Светлее и мягче: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 30: Строка 30:


==== На других языках ====
==== На других языках ====
* Цикл Снов по сравнению с остальными произведениями Лавкрафта.
* Известный на постсоветском пространстве пересказ «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» по сравнению с полной версией сказки «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». ''Настолько'' светлее и мягче, что уже на грани с [[Упростили и опошлили]].
* Известный на постсоветском пространстве пересказ «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» по сравнению с полной версией сказки «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». ''Настолько'' светлее и мягче, что уже на грани с [[Упростили и опошлили]].
** То же самое — и сказка «[[Восточная сказка|Али-Баба и сорок разбойников]]» по сравнению с полной версией — «Рассказ про Али-Баба и сорок разбойников и невольницу Марджану, полностью и до конца»
** То же самое — и сказка «[[Восточная сказка|Али-Баба и сорок разбойников]]» по сравнению с полной версией — «Рассказ про Али-Баба и сорок разбойников и невольницу Марджану, полностью и до конца»

Версия 04:33, 2 сентября 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Lighter and Softer. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Данная статья представляет интерес для некоего анонима, весь вклад которого ограничивается выпиливанием не нравящегося ему произведения.
Самый известный альбом ДДТ — лиричный и мягкий.

В первой части произведения — апокалипсис локального масштаба, пейзажное гуро, кровь, секс и кишки, персонажи грабят, насилуют, убивают и предают друг друга, и вообще, «весь мир — дерьмо, все бабы — шлюхи, и солнце — грёбаный фонарь». Но вот автор выпускает вторую часть или спин-офф того же произведения, и что же? Степень гуро и ужасов заметно понизилась, персонажи живут уже не по принципу «умри ты сегодня, а я завтра», а произносят какие-то вдохновенные слова и совершают благородные поступки, и даже сквозь радиоактивные тучи временами проглядывает солнце.

Это — Светлее и мягче, «добрый» брат-близнец тропа Темнее и острее. Как и Темнее и острее, с проблематикой это явление не связано: уровень проблематики произведения обычно остаётся таким же, просто для его реализации применяются менее экстремальные средства. Возможно даже отращивание бороды более светлым и мягким способом — ведь совершенно необязательно погружать вымышленный мир в кровавые ужасы, чтобы выразить глубокую идею.

Часто встречается при экранизациях и других адаптациях произведений, если рейтинг оригинала — NC-столько-не-живут, а снять требуется с более низким.

Примеры

Предания и фольклор

  • Библия — Новый Завет по сравнению с Ветхим.
  • Многие авторские переработки сказок. Оригинальные содержат изнасилование (или как минимум соблазнение), каннибализм, инцест… проще сказать, чего они не содержат.

Театр

  • С. Маршак, «Двенадцать месяцев». В исходной сказке мачеха посылает падчерицу за подснежниками среди зимы просто потому что может, а её дочка провожает «сестру» словами: «Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет». На этом фоне простая и понятная человеческая жадность мачехи и дочки из пьесы смотрится ещё вполне терпимо.
  • Опера Ж. Бизе «Кармен». Собственно, заглавная героиня. В оригинале П. Мериме Кармен — изрядная сука, которая вдоволь поиздевалась над молодым офицером Хосе, сломала ему жизнь и до кучи бросила. Автору правки было жалко именно его, а не эту мерзкую цыганку. В опере Кармен скорее милая стервочка, ветреная, легкомысленная, но не жестокая, а Хосе виноват сам, из-за своей безумной ревности.

Литература

Русскоязычная

  • Рассказ Федора Достоевского «Крокодил». Гораздо светлее и мягче, чем все остальное творчество.
  • «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого — по сравнению с отнюдь не по-детски мрачным первоисточником Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Чего, например, стоит один только тот факт, что ставшая прототипом Мальвины синеволосая Девочка, Которой Не Бывает - это, по сути, неупокоившийся призрак:
« У окна показалась девушка с синими волосами и белым, как мел, лицом. Глаза ее были закрыты, а руки сложены крестом на груди. Не двигая губами, она произнесла странным тихим голосом: - В этом доме никого нет. Все умерли. - Впусти хоть ты меня! - закричал Пиноккио умоляющим голосом. - Я тоже умерла. - Умерла? Что же ты стоишь у окна? - Я жду, когда принесут мне гроб, - сказав это, девушка исчезла, и окно затворилось. »
— Оригинальная цитата из «Пиноккио».
  • «Республика ШКИД» же! То, что реальные события смягчены, никогда особо и не скрывалось. А уж на фоне неофициального (и неприемлемого) продолжения «Последняя гимназия» оригинальная книга и вовсе детский сад.
  • «Сонхийский цикл» Антона Орлова — первая книга, «Пепел Марнейи», довольно мрачная, местами даже гнетущая. А как иначе, если в ней повествуется о мире Сонхи, приходящем в упадок? Все последующие книги цикла являются продолжением цикла «Тина Хэдис» с той же атмосферой — значительно более оптимистичной и авантюрной. И, на секундочку, события первой и последующих книг разделяет миллион лет внутримирового времени.

