Масштабирование

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Масштабирование — подраздел сверхъестественной топологии, манипуляция размерами предметов. За несколько мгновений вырасти в сверхгиганта, достающего до облаков? Или, наоборот, сжаться до размеров мыши и спрятаться от преследователей в её норе? И при всех этих выкрутасах обмануть закон квадрата-куба, чтобы великан не поломал кости под собственным весом, а лилипут не помер от переохлаждения при понижении температуры всего на пару градусов? Вы обратились по адресу. Отмасштабированное тело сохраняет все физические свойства, которое имело в нормальном размере, а новые приобретает только те, которые при новой величине полезны. Как если бы изменилось не оно само, а масштаб всего мира относительно него.

По плодам сближаются с масштабированием метаморфизм и супер-РАСТИШКА, но с оговорками. Растишка — это, по сути, мутаген, действующий, как обычно в фантастике, уже в первом поколении, а не во втором, как в реальности. То есть, кроме величины и скорости её достижения ничего сверхъестественного в его продукте не будет. Метаморф же, управляющий своим телом не как куском пространства, а как физическим объектом, сталкивается с проблемой, где ему брать дополнительную массу вещества для увеличения этого объекта и куда девать лишнюю для уменьшения. Ну и банальные проблемы с одеждой, которую после увеличения надо чинить (если вообще не менять), а после уменьшения — искать там, где она свалилась. Масштабист таким не заморачивается, он увеличивается и уменьшается вместе со всем, что на нём надето и навешано. Как вам возможность разрубить авианосец полукилометровым топором или прихлопнуть Кумонгу домашней тапочкой?

Прикладной флеботинум для масштабирования тоже годится, но только если имеет физическую природу: поле, излучение, это вот всё. Если химическую — это опять-таки супер-РАСТИШКА.

Не следует путать с тропом Несоответствие масштаба. Там изменение размеров персонажей от сцены к сцене — это просто ляп или художественная условность. А в нашем случае — суперспособность, являющаяся частью лора произведения.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес» — Алиса в середине книги получает способность управлять своим ростом, откусывая от двух кусочков волшебного гриба (один уменьшает, другой увеличивает). Гриб, что характерно, один и тот же, просто кусочки с разных его сторон.
    • «Алиса в Зазеркалье» — когда на пиру психоделичность окружающего переходит все границы[1], Белая Королева ныряет в суп, а Чёрная Королева уменьшается до игрушечных размеров и начинает гоняться за собственной шалью, как котёнок за собственным хвостом.
      • Все шахматные фигуры, похоже, этим обладают — внутри дома Алисы они размером как в реальности, а снаружи дома ростом примерно с саму Алису.
  • Астрид Линдгрен, «Крошка Нильс Карлссон» — чтобы попасть в гости к ниссе, следует нажать на гвоздь у входа в его норку и произнести заклинание, которое уменьшит тебя до сопоставимого с ним размера (а потом увеличит обратно).
  • Метавселенная Рудазова — собственно, именно отсюда взят термин «масштабирование». Здесь он применяется в основном к бессмертным, которые тут частенько норовят вымахать до таких размеров, что пыжиться до них на одной магии — надорвёшься. А еси у них при себе ещё и вещи, к магии устойчивые, как адамантовая секира Мардука…
    • «Заря над Бездной» — именно это представляет собой бафф Прекраснейшей, под которым лод Гвэйдеон вырос достаточно, чтобы сразиться с Ктулху врукопашную и победить. Занятно, что доспехи и меч увеличились вместе с ним, а вот адамантиевый щит, введённый в обязательную экипировку паладинов только при Креоле — нет, видимо, не успел достаточно сродниться с хозяином.
      • Креол, заделавшись Азаг-Тотом, тоже попытался провернуть сабж, но сильнее, чем раза в три-четыре, раздуться не смог — память смертного тела была ещё слишком сильна.
    • «Демоны в Ватикане» — когда Йог-Сотхотх в погоне за Олегом принялся громить Хрустальные Чертоги, Прекраснейшая сбегала за подмогой в лице Энлиля, Шамаша и Анансэ. И Олег искренне порадовался, что повздорившие боги только выросли выше облаков, а не перешли к более активному конфликту.
    • «Властелин» — вскользь упомянут Катимбер — древний титан, погибший в Войне Бессмертных, позже оживлённый некромантами Экзеквариума, но отказавшийся им подчиняться и с тех пор бесцельно бродящий по Парифату. А поскольку погиб Катимбер в отмасштабированном состоянии… короче, в случайно оказавшихся на его пути городах его приравнивают к стихийному бедствию. Благо сам он ни на кого не нападает, если не вынуждать защищаться — просто тупо прёт вперёд, не замечая препятствий.
      • А ещё дедушка Мерзопак в числе прочих пакостей уменьшил детскую горку в десять раз. Ребятишки, жаждавшие на ней покататься, разумеется, разревелись.
    • «Арифмоман» — неэтичный маг Леблин Шторелли, пытаясь отобрать у Эйхгорна амулет Феникса, уменьшил героя до размеров мыши, и тому несколько недель пришлось прожить среди пигмеев, пока не представился случай подловить колдуна врасплох и вынудить вернуть настоящий рост. При этом Эйхгорн, кандидат технических наук и завзятый скептик, до самого конца не может понять, как такое вообще возможно.
      • Кстати, зарабатывает этот Шторелли недавно изобретённым ноу-хау — минимами: предмет сворачивается в материальную точку и заключается в небольшой камешек, если его разбить — предмет выпрыгивает обратно в полном размере. Если это не разновидность карманной вселенной, то сабж.
    • «Криабал» — дважды демонстрирует Бельзедор. Сперва он вырос выше собственной цитадели и голыми руками скатал Имрату в кровавый снежок (её это, впрочем, больше унизило, чем реально повредило). А в финальной битве он, сделавшись двухсот локтей росту, прячет союзников от чар Антикатисто буквально в собственных ладонях.
    • «Паргоронские байки»:
      • «Познавший Пустоту» — такие фокусы умеет святой Машибухер. Гора на горизонте выглядит такой маленькой, словно её можно поставить на ладонь? Он действительно возьмёт её оттуда и поставит на ладонь.
      • «Последний катрен Экольгена Горевестника» — собственно, рассказ о Войне Бессмертных, где вторгшиеся в Сальван титаны крушили небесные дворцы именно в таком виде.
      • «Nomen illis Legio» — бездушное тело вышеупомянутого Катимбера захватил Легион и без особых проблем вернулся к нормальному размеру.
      • «Крик во мраке» — педаль сквозь квантовое измерение: Пожиратель Звёзд Ллемедрин был достаточных размеров, чтобы проглотить звезду буквально. А Всеблагий, спасая от него планету своих верующих, разросся достаточно, чтобы целиком проглотить его самого.

