Фэнтези: различия между версиями
Annonymm (обсуждение | вклад) (Дополнение) |
|||
(не показано 14 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{q|Лучшее фэнтези написано на языке мечты. Оно такое же живое, как мечта, реальнее, чем сама реальность, по крайней мере, на миг, долгий волшебный миг перед тем, как мы проснёмся. Фэнтези — серебро и багрянец, индиго и лазурь, обсидиан с прожилками золота и лазурита. А реальность — это фанера и пластик, окрашенные в грязно-коричневые и желтовато-зелёные тона. Фэнтези имеет вкус хабанеры и мёда, корицы и гвоздики, превосходного красного мяса и вина, сладкого, словно лето. Реальность — это бобы и тофу, а в конечном итоге — прах; это бесконечные магазины Бербанка, дымовые трубы Кливленда, парковки Ньюарка. А фэнтези сравнимо с башнями Минас Тирита, древними камнями Горменгаста, залами Камелота. Фэнтези летает на крыльях Икара, а реальность пользуется Юго-Западными авиалиниями. Почему наши мечты оказываются такими маленькими и скромными, когда исполняются? | {{q|pre=1|Лучшее фэнтези написано на языке мечты. Оно такое же живое, как мечта, реальнее, чем сама реальность, по крайней мере, на миг, долгий волшебный миг перед тем, как мы проснёмся. Фэнтези — серебро и багрянец, индиго и лазурь, обсидиан с прожилками золота и лазурита. А реальность — это фанера и пластик, окрашенные в грязно-коричневые и желтовато-зелёные тона. Фэнтези имеет вкус хабанеры и мёда, корицы и гвоздики, превосходного красного мяса и вина, сладкого, словно лето. Реальность — это бобы и тофу, а в конечном итоге — прах; это бесконечные магазины Бербанка, дымовые трубы Кливленда, парковки Ньюарка. А фэнтези сравнимо с башнями Минас Тирита, древними камнями Горменгаста, залами Камелота. Фэнтези летает на крыльях Икара, а реальность пользуется Юго-Западными авиалиниями. Почему наши мечты оказываются такими маленькими и скромными, когда исполняются? | ||
По-моему, мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в фэнтези, затрагивающее глубокие струны в наших душах. Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребёнку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдёт любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла. | По-моему, мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в фэнтези, затрагивающее глубокие струны в наших душах. Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребёнку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдёт любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла. | ||
Пусть оставят себе свой рай. Когда я умру, то лучше отправлюсь в Средиземье.|Джордж Мартин}} | Пусть оставят себе свой рай. Когда я умру, то лучше отправлюсь в Средиземье.|Джордж Мартин}} | ||
{{Q|pre=1|Позор тому фэнтезийному автору, который не хочет жить в придуманном им мире!|Чайна Мьевилль о том же самом, но короче}} | {{Q|pre=1|Позор тому фэнтезийному автору, который не хочет жить в придуманном им мире!|Чайна Мьевилль о том же самом, но короче<ref>Что как бы намекает на то, что автор думает о каких-нибудь [[Warhammer Fantasy Battles|вахе]], [[Prince of Nothing|Эарве]] и [[тёмное фэнтези|иже с ними]] — при том, что его Бас-Лаг тоже, знаете, [[лавкрафтианские ужасы|не розовыми котиками полнится]].</ref>}} | ||
[[Файл:9ac3708d4e124da3ad3fdc3b2434cead.jpg|thumb|right|Дракон, замок, волшебники, | [[Файл:9ac3708d4e124da3ad3fdc3b2434cead.jpg|thumb|right|Дракон, замок, волшебники, рыцари — всё на месте]] | ||
