Шкала эффективности тирьямпампации: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
м (1 версия импортирована)
(нет различий)

Версия 19:51, 9 мая 2022

Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

Итак, у нас есть некий способ перемещения на большие расстояния, прежде всего — межзвездные. А насколько он хорош? Это — шкала, ранжирующая такие способы по удобству и эффективности использования, а также — возможным опасностям.

Шкала

Вычислите среднее арифметическое из следующих категорий:

  • Насколько быстро получается путешествовать?
    • 5 класс. В полтора-два раза быстрее скорости света. В итоге и Эйнштейн негодует, и все остальные грустят.
    • 4 класс. Скорость — несколько, максимум десяток-другой скоростей света. Получается всё равно долго, но по крайней мере можно успеть за одну человеческую жизнь.
    • 3 класс. Значительно быстрее чем обычным способом, вместо многовековых перелетов — недели, месяцы, для сверхдальних расстояний — годы.
    • 2 класс. Из одного края галактики в другой можно переместиться за пару дней.
    • 1 класс. Можно за считанные минуты переместиться из одной галактики в другую.
    • 0 класс. Скорость просто не имеет значения.
  • А насколько далеко получится?
    • 5 класс. Есть фиксированные точки, в которые можно перемещаться. В любые другие придётся перемещаться скоростью, одобренной Эйнштейном.
    • 4 класс. То же, что и в предыдущем, но можно лететь куда-то в сторону, однако скорость слишком низкая из-за того что мобильные гипердвигатели слишком медленны (5-10 световых скоростей).
    • 3 класс. У гипердрайвов есть определённые границы применения, так что перелететь махом от одного края галактики до другого не выйдет, но перемещаться между звёздными скоплениями можно спокойно.
    • 2 класс. Гипердрайв ограничен лишь масштабами галактики, и вполне возможно разрабатывают уже супергипердрайв, с которым можно заглянуть и в другие.
    • 1 класс. Можно попасть в любую точку вселенной, или же границы настолько огромны, что их можно не учитывать.
    • 0 класс. Возможности гиперпрыжка не ограничиваются вселенной.
  • Сложность производства
    • 6 класс. Какое производство, мы его только нашли?
    • 5 класс. Всей цивилизации придётся напрячься для создания одного образца.
    • 4 класс. Для производства таких вещей требуются силы мегакорпораций и правительств. О массовом производстве говорить рано, но несколько уже есть. Сюда же — если требуется Хренполучий, возможно в большом количестве.
    • 3 класс. Пусть в основном гипердрайвом владеют военные и правительственные корабли, частные лица уже могут создать себе судно с такой фишкой, если вложат достаточно бабла и не будет лишней напряжёнки с бюрократами.
    • 2 класс. Ничего особо сложного, Хренополучий не нужен, но и собрать на коленке не получится.
    • 1 класс. Гипердрайв можно собрать в любом гараже из подручных материалов, чего не найдется в гараже — можно купить на Митинском радиорынке или его местном аналоге.
    • 0 класс. Зачем собирать — телепорты буквально на деревьях растут или валяются на каждом углу.
  • И куда гипердрайв можно приспособить?
    • 5 класс. Существуют только стационарные Врата, имеющие вполне себе астроинженерные размеры. Мобильный гипердрайв невозможен в принципе или возникают какие-то совсем уж запредельные сложности.
    • 4 класс. Собственный гипердвигатель потянут только многокилометровые линкоры и им подобные гигантские корабли.