Кино[править]

  • «Дорогая, я уменьшил детей» — собственно, тот самый пример с чудесами от науки. Масштабирует здесь лучевая пушка, изобретённая слегка придурочным Уэйном Шалински.
  • «Артур и минипуты» — ограниченное двумя значениями масштабирование (человеческий рост и рост в 2-3 миллиметра) с необязательной сменой облика — единственный способ попасть в микромир и выйти из него. Работает на магии.

Мультсериалы[править]

  • Мультсериалы о Скуби-Ду
    • «Скуби-Ду! Динамит» (1976) — эпизод «Призрак божества ацтеков» (1 сезон, 2 серия). Поначалу призрак древнего ацтекского бога Катазумы являлся в облике пятнадцатиметрового полупрозрачного гиганта, окружённого клубами тумана. А когда действие переместилось в пирамиду, он ужался до обычных человеческих размеров и стал более плотным, да и туман куда-то попал. На самом деле это и был обычный человек, переодетый в ацтекский костюм. А гиганта он изображал посредством кинопроектора, выводящего изображение на тот самый туман.
    • «Скуби Ду: Забавные состязания „Всех мультсупер звёзд“» (1977) — фокусник Великий Фондю из злодейской команды «Поганки» способен творить настоящую магию. В том числе и связанную с изменением размеров.
      • «Акапулько и Англия» (1 сезон, 2 серия). Великий Фондю, загнанный на дерево маленькой, но очень решительно настроенной лисой, попытался применить против неё свою магию, но перепутал заклинание и получил огромную решительно настроенную лису.
      • «Афины, Греция и Озаркс» (1 сезон, 6 серия). В качестве последнего отчаянного шага Великий Фондю, безнадёжно отставший в гонке на плотах, магически заморозил воду в реке и уменьшил своих соперников вместе с их плотами. В ответ выступающий за команду Скуби джинн Бабу увеличил себя и своего напарника Скуби-Дама до гигантских размеров и они просто добежали до финиша, а заодно и плот с командой Йоги в руках донесли.
      • «Гавайи и Норвегия» (1 сезон, 13 серия). Во время соревнований по сёрфингу Бабу наколдовал огромную волну, но вовремя сообразил, что она может смыть все Гавайи. Тогда он повторно применил свою магию чтобы уменьшить волну, и таким образом спас остров, но сам куда-то исчез, а соперники финишировали без него. Однако, фотофиниш выявил, что Бабу не исчез, а просто сделался крошечным, а также что он сидел на финишной черте ещё до того как её пересекли участники двух других команд.
      • «Новый Орлеан и Атлантида» (2 сезон, 5 серия). Толстый джинн Бабу, представляющий команду Скуби в гонках на морских коньках, оказался слишком тяжёлым для того, чтобы конёк смог его увезти. Поэтому Бабу вновь прибег к своей магии. Сначала он по ошибке уменьшил конька, сделав задачу по своей перевозки ещё более невыполнимой, а потом увеличил его до гигантских размеров.
      • «Марокко и Вашингтон» (2 сезон, 6 серия). Во время вашингтонской автогонки Великий Фондю возбугуртил из-за того, что его обогнал меленький утёнок Дудл, и решил сделать утёнка ещё меньше. Однако, он что-то напутал в заклинании и получил обратный эффект, увеличив Дудла и его миниатюрную машинку до гигантских размеров.
