Великий Гудвин

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Fake Wizardry, Phony Psychic. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников. »
— Юрий Олеша, «Три толстяка»
Иногда достаточно обыкновенной зажигалки

Персонаж, выдающий себя за волшебника, на самом деле обыкновенный шарлатан.

Причины для подобного поведения бывают разные. Зачастую это банальная афера с целью оставить легковерный народ без денег. Может быть, деньги уже не главное, и в дело вступает жажда власти и необходимость держать народ в страхе. Может быть, он пришелец из будущего или с высокоразвитой планеты, которому нужно как-то объяснить свои странные повадки, знание науки и техники и функции своих гаджетов. Или же ему просто не повезло оказаться единственным обычным человеком в мире волшебников и ведьм.

Чтобы выдать себя за волшебника, часто используются самые обычные техники фокусников и иллюзионистов. В другом популярном варианте Гудвин прибегает к сверхразвитой с точки зрения местных технике. Кроме того, есть случаи, когда Гудвин действительно является волшебником, просто конкретные заклинания, которые он якобы колдует, на самом деле невозможны (или на легковерных лень тратить ману), и в дело вступает магия иллюзий или другое трюкачество с примесью реальной магии. Вариант: Гудвин просто маг-недоучка, но при этом выдаёт себя как минимум за архимага.

Некоторые кадры настолько наглеют, что прикидываются богами. Ср. также Чудеса от науки о технологиях, принимаемых, выдаваемых или неотличимых от магии. Внимание: если «волшебник» не прикидывается таковым с целью получения какой-то выгоды, а искренне верит в своё колдовское могущество — это одна из разновидностей тюнибё.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Волшебник Изумрудного города»:
    • Великий и Ужасный Гудвин, аналогично Озу, был цирковым артистом, обманувшим местных жителей. У Волкова, в отличие от оригинала Баума, не возвращается в Волшебную страну после первой книги и магии не обучается.
    • Урфин Джюс сначала выдал себя за колдуна с помощью изготовленного им из сорняков живительного порошка, а в книге «Огненный бог Марранов» пошел дальше и выдал себя за бога, впечатлив Марранов умением разводить костры (с помощью зажигалки) и ручным гигантским орлом.
    • При этом оба реализуют вариант «единственного нормального человека», если рассматривать не все население Волшебной страны, а только правителей.
  • У Сергея Сухинова в его цикле об Изумрудном городе есть отдельная книга о Гудвине — «Гудвин, Великий и Ужасный», которую в каноничном издании проиллюстрировал сам Владимирский. Правда, после смерти Гудвин оказался в стране Мертвых и в замке атлантов мало-помалу научился кое-какому волшебству, в финале «Чародей из Атлантиды» остается погостить и поучиться у самого Торна.
  • Александр Рудазов — иногда случается:
    • «Арифмоман» — с этого начинал свою карьеру на Парифате Исидор Яковлевич Эйхгорн — знания физики и химии, а также несколько земных гаджетов вполне это позволяли. Однако прокатило только потому, что Парибул, куда он попал — лютые задворки планеты, и на бриаровского лауреата местный король и не рассчитывал. Уволившись с поста придворного мага, Эйхгорн прикидываться волшебником и вовсе перестал — понял, что настоящих чародеев это не порадует. Хотя колпак носить продолжил — удобно облегал лысину.
    • А вот у Сергея Чертанова не прокатило. «Плохой, негодный шаман, — сказали мбумбу, — может, хоть вкусный
  • Павел Каташов, «Магия трёх мечей» — император (на самом деле — армянский историк-попаданец) Тигран Миграбян, который довольно жёсткими методами внедряет в фэнтези-мир промышленную и буржуазную революцию, всеми считается не то добрым волшебником, не то тёмным властелином.
  • Роман Злотников, «Грон» — с помощью несложных химических и механических фокусов главный герой приобретает у степняков репутацию могучего колдуна, «повелителя демонов песчаной бури и огненной стены». А вот некоторые из реликтовых технологий Ордена тянут на магию даже по нашим меркам (другое дело, что сами Посвящённые их как раз магией и считают).
  • «Порри Гаттер» — с некоторых пор директор Бубльгум. Справляется либо техническими штучками, либо изображением рассеянности и просьбой других поколдовать
  • Янка Мавр, «Амок». Верховное божество яванских бадувисов, шестирукий бог Багара Тунгаль, конечно, управляется верёвочками из-за ширмы хитрыми жрецами, но вот что жрецы владеют примитивной голографией, становится сюрпризом даже для просвещенного европейца Пипа.

