Фэнтези: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 2: Строка 2:
По-моему, мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в фэнтези, затрагивающее глубокие струны в наших душах. Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребёнку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдёт любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла.<br/>
По-моему, мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в фэнтези, затрагивающее глубокие струны в наших душах. Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребёнку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдёт любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла.<br/>
Пусть оставят себе свой рай. Когда я умру, то лучше отправлюсь в Средиземье.|Джордж Мартин}}
Пусть оставят себе свой рай. Когда я умру, то лучше отправлюсь в Средиземье.|Джордж Мартин}}
[[Файл:9ac3708d4e124da3ad3fdc3b2434cead.jpg|thumb|right|Дракон, замок, волшебники, рыцари — всё на месте]]
[[Файл:9ac3708d4e124da3ad3fdc3b2434cead.jpg|thumb|right|Дракон, замок, волшебники, рыцари — всё на месте]]
'''Фэнтези''' (англ. ''fantasy'') — [[жанр]] [[литература|литературы]], для которого основой [[сюжет]]а или [[сеттинг]]а является [[магия]]. Миры, в которых магия является обыденностью (или хотя бы реальностью), можно найти во множестве книг. Фэнтези довольно чётко отделяют от [[научная фантастика|научной фантастики]] и [[ужасы|ужасов]]; исходно считалось, что этот жанр в целом не содержит псевдонаучных тем, а больше склонен к эксплуатации вольной фантазии авторов, чаще всего в околоисторическом антураже. Хотя в современном фэнтези нередко встречаются научно-технические элементы, от паровых машин и бомбард до вполне высоких технологий, если сюжет строится на противостоянии миров науки и магии. Либо же сама магия может быть организована по тем же принципам, что наука в нашем мире — с университетами, кафедрами, дипломами, защитой диссертаций и т. п.
'''Фэнтези''' (англ. ''fantasy'') [[жанр]] [[литература|литературы]], для которого основой [[сюжет]]а или [[сеттинг]]а является [[магия]]. Миры, в которых магия является обыденностью (или хотя бы реальностью), можно найти во множестве книг. Фэнтези довольно чётко отделяют от [[научная фантастика|научной фантастики]] и [[ужасы|ужасов]]; исходно считалось, что этот жанр в целом не содержит псевдонаучных тем, а больше склонен к эксплуатации вольной фантазии авторов, чаще всего в околоисторическом антураже. Хотя в современном фэнтези нередко встречаются научно-технические элементы, от паровых машин и бомбард до [[технофэнтези|вполне высоких технологий]]. Либо же [[магия — фэнтезийная наука|сама магия может быть организована по тем же принципам, что наука в нашем мире]] — с университетами, кафедрами, дипломами, защитой диссертаций и т. п.


Сейчас фэнтези в основном представлено в своем «средневековом» варианте, сильно популяризованном после успеха «[[LotR|Властелина Колец]]», но надо понимать, что в широком смысле фэнтези включает в себя большую часть литературы, в которой важное место отводится магии — сюда входят и древние [[миф]]ы и [[легенд]]ы, и [[городское фэнтези]], и много чего ещё.
Сейчас фэнтези в основном представлено в своем [[стандартный фэнтези-сеттинг|«средневековом» варианте]], сильно популяризованном после успеха «[[LotR|Властелина Колец]]», но надо понимать, что в широком смысле фэнтези включает в себя большую часть литературы, в которой важное место отводится магии — сюда входят и древние [[миф]]ы и [[легенд]]ы, и [[городское фэнтези]], и много чего ещё.


[http://www.mirf.ru/worlds/chto-delat-esli-vy-popali-v-fentezi Что делать, если вы попали в фэнтези], Михаил Попов.
[http://www.mirf.ru/worlds/chto-delat-esli-vy-popali-v-fentezi Что делать, если вы попали в фэнтези], Михаил Попов.
Строка 12: Строка 12:


== Сеттинг ==
== Сеттинг ==
Основой фэнтези служит внутренне непротиворечивый<ref>По крайней мере, с точки зрения автора. На самом деле изобразить внутренне непротиворечивый фэнтезийный мир — в частности, учесть все аспекты влияния магии на общество — весьма непросто.</ref> фантастический [[сеттинг]], вдохновленный мифологией и [[фольклор]]ом, в котором фантастический элемент объясняется существованием магии.
Основой фэнтези служит внутренне непротиворечивый<ref>По крайней мере, с точки зрения автора. На самом деле изобразить внутренне непротиворечивый фэнтезийный мир — в частности, учесть все аспекты влияния магии на общество — весьма непросто.</ref> фантастический [[сеттинг]], вдохновленный мифологией и [[фольклор]]ом, в котором фантастический элемент объясняется существованием магии.


