Афины и Спарта

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Athens and Sparta. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Две контрастные локации: одна — мирная и стабильная, другая — зловещая и суровая
В моём доме не выражаться.jpgВ моём доме не выражаться!
По причине текущих событий тема взрывоопасная. Пожалуйста, не пытайтесь ввернуть в статью политические провокации ни под каким соусом. За этой статьёй администрация ведет особое наблюдение, и любые такие попытки будут пресекаться.

Есть город, и это яркий пример достижений. Он населён художниками, танцорами и учеными. Улицы и воздух чистые, здания сверкают, есть большой городской парк с деревьями, газоном, детской площадкой и велодорожкой. Если здесь практикуется религия, ожидайте, что она будет сосредоточена вокруг божества добра. За городом великолепные леса и поля. Правитель города, скорее всего, демократически избранное лицо, но если это монархия, ожидайте, что правителем будет король, королева или принцесса. Но самое главное, люди здесь дружелюбные и миролюбивые. О, они могут защитить себя, если нужно, и имеют небольшую, но мощную армию, но предпочитают использовать дипломатию. Оглядываясь назад, это место кажется идеальным. Что могло бы пойти не так?

Ну… недалеко есть ещё один город, и он — с точностью до наоборот. Он населен воинами, которые, скорее всего, дают городу свою экономику за счет наёмничества. Тот, кто не воин, скорее всего, отставной солдат или раб. Улицы и воздух загрязнены и грязны, здания бесформенны и плохо окрашены. Вместо парка ожидайте тренировочную площадку, где дети вместо игр занимаются боевой подготовкой хуже ада. Люди поклоняются божеству зла или богу войны. За пределами города находятся загрязнённая пустошь и адская дыра Мордора, где практически ничто не живёт и не растёт. Правитель, скорее всего, император или монарх-воин. Если лидер избран демократическим путем, ожидайте злого президента, а люди, возможно, не очень приятные.

Излишне говорить, что эти два города, вероятно, не ладят друг с другом и могут даже вести войны друг с другом. А поскольку они находятся по соседству друг с другом, насилие и шпионаж, вероятно, обычное явление. В лучшем случае два города — соперники, в худшем — заклятые враги. Названный в честь реальных греческих городов, конфликт произведения сосредоточен на двух городах с противоположными культурами. Ожидайте, что тот, кто больше сосредоточен на мире, будет фракцией главного героя в 100 % случаев. В художественной литературе это — хорошее оправдание чёрно-белого конфликта и способ найти героев симпатичными, а злодеев презренными.

Однако троп не всегда должен иметь конфликт между двумя городами. Иногда он может быть между двумя странами, или планетами, или даже культурами и политическими убеждениями. Иногда хороший город — часть королевства, а плохой город — часть империи зла. Это так же может быть случай хорошей республики и империи зла.

См. также: Эльфы против гномов, когда этот конфликт распространяется на целые виды, и Учёный vs солдат, где этот троп, по сути, представляет собой улучшенную версию. Подтроп тропов Мозги против мускулов, Снобы против жлобов и Шкала романтизма против просвещения[1]. А так же, взгляд с другой стороны, которая видит себя отнюдь не кровожадными отморозками, а благородными рыцарями, которые не видят ничего плохого, в том, если продажный купчишка поделится лишним: воин vs торгаш.

Примеры

Комплексные франшизы

  • «Песнь Льда и Пламени»/«Игра Престолов»:
    • В Вестеросе — условный юго-запад против северо-востока. Первые («Афины») — стольная Королевская Гавань, «всесоюзная житница» Простор с научным центром — Цитаделью в Староместе, финансовая столица Западные Земли и гедонистичный Дорн. Вторые («Спарта») — суровый Север, разбойные Железные Острова, рыцарственная Долина Аррен, неспокойные Речные и Штормовые Земли.
    • В Эссосе глобальная «Спарта» — кочевники-дотраки, периодически пограбливающие богатые «Афины» в лице Вольных Городов и разных местечковых царств, крупнейшим из которых было Сарнорское.