    • 3 класс. Помещается и работает на вполне себе небольших кораблях, в том числе частных прогулочных яхтах.
    • 2 класс. Гипердрайв можно воткнуть хоть на одноместный истребитель.
    • 1 класс. Гипердрайв может носить с собой человек.
    • 0 класс. Никаких устройств для тирьямпампации не требуется вообще.
  • А не опасно?
    • 5 класс. Нужно быть полностью отбитым или самоубийцей, чтобы пытаться так путешествовать, риск смерти или чего похуже близок к 100 %.
    • 4 класс. Каждое такое путешествие — как игра в русскую рулетку, опасностей много, и подстерегают на каждом шагу, но просочиться можно.
    • 3 класс. Опасности есть, в том числе и при соблюдении ТБ, но в целом, они достаточны редки, чтобы применение было оправдано.
    • 2 класс. При соблюдении правил ТБ ничего особо опасного.
    • 1 класс. Опаснее улицу переходить.
  • Насколько изучен предмет сверхсветового перемещения?
    • 5 класс. «Да мы только нашли хреновину, тыкнули куда-то, и вон, у какой-то синей звезды». Как вариант, сверхсветом уже давно пользуются, но его не производят, а покупают или где-нибудь по другому обретают, руководясь принципом «Не взрывается и хорошо».
    • 4 класс. Только обнаружили принципы, согласно которым можно перемещаться на сверхсветовой, теории ещё сырые и от этой технологии может прийти много неожиданностей.
    • 3 класс. Производство и использовании этой технологии уже не сводится к «Тыкнуть пальцем в небо и помолиться», однако есть цивилизации, которые могут перемещаться куда дальше, быстрее, экономичнее и безопаснее.
    • 2 класс. Эта технология уже столь же хорошо изучена, как у нас двигатели внутреннего сгорания. Неожиданных открытий и происшествий можно не дожидаться, но если всё-таки обнаружится, то это хороший кандидат на сюжетообразующий поворот.
    • 1 класс. Из этой области выжат максимум, и ничего нового обнаружить, скорее всего к сожалению, уже ничего не смогут.
  • Энергоёмкость и способность к непрерывной эксплуатации
    • 5 класс. Перед каждым полётом нужно заряжаться под завязку, а перелёт флота может ощутимо уменьшить целую звезду.
    • 4 класс. На несколько не слишком дальних полётов хватит, но риск оказаться посреди ничего, причём враждебного, без возможности его быстро покинуть весьма реален.
    • 3 класс. Чтобы энергия иссякла нужно десятки раз совершать прыжки без подзарядки, например оказаться по другую сторону галактики от вашей цивилизации.
    • 2 класс. Космические корабли могут целые месяцы и годы действовать, не подзаряжаясь.
    • 1 класс. Нужно тысячи а то и астрономически долго скакать по вселенной, чтобы энергия стала иссякать.
    • 0 класс. Вопрос энергии просто не стоит.
  • Последствия повреждения гипердвигателя
    • 5 класс. Ладно ещё сам корабль погибнет, так заберёт с собой ближайшие планеты и звёзды.
    • 4 класс. Гарантированный ёпздец кораблю.
    • 3 класс. Корабль сильно шандарахнет, а двигатель восстановлению не подлежит, экипажу останется только уповать на эвакуацию.
    • 2 класс. Двигатель вполне можно восстановить в полевых условиях, главное, не оказаться впритык со вражеским флотом.
    • 1 класс. Гипердвигатели восстанавливаются в считанные секунды, или же сломать двигатель не особо легче, чем уничтожить весь корабль.
    • 0 класс. В общем, гипердвигатель уничтожить невозможно, или можно, но чем-то запредельным, вроде взрыва на всю галактику или божественного вмешательства.