'''Фэнтези''' (англ. ''fantasy'') | '''Фэнтези''' (англ. ''fantasy'') — [[жанр]] [[литература|литературы]], для которого основой [[сюжет]]а или [[сеттинг]]а является [[магия]]. Миры, в которых магия является обыденностью (или хотя бы реальностью), можно найти во множестве книг. Фэнтези довольно чётко отделяют от [[научная фантастика|научной фантастики]] и [[ужасы|ужасов]]; исходно считалось, что этот жанр в целом не содержит псевдонаучных тем, а больше склонен к эксплуатации вольной фантазии авторов, чаще всего в околоисторическом антураже. Хотя в современном фэнтези нередко встречаются научно-технические элементы, от паровых машин и бомбард до [[технофэнтези|вполне высоких технологий]]. Либо же [[магия — фэнтезийная наука|сама магия может быть организована по тем же принципам, что наука в нашем мире]] — с университетами, кафедрами, дипломами, защитой диссертаций и т. п. Эти варианты также могут сочетаться. | ||
Сейчас фэнтези в основном представлено в | Сейчас фэнтези в основном представлено в своём [[стандартный фэнтези-сеттинг|«средневековом» варианте]], сильно популяризованном после успеха «[[LotR|Властелина Колец]]», но надо понимать, что в широком смысле фэнтези включает в себя большую часть литературы, в которой важное место отводится магии — сюда входят и древние [[миф]]ы и [[легенд]]ы, и [[городское фэнтези]], и много чего ещё. | ||
[http://www.mirf.ru/worlds/chto-delat-esli-vy-popali-v-fentezi Что делать, если вы попали в фэнтези], Михаил Попов. | [http://www.mirf.ru/worlds/chto-delat-esli-vy-popali-v-fentezi Что делать, если вы попали в фэнтези], Михаил Попов. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
== Сеттинг == | == Сеттинг == | ||
Основой фэнтези служит внутренне непротиворечивый<ref>По крайней мере, с точки зрения автора. На самом деле изобразить внутренне непротиворечивый фэнтезийный | Основой фэнтези служит внутренне непротиворечивый<ref>По крайней мере, с точки зрения автора. На самом деле изобразить внутренне непротиворечивый фэнтезийный мир — в частности, учесть все аспекты влияния магии на общество — весьма непросто.</ref> фантастический [[сеттинг]], вдохновленный мифологией и [[фольклор]]ом, в котором фантастический элемент объясняется существованием магии. | ||
Характерные признаки произведений жанра: | '''Характерные признаки произведений жанра:''' | ||
* [[Другой мир]]. Часто действие происходит в иной вселенной, | * [[Другой мир]]. Часто (но не всегда) действие происходит в иной вселенной, чьё устройство совершенно не похоже на нашу, а похоже на то, каким его представляли люди древности: земля — плоская, звёзды — точки на небесном куполе, солнце и луна (луны) могут быть какими-нибудь божествами и т. п. Такой мир может иметь несколько плоскостей/измерений/астральных планов, где обитают, к примеру, боги, земные расы и демоны. Порой фэнтезийный мир описывается и «научно» — как шарообразная планета, обращающаяся вокруг солнца; в таком случае по «мифическим» канонам может быть обустроено некое параллельное измерение. Впрочем, местом действия может быть и наша Земля в отдалённом (историческом или доисторическом) прошлом, настоящем или, гораздо реже, будущем (в последнем случае возможно, что техническая цивилизация там погибла, и мир вернулся в средневековье или раньше, но не всегда — бывает и [[Технофэнтези|фэнтези с технологиями будущего]]). Мир может быть населён одними людьми, а может быть полон других рас (или, реже, других рас без людей, ещё реже — вместо людей там какая-то одна раса), главное — наличие магической составляющей, хотя она может и не играть ключевой роли в сюжете. Помимо других разумных рас, нередко присутствуют экзотические виды животных и чудовища (неразумные или полуразумные). | ||
* [[:w:Пастораль]]. Во многих произведениях описывается псевдосредневековая сельская жизнь, которую авторы подают ([[Навозные века|не всегда, впрочем]]), как привлекательную, «простую» и «честную» в противовес жизни в городе. Впрочем, часто авторы совершенно не задумываются об экономической стороне дела. | * [[:w:Пастораль]]. Во многих произведениях описывается псевдосредневековая сельская жизнь, которую авторы подают ([[Навозные века|не всегда, впрочем]]), как привлекательную, «простую» и «честную» в противовес жизни в городе. Впрочем, часто авторы совершенно не задумываются об экономической стороне дела. | ||
