Чёрная Волга

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
За тобой уже выехала и поджидает Чёрная Волга!
« Красная площадь. Зеленые елки.
Мальчик гуляет в белой футболке.
Черная «Волга» промчалась шурша…
Мать не дождётся домой малыша!
»
— Пионерский фольклор
« Моя смерть ездит в чёрной машине
С голубым огоньком.
»
— Аквариум, «Голубой огонёк»

«Чёрная Волга» — городская легенда, важная часть пионерского фольклора, популярная на постсоветском и отчасти постсоциалистическом пространстве. Согласно легенде, иногда на улицах нашей страны появляется чёрный автомобиль марки «Волга». Он колесит по городу, а кто является её водителем и пассажирами — неизвестно. Однако Боже упаси вас сесть в эту машину — увезёт она вас куда Макар телят не гонял, а назад не привезёт!

Более общий троп — Зловещий автомобиль; американский аналог — Чёрный вертолёт.

Суть легенды

Собственно, вариантов легенды много. Однако чаще всего чёрный автомобиль «Волга», взявшийся непонятно откуда и потом уехавший незнамо куда, колесит по городам и весям СССР и делает что-то нехорошее. Отличить эту машину легко — на номере у неё стоит обозначение ССД (как вариант — ССП)[1]. А что он означает, это понимает всякий — «Смерть советским детям!» (Вариант «Смерть советским пионерам»).

Иногда в легендах упоминается, что машина имеет белые колёсные диски, белые занавески и другие белые элемент. Могли также сообщать о странных зеркалах заднего вида — в виде рожек. Также рассказчики расходились во мнениях о том, кто сидели внутри «волги». В некоторых версиях это могли быть преступники (бандиты, похитители детей на органы), иностранные шпионы, маньяки-психопаты, также сектанты (сатанисты, «чёрные монахи/монахини»), а то и нечистая сила, в том числе и Тот, Имя которого к ночи лучше не называть. Злодеи могли как просто обратиться к жертве с вопросом, а та умирала через некоторое время, так и заманить её в салон машины и увезти в неизвестном направлении, чтобы жестоко расправиться, а органы/кровь продать.

Были варианты легенды, где честный трудяга-тракторист ехал домой на тракторе, но по пути встретил застрявшую в поле «Волгу». Её пассажиры, несколько хорошо одетых мужчин, попросили машину вытянуть, а за услугу дали сердобольному трактористу большую сумму денег. Приехав домой, мужик включил телевизор, где рассказывают, что в городе ограблен банк, грабители скрылись на чёрной «Волге», и показывали фото злодеев. Мужик в страхе узнаёт тех людей, которым помогал вытянуть машину.

В других версиях на «Волге» могут ехать и правоохранители (милиция, госбезопасность). Но и тут чаще всего «Волга» ведёт себя зловеще. Иногда такой «Волге» приписывается оснащение самыми хитроумными шпионскими штучками, типа «ртутной антенны» (ещё один предмет городских легенд) или устройства, которое следит за теми, кто смотрит нехорошие запрещённые фильмы. Опционально машина оснащалась возможностью запуска боевой самонаводящейся ракеты из «клыков» на бампере.

В некоторых версиях автомобиль приезжает за человеком, сунувшим нос туда, куда бы не следует. В другой легенде рассказывается, как какой-то придурковатый гаишник решил зачем-то проверить на превышение скорости кортеж большого начальника, выставив вперёд радар и был со страху застрелен гэбистом из охраны, подумавшим, что работник свистка наводит на кортеж оружие. При этом охрана обязательно в легенде едет на «Волге», а скорость, с которой мчится кортеж, и расстояние, на котором телохранитель застрелил гаишника, нередко разнятся, но составляют дистанции огромного размера![2]

ГАЗ-21
ГАЗ-3102

В легендах чаще всего не уточняется, какой модели была «Волга». Если речь идёт об СССР 1970-80 годов, то, скорее всего, имеется в виду ГАЗ-24 (тот, что уже выехал за тобой выше!), а то и более ранний ГАЗ-21 (да-да, такая у Путина!), а если 1980 — начало 1990-х — возможно, что и «директорская» ГАЗ-3102. Под некоторыми машинами угадывается скорее не «Волга», а ГАЗ-13 «Чайка». В легендах, где действие разворачивается в 1950-е годы и раньше, явно фигурирует не «Волга», а ГАЗ М-1 «эмка». Однако в любом случае речь идёт о чёрном седане Горьковского автомобильного завода.[3].