Характерные признаки произведений жанра:
Характерные признаки произведений жанра:
* [[Другой мир]]. Часто действие происходит в иной вселенной, чье устройство совершенно не похоже на нашу, а похоже на то, каким его представляли люди древности: земля — плоская, звёзды — точки на небесном куполе, солнце и луна (луны) могут быть какими-нибудь божествами и т. п. Такой мир может иметь несколько плоскостей/измерений/астральных планов, где обитают, к примеру, боги, земные расы и демоны. Порой фэнтезийный мир описывается и «научно» — как шарообразная планета, обращающаяся вокруг солнца; в таком случае по «мифическим» канонам может быть обустроено некое параллельное измерение. Впрочем, местом действия может быть и наша Земля в отдалённом (историческом или доисторическом) прошлом или, гораздо реже, будущем (в последнем случае техническая цивилизация там наверняка погибла, и мир вернулся в средневековье с невесть откуда взявшейся магией). Мир может быть населён одними людьми, а может быть полон других рас, главное — наличие магической составляющей, хотя она может и не играть ключевой роли в сюжете. Помимо других разумных рас, нередко присутствуют экзотические виды животных и чудовища (неразумные или полуразумные).
* [[Другой мир]]. Часто действие происходит в иной вселенной, чье устройство совершенно не похоже на нашу, а похоже на то, каким его представляли люди древности: земля — плоская, звёзды — точки на небесном куполе, солнце и луна (луны) могут быть какими-нибудь божествами и т. п. Такой мир может иметь несколько плоскостей/измерений/астральных планов, где обитают, к примеру, боги, земные расы и демоны. Порой фэнтезийный мир описывается и «научно» — как шарообразная планета, обращающаяся вокруг солнца; в таком случае по «мифическим» канонам может быть обустроено некое параллельное измерение. Впрочем, местом действия может быть и наша Земля в отдалённом (историческом или доисторическом) прошлом или, гораздо реже, будущем (в последнем случае техническая цивилизация там наверняка погибла, и мир вернулся в средневековье с невесть откуда взявшейся магией). Мир может быть населён одними людьми, а может быть полон других рас, главное — наличие магической составляющей, хотя она может и не играть ключевой роли в сюжете. Помимо других разумных рас, нередко присутствуют экзотические виды животных и чудовища (неразумные или полуразумные).
* [[:w:Пастораль]]. Во многих произведениях описывается псевдосредневековая сельская жизнь, которую авторы подают ([[Навозные века|не всегда, впрочем]]), как привлекательную, «простую» и «честную» в противовес жизни в городе. Впрочем, часто авторы совершенно не задумываются об экономической стороне дела.
* [[:w:Пастораль]]. Во многих произведениях описывается псевдосредневековая сельская жизнь, которую авторы подают ([[Навозные века|не всегда, впрочем]]), как привлекательную, «простую» и «честную» в противовес жизни в городе. Впрочем, часто авторы совершенно не задумываются об экономической стороне дела.
* [[Магия]]. Магия в мире присутствует, но её роль разнится. Она может широко применяться во всех областях жизни, быть привилегией узкой касты магов или какой-то одной расы, может оказаться настрого запрещена, либо в неё просто никто не верит. Она может быть целым искусством для избранных, и тогда появятся наставники-маги или даже целый [[магический университет]], а может — природной, вообще не требующей никакого обучения. Интересно, что для жанра низкого фэнтези непосредственное использование магии не является строго обязательным.
* [[Магия]]. Магия в мире присутствует, но её роль разнится. Она может широко применяться во всех областях жизни, быть привилегией узкой касты магов или какой-то одной расы, может оказаться настрого запрещена, либо в неё просто никто не верит. Она может быть целым искусством для избранных, и тогда появятся наставники-маги или даже целый [[магический университет]], а может — природной, вообще не требующей никакого обучения. Интересно, что для жанра низкого фэнтези непосредственное использование магии не является строго обязательным.
* [[Средневековый застой]] или, хуже того, регресс. Довольно часто фэнтезийный мир — это мир упадка: золотой век великих магов и великих держав остался в далеком прошлом, а нынешние приключенцы обречены лишь искать немногочисленные уцелевшие от той эпохи артефакты в заселённых одичавшими монстрами развалинах. Впрочем, так можно наткнуться и на артефакты не золотого века, а [[Додревняя тьма|строго наоборот]] и [[разбудить Ктулху]].
* [[Средневековый застой]] или, хуже того, регресс. Довольно часто фэнтезийный мир — это мир упадка: золотой век великих магов и великих держав остался в далеком прошлом, а нынешние приключенцы обречены лишь искать немногочисленные уцелевшие от той эпохи артефакты в заселённых одичавшими монстрами развалинах. Впрочем, так можно наткнуться и на артефакты не золотого века, а [[Додревняя тьма|строго наоборот]] и [[разбудить Ктулху]].


