Бюджет пишет сюжет: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Строка 89: Строка 89:
* «[[Кэрри]]» — из-за недостатков бюджета в кино не попали некоторые «подвиги» героини, вроде взрыва бензоколонки и разрушений в городе (всё ограничилось школой), а её дом просто сгорает, а не разрушается камнепадом.
* «[[Кэрри]]» — из-за недостатков бюджета в кино не попали некоторые «подвиги» героини, вроде взрыва бензоколонки и разрушений в городе (всё ограничилось школой), а её дом просто сгорает, а не разрушается камнепадом.
* «Челюсти» — то, что акула толком появляется в фильме лишь под конец, было вызвано несовершенством тогдашних технологий. «Брюс», как прозвали механическую акулу, то и дело выходил и строя и тонул, в итоге Спилбергу пришлось задействовать его по минимуму и отказаться от некоторых задуманных сцен с акулой, что во многом только пошло фильму на пользу. Пример [[с прикрученным фитильком]] — бюджет фильма был не маленьким, а «Брюс» считался чуть ли не вершиной спецэффектов.
* «Челюсти» — то, что акула толком появляется в фильме лишь под конец, было вызвано несовершенством тогдашних технологий. «Брюс», как прозвали механическую акулу, то и дело выходил и строя и тонул, в итоге Спилбергу пришлось задействовать его по минимуму и отказаться от некоторых задуманных сцен с акулой, что во многом только пошло фильму на пользу. Пример [[с прикрученным фитильком]] — бюджет фильма был не маленьким, а «Брюс» считался чуть ли не вершиной спецэффектов.
* «Сотни Бобров» - поскольку бюджет фильма составлял 150 000$, и снимался он не на крупной киностудии, а группой любителей в лесах Висконсина, всех животных играют люди в ростовых костюмах. В итоге это только добавило фильму атмосферности, и дало повод для примерно половины всех гэгов в фильме.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===

Текущая версия на 15:18, 1 июля 2024

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Непреодолимой преградой для реализации всех задумок выступает недостаток бюджета.
« Блокбастер: по улице едет лимузин и взрывается в кадре.
Высокобюджетное кино: по улице проезжает лимузин и взрывается за кадром.
Низкобюджетное кино: Интерьер. Все, кроме Гриши и Вована, сидят в офисе. Врывается Гриша: «Вована убили! Взорвали! Прямо в лимузине!».
»
— Анекдот
« Знаменитый кинофестиваль. Первый приз вручается советскому режиссёру за великолепную батальную морскую сцену. После церемонии к нему подходит голливудский режиссёр:
— Коллега… Сознайтесь, это ведь натурные съёмки?
— Да, натурные.
— В своей студии я легко снял бы это в стакане воды!
— Понимаете, коллега… Я бы тоже легко снял эту сцену в стакане воды. Но у нас на студии стакан вечно занят.
»
— В Советской России…
«

— Господа! Давайте выкупаем коней в шампанском! — Ржевский, так ведь денег-то нет. — Ну давайте хоть кошку пивом обольём…

»

В оригинале была эпическая битва, несметные орды Чёрного Властелина штурмовали неприступную твердыню Светлых Сил, атака за атакой разбивалась о беломраморные стены стометровой высоты, а с гордых башен маги-защитники били ворога молниями и файерболами.

А в кино(теле)адаптации три с половиной калеки штурмуют отчётливо пенопластовый строяк, обороняемый такими же тремя с половиной калеками. Либо (и это лучше всего!) нет вообще никакой эпической битвы, о ней запыхавшийся гонец сообщил телеграммой.

Все мы понимаем, отчего это происходит: в борьбе бабла со злом бабло проиграло, потому что его было попросту очень мало.

Конечно, умный режиссёр и умный сценарист никогда не допустят такого фэйла. Они переделают сюжет так, чтобы уменьшить расходную часть до необходимого минимума. Если надо при этом довольно далеко отступить от первоначальной фабулы… тем хуже для фабулы.

Конечно, для большинства поклонников оригинала, с нетерпением ждавших экранной адаптации, начинается лютая пытка увеболлом. Их мучения особенно усугубляются в том случае, если сэкономить решили ещё и на сценаристе, и адаптация написана каким-нибудь убогим школяром-КВНщиком либо самим режиссёром.

Случается подобный казус и не со вполне оригинальными сценариями, если заказывали сценарий на один бюджет, а потом продюсер внезапно передумал и урезал его до критической величины. Бывают также случаи лютого перерасхода бюджета в начале съёмок и скупердяйского ужимания в конце.

Что обычно вытекает из данной ситуации?

Антитроп называется «Есть бюджет — не нужен сюжет». Так бывает, когда продюсер с режиссёром пытаются выехать, сбив в кучу яркие спецэффекты, звёздных актёров и лицензию на какую-нибудь популярную франшизу, ждут, что выйдет шедевр с мегакассовыми сборами, а получают убогий трэш в прокате и дружное «Фи!» от зрителей и критики. Потому что не то что «без души», но даже и без какого бы то ни было внимания к своему детищу.