* [[Магия]]. Магия в мире присутствует, но её роль разнится. Она может широко применяться во всех областях жизни, быть привилегией узкой касты магов или какой-то одной расы, может оказаться настрого запрещена, либо в неё просто никто не верит. Она может быть целым искусством для избранных, и тогда появятся наставники-маги или даже | * [[Магия]]. Магия в мире присутствует, но её роль разнится. Она может широко применяться во всех областях жизни, быть привилегией узкой касты магов или какой-то одной расы, может оказаться настрого запрещена, либо в неё просто никто не верит. Она может быть целым искусством для избранных, и тогда появятся наставники-маги или даже целая [[школа волшебства]] или [[магический университет]], а может — природной, вообще не требующей никакого обучения. Интересно, что для жанра [[Низкое фэнтези|низкого фэнтези]] непосредственное использование магии не является строго обязательным. | ||
* [[Средневековый застой]] или, хуже того, регресс. Довольно часто фэнтезийный | * [[Средневековый застой]] или, хуже того, регресс. Довольно часто фэнтезийный мир — это мир упадка: золотой век великих магов и великих держав остался в далеком прошлом, а нынешние приключенцы обречены лишь искать немногочисленные уцелевшие от той эпохи артефакты в заселённых одичавшими монстрами развалинах. Впрочем, так можно наткнуться и на артефакты не золотого века, а [[Додревняя тьма|строго наоборот]] и [[разбудить Ктулху]]. Хотя возможны и другие варианты мира — [[романтическое средневековье]], мир до нашей эры, современное/недавнее время или будущее. | ||
[[Стандартный фэнтези сеттинг]]: | [[Стандартный фэнтези сеттинг]]: | ||
* | * Псевдосредневековье — замки, короли, рыцари в латах. Ещё, как правило, есть [[варвар]]ский народ, списанный с викингов или монголов. | ||
* Постоянное использование магии. | * Постоянное использование магии. | ||
* Другие | * Другие расы — [[У нас не такие эльфы|эльфы]], [[Гномы (общее)|гномы]], [[орк]]и, [[гоблины]]. | ||
* [[Дракон]]ы | * [[Дракон]]ы (хотя можно в большинстве случаев причислить к расам). | ||
== Популярные поджанры фэнтези == | == Популярные поджанры фэнтези == | ||
* [[Героическое фэнтези]] | * [[Героическое фэнтези]] — «Магия и меч», [[Конан-варвар]]. | ||
* Высокое, оно же [[эпическое фэнтези]] | * Высокое, оно же [[эпическое фэнтези]] — похоже на магию и меч, но шире по размаху и проработке. Битвы разворачиваются поистине эпические, героев много, счёт в борьбе с [[Тёмный властелин|Тёмным властелином]] идет на королевства, даже миры. Хороший пример — «Властелин Колец». | ||
* [[Историческое фэнтези]] | * [[Историческое фэнтези]] — версия истории нашего мира, но с существенным добавлением собственно фэнтезийных элементов. Пример: многочисленные версии [[Король Артур|Короля Артура]], «Горец». | ||
* [[Женское фэнтези]] | * [[Женское фэнтези]] — находится на стыке фэнтези и любовных романов | ||
* [[Волшебная страна]] | * [[Волшебная страна]] — версия для детей. Находится на стыке с собственно детской сказкой. «[[Хроники Нарнии]]», цикл А. Волкова «[[Волшебник Изумрудного города]]». | ||
* [[Мифологическое фэнтези]] | * [[Мифологическое фэнтези]] — основано, собственно, на мифологии. Пример — творчество [[Олди]]. | ||
* [[Тёмное фэнтези]] | * [[Тёмное фэнтези]] — мрачная версия фэнтези, с оттенком безнадёги и с детализацией зверств и нехороших обрядов, совершаемых злодеями (например, Тёмными Силами). Характерная [[Чёрно-серая мораль|чёрно-серая]] или [[Все оттенки чёрного|чёрно-чёрная мораль]]. Классика — «Дети Хурина» того же Толкина. Современность — «[[Prince of Nothing|Князь Пустоты]]». | ||
* [[Городское фэнтези]] | * [[Городское фэнтези]] — термин, обозначающий два совершенно разных явления: 1) «магия рядом с нами» — в большом городе нашего (или не нашего) мира действуют маги, о которых никто не знает, либо 2) в другом, фантастическом мире живёт город, в котором магия — обыденность. | ||