Откуда есть пошла легенда

«Волга», вне сомнения, являлась одной из самых удачных и узнаваемых машин не только в СССР и соцстранах, но и за рубежом. «Волги» были популярны на Ближнем Востоке, они получали престижные награды на выставках в Европе, где существовали целые тюнинг-ателье, ориентированные именно на горьковские автомобили. Их приобретали для работы в таксопарках и милиции. Сейчас «волги», как полностью отремонтированные и тюнингованные, так и убитые в хлам, по-прежнему колесят по миру или стоят в музеях. Так что же родило легенды про страшную чёрную «волгу»?

Судя по всему, пластов у истоков этой страшилки много. Во-первых, в Советском Союзе личный автомобиль был несомненным признаком успеха в жизни. Купить машину было трудно: собрать деньги-то вполне реально, но вот в очереди на железного коня вы могли отстоять лет пять-шесть, а то и больше. Как не прискорбно, но знаменитый анекдот «может ли простой советский человек купить личный автомобиль/а зато у вас негров линчуют» вполне верен, причём в обе стороны. «Волга» же была самым дорогим автомобилем, доступным для покупки простому смертному (ЗИС-101, ЗИМ, ГАЗ-М72, ГАЗ-69 и УАЗ стоили и дороже, но в частном владении таких машин было очень мало). Конкретно чёрные «Волги» и вовсе были зарезервированы для государственных начальников, и простым людям почти не продавались. Покрасить же машину было трудно: хорошую автомобильную краску и необходимый инструмент ещё надо где-то купить (да тут ещё и дефицит, учтите), автосервисов было мало, а очередей — много. Так что речь идёт о самом банальном автозавистничестве, воспетым ещё Высоцким.

Во-вторых, сам по себе автомобиль, как нечто новое, сложное и непонятное, мог вызывать по крайней мере у части советских людей, в подавляющем большинстве — выросших в деревне/имевших ещё родителей, выросших в деревне, страх.

Неужели это страшный чёрный воронок?!

В-третьих, не исключено, что свой отпечаток наложил и весёлый 1937 год. Вполне логично, что самая массовая отечественная довоенная легковушка «ГАЗ-М-1» («эмка»), особенно чёрного цвета, активно использовалась в том числе и НКВД в годы массовых репрессий. И хотя отнюдь не всякая «эмка» служила в НКВД, и не все службисты ездили именно на «эмке», в стереотип вошла именно эта машина.

Ну и в-четвёртых, родители вполне могли специально поддерживать слухи о страшной чёрной машине, чтобы приучить детей к мысли: ни в коем случае нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам!

Так что, как видно, истоков у легенды много.

Примеры

Литература

  • Евгений Лесев, «23». В пятой главе герой чуть не был сбит чёрной «Волгой» со странным номером, явно намекающим на его имя. С этого и начались его злоключения...
  • Дмитрий Боррони, «Встреча, или другая реальность. Они всегда рядом». Местные зверства кгбшников, пафосно разъезжающих на черных Волгах, смешаны с типичными страшилками про людей в черном.
  • Dark Window. «Я — оборотень». На чёрной Волге по Санкт-Петербургу ездит глава местных оборотней.
  • Наль Подольский, «Кошачья история». На мрачной чёрной Волге по улицам южного городка ездит военный медик, выращивающий зловещий вирус в секретной лаборатории для уничтожения разумных кошек, которые явно контролируют все вокруг.
  • Александр Рэлдер, «Cтрахосказки. Horror stories». Чёрная волга без водителя сбивает детей.
  • Елена Усачёва, «Призрак Ивана Грозного». Аналогично.
  • Никита Нефёдов, повесть «Чёрная Волга» из цикла «Нечистая сила». На чёрном ГАЗ-21 по Москве разъезжает жестокий убийца людей.
  • Алекс Кош, «Вечеринка в стиле «вамп»». На супербыстрой черной Волге времен КГБ главгероя подвозит шофер от каких-то явно мистических спецслужб, которые вылавливают сверхлюдей.
  • Дмитрий Имуджи, «Хорошая сделка. Все или ничего». На черной Волге ездят агенты лично дьявола для скупки душ.
  • Образ чёрной Волги, похищающей людей, всплывает в некоторых польских книгах о эпохе ПНР. К сожалению, всё дело портит желание авторов максимально зловеще и ужасающе изобразить не преступников, а собственное социалистическое прошлое и тогдашнее государство.
    • Maciej Żurawski, «Czarna wołga». Зимой 1983 г. неизвестный маньяк убивает людей в лифтах явно слишком уж преувеличенно убитого и нищего Вроцлава.
    • Przemysław Semczuk, «Czarna wołga». Сборник полудокументальных рассказов о самых громких криминальных делах ПНР, в том числе деле «Черной Волги» — похищениях детей в 1960-е, приписываемых неизвестным преступникам на чёрном автомобиле.

