Гостья из будущего
Гостья из будущего | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | |
Страна производства | СССР |
Киностудия | Киностудия им. М. Горького |
Режиссёр | Павел Арсенов |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 1985 |
Продолжительность | 64 мин. (317 мин.) |
В главных ролях: | |
Наташа Гусева | Алиса Селезнёва |
Алёша Фомкин | Коля Герасимов |
Вячеслав Невинный | космический пират Весельчак У |
Михаил Кононов | космический пират Крыс |
«Гостья из будущего» — советский детский пятисерийный телевизионный художественный фильм, снятый на киностудии имени Горького в 1983—84 гг. кинорежиссёром П. Арсеновым по мотивам фантастической повести К. Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977) и по его же сценарию. Это один из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского и российского кинематографа, и он смело может считаться культовым. Премьера прошла 25-29 марта 1985 г. по Первой программе ЦТ СССР в дни весенних каникул.
Персонажи
- Алиса Селезнёва (роль исполняет Наташа Гусева) — девочка из будущего.
- Коля Герасимов (Алёша Фомкин) — школьник 6-й «В» класса из ХХ века. «Понимаете… я за кефиром пошёл, а тут…».
- Юля Грибкова (Марьяна Ионесян) — одноклассница Коли Герасимова и подруга Алисы.
- Фима Королёв (Илья Наумов) — одноклассник и лучший друг Коли, любитель детективов и добродушный толстяк.
- Прочие ученики 6-го «В»:
- Коля Сулима (Антон Суховерко).
- Коля Садовский (Семён Бузган).
- Боря Мессерер (Алексей Муравьёв).
- Мила Руткевич (Екатерина Авербах).
- Катя Михайлова (Елена Коляскина).
- Альбина Фетисова (Мария Баукина).
- Лена Домбазова (Наталия Шанаева).
- Космические пираты-метаморфы:
- Крысс/Крыс (Михаил Кононов, как в истинном обличье, так и большее время фильма) — мозг шайки. А также злодей с тростью — пока остаётся в человеческом облике, постоянно носит с собой массивный мужской зонтик-трость.
- Весельчак У (Вячеслав Невинный, аналогично) — громила-исполнитель и отвратительный толстяк.
- Сотрудники Института времени:
- Вертер (Евгений Герасимов) — Милый биоробот[1]/искусственный человек, самый незаменимый сотрудник. Пламенно любит Полину. Понимает шутки, шутит сам и похоже, не очень хорошо представляет, как нужно смеяться: «Ха… Ха… Ха…» (тут ещё и зловещая долина свой вклад вносит).
- Мария (Елена Цыплакова) — сотрудница Института времени, специалист по каменному веку.
- Иван Сергеевич (Борис Щербаков) — специалист по Древнему Риму.
- Гоги (Рубен Симонов) — сотрудник Института времени, специалист по XVIII в.
- Полина (Елена Метёлкина) — сотрудница Института времени, специалист по ХХ веку. Судя по тому, как она привлекла к себе внимание, в ХХ веке она только начала работать, а готовилась к этому, изучая сохранившиеся модные журналы.
- Дед Павел (Владимир Носик) — Павел Полосков, обыватель XXI века.
- Алик Борисович (Георгий Бурков) — врач больницы, где лежали Алиса и Юля. Долго пытается рассказать девочкам историю о поездке на Азов с другом. Его постоянно что-то прерывает, в итоге суть истории так и остается неизвестной ни девочкам, ни зрителям.
- Шурочка (Мария Стерникова) — медсестра в больнице.
- Бабушка Юли Грибковой (Людмила Аринина), крутая бабуля.
- Инна Кирилловна Герасимова (Татьяна Божок) — мама Коли.
- Марта Эрастовна Скрыль (Наталья Варлей) — тренер детской спортшколы, бой-баба.
- Алла Сергеевна (Екатерина Васильева) — учительница английского языка.
- Эдуард Александрович (Вячеслав Баранов) — учитель физкультуры по прозвищу «Илья Муромец».
- Профессор Селезнёв (Юрий Григорьев) — директор КосмоЗоо, папа Алисы.
- Электрон Иванович (Игорь Ясулович) — сотрудник КосмоЗоо.
- Наполеон (озвучивают Е. Герасимов и И. Ясулович) — говорящий козёл-мутант.