    • «Скуби и Скрэппи» (1979) — «Демон-дракон» (7 серия). Будучи демоном (и в то же время драконом), монстр недели способен увеличиваться до великанских размеров. На самом деле не может. Все случаи увеличения происходили на бейсбольном стадионе. Демон-дракон обычного роста (переодетый человек) покидал поле через потайной люк, напустив перед этим дыму с помощью пиротехники. А затем гигантская версия Демона проецировалась на этот дым специально особо мощными лампами, для пущей объёмности отражаясь от стадионного табло.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 2 сезон, 12 серия. Бобовый великан может переключаться между обычным человеческим размером и, собственно, великанским.
  • «Чудовищная сила» (1994) — Дракула способен увеличиваться до гигантских размеров. Вот только за весь сериал он использовал эту способность всего один раз — в конце третей серии… чтобы сбежать после того, как его уже победили. Вырос в великана и тут же исчез. И зачем, спрашивается, вообще вырастал?
  • «Приключения Джеки Чана» — серия третьего сезона «Маленький Вальмонт, большая Джейд». И если Вальмонт маленький потому, что его превратили в ребёнка, то Джейд до «Джейд-Зиллы» именно отмасштабировали.
  • «Монстры против пришельцев», сиквел одноименной полнометражки — Сьюзен «Гигантика» Мёрфи обрела способность уменьшаться до нормального людского роста и увеличиваться обратно по желанию.

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel — Человек-Муравей же! И параллельные ему Оса, Жёлтый Шершень и Высота. С помощью т. н. частиц Пима способны как сжиматься до буквально субатомных размеров, так и вырастать с высотный дом.

Аниме и манга[править]

  • «My Hero Academia» — Юу Такеяма, известная также как Горная Леди или Леди Гора, способна переключаться между двумя размерами — обычным человечким и двадцатиметровым с хвостиком.

Видеоигры[править]

  • «Castlevania: Lords of Shadow» — Баба-Яга уменьшает Габриэля до размеров Мальчика-с-пальчик и помещает в волшебную музыкальную шкатулку. И пока протагонист приключается внутри, громадная Баба-Яга наблюдает за ним через щель между стенками и крышкой шкатулки.
  • «Чёрная книга» (2021) — быдмöм, перегнутый пополам, как резиновый, лесной мертвец. Постепенно растёт всю битву, увеличивая здоровье и силу, и если не пришибить его как можно раньше, способен наделать делов. А уж если их напало двое…
  • Duke Nukem — уменьшающий луч, на время уменьшает врага, которого потом можно раздавить. Может сработать и на самого Дюка если выстрелить им в зеркало — тогда используется для поиска тайников.
  • American McGee's Alice/Alice: Madness Returns — это же Алиса. Так что уменьшающая-увеличивающая еда есть и здесь, и в образе великанши Алиса пройдётся по карточному замку.
  • Okami — волшебная киянка, которую Аматэрасу придётся найти, чтобы избавить Императора от засевшего в нём демона болезней. Уменьшает её до размеров Иссума[2] (японского Мальчика-с-пальчик, из истории о ком и взята, правда, там она исполняла желания и увеличила Иссумбоси до человеческих размеров), позволяя тому не сидеть в её гриве, а кататься верхом. Позже используется, чтобы входить в Понктан, деревню сородичей Иссума[3], находящуюся внутри пня.

Примечания[править]

  1. Во сне это обычно происходит перед пробуждением, здесь тот же случай.
  2. Строго говоря без «боси» он будет Иссун, но сами видите.
  3. Сам он внутрь не полезет, поскольку ранее сбежал оттуда, чтобы не исполнять долг и не становиться Послом Небес, а вместо этого приключаться. Нарвался на приключения с богиней солнца, так что отвертеться от исполнения долга всё равно не вышло.