Трактовка результатов

Стандартное замечание для шкал: написанное ниже — условность. Конкретный сеттинг может отличаться от описанного здесь.

    • от 4 до 5 — а может ну её, такую тирьямпампацию?
    • от 3 до 4 — для межзвездных и прочих перелетов нужны весьма веские основания, позволить себе могут не только лишь все.
    • от 2 до 3 - Все пользуются, но достаточно обоснованно, в развлекательных и прочих "несерьезных" целях - вряд ли.
    • от 1 до 2 — Скорее всего у нас Банальный космос. Пользуются все, о возможных минусах тоже в курсе все.
    • 1 и ниже — совсем обыденный космос. Пенсионерке смотаться в 7 утра на рынок на Альдебаран, ведь там картошка на 3 рубля дешевле? Да запросто!

Вычисленные результаты

Звездные войны

Warhammer 40.000

Варп — около 3. Едва ли не самый опасный способ перемещений, но люди им пользуются, так как реальной альтернативы-то и нет. Точнее, была… в Тёмную Эру Технологий.

  • 2 — достаточно быстро.
  • 3 - реально получается летать только в пределах досягаемости Астрономикона.
  • 2 - конструкция варп-движков известна всем.
  • 3 - достаточно большие корабли, на яхты конечно не поставишь, но и Линкор не обязателен.
  • 4,5, если не все 5. Крайне опасно, с чем можно столкнуться в Варпе и чем это может кончиться — описано в основной статье.

Альфред Бестер, «Тигр, тигр» (1956)

0,9 баллов. Все земляне умеют телепортироваться (это называется джонт\джантировать) силой мысли, но им приходится запоминать координаты площадок. Главный герой уникален — он один умеет телепортироваться в космосе и в особом состоянии - даже несколько раз переместился во времени.

  • 1 балл — мгновенный прыжок.
  • 1,5 балла — прыжки ограничены известными пользователю точками, но преодолеваемое расстояние — индивидуальная особенность.
    • Опять же ничто не мешает телепортироваться в место, которое ты видишь через окно или через забор — для защиты от бродяг и преступников богачи обзаводятся целыми лабиринтами на входе в дом.
  • 1 балл — ничего сложного, все способны усвоить способ. Сложности есть только у людей с травмами мозга или контузией.
  • 0 баллов - этому можно просто научиться и телепортироваться силой мысли, никаких движков не нужно.
  • 1 балл — безопасно, если ты знаешь куда телепортируешься. Можно прыгнуть вслепую, и если оказаться в толще земли то.. получится взрыв.


Ольга Ларионова, «Чакра Кентавра» (1988)

« В далекой юности Асмур пытался найти объяснение этому в старинных книгах, напечатанных еще до Черных Времен — когда существовали институты, университеты, исследовательские лаборатории… Он нашел множество непонятных слов: гиперпространственная трансгрессия, континуум субизмерений, имманентная телекинетика. Смысл их был утерян безвозвратно, и ему пришлось отказаться от своих поисков и продолжать бездумно пользоваться чудесной способностью посылать в любое место — хоть на другую планету! — любую вещь, или человека, или самого себя. Или только голос. »

Жители планеты Джаспер владеют умением телепортации, чем и пользуются в своих космических путешествиях и обычной жизни.

  • 1 балл — мгновенный прыжок.
  • 1 балла — хоть на другую планету или корабль на орбите, любое место где уже побывал
  • 3 балла — землянам этой силы не видать, это исключительно умение жителей Джаспера.
  • 1 балл — безопасно

Иван Ефремов, «Час Быка»

Звездолеты Прямого Луча — примерно 2,6. Вполне себе удобный способ перемещения, применяется даже для секс-туров на Эпсилон Тукана.

  • 2 — собственно перемещение по «прямому лучу» происходит не мгновенно, но очень быстро.
  • 0 — люди долетели и до Туманности Андромеды и до М-51 и уже ломятся в Антимир. Вселенная слишком тесна!
  • 5 — С точки зрения современного человека, люди Эры Встретившихся Рук — самые натуральные Люди-Плюс, автор подводит развернутый философский базис, почему Звездолет Прямого Луча может создать только коммунистическая цивилизация.
  • 3 - "Темное Пламя" достаточно маленький корабль, гораздо меньше досветовых звездолетов времен "Туманности Андромеды", размерами и формой сравним со зданием цирка в каком-нибудь провинциальном городе. Первый земной ЗПЛ, "Нооген", был еще меньше.
  • 3 на момент действия основной части романа, такие перелеты — вещь крайне рискованная и неизученная: можно провалиться в антимир, можно выскочить внутрь звезды (что и произошло в конце концов с «Ноогеном»). В дальнейшем освоились и стало 2.
  • 2 - изучили достаточно хорошо, в том числе с философской точки зрения, особых сюрпризов от Прямого Луча не ждут.
  • видимо 3 - энерговооруженность даже "Темного Пламени" позволяет без проблем и путешествовать и вести пропаганду среди аборигенов.

Братья Стругацкие, Мир Полудня

2,1 — странно, у нас же банальный космос!