Примеры[править]

Литература[править]

«

…Сегодня ночью на площадку дети влезли. В заборе дырку, значится, нашли. Украли два фальш-фейера, пардон, волшебных жезла, И замок Саурону подожгли.

(Д) Да, с восстановленьем этой цитадели У нас же по ветру пойдет кооператив. (Р) Спокойно! Выход есть. Берем всё то, что снять успели, И делаем… порнушный детектив!!!

»
— А. Свиридов a.k.a. С. О. Рокдевятый

Кино[править]

  • Нуар как жанр. Многие стилистические особенности нуара (минимализм, обилие темноты, небольшое число актёров, городской антураж, закадровый голос как важное средство развития сюжета) возникли главным образом потому, что так было дешевле. Когда бюджеты выросли, появился нео-нуар с намного более богатой картинкой.
  • Большая часть советских фильмов, так как они снимаются на деньги государства. И поэтому спецэффекты в советских киносказках ну очень дешёвые.
  • А вот первого «Восставшего из ада» сняли так, что отсутствие бюджета ещё пойди заметь.
  • «Монти Пайтон и Святой Грааль» — одна из меметических шуток фильма произошла от того, что у съёмочной группы не было денег на аренду лошадей. И поэтому герои на протяжении всего фильма скачут на воображаемых конях, пока их оруженосцы имитируют звук кокосами.
    • Ну и слитая (в хорошем смысле этого слова) концовка, где Артура арестовывает полиция, тоже неспроста придумана — у авторов просто кончились деньги.
    • И всё равно денег не хватило, поэтому появились до смешного длинные титры в начале.
  • В определенном смысле «Там, на неведомых дорожках…» (СССР, 1982): Змей Горыныч в виде трёхглавого дракона в кадре почти не появляется. Только один раз общим планом, пролетая по небу. Второй раз Горыныч появляется в образе козла с тремя головами — школьник Митя постарался.
  • «Прикосновение» снято с минимальным бюджетом. Спецэффекты его бы только испортили.
  • Фильм «Брат» появился именно из-за нехватки бюджета.
  • Советский телеспектакль «31-й отдел» (1967 г, не путать с фильмом 1982 г.) по мотивам Пера Валё. Вся финальная операция по эвакуации людей из Голубого Здания показана через работу комиссара Йенсена, который командует из кабинета. Извините, всё-таки телеспектакль. Хотя взрыв здания в кадре показан (всё-таки взорвали макет).
    • Кстати, первую эвакуацию людей показали, так как Йенсен тогда находился в здании.
  • «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии — фильм нарочито снимали с минимальным бюджетом, в качестве декораций (там, где к ним вообще прибегали) использовались технические туннели метро и теплотрассы, а реквизит специально собирали по окрестным свалкам. Задуманный мир-помойка в результате получился идеально, даже хватило средств на некоторые действительно неплохие по тем временам спецэффекты (например, взлёт пепелаца контрабандистов или обрушение их подземного убежища). Да и вообще Данелия по жизни был режиссёром бережливым.
  • «Гостья из будущего» — пятисерийный фильм должен был быть шестисерийным, «лишняя» серия — это разнообразная живность в КосмоЗоо. Но в самый интересный момент бюджет фильма резко сократили и пришлось экономить буквально на всём, в частности, выпилить всех зверей, кроме совершенно необходимых для сюжета. В итоге получился пустой зоопарк-лес, в котором три посетителя, два животных и один сотрудник, не считая Алисы.
  • Первый фильм культовой франшизы Mad Max. Денег тоже было в обрез — какие-то несчастные 350 тысяч австралийских (!!!) долларов, — но Джордж Миллер умудрился и с такой скромной суммой сотворить легендарное кино. Он и его команда делали всё, что могли: привлекали бесплатных каскадёров, сами находили машины и бесплатные локации для съёмок, а Миллер даже отдал на растерзание для одной эффектной сцены собственный мини-вэн.
    • Эффектный пируэт этого самого мини-вэна получился таким эффектным потому, что с машины для экономии сняли вообще всё, что можно, машина стала очень лёгкой и её физика оказалась необычной.
  • «Эд Вуд», всё его творческое наследие, абсолютно всё. Тут даже комментировать нечего.
  • По слухам, именно из-за этого Дедпул в одноимённом фильме перед финальной схваткой забывает всё оружие в такси и вынужден обходиться парой катан.
  • «Братья Львиное Сердце» — в книге Линдгрен ужасная драконица Катла, упав в водопад, бьётся там со своим заклятым врагом, морским змеем Кармом (в честь которого водопад и назван), и они там друг друга взаимно изничтожают. Фильм снимался в 1977 году, спецэффекты у нынешнего зрителя вызывают разве что ностальгическую улыбку, но и для тогдашней неприхотливой публики Катла показалась больше смешной, чем страшной. Поэтому вбухивать ещё кучу денег в финальный поединок двух нереалистичных чудовищ режиссёр не стал. Катла просто упала в водопад и утонула.
  • «Три орешка для Золушки» — редкий удачный пример. Вацлав Ворличек уже в октябре 1972 года думал снять фильм, причём летом. Некоторые сцены снимались в Германии, немцами являлись многие актёры. Зимой режиссёру позвонили со студии DEFA и сказали, что можно начать работу и сейчас: тем более, что съёмка в декабре дешевле. Сценарий изменили, но это лишь пошло на пользу фильму, наделив его неповторимыми романтикой и колоритом, в результате этот фильм любят смотреть в Германии каждое Рождество.
  • «Starship Troopers» — в экранизации отсутствует силовая броня.
    • Броня отсутствует скорее потому, что с такой имбой не было бы нужды устраивать зерг-раши в картонной броне на жуков, и пропал бы антивоенный пафос антиэкранизации. А вот в двух сиквелах троп проявился в полной мере: камерные сцены и изрядно поскудневшие боёвка и графоний.
  • «Охота на изюбря» — игра с тропом: бюджет вообще не мешал сюжету, зато вынудил снимать именно это. Тяжёлая производственная драма про олигархов и бандитов в переложении на киноязык выглядела почти всегда так: несколько мужиков в пиджаках, разговаривающих о судьбе завода. В таких случаях простор для вложения денег очень маленький и что ещё хуже — приёмы для кино «про ментов и бандитов» были слишком хорошо отработаны, и все тропы уже были избиты, так что ценность сериала получилась скорее иллюстративная для тех, кто читал книгу.
