Файербол

Материал из Posmotrelisu
(перенаправлено с «Фаербол»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« В: Где Лина Инверс так выучилась колдовать?
О: На факультете Нитрослизерин. Где учат быть самыми могущественными путем взрывов и пожаров.
»
— Arin
Красавица и гениальная волшебница демонстрирует, как это делается

Файербол (от англ. fireball — шар огня) — классическое магическое заклинание в фэнтези. В силу множества причин, среди которых зрелищность и убойная сила, именно файербол стал стереотипным боевым заклинанием, встречающимся чуть менее, чем везде. Произнеся это заклинание, маг создает шар пылающего пламени и метает; при попадании в цель шар взрывается, поджигая все вокруг. Иногда файербол создает также и ударную волну, уподобляясь фугасному снаряду. Как сообщает нам Капитан Очевидность, файербол относится к стихии огня. Не стоит путать со стереотипной «Огненной стрелой», поскольку последняя поражает одного противника и часто является стартовым, самым слабым (и дешевым) заклинанием. Иногда умудряются обозвать «шаровой молнией», хотя по описанию видно, что это никакая не молния.

  • Кстати, fireball — действительно одно из названий «шаровой молнии». (по версии Google и Яндекса). Не верьте глазам своим, верьте интернету.
    • Возможно тут имеет место быть принцип «Эльфов Толкина» — До трудов профессора эльфы были маленьким народом с крылышками аки бабочки. Сейчас эльфы известны как Мудрая раса, острые ушки, лук, стройность, любовь к природе и т. д. в комплекте. Изначально природное атмосферное явление стало сгустком огненной стихии сферической формы благодаря фэнтези.
      • И в Средние века шаровая молния также считалась атрибутом колдовства.

При утоплении педали в пол во врага летит даже не файербол, а только что сформированная звезда.

Надтроп — Игра с огнём.

Краткую историю файербола в поп-культуре можно прочитать в подстатье: Файербол/История.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Джордж Мартин, цикл «Песнь Льда и Пламени» (с 1996) — с прикрученным фитильком: Файербола как заклинания там нет (хотя, кто их знает, этих рглориан? Огненная стрела точно есть, ее Мелисандра один раз кастанула), но там был знаменитый рыцарь по прозвищу Файербол, с сабжем на гербе. То есть, некая концепция файербола (в честь которой рыцарь получил погремуху) там есть.
  • «Огненный факультет» Алекса Коша. Из бесчисленных произведений в жанре фэнтези, где встречается файербол, выделяется тем, что детально рассматривает внутреннюю структуру данного заклинания.
  • Ольга Громыко, Белорский цикл — здесь это называется «пульсар».
  • Часто встречается у Ника Перумова, который любит вставлять в книги рода англицизмы (типа «аэр» вместо «воздух»), потому так и называется «файербол».
  • Ларри Нивен «Летающие колдуны» — инопланетный шаман удивил тем, что именно метает файерболы (спрятанные в одежде клубки горючего материала он как-то ухитрялся с ловкостью фокусника быстро поджечь перед самым броском).
  • Генри Лайон Олди, цикл «Чистая фэнтези» — в здешнем мире магии, как точной науки, у боевых магов много необычных чар, но и сабж присутствует, только называется «пироглобула».
    • «Славный чародей Просперо поражает файерболом всех своих коллег по цеху…»
  • Андрей Уланов, «Раз герой, два герой…» — так как произведение является стебом над шаблонным фэнтези, присутствует в обязательном порядке. Упоминается, например, маг Дазар Тван, «лучший метатель файерболов в Запустении», который при этом почти ничего другого и не умеет.
  • Терри Гудкайнд, «Меч Истины» — Ричард Рал, Натан Рал, Зеддикус З’ул Зорандер и другие волшебники и волшебницы могут создавать простые на вид файерболы из Огня волшебника, что придает им особую пробивную силу.
  • Сергей Лукьяненко, цикл «Дозоры» — Файербол является распространенных заклинанием Иных.
  • Саймон Грин, «Хок и Фишер» — колдун Грим может создавать файерболы, мгновенно испепеляющие дерево.
  • Роберт Джордан, «Колесо Времени» — проще перечислить, кто не умеет, при этом довольно мощные, до пары метров в диаметре и способные пролететь милю, снося все на своем пути.
  • Брен Уикс, «Ночной ангел» — Ариэль Вайант может создавать подобие файерболов под названием «Шар холодного света».
  • Алексей Пехов «Хроники Сиалы». Одно из дефолтных боевых заклятий волшебства — как раз огненный шар. Его кастует в первой книге маг-недоучка Роддерик, когда на него и Гаррета напали ребята Бледного. Но так как Родерик маг начинающий, вместо «стандартного» фаербола «с яблоко величиной», получилась супер-граната «с конскую голову», которая спалила большую часть нападавших и разнесла половину улицы. Сам горе-вошлебник едва не впал в кому из-за истощения сил.