  • 1,5 — за считанные минуты может, и не между галактиками, но внутри нашей галактики — точно. «Все корабли дальнего действия, Д-космолёты, работают только на принципе сигма-деритринитации: у светового барьера они чрезвычайно сильно искажают форму мировых линий и как бы прокалывают риманово пространство». («Полдень, XXII век»).
  • 2 — нет данных, что можно перемещаться в другие галактики.
  • 2,5 — частные лица космолёты не строят, но приобрести их не просто, а очень просто.
  • 3 — работает на кораблях для частного пользования.
  • 1 — «При выходе из Подпространства всегда существует опасность оказаться слишком близко к какой-нибудь тяготеющей массе, а может быть, даже и внутри нее. Правда, опасность эта является чисто теоретической. Вероятность ее гораздо меньше вероятности угодить точно в печную трубу Эрмитажа, вывалившись над Ленинградом из стратоплана. Во всяком случае, ни то, ни другое событие ни разу не имело места за всю историю человечества». («Попытка к бегству»).
  • 2 — технология изучена хорошо.
  • 3 (?) — когда космолёт заряжается, вокруг него снижается температура. Заведомо хватит на полёт в другую звёздную систему.

1,8 — Нуль-транспортировка (нуль-Т) — банальная технология, общественный транспорт который используется для перемещения по Земле («Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»), вероятно, и ближнему космосу (как минимум Луна упомянута в «Парне из преисподней»).

  • 0 — мгновенно, как только набран индекс места назначения.
  • 5 — существует сеть кабин нуль-Т, перемещаться можно только по сети.
  • 2,5 — частные лица нуль-Т не строят, но кабины доступны любому обитателю Земли.
  • 2 — кабинка может быть размером как сельский нужник.
  • 1 — никаких данных об опасности.
  • 2 — технология изучена хорошо.
  • 0 — неясно, откуда берётся энергия, но проблем с ней явно нет.

Vorkosigan Saga

Сеть гипертуннелей — 2. Все пользуются, и от этой сети и отталкивается цивилизация. Вообще странно, здесь же банальный космос.

  • 1 — сам переход по туннелю мгновенный, больше времени уходит на перелеты от одного туннеля к другому.
  • 5 — Сеть туннелей — природное явление, она стационарна, все туннели в известной части галактики, похоже, уже открыты. «Бродячие» туннели теоретически возможны, но только теоретически. До звезд, где нет туннелей, добраться можно если только на субсветовых кораблях в обычном космосе.
  • 2 - корабли с двигателями Неклина, необходимыми для перелетов по туннелям, строятся на верфях очень многих планет, в том числе и относительно отсталых. Двигатели Неклина подробно не описываются, но во времена действия Саги ничего особо сложного из себя не представляют.
  • 3 — У многих аристократов есть свои роскошные корабли небольшого размера.
  • 1 — некоторые люди испытывают нечто вроде морской болезни в момент перехода, никаких других осложнений нет.
  • 1,5 — технология изучена почти полностью, создавать новые гипертуннели, судя по всему, невозможно в принципе. Максимум "выжимания нового" - показан в романе "Комарра": попытка террористов дестабилизировать туннель к Барраяру в надежде, что он схлопнется и изолирует ненавистную им систему. Получилось совсем не то и не так.
  • 1 - двигатели Неклина жрут энергии видимо совсем мало, проблем с этим ни у кого ни в одной книге не было.

Вселенная Хонор Харрингтон

Есть три варианта тирьямпампации: 1) Импеллерный двигатель — субсветовое движение в нормальном пространстве с крайне высокими ускорениями за счёт гравитационного градиента, некий вариант двигателя Алькубьерре; 2) Гипер — движение быстрее света в «смещённом в сторону» пространстве-времени; 3) Сеть П/В туннелей, позволяющая мгновенные переходы из точки в точку. Все варианты гравитационно обусловлены и эксплуатируются с помощью гравитехнологий. Обычный субсветовой импеллерный полёт не будем считать отдельной тирьямпампацией, за исключением смещения в гиперполосы, он полностью эквивалентен гиперу.