    • Чему же мешал бюджет? Съёмкам фильма по другим книгам автора. По той же вселенной Ахтарска «Промзона» можно было бы отснять картину в разы эффектнее: там и зрелищные аварии, и перестрелки, и даже сцены с вертолётами и истребителями. Ну или по Вейскому циклу — там можно хоть вторую «Игру престолов» снимать. Но бюджета хватило только на ту книгу, которая его особо не требовала.
  • «План побега-2» — во-первых, бюджет по сравнению с оригиналом урезали более чем вдвое (с 50 до 20 миллионов долларов). Во-вторых, значимую часть составил вклад китайских продюсеров, так что бывший главный герой Сталлоне появляется лишь в начале и конце минут на 10-15 в сумме, а главным героем стал китайский певец и модель Ху Сяомин.
    • «План побега-3» — бюджет сократили до 3,6 миллионов долларов, так что фильм лишился главной фишки серии — навороченной тюрьмы.
  • Фанатская экранизация «Загадки старого кладбища» Атеева. Ввиду отсутствия бюджета действие перенесено из 1950-х в наше время. И главная героиня из предпенсионной всего повидавшей тёти становится девицей «скоро 30, но ещё не очень скоро». Из-за этого борьба главной героини с религией и основательно забытый десятилетний сын выглядят довольно странно.
  • «Пули справедливости» — Дэнни Трехо, играющий крутого выживальщика, гибнет в начале фильма, и дальше действие идёт без него. Так как бюджета казахстанско-болгарского фильма хватило лишь на несколько минут игры голливудской звезды.
  • «Пила», первый, самый высоко оцененный, даже уже легендарный фильм, снятый примерно за 1 миллион долларов, из-за чего и всё действие происходит исключительно в помещениях, и для создания эффекта погони используется быстрый, «панический» монтаж, и все чрезмерно кровавые подробности оставлены за кадром (например, снесённая голова или отпиленная нога). Многие хвалят первую «Пилу» именно за это — она изобретательная в плане стиля съёмки и не представляет собой «мясо ради мяса», чем славятся другие части франшизы.
  • «Бешеные псы» — тот случай, когда снятый с минимальным бюджетом фильм сделан настолько классно, что этого даже не замечаешь.
  • «Криминальное чтиво» — забавный пример: Ума Турман носит брюки, которые ей жутко коротки. Это сделано специально, чтобы уложиться в бюджет фильма. Все чёрные брюки, которые вписывались в ценовой диапазон, не подходили по росту длинноногой Турман. Тогда было принято решение ещё сильнее укоротить штанины, хотя брюки капри тогда были не в моде. После выхода фильма на экраны фасон вновь стал популярным.
  • «Кровавый спорт» с Жан-Клодом Ван Даммом — действие этого кинофильма происходит в 1960-70-е годы, но одежда, антураж и технологии в нём соответствуют 1986-88 годам, когда фильм снимался. У создателей этого малобюджетного фильма (очень нашумевшего в прокате) тупо не было денег на масштабную стилизацию.
  • Lethal Kittens — крутейший «вьетнамский» фильм про АТО, где одновременно на экране чёрная комедия и военная драма. Где-то 30 минут. Всё остальное — либо просто филлерные сцены, либо абсолютно ненужные паузы и лишние ракурсы.
  • Именитые режиссёры могут позволить себе субверсию: бюджеты у них совсем не блокбастерные, но актёрский состав могут собрать дай боже, именно потому, что даже востребованные актёры почитают за честь сняться у него даже за мизерный гонорар. Зато остаются деньги на проработку сцен, декораций и костюмов.
    • Уэс Андерсон. Ни за что не скажешь, что бюджет его фильма «Французский вестник» всего 20 миллионов долларов — и состав звёздный, и декорации выверены до камушка, а уж выстраивание сцен…
  • Хотя «Подземелье Драконов» и несёт идею «Империя — плохо, а республика — хорошо», сиквел создаёт впечатление, что «республика — плохо», по той причине, что после объявления республики наступили тёмные века и великая Империя распалась на крохотные королевства (по причине скудного бюджета великая Империя превратилась в крохотное королевство, а огромнейший город, являвшийся столицей, судя по всему и вовсе прекратил существовать).
  • «Звёздные войны: Новая надежда» — облачный город на Беспине должен был появиться ещё в Эп. IV (именно там, по сценарию, держали в плену Лею), но бюджет не позволил добавить целую большую локацию. В результате Лею спасали не с Беспина, а со Звезды Смерти, что пошло фильму на пользу, поскольку сюжет стал более плотным.
  • Звёздные войны. Возвращение Джедая — по первоначальному замыслу, главная битва должна была развернуться в столице Империи. Планировалось также сражение над озером лавы в подземной крепости Императора. В итоге, из-за дороговизны от всех этих задумок пришлось отказаться, а некоторые из них использовали в фильмах-приквеллах.
  • «Кэрри» — из-за недостатков бюджета в кино не попали некоторые «подвиги» героини, вроде взрыва бензоколонки и разрушений в городе (всё ограничилось школой), а её дом просто сгорает, а не разрушается камнепадом.
  • «Челюсти» — то, что акула толком появляется в фильме лишь под конец, было вызвано несовершенством тогдашних технологий. «Брюс», как прозвали механическую акулу, то и дело выходил и строя и тонул, в итоге Спилбергу пришлось задействовать его по минимуму и отказаться от некоторых задуманных сцен с акулой, что во многом только пошло фильму на пользу. Пример с прикрученным фитильком — бюджет фильма был не маленьким, а «Брюс» считался чуть ли не вершиной спецэффектов.
  • «Сотни Бобров» - поскольку бюджет фильма составлял 150 000$, и снимался он не на крупной киностудии, а группой любителей в лесах Висконсина, всех животных играют люди в ростовых костюмах. В итоге это только добавило фильму атмосферности, и дало повод для примерно половины всех гэгов в фильме.

