genshin Impact — если переборщить с использованием Глаза Порчи, то его сила обратится против пользователя, что и случилось с отцом Дилюка и Кэйи, когда он использовал его на Урсе, впрочем, своей цели он всё равно достиг, спася Дилюку жизнь. Да и даже при умеренном использовании Глаз Порчи питается жизненной силой пользователя, довольно быстро убивая носителя.
  • Darkest Dungeon — немало их есть:
    • Аж 3 приёма варварши ощутимо её дебафают, заставляя набирать в команду бафферов или брать ещё и «выброс адреналина». У неё же — боевой транс, повышающий урон на первой позиции и понижающий на всех остальных.
    • Трансформация выродка: в режиме монстра он получает стресс каждый ход. Если по какой-то причине бой затянется, это может кончиться плохо.
    • Финал шута ОЧЕНЬ больно его дебафает, чем объясняет странность бесплатных целебных трав при взятии героя. Да, можно финалкой добить последнего танка, но если прямо сразу будет другой бой, шут начнёт его беззащитным.
    • Доведение флагеллянта до сотни стресса. Да, он гарантированно получит 25 % урона и 3 скорости, но −20 уклонения. А кроме того, всё равно будет чудить, атакуя кого попало включая своих, прыгая по рядам и ставя на себя метку, а также просто действуя на нервы. Не говоря уже о том что приличный процент урона флагеллянта составляют кровотечения, на которые бонус не действует, а вторая функция героя вообще лечение.
    • Хождение в полной темноте. Даже если у вас специально подготовленный отряд, это всё равно заигрывание с рандомом. То же самое касается сборок на шанс душевного подъёма.
  • StarCraft — пси-эмиттеры же. Разместив сие устройство на целевой планете, можно затравить её зергами, с печальными последствиями для всех — мирных жителей, местных войск или повстанцев. Вот только проблема одна: зерги никого не слушаются и грызут всех без разбору. Конфедераты, применявшие пси-эмиттеры для травли непокорных пограничных миров, стрельнули таким образом себе в ногу — ну не были они готовы к тому, что один ушлый террорист дорвётся до чертежей пси-эмиттеров и вздумает применить их против уже столичного мира.
  • Hunted: The Demon’s Forge — в ходе бесчисленных войн за власть над всем Кала Моор один из древних полководцев не то изобрел, не то открыл месторождение идеального боевого стимулятора, получившего название следж. С его помощью он смог создать совершенную армию, но быстро обнаружилось, что в больших дозах следж начисто порабощает волю. Полководец превратился в гигантского демона, полурастворившегося в следже, а его войско скатилось до кровавых отморозков. Герой, которому удалось сокрушить безумные орды и убить демона, не сумел устоять перед искушением и занял его место. И так повторялось еще множество раз. Если в самой игре при прохождении хоть раз усилить персонажа, выпив следж, то в конце герой неизбежно займет место главного гада.

Визуальные романы[править]

  • Monster Girl Quest — спящий режим Луки. Лука в своём спящем состоянии невероятно силён, но если он будет слишком злоупотреблять тайной силой, его тело будет медленно поглощаться, заменяясь чистой святой энергией. В третьей главе оказывается, что это скрытые ангельские способности, которые трудно выдержать телу человека. Правда, там герою всё равно пришлось активно их юзать ради спасения мира, что едва не закончилось его смертью (к счастью, его спасла умирающая богиня Илиас).

Настольные игры[править]

  • Dark Heresy — хрестоматийным примером является целый класс персонажей, а именно имперские псайкеры. Как вам десятипроцентный шанс на каждый бросок (а их может быть до шести за раз) каста психосил вызвать варп-аномалию, т.н. Perils of the Warp (в народе «перила»). Эффекты — от мелкой неприятности до болезненной обратки или даже в четверти случаев варп-прорыва, который гарантированно даёт порчу и накладывает рандомный эффект от крупной неприятности до превращения в необузданного демонхоста (можно попытаться отбиться или себя заколоть) или гарантированной и необратимой пропажи персонажа в варпе. И всё это может случиться при каждом касте. А ещё в демонхоста может превратиться и враг...
    • Правда справедливо это все для малоопытного псайкера. К высоким рангам любой здравомыслящий псайкер обретает необходимый набор перков, сводящий вероятность нежелательных эффектов практически к нулю. Однако до них ещё нужно дожить, а активно кастующий молодой псайкер рискует и сам помереть и группу с собой взять, к большому неудовольствию ГМа.
    • Заклинание Холокост туда же. БСВd10 урона с эффектом полного уничтожения как на материальном так и на варповом уровне, то есть истинно убивает демонов, а не просто отправляет в варп. Но платить приходится нанесением себе 1d10+1 урона игнорирующего все защиты, что даёт риск сгореть если псайкер не был полностью здоров и кубы легли неудачно. Ну и чтобы скастовать заклинание нужно выкинуть 23 фокуса, а чем чреват любой дополнительный кубик фокуса смотри выше.