[[Стандартный фэнтези сеттинг]]:
[[Стандартный фэнтези сеттинг]]:
* Псевдосредневековье — замки, короли, рыцари в латах. Ещё, как правило, есть варварский народ, списанный с викингов или монголов.
* Псевдосредневековье — замки, короли, рыцари в латах. Ещё, как правило, есть варварский народ, списанный с викингов или монголов.
* Постоянное использование магии.
* Постоянное использование магии.
* Другие расы — [[эльфы]], [[гномы]], [[орки]], [[гоблины]].
* Другие расы — [[эльфы]], [[гномы]], [[орки]], [[гоблины]].
* [[Дракон]]ы. (хотя можно в большинстве случаев причислить к расам)
* [[Дракон]]ы. (хотя можно в большинстве случаев причислить к расам)


== Популярные поджанры фэнтези ==
== Популярные поджанры фэнтези ==
* [[Героическое фэнтези]] — «Магия и меч», [[Конан-варвар]].
* [[Героическое фэнтези]] «Магия и меч», [[Конан-варвар]].
* [[Высокое фэнтези]] (иногда — эпическое фэнтези) — похоже на магию и меч, но шире по размаху и проработке. Битвы разворачиваются поистине эпические, героев много, счёт в борьбе с [[Тёмный властелин|Тёмным властелином]] идет на королевства, даже миры. Хороший пример — «Властелин Колец».
* Высокое, оно же [[эпическое фэнтези]] похоже на магию и меч, но шире по размаху и проработке. Битвы разворачиваются поистине эпические, героев много, счёт в борьбе с [[Тёмный властелин|Тёмным властелином]] идет на королевства, даже миры. Хороший пример — «Властелин Колец».
* [[Историческое фэнтези]] — версия истории нашего мира, но с существенным добавлением собственно фэнтезийных элементов. Пример: многочисленные версии [[Король Артур|Короля Артура]], «Горец».
* [[Историческое фэнтези]] версия истории нашего мира, но с существенным добавлением собственно фэнтезийных элементов. Пример: многочисленные версии [[Король Артур|Короля Артура]], «Горец».
* [[Женское фэнтези]] — находится на стыке фэнтези и любовных романов
* [[Женское фэнтези]] находится на стыке фэнтези и любовных романов
* [[Волшебная страна]] — версия для детей. Находится на стыке с собственно детской сказкой. «Хроники Нарнии», цикл А. Волкова «[[Волшебник Изумрудного города]]».
* [[Волшебная страна]] версия для детей. Находится на стыке с собственно детской сказкой. «[[Хроники Нарнии]]», цикл А. Волкова «[[Волшебник Изумрудного города]]».
* [[Мифологическое фэнтези]] — основано, собственно, на мифологии. Пример — творчество [[Олди]].
* [[Мифологическое фэнтези]] основано, собственно, на мифологии. Пример — творчество [[Олди]].
* [[Тёмное фэнтези]] — мрачная и натуралистичная версия фэнтези, с оттенком безнадёги и с детализацией зверств и нехороших обрядов, совершаемых злодеями (например, Тёмными Силами). Классика — «Дети Хурина» того же Толкина. Современность — «[[Prince of Nothing|Князь Пустоты]]».
* [[Тёмное фэнтези]] мрачная и натуралистичная версия фэнтези, с оттенком безнадёги и с детализацией зверств и нехороших обрядов, совершаемых злодеями (например, Тёмными Силами). Классика — «Дети Хурина» того же Толкина. Современность — «[[Prince of Nothing|Князь Пустоты]]».
* [[Городское фэнтези]] — термин, обозначающий два совершенно разных явления: 1) «магия рядом с нами» — в большом городе нашего мира действуют маги, о которых никто не знает, либо 2) в другом, фантастическом мире живет город, в котором магия — обыденность.
* [[Городское фэнтези]] термин, обозначающий два совершенно разных явления: 1) «магия рядом с нами» — в большом городе нашего мира действуют маги, о которых никто не знает, либо 2) в другом, фантастическом мире живет город, в котором магия — обыденность.
* [[Низкое фэнтези]] — фэнтези, в котором магии немного, а действие происходит в нашем мире или очень похожем на наш.
* [[Низкое фэнтези]] фэнтези, в котором магии немного, а действие происходит в нашем мире или очень похожем на наш.
