Стандартная христианская мифология

Материал из Posmotrelisu
Версия от 16:40, 10 октября 2021; commons>Aikr (→‎Иерархия)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Некоторые авторы основывают своё произведение на стандартной христианской мифологии — вернее, на представлении о ней массового сознания. Характерная черта: к ортодоксальному христианству и его мифологии это имеет мало отношения; мифология основана на народном христианстве, том самом, где Илья-пророк с тучки молнии кидает, и является его современным развитием. Также в стандартно-христианской мифологии часто встречаются элементы Каббалы, герметических учений средневековья и современного нью-эйдж.

Итак, стандартный христианский сеттинг — это ангелы и демоны.

Ангелы

Существо, похожее на человека, но с более хрупким телосложением, и — что главное — с большими белыми крыльями. Крылья большие, с перьями, ангелы на них летают. Над головой ангела висит светящееся кольцо — это нимб. Опционально — белые хламиды и арфы, в милитари-варианте — огненный меч. Конечно же, ангелы очень красивы.

Ангелы у нас — формально посланники Бога, хотя более точным было бы назвать их служащими небесной канцелярии / военнослужащими небесной кавалерии.

Поскольку обычно действие происходит не на небе, ангелы отправляются на Землю, чтобы спасать невинные души. Или влиять на главного героя, подталкивая его к свету.

Архангелы

« После ангелов и демонов идут архангелы и архидемоны. Далее следуют престолы, господства, начала, власти, силы, воинства, века... На вершине цепи находятся херувимы и серафимы. »
— На удивление совпадающее с богословским описание иерархии ангелов

Архангел — это продвинутый ангел. Иерархия серафимов практически не встречается, поэтому есть ангелы и архангелы, e basta! Чем ангел отличается от архангела — сказать сложно. Чином, да. И очевидной крутостью. Те авторы, которые ещё смутно помнят «и шестикрылый серафим на перепутье мне явился» добавляют архангелам крылья. Их у них теперь 4 или 6. В других случаях серафим — второй апгрейд ангела, выше архангела. О херувимах никто не вспоминает (их поп-культурный образ слишком каваен, чтобы им быть крутыми), о таких же ангельских чинах, как начала, силы, власти, престолы или господства, вспоминает мало кто. Хотя иногда авторы вводят персонажа, напоминающего сверхвысокую ангельскую сущность, управляющую целыми мирами или эонами, и дают какое-нибудь значительное имя из ветхозаветной ангелологии, скажем, Сефирот или Метатрон.

  • Исходно под архангелами подразумевалось ангельское начальство — самые главные из ангелов. Михаил, Гавриил и ещё несколько архангелов традиционно имеют личные имена. Хотя есть точка зрения, согласно которой это не имена, а должности. К примеру, должность Михаила означает главнокомандующего ангельскими войсками. А когда появилось деление на «девять чинов ангельских», появилась несостыковка: главных ангелов по-прежнему именовали архангелами, хотя в списке девяти чинов архангелы занимают всего лишь вторую снизу позицию.
    • Всё как везде. Майор старше лейтенанта, но генерал-майор младше генерал-лейтенанта.

Ангелы-хранители

Ангелы, приставленные оберегать отдельно взятых христиан. В произведениях, основанных на стандартной христианской мифологии, часто проявляют себя весомо, грубо, зримо, являются своим подопечным, беседуют с ними, отчитывают их в случае грехов. В запущенных случаях — появляются на правом плече, споря с демоном, который сидит на противоположном. В особо запущенных — оберегают подопечных не только и даже не столько от духовных опасностей, сколько от физических (упрощённо говоря, не от соблазнов и грехов, а от падения кирпича с крыши).

Демоны

Демоны — антиподы ангелов. Живут и работают в аду. Огромны, рогаты и неприятны. Хвост и трезубец прилагаются, иногда в комплекте идут копыта и чёрные, кожистые крылья, как у летучей мыши. Демоны подталкивают ГГ принять сторону зла или как минимум интересуются душами.

Скорее всего действие происходит или на Земле, или в классическом таком аду, где очень жарко, кипят котлы и греются сковородки с грешниками и куда никто не хочет попасть после смерти. Причём в ад попадают плохие люди за плохие поступки, а не добрая половина наших читателей за то, что они не крещёные или крещёные, но не ходят в церковь. Лимб? Нет, не слышали.

Чистилище — никто, кроме католиков, не понимает, что это такое. Поэтому пихают туда всё, что не помещается ни в рай, ни в ад.