Кино[править]

  • В режиссёрской версии Властелина колец загнанный на башню Саруман отправляет в Гендальфа огненный шар, который тот благополучно рассеивает.

Телесериалы[править]

  • «Сергий против нечисти» (2022) — Жар-птиц, показанный в эпизоде «Лихо одноглазое» (3 сезон, 2 серия), способен превращаться в летающий огненный шар.

Мультфильмы[править]

  • «Скуби-Ду и призрак ведьмы» (1999) — фальшивый призрак ведьмы швыряется файерболами, а настоящий способен на куда более заковыристые колдунства.

Мультсериалы[править]

  • «Новые дела Скуби-Ду» (1972) — эпизод «Дух испугал спортивное шоу» (2 сезон, 4 серия). Покойный спортсмен МакФэйн (чей дух, собственно, и испугал спортивное шоу) носил кличку «Файербол», данную ему за огненно рыжий цвет волос и усов, ну и, очевидно, за скорость. Правда в русском дубляже «Файербол» заменили на «Болид».
  • «Царевны» (2018) — файерболы изучались на одном из уроков в школе волшебства. Правда, не для боя, а для работы над своими навыками. У Алёнки не получалось, из-за чего она всерьёз решила, что она вообще не волшебница.

Аниме и манга[править]

  • Slayers — здесь файербол является одним из излюбленных заклинаний главной героини (см. иллюстрацию).
  • Sailor Moon — базовое заклинание Сейлор Марс, Fire Soul, сильно напоминает сабж. А его аналог из live-action сериала, Youma Taisan, однозначно им является.
  • One Piece — Техника Эйса под названием Hotarubi (Сияние Светлячков) представляет собой создание множества небольших огненных шариков, которые со всех сторон атакую противника. А также Dai Enkai: Entei (Великая Заповедь Огня: Пламенный Император) — огненный шар, способный достигать минимум нескольких десятков метров в диаметре.

Видеоигры[править]