* Фэнтезийный [[стимпанк]] — в отличие от альтернативно-исторического стимпанка, действие происходит в мире, где имеется магия.
* Фэнтезийный [[стимпанк]] в отличие от альтернативно-исторического стимпанка, действие происходит в мире, где имеется магия.
* [[Попаданец|Попаданцы]] (особенно популярно на просторах бывшего СССР, а также в [[Развесистая сакура|стране Восходящего солнца]]) — простой менеджер по продажам сотовых телефонов Василий оказывается в волшебном мире. Как выясняется, он — [[Мэри Сью|наследник императора, дракон, великий воин и самый лучший колдун]]. Лукьяненко, Перумов, «Не время для драконов».
* [[Попаданец|Попаданцы]] (особенно популярно на просторах бывшего СССР, а также в [[Развесистая сакура|стране Восходящего солнца]]) простой менеджер по продажам сотовых телефонов Василий оказывается в волшебном мире. Как выясняется, он — [[Мэри Сью|наследник императора, дракон, великий воин и самый лучший колдун]]. Лукьяненко, Перумов, «Не время для драконов».
* [[Уся]] — традиционное китайское фэнтези, а также различные подражания в похожих сеттингах. Главная особенность: в отличие от характерного для западного фэнтези [[хлипкий маг|хлипкого мага]], китайский маг сам по себе является могучим воином, владеющим [[кунг-фу]]. Делает упор на боевых искусствах.
* [[Уся]] традиционное китайское фэнтези, а также различные подражания в похожих сеттингах. Главная особенность: в отличие от характерного для западного фэнтези [[хлипкий маг|хлипкого мага]], китайский маг сам по себе является могучим воином, владеющим [[кунг-фу]].
* Сянься (Сюаньхуа) — Аналогично Уся, но более магическое с упорном на использование китайской мифологии, даосизма и культивации (совершенствовании) внутренних сил человека, стремящегося стать «Сянем» — бессмертным, для чего необходимо достичь высокого ранга культивации, при этом обретая сверхчеловеческие силы.  
* Естественно, поджанры могут сочетаться между собой, например, попаданец из нашего мира оказывается в мире мрачного фэнтези, а точнее — в [[СФК]] Китая. Там он обживается в столице, живущей по законам городского фэнтези, а потом, став воином, идёт по стопам Конана-Варвара.
* Естественно, поджанры могут сочетаться между собой, например, попаданец из нашего мира оказывается в мире мрачного фэнтези, а точнее — в [[СФК]] Китая. Там он обживается в столице, живущей по законам городского фэнтези, а потом, став воином, идёт по стопам Конана-Варвара.


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* С.Переслегин [http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/Per_FoolFantasy.htm] Обязана ли фэнтази быть глупой.
* [http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/Per_FoolFantasy.htm] Обязана ли фэнтази быть глупой.
* Ю.Нестеренко [http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_mr/nestey61.htm?1/1] Фэнтези как диагноз.
* Михаил Назаренко, цикл статей о происхождении фэнтези «За пределами ведомых нам полей».
* Михаил Назаренко, цикл статей о происхождении фэнтези «За пределами ведомых нам полей».
* Майкл Суэнвик, «В традиции».
* Майкл Суэнвик, «В традиции».
* [http://samlib.ru/t/tjanxshanxskij_s_s/dunsany.shtml О прото-тёмно-фэнтезийном цикле лорда Дансени «Боги Пеганы»].
* [http://samlib.ru/t/tjanxshanxskij_s_s/dunsany.shtml О прото-тёмно-фэнтезийном цикле лорда Дансени «Боги Пеганы»].
* [http://moorcock.narod.ru Сайт, посвященный фэнтези Майкла Муркока]
* [http://moorcock.narod.ru Сайт, посвященный фэнтези Майкла Муркока]
* Андрей Сапковский, «Пируг, или Нет золота в Серых Горах».
Андрей Сапковский, «Пируг, или Нет золота в Серых Горах».
* Александр Сорочан, «Фэнтези двадцатого века: 50 лучших книг».
Александр Сорочан, «Фэнтези двадцатого века: 50 лучших книг».