  • Гипер — 3 (есть разные степени смещения, т.н. «полосы» гипера, чем выше/быстрее, тем опаснее), П/В туннели — 1 (переход занимает несколько минут и отлично отработан технически).
  • Гипер — 3 (межзвездные полёты), П/В туннели — 5 (фиксированные «терминалы» П/В сети). При острой необходимости можно совершать длинные полёты (десятки месяцев) в гипере, эквивалентные по дальности П/В переходам, но это делается только от большой нужды (блокировка П/В терминалов во время военных действий, например).
  • 3 — богатые частные лица спокойно заказывают на верфях личные корабли, способные как на гипер, так на П/В скачки.
  • 3 — минимальные масса и размер корабля ограничены размерами реактора и гравитационных узлов, создающих т.н. «паруса Варшавской». Крупная яхта — да, истребитель — нет.
  • Гипер — 3 — выход из строя гравитационного компенсатора означает мгновенную смерть экипажа и пассажиров, а на высоких ускорениях и разрушение корабля. Случается весьма редко (единичные случаи за десятки лет), но случается. Движение в высоких полосах гипера опасно, но военные корабли к этому прибегают по необходимости. П/В туннели — 2 — переход через изученные терминалы на исправном корабле занимает минуты и практически безопасен.
  • 2 — технология изучена, но иногда случаются интересные находки (сверхсветовая связь, например).
  • 2, 3 — зависит от размеров корабля (и запасов топлива), а также от режимов эксплуатации гравитационных узлов и скорости их износа.

Стивен Кинг, «Долгий джонт»

Собственно джонт — 1,9. Простой способ, возможная опасность должна быть общеизвестна, так что то, что произошло в рассказе, можно объяснить только преступной халатностью работников космопорта.

  • 0 — Мгновенное перемещение между двумя установками.
  • 5 — Прежде чем перемещаться, нужно поставить «на том конце» установку, поэтому до других звезд сначала летят беспилотные аппараты в обычном космосе на досветовых скоростях.
  • 1 — абсолютно ничего сложного, первую установку её изобретатель собрал буквально в своем сарае. Никакого хренполучия, только электричество.
  • 1 - установку небольшого размера можно носить с собой, из подручных материалов при наличии электричества можно расширить для перемещения бОльших объектов.
  • 2 — С перемещением неживых предметов никаких проблем . А вот чем сложнее нервная система живого существа, тем хуже. Перемещаться можно только в бессознательном состоянии, что будет с человеком при попытке джонтироваться в сознании — лучше прочитайте.
  • видимо 4 - как работает джонт, судя по всему, так никто толком и не понимает.
  • 0,5 - если есть 220 вольт, проблем не будет.

Сергей Лукьяненко, дилогия «Звездная тень»

Джамп: 1,7 для людей — люди стали в галактическом сообществе «извозчиками». Для остальных рас формально 2,7, но неприменимо для всех, кроме Счетчиков.

  • 0 — Джамп происходит мгновенно.
  • 3 — прыгнуть можно в любом направлении, но на фиксированное расстояние — около 12 световых лет. Изменить это расстояние невозможно, судя по всему оно является одной из фундаментальных констант нашей Вселенной. Соответственно приходится выстраивать курс из нескольких прыжков, чтобы попасть в нужную точку .
  • 1 — упоминается, что первый джамп-двигатель собрали нищие студенты в лаборатории.
  • 2 - ГГ в начале летает на "Спирали". Кто не в курсе, реальная "Спираль" была размером с внедорожник.
  • 1,5 для людей — в момент прыжка человек испытывает ни с чем ни сравнимое наслаждение, перед которым меркнут все возможные удовольствия. Известны случаи, когда пилоты сходили с ума и направляли корабль в бесконечную серию прыжков. Для всех иных рас — 5: пришельцы в момент прыжка либо гибнут либо необратимо сходят с ума.
  • 3 - сама технология джампа хоть и не до конца понятна, но сюрпризов от нее не ждут. Единственный известный способ лучше - у Геометров (см. ниже).
  • 3 - упоминаются серии в десятки джампов на маленьком шаттле типа "Бурана".

Способ Геометров — судя по всему, 1-1,5, судя по всему практически идеальный способ перемещения, лишенный недостатков джампа, но не мгновенный. Подробно не описывается.

«Кин-дза-дза!»

Гравицаппа — 2. Почти идеально, главное — не приближаться к Альфе и следить за своим имуществом — желающие спереть гравицаппу найдутся на любой обитаемой планете.