Телесериалы[править]

  • Большинство современных отечественных детективных телесериалов. Сценаристу изначально выдвигается требование: не больше пяти «говорящих» персонажей на серию, не больше четырёх локаций, не меньше половины серии в старых локациях, бюджета на каскадёров и автомобильные трюки нет — крутись как хочешь.
  • «Светлячок» (2002) — форма для солдат Альянса позаимствованная с «Звёздного десанта», а также всевозможные револьверы, винчестеры, немецкий МР-40 в качестве оружия 25 века. Хотя возможно это не баг, а фича, так как пошло на пользу общей атмосфере фильма.
  • «Касл» (2009) — внутримировой пример: Касл считает, что экранизация книги о Никки Хит провалилась по вине «недостаточного бюджета… и постановки… и режиссуры» ©
  • «Арабела возвращается» — Яна Нагиёва, сыгравшая главную героиню в первом сериале, к началу съемок второго эмигрировала в Германию. Продюсер запросил достаточно высокий гонорар. Поэтому роль Арабелы исполнила Мирослава Шафранкова (младшая сестра легендарной Либуше-Золушки).
  • «Грязная дюжина», минисериал про заброшенную в немецкий тыл в оккупированной Франции группе уголовников — из-за скудного бюджета боёвка была значительно урезана.
  • Внешность Далеков в «Докторе Кто», давно стала багофичей из-за скудного финансирования первых сезонов. Когда денег стало вдоволь, решили оставить как есть и не переделывать. А вот облик киберменов и силуриан несколько раз меняли.
    • Внешность TARDIS же. По изначальному замыслу должна была быть круто выглядящим футуристическим кораблём, не хватило денег. Тогда придумали, что TARDIS маскируется под разные объекты, тоже не хватило денег. Пришли к знаменитой полицейской будке, которая внутри больше, чем снаружи.
  • Экранизация «Досье Дрездена» до сих пор вызывает зубовный скрежет у поклонников серии. Учитывая, что вытворяет в книге персонаж, с телебюджетом там вообще нечего делать.
    • Да ладно, менять внешность Мерфи и Сьюзан местами, полностью вычеркнуть Марконе и спать с Бьянкой их никакой бюджет не заставлял…
  • «Звёздные врата» — Подсвечено в шоу-внутри-шоу «Wormhole X-Treme!», явно снятым на скудный бюджет. Дешёвые декорации, на крупные спецэффекты денег нет, причём подсвечивают зачастую сами актёры, мол, почему на другой планете растёт яблоня? В ответ предлагают перекрасить яблоки в другой цвет. На требование сценаристов показать огромный звездолёт продюсер советует показать реакцию персонажей на звездолёт за кадром. А сюжетное решение «перелететь великана на антиграве» тоже забраковывает. Здесь О’Нилл даёт верный совет — застрелить великана. Звездолёт они, кстати, всё же получают, только это не спецэффект (по крайней мере, внутри шоу), а настоящий.
  • Оригинальные серии «Звёздного пути» тоже снимались с очень ограниченным бюджетом. Сейчас это выглядит как ностальгический олдскул. Телепортация с корабля на корабль появилась именно по причине скудного бюджета.
    • Как и щиты. Были придуманы, чтобы не портить модель и интерьеры «Энтерпрайза» в каждом бою. А так ущерб достаётся щитам.
  • Первые сезоны «Игры Престолов». В которых битвы между Старками и Ланнистерами на раннем этапе войны показывались в виде докладов на военных советах, а Железный Трон сделали не колючим монстром высотой в двухэтажный дом, как в книге, а размером с обычное современное кресло. Битвы начинают показывать с конца второго сезона («Черноводная»), а нормальные сражения — с шестого.
    • Если в битве на Черноводной у Мартина сражались тысячи людей, сотни всадников и десятки кораблей, то тут только несколько десятков человек и один корабль. Одного из самых ярких эпизодов с лавиной всадников, прыгающих через перевёрнутые корабли нет вовсе, как и хотя бы одной лошади.
    • Педаль в пол жмёт Битва на Зеленом зубце, когда денег ещё не было, а бой описывать надо. Результат? Ввели сцену с Тирионом… крайне удобно объясняющую обстановку, экономящую средства и предельно логично вписывающуюся в канон.
    • Похожая ситуация с захватом Винтерфелла Рамси Болтоном. В книге армия Рамси сперва разгромила войско северян, осаждавшее замок, а потом вошла внутрь и перебила защитников. В сериале отряд Касселя и так уменьшившийся просто испарился, а взятие свелось к «Теону дали по башке свои же».
    • Там же первоначальные кадры огромной орды дотракийцев, которая представлена одним-двумя десятками всадников.
    • Лютоволки. Авторы сами признали, что у самого дорого в мире сериала банально не хватало денег на нормальных волков-гигантов и если в первых сезонах ещё можно было использовать собак, то дальше пришлось показывать их по остаточному принципу. Лютоволк Призрак, прошедший через весь сериал полностью оправдал своё имя — он либо убегал от хозяина, пропадая на пол сезона, либо появлялся на пол минуты. Даже на объявлении Джона Сноу Королём Севера его не было. Серый Ветер не гибнет в жесткой битве, а расстреливается через прутья клетки — так дешевле. Лето и Лохматый Пёсик появились лишь в нескольких сценах, а с окончанием книжного материала по быстрому убиваются. Ну, а от обоих волчиц канонично избавились ещё в первых сериях.
    • Королевский въезд в Винтерфелл изображает десяток всадников, королевский турнир выглядит хуже, чем у какого-нибудь провинциального лорда, королевскую охоту изображают три человека.