== Примечания ==
== Примечания ==

Текущая версия на 12:07, 14 марта 2024

« Лучшее фэнтези написано на языке мечты. Оно такое же живое, как мечта, реальнее, чем сама реальность, по крайней мере, на миг, долгий волшебный миг перед тем, как мы проснёмся. Фэнтези — серебро и багрянец, индиго и лазурь, обсидиан с прожилками золота и лазурита. А реальность — это фанера и пластик, окрашенные в грязно-коричневые и желтовато-зелёные тона. Фэнтези имеет вкус хабанеры и мёда, корицы и гвоздики, превосходного красного мяса и вина, сладкого, словно лето. Реальность — это бобы и тофу, а в конечном итоге — прах; это бесконечные магазины Бербанка, дымовые трубы Кливленда, парковки Ньюарка. А фэнтези сравнимо с башнями Минас Тирита, древними камнями Горменгаста, залами Камелота. Фэнтези летает на крыльях Икара, а реальность пользуется Юго-Западными авиалиниями. Почему наши мечты оказываются такими маленькими и скромными, когда исполняются?

По-моему, мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в фэнтези, затрагивающее глубокие струны в наших душах. Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребёнку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдёт любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла.
Пусть оставят себе свой рай. Когда я умру, то лучше отправлюсь в Средиземье.

»
— Джордж Мартин
Дракон, замок, волшебники, рыцари — всё на месте

Фэнтези (англ. fantasy) — жанр литературы, для которого основой сюжета или сеттинга является магия. Миры, в которых магия является обыденностью (или хотя бы реальностью), можно найти во множестве книг. Фэнтези довольно чётко отделяют от научной фантастики и ужасов; исходно считалось, что этот жанр в целом не содержит псевдонаучных тем, а больше склонен к эксплуатации вольной фантазии авторов, чаще всего в околоисторическом антураже. Хотя в современном фэнтези нередко встречаются научно-технические элементы, от паровых машин и бомбард до вполне высоких технологий. Либо же сама магия может быть организована по тем же принципам, что наука в нашем мире — с университетами, кафедрами, дипломами, защитой диссертаций и т. п.

Сейчас фэнтези в основном представлено в своем «средневековом» варианте, сильно популяризованном после успеха «Властелина Колец», но надо понимать, что в широком смысле фэнтези включает в себя большую часть литературы, в которой важное место отводится магии — сюда входят и древние мифы и легенды, и городское фэнтези, и много чего ещё.

Что делать, если вы попали в фэнтези, Михаил Попов.

Краткое содержание фэнтези в двух частях.

Сеттинг[править]

Основой фэнтези служит внутренне непротиворечивый[1] фантастический сеттинг, вдохновленный мифологией и фольклором, в котором фантастический элемент объясняется существованием магии.

Характерные признаки произведений жанра:

  • Другой мир. Часто действие происходит в иной вселенной, чье устройство совершенно не похоже на нашу, а похоже на то, каким его представляли люди древности: земля — плоская, звёзды — точки на небесном куполе, солнце и луна (луны) могут быть какими-нибудь божествами и т. п. Такой мир может иметь несколько плоскостей/измерений/астральных планов, где обитают, к примеру, боги, земные расы и демоны. Порой фэнтезийный мир описывается и «научно» — как шарообразная планета, обращающаяся вокруг солнца; в таком случае по «мифическим» канонам может быть обустроено некое параллельное измерение. Впрочем, местом действия может быть и наша Земля в отдалённом (историческом или доисторическом) прошлом или, гораздо реже, будущем (в последнем случае техническая цивилизация там наверняка погибла, и мир вернулся в средневековье с невесть откуда взявшейся магией). Мир может быть населён одними людьми, а может быть полон других рас, главное — наличие магической составляющей, хотя она может и не играть ключевой роли в сюжете. Помимо других разумных рас, нередко присутствуют экзотические виды животных и чудовища (неразумные или полуразумные).
  • w:Пастораль. Во многих произведениях описывается псевдосредневековая сельская жизнь, которую авторы подают (не всегда, впрочем), как привлекательную, «простую» и «честную» в противовес жизни в городе. Впрочем, часто авторы совершенно не задумываются об экономической стороне дела.
  • Магия. Магия в мире присутствует, но её роль разнится. Она может широко применяться во всех областях жизни, быть привилегией узкой касты магов или какой-то одной расы, может оказаться настрого запрещена, либо в неё просто никто не верит. Она может быть целым искусством для избранных, и тогда появятся наставники-маги или даже целый магический университет, а может — природной, вообще не требующей никакого обучения. Интересно, что для жанра низкого фэнтези непосредственное использование магии не является строго обязательным.
  • Средневековый застой или, хуже того, регресс. Довольно часто фэнтезийный мир — это мир упадка: золотой век великих магов и великих держав остался в далеком прошлом, а нынешние приключенцы обречены лишь искать немногочисленные уцелевшие от той эпохи артефакты в заселённых одичавшими монстрами развалинах. Впрочем, так можно наткнуться и на артефакты не золотого века, а строго наоборот и разбудить Ктулху.