* [[Низкое фэнтези]] | * [[Низкое фэнтези]] — фэнтези, в котором магии немного, а действие происходит в нашем мире или очень похожем на наш. | ||
* Фэнтезийный [[стимпанк]] | * Фэнтезийный [[стимпанк]] — в отличие от альтернативно-исторического стимпанка, действие происходит в мире, где имеется магия. | ||
* [[Попаданец|Попаданцы]] (особенно популярно на просторах бывшего СССР, а также в [[Развесистая сакура|стране Восходящего солнца]]) — простой менеджер по продажам сотовых телефонов Василий оказывается в волшебном мире. Как выясняется, он — [[ | * [[Попаданец|Попаданцы]] (особенно популярно на просторах бывшего СССР, а также в [[Развесистая сакура|стране Восходящего солнца]]) — простой менеджер по продажам сотовых телефонов Василий оказывается в волшебном мире. Как выясняется, он — [[Ниндзя-пират-зомби-робот|наследник императора, дракон, великий воин и самый лучший колдун]]. Ну или кто-то один из них. Хотя возможны и другие, более необычные варианты фэнтези с попаданцами. Лукьяненко, Перумов, «Не время для драконов». | ||
* [[Уся]] | * [[Уся]] — традиционное китайское фэнтези, а также различные подражания в похожих сеттингах. Главная особенность: в отличие от характерного для западного фэнтези [[хлипкий маг|хлипкого мага]], китайский маг сам по себе является могучим воином, владеющим [[кунг-фу]]. | ||
* Естественно, поджанры могут сочетаться между собой, например, попаданец из нашего мира оказывается в мире мрачного фэнтези, а | * Естественно, поджанры могут сочетаться между собой, например, попаданец из нашего мира оказывается в мире мрачного фэнтези, а точнее — в [[СФК]] Китая. Там он обживается в столице, живущей по законам городского фэнтези, а потом, став воином, идёт по стопам Конана-Варвара. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 52: | Строка 52: | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Fantasy}} | {{Nav/Fantasy}} | ||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} |
Текущая версия на 00:05, 11 марта 2025
« | Лучшее фэнтези написано на языке мечты. Оно такое же живое, как мечта, реальнее, чем сама реальность, по крайней мере, на миг, долгий волшебный миг перед тем, как мы проснёмся. Фэнтези — серебро и багрянец, индиго и лазурь, обсидиан с прожилками золота и лазурита. А реальность — это фанера и пластик, окрашенные в грязно-коричневые и желтовато-зелёные тона. Фэнтези имеет вкус хабанеры и мёда, корицы и гвоздики, превосходного красного мяса и вина, сладкого, словно лето. Реальность — это бобы и тофу, а в конечном итоге — прах; это бесконечные магазины Бербанка, дымовые трубы Кливленда, парковки Ньюарка. А фэнтези сравнимо с башнями Минас Тирита, древними камнями Горменгаста, залами Камелота. Фэнтези летает на крыльях Икара, а реальность пользуется Юго-Западными авиалиниями. Почему наши мечты оказываются такими маленькими и скромными, когда исполняются? |
» |
— Джордж Мартин |
« | Позор тому фэнтезийному автору, который не хочет жить в придуманном им мире! |
» |
— Чайна Мьевилль о том же самом, но короче[1] |
Фэнтези (англ. fantasy) — жанр литературы, для которого основой сюжета или сеттинга является магия. Миры, в которых магия является обыденностью (или хотя бы реальностью), можно найти во множестве книг. Фэнтези довольно чётко отделяют от научной фантастики и ужасов; исходно считалось, что этот жанр в целом не содержит псевдонаучных тем, а больше склонен к эксплуатации вольной фантазии авторов, чаще всего в околоисторическом антураже. Хотя в современном фэнтези нередко встречаются научно-технические элементы, от паровых машин и бомбард до вполне высоких технологий. Либо же сама магия может быть организована по тем же принципам, что наука в нашем мире — с университетами, кафедрами, дипломами, защитой диссертаций и т. п. Эти варианты также могут сочетаться.