На других языках

  • Цикл Снов по сравнению с остальными произведениями Лавкрафта.
  • Известный на постсоветском пространстве пересказ «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» по сравнению с полной версией сказки «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». Настолько светлее и мягче, что уже на грани с Упростили и опошлили.
    • То же самое — и сказка «Али-Баба и сорок разбойников» по сравнению с полной версией — «Рассказ про Али-Баба и сорок разбойников и невольницу Марджану, полностью и до конца»
  • Повести о Дунке и Эгге по сравнению с основной сагой A Song of Ice and Fire. Повести эти — приквел, а не сиквел (описывают жизнь в относительно мирное время, когда самой большой угрозой Семи Королевствам был клан бастардов-эмигрантов, а об их распаде не могло быть и речи).
  • Книги о комиссаре Каифасе Каине. На фоне мрачного и пафосного либо наполненного обыденной жестью сеттинга Warhammer 40000 попытки Каина «откосить» от военных трудностей (что у незаслуженно считающего себя трусом комиссара часто не выходит) смотрятся однозначно веселее, во многом за счёт стиля изложения и отношения к происходящему главного героя.
  • Рассказ «Подарок для госпожи Баэды», история про любовь с первого взгляда, деперсонализацию и мезальянс, в рамках сеттинга Warhammer 40000, действующие персонажи — тёмные эльдар. Включён в сборник «Бойся чужих» и является отнюдь не фанфиком.
  • «Возвращение» Ялмара Тесена написано позднее чем, «Опасное соседство» и по тону оно намного легче: вместо того, чтобы показывать социальные проблемы автор сконцентрировался на персональной истории женщины по имени Анна.

