Космическое фэнтези: различия между версиями
Miklagard (обсуждение | вклад) |
м (→Литература) |
||
(не показано 18 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Орки против эльдар.jpg|350px|thumb|right|Космические орки против космических эльфов.]] | [[Файл:Орки против эльдар.jpg|350px|thumb|right|Космические орки против космических эльфов.]] | ||
'''Космическое фэнтези''' — это [[космоопера]] с магией. С явной, открыто заявляемой магией | '''Космическое фэнтези''' — это [[космоопера]] с магией. С явной, открыто заявляемой магией, мистикой и другими феноменами, противоречащими всем базовым законам физики, в т. ч. и потенциальной [[Магия - фэнтезийная наука|местной научной магии]]. | ||
'''Внимание''':<br> | |||
Под троп не подпадают произведения, где [[Магия — фэнтезийная наука|магия имеет под собой четкую «научную» основу]]. Например, «[[Светлячок]]» с телепатическими и тактически-провидческими способностями Ривер Тэм — не космическое фэнтези, потому что телепатия — просто ещё одна «плюшка», которую навесили подопытной Ривер ценой исковерканного разума ученые-вивисекторы Альянса.<br> | |||
А вот «[[Звёздные войны]]», где аналогичным способностям (и многим другим) учатся в мистическом религиозном рыцарском ордене, который даже и не пытается найти им объяснение помимо «так хочет Сила» — дистиллированный пример тропа. | |||
== | == Смежные тропы == | ||
* [[Альтернативная космонавтика]] — троп преимущественно из старинной литературы, когда способы перемещения в космосе могли представлять если не волшебными, то хотя бы сказочными. | * [[Альтернативная космонавтика]] — троп преимущественно из старинной литературы, когда способы перемещения в космосе могли представлять если не волшебными, то хотя бы сказочными. | ||
* [[ | * [[Звёздные короли]] — если у нас фэнтези [[Теперь в космосе!|в режиме]], то почему бы и не быть космическим королям, аристократкам, рыцарям и прочим атрибутам фэнтезийного псевдосредневековья? | ||
* [[Космические гномы]] — копаются не под горами, а в астероидах, в остальном — найдите десять отличий. | |||
* [[Космические демоны]] — а где ещё быть такой чуждой сущности, как не в космосе? Впрочем, они могут быть как метафизическими, так и материальными, лишь внешне похожие на стереотипных демонов. | |||
* [[Космические орки]] — хотя иногда они и могут отсылать на тех самых орков, в принципе ничто не мешает им появляться в относительно более твёрдой фантастике — воинственные страшилы и есть воинственные страшилы. | * [[Космические орки]] — хотя иногда они и могут отсылать на тех самых орков, в принципе ничто не мешает им появляться в относительно более твёрдой фантастике — воинственные страшилы и есть воинственные страшилы. | ||
* [[Космические эльфы]] — впрочем, это необязательно могут быть именно эльфы, и им даже необязательно быть волшебными. Могут быть просто эльфоподобные инопланетяне. | * [[Космические эльфы]] — впрочем, это необязательно могут быть именно эльфы, и им даже необязательно быть волшебными. Могут быть просто эльфоподобные инопланетяне. | ||
* [[Мечник со звездолёта]] — для него этот сеттинг дом родной, как для обычного мечника обычное фэнтези. | |||
== | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
Строка 18: | Строка 22: | ||
* «[[Космическая трилогия]]» К. Льюиса — в космосе живут ангелы-покровители планет, они же в восприятии древних стали языческими богами. | * «[[Космическая трилогия]]» К. Льюиса — в космосе живут ангелы-покровители планет, они же в восприятии древних стали языческими богами. | ||
* Творчество отечественного фантаста Юрия Петухова. | * Творчество отечественного фантаста Юрия Петухова. | ||
* С.Лем «Сказки роботов» и «Кибериада». Своего рода игра со штампами. Вся их вселенная населена роботами (кроме некоторых исключений), сеттинг стилизован под сказки (с королями и прочими феодалами), а наука достигла такого уровня, что кажется магией. Сам автор называл эти произведения сказками-притчами. | * С. Лем «Сказки роботов» и «Кибериада». Своего рода игра со штампами. Вся их вселенная населена роботами (кроме некоторых исключений), сеттинг стилизован под сказки (с королями и прочими феодалами), а наука достигла такого уровня, что кажется магией. Сам автор называл эти произведения сказками-притчами. | ||