Сейчас фэнтези в основном представлено в своём «средневековом» варианте, сильно популяризованном после успеха «Властелина Колец», но надо понимать, что в широком смысле фэнтези включает в себя большую часть литературы, в которой важное место отводится магии — сюда входят и древние мифы и легенды, и городское фэнтези, и много чего ещё.
Что делать, если вы попали в фэнтези, Михаил Попов.
Краткое содержание фэнтези в двух частях.
Сеттинг[править]
Основой фэнтези служит внутренне непротиворечивый[2] фантастический сеттинг, вдохновленный мифологией и фольклором, в котором фантастический элемент объясняется существованием магии.
Характерные признаки произведений жанра:
- Другой мир. Часто (но не всегда) действие происходит в иной вселенной, чьё устройство совершенно не похоже на нашу, а похоже на то, каким его представляли люди древности: земля — плоская, звёзды — точки на небесном куполе, солнце и луна (луны) могут быть какими-нибудь божествами и т. п. Такой мир может иметь несколько плоскостей/измерений/астральных планов, где обитают, к примеру, боги, земные расы и демоны. Порой фэнтезийный мир описывается и «научно» — как шарообразная планета, обращающаяся вокруг солнца; в таком случае по «мифическим» канонам может быть обустроено некое параллельное измерение. Впрочем, местом действия может быть и наша Земля в отдалённом (историческом или доисторическом) прошлом, настоящем или, гораздо реже, будущем (в последнем случае возможно, что техническая цивилизация там погибла, и мир вернулся в средневековье или раньше, но не всегда — бывает и фэнтези с технологиями будущего). Мир может быть населён одними людьми, а может быть полон других рас (или, реже, других рас без людей, ещё реже — вместо людей там какая-то одна раса), главное — наличие магической составляющей, хотя она может и не играть ключевой роли в сюжете. Помимо других разумных рас, нередко присутствуют экзотические виды животных и чудовища (неразумные или полуразумные).
- w:Пастораль. Во многих произведениях описывается псевдосредневековая сельская жизнь, которую авторы подают (не всегда, впрочем), как привлекательную, «простую» и «честную» в противовес жизни в городе. Впрочем, часто авторы совершенно не задумываются об экономической стороне дела.
- Магия. Магия в мире присутствует, но её роль разнится. Она может широко применяться во всех областях жизни, быть привилегией узкой касты магов или какой-то одной расы, может оказаться настрого запрещена, либо в неё просто никто не верит. Она может быть целым искусством для избранных, и тогда появятся наставники-маги или даже целая школа волшебства или магический университет, а может — природной, вообще не требующей никакого обучения. Интересно, что для жанра низкого фэнтези непосредственное использование магии не является строго обязательным.
- Средневековый застой или, хуже того, регресс. Довольно часто фэнтезийный мир — это мир упадка: золотой век великих магов и великих держав остался в далеком прошлом, а нынешние приключенцы обречены лишь искать немногочисленные уцелевшие от той эпохи артефакты в заселённых одичавшими монстрами развалинах. Впрочем, так можно наткнуться и на артефакты не золотого века, а строго наоборот и разбудить Ктулху. Хотя возможны и другие варианты мира — романтическое средневековье, мир до нашей эры, современное/недавнее время или будущее.