Реальная жизнь[править]

  • Воздушный таран — гарантированно уничтожает самолёт противника равного класса (был уникальный случай, когда тяжёлый бомбардировщик привёз «в себе» на базу кусок протаранившего его истребителя), но слишком велик шанс критического повреждения собственной машины. Достаточно сказать, что почти половина выполнивших воздушный таран летчиков награду за героизм получили уже посмертно.
    • Огненный таран, при котором летчик направляет горящий самолет на наземную цель, относится к другому тропу — из 237 случаев исполнения выжил только один экипаж, да и то не в полном составе и чудом.
  • Различные военные стимуляторы, в первую очередь метамфитамины и прочее. С одной стороны, обеспечивают прилив сил. С другой — вызывают привыкание, дают интересные побочные эффекты, дают не менее интересные эффекты после отмены препарата и сильно сажают организм в целом. Поэтому сейчас считаются средствами «последнего шанса».
  • Легендарный прием «ай-ути» заключающийся в намеренном открытии противнику для нанесения ему смертельного удара. С прикрученным фитильком, ибо (а) взять в ад компанию для самурая круто и почётно, (б) — сам прием считается легендарным, (в) — если два самурая одновременно убили друг друга, то потом рассказывают, что это было именно «ай-ути».
  • Оружие ядерное, химическое и биологическое. Особо стоит подчеркнуть моральный компонент — сторона конфликта, первой применившая что-либо из этого набора, практически по умолчанию становится неправой в этической оценке конфликта.
    • Ядерные бомбы очень опасны для самолёта, с которого сброшены. Даже при сбросе с большой высоты самолёт получает изрядную встряску — не говоря уже о том, какую дозу радиации ловит его экипаж.
      • Торпеды с ядерной боевой частью ещё хуже: ударную волну вода передаёт куда сильнее. Именно поэтому стрелять ими предписывалось только на предельную дистанцию и только в критических случаях: если цель уже начала запуск своих ядерных ракет. Или по береговым объектам, в этом случае взрыв, по крайней мере, происходит на поверхности воды, что изрядно гасит гидродинамические последствия.
    • Опасность химического оружия преувеличена СМИ. Оно, конечно, вещь крайне неприятная, но ставить его в один ряд с ядерным, как это сейчас делают, нельзя. После Первой мировой химическое оружие таки попало в категорию «опасных и запретных», и во Вторую в боях не применялось. Существует популярная легенда, что бывший ветераном Первой мировой Гитлер запретил применение ХО лично. В наше время применение неконвенционального оружия (и даже попытка разработки оного, и даже предположение о такой попытке, см. Ирак) поставит применившего в положение изгоя с ощутимыми последствиями (на самом деле все гораздо сложнее, ибо политика, но официально именно так). Кроме того, если для ядрен-батона нужны технологии, производственные мощности и соответствующее сырье, то для синтеза того же иприта достаточно промышленной базы начала прошлого века, на каковой он собственно и выпускался. А для устроения терракта вообще достаточно баллона промышленного хлора и смертника, готового сорвать вентиль с этого баллона в жилом районе.
      • Причина изменившегося восприятия проста: против подготовленной и готовой к применению ХО армии оно малоэффективно. Военные слишком хорошо знают, что в этом случае делать, имеют слишком много средств защиты и специалистов именно по данному вопросу. Какой-то ущерб ХО нанесёт, но заявкой на победу даже в сражении, не говоря уж о современной войне в целом, едва ли станет. Зато ХО прекрасно уничтожает мирное население, которое серьёзных средств защиты не имеет и не готово их применять. Ну а целенаправленно уничтожать мирное население всё-таки считается дурным тоном.
    • А вот биологическое оружие может оказаться ещё опаснее ядерного: у последнего, по крайней мере, радиус действия и все последствия относительно изучены и предсказуемы. Эффект от ЯО экспоненциально убывает, начиная от момента взрыва, и с удалением от места его применения (с поправками на ветер и.т.д.). А вот БО со временем крайне медленно утрачивает эффективность, если утрачивает вообще. Собственно, от применения биологичекого оружия в XX-XXI веках отказались в первую очередь именно из-за его полной непредсказуемости: оно может и не нанести противнику существенного ущерба, зато нанести своим, достаточно ветерку подуть не туда или случайно захватить не того пленного. Или угробить и тех, и других, причём уже после заключения мира. С тех пор ничего особо не поменялось: технологии, конечно, на месте не стоят, но эти особенности связаны с самой природой биологического оружия. Закодировать же в вирусе или создать в виде бактерии некую фантастичекую наномашину, которая сама прочитает геном клеток атакуемого организма и с достаточной избирательностью атакует только представителей определённой хотя бы расы (не говоря уж об этносах, которые вообще определяются культурой, или конкретном человеке), пока далеко за пределами даже фантастики ближнего прицела. И не факт, что задача вообще имеет решение, хотя бы потому, что и вирусы, и бактерии умеют мутировать и если повысить вероятность мутации легко, то вот полностью ее исключить невозможно в силу опять-таки самой природы биологических процессов. А значит, есть ненулевая вероятность, что наш фантастический чудо-вирус начнёт косить своих создателей или всех подряд.