Стандартный фэнтези сеттинг:

  • Псевдосредневековье — замки, короли, рыцари в латах. Ещё, как правило, есть варварский народ, списанный с викингов или монголов.
  • Постоянное использование магии.
  • Другие расы — эльфы, гномы, орки, гоблины.
  • Драконы. (хотя можно в большинстве случаев причислить к расам)

Популярные поджанры фэнтези[править]

  • Героическое фэнтези — «Магия и меч», Конан-варвар.
  • Высокое, оно же эпическое фэнтези — похоже на магию и меч, но шире по размаху и проработке. Битвы разворачиваются поистине эпические, героев много, счёт в борьбе с Тёмным властелином идет на королевства, даже миры. Хороший пример — «Властелин Колец».
  • Историческое фэнтези — версия истории нашего мира, но с существенным добавлением собственно фэнтезийных элементов. Пример: многочисленные версии Короля Артура, «Горец».
  • Женское фэнтези — находится на стыке фэнтези и любовных романов
  • Волшебная страна — версия для детей. Находится на стыке с собственно детской сказкой. «Хроники Нарнии», цикл А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
  • Мифологическое фэнтези — основано, собственно, на мифологии. Пример — творчество Олди.
  • Тёмное фэнтези — мрачная и натуралистичная версия фэнтези, с оттенком безнадёги и с детализацией зверств и нехороших обрядов, совершаемых злодеями (например, Тёмными Силами). Классика — «Дети Хурина» того же Толкина. Современность — «Князь Пустоты».
  • Городское фэнтези — термин, обозначающий два совершенно разных явления: 1) «магия рядом с нами» — в большом городе нашего мира действуют маги, о которых никто не знает, либо 2) в другом, фантастическом мире живет город, в котором магия — обыденность.
  • Низкое фэнтези — фэнтези, в котором магии немного, а действие происходит в нашем мире или очень похожем на наш.
  • Фэнтезийный стимпанк — в отличие от альтернативно-исторического стимпанка, действие происходит в мире, где имеется магия.
  • Попаданцы (особенно популярно на просторах бывшего СССР, а также в стране Восходящего солнца) — простой менеджер по продажам сотовых телефонов Василий оказывается в волшебном мире. Как выясняется, он — наследник императора, дракон, великий воин и самый лучший колдун. Лукьяненко, Перумов, «Не время для драконов».
  • Уся — традиционное китайское фэнтези, а также различные подражания в похожих сеттингах. Главная особенность: в отличие от характерного для западного фэнтези хлипкого мага, китайский маг сам по себе является могучим воином, владеющим кунг-фу.
  • Естественно, поджанры могут сочетаться между собой, например, попаданец из нашего мира оказывается в мире мрачного фэнтези, а точнее — в СФК Китая. Там он обживается в столице, живущей по законам городского фэнтези, а потом, став воином, идёт по стопам Конана-Варвара.

Ссылки[править]

Андрей Сапковский, «Пируг, или Нет золота в Серых Горах». Александр Сорочан, «Фэнтези двадцатого века: 50 лучших книг».

Примечания[править]

  1. По крайней мере, с точки зрения автора. На самом деле изобразить внутренне непротиворечивый фэнтезийный мир — в частности, учесть все аспекты влияния магии на общество — весьма непросто.