    • Кони. В течении нескольких сезонов их редко можно увидеть хоть где-то, все люди предпочитают сражаться пешими. Впрочем, тут скорее Жизнь пишет сюжет — авторы боялись использовать лошадей из-за «зелёных», которые незадолго до этого подняли шум из-за травмированных лошадок.
    • Печально известная Битва у Винтерфелла людей с армией Короля Ночи, которую не увидел ни один зритель из-за темноты. Не ясно, была ли это просто кривая постановка и работа осветителей, оригинальны режиссерский ход или как раз троп — попытка скрыть темнотой нехватку бюджета.
  • Ещё один удачный пример в немецком сериале «Ийон Тихий — космический пилот». Ракета внутри напоминает старую квартиру, а инопланетяне и фантастические устройства изготовлены из всякого хлама. Хотя сериал — неканон (вопиющий или блестящий — вопрос спорный), снятый по мотивам.
  • «Неукротимый: Повелитель Чэньцин» — с прикрученным фитильком, бюджет очень сильно урезал масштаб происходящего (например обе битвы в Безночном Городе в оригинале упоминаются, как события в которых участвовали сотни людей, в дораме… нуу… поскромнее, скажем так) и ощутимо сказался на спецэффектах (особенно на полётах, автор правки, как ни старался, не смог вспомнить ни одного раза, когда из полёта бы не выпирало то, что актёра держат на невидимых тросах). Но с другой стороны авторам удалось привлечь довольно профессиональных (и достаточно известных в Китае) актёров и исполнителей и создать великолепные костюмы и декорации, так что на выходе получился весьма высококачественный продукт.
  • Джордж Мартин вспоминал, как когда-то писал сценарий для «Сумеречной зоны»: Мартин вставил в сценарий сцену с конными рыцарями в Стоунхендже. Продюсер сказал ему: «Джордж, мне бы хотелось это снять. Но придётся выбирать — или лошади, или Стоунхендж».
  • «Тайный город» — бюджет не был бы столь большой проблемой, если бы был использован с лучшим старанием. Увы, актёрская игра с серединки на половинку, весьма странные дизайнерские решения (Красные Шапки выглядят как Джигурды на мотоциклах) и общее упрощение сюжета не пошли на пользу.
  • «Sharpe» — в принципе, сценаристы достойно приняли вызов куцего бюжета при адаптации не чего-нибудь, а романов о Наполеоновских войнах. Но серия «Золото Шарпа» — это тысячерукий фейспалм даже для тех, кто романов Корнуэлла не читал. Понятны затруднения сценаристов: в оригинале Шарп взрывает, на минуточку, половину крепости Алмейда. Заснять это с телебюжетом — совершенно нереальная задача; но то, что намутили сценаристы в «Золоте», вообще ни в какие ворота не лезет.
  • Galavant — причём с подсветкой. В финальной битве на помощь главным героям приходит армия из второстепенных персонажей сериала, включая тех, кто с Галавантом даже не знаком. Тут вам и пираты, и «великаны» с «гномами», и много кто ещё… В общем, все, кроме лидеров этих групп — бюджет таки не резиновый, поэтому на играющих их звёзд денег не хватило.
  • «Hobitit» — малоизвестный финский сериал по «Властелину Колец». Вся линия Мерри и Пиппина, и соответственно — все масштабные битвы — были изложены только в кратком пересказе престарелого Сэма. Балрог не появился в кадре, и потому не было понятно, отчего Гэндальф упал в пропасть. Внутренности дворцов обладали совершенно голыми гладкими стенами. Панорамы Шира и Бри выглядели явно кукольными. Но зато, если вы ценитель описаний природы в этом романе, и согласны с мыслью, что надо так, чтобы верилось, то вам, возможно, понравятся крайне простые съёмки походов, с трясущейся камерой, в противовес прилизанным пейзажам высокобюджетных фильмов. А ещё там есть Том Бомбадил и борьба за Шир (пусть и показанная едва ли менее условно, чем сцена в Мории).
    • А также «Суета вокруг колец» — пародия на кинотрилогию Джексона (и уж затем на Книгу). Ребята (точнее, в основном девчата) откровенно стебутся — и получается отлично (одно решение транспортных вопросов чего стоит!).
  • «V», американский сериал 1980-х. Хотя для сериала бюджет был неплох, что можно заметить по приключениям одного из персонажей в Банановой республике, но его всё же не хватало, чтобы снять пару-тройку битв армии США с пришельцами. Поэтому в сериале армия и полиция перешли фактически под контроль ящеров и почти не появлялись. А против ящеров выступали партизаны. В более поздних сезонах армия стала на сторону людей, но об этом только говорили в новостях, а самих столкновений не показывали.
  • «Баффи — истребительница вампиров» — в изобилии. Эрик Бальфур должен был присутствовать в начальных титрах, чтобы смерть его персонажа Джесси во второй серии первого сезона шокировала зрителей. Но у Джоса Уэдона не было денег на две версии титров;
    • По изначальному сценарию, демона Судью во втором сезоне Баффи должна была убить выстрелом из танка, а не базуки;
    • Согласно первоначальной задумке, у Гвендолин Пост (эпизодической злодейки из третьего сезона) была магическая перчатка сокольничего, которая призывала бы демоническую птицу. Но мастера по спецэффектам объяснили Уэдону, что такая птица буквально дорого ему обойдётся, так что в итоге перчатка Гвендолин стреляла молниями;
    • В финале шестого сезона Баффи должна была сразиться с драконом, который в финале пятого сезона сбежал из портала Глори. Но у нас бюджет не «Игры престолов», так что отведайте свежий моржовый хрен получите каких-то невнятных земляных монстров.