  • «Super Mario Bros» — при подборе огненного цветка Марио приобретает способность кастовать фаерболы.
  • «Luxsor» же! Изначально просто взрыв, а затем уже полноценный файерболл, который можно расширять за деньги в магазине в четвёртой части — «Тайна загробной жизни».
  • «Zuma» — иногда знаменитая лягушка выдаёт очень опасные вещи, стреляя в подсвеченные для взрыва шарики.
  • Серия «The Elder Scrolls» — среди множества заклинаний есть и файербол.
  • Серия «Heroes of Might and Magic» — демонстрируется стратегическое применение файербола.
  • Все игры, основанные на правилах «Dungeons & Dragons». «Icewind Dale», «Baldur's Gate», «Neverwinter Nights» — едва ли не важнейшее заклятие в арсенале волшебника. В первой NWN можно еще и в полной мере ощутить эффективность этого заклятия на себе.[1]
  • Серия «Warcraft» — демонстрируется тактическое применение файербола. Во второй части это заклинание мог употреблять человеческий юнит «Маг».
    • «World of Warcraft» — первым же атакующим заклинанием мага является файербол, но он скорее напоминает огненную стрелу, поскольку поражает только одну цель. При этом, как и все способности в WoW, усиливается с ростом персонажа. Функции файербола ближнего боя выполняет другое заклинание, Blast Wave, которое обжигает и оглушает противников в некотором радиусе от мага.
  • «Sacred» — в первой части игры — дефолтное заклятие боевого мага. Во второй — основное «оружие» высшей эльфийки. Также чем-то похожим обзавелась Серафима (скилл «Удар Архангела», представляющий собой плазменный болт, способный также взрываться или поджигать цель).
  • «Mass Effect 2» и 3 — техническое умение «Воспламенение», доступное классам разведчик, инженер и ряду персонажей: в цель выстреливается шар плазмы в масс-поле. Развивается до мощного или обширного. На низких уровнях сложности сносит все и вся даже при слабой прокачке, на высоких — эффективно, в основном, против брони, но тоже ничего.
  • «Аллоды» — и в сингловых частях, и у магов в ММО.
  • Pokémon — удивительный пример: сколько прошло поколений, сколько разных атак… а вот именно что классического файербола среди них не было и нет, как будто назло! Правда, в пятом поколении он таки ненадолго появился, но… как фирменный приём легендарного покемона Виктини, Searing Shot. Сначала сам покемон загорается огнём, а потом отстреливает его во врага. И — нет, это не какой-то там страшный ядерный апокалипсис: Виктини ростом от силы сантиметров 40, так что файербол, хоть и крупный, но не гигантский. Плюс, считается именно «снарядом» по механике игры[2], бьёт больно и точно, имет 30 % шанс наложить статусный эффект горения, но имеет очень мало очков применения. Следующие пару поколений про файербол не вспоминали…
    • …но потом, разработчики придумали второй файербол в восьмом поколении — атаку Pyro Ball. И опять его сделали нестандартным — этот файербол тоже считается снарядом, и тоже эксклюзив для одного покемона: его сразу после эволюции до финальной формы учит местный огненный стартер, кролик Эйсубан (в английской версии — Синдерэйс). Правда, вот забавная ситуация: повреждения от него считаются физическими. А всё потому, что Эйсубан накастовывает его так: подбирает с земли камень, оборачивает его в слой огня и пинком отправляет этот камень врагу в морду. Бьёт Pyro Ball сильнее, чем Searing Shot, но менее точно, и шанс вызова горения имеет всего 10 %.
      • В восьмом поколении правила бал новая механика динамакса, когда покемоны могли на несколько ходов превращаться в кайдзю, а их атаки превращались в особые кайдзюшные приёмы. Были и особо сильные случаи динамакса, т. н. формы Гигантамакса, когда покемон менял не только форму, но и внешний вид, да плюс ещё и временно мог применять эксклюзивные для его гигантамакс-формы приёмы. Гигантамакс-форма досталась и Эйсубану, в которой он, в общем-то, не сильно менялся в размерах, зато вставал верхом на гигантский файербол. И все его огненные атаки на время действия формы заменялись на особый приём под названием… G-Max Fireball! Впервые за серию назвали кошку кошкой! Сам этот файербол может быть как физическим, так и магическим — в зависимости от того, какая атака на него заменилась. Бьёт страшно, не рассчитывает шанс промаха, да и плюс к тому — игнорирует все защитные способности противника.
  • В «Dragon Age: Origins» достаточно крутое заклинание, полезное как и магу-ДД, так и контроллеру. Есть бесплатная демка эффекта заклинания- игра за огненное существо в Тени (Круг Магов). После этого файерболлу захочется научить всех магов и сразу. Если врагам под ноги вначале ещё и кинуть легковоспламеняемый жир — ну вы поняли… хотя против высокоуровневых врагов шарик уже не так полезен, а Геенна Огненная (огненный смерч диаметром 10 метров) и тем более Буря Века (электрический шторм диаметром 20 метров) круче.
  • «Magicka» — файербол получится, если скомбинировать стихии огня и земли.
  • «Diablo» (первая часть). Одно из первых заклинаний — слабенький Fire Bolt, которым только стартовую нежить стукать (если его немного прокачать, сгодится и на более сильных тварях в середине игры — но только если они имеют уязвимость к огню; хотя против них лучше Fire Wall). Настоящий, каноничный Fire Ball станет доступен ближе к концу игры; им и самого Дьябло можно завалить.
  • «WarHammer: Vermintide 2» — одна из разновидностей посохов магички, позволяет метать именно фаерболы.
  • «Dark Souls» — в этой серии каких только огненных шаров нет — маленькие, большие, из обычного огня, хаотического или чёрного пламени… где-то с десяток вариаций есть точно. В первой части, поскольку они пиромантические, известны за отсутствие необходимости в навыках для их использования — то есть идеально подходят для прохождения без повышения уровня. А во второй есть фантом Шут Томас, который только пиромантию и умеет, и при призыве игроком даст прикурить Губительной королеве Мите своими неограниченными «Запретными Солнцами». А в «Короне топлого короля» прикурить он даст уже самому игроку. Если не проклянуть его «Полным безмолвием» — как сказано выше, у него есть ТОЛЬКО пиромантия, и с выключенной магией он не может ничего.
  • «Parasite Eve II» — Айя умеет выделять тепловую энергию из своих ладоней, порождая сгусток огня.
  • «Until Dawn» (2015) — после уничтожения тела вендиго его дух не умирает, а вылетает наружу в виде пылающего огненного шара и отправляется на поиски новой оболочки. Так что пленение и удержание монстров намного эффективнее убийства.
  • Tales of Maj'Eyal — каноничный файербол здесь называется Fireflash, и является третьим умением категории «Огонь». А версия на одного противника — Flame, первым, и может оказаться даже полезнее, так как на пятом уровне умения превращается из снаряда (движущегося с ограниченной скоростью и бьющего в первого противника на пути) в луч (поражающий всех на линии поражения сразу).