  • 1 — «Фьюить — в любую точку Вселенной за три секунды».
  • 3 — А вот здесь не всё так однозначно. «Фьюить — в любую точку Вселенной за три секунды» — в любую, да вот только мимо планеты Альфа не проскочить.
  • 3 — сама гравицаппа и есть хренполучий, стоит достаточно дорого (хоть и не запредельно), купить можно в любом городе.
  • 1 - Гравицапу спер Скрипач и спрятал в портфеле (она размером с яйцо какого-нибудь орла), прикрутить можно к любому пепелацу.
  • 1 — дядя Вова и Скрипач даже не заметили самого перемещения.
  • 5 - судя по сеттингу, основная масса и пацаков и чатлан даже не представляет принцип действия гравицаппы.Сделать свою не могут, приходится покупать.
  • 0 - никаких дополнительных источников энергии не замечено.


Машинка перемещений — 1 или даже меньше. «Система простая: нажал — и дома!». Устройство размером с брелок для ключей, позволяющее мгновенно переместиться в любую точку Вселенной. Идеальный способ путешествий, можно даже не расписывать по категориям. Только заряды машинки ограничены и не говорится как их пополнить.

Star Trek

Вавилон-5

Гиперпространство — 3,3. Пользуются все и давно, хотя что это такое — так толком и не понимают.

  • 2,5 — полеты к самым дальним известным мирам занимают максимум недели, правда однозначной корреляции между расстояниями в обычной Вселенной и гипере нет.
  • 3 — теоретически через гипер можно долететь вообще в любую точку, но главное ограничение — наличие приводных маяков и возможность их установки в привязке к объектам нашей Вселенной. Так что в сериале всего одна галактика — невозможно установить маяки в межгалактической пустоте. В силу особенностей топологии гипера, часто приходится пилить от одной зоны перехода до другой в обычном пространстве.
  • видимо 3 — для строительства Зон перехода нужен некий Хренполучий «Квантий-40», за которым вечно охотятся пираты; но вроде бы добывается он много где. Корабли строят чуть ли не все, включая младшие расы из Лиги Неприсоединившихся Миров, так что ничего особо сложного нет.
  • 4 - прыжковые движки на кораблях имеют весьма немалые габариты и дикое энергопотребление, поэтому их ставят на корабли не меньше крейсеров. Все кто поменьше, пользуются стационарными Зонами перехода. "Белую Звезду" сейчас не рассматриваем - это уникальный проект на ворлонских технологиях (кстати, небольшие корабли ворлонцев в самостоятельных прыжках замечены не были).
  • 3 - главная опасность гиперпространства — невозможность в нем ориентироваться без приводных маяков, поэтому отказ навигационной системы корабля — практически гарантированная гибель. Слухи о НЕХах, живущих в гипере, всё-таки оказались правдивы (см. «Крестовый поход»), но данные НЕХи во-первых, живут только в глухих уголках, где нет особого траффика, во-вторых, особой опасности не представляют.
  • 3,5 - строить гипердвижки и зоны перехода умеем, сама технология - видимо ворлонская, никто из известных человечеству рас не является её изобретателем. Ворлонцы же видимо и заложили современную сеть зон перехода. Более эффективные способы есть - как минимум дракхи на технологиях Теней сделали некий переход, работающий мгновенно (см. фильм "Призыв к оружию").
  • 4 для крейсеров с собственным гипердрайвом. Излюбленный тактический прием в сериале - подловить атакующий флот на выходе из гиперпространства и вынести, пока у них просадка энергии после прыжка.

Квантовое пространство из «Затерянных сказаний» — 2,4. Всё-таки достоверных сведений очень мало.

  • около 2 — Гораздо быстрее обычного гипера.
  • 3 — видимо примерно те же ограничения, что и для обычного гипера.
  • 4 — осилил только Альянс.
  • 2 — «Вален» — явно очень небольшой корабль, везет только 1-2 пассажиров.
  • 4, если верна фанатская гипотеза, что Квантовое пространство — это Третье пространство из одноименного фильма. В этом случае каждый перелет действительно можно сравнить с игрой в русскую рулетку.
  • предположительно 3 - работает, строить умеют, но "есть еще куда расти".
  • видимо 2 - явно экономичнее.

Звёздные врата

2,5 - Вратами пользуются почти все, у кого на планете они есть. Но это невоспроизводимый артефакт древней цивилизации.