- Ишутин (Андрей Градов) — трусливый обыватель из XX века, по книге — повар.
Сюжет

Как-то два обычных японских московских школьника, Коля и Фима, обнаружили в подвале самую что ни на есть настоящую машину времени. Коля понажимал на кнопочки и попал в XXI в. Вдоволь насмотревшись на светлое коммунистическое будущее, он заглянул и в космопорт.
Там как раз пираты хотели прикарманить миелофон[2] — техническое устройство, которое позволяет читать мысли. Миелофон был у Алисы, которая работала с ним в КосмоЗоо — читала мысли крокодила. Пираты отобрали его (прибор, а не рептилию) у Алисы. Коля, в свою очередь, с помощью Электрона Ивановича и Наполеона украл миелофон у них, рванул в Институт времени под защиту Вертера и вернулся в своё время. За ним отправились пираты Крыс и Весельчак У, которые видели Колю, а вскоре — Алиса, которая узнала имя, номер школы и класс Коли, но незнакома с ним лично.
И началась сумасшедшая охота на миелофон, осложнённая для «хороших» суперспособностью пиратов. Разумеется, хэппи-энд прилагается.
Тропы и штампы
В фильме
- Анахронизмы — в Институте времени их полно, и Вертер пользуется ими, как и положено (гусиное перо и чернила, метла, коса).
- На это есть фанатский обоснуй — Вертер очень любит антиквариат, тем более, что сам он — не только уборщик, но и фактически завхоз в Институте времени, сам в прошлом не бывает, зато ведёт учёт всех предметов, принесённых из прошлого сотрудниками.
- А еще старинный троллейбус промелькнул на заднем плане. Конечно, это недочёт, но будем верить, что это пасхальное яйцо.
- А теперь мне пора. Миелофон возвращён, космические пираты арестованы, Алиса произносит сакраментальное «Мне пора» и под первые аккорды «Прекрасного далёка» входит в машину времени, которая вернёт её в Светлое Будущее.
- Блестящие башни и тоги как эстетика (башен нет, но тоги присутствуют), а транспорт — мгновенные «автобусы»-телепортаторы, а также флипы с флайерами.
- Видимые выстрелы:
- Кое-где во время съемок использовался настоящий лазер.
- Эффекты выстрелов делались в той же лаборатории голографии, которая сделала заставку для «машины времени». И для глаз, и для «фонарика»-бластера пиратов (сделан из фотовспышки).
- Также при первом появлении пиратов в истинном обличье те стреляли из глаз лучами. Потом эту способность они утратили. В фильме лучи из глаз у пиратов были зелёные, а в кратком содержании серии — красные.
- В самой дилогии ничем подобным пираты не владеют (да и метаморфом является только Крыс, так будучи по жизни инсектоидом, носит в целях маскировки антропоморфный экзоскелет)
- Возможно, не утратили, а просто из-за их внушения разум наблюдателя производит «рационализацию» — луч из глаз воспринимается как выстрел из бластера.
- Кое-где во время съемок использовался настоящий лазер.
- Вундеркинд/Человек эпохи Возрождения — Алиса, во всяком случае по меркам того времени, куда перенеслась, да и нынешнего тоже.
- Субверсия: на самом деле она — нормальный и типичный человек-плюс, не выделяющийся в развитии на фоне сверстников в её родных 2080-х. Там она отличается авантюризмом и умением легко сходиться с самыми разными людьми, гуманоидами и негуманоидами, но никак не гениальностью или силой.
- В повести-первоисточнике фитилёк прикручен: выдающиеся успехи она делает только для школьницы. Знает нечто, что автор зовёт «высшей математикой», а школьники считают «непонятными значками», но уступает в этом учительнице математики. И обыгрывает гроссмейстера в шахматы, но потом признаётся, что смогла этого добиться только на сеансе одновременной игры, а один на один он бы её уделал.
- Алиса вовсе не уступает Нелли в знании матана — Нелли сама признает, что ей нужно участвовать в олимпиадах. Они просто не успели выяснить, кто же ошибся в разборе того уравнения.
- Говорить байками — субверсия: врач Алик Борисович минут десять кряду пытается рассказать Алисе Селезневой и Юле Грибковой историю о поездке на Азов с другом, но каждый раз его что-то отвлекает. В итоге ни зритель, ни девочки так и не узнали, что там, на Азове, таки произошло.