Кино

  • «Насреддин в Бухаре» — из экранизации убрали упоминания о том, что эмир истребил родню Насреддина, и сцену с обездоленными должниками Джафара.
  • Многочисленные экранизации «Графа Монте-Кристо» всегда крепко смягчают судьбу Мерседес и её сына Альбера. Ну, типа все помирились, мать и сын покинули дом гада-папашки, Альбер бросил светскую жизнь и занялся делом (часто его отправляют в торговый флот, по аналогии с Дантесом), Мерседес радуется и ждёт отпрыска. И жили они долго и счастливо… или нет?! По книге всё несколько иначе. Извинения, которые Альбер принёс графу Монте-Кристо прямо перед дуэлью, автоматически убивают его репутацию в парижском обществе. И единственный вариант для него — отправиться в действующую (!) армию, в тогдашнюю горячую точку в Северной Африке. А ведь этот парень, хоть и насквозь положительный, но избалованный, реальной жизни не нюхавший. Вернётся ли он оттуда (по возможности не калекой), мы не знаем, но легко можем предположить, как себя будет чувствовать Мерседес…
    • В советском трёхсерийнике «Узник замка Иф» вышло совсем иначе. Если книжная Мерседес хотя бы поселилась в своём старом домике и располагала средствами, позволявшими жить не в роскоши, но в достатке, то в фильме она возвращается… на пепелище своего бывшего дома. Как будет привыкшая к высшему обществу дама влачить нищенское существование, тоже неясно, на экране нам напоследок покажут только её слёзы.
  • ГДРовско-чехословацкий фильм «Три орешка для Золушки» — существенно мягче оригинального варианта братьев Гримм[1].
  • The Dark Knight Rises по сравнению с The Dark Knight. «Тёмный рыцарь» настолько мрачен, что даже минимальное осветление уже делает сиквел этим тропом.
  • «Красота дьявола» Рене Клера — доктор Фауст сохраняет свою душу и уходит прочь с возлюбленной Маргаритой.
    • Batman Forever и Batman and Robin Джоэла Шумахера по сравнению с бёртоновскими предшественниками — Batman и Batman Returns. В особенности Batman Returns. Собственно говоря, Шумахера в режиссерское кресло посадили именно потому, что «Бэтмен возвращается» был чересчур мрачным, и всё надо было сильно осветлить.
  • Фильм «Ворон» по сравнению с оригинальными комиксами Джеймса О’Барра. Лучше не пытайтесь себе представить, каков этот оригинальный комикс — психика здоровее будет.
  • Также фильм «Константин» по сравнению с оригинальными комиксами. Если фильм — это средней мрачности боевик с мистикой, то комикс — зашкальной мрачности ужастик.
  • В некоторой степени кинотрилогия про Робокопа: в первых двух плохие парни стреляют, убивают, мучают, части убитых разлетаются в разные стороны, хорошие им отвечают тоже жестоко. А в третьей части все как-то мягче, без разбрасывания частей убитого по территории штата, без особо циничного мучительства.
  • «Трилогия о мести» Пака Чхан Ука («Сочувствие господину Месть», «Олдбой», «Сочувствие госпоже Месть»), оставаясь весьма мрачной, тем не менее, становится чуть светлее с каждой следующей частью, и у третьего фильма даже есть что-то, отдаленно похожее на хороший конец.
  • «Безумный Макс 3: Под куполом грома». По сравнению с первыми двумя фильмами (да и с «Дорогой ярости») это во всех смыслах детский сад.
  • Фильм «Русское» по повести Лимонова «Подросток Савенко» (и некоторым другим рассказам). В фильм не попали все многочисленные жесткие моменты повести — убийства, изнасилования (в т. ч. групповое), поножовщина, малолетние проститутки, уголовная мораль, мастурбация, дефекация, алкогольная интоксикация, разговор матом, домогательства в начальной школе, национальная рознь и т. д. То, что осталось, значительно смягчено — изнасилование превратилось в обычный секс, а опасный гопник и качок Саня Красный стал безобидным низкорослым увальнем.
  • Фильм «Имя розы» по одноименной книге Умберто Эко. Так, например, если в книге возлюбленную главного героя отправляют на казнь, то в фильме она остаётся жива и невредима.
  • Комедия «Маска» по сравнению с оригинальным комиксом с лютым уровнем жестокости и куда более страшной трансформацией.
  • «Клуб первых жен». Книга — достаточно серьезная, даже тяжелая, социальная драма. Фильм — яркая позитивная комедия, несмотря даже на смерть подруги главных героинь в самом начале.
  • Фильм «Дорога на Вэллвилл» гораздо светлее и мягче одноименной книги. Милая комедия с Энтони Хопкинсом, в то время как книга — довольно драматичная история, где доктор Келлогг все-таки убивает Джорджа. За дело.
  • Киновселенная «Терминатор»: второй фильм мрачен и брутален, но сменил жанр с технотриллера с неумолимым преследователем на боевик, где герои могут бороться с будущим. Третий фильм хоть и закончился Концом света, но в целом выполнен куда как мягче и в более светлых тонах. С четвёртым инверсия — там Постапокалипсис, а вот пятый снова осветлил краски.
  • R.E.D. — фильм по сравнению с оригинальным комиксом
  • «Оно» 2017 года — групповой секс детишек заменили клятвой на крови.
  • «Степфордские жены» — роман и оригинальный фильм были триллером, и закончились на мрачноватой ноте. Ремейк 2004 года не только обрёл комедийный жанр и хэппи-энд, но и сохранил в драматизме: муж главной героини осознал, что «зомбированная» жена не будет любить его по-настоящему, а глава мужского клуба оказался роботом, которого убила жена (единственная не зомбированная из женского населения на конец фильма) в порыве ярости, застукав за изменой. Жена, потеряв своё семейное счастье, хотела вернуть его себе и другим, сначала зомбировав жён, а затем планировала и мужей, но все закончилось благополучно, и степфордские жены вернули своё сознание.
  • Фильм «Облачный атлас» гораздо светлее и оптимистичнее оригинального романа Дэвида Митчелла.
  • Фильм «Соломенные Псы» 1971 года по сравнению с первоисточником - романом Гордона М. Уильямса «Осада фермы Тренчера».
  • Дилогия С. Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел» по сравнению с литературным первоисточником А. Толстого «Пётр Первый» выглядит гораздо светлее и мягче. Нет, ну насилия и жестокости в фильмах хватает, но вот роман кишит описаниями доносов, наказаний, отрубленных рук и носов, жестоких пыток и казней. Да и сама Россия изображена скорее Мордором, а русские люди (купцы, простонародье и многие дворяне) — отсталыми дураками, по сравнению с главными героями и немцами с Кукуя, типа, жили «по-медвежьи», таская тяжёлые шубы (ага, в 30-градусный мороз надо в бикини было бегать!) и постоянно ложась спать после обеда (ну действительно, спорный вопрос насчёт полезности этого в медицинском плане). Впрочем, если учесть дату написания романа (1930-34 гг.), то ничего удивительного нет — это всё ещё очень патриотично выглядит, особенно в сравнении с творениями Е. Ярославского и Д. Бедного. В фильмах большинство антирусских пассажей убрали, наиболее мракобесные по сюжету герои выглядят больше комичными персонажами, а по жанру получился историко-приключенческий эпик.
  • Экранизация Gunnm, она же «Боевой Ангел Алита». Мрачная и жестокая атмосфера оригинальной манги в фильме сменилась на ванильную молодежную фантастику. Как ни странно, но фильм очень даже понравился так фанатам ([[проблема противоположных оценок|ну не всем, конечно)), так и самому Юкито Кисиро, автору оригинала.
  • «Рэмбо: Первая кровь». В книге главгерой был жесток и кровожаден, не стеснялся даже убивать детей. В экранизации же по вине Рэмбо погиб всего один человек, да и то потому, что был идиот.