  • 0 - Перемещение занимает менее секунды.
  • 1 - Врата есть в нашей галактике, соседних и даже весьма удалённых.
  • 6 - Новые врата производятся уцелевшими агрегатами Древних, только одна технически развитая цивилизация в нашей галактике смогла повторить их.
  • 3 - Врата весят 30 тонн, их можно транспортировать, как обычный груз, а так же открывать/закрывать прямо на борту. Ограничение сети - одни Врата на планету.
  • 2 - Не стоит подходить к Вратам в момент открытия - и проблем не будет. И лучше подождать с путешествием при солнечных вспышках - вас переместит в целости и сохранности , но время прилёта будет не по расписанию.
  • 4,5 - Люди и другие современные цивилизации имеют смутное представление о принципах работы: на уровне бумажки, проткнутой карандашом.
  • 1 - Врата подзаряжаются из окружающей среды: свет, молнии, тепло, электросеть - всё сгодится.

Mass Effect

Ретрансляторы массы — 3,2. Вся галактическая цивилизация по сути построена вокруг них.

  • 1 — Перебрасывают корабль к другому ретранслятору мгновенно. Есть мнение, что ретрансляторы даже не ускоряют объекта, а телепортируют их, чем объясняется то, что Сарен и Шепард, ретранслировав туда, не размазали ни себя, ни Цитадель.
  • 2 — можно попасть в любую точку галактики.
  • 6 — новые ретрансляторы строить не умеем, под силу только Жнецам.
  • 5 — ретранслятор в Солнечной системе открыли еще в XX веке, он считался спутником Плутона. Вполне себе небесное тело. Мобильные именно ретрансляторы невозможны.
  • 1 — даже при прохождении многочисленных флотов случаев столкновения кораблей при выходе не зарегистрировано. Каких-либо возможных проблем тоже не замечено. Как выяснилось во второй части, для нынешних обитателей галактики точность перемещения +-1500 — отличный результат, но Жнецы и корабли их рабов имеют систему «свой-чужой», которая многократно повышает точность прыжка.
  • 5 — опять же, куда-то нас перемещает и вроде не взрывается.
  • 0 — ни разу не описан ретранслятор, у которого электричество кончилось. Когда один такой взорвали, была выпилена целая звёздная система.
  • 5 — см. пункт выше.

Сверхсветовой двигатель — 2,2. Если бы не необходимость разрядки ядер, может и без ретрансляторов бы обходились.

  • 2 — Описываются скорости в 200 световых.
  • 3 — В основном между звёздными системами перемещаются через ретрансляторы массы, ибо корабельные ССД могут за допустимое время непрерывной работы покрыть разве-что несколько световых лет, потому колонизация и экспансия с запретом на открытие новых ретрансляторов и застопорилась.
  • 3 — нулевой элемент — наше всё!
  • 2 — вроде есть даже одноместные корабли с такими движками.
  • 1 — Похоже, абсолютно безопасно.
  • 4 — опять же основано пусть и на широко используемом, но мутном принципе, о котором известно лишь как оно работает, но не как такое возможно.
  • 3 — после нескольких часов непрерывного полёта необходимо сделать пит-стоп у планеты или звезды. Но дело скорее не в энергии, а её излишках.

Schlock Mercenary

Cистема Врат:

  • 2 — Врата фиксированы в звёздных системах. Пролететь галактику можно, но за очень приличное количество прыжков.
  • 5 — можно прыгнуть только от Врат к другим Вратам. Подключение новых систем к Вратам осуществляется их доставкой сугубо по Эйнштейну и является для системы важнейшим событием, наравне с зарождением разумной жизни. Соответственно, одной из высших мер воздействия на разумных является отключение Врат в системе.
  • 3,5 — Хранители производят и обслуживают Врата достаточно массово, но секреты производства и принципа действия хранят свято.
  • 5 — Врата, собственно и есть.
  • 1 — Хранители — уважаемая корпорация, и всё у них работает, как швейцарские часы. А вот когда Хранителей хорошо прижмёт, то выясняется, что у Врат есть несколько неофициальных функций, например полное копирование проходящих объектов, и Хранители поставили фишку с копированием и потрошением мозгов других разумных на поток.
  • 1 для Хранителей, 5 для всех остальных — монополия, однако. В среднем 3.
  • 0 — неясно, есть ли у Врат предел нагрузки вообще. Например, скопировать индивидуума миллиард раз одновременно — вообще не вопрос.