- Гоп-стоп-маскировка — космические пираты усыпили двух сотрудников космопорта и перевоплотились в них.
- Злой двойник — иногда пираты, принимая чей-либо облик, сталкиваются с оригиналом.
- Ирония отставки — робот Вертер собирался увольняться, но погиб от пиратского луча.
- Пасхальное яйцо — Вертер перед увольнением говорит: «Напишу сегодня заявление Литваку». М. А. Литвак — тогдашний директор Первого Творческого Объединения киностудии им. Горького. Впрочем, персонаж с фамилией Литвак чуть не просочился в канон. В фанфиках кое-где про него вспоминали.
- Согласно книгам, Вертера починили, и он продолжил работать и веселить читателей диалогами с другими сотрудниками Института времени.
- Согласно книгам, никакого Вертера в интитуте не было совсем — Коля вообще попал туда в нерабочий, выходной день, свободно вышел на улицу (так как дверь открывалась изнутри), а вот назад попал по счастливой случайности.
- Просочился в последних редакциях книг.
- Согласно книгам, никакого Вертера в интитуте не было совсем — Коля вообще попал туда в нерабочий, выходной день, свободно вышел на улицу (так как дверь открывалась изнутри), а вот назад попал по счастливой случайности.
- Крутые шкеты — Коля и его одноклассники, а также Алиса.
- Пираты, видя приближающихся к заброшенному дому детей, делают для себя неутешительный вывод (Крыс и Весельчак У в конце XXI в. знали, что от детей можно получить «на орехи», поэтому они думали, что и в XX в. дети такие же).
- Если придираться сильно и всерьез — то еще не знали. И в «Путешествии Алисы», и в «Миллионе приключений» Алиса элементарно сбегала, и приводила взрослую подмогу.
- Имхо, огребли с активным участием Алисы, особенно в Миллионе
- В книгах говорилось что оба те ещё трусы.
- Если придираться сильно и всерьез — то еще не знали. И в «Путешествии Алисы», и в «Миллионе приключений» Алиса элементарно сбегала, и приводила взрослую подмогу.
- Пираты, видя приближающихся к заброшенному дому детей, делают для себя неутешительный вывод (Крыс и Весельчак У в конце XXI в. знали, что от детей можно получить «на орехи», поэтому они думали, что и в XX в. дети такие же).
- Люди с другой планеты — два лысых босоногих инопланетных туриста с Альфа Центавра, которые говорят с необычным акцентом.
- Машина времени — ключевой механизм в сюжете.
- Мне на самом деле семьсот лет — дед Паша, родившийся в 1950 г.(в книге — 12 апреля 1965 года, почти ровесник Коли), выглядит лет на 60, но ему — 132 (в книге — 117 лет).
- В рассказе «Второгодники» у Селезнёвых есть сосед, которому примерно 150 лет. Таким образом, долгожители в данном сеттинге не такая уж и редкость.
- Музыкальный символ — разумеется, «Прекрасное далёко». При том, что песня звучит лишь в конце последней серии (в остальных сериях титры идут лишь под музыку).
- Правда Кассандры — слегка. Если дети расскажут как все было, то им не поверят или подумают, что речь идет о какой-то игре.
- А ещё, когда Коля говорит деду Павлу о пиратах, то он не верит, вспоминая себя в Колином возрасте.
- Слезогонка — гибель Вертера, прощание Алисы с 6-м «В» в самом конце сериала.
- Во втором случае — улыбка сквозь слёзы.
- Сверхсветовые космические перелеты.
- Финальная битва (в подвале) и прибытие кавалерии — Полина, защищённая силовым полем и генератором парализующего излучения, практически леди-воительница.
- Что это было? — почему пираты стреляли из глаз только один раз в космопорту и почему только один раз пользовались гипнозом там же? Дальше уже не могли? Кончилась мана?.. Нет ответа…
- Возможно пираты столь долго пробыли в обличии землян, что просто разучились это делать.
- Все прозаичнее. К моменту съемки этих сцен еще не был готов реквизит, в том числе и «бластер» пиратов (он у них один на двоих, к тому же).
- Возможно пираты столь долго пробыли в обличии землян, что просто разучились это делать.
Вокруг фильма
- Визуальный разрыв канвы, если сравнивать с другими экранизациями.