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — здесь он появился и стал популярным. В первой редакции этой системы (не AD&D 1, а Original D&D) именно файербол был образцом крутости и практичности одновременно: он наносил высокий для своего уровня урон, позволял поражать сразу много целей и рос в эффективности по мере прокачки мага. Другие заклинания были или менее круты, или менее практичны. Поэтому все маги на заре истории D&D обязательно знали файербол, а от них он разошелся во все остальное фэнтези. Впоследствии файербол ограничили в мощи, поставив на него кэп: выше 10 уровня он не рос. Но ещё в AD&D 2 нет-нет да и попадались невыкорчеванные реликты «файербол на 20 HD[3]». Подумать только, если бы не случайный росчерк пера старины Гигэкса, отвесившего этому заклинанию столько плюшек, все известные нам RPG были бы совсем другими, а Лины Инверс могло бы и не быть вовсе!…
    • Все производные произведения по D&D и AD&D: книги, видеоигры, комиксы, и т. д.
  • Magic: the Gathering — красное волшебство, представляющее некоторое затруднение для новичка формулой расчета повреждений. При стоимости в одну красную ману и Х (произвольное количество любой маны), оно наносит ущерб равный Х поделённому на кол-во целей, округлённому в меньшую сторону, причём на каждую цель, кроме первой, нужно потратить 1 ману любого цвета.

Интернет-проекты[править]

  • «The Wizards of Aus» («Волшебники зеленого континента») — Джек запускает файерболы из рук; очевидно, Скалдрик тоже это умеет.

Прочее[править]

Обычно огненный шар применяется в мирных целях, посему либо субверсия, либо с фитильком.

  • Д.Копперфилд в телешоу 1979 г. (см. https://www.youtube.com/watch?v=z_gdB9sIFnM 44.10) в номере, стилизованном под нуарный детектив. Из огненного шара появляется девушка.
  • Иллюзионист Владимир Ростовский в своем мультяшном (см. его мультики-поздравления с 8 марта, с Новым годом и проч.) воплощении тоже использует огненные шары в тех же целях. Но «появляет» не людей, а небольшие предметы. В живом выступлении вроде как тоже, но с некоторой поправкой.
  • В принципе, частый эффект, когда бумажная роза вспыхивает и превращается в настоящую достаточно распространен. Особенно, в то варианте, где фокусник не пользуется спичкой/зажигалкой.
  • В Галилео озадачились создать огнешар, чтобы можно было держать в руках, но чтобы можно было и поджечь мишень. Сделали при помощи эфира, но чтобы так вспыхнуть, противник должен был штаны стирать в бензине.

Примечания[править]

  1. Наиболее головоломно это в ходе разборок в тюрьме, в Главе 1. Низкий уровень не способствует как хитпоинтам, так и меткости, а магов среди заключенных встречается аж 4.
  2. А конкретно, покемоны со способностью Bulletproof, у которых иммунитет к атакам-снарядам, перенесут файербол без повреждений.
  3. Легендарный и меметический 20 HD Fireball потом вернули в сапплменте Epic Level Handbook для трёхсполтишки в виде заклинания седьмого круга; кастовать его давал возможность фит Enhance Spell.