Итого: 2,8 — все пользуются, но на Хранителей-монополистов нехорошо косятся.

Терапорт после его изобретения Кевином Андреясном:

  • 0,5 — масса и дальность влияют не столько на скорость терапорта, сколько на скорость его запуска и расход энергии. Но если её хватает, то можно попасть и в другую галактику, и даже в скопление экзогалактических объектов.
  • 1 — смотри выше. Межгалактические прыжки ограничены только расходом энергии.
  • 3 — сам движок достаточно прост, но для энергообеспечения требуются аннигиляторные реакторы, а для их производства и работы — транспостурановые элементы таблицы Менделеева (ТПУЭ) и нейтроний. Как отмечает Кевин, имеет место bootstrap problem — для производства ТПУЭ уже нужен аннигиляторный реактор.
  • 2 — клетка-терапорт вполне может быть одноместной и даже разборной.
  • 2 — к терапорту прилагается и описание поля отрицания терапорта (teraport area denial, TAD). Сам физический принцип позволяет при достаточном энергозапасе пробивать чужие поля отрицания.
  • 2 — Кевин таки гений (на всю голову), но обнаружение системы long gun и его удивляет. А потом и законсервированных кораблей Эйно-Оафа…
  • 2 для бытовых и даже военных целей, сверхлинкоры класса Battleplate и гиперкрепости объёмом в кубический километр и больше терапортируются без проблем. 5 для межгалактических прыжков — для этого надо использовать сверхмассивную чёрную дыру в центре галактики как генератор, и то хватает на заброску ключевого отряда, а не полноценной армии.

Итого: 1,8 — Кевин подарил разумным обитателям галактики доступ в обыденный космос, выложив технологию и схемы своего изобретения в открытый доступ. Это дало начало новой эпохе — Терапортационным Войнам. Как оказалось позднее, на фоне грядущего межгалактического конфликта эти войны оказались лёгкой разминкой.

Spore

У каждого космического корабля имеется собственный межвёздный двигатель; у игрока он варьируется от первого до пятого уровня, разница между ними только в увеличении области перелёта.

  • 2 — трудно определить, как именно течёт время в игре на космическом этапе, но в теории, при максимальной прокачке двигателя и не беря время на подзарядку, за пять минут реального времени можно спокойно перескочить из одного рукава галактики в другой. Внутри игры это, скорее всего, будет равняться нескольким дням или месяцам.
  • 3 — именно то, что написано – у межзвёздного двигателя есть строго зафиксированная область вокруг корабля, куда корабль может отправиться в одно мгновение.
  • 3.5 — неизвестно, изготавливаются ли двигатели из какого-то материала, поэтому следует взять в учёт их стоимость: двигатель второго уровня легко приобретается за 75.000 или 150.000 спорлингов, в то же время как стоимость двигателя пятого меняется от 1.000.000 до 2.000.000 спорлингов. Для сравнения: за примерно 100к спорлингов можно обустроить целый город, гигадетонатор обойдётся 5 млн. спорлингов, или 2.5 млн. если покупать у воинов, максимальная стоимость покупки звёздной системы 10 млн. спорлингов. То есть гипердвигатели не такое уж и дешёвое удовольствие, а самые крутые могут себе позволить лишь реально крутые империи.
  • 2 — чисто внешне можно создать корабль из одного небольшого серого кубика и двигатель спокойно туда поместится.
  • 1 — никаких неполадок, работает стабильно и без ошибок; существом на одноимённом этапе куда опаснее передвигаться по карте.
  • 1 — изучен досконально и полностью.
  • 3 — зависит от уровня топливного бака корабля, но даже при минимальном первом можно достаточно далеко улететь от своей родной планеты; другой вопрос – как вы будете искать обратный путь или соседнюю империю для подзарядки, если не запаслись батарейками в багаже.

Итого: 2,2 – здесь это не более, чем одна из основных составляющих для любого космического корабля.