- «Тайна третьей планеты» — одни и те же герои выглядят по-разному (даже с поправкой на разницу между кино и мультипликацией).
- «Лиловый шар» — те же актёры играют других персонажей (кроме Алисы):
- Учитель физкультуры «Илья Муромец» превратился в капитана Алексея (а не Филидора) Зелёного с внешностью и характером как у капитана Полозкова.
- Папу Алисы играет не Ю. Григорьев, а Б. Щербаков, который в «Гостье…» играл одного из сотрудников Института времени.
- И как не упомянуть И. Ясуловича и В. Носика, узнаваемых в любом гриме?
- Исключение — В. Невинный в роли Громозеки (до этого играл Весельчака У) — все-таки совсем иной грим, костюм и манера разговаривать. Хотя фраза о том, что он когда-то «держал Алису на руках, только не помнит на каких», выглядит оммажем «Гостье…», напоминая об эпизоде с Весельчаком в больнице. Более явный оммаж — упоминание в новостях «юного археолога Коли Герасимова», возможно, что потомка того Коли.
- Самый главный разрыв — сама Алиса. Не говоря уж про то, что Алиса — блондинка (о чем прямым текстом указывается в первоисточнике), «Лиловый шар» — повесть из «Сказочного» цикла, на момент его Алисе должно быть от шести до девяти лет. В фильме же половозрелая деваха носится с козликами и бабками-ёжками.
- Всемогущий наблюдатель — в фильме его не было, но в сценарии (см. http://mielofon.rusf.ru/film/scenar/index.html) планировался фокусник-волшебник, который при помощи карточек-фотографий «рассказывает» историю, а затем лично появляется перед титрами последней серии. Т. е. нечто среднее между между ИОО (из дилогии «Москва-Кассиопея») и безымянным и безликим персонажем Жерара Мажакса, которого можно назвать «руки с картами» (из французской дилогии про «Высокого блондина в чёрном ботинке»).
- За себя и за того парня — Невинный и Кононов, в первый раз появляются в фильме в образах сотрудников космопорта, затем на работников порта нападают два зеленых полупрозрачных существа в простынях-балахонах (пираты в истинном обличье, их тоже играют Кононов и Невинный) и оглушают (убивают?) при помощи лазерных лучей из глаз, а впоследствии принимают их облик. То есть пираты нашли двух подходящих по комплекции человек и под их видом начали «работать» на Земле.
- Также Фомкин, Бурков, Носик, Стерникова, Талызина и др. играли и «своих» персонажей, и пиратов, когда те превращались в кого-то другого. (Колю, Алика Борисовича, деда Павла, сотрудников больницы, учительницу и др.)
- Эпизод в больнице, где встретились два Алика Борисовича, был снят весьма интересно — с одного включения камеры, при этом она двигалась и не было никаких комбинированных съемок. А эффект достигался благодаря перемещениям Буркова (за Крыса и за Алика Борисовича) и последующей озвучке.
- Спорный момент — безымянный персонаж Лысых, задержавший Алису и Юлю во время погони за ними пиратов и физруков, а позднее сделавший замечание шумящим под его окнами школьникам. Но, скорее всего, это один и тот же человек, проживающий в данном районе.
- Разговор с самим собой — буквально в эпизодах с Электроном Ивановичем и Наполеоном (за обоих говорил Ясулович, а Электрона Ивановича он еще и играл).
- Кроме того, еще козла Наполеона озвучивал Герасимов, игравший Вертера, закадровый голос в начале каждой серии — Носик, игравший деда Пашу, а один из мальчиков в космопорту говорит голосом Наумова (Фимы).
- Также Фомкин, Бурков, Носик, Стерникова, Талызина и др. играли и «своих» персонажей, и пиратов, когда те превращались в кого-то другого. (Колю, Алика Борисовича, деда Павла, сотрудников больницы, учительницу и др.)
- Изменился за лето — за два года съёмок многие юные актёры изменились вполне заметно. При этом нередко в ранних сериях или эпизодах выглядят старше, чем в более поздних.
- Кастинг-агентство «WTF?» — многие персонажи выглядят не так, как описано в книге. И вообще фильм можно считать блестящим неканоном.
- Просочиться в канон:
- В произведениях Булычёва, вышедших после 1985 г., появилась сотрудница Института времени Полина Метелкина. Но есть небезосновательная версия фанатов, что это две разных Полины.