- Псевдосредневековье — замки, короли, рыцари в латах. Ещё, как правило, есть варварский народ, списанный с викингов или монголов.
- Постоянное использование магии.
- Другие расы — эльфы, гномы, орки, гоблины.
- Драконы (хотя можно в большинстве случаев причислить к расам).
Популярные поджанры фэнтези[править]
- Героическое фэнтези — «Магия и меч», Конан-варвар.
- Высокое, оно же эпическое фэнтези — похоже на магию и меч, но шире по размаху и проработке. Битвы разворачиваются поистине эпические, героев много, счёт в борьбе с Тёмным властелином идет на королевства, даже миры. Хороший пример — «Властелин Колец».
- Историческое фэнтези — версия истории нашего мира, но с существенным добавлением собственно фэнтезийных элементов. Пример: многочисленные версии Короля Артура, «Горец».
- Женское фэнтези — находится на стыке фэнтези и любовных романов
- Волшебная страна — версия для детей. Находится на стыке с собственно детской сказкой. «Хроники Нарнии», цикл А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
- Мифологическое фэнтези — основано, собственно, на мифологии. Пример — творчество Олди.
- Тёмное фэнтези — мрачная версия фэнтези, с оттенком безнадёги и с детализацией зверств и нехороших обрядов, совершаемых злодеями (например, Тёмными Силами). Характерная чёрно-серая или чёрно-чёрная мораль. Классика — «Дети Хурина» того же Толкина. Современность — «Князь Пустоты».
- Городское фэнтези — термин, обозначающий два совершенно разных явления: 1) «магия рядом с нами» — в большом городе нашего (или не нашего) мира действуют маги, о которых никто не знает, либо 2) в другом, фантастическом мире живёт город, в котором магия — обыденность.
- Низкое фэнтези — фэнтези, в котором магии немного, а действие происходит в нашем мире или очень похожем на наш.
- Фэнтезийный стимпанк — в отличие от альтернативно-исторического стимпанка, действие происходит в мире, где имеется магия.
- Попаданцы (особенно популярно на просторах бывшего СССР, а также в стране Восходящего солнца) — простой менеджер по продажам сотовых телефонов Василий оказывается в волшебном мире. Как выясняется, он — наследник императора, дракон, великий воин и самый лучший колдун. Ну или кто-то один из них. Хотя возможны и другие, более необычные варианты фэнтези с попаданцами. Лукьяненко, Перумов, «Не время для драконов».
- Уся — традиционное китайское фэнтези, а также различные подражания в похожих сеттингах. Главная особенность: в отличие от характерного для западного фэнтези хлипкого мага, китайский маг сам по себе является могучим воином, владеющим кунг-фу.
- Естественно, поджанры могут сочетаться между собой, например, попаданец из нашего мира оказывается в мире мрачного фэнтези, а точнее — в СФК Китая. Там он обживается в столице, живущей по законам городского фэнтези, а потом, став воином, идёт по стопам Конана-Варвара.
Ссылки[править]
- [1] Обязана ли фэнтази быть глупой.
- Михаил Назаренко, цикл статей о происхождении фэнтези «За пределами ведомых нам полей».
- Майкл Суэнвик, «В традиции».
- О прото-тёмно-фэнтезийном цикле лорда Дансени «Боги Пеганы».
- Сайт, посвященный фэнтези Майкла Муркока
Андрей Сапковский, «Пируг, или Нет золота в Серых Горах». Александр Сорочан, «Фэнтези двадцатого века: 50 лучших книг».
Примечания[править]
- ↑ Что как бы намекает на то, что автор думает о каких-нибудь вахе, Эарве и иже с ними — при том, что его Бас-Лаг тоже, знаете, не розовыми котиками полнится.
- ↑ По крайней мере, с точки зрения автора. На самом деле изобразить внутренне непротиворечивый фэнтезийный мир — в частности, учесть все аспекты влияния магии на общество — весьма непросто.