Кино

  • Qara Volqa («Чёрная волга») — экранизация истории про банду «Чёрной Волги».
  • «Чёрная Молния» — аверсия. Чёрная Волга здесь не страшная, а отличная машина, помогающая творить добро. А ещё она умеет летать!
  • «Пионеры-герои» — экранизация легенды о Чёрной Волге.
  • Чёрные Волги разных моделей и в разных количествах вводятся в зарубежную и отечественную киноклюкву про злое КейДжиБи/ЭфЭсБи с целью сыграть на зрительских стереотипах о чекистах:
    • В прологе американского телевизионного триллера «Красный король, белый конь» (1989) о покушении на Горбачёва показываются различные злодеяния КГБ в виде подстраивания смертей и подрывов врагов народа в автомобилях. Чтобы зритель не сомневался, чьих рук это дело, в кадре где-нибудь поотдаль неизменно стоит чёрный ГАЗ-3102 с наблюдающим за действом полковником Тулаевым.
    • В другом дешёвом триллере «Теневой партнёр» (2005) в одной из сцен героев при следуют две чёрные Волги - ГАЗ-3102 и ГАЗ-3110. Могли ли чекисты в 2005 году использовать машины поновее? Могли бы. Но в противном случае зритель не так точно бы уловил, кто является преследователем.
      • Туда же снятый на экспорт отечественный боевик «Белое золото» (2003). На дворе 2003-ий год, а ФСБ всё так же преследует героев на старом-добром ГАЗ-3102.
    • «Хитман» (2007). Конец первого десятилетия 21-го века, а ФСБ всё продолжает ездить на старой ГАЗ-24 с мигалкой.
    • «Туннель» (2003) - немецкий пропагандистский фильм об ужасах тоталитарной ГДР давит педаль в пол: в финале беглецов через Берлинскую стену преследует чёрная Чайка ГАЗ-13 и целая свора Волг ГАЗ-21.
      • Другая клюква про ГДР - «Взрывная блондинка» (2017) - давит педаль в пол ещё сильнее: КГБ и Штази прибывают на разъяснительную работу с врагами народа не только на чёрных Волгах, но и на чёрных Жигулях.
        • Авторы канадского телефильма о советских шпионах КГБ «Secret Weapons» (1985) Волгу в Канаде найти вообще не могли. В итоге КГБ ездит только на черных ВАЗ-2106.
    • Ярчайший пример, экранизация ультраклюквы «Малыш 44» (2015). Глава милиции провинциального Вольска ездит на черной «Победе», а главгер, следователь МГБ — на Татре 87, что вполне исторично. Но вот его начальство «незаметно» следит за его женой на семиместном черном ЗИМ-12.
    • «Лачуга должника» (2017) - экранизация фантастического романа советского писателя Вадима Шефнера, в которой режиссёр добавил немного отсебятины в виде брежневского СССР, ничем не отличимого от сталинского: всё та же бедность и лютующие чекситы, избивающие и арестовывающие ГГ по подложному обвинению. Единственное отличие - увозят арестованного героя не на чёрном Воронке, а на... да-да, на чёрной Волге.
    • Аверсию можно увидеть в советских детективах о спецслужбах, начиная «Мёртвым сезоном» и кончая «ТАСС уполномочен заявить...»: чёрные Волги неизменно проезжают в кадре под напряжённую музыку, всячески подчёркивается их крутизна и суровость, но по сюжету ездят на них хорошие парни, верные продолжатели славного дела Феликса Эдмундовича.
  • Кроме того, в малобюджетных иностранных боевиках 90-х русская мафия, косплея карикатурных американских гангстеров, нередко ездит на Чайках, арендованных на оставшихся после распада соцблока киностудиях - не только ГАЗ-14, но и даже ГАЗ-13. См. такие образчики как «Американский блюз», «Прощения нет», «Немой свидетель» (в последнем московская мафия ездит сразу на черных Волгах, Чайке ГАЗ-14, а из главарь вообще - на сталинском ЗиСе-115!!!). Если бюджет у фильма был, то главари мафии ездили вообще на правительственных ЗИЛах. В реальности, как известно, русская мафия предпочитала иномарки, особенно Мерседесы.
    • Авторы уже отечественного фильма «ПираМММида» явно поддались этой моде. У них Мавроди в 90-е тоже покупает как символ роскоши черную ГАЗ-13.