* А. Сент-Экзюпери «[[Маленький принц]]» — однозначная сказка в космическом антураже, где в космосе дышат непонятно чем, а с планеты на планету семена прилетают с ветром и люди летают на птицах. | |||
** В сиквельном мультфильме и сиквельном мультсериале сделали ещё больший упор на тему фэнтези, да и Маленькому принцу дали способности как в аниме. | |||
* [[Метавселенная Рудазова]] порой начинает тяготеть к тропу. Наиболее чистый образец — «[[Экипаж (А. Рудазов)|Экипаж]]», где команда звездолёта в обязательном порядке комплектуется [[маг|ментатом]], также некоторые из «[[рассказы из правого ботинка|Рассказов из правого ботинка]]» и «[[Паргоронские байки|Паргоронских баек]]». [[На минималках]] — «[[Архимаг (серия книг)|Дети Судного Часа]]» (сеттинг там весьма футуристичный, смахивающий на [[Fallout]], но космосом и не пахнет — [[постапокалипсис|условия не те]]<ref>До [[конец света как мы его знаем|Судного Часа]] успели основать первую базу на соседней планете, но вряд ли она после того, что случилась с метрополией, протянула долго.</ref>) и «[[Зверолов (А. Рудазов)|Зверолов]]» (практически твёрдая [[научная фантастика]], если бы не [[титан|Китангер]]). | |||
* [[Сварог]], <s>просто Сварог</s>. Высокие технологии, космические перелёты (минимум в рамках одной системы), [[Магия - фэнтезийная наука|наукообразная магия]], [[мироходец|путешествия по иным мирам]] соседствуют с пророчеством, мистическими событиями, [[От всех, кто женщиной рождён|метафизической бронёй]], гадалками, Мастером и пр. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Звёздные войны]]» — джедаи и ситхи как космические светлые и тёмные маги, Сила как космическая магия. | * «[[Звёздные войны]]» — джедаи и ситхи как космические светлые и тёмные маги (а уж не входящие в их дихотомию форсъюзеры, вроде [[ведьма|ведьм]] Датомира, так вообще), Сила как космическая магия. Даже мидихлорианы, на которые плевались олдовые фанаты при выходе «Призрачной угрозы», не портят картины: они не источник Силы, а посредники между ней и её пользователями. | ||
=== [[ | === [[Мультфильм]]ы === | ||
* «Виджит спешит на помощь» — тут может произойти что угодно, никакой научностью и не пахнет. | * «Виджит спешит на помощь» — тут может произойти что угодно, никакой научностью и не пахнет. | ||
* «Планета сокровищ» — сложно назвать это произведение научным, космос ведь не вода! | * «Планета сокровищ» — сложно назвать это произведение научным, космос ведь не вода! | ||
Строка 41: | Строка 49: | ||
* [[Might and Magic]] принадлежит к этому жанру, хотя игравшие в [[HoMM]] часто и не подозревают. | * [[Might and Magic]] принадлежит к этому жанру, хотя игравшие в [[HoMM]] часто и не подозревают. | ||
* [[Warcraft]] — [[адский легион|демоны]] летают на космических кораблях, их же останавливает космическая Армия Света. | * [[Warcraft]] — [[адский легион|демоны]] летают на космических кораблях, их же останавливает космическая Армия Света. | ||
* Серия [[Half-Life]] в некоторой степени. С одной стороны высокие технологии, захватчики из другого измерения, опасная наука, с другой стороны G-men, вортигонты со своей немагией, советники Альянса с псионикой. Фитилек несколько прикручен, ибо вместо звездолётов и прочей космоатрибутики используются порталы. | |||
* [[Rimworld]] — [[сеттинг]] игры позволяет приобщить её к данному тропу. Достаточно сказать, что доступ к псионике, тут предоставляют роботы-архотеки, которые [[Вознесение на высший уровень существования|вознеслись на высший уровень существования]]. При этом как работает псионика? Почему её влёгкую могут освоить племена? Нафига архотеки создали вампиров? Непонятно. | |||