Литература

  • Р. Желязны, An Ember in the Ashes — Империя, скопированная с Римской, и города народа Книжников, скопированных с семитов.
  • Дж. Толкиен, «Властелин колец» — есть Гондор — благородное человеческое королевство, наследник могущественной и развитой цивилизации, но ко времени написания книги оно находится на последнем издыхании. К сожалению, он находится в непосредственной близости от Мордора.
  • А. Измайлов, «Вторжение: Правда о Бармалеевке-83» — внутримировой пример, пополам с реальной жизнью. Про творение некоего МТА советских времён известно, что «там две страны, или города, — Агрария и Агломератия» но подробностей, к счастью,[2] не приводится.

Видеоигры

  • Exiled Kingdoms — Мерсия (Спарта) и все остальные королевства (Афины). Варсилия пребывает в застое и дворцовых интригах, но чтит рыцарство, традиции Андорийской Империи, а её феодальные крестьяне живут лучше рабов Мерсии; Илмара поклоняется доброй Церкви Трёх и следует добру; Турам управляется магами и восстанавливает знания, утраченные с падением Империи. Мерсия же — рабовладельческое, милитаристское государство, где при деньгах можно избегать законы, а интриги дворян Варсилии позавидуют дворцовым переворотам Мерсии. Тем не менее, Мерсия всё же держится благодаря могучей и большой армии, многочисленным рабам, единству во власти.
  • Fallout: New Vegas — НКР и Нью-Вегас в роли «Афин» и Легион Цезаря в роли «Спарты». Первые живут богато и посвободнее, несмотря на свои пороки, вторые — в рабовладельческом милитаризованном обществе. Но окраины НКР защищены нехорошо, а Легион с бóльшей охраной и меньшими ограничениями торговли некоторым торговцам понравится больше. Ирония: НКР хочет восстановить западную цивилизацию, основы которой когда-то закладывал Рим, а, несмотря на римскую эстетику, Легион Цезаря скорее ближе к Спарте и варварам, воевавшими с Римом.
  • Grand Theft Auto: San Andreas — Сан-Фиерро и Лос-Сантос. Лос-Сантос охвачен бандами, полон социальных неравенства и сегрегации, в то время как в Сан-Фиерро меньше присутствия банд, он гораздо более развит и изощрён, и это город, где у героя улучшается жизнь (легальная и нелегальная), а также появляются влиятельные союзники.
  • Heroes of Might and Magic III — Эрафия — мирно живущее королевство посреди лугов, гор и равнин. На востоке от неё расположены Земли Гигантов или Эофол — некогда зелёный край, населённый полуросликами, а ныне — территория дьяволов-криган и союзных им демонов Преисподней, покрытая лавой и вулканами. Хорошо, хоть драконы и титаны остались…
  • League of Legends — Демасия и Ноксус, благородные рыцари против суровых милитаристов. В зависимости от конкретного сюжета могут затемняться либо осветляться, но публичный имидж у них именно такой. Если брать конкретно города, то можно вспомнить Пилтовер — город торговли, науки и прогресса (поражённый, впрочем, и сопутствующими пороками вроде коррупции) и Заун, куда стекается всё то, что Пилтовер не хочет видеть на своих улицах, включая токсичные отходы и результаты неудачных экспериментов.
  • Mafia — Эмпайр-Бэй и Лост-Хэвен. Лост-Хэвен олицетворяет собой дух Великой депрессии: регулярно конфликтующие крупные группировки, повальная коррупция среди властей, множество бандитов, бедность и нищета, мрачная осенняя атмосфера, грязные, заржавевшие здания. То ли дело Эмпайр-Бэй в духе 40-50-х: банд несколько, но они слабы и вынуждены договариваться, приятная архитектура, чистые улицы, зима и весна здесь прекрасны. Субверсия: к моменту Mafia II Лост-Хэвен чудом избавляется от криминальных авторитетов и организованной преступности, а Эмпайр-Бэй на деле так же коррумпирован, хоть и поменьше.
  • «Космические рейнджеры» — малоки/пеленги с милитаризованными/криминализованными планетами и фэяне/гаальцы с просвещёнными и высокоразвитыми планетами.