Мультфильмы

  • «Ловушка для кошек» — венгерско-немецко-канадский полнометражный мультфильм 1986 года. Придурковатая банда «Четыре гангстера» разъезжают на огромной чёрной машине в стиле ретро «Альфа Джульетте» (немного смахивающей на «Чайку»), имеющей функцию запуска ракет. В «Ловушка для кошек 2» престарелые и «перешедшие на светлую сторону» гангстеры разъезжают в чём-то, откровенно напоминающим ЗИЛ-41047. Дань городской легенде?
  • Marta Wiktorowicz, «Czarna wołga» — четырёхминутная короткометражка польского производства, где обсуждается легенда о чёрной Волге. Несмотря на примитивную анимацию, в машине явно угадывается «ГАЗ-24».

Телевидение

  • «Следствие вели…» — Леонид Каневский прекрасно знает эту легенду и в одном из выпусков её рассказал. Есть выпуск и про Львиную Лапу (157-й). Что характерно, «волги», в том числе и чёрные, в передаче фигурируют очень часто.

Музыка

  • Сплин — «Чёрная Волга»: внезапная аверсия, означенная машина пребывает в крайне убитом состоянии, да и песня скорее о прощании с эпохой, когда «Волги» были чем-то крутым.
  • Шмели — «Чёрная Волга». Лирический герой обращается к сабжу как к спасительнице. Судя по тексту, в этом мире терять ему уже нечего.
  • Каспийский Груз — «Чёрная Волга». Лишь упоминание, так как в основном текст посвящен описанию провинциальных страданий в стиле рэп-блатняк.
  • В честь сабжа названа польская хард-рок группа из Быдгоща «Czarna Wołga». Одна их песня посвящена этой городской легенде.
  • Аналогично Marcelina Stoszek — «Czarna Wołga».
  • Также в её честь названа небольшая рок-группа Black Volga из греческого города Волос.

Видеоигры

  • В отечественных играх предпочитают аверсию:
    • V.L.A.D.i.K. — чёрноюморной инди-шутер в локации нищей убитой провинции России диктатора Нэвэльного. Путешествовать по окрестностям можно на чёрной Волге со странным набором музыки на радио.
    • Day R Survival — малобюджетное отечественное подражание Фоллауту про ядерный постапокалипсис в СССР 1985 г. Чёрная Волга здесь — предмет чрезвычайной роскоши. Выдаётся в награду за ежедневный вход в игру в течение 7 недель, сразу после входа в любой из профилей на 49-й день, и только один раз на аккаунт. При этом её нельзя разломать или разобрать.
  • В киберпанковой игре Observer (2017) на уровне защиты воспоминаний Адама, имитированном под пиксельную аркаду, есть непонятный чёрный автомобиль, который бешено носится по коридорам и походя давит и игрока, и монстров-противников. Совпадение? Однако игра польская, и польский колорит там встречается часто.
  • Субверсия — в оригинальной инди-игре «Beholder» местные полицаи приезжают арестовывать персонажей на чём-то, подозрительно похожем на чёрный ГАЗ-АА 1934 года, в варианте фургона для перевозки заключённых. А стоит помнить, что кроме «эмки», именно такое исполнение ГАЗ-АА получил прозвище «чёрный воронок».
    • Причём надпись «Police» выполнена на красной полосе, как собственно, и надпись «Милиция» на советском «чёрном воронке». Спасибо ещё, хоть не «Мясо» и не «Пейте советское шампанское!», если кто понимает, о чём речь…
      • В третьей части роль автозака исполняет фургон, сильно похожий на восточногерманский Barkas B1000. А в трейлере семью главного героя везут на автозаке, напоминающем восточногермаский же IFA W50L.