Ещё нужно подчеркнуть различия между полами. Демоны в большинстве случаев чуть ли не карикатурно уродливы, хотя и попадаются отдельные более человекоподобные, как Хеллбой. А вот демонессы почти всегда сексуальные (что не равно красоте — то к ангелам) и выглядят либо в точности как люди, либо имеют несколько малозначительных и только добавляющих колорита деталей: рожки, хвост с треугольным кончиком, крылья, ну максимум чуть искажённые конечности. Соответственно, демоны занимаются военным делом и всякими там пытками, демонессы же — искусительницы, подталкивающие людей на греховный путь. Если уж демонесса и занимается убийствами или чем-то подобным, то «интриганскими методами». Ну там яд в вино, все дела.

Иерархия

Иерархия демонов как-то ближе авторам, поэтому проявляется более детально.

  • Бес или имп — это что-то мелкое и не очень опасное.
  • Чёрт — постарше и посерьёзнее, может и купить душу а-ля Мефистофель, а может тыкать вилами в котёл с очередным грешником.
  • Демон — иногда может быть не обобщающим названием для всей компании, а одной из ступеней иерархии, повыше простого чёрта.
  • Архидемон — ещё выше.
  • Дьявол — начальство. В особо запущенных случаях дьяволов много, это нечто вроде архангелов.

Роль Люцифера

Одно из запутанных мест в том, что Люцифер — шеф всего ада — по идее, бывший ангел. Его, кхм, работодатель разжаловал (за что — уже никто не помнит), он и стал таким, какой он есть. Мало кто вспомнит, что так-то с точки зрения церкви Сатана сам не правитель ада, а его узник. Как и демоны, впрочем. Ад — это такая тюрьма, грубо говоря.

В современном сеттинге или эта деталь вообще опускается, или «стать чёртом» — реальная альтернатива для любого плохо себя ведущего ангела. И вроде бы наоборот. Это часто сильно запутывает ситуацию.

«Конкурирующая фирма»

Вообще-то ангелы и демоны — непримиримые враги. Но в нашем бренном мире границы непримиримости весьма сдвинулись. Часто встречается деконструкция: ангелы и демоны — всего лишь сотрудники конкурирующих фирм или спецслужбы двух не очень дружественных государств. Они как-то и не очень ненавидят друг друга, каждый делает свою работу, время от времени негласно сотрудничают. Особо «романтичные» МТА делают им ещё и два пола с возможностью любви[1] между демоницей и ангелом или наоборот. По мнению же церкви, ангелы бесполы или дуальны.

…и кальмары!

Довольно распространённая вариация — добавление третьей силы, чужеродных чудовищ, стоящих вне добра и зла и желающих чаще всего всеобщего умножения деления (ибо чужеродны и непостижимы) на нуль. Такая вариация тропа называется Ангелы, демоны и кальмары.

Примеры

Литература

  • Встречается у многих поэтов и писателей Средневековья и Возрождения. Классический пример — «Книга об ангелах» Эммануэля Сведенборга. Правда, сам автор считал книгу серьёзным богословским трудом, но время не пощадило.
  • Встречается во многих произведениях Льва Толстого («Чем люди живы», «Как чертёнок краюшку выкупал» и так далее).
  • Одна половина дамских романов — традиционно про любовь с ГГ-мужчиной, который грубый, но в глубине души очень милый аристократ. А вот другая — о нежной любви девушки-ангела (хотя по первоисточнику ангелы бесполые[2], но об этом никто не помнит) и кого-то ещё. Или о любви девушки-человека и романтичного, страдающего демона. Или… вариантов много, особенно если считать полукровок.
    • Более экзотический пример — романы Рейчел Мид, в которых главная героиня — суккуб. Однако она не демон, а бывший человек, поступивший на работу к адским силам. А вот её начальник — демон. В целом в сеттинге используется бело-серый вариант «конкурирующих фирм»: ангелы там почти однозначно хорошие, но и демоны не такие уж плохие. Да, а ещё там ангел или демон могут сделать ребёнка со смертным; получится весьма крутое дитя-нефилим.
  • «Благие знамения» Терри Праттчета и Нила Геймана полностью посвящены стёбу над предметом статьи.
  • Троп часто встречается в детских произведениях (кхм, Садов, кхм), а также в качестве фона в более серьёзных вещах. Если в городском фэнтези есть ангелы и демоны — то они скорее всего такие, как описано выше. Просто потому, что автору лень придумывать что-то своё и даже лень почитать первоисточник.
  • «Досье Дрездена» — есть ангелы, притом вполне каноничные, даже архангелы есть. Точно так же есть и демоны, в том числе и динарианцы — падшие ангелы. А ещё есть создания Небывальщины, многие из которых принимаются за демонов, но имеют принципиально другую природу; именно они в сеттинге играют роль уродливых демонов, а вот падшие ангелы вполне себе прекрасны — взять хотя бы ту же Лашиэль. А ещё там есть «ктулхи»-Внешние.
  • «Моя жена — ведьма» и «Сестрёнка из Преисподней» Андрея Белянина. У протагониста-поэта Сергея имеются персональные чёрт и ангел — Фармазон и Анцифер, воплощающие дуализм его души.
    • Стандартные фэнтезийные черти имеются в трилогии «Меч без имени», а вот Люцифер нестандартный. Как поясняет Андрею чёрт Брумель — как раз в собственном Аду Люцифер опасен меньше всего, а чертям в особенности. Так как местный Люцифер — просто главный чёрт, ВЫБИРАЕМЫЙ ВСЕОБЩИМ ГОЛОСОВАНИЕМ. Некая минимальная магия и модификация внешности, похоже, прилагается к должности истинным Сатаной. Но для простых смертных более серьёзного противника в пределах тамошнего мира не сыскать, да.
  • «Юлианна» же! На конфликтах ангелов и демонов с непременной их битвой в конце каждой книги построена вся трилогия.