Настольные игры

  • Vampire: The Masquerade — дополнительно подсвечено о Пунических войнах в сеттинге, где они были вторым раундом противостояния между кланами Вентру (Рим) и Бруха (Карфаген). А первым было как раз противостояние спартанских Вентру и афинских Бруха.
  • Warhammer 40k:
    • Эльдар считают себя единственным цивилизованным народом в галактике варваров и, не колеблясь, пожертвуют тысячами людей, чтобы спасти жизнь одного эльдара на тысячи лет. Отчасти это оправдано тем, что они вторые по возрасту существа в галактике, борющиеся за то, чтобы сохранить то, что осталось от их империи, и не могут размножаться, не рискуя потерять свою душу.
    • Тау считают, что приносят мир и просвещение окружающим их невежественным расам. К сожалению, из-за того, что они были отрезаны от остальной части галактики на протяжении тысячелетий, они не подозревают, что другие расы находятся в постоянной войне в течение 10 000 лет.
    • Лиги Вотанна живут лучше Империума, сохранили технологии времён Золотой Эры Человечества и не страдают ксенофобией и мракобесием. Однако, они охочи до ресурсов аж так, что нередко прибегают к пиратству и набегам на чужие планеты, и не думают о последствиях своих технологий.
    • Внутри Империума «Афины» — королевство Ультрамар, многие миры, не являющиеся безумно перенаселёнными ульями или загрязнёнными кузницами и/или находящиеся под контролем благородных орденов Космодесанта и полков Имперской Гвардии или под влиянием вольных торговцев. В роли «Спарты» же находятся многие миры, включая Землю (перенаселённый мир-улей) и Марс (очень загрязнённый мир-кузница).
    • Орки — варвары по отношению ко всем по умолчанию и рады этому.
    • Среди Хаоса такой же контраст наблюдается между богом/-иней удовольствий Слаанеш и богом войны Кхорном, и их культистами. Поклонение Слаанеш предполагает излишества и использование чувств (включая искусство во всех его формах), поэтому слаанешиты считают кхорнитов жестокими и грубыми идиотами. Кхорн — воплощение ярости, требующий постоянного кровопролития как от своих врагов, так и от своих войск, поэтому кхорниты считают слаанешитов вялыми и женоподобными. Кхорниты и тзинчиты (хлипкие маги, интриганы и манипуляторы, поклоняющиеся богу колдовства и обмана) видят друг друга схожим образом и во многом по тем же причинам.
  • Warhammer Fantasy Battles:
    • Империя и Бретонния — зигзаг. Империя — самая могущественная человеческая нация с большими достижениями в области технологий, магии и культуры. При этом у неё много врагов и в ней же живёт немало коррумпированных, жадных и аморальных чиновников, сепаратистов, культистов Хаоса. С другой стороны, есть Бретонния — королевство, ценящее единство, рыцарей и честь. В то же время Бретонния отстаёт по технологическому развитию и живёт в навозных веках, а к простым крестьянам в Бретоннии относятся как к недочеловекам.
    • Высшие эльфы — Афины мира фэнтезийного Вархаммера. Они живут в сияющей волшебной цивилизации со школами магии, библиотеками и любят стихи. Однако, они постоянно находятся под угрозой со стороны тёмных эльфов — Спарты Вархаммера. В обществе тёмных эльфов каждый должен стать кровожадным воином или умереть. Любой не-тёмный эльф — раб.
  • Берсерк: вселенная магических битв — империя Тугард слеплена из двух радикально непохожих людских наций: ряженого под Рим Туллена и полукочевой Аккении. ЧСХ, титульной нацией стала именно последняя.

