Скелет в шкафу
Короче, Склихосовский! Монстр, спрятавшийся в шкафу (чулане, ящике, автомобиле). |
« | Майор Пейн уничтожил плохого дядьку из шкафа с предельной жестокостью! А если дядька ещё там — ему плохо | » |
— Майор знает, что делать |
Идёт протагонист по Поместью Ужасов, пистолет наготове, появись кто — без колебания разрядит весь магазин. Как сделать, чтобы монстры застали его врасплох? Самый простой способ — поместить скелет в шкаф или чулан. Открываешь, а он тут как тут, смотрит на тебя и зубами щёлкает. Как (и ради чего) скелет там закрылся, предпочитают оставить за кадром.
В играх штамп прописался с лёгкой руки Doom. Doom (особенно первый) полагался на орды легкоубиваемых монстров, но как сделать, чтобы они появились за спиной? Можно телепортировать — проблемно, особенно когда монстров много. Можно телепортировать за дверью, которую протагонист только что прошёл — проблем ещё больше. Поступили так. За спиной у игрока открывается чуланчик с несколькими монстрами, неотличимый от обычной стены.
Вариант — спрятать монстра внутри какого-нибудь объекта интерьера или контейнера, который сам по себе выглядит безобидно.
Подштамп злонамеренной архитектуры.
Интересные примеры[править]
Видеоигры[править]
- В Portal по всей Лаборатории проведены трубы. Когда надо, чтобы внезапно появились несколько турелей, они просто прибывают по этим трубам.
- В Clock Tower это излюбленный приём Бобби. Нередко, юный головорез прячется в засаде, дожидаясь пока игрок сам найдёт его.
- Silent Storm — открываешь дверь и вбегаешь в комнату, а там солдат. А далее он нашпиговывает вас свинцом «Игра окончена, главный персонаж погиб». Еще, если закончить ход рядом с дверью он может сам на вас оттуда выскочить. Ещё бывают минированные шкафы, двери, сейфы и ящики.
- Самый первый Resident Evil содержит интересный эпизод, который помнят все, кто более или менее осмысленно играл в игру. В одной из комнат, на первый взгляд совершенно безопасной, игрок находит интересный дневник человека, который был заражён вирусом и медленно превращался в зомби, теряя разум и записывая всё происходящее с собой. Там описывается начало его болезни, о том как он заразился, его начал мучить страшный зуд, выпадать целые куски плоти, постепенно грамотная речь становится всё более безумной, а последние страницы рассказывают о том, как человек начал есть собачий корм, потом убил своего друга, сочтя слишком уродливым, и сожрал. Последняя запись же проста и лаконична «Чешусь. Вкусно». И стоит игроку закрыть дневник, обдумывая участь несчастного, как он под тревожную музыку резко выпрыгивает из шкафа и нападает. И хотя, технически это обычный зомби, но звуковое сопровождение и внезапность появления делает своё дело: как минимум живой труп успевает ранить опешившего игрока.
- Один из самых кирпичесбросных сюрпризов в арсенале игры Blood — маленький шкафчик, ящичек или подобный контейнер, в котором прячется рука-душитель. Тогда, когда игрок меньше всего ожидает, контейнер открывается и рука пищит свое фирменное «I’ll swallow your soul!» где-то за спиной у Калеба, чем придает ему резкое ускорение в направлении «НАФИГ, нафиг отсюда!». В одном месте (уровень в больнице) целая стайка этих мелких упырей прячется в ящиках морга. Которые. Открываются. ВСЕ. ОДНОВРЕМЕННО.