- Так оно и есть — Полина Метелкина — девушка-исследователь, с которой маленькая Алиса летала на звездолете «Арбат» («Пленники Астероида», к примеру).
- Аналогично — Вертер, личность которого не вызывает сомнений.
- В произведениях Булычёва, вышедших после 1985 г., появилась сотрудница Института времени Полина Метелкина. Но есть небезосновательная версия фанатов, что это две разных Полины.
- Робот — в книге эпизодически мелькал робот-уборщик, но тот только пищал и мало отличался от современного робота-пылесоса.
- Правда, гуманоидный робот устаревшей модели служил у Полины в «Пленниках астероида». Вот только звали его Посейдоном, а пиратов (пусть и других роботов) выбивал пачками.
- Спецдефекты — если смотреть современную реставрированную версию, то некоторые спецэффекты могут показаться спецдефектами: иногда видны лонжи, лески и тополиный пух (апрель снимали в июне).
- Надо сказать, что телефильм в целом пострадал от недостатка бюджета. Чего стоит один телепортационный «автобус» с дешёвыми деревянными дверьми, как в хрущовке! А ещё стены Института времени и космодрома, оклеенные пенопластовыми панелями класса «потолок общепита». Характерно, что даже дети 8-12 лет в 1984 году говорили про спецэффекты как Станиславский: «не верю», хотя фильм в целом нравился.
- Надувной крокодил, которому пришлось в компании двух аквалангистов отдуваться за бронтозавра Бронтю из первоисточника. Кстати в сценарии был дельфин и звали его, как и крокодила, Сеня.
- В сценах полета на флипах, особенно на фоне Лубянки, часто видны тросы. Флипы изготавливались двух типов — полноразмерный для интерьерных съемок и масштабная модель для полета на подъёмном кране.
- Лучи из глаз пиратов и выстрелы бластера нарисованы той же студией, которой принадлежит заставка с «цветными соплями» на титрах фильма и сцена полета Коли сквозь время. Это лазерная голография. Сам бластер — модифицированная фотовспышка плюс немного фантазии.
- В роли миелофона снимался сувенирный искусственный кристалл с ВДНХ (в комплекте с футляром), в то время как отлично подошел бы практически любой походный транзисторный приёмник из наборов для самостоятельной сборки. Мигунов нарисовал именно такой. Но ведь приёмник смотрится «не по-космооперному».
- Ну, и главный шедевр — магниевые пакеты (обычный бенгальский огонь, но без палочки) на теле робота Вертера, которые актер самостоятельно поджигал скрытой в кулаке кнопкой для съемок сцены расстрела робота пиратами.
Примечания
- ↑ А вот на рисунках Е. Мигунова Вертер — обычный робот со встроенным в туловище пылесосом, но с такой же причёской.
- ↑ В фильме пираты прилетели специально за миелофоном (одна из фанатских версий — по заданию Королевы пиратов), а в книге хотели угнать корабль с золотом. Попытка не удалась, и они решили побродить — посмотреть нету ли чего-нибудь ценного, такого, что плохо лежит.
Фильмы | |
---|---|
Сами фильмы | По жанрам: Ужасы • Боевики • Научная фантастика • Фэнтези • Комедии • Криминал • Триллеры • Военные • Драмы • Приключения • Байопики • Исторические • Детские
По режиссёрам: Алекса Пройаса • Андрея Тарковского • Брайана Де Пальмы • Гая Ричи • Джеймса Кэмерона • Дрю Годдарда • дуэта Вачовски • Зака Снайдера • Квентина Тарантино • Кима Джи Уна • братьев Коэнов • Кристофера Нолана • Леонида Гайдая • Люка Бессона • М. Найта Шьямалана • Марка Захарова • Мартина Скорсезе • Нила Бломкампа • Ридли Скотта • Роберта Земекиса • Стивена Спилберга • Рона Ховарда • Рубена Флейшера • Станислава Говорухина • Терри Гиллиама • Тима Бёртона • Уэса Крейвена • Фрэнка Дарабонта • Фрэнсиса Форда Копполы • Эдгара Райта • Эльдара Рязанова • Эндрюа Никкола |
Другое | Вестерн • Кино • Основы • Перестроечное кино • Ремейки советского кино • Фильмы Брюса Ли • Эффект Кулешова |