Реальная жизнь

  • Афины и Спарта — тропнеймер. Их соперничество давно закончилось; в настоящее время современные Афины — столица и крупнейший город Греции, в то время как современная Спарта — город в сельской местности Пелопоннеса, у которого нет иного выбора, кроме как уступить господству Афин (современная Спарта играет пятую скрипку на сегодняшнем Пелопоннесе, уступая не только прославленным именам, таким как Коринф, но и также почти не существовавшие в древности города, такие как Каламата и Триполис).
    • В современной Греции Афины, кажется, не в ладах со своей со-столицей, Салониками — соперничество, которое само по себе снова и снова пародируется в греческих СМИ, поскольку они оба — самые большие и могущественные города страны.
    • А ещё до Афин и Спарты были воинские царства микенских греков и минойцы, торговцы и художники и основа Атлантиды, с малыми археологическими свидетельствами длительных войн до нападения на них микенцев.
  • Нескончаемые легионы Рима («Спарта») vs богатый торговый Карфаген, воюющий наёмниками («Афины»). Впрочем, на момент падения измождённый Пуническими войнами Карфаген выглядел страшно. А Рим после войны обогащался ресурсами и культурой завоёванных им народов, превзойдя по уровню жизни Карфаген.
  • Византия и европейские королевства в Средневековье. Ситуация стала меняться в Высоком Средневековье, когда те оправились после падения Рима, а Византия становилась более коррумпированной.
  • Пополам с этим тропом:
    • Протестантские страны Европы («Спарта») vs Католические страны («Афины») Европы.
    • Монголы и азиатские кочевники vs персы и китайцы. Но даже несмотря на неграмотность Чингисхан и Монгольская империя учились у завоёванных народов.
  • Самурайская Япония vs учённо-чиновничий Китай. Вдобавок, это ещё и троп воин vs торгаш: самурай должен презирать деньги, а китайцы, даже, сами признают свою любовь к деньгам.
    • Внутри Японии противостояли аристократический императорский Запад с древними столицами, и сёгунский Восток (Камакура, Эдо), во времена Хэйан бывший вообще пограничьем.
    • Но ситуация стала меняться, когда Япония начала торговлю с европейцами и модернизировалась в эпоху Мэйдзи; в то время как Китай при династии Цинь изолировался, ушёл в застой, а XIX век стал «веком унижения». Сейчас обе страны развиты, но политически по-прежнему играют троп.
  • В Мезоамерике времён местных тёмных веков: прокачивавшаяся почти исключительно в военное дело и жертвоприношения империя ацтеков в роли Спарты vs государство Тараско в роли Афин, с экономикой, торговлей, письменностью и бронзой. После того как второй удалось стоически отразить три военных похода суровых мешика, стало ясно что в долгой игре каконци Цинцунцана рано или поздно придушат теночитланских тлаолани: ацтеки держались почти исключительно на оружии и показательном насилии — в то время как пурепеча умели (и хотели) не только собирать дань, но и развивать покорённые территории. Не исключено, что к 1700-му году их страна не только бы давно победила в противостоянии, но и разрослась до севера современной Калифорнии и устья Миссисипи — если бы не сторонний фактор в лице испанцев, прибывших в локалку в самый неподходящий для всех помимо себя момент.
  • Вольные итальянские города-республики vs Феодальный Рейх, известный как Священная Римская Империя. Педаль в пол, когда в Италии началась Эпоха Возрождения, а Рейх продолжал пребывать в Средневековье. Кончилось всё тем, что в ходе итальянских войн Италию в итоге разграбили, а в Рейх и во Францию грабители вместе с награбленным принесли Эпоху Возрождения.
    • Московское царство против Новгородской республики — почти аналогично, только, увы, без «вместе с награбленным».
      • Спорно. Новгород был присоединён во времена Ивана III, в XV веке, когда уже несколько десятилетий представлял из себя пародию на вечевую республику с абсолютной властью немногочисленных «золотых поясов», и медленно дрейфовал в сторону Литвы и Польши (как, кстати, и Псков, где те же тренды начались раньше). Тут уж скорее речь должна идти о противостоянии Речи Посполитой с выборной монархией и Московского Царства с монархией абсолютной… но только в представлении поляков.
      • Какой то вообще странный тычок в сторону Московии, про которую можно было сказать много плохого. Но назвать её "отсталой" по тогдашним европейским меркам, это очень странно. Московия заруливала не только мощью армии и военной наукой, но и тем что в конечном итоге объединяла вокруг себя покорённые народы, а не загоняло их в рабство. Это значит что у Московии были и толстые пряники, а не только штыки. То есть в конечном итоге, не без крови и пота, но народы вливались в Русское Царство добровольно, чувствуя что так просто выгоднее.

Примечания

  1. Обычно «Афины» — «мозги», снобы и просвещенцы, а «Спарта» — «мускулы», жлобы и романтики. Но и это может быть обыграно нестандартно: в роли «Афин» — доброе племя, живущее в первобытности, посреди красивой природы, воспевающее свои традиции; в роли «Спарты» — сверхразвитая галактическая держава, живущая «во мрачной тьме далёкого будущего, где есть лишь война».
  2. «Столяров читает и спрашивает Биленкина. Биленкин отвечает, что если бы знал, то тоже бы не. А так — приходится обсуждать».