      • В стародавние времена «биологическим» оружием регулярно пользовались, реализовывая принцип: «если в твоём войске мор — подкинь его врагу». Ну и тушки заражённые кидали как в замки, так и из замков.
    • «Катюши», изначально оснащавшиеся зажигательными снарядами. «Русские, уберите адский огонь, а то применим газы». Действительно ли был этот ультиматум или нет, но после битвы за Москву зажигательные снаряды в «катюшах» не использовались. Хотя есть версия проще — довоенные запасы (авиационные реактивные снаряды, которые применялись еще на Халкин-Голе и в Финляндии и среди которых были и зажигательные, и дистанционные для стрельбы по самолетам, и бронебойные) закончились, а после начала войны для «катюш» и Ил-2 выпускались простые осколочно-фугасные снаряды.
  • Удар ниже пояса. Очень больно и не факт, что без последствий для организма. К тому же опасен и для бьющего: при неудачном исполнении возможны два исхода:
    • Если промазать, легко можно самому получить по шарам в ответ от противника, который до этого дрался по «джентльменским правилам», а теперь уже нет.
    • Если у противника высокий болевой порог, то вместо потери боеспособности он озвереет, и его станет намного труднее загасить.
  • Использование головы в драке как ударного инструмента. Достаточно сказать, что ты сам бьешься башкой о твердый предмет — голову противника! Удар головой в голову хорош только при неожиданном исполнении, когда твердый и малочувствительный лоб бьет по уязвимому лицу противника (глаза, нос, зубы, губы и т. п.) — отличное начало драки, противник если и не вырублен, то шокирован и напропускает еще, уже «обычных» ударов руками/ногами. Не контрится — до самого момента удара головой противник с тобой «просто разговаривает», может даже произносить что-то примирительное, развести руки в стороны и растопырить пустые ладони — смотри, я без оружия, я не нападаю, я же открылся весь! Отходить, часто, просто некуда. Начать толкаться — ты первый перешел к, как бы сказали дворяне пушкинской поры, «оскорблению действием», виноват. Стоишь столбом — получи лбом в морду лица и все, что причитается далее. Каким-то чудом заметил начало исполнения приема — в лучшем случае можешь мотнуть головой навстречу и, буквально как бараны, столкнуться лбами, получив оба примерно поровну. Уклониться не получается, времени нет. Сам удар неплохо бы освоить — предельно подленький, но реально эффективный прием.
    • Удар головой в живот — выглядит непрактично / комично. Если же, как в некоторых игрушках, бить головой с разбега — в реальности-то у нас череп крепится к позвоночнику достаточно слабо, если хорошенько разогнаться и ткнуться во что-то башкой, можно весьма сильно пострадать, до летального исхода включительно (перелом основания черепа).
  • Удары в горло и рекламировавшиеся некоторыми горе-мастерами в книжках удары пальцами в глаза. Во-первых, нанести такой удар, тем более — сделать это правильно, сложно: человек рефлекторно защищает глаза и горло, это достаточно небольшие области, которые относительно легко прикрыть или отклонить удар. Ткнув со всей дури пальцем не в глаз, а в лоб или щеку, вы скорей всего серьёзно травмируете… палец. Поэтому, если только вы не отработали подобные приёмчики до совершенства, лучше и не пытаться. Во-вторых, если удар всё-таки достигнет цели, вы получите труп или серьёзно покалеченного противника. Если идет бой не на жизнь, а на смерть, то туда ему и дорога, а если нет?
  • Удары в колено и в голову. На грани данного тропа, ибо опасны не столько для применяющего, сколько для жертвы. Вот только аналогично предыдущему пункту: удары по коленям очень травмоопасны и бытовую драку, в виде тыкания друг друга по рёбрам без особых последствий, могут превратить в нанесение тяжких телесных повреждений. Так что крепко подумайте, готовы ли вы иметь дело с последствиями. С ударами по голове сложнее: кости пальцев довольно хрупкие, а окружающие мозг — напротив, одни из прочнейших. Тем не менее, удар по голове легко может стать фатальным (см. выше про слабое крепление черепа к позвоночнику, да и просто слабые места в черепе на самом деле есть), даже если вы не имели таких намерений. Поэтому грамотный тренер на первых же занятиях боевым искусством объясняет, чем такие удары могут закончиться.
  • Cкручивание пятки. Запрещено на большинстве любительских соревнований. Причина - в отличии от большинства болевых приёмов, плохо чувствуется в стадии исполнения. Т.е. у обычного приёма последовательность такая - «не больно - терпимо - очень больно (где большинство и сдаётся) - травма». В случае же скрутки стадия «очень больно» отсутствует, и сразу начинается травма. А травмы там довольно серьёзные, разрыв коленных связок заработать проще простого можно.
  • Из бросков - броски на голову и «ножницы», способные также привести к травме ноги противника.

Примечания[править]

  1. Воргены — некогда друиды, умеющие принимать волчью форму, которые не сумели контролировать свои способности, одичали и превратились в тех бесжалостных убийц, которыми их все сейчас знают. После того, как их опасность для мира стала для всех очевидной, их изгнали то ли в другой мир, то ли в другую временную ветку.