Зарубежная[править]

  • Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»:
    • Главный герой-попаданец выдает устраиваемые с помощью своих познаний в науке и технике чудеса от науки за колдовство и становится придворным волшебником по прозвищу Хозяин.
    • Мерлин, бывший придворным волшебником до него, вроде бы обыкновенный шарлатан, но в конце книги произносит единственное настоящее заклинание, усыпляя героя на 1300 лет.
    • По ходу действия главный герой разоблачает других шарлатанов. Так, один из них заявляет, что способен узнать, что в данный момент делает любой человек, на что ГГ предложил: «Скажите мне, что я делаю правой рукой?» Не получил ответа и заявил: «этот приезжий — пустой плуг и лгун». Тот попытался выкрутиться, утверждая, что «маги такого рода, как я, не интересуются делами всякого смертного, а только делами королей, принцев, императоров. Если бы вы спросили меня, чем теперь занят Артур, то я сказал бы вам». Впрочем, про Артура он тоже соврал, а рассказчик смог проверить его ложь, потому что устроил в королевстве телефонную сеть.
  • «Удивительный волшебник из страны Оз» — великий волшебник Оз оказывается обыкновенным цирковым артистом. Впоследствии добрая волшебница Глинда обучает его магии взаправду.
  • В одной из «сказок Барда Бидля» под названием «Зайчиха Шутиха и её пень-зубоскал» жулик прикидывается волшебником с помощью обычных фокусов и устраивается придворным «инструктором магии» с целью обогащения, но его планы в итоге терпят крах благодаря настоящей ведьме.
    • В самом «Гарри Поттере» эту роль играют прорицатели в лице профессора Трелони, предсказывающей всякого рода ужасы и околесицу. Выясняется, что Трелони на самом деле одна из немногих прорицательниц, реально наделенных хоть каким-нибудь даром; проблема лишь в том, что пророчества приходят к ней редко и непредсказуемо, сама она совершенно не умеет интерпретировать их, а ее попытки в буквальном смысле слова гадать на кофейной гуще вообще заведомо не работают. При этом прорицатели могут быть вполне способны на другие виды магии.
  • «Сага о Копье» — Рейстлин в юности зарабатывал, показывая фокусы на площади и изображая мага. Когда же он на такового и вправду выучился, ловкость рук всё равно не раз его выручала: когда ученик продемонстрировал впечатляющий эффект, при этом вовсе не фоня магией, Фистандантилус знатно охренел, а разгадав фокус — рассвирепел, но уважением к дерзости юнца проникся.
  • «Песнь Льда и Пламени» — Мелисандра вполне способна на настоящую магию, но легковерных проще впечатлить алхимическими трюками.
  • Саймон Грин, «Кровь и честь» — бродячий актёр Джордан не владеет магией, но успешно выдаёт себя за волшебника благодаря спрятанным в специальных устройствах на запястьях стеклянным шарикам с различными алхимическими смесями, дающими эффект как дымовые и зажигательные гранаты. Против суеверного средневекового быдла хватает с запасом. Впрочем, на магически одарённых аристократов тоже неплохо действует.
  • Легенды Этшара — престидижитаторы (то есть фокусники) официально признаются одной из школ магии, наряду с настоящими волшебниками (Wizards, в некоторых переводах названные как «чародеи»), ведьмами, варлоками, демонологами, теургами и исчезнувшими, но тоже настоящими Sorcerers (в одних переводах «колдуны», в других переводах «чародеи»). Настоящими магами официально считаются также и… учёные! (в некоторых переводах… «саентологи» (!) от слова «science» — «наука»). А ещё официально к магам относятся всякие травники.
  • Нил Гейман и Пратчетт, «Благие знамения» — мадам Трейси.
  • Роберт Сильверберг, «Скрываемый дар» — инверсия. В эпилоге главный герой — телекинетик — выдаёт себя за циркового жонглёра.
  • Роберт Асприн, «МИФический цикл» — Скив хоть и способен применять магию (три с половиной заклинания — больше не успел выучить) однако считается наикрутейшим магом не только в захудалом Пенте, но и на Базаре-на-Деве, где реально могущественных чародеев навалом. Дополнительный бонус: его очень уважают за скромность и нежелание применять дурацкие спецэффекты.
  • Сага о ведьмаке — Сорель Дегерлунд, колдунец более чем средней руки, убеждает общественность в том, что его наставник обучил его высшему пилотажу в чародействе. На самом деле вместо демона, которого Сорель на самом деле не призывал, старались выведенные Ортоланом прислужники-полукровки.

