Святая война

Материал из Posmotreli
Версия от 23:08, 1 июля 2024; VeloVoyager (обсуждение | вклад) (→‎Средние Века)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!

Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.
...
Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей! …

»
— Михаил Светлов, «Итальянец»
Родина-мать зовёт!

Война — это кошмар, но когда в твой дом приходят «дорогие гости» с целью навести там свои порядки… тут уж всякому честному гражданину ничего не остается, кроме как взять в руки оружие и устроить оккупантам этот самый кошмар.

Разумеется, в реальной жизни явление весьма неоднозначно из-за разницы во взглядах разных народов на одни и те же события, и далеко не всякую защиту родины можно назвать святой. Скажем, японцы во Вторую Мировую считали святой борьбу с американским вторжением, однако если ознакомиться с действиями милитаристской Японии на мировой арене, становится понятно, что на оккупацию японцы давно напрашивались. После американского вторжения они снова смогли наслаждаться запрещавшимся при милитаристах гуро в художественных произведениях и перестали устраивать его в реале на землях Китая, Кореи и России. Белогвардейцы в Гражданскую войну считали, что спасают Россию от орд красного сброда, красногвардейцы — что разрушают старый мир, убивают угнетателей, кровопийц, эксплуататорские классы и далее по списку. Наполеона многие народы вообще встречали не как захватчика, а как освободителя, и только русские с испанцами его немножечко разочаровали, так что обратно во Францию император возвращался в страшной спешке, теряя по дороге куски империи.

Особая тема для применения данного тропа — Вторая мировая война, которую все стороны воспринимали как святую. Кто-то боролся с захватчиками, кто-то — с фашизмом, кто-то мечтал об имперском величии своей страны, кто-то воспринял ее как крестовый поход против евреев, большевиков и капиталистов. Да и в целом у жителей всех связанных с войной стран сложилось о ней представление как об «освободительной войне», «войне прогресса против фашизма», или как о «последней войне, в которой кровь и сталь боролись против денег».

В фэнтези же все, как правило, легко и просто: вот тёмный властелин и его орочьи орды в вонючем и мрачном Мордоре, вот мирные народы и светлые эльфы в цветущих лесах и на злачных пажитях, силы зла жаждут, чтобы Мордор был повсюду — дадим гадам по зубам!

В фантастике тоже все просто: прилетели гады-пришельцы/восстали гады-роботы, хотят нас уничтожить или поработить. Гаси их!

С равным успехом может использоваться любой из таких тропов, как Война — это кошмар, Война — это круто и Война — это смешно. Противоположный троп — Бессмысленная война, впрочем, если положение патовое, то ничто и не мешает им совмещаться.

Народы прошлого могли считать святыми войнами такие, которые у большинства наших современников вызывают лишь отвращение. Например, у ацтеков это были «войны цветов», в которых захватывали нужных для человеческих жертвоприношений пленников, а у спартанцев — криптии для удержания многочисленных рабов в повиновении при помощи страха. Об этой разновидности, святой в прямом смысле, но чаще всего захватнической — Deus vult.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Т. Майн Рид, «Оцеола — вождь семинолов».
  • Л. Толстой, «Хаджи-Мурат». С точки зрения кавказцев, война против Российской империи священная ещё и в чисто религиозном смысле.
  • Герберт Уэллс, «Война миров»: воевать с безжалостными марсианами — святое дело. Другой вопрос — толку почти нет.
  • Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова» — с точки зрения автора, протагониста и, разумеется, буров. С точки зрения историка не всё так однозначно.
  • Вся история толкиновского Средиземья и экранизации. Относится, впрочем, лишь к войнам с Морготом, его учениками и союзниками его учеников, война между другими народами — это плохо, очень плохо!
  • Клайв С. Льюис, «Хроники Нарнии».
    • Особенно экранизации. Первый фильм вообще выжимает педаль в пол — немцы, бомбящие Лондон, прямо ассоциируются с нашествием Белой Ведьмы.
  • Dune — Батлерианский Джихад!
  • «Гарри Поттер» — опять же неприкрытые аллюзии на борьбу с оккупантами в Европе времен войны.
  • Израильская литература тоже часто раскрывает этот троп.
    • Наверняка и палестинская, но мы с ней не знакомы.
    • Наверняка аналогично дело обстоит со всеми территориальными межэтническими конфликтами. Другое дело, что для стороннего наблюдателя они часто выглядят как бессмысленная война.