Мультфильмы[править]

  • Очень многие советские кукольные мультфильмы. Талантливые режиссёры выкручивались с помощью символизма, и получалась, например, «Варежка». Не столь талантливые просто снимали куклы, вызывая у советских детей примерно столько же любви, сколько засохшая карамелька: вроде и конфета, но такую не хочется.
  • «Дети против волшебников» — изначально мультфильм явно замышлялся достойного качества: взгляните, например, на концепт-арты с официального сайта, да и в финальной версии мульта обратите внимание на задние планы, любовно нарисованные талантливым человеком. Но выделенный бюджет был «эффективно освоен» ещё в самом начале производства, поэтому всё остальное делалось на отвали с «принципиальным отказом от диснеевских стандартов» ©: низкополигональные модели героев управляются явно игровым движком, а сам сюжет был основательно и непропорционально сокращён — настолько, что идиотизм происходящего уверенно превосходит литературный первоисточник. Тот случай, когда надо сказать спасибо за то, что всё испортили: за счёт низкого качества мультфильм имел пропагандистский эффект, прямо противоположный задуманному.
  • «История игрушек-2» — мастер, который ремонтирует Вуди, это тот самый старичок Джери из оскароносной короткометражки «Игра Джери». На самом деле у авторов просто не хватало бюджета на создание с нуля ещё одного персонажа-человека, поэтому использовали готового. А получилось чудо одной сцены!