Телесериалы

  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — особенно если сравнить с трактовкой британцев, у которых Холмс на экране зачастую был козлом, а Ватсон — простофилей.
    • Отдельный момент — сэр Генри в «Собаке Баскервилей», сыгранный «барином» Никитой Михалковым, а также миссис Бэрримор в исполнении Светланы Крючковой в том же фильме. Довольно мрачное произведение за счёт этого получило разрядку смехом.
  • «Бандитский Петербург» — первые два сезона — мрачнейший кинодневник с несчастливым концом, действительно опасными злодеями и неоднозначными протагонистами. Следующие — банальный детектив с «хорошими» ментами и «плохими» бандитами. Получились они, чего греха таить, куда слабее.(правда, особняком стоит 6 сезон — «Опер». У него тоже много фанатов)
  • «Марш Турецкого». Турецкий, Меркулов и Грязнов противостоят поначалу организованной преступности, влиятельным и высокопоставленным негодяям. В деле несколько (и даже) много погибших. Очень часто герои не дают случиться государственному перевороту (или чему-нибудь менее страшному). При этом противники героев достаточно серьезные, в любой момент могут прислать убийц прямо домой героям, да еще и оборотни в погонах чуть ли не в каждой арке. Затем потихоньку расследуемые дела превращаются в вариации на тему классического детектива, либо напоминают отечественных «Ментов», то есть «спасать» мир уже не нужно. В некоторых сериях (арках) вообще один погибший, а кое-где и его нет. Потом «Возвращение Турецкого» (2007) попытались сделать темнее и острее, но получилось как-то не так.
  • «Убойная сила» может рассматриваться как комедийный спин-офф «Улицы разбитых фонарей».
  • Сериал «Ходячие мертвецы» по сравнению с комиксом. Ну, как… кипяток ведь холоднее лавы, всё логично.
  • «Бэтмен» 1960-х (плюс одноименный фильм 1966 г.) гораздо светлее комиксов (по крайней мере, до введения кодекса комиксов). А по современным меркам вообще балансирует на грани ситкома. Кстати, некоторые локации (в том числе и злодейские тайные базы) сильно напоминают театральные декорации, хотя в рамках сериала смотрятся органично (см. подборку из финальных и проходных битв https://www.youtube.com/watch?v=qpoxHvmWPfc) К тому же во второй половине 1960х при Джулиусе Шварце и комиксы про данного супергероя выпускались такие же по духу, как и сериал. Но в 1969 г. было принято решения сделать комиксные приключения Бэтмена как можно ближе к исходной задумке 1940х.
  • «Зена, королева воинов» и сериал про Геракла — герои греческих мифов, будь то боги или полубоги, равно как и исторические личности, здесь выглядят ну совсем плюшевыми по сравнению с классикой. Даже Клеопатра (кстати, почему-то потемневшая) совсем не похожа на то, что о ней рассказывали (хотя, может, это «чёрная легенда» со стороны римлян?) и вовсе не пытается, подобно самке богомола, умертвить Автолика, которому посчастливилось с ней переспать.
  • «Зачарованные» — изначально сериал представлял собой мистический триллер, но после третьего сезона был сделан уклон в сторону фэнтези, и градус мрачности заметно упал.
  • «Простые истины»: поначалу сериал был скорее драматический с элементами комедии (явно показывались проблемы наркомании, отношение к бывшему заключенному, интриги учителей и т. д.), затем стало наоборот. Да и вообще новый 10 (затем и 11) «Б» по сравнению с первым 11 «Б» сталкивается с куда менее острыми проблемами.
  • Телесериал «Ворон: лестница в небо» по сравнению с комиксом и фильмом. Начиная с того, что Эрик тут не склонен к убийствам (хотя временами его кары тянут на весьма жестокое милосердие), и заканчивая тем, что Дарла на начало сюжета была не наркоманкой-морфинисткой, а «всего лишь» алкоголичкой.
  • «Черное зеркало» после перехода с британского Channel 4 на американский Netflix. Если в 7 сериях Channel 4 ни одного и близко намёка на хэппи-энд, то в 3 сезоне Netflix сначала робко появляется первый хэппи-энд, а в 4 сезоне половина серий имеет счастливые концовки.
  • «Террор»: в конце фильма хтоническое чудовищеТуунбак умирает, отведав плоти Хикки. В книге же оно остаётся живым, если такое можно сказать про бессмертного духа. Да и вообще, общий посыл сериала, где есть отсутствующая в романе Дэна Симмонса линия с отправленной вслед кораблям спасательной экспедицией (в первоисточнике события в локации, отличной от двух затерянных в ледяной пустыне кораблей, подаются только во флэшбеках, что прибавляет жуткой атмосферы), смотрится куда более оптимистично.
  • «Диверсант» — по сравнению с книгой-первоисточником: многое, очень многое, смягчили, а главное, все трое главных героев живы и здоровы. В оригинале один убит своими же (Калтыгин), другой — тяжело (скорее всего, смертельно) болен (Бобриков), третий — в бегах (Филатов). Благодаря такому смягчению сериал превратился в блестящий неканон, претендующий на лавры знаменитого «Офицеры».