Кино[править]

  • Почти всё советское кино о Великой Отечественной войне.
  • Цикл «Терминатор» — война с машинами идёт за сохранение человечества как вида. К тому же в этой войне со стороны людей напрочь отсутствуют такие преступления, как «жестокое обращение с пленными» и «преступления в отношении мирного населения вражеских территорий».

Мультфильмы[править]

  • «Лебеди Непрядвы».
  • «Мулан».

Мультсериалы[править]

  • «ExoSquad» — война с неосапиантами. Ибо на кон поставлено само существование человечества.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Великий крестовый поход, организованный Императором Человечества для того, чтобы объединить разобщённое человечество и совместными силами противостоять агрессивным ксеносам и утратившим человеческий облик мутантам.

Музыка[править]

  • «Священная война» Лебедева-Кумача.
  • 7-я симфония Дмитрия Шостаковича.

Реальная жизнь[править]

В этом разделе мы говорим о тех войнах, которые считаются Святыми именно в культуре своего народа, независимо от их объективной оценки. В некоторых случаях статус священной может иметь особо важная единичная битва.

Античность[править]

  • Криптии!
  • Греко-персидские войны для Греции.
    • Не для всей, а конкретно для полисов Афины, Спарта, Платеи и их союзников. Остальные сдались персам в первой войне, но благодаря победе Афин в ней сумели организоваться в "союз 20 полисов", и во второй войне этот союз впервые реально объединил Элладу.
  • Пунические войны Рима с Карфагеном. С обеих сторон во Второй Пунической войне оказалось настолько много военных преступлений (сожжение разрушение городов, убийство пленных и мирного населения, уничтожение культурных достижений), что римляне отказались сдаваться, несмотря на тяжелейшие обстоятельства. В итоге через пару десятков лет после начала войны нашли способ победить. Но ПТСР для римских ветеранов оказалось настолько суровым, что они, боясь новой войны, потребовали разрушить не только побеждённый Карфаген, но и его союзника - Коринф, да и несколько городов поменьше. Яркий пример того, как священная война может перерасти в фанатичную резню, если государство не сдерживает её участников.
  • Войны Персии с Александром Македонским. Недаром в истории Ирана этого царя называют "Александр Проклятый".

Средние Века[править]

  • Войны цветов.
  • Крестовые походы и джихады.
  • Реконкиста.
  • Для России — Чудское сражение и Куликовская битва.
    • И, конечно же, походы Первого и Второго ополчений против нашествий поляков и шведов в Смутное время. Разборки всяких там самозванцев между собой в целом мало беспокоили народ, и ополчения стали формироваться, только когда в России поняли, что соседние страны уже под шумок стали раздербанивать наше государство на кусочки, попутно насаждая чуждую культуру и религию.
  • Франция — Столетняя война.
  • Византия — полная аверсия: византийцы предпочитали воевать наёмниками, а когда шёл последний штурм Константинополя, турками горожане не вышли защищать свой город, как и не вышли, когда город ранее брали крестоносцы, потому что, согласно канону святого Василия Великого, «воин, убивший на войне врага, должен быть отлучен на три года от причастия».

Новое и Новейшее Время[править]

  • Австралия — Первая мировая война, которую иначе как Великой не зовут. Особенно акцентируется битва при Галлиполи, так как там был задействован АНЗАК.
  • Великобритания — Первая мировая война, она же Великая.
  • Польша:
    • Битва при Грюнвальде.
    • Великая Турецкая война XVII в.
    • Советско-польская война 1919-21 гг. Является редким примером Святой войны, которая была начата самим государством.
  • Россия/СССР:
  • США:
    • Война за независимость.
    • Гражданская война — зигзагом. С одной стороны, это был самый кровопролитный для США вооружённый конфликт за всю историю страны, но с другой — именно в нем оформилась современная американская нация и её ценности. Поэтому Гражданская война в США удивительным образом сочетает в себе и Святую войну, и Кровавую рану в культуре.
    • Вторая мировая война, особенно Тихоокеанский ТВД.
  • Турция — война за независимость 1919-23 гг.
  • Финляндия — советско-финская война 1939-40 гг.
  • Китай — Японо-китайская 1937—1945. Самими китайцами считается частью Второй Мировой.
  • Франция — обе Мировые войны.