- «Мор (Утопия)» — вариация в сценарии Бакалавра. На второй день своего пребывания в городе наш герой отправляется исследовать «молчащий дом», в котором по слухам появились признаки начала эпидемии Песчаной Чумы. Изнутри дом представляет собой кошмарное зрелище — стены и пол заляпаны запекшейся кровью, а предметы обихода покрыты какой-то дрянью похожей на чёрную плесень. В комнатке в конце коридора наш герой встретит обезумевшую женщину, которая подтвердит, что её дом поразила Песчаная Чума, вскользь упомянув о том, что двое её сестёр (тоже больных) ходят по дому, хотя она и просила их соблюдать постельный режим. Итак, после завершения диалога игрок как обычно обдумывает полученную информацию и собирает уходить. Но что это? Прямо из дверного проёма к нему с распростёртыми объятиями медленно приближаются сестры этой женщины. Вкупе с окружающей обстановкой и царящим в доме полумраком зрелище по-настоящему жуткое. Главное, не щелкать клювом и быстро дать оттуда дёру, а то ещё заразят.
- В «Clive Barker’s Undying» остроумно обошлись без дверей: призрак появляется за спиной у игрока, когда тот смотрит в зеркало. Поскольку призрак в зеркале не отражается, игрок обнаруживает его, только когда поворачивается. Сюрприз.
- В Doom 3 монстры иногда выходили из потайных ниш в стенах после того, как игрок подбирал боеприпасы или аптечку. Слово «иногда» в данном случае означает «настолько часто, что вскоре это начинало не пугать, а очень и очень раздражать».
- В «Dead Space» тот же самый прием реализован более сдержанно и более удачно: в некоторых ящиках вместо аптечек или других ресурсов прячутся монстрики-паучки. Случается это не настолько часто, чтобы надоесть, но достаточно, что игрок слегка нервничал, вскрывая очередной ящик.
- Skyrim: практически у каждого монстра есть особый шкаф, из которого он может внезапно появиться. Драугры и скелеты выскакивают из гробов. Фалмеры — из узких нор в стенках пещер, крылатые корусы — из куколок. Двемерские механизмы — из медных люков. Рьеклинги — из бочек. Горгульи — из каменных статуй горгулий. Нежить Каирна Душ — прямо из земли. Драконы вылезают из огромных курганов — правда, сцена воскрешения дракона из кургана пафосна и очень громка, поэтому мало кого может испугать внезапностью.
- Silent Hill — в первой части в шкафу сидит неизвестная фиговина, мгновенно убивающая Гарри Мейсона.
- Total War Warhammer — внезапно, но есть во второй части. Поселения скавенов для всех остальных выглядят как руины, и может быть довольно неприятно отправить на колонизацию якобы ничейного региона откровенно слабую армию и встретить там гарнизон злых крысюков. Впрочем, ИИ всё видит.
- Bloodborne — в Ярнаме полно статуй, изображающих людей в балахонах или нечто откровенно лавкрафтианское. Монстры соответствующей внешности в некоторых местах прячутся среди них. Например, на кладбище у входа к Кровоглоту. А в замке Кейнхёрст среди статуй скрываются горгульи.
- Spec Ops: The Line - субверсия: в одном месте надо на скорость пробежать через какие-то закутки чтобы зайти с фланга на танкуемый напарниками пулемёт, и посреди этого забега из-за какой-то занавески в упор выскакивает... невооружённый гражданский.
- Arc Fatalis: внезапно появляющуюся на уровне гномов неуязвимую для любого оружия и убивающую с одного удара, резвую как понос черную тварь, которая запомнилась многим игрокам. В меньшей степени сценка в начале второго уровня склепа: тушится свет и из гробов на главного героя выходит сразу четыре зомби. И еще не менее жуткая сценка в самом конце гробницы за лабиринтом, когда игрок снимает шлем Покселиса: из ниоткуда появляются несколько личей (которых, к слову, крайне сложно уничтожить). Это не считая меньших пугалок. Игра, конечно, не из жара ужасов, но не которые моменты запоминаются надолго.
- Koudelka — один из боссов терпеливо ждет в шкафу, куда придется заглянуть за веревочной лестницей.
Настольные игры[править]
- Зомбицид: не стоит проводить обыск, если у товарищей нет ходов: а вдруг «найдётся» зомби?