Кино[править]

(link)

Трейлер фильма «Оз: Великий и Ужасный»
  • Многочисленные адаптации истории про волшебника из страны Оз, включая фильм-мюзикл 1939 г. с Джуди Гарланд и приквел 2013 г. Сэма Рэйми.
  • «Формула любви» — Калиостро (см. Реальная жизнь).
  • «Братья Гримм» — братья-жулики Яков и Вильгельм выступают в роли охотников на ведьм и магических чудовищ, которых они изображают с помощью трюкачества и своих помощников-актёров. В один момент им пришлось изображать инверсию и сделать вид, что всамделишный заколдованный лес на самом деле просто кишит немецкими партизанами.
  • «Ночь в музее» — узнав, что восковой Аттила суеверен и интересуется всякой магией, главный герой попытался произвести на древнего вождя впечатление при помощи несложных фокусов. Правда, за отсутствием опыта быстро попался на обмане.
  • «Шерлок Холмс» Гая Ричи — лорд Блэквуд.
  • «Красные огни» — героиня Сигурни Уивер с помощником занимаются разоблачением таких вот «Гудвинов». А является ли персонаж Роберта Де Ниро сабжем или всё-таки обладает реальными экстрасенсорными способностями — главная интрига фильма.
  • «Чёрный рыцарь» — главный герой пытается напугать средневековое дурачьё зажигалкой. «Средневековое дурачьё» внезапно не ведётся.
  • «Аллея кошмаров» — главный герой делает вид, что может читать мысли и общаться с умершими, будучи на самом деле всего лишь хорошим менталистом.

Телесериалы[править]

