MOBA

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Multiplayer Online Battle Arena — жанр видеоигр, представляющий собой гибрид RTS и RPG и начавшийся с пользовательской модификации для Warcraft 3 «Defence of the Ancients». Геймплей — сессионный, основные правила игры примерно следующие:

  • Поле боя представляет собой две базы команд в разных концах карты, соединённые дорогами, на которых стоят защитные сооружения и по которым идут навстречу друг другу крипы — неигровые бойцы команд, ИИ которых заточен на убийство вражеских крипов и разрушение зданий на линии и базе. Иногда есть нейтральные крипы, мирно сидящие в стороне от линий пока кто-то не придёт их бить. Они убиваются для ускорения прокачки или получения другого преимущества.
  • Игрок управляет одним героем, иногда и несколькими призываемыми существами, по принципам RTS или RPG. На каждой стороне сражается несколько героев.
  • Герои прокачиваются посредством убийства друг друга и недружественных крипов. Классов нет — вместо них конкретные персонажи, каждый может быть только один в одном матче, ну или в одной команде, если выбор противника скрывается. Используется система уровней, с повышением уровня растут характеристики и даются очки опыта для открытия и улучшения способностей.
  • Цель игры — разрушить главное здание на базе противника, неуязвимое до полного уничтожения укреплений на одной из линий.

В последнее время к жанру причисляют командные шутеры типа Team Fortress, в которых похожим образом присутствуют конкретные игровые персонажи со способностями, хотя от классических «моб» они сильно отличаются.

Представители[править]

  • DotA — родоначальник жанра. Обзавелась самостоятельной второй частью. Несмотря на старания Icefrog’а по устранению атавизмов, самая архаичная и медленная из всех представителей жанра.
  • League of Legendsосновной конкурент доты. Изначально была создана маленькой командой разработчиков (Riot Games), которая хотела избавить Доту от излишних на их взгляд элементов, замедляющих игру — денаи, большие манакосты и маленький манапул, байбеки и прочее. Со временем выросла в монструозный проект, с видеороликами, комиксами, двумя музыкальными альбомами внутриигровой группы и огромным количеством всяческой побочной мишуры.
  • Heroes of Newerth — была попыткой отвязать Доту от платформы Warcraft 3 и почти дословно копировала её во всех аспектах. С появлением Доты 2 закономерно зачахла и влачит жалкое существование. Летом 2022 года почила в бозе.
  • Demigod — первая коммерческая игра на отдельной платформе. Полный провал в коммерческом же плане, так как наибольший интерес игра вызвала у пиратов. Игра несла в себе революционные для жанра идеи: несколько видов крипов и башен, большое количество карт, несколько режимов игры, нестандартные маршруты линий, усовершенствования основного здания, контроль стратегических точек, прокачка способностей через ветки талантов (линейные), дополнительная валюта, система достижений.
  • Heroes of the Storm — кроссовер близзардовских вселенных, немного запоздалая попытка вскочить на поезд МОБА-жанра. Среди прочих «моб» выделяется отсутствием такого повода для раздора в команде игроков как делёжка опыта и денег, и соответственно большей ориентированностью на тимфайт: опыт общий на всех, и уровень берёт вся команда, а денег и предметов нет вообще, вместо них таланты. В начале 2019 Blizzard ради проектов Activision и людей у которых есть мобильники обрезал финансирование игре, и с тех пор она существует на голодном пайке, получая новых героев хорошо если раз в сезон.
  • SMITE — попытка Hi-Rez Studios сделать мобу с управлением через WASD и классическим видом от третьего лица в противовес традиционной изометрии. Получилось интересно. Наличием у каждого героя пассивной способности помимо прокачиваемых напоминает League of Legends.
  • Battlerite — это уже эволюционно новый жанр, который пока ещё по привычке относят к мобе. Представляет собой сочетание мобы, шутера, файтинга и battle royale.
  • Paragon — ещё одна моба с видом от третьего лица, с треском провалилась.