Мультсериалы[править]

  • Пожалуй, один из самых ранних примеров: именно стараниями мультипликаторов тридцатых годов Супермен не просто умеет очень высоко прыгать, но натуральным образом летает: при технике ротоскопирования прыгающего главного героя рисовать было сложнее, дольше и, главное, значительно дороже, чем летающего.
    • На самом деле не совсем, Супермен начал летать в 1940 году в радиоспектаклях, где это на бюджет не влияло. Мультфильмы начали выходить только в 1941, сцены полётов ротоскопировать просто не смогли и рисовали вручную. Что отрицательно повлияло на бюджет, но положительно на качество.
  • Так же в сериале Южный Парк в серии 904 («Лучшие друзья навсегда») — подсвечено. Последняя битва между адом и раем описывается одним из ангелов как грандиозная, при этом всё действие происходит за кадром. Сам же Кенни управляет этой битвой с приставки, что как бы тоже символизирует.
    • Зигзаг с самим мультсериалом. В самом начале компьютер у Мэтта Стоуна и Трея Паркера был так себе, поэтому и выглядит мультик настолько двухмерно. Зато годы спустя бабла у них появилось немеряно, вот и получается как бы «выстрел из пушки по воробьям» — мощную технику используют для создания «картонных вырезок».
  • The Amazing World of Gumball — криповый эпизод с упрощением рисовки.
  • Young Justice — некоторые персонажи молчат, потому что не было денег нанять ещё актёров озвучки.

Аниме и манга[править]

  • Горо Танигути со своим культовым Code Geass, в целом, старался уложиться в бюджет, но на середине второго сезона (сюжетная линия с Китаем) денежек стало не хватать, поэтому пришлось сделать абсолютно нелепую и легкозаметную «склейку», попутно исправив сценарий. В итоге вместо истории антимонархистского восстания зрители получили идиотский сюжетный поворот, как Зеро вызывает антиправительственные бунты во всех крупных городах, тупо слив в сеть компромат на Евнухов. Да любой «цветной» революционер не смел мечтать о НАСТОЛЬКО успешной и быстрой «Твиттерной революции». И, увы, это был не последний случай распила на съёмках второго сезона.
  • У студии «Гайнакс» это стало чуть ли не визитной карточкой:
    • Nadia: The Secret of Blue Water — тут изначально задумка оказалась слишком масштабной и студия её просто бы не потянула, от чего замысле приходилось менять прямо на ходу. Впрочем, тут скорее другой троп.
    • Над распилом бюджета во время съёмок Евангелиона не прикалывался только ленивый. Хотя нет — он тоже прикалывался. Нет худа без добра: вместо слитого финала «Ева» получила настолько неприемлемый, что позже Анно получил возможность его переснять, а потом даже построить целую франшизу на альтернативных версиях этого сюжета и его финала.
    • Ещё хуже была ситуация при работе над Kareshi Kanojo no Jijou. Бюджета не хватало с самого начала, а кончился он уже к последней трети (если не раньше). Авторы бились как могли, но в итоге скрыть нехватку денег всё равно не удалось. Если финал «Евы» был радиопьесой, то финал «Kare Kano» — слайдшоу, не говоря о том, что историю пришлось прервать на полуслове. Сюда же — и противоречия сюжета, когда линия с «темной стороной» героя то неканонично заканчивается, то снова продолжается — каждую из нескольких последних серий авторам буквально приходилось снимать как последнюю.
  • Над тем распилом, который творился в «Экспериментах Лейн», прикалывался уже не просто ленивый, но и мёртвый, с учетом того, что создаётся впечатление, что основная часть бюджета пошла на кислоту для сценаристов.
  • «Dagashi Kashi 2» — оригинал не блистал успехом у аудитории (и это справедливо — сериал был довольно затянутый), так что хронометраж срезали ровно вдвое, с 24 до 12 минут, при тех же 12 сериях. Кроме того, главная героиня и фишка сериала, неугомонная знаток сластей Хотару, появляется лишь в 4 сериях в начале и в 1 в конце (по слухам, проблема была в сейю). Как ни странно, вышло даже лучше первого сезона за счёт более собранной истории и удачных новых персонажей.