  • «ЧТД (Что и Требовалось Доказать)» — одна из серий полностью посвящена разборкам между экстрасенсами-шарлатанами и убийству одного из них.
  • «Коломбо» — в эпизоде «Коломбо идёт на гильотину» убийца является жуликом, выдающим себя за ясновидящего и успешно дурачащего сотрудников ФБР. Лейтенант эффектно троллит и разоблачает его.
  • «Константин» (адаптация комиксов Hellblazer для NBC) — субверсия: Джон является настоящим магом, но распугивает грабителей самым обычным, хотя и эффектным, фокусом (на картинке в начале статьи).
  • «Менталист» — Патрик Джейн раньше прикидывался экстрасенсом, но бросил это занятие и теперь работает на полицию. Патрик терпеть не может Гудвинов, считает их лжецами и с большим удовольствием разоблачает.
  • «Ясновидец» — Шон Спенсер — криминалист-консультант полиции, выдающий себя за экстрасенса. На самом деле у него нет никаких способностей, он просто умный и наблюдательный, но реально идти в полицейскую академию и заполнять целый день бумажки ему просто лень.
  • «Детектив Монк» — в серии «Мистер Монк и экстрасенс» муж, убивший жену, нанимает медиума, чтобы та якобы мистическим образом нашла её тело.
  • «Секретный агент Макгайвер» — в одном эпизоде Макгайвер ударился головой и очутился в средневековой Англии, где быстро разоблачил Мерлина, который всего лишь использовал разные фокусы. Затем, однако, Мерлин оказался настоящим магом и отправил агента назад в его место и время. Причём Макгайвер потом ещё раз видел чародея, уходящего через какой-то портал. Были это приключения в Комаляндии с остаточными галлюцинациями или нет — вечная загадка.
  • «Крод Мандун и Огненный меч» — Зезельрик, чернокожий маг, чьим величайшим магическим даром является…
  • «Чудеса» (они же «Святой дозор») (2003) — как правило аверсия: в подавляющем большинстве серий главные герои имеют дело с настоящими чудесами.
    • Но в десятой случился прямой отыгрыш. Простая официантка Дебби Олсон из маленького городка, у которой обнаружилась способность мгновенно залечивать полученные раны, оказалась шарлатанкой. Сначала сообщник, прикинувшийся грабителем, «перерезал ей горло» бутафорским ножом. Затем он же натравил на неё «смертоносную змею» с удалёнными ядовитыми железами. А историю о том, что она якобы исцелила ребёнка, ей приписала молва (а может быть, этот слух тоже пустили сообщники). Пополам с Планом Степлтона: Всю эту комедию со «святой-чудотворницей» организовал местный мэр, чтобы привлечь в свой город туристов.
    • Туда же и Джейсон Хэрлок из последней серии — стереотипный телевизионный экстрасенс, разводящий публику байками в стиле «Ко мне обратился умерший родственник кого-то из присутствующих. Кажется в его имени есть буква „Т“». Но случайно прикоснувшись к Полу во время очередного своего сеанса, он нежданно-негаданно впервые в жизни словил настоящее видение из будущего.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 2 сезон, 8 серия. Гильермо оставил Нандора и ушёл на службу к вампирше Селесте, которая совсем недавно была фамильяром, а теперь намерена организовать вампирское сообщество и сулит своим слугам обращение после того, как они прослужат ей всего лишь неделю. Однако, в итоге выяснилось, что она никакая не вампирка, а всё та же фамильярка, которая в отсуствии хозяйки прикинулась вампиршей, чтобы ощутить, каково это, когда все тебе прислуживают.
  • Spellbinder — местные чародеи — люди в волшебных доспехах, способные стрелять настоящими молниями из рук, способные общаться друг с другом на больших расстояниях с помощью волшебных коробок и владеющие левитирующими транспортными средствами на самом деле не обладают никакими магическими силами. Они далёкие потомки людей, сохранивших технологии уничтоженной цивилизации, но умеющие лишь пользоватьмся ими без глубокого понимания принципов их работы и без знания их техобслуживания. Однако этих средств вместе с монополией на прикладные и естественные науки хватило «чародеям», чтобы стать правящим сословием.

Мультипликация[править]

  • В мультфильме «Принц Египта», адаптации истории Моисея, придворные колдуны фараона воспользовались ловкостью рук, чтобы превратить посохи в змей, в отличие от Моисея, который совершает то же самое по-настоящему с помощью Бога. Что интересно, в оригинальном тексте про такое шарлатанство нет ни слова, просто наколдованные египетские змеи были слабее.

Мультсериалы[править]

  • «Мишки Гамми» — в одной из серий Толстун желает обучиться магии при помощи самодельного медальона. Малыш, не желая разочаровывать друга, подстраивает ему целый спектакль. И успешно — магом Толстун, конечно, не стал, но научился недурно показывать фокусы.
  • «MLP» — Великая и Могущественная Трикси!
    • В одной серии упомянутая Трикси завладела магическим амулетом и стала реально невероятно могущественной волшебницей. И тогда, чтобы победить её, уже Твайлайт пришлось прибегать к трюкам и хитростям,
  • Гидеон Глифул в «Гравити Фоллз» с успехом выдает себя за экстрасенса, но оказывается разоблачённым — он следил за горожанами через скрытые камеры. Стэн, впрочем, раскусывает его сразу, потому что, во-первых, его мама была тоже экстрасенсом-мошенницей, а во-вторых, настоящий телепат бы называл его настоящим именем — Стэнли, а не Стэнфорд.
  • «Конан: Искатель приключений» — Конан и компания помогали низкоуровневому волшебнику-иллюзионисту То-Рин-Нону Грозному закосить под невероятно крутого мага, способного творить очень сильное колдунство, дабы отпугнуть нацелившегося на него Рат-Амона.
  • «Футурама» — вариант без магии, но смысл тот же. Великая Компьютера — правительница планеты амазонок. Переливающийся лампочками суперкомпьютер величиной с нехилый такой шкаф— это лишь фасад, за которым скрывается обычная женоробот.
  • «Приключения Джеки Чана» — не очень этичный археолог Питер Бэйли выдал себя за великого шамана, показав эскимосам волшебную коробочку, с помощью которой он может общаться с другими шаманами (обычный мобильный телефон).
  • «M.A.S.K.» — в одной из серий Слай Рекс, используя потайной лазерный бластер и дымовые бомбы, прикинулся призраком Юлия Цезаря, чтобы отогнать реставраторов от Колизея, когда они начали мешать тайным и незаконным раскопкам Мейхема.