Суровая реальность

Одна из «догонялок». А с виду и не отличишь!

А всё-таки «волги» могли действительно участвовать во многих передрягах. Послужной список у этих машин богатый!

  • Что милиция, что КГБ «Волги» вполне котировали и использовали. Причём милиция могла их использовать как в привычных красно-, канареечно- или бело-синем окрасе и с мигалками, так и просто без обозначений, ставя на крышу при необходимости мигалку.
  • КГБ на самом деле имел на вооружении модернизированные «Волги», на которых ставилась АКПП, дополнительная радиоаппаратура и двигатель от «Чайки» — так называемая «догонялка». Этот монстр действительно мог догнать практически любой автомобиль в СССР и большинство на тот момент иномарок. Отличить такую «волгу» от серийной с виду было нельзя, разве что по звуку более мощного, чем обычно, мотора.
  • В 1950-60-х банда «Чёрная Волга» терроризировала Баку. Означенную «Волгу» использовали очень хитрым способом: поднимали гараж при помощи автокрана, перекрашивали машину, совершали налёт, возвращали обычный цвет и возвращали всё на места. Причём налётчики отправляли деньги в детские дома. А под личиной жестокого и решительного главаря Пянджали Аслана (Львиная Лапа) скрывалась девушка, мастерски перевоплощавшаяся в мужчину. Она была шестой дочерью в криминальной семье, и отец, отчаянно жаждавший сына, решил сделать его из дочери, обучив преступным «премудростям».
ГАЗ М-1 , я, типа, твой отец!
  • Пример с фитильком, но всё же. Известная парочка американских грабителей, налётчиков и немного маньяков[4], Бонни Паркер и Клайд Бэрроу, были расстреляны в любимом собственном Форде v8 выследившими их техасскими рейнджерами. Есть данные, что форд перешёл злодеям после того, как Клайд застрелил прежнего владельца. Всё бы ничего, только вот надо ли напоминать: какому автомобилю Форд v8 мог бы сказать: «Я твой папа»? ГАЗ М-1 же![5]
  • "Зелёные Фэлконы" в Аргентине использовавшиеся для политических похищений.

Ссылки

Примечания

  1. В реальности такой номер вполне мог существовать начиная с 1959 года — именно тогда ввели три буквы в номерах; серия СС означала Ставропольский край.
  2. Есть уточнённый вариант, автор правки слышал его даже не от «пионеров», а от учителя-военрука, преподносилось как реальный случай. За рулём «ЗИЛа» сидел не ком с горы, а сам Брежнев: он любил водить машину на большой скорости. Тому самому гаишнику просто было интересно, с какой именно скоростью гоняет генсек. Ну, а охранника, кторый застрелил гаишника, потом заслуженно наградили (военрук подчёркивал – заслуженно!).
  3. Хотя, судя по всему, порой мог иметься в виду вообще не ГАЗ, а ЗИС или ЗИЛ. Не грузовик, естественно, а огромный правительственный лимузин.
  4. Некоторые свои убийства они совершали не ради наживы, а просто чтобы пнуть собаку
  5. Завод ГАЗ в принципе создавался при полной поддержке «Форд Мотор Компани» для производства спроектированных этой фирмой автомобилей, так что ни о каком «воровстве идей» речи нет в принципе — чисто лицензионное производство. Кроме того, большая часть узлов и агрегатов была спроектирована, по сути, заново, под отечественные условия.