* [[Sacred]] — почти аналогично. [[Паладин]]ши-[[ангел|серафимы]] — космодесантницы со световыми мечами и [[камео|BFG]], их «небесная магия» — поддержка огнём со спутника, а их древние противники Ворганары — [[космические демоны]]. И всё это — в [[стандартный фэнтези-сеттинг|стандартном фэнтези-сеттинге]], где живут-поживают самые обычные маги, дворяне, крестьяне, светлые и тёмные эльфы, не подозревающие, сколь космические силы когда-то сталкивались над их головами, а если подозревающие, то дающие этому чисто религиозное объяснение. | |||
* [[Stellaris]] — нет, речь не про [[Псионика|псионику]] и Покров, которые-таки имеют под собой псевдонаучное обоснование. В [[фанская кличка|Стельке]] есть: | |||
** осознавший себя временной парадокс; | |||
** фея, которая может проклясть ([[Невероятно клёвое проклятие|при этом невероятно клёво]]) и пр. | |||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
Строка 46: | Строка 60: | ||
{{stub}} | {{stub}} | ||
{{Nav/Fantasy}} | {{Nav/Fantasy}} | ||
{{Nav/Космоопера}} |
Текущая версия на 17:19, 11 января 2024
Космическое фэнтези — это космоопера с магией. С явной, открыто заявляемой магией, мистикой и другими феноменами, противоречащими всем базовым законам физики, в т. ч. и потенциальной местной научной магии.
Внимание:
Под троп не подпадают произведения, где магия имеет под собой четкую «научную» основу. Например, «Светлячок» с телепатическими и тактически-провидческими способностями Ривер Тэм — не космическое фэнтези, потому что телепатия — просто ещё одна «плюшка», которую навесили подопытной Ривер ценой исковерканного разума ученые-вивисекторы Альянса.
А вот «Звёздные войны», где аналогичным способностям (и многим другим) учатся в мистическом религиозном рыцарском ордене, который даже и не пытается найти им объяснение помимо «так хочет Сила» — дистиллированный пример тропа.
Смежные тропы[править]
- Альтернативная космонавтика — троп преимущественно из старинной литературы, когда способы перемещения в космосе могли представлять если не волшебными, то хотя бы сказочными.
- Звёздные короли — если у нас фэнтези в режиме, то почему бы и не быть космическим королям, аристократкам, рыцарям и прочим атрибутам фэнтезийного псевдосредневековья?
- Космические гномы — копаются не под горами, а в астероидах, в остальном — найдите десять отличий.
- Космические демоны — а где ещё быть такой чуждой сущности, как не в космосе? Впрочем, они могут быть как метафизическими, так и материальными, лишь внешне похожие на стереотипных демонов.
- Космические орки — хотя иногда они и могут отсылать на тех самых орков, в принципе ничто не мешает им появляться в относительно более твёрдой фантастике — воинственные страшилы и есть воинственные страшилы.
- Космические эльфы — впрочем, это необязательно могут быть именно эльфы, и им даже необязательно быть волшебными. Могут быть просто эльфоподобные инопланетяне.
- Мечник со звездолёта — для него этот сеттинг дом родной, как для обычного мечника обычное фэнтези.
Примеры[править]
Литература[править]
- Вселенная Г. Лавкрафта — в космосе есть мистические сущности вроде владыки демонов Азатота.
- «Дюна» Ф. Герберта — кодификатор. Феодальное фэнтези с действием, перенесённым из традиционного для жанра средневековья, в космическую эру, но все же узнаваемое как фэнтези. Есть паранормальные способности вроде предвидения будущего, гипнотического Голоса, доступа к памяти предков, главный герой — Избранный и проходит путь героя, из-за развития технологии энергощитов большая часть боёв происходит на холодном оружии, ментаты и Бене Гессерит организованы в подобия магических орденов.
- «Космическая трилогия» К. Льюиса — в космосе живут ангелы-покровители планет, они же в восприятии древних стали языческими богами.
- Творчество отечественного фантаста Юрия Петухова.
- С. Лем «Сказки роботов» и «Кибериада». Своего рода игра со штампами. Вся их вселенная населена роботами (кроме некоторых исключений), сеттинг стилизован под сказки (с королями и прочими феодалами), а наука достигла такого уровня, что кажется магией. Сам автор называл эти произведения сказками-притчами.
- А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» — однозначная сказка в космическом антураже, где в космосе дышат непонятно чем, а с планеты на планету семена прилетают с ветром и люди летают на птицах.
- В сиквельном мультфильме и сиквельном мультсериале сделали ещё больший упор на тему фэнтези, да и Маленькому принцу дали способности как в аниме.
- Метавселенная Рудазова порой начинает тяготеть к тропу. Наиболее чистый образец — «Экипаж», где команда звездолёта в обязательном порядке комплектуется ментатом, также некоторые из «Рассказов из правого ботинка» и «Паргоронских баек». На минималках — «Дети Судного Часа» (сеттинг там весьма футуристичный, смахивающий на Fallout, но космосом и не пахнет — условия не те[1]) и «Зверолов» (практически твёрдая научная фантастика, если бы не Китангер).
- Сварог,
просто Сварог. Высокие технологии, космические перелёты (минимум в рамках одной системы), наукообразная магия, путешествия по иным мирам соседствуют с пророчеством, мистическими событиями, метафизической бронёй, гадалками, Мастером и пр.
Кино[править]
- «Звёздные войны» — джедаи и ситхи как космические светлые и тёмные маги (а уж не входящие в их дихотомию форсъюзеры, вроде ведьм Датомира, так вообще), Сила как космическая магия. Даже мидихлорианы, на которые плевались олдовые фанаты при выходе «Призрачной угрозы», не портят картины: они не источник Силы, а посредники между ней и её пользователями.
Мультфильмы[править]
- «Виджит спешит на помощь» — тут может произойти что угодно, никакой научностью и не пахнет.
- «Планета сокровищ» — сложно назвать это произведение научным, космос ведь не вода!
Мультсериалы[править]
Комиксы[править]
- «Стражи Галактики» и вообще космическая линия Marvel.
Манга и аниме[править]
- Outlaw Star — достаточно редкий космический фэнтези-вестерн, в котором главный герой стреляет в космопиратов-даосов из пистолета с зачарованными патронами.
- Tengen Toppa Gurren Lagann — межзвездные перелеты и огромные боевые роботы (от пятиметровых ганменов до занимающего несколько процентов Вселенной Супер Тенген Топпа Гуррен-Лаганна) сочетаются с явно магической Спиральной Силой.
Видеоигры[править]
- Lethal RPG Universe. Первые игры серии (War и Destiny) были чистым фэнтези, но прошла пара тысячелетий, и действие переместилось в космос.
- Might and Magic принадлежит к этому жанру, хотя игравшие в HoMM часто и не подозревают.
- Warcraft — демоны летают на космических кораблях, их же останавливает космическая Армия Света.
- Серия Half-Life в некоторой степени. С одной стороны высокие технологии, захватчики из другого измерения, опасная наука, с другой стороны G-men, вортигонты со своей немагией, советники Альянса с псионикой. Фитилек несколько прикручен, ибо вместо звездолётов и прочей космоатрибутики используются порталы.
- Rimworld — сеттинг игры позволяет приобщить её к данному тропу. Достаточно сказать, что доступ к псионике, тут предоставляют роботы-архотеки, которые вознеслись на высший уровень существования. При этом как работает псионика? Почему её влёгкую могут освоить племена? Нафига архотеки создали вампиров? Непонятно.
- Sacred — почти аналогично. Паладинши-серафимы — космодесантницы со световыми мечами и BFG, их «небесная магия» — поддержка огнём со спутника, а их древние противники Ворганары — космические демоны. И всё это — в стандартном фэнтези-сеттинге, где живут-поживают самые обычные маги, дворяне, крестьяне, светлые и тёмные эльфы, не подозревающие, сколь космические силы когда-то сталкивались над их головами, а если подозревающие, то дающие этому чисто религиозное объяснение.
- Stellaris — нет, речь не про псионику и Покров, которые-таки имеют под собой псевдонаучное обоснование. В Стельке есть:
- осознавший себя временной парадокс;
- фея, которая может проклясть (при этом невероятно клёво) и пр.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40000 — космические эльфы, орки, Боги Хаоса, технонежить и прочие прелести.
- ↑ До Судного Часа успели основать первую базу на соседней планете, но вряд ли она после того, что случилась с метрополией, протянула долго.