Комиксы[править]

  • Такого рода злодеи регулярно встречаются во вселенной Marvel. Самый известный из которых — заклятый враг Человека-паука Мистерио, специалист по спецэффектам, химик, гипнотизёр и так далее.
    • Впрочем, с Мистерио субверсия. Некоторые сюжеты жирно намекают что в какой то-момент он действительно овладел магией — возвращаясь из мертвых, овладевая телепатией, заключая сделки с демонами и путешествуя между мирами.
  • Hellblazer — Джон Константин, хотя и очень мощный маг, регулярно пользуется фальшивыми заклинаниями, если можно ими обойтись.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Арасака Рэйген в «Mob Psycho 100» — фальшивый экзорцист и спирит, изгоняющий духов с помощью своего ученика Моба. Правда, у большинства его клиентов проблемы вовсе не со сверхъестественным.
  • Dr. Stone — Гэн Асагири, виртуозный иллюзионист, психолог и шоумен не раз выдавал себя за колдуна перед дикарями постапокалиптического будущего. Субверсия с Хромом: его тоже принимали за колдуна, и он сам считал себя таковым, но на деле был начинающим учёным, заново открывшим некоторые законы физики.

Видеоигры[править]

  • «Южный Парк: Палка Истины»: один из играбельных классов — Маг, пользующийся автомобильным аккумулятором, огнетушителем и т. п.
  • В погоне за бессмертием в «Crusader Kings 2» можно нарваться на фальшивого мистика. Что интересно, тот может случайно (хоть и очень маловероятно) провести самый настоящий ритуал бессмертия.
  • Медиум? (вопросительный знак входит в название) в «Cultist Simulator» начинает шарлатаном, пока неожиданно не обретает способности реального медиума посреди одного из театральных выступлений. Поскольку реальные голоса и воспоминания мертвых — немного не то, что хочет услышать публика, ее карьера на этом заканчивается, зато некоторые воспоминания можно продать знающим толк за хорошую цену.
  • «HITMAN™» и «HITMAN™ 2»
    • Вариация на тему. Марко Абиатти из отдельно стоящей миссии «Обвал» — очень нехороший человек, метящий в мэры Сапиенцы — выдаёт себя не за волшебника, а за эдакого «кандидата от народа», который чуть ли ни каждого избирателя знает в лицо и в курсе всех его нужд. На самом деле всю нужную информацию ему подсказывает в наушник специальный человек, сидящий за компьютером в импровизированном штабе. И Сорок Седьмой может использовать это, чтобы подобраться к Абиатти и убить его.
    • Кампания «Нулевой пациент». Лидер секты Ойбек Набазов выдаёт себя не то за необычайно просветлённого гуру, не то за бога во плоти. Для демонстрации своих божественных сил он суёт ладони в пламя, которое не причиняет ему никакого вреда. На самом деле он предварительно наносит на ладони огнеупорную жидкость, а наш коварный лысый киллер может подменить её на другую — особо горючую.
    • В миссии «Дом на песке» Сорок Седьмой может и сам отыграть троп — замаскироваться под предсказателя судьбы, нагадать цели скорую смерть и тут же, не отходя от кассы, собственноручно исполнить «пророчество».
    • Во втором сезоне основной кампании он же может переодеться под местного шамана и провести ритуал изгнания духов со стройплощадки, дабы успокоить суеверных рабочих и заодно подобраться поближе к очередной цели.
    • При этом совсем не факт, что вышеупомянутые предсказатель судьбы и шаман относятся к тропу. Они вполне могут верить, что обладают магическими способностями, или даже действительно ими обладать.
  • «Ведьмак 3: Дикая Охота»" — божество Всебог, которому местные крестьяне приносят богатые съедобные жертвоприношения, оказался Сильваном-шарлатаном, обитающим в подвале под идолом Всебога и вещающим оттуда страшным голосом. Сильван он, быть может, существо и волшебное, но до бога (даже до низкоуровневого языческого божка) ему явно далеко.