Видеоигры[править]

  • Весомая часть инди-игр, так как бюджета у разработчика мало. В сети распространена шутка, что один молодой инди-разработчик пытался продать свою игру, но в итоге продал лишь свой дом и почки. Тем, кому вообще не повезло, просто тупо забрасывали проект. И соответственно многие инди-игры сделаны на, так сказать, любителя. Отсюда простенький по сравнению с играми от крупных студий игровой процесс и скромный пиксель-арт. И поэтому выпустить игру без издателя (и это учитывая, что первоначально под «инди» имели в виду разработку игр без издателя!) вроде Devolver Digital стало ну очень трудно. А издатели могут диктовать свои же условия.
    • Эталонный пример — разработка Yandere Simulator. Благо процесс вывешен на всеобщее обозрение.
  • Heroes of Might and Magic IV — многие странные решения игры (например 4 уровня монстров вместо 7 с взаимоисключающими существами) легко объяснимы тем, что издатель 3DO к началу 2000-х оказался в долгах как в шелках из-за эпического провала одноимённой игровой консоли. Откровенно «пустые» дополнения «Грядущая буря» и «Вихри войны» откровенно кричат «денег нет, но вы держитесь». А перед этим ещё были одиозные «Хроники Героев»: приключения Тарнума были по-своему интересны, но продавать 1-2 кампании по цене практически полноценной игры было явным перебером. И как мы знаем, 3DO (и увы, New World Computing) банкротства так и не избежали…
    • Шестая часть тоже схожа — как по некоторым решениями, так и по печальному финалу. Nival Interactive, создателей успешной «пятёрки», на проект не подрядили — то ли по причинам занятости Ололодами Аллодами Онлайн, то ли по причине кабальных условий, то ли всё вместе. А венгры из Black Hole Entertaiment всё же сделали игру за 1,5 хлебных корочки и вылетели в трубу уже после второго патча. В Убейсофте Ubisoft потом нашли пару аутсорсеров для доделки игры, но репутация серии уже была необратимо подмочена.
    • Похоронная седьмая часть — сложный случай. Может быть лютая забагованность игры была действительно вызвана неумением Limbic Entertaiment, а может свою роль опять сыграл именно издатель (Ubisoft тогда активно отбивалась от недружественного поглощения Vivendi), требовавший сделать быстро, качественно и недорого. Во всяком случае, когда этой студии доверили делать Tropico 6, получилось хорошо.
  • Tyranny — «ванильная» игра оставляла откровеннно открытый финал и мощный задел на сиквел. Но второе дополнение Bastard’s Wound добавило приемлемую концовку для лояльного слуги Кайрос(а) и позволило закрыть историю хотя бы многоточием. Возможно, что издателей из Paradox не устроил денежный «выхлоп» от игры и они решили, что развивать серию больше нет смысла.
  • Dead Space 3 — неудачная попытка превратить нишевый ужастик в типовой шутер. Это неудивительно, поскольку в то время жанр Survival Horror перестал быть таким востребованным как раньше, и предыдущая игра франшизы плохо продавалась. К сожалению, это привело к намного худшему финансовому провалу, так как она не смогла найти себе целевую аудиторию. И поэтому Electronic Arts пришлось закрыть студию-разработчика.
    • Dead Space 2 продавалась не чтобы совсем плохо (в разы лучше, чем первая и тем более третья часть), но имела несуразно раздутый бюджет. Её разработка обошлась дороже, чем GTA IV и The Witcher 3: Wild Hunt, так что, с учётом нишевого жанра, провал был неизбежен.
    • Можно сколько угодно обвинять Electronic Arts в жадности, но эта проблема коснулась многих «ужастиков» того времени. Даже Resident Evil полностью превратился в лихой боевик, а последние игры серии Silent Hill не так хорошо продавались. Этому поспособствовало не только стагнация жанра, которая не смогла принести чего-то нового, сколько его специфичность. Немногие осмелятся пройти самостоятельно хоррор-игру. Поэтому неудивительно, почему впоследствии крупные студии забросили жанр, и развивать его пришлось инди-разработчикам.
  • Автостимулятор Ex Machina от уральской студии Targem Games. Гендир Станислав Скорб рассказывает: «Все персонажи Ex Machina носили маски, потому что мы хотели сэкономить на лицевой анимации. Маски вышли очень классные и уникальные: составлялись отдельно очки, усы, шляпы. Это получило много позитивных отзывов».
  • Deadpool — внутримировая пародия на троп: время от времени трёхмерный экшн превращается в хак-н-слэш с видом сверху, потому что на этом моменте бюджет у разрабов кончился. Но Дэдпул всякий раз выходит с ними на связь и находит очень убедительные аргументы «вернуть всё взад».
  • Obduction — то, что мир мофангов представляет собой безжизненный мир смерти, где даже квестов с загадками нет, объясняется тем, что на более детальную проработку не хватило бюджета. Да и то, изначально показывать его не планировали вообще, но поскольку на Kickstarter удалось собрать больше денег, чем просили разработчики, мир в игру всё-таки вставили. Композиционно, конечно, лучше, что нам показали миры всех задействованных цивилизаций, только делать в мире мофангов совершенно нечего — но там и по сюжету оружие массового поражения применяли.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — изначально Насу хотел сделать четыре рута. Руты Сейбер, Рин, Сакуры и Илиясфиль. После того как сделали руты Сейбер и Рин, оказалось, что бюджета хватит только на один рут. Выбирая между Сакурой и Илией Насу постеснялся вводить рут с 10-летней девочкой (да, по паспорту Илии 18, но это не отменяет того, что у неё тело 10-летней девочки) и решил ввести рут Сакуры, соединив его с рутом Илии.