Телевидение

  • Телепередача «Марафон-15». Сначала она затрагивала проблемы подростков, но затем возраст целевой аудитории стали потихоньку снижать. Постепенно передачи стали более детскими (особенно начиная с сюжета про черепах, в котором черепаха рассказывала о своем виде), добавился мультфильм про медвежонка Бамси. Далее началась развлекательно-познавательная реклама конструктора «Лего», в том числе и игра, превратившаяся затем в самостоятельную передачу «Лего-го!» (не путать с одноименной передачей ТВ-6 нулевых годов!)

Мультфильмы

  • Дисней любит этот троп:
    • «Русалочка» — в книге героиня согласилась лишиться языка, чтобы быть с принцем, а в диснеевском мультфильме ведьма у неё забирает голос волшебной силой.
    • Мультфильм «Лис и Пёс» — в оригинале лис погиб трагическим образом, а пса застрелил охотник.
    • «Горбун из Нотр-Дама» по сравнению с книгой. Эсмеральда и Квазимодо остаются в живых, да еще и вторых половинок обретают. Но, несмотря на это, данный мультфильм все равно считается чуть ли не самым мрачным в истории студии.
      • А вот его сиквел играет в режиме «педаль в асфальт».
    • «Мулан-2» по сравнению с более известной первой частью. Первая часть может претендовать на звание одного из самых мрачных мультфильмов Диснея. Троп Война — это кошмар во все поля, главный злодей — полное чудовище, не щадящее детей, один из второстепенных персонажей погибает (пусть и за кадром), подчёркивается крайне незавидное положение женщины в Древнем Китае, сексизм проявляют в том числе и положительные персонажи. В сиквеле же не умирает ни один персонаж, главный злодей как таковой там отсутствует (у героев есть одна схватка с горными разбойниками, но она продлилась очень недолго). И хотя в сиквеле император упоминает о приближающихся к китайской границе монгольских ордах, сами монгольские воины в кадре не появляются ни разу и персонажи в своих разговорах о них почти не вспоминают. Кроме того, в первой части Мулан по закону грозила смертная казнь за то, что она, будучи женщиной, пошла на войну (закон, существовавший не такое уж долгое время в Китае). В сиквеле Мулан пытается убедить своего возлюбленного не выполнять прямой приказ императора (за что даже в более либеральном обществе, чем показанное в первом фильме, полагается смертная казнь), но во время Ли