Настольные игры[править]

  • Шарлатан, престиж-класс в Dungeons & Dragons, не имеет магической силы, пользуясь умением блефовать, ловкостью рук и так далее.
    • Небезызвестный сэр Медведингтон, конечно, не шарлатан, а шпион, да и косил не под мага, а под аристократа, так что с прикрученным фитильком. Но, думается, у него бы получилось.
    • В 5 редакции Dungeons & Dragons игрок может выбрать предысторию шарлатан, что даёт неплохие плюшки. Субверсия: шарлатан способный метать фаерболы/исцелять наложением рук/превращаться в зверей когда припечёт — явление нередкое. А на высоких уровнях любой игровой класс способен творить паранормальные вещи.
  • Шарлатан в The Dark Eye обладает минимальными навыками магии, но в основном пользуется фокусами и алхимией.

Музыка[править]

  • Король и Шут, «Идол» — инверсия. Суеверная толпа приняла Казимира, который всего лишь нёс на плечах найденного в горах идола, за Бога. И все все его попытки объяснить им их ошибку, имеют лишь обратный эффект. И в итоге эти предположительно cредневековые, но совершенно точно дебилы решают, что Господь хочет, чтобы они обратили его плоть в прах, и «нужно сжечь его, чтоб он не стал таким, как мы».

Прочее[править]

  • Серия роликов «Дэвид Блэйн: Уличный маг» (не путать с настоящим Блэйном!) — в выпуске, где заглавный герой не достаёт двух своих постоянных жертв, он демонстрирует именно такую «магию». Например, одним взмахом рук заставляет стаю голубей взлететь.

Реальная жизнь[править]

  • Все до одного гадалки, целительницы, экстрасенсы и всё тому подобное прочее — до того момента, пока с научной строгостью не будет доказано обратное. Редакция заранее приносит извинения записавшимся на приём к победителям очередной «Битвы экстрасенсов».
  • Джузеппе Бальзамо aka Калиостро знают именно за это.
  • Григория Ефимовича Распутина — не только и не столько за это, но по сути тем самым он и был.
  • Ещё один Григорий за неумелое гудвинство даже отсидел четыре года (и сидел бы ещё столько же, но вышел по «удочке»).
  • Фокусники раньше выдавали себя за вполне настоящих магов, хотя сейчас принято говорить «ловкость рук и никакого мошенничества», и посетители не сомневаются, что их обманывают — другой вопрос, как. Ури Геллер — один из последних фокусников «очень старой школы», то есть совершенно серьёзно выдающих себя за настоящего сверхчеловека, без kayfabe. Вернее, как фокусник он не снискал той популярности, на которую рассчитывал, вот и подался в «сверхъестественные маги». Даже организовал телешоу «Феномен» (российская версия с российскими «гудвинами» была показана осенью 2008 г., точнее в августе начали, в октябре закончили, а в мае 2009 г. обсуждали у А.Малахова). Там даже было целое соревнование «великих-ужасных гудвинов».
    • Гарри Гудини — аверсия: показательно не верил в существование магии, обещая награду тем, кто заставит его изменить своё мнение, но в памяти народа остался именно магом (до такой степени, что его именем на уютненьком посмотрелье назван тот, кто способен заморочить голову самой судьбе). Это подчёркивается фильмами о нём, например, диснеевским «Молодой Гарри Гудини», тем более, что секреты некоторых его фокусов коллеги по цеху до сих пор не смогли разгадать.
    • А если почитать «нетленку» А. Вадимова и М. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», то в «мире магии» с 18-19 веков боролись две тенденции от предмета статьи (хотя иногда и в не совсем серьёзной форме) до полной аверсии. А в СССР никаких «гудвинов»! Максимум факиры и «психологические опыты» (с предсказанием, угадыванием и проч.). А вот экстрасенсы из бывших фокусников стали появляться в начале в 1980-х (не очень смело), а потом понеслось.
    • А ещё в некоторых «учебниках» по фокусам про ментальную магию пишут, что тут цель некий «переворот в умах», а не ощущение ловкого трюка (у Марка Уилсона такое было). Впрочем, не забываем про тонкую грань, перейдя которую артист оригинального жанра может превратиться в шарлатана.