Кино

  • «Константин: Повелитель тьмы». Вариант «конкурирующие фирмы», а заодно чёрно-серая мораль: как объясняет Анжеле Константин, демоны тут самые настоящие, а вот ангелы только прикидываются светлыми мудрецами, а по факту даже методы у них одинаковые.
  • «Адвокат дьявола». Мрачный триллер на тему падения души. Аль Пачино после этой роли Сатаны трудно воспринимать в комедиях и мелодрамах, да. Ангелов не завезли (да, Киану, тут ты не демоноборец), зато есть проникновенные философические монологи с «тёмной стороны силы», например, о том, что «XX век — мой (дьявола) век».
  • «Догма» и «Никки — дьявол-младший». Стебалово на тему. С т. з. христианской доктрины, естественно, ересь, но светлые добряки там всё ж побеждают.
    • В «Догме», впрочем, высмеивается пренебрежение канонами: т. н. Дружище Иисус, которого презентовал священник, сыгранный Джорджем Карлином (!).

Телесериалы

  • «Сверхъестественное» — педаль в пол. Тут всё перемешалось. Ангелы добрые? Уже нет. Демоны злые? Проехали. Дошло до того, что ангел и демон (а потом и рай с адом) и вовсе работали сообща.

Мультсериалы

  • «Люси, дочь дьявола» — дочь дьявола вопреки воле отца встречается не с продажным политиком, а с Иисусом.
  • «Соседи из Ада» — семью демонов выслали послали на Землю, чтобы остановить бур, способный просверлить кору до ада.
  • «Друзья ангелов» — ангелы-хранители и демоны-искусители с подростками в главных ролях.
  • «Американский папаша!» — в одной из серий Стэн Смит умер и на суде ангелов пытался настоять на возвращении в мир живых.

Комиксы

  • «Спаун». Бог и Дьявол — дети великой Матери, создательницы всего вообще.
  • Top Cow Universe. Ад — биржа человеческих душ. С языческими элементами (Цербер, Харон). Рая нет. Но ангелы имеются — похожи на агентов Смитов и нейтрально-дружелюбны людям (по крайней мере, спасителям Вселенной). Сатана — стареющий хипстер в свитере, которого смог свергнуть подлюка-бизнесмен. А ещё есть Древние, которые штурмуют Рай… простите, всего лишь базу Ангелуса в стиле Diablo III. Протагонист расстрига и вообще неверующий (цитируя его, верит достаточно), но может и молитвой бесов разогнать, и сам поюзать адскую силу, как заправский инквизитор-радикал. От таки дела.

Видеоигры

  • Сеттинг «Дьябло» весь об этом. Субверсия: чертей и демонов в ассортименте пруд пруди, а ангелы почти не появляются, предпочитая загребать жар борьбы с нечистой силой руками простых смертных. Те, которые всё же появляются, мало чем отличаются от демонов.

Примечания

  1. Оригинальный подход применили молдавские разработчики «Секрета Небес», идейного продолжателя «Друзей ангелов». Такие сношения запрещены, потому что дети, по официальной версии, быстро умирают, и это как-то нарушает Равновесие. По версии, которую верхушка называет мифом, такое сношение породило главгада — невероятно могучего полукровку. И то, и то — правда: дети от смешанных союзов умирали, а главгад стал единственным выжившим. Впрочем, для христиан это та ещё пытка увеболлом. Во-первых, там задачей ангелов и демонов является поддержание Равновесия, что больше похоже на иудейское богословие. Во-вторых, сюжетообразующим отличием является появление главгада-полукровки. В-третьих, слэшная пара из ангела и демона вызывала нарекания не из-за однополости, а из-за подпадания под запрет.
  2. Это в Новом Завете. В Ветхом, по крайней мере в Пятикнижии, они очень даже обладают полом и женятся на людских женщинах. В общепринятой Библии об этом пара стихов в книге Бытия (впрочем, в православии ангелы точно считаются бесполыми, а эти стихи интерпретируются по-другому), но как минимум Эфиопская церковь (которая является монофизитской, а не православной) признаёт Книгу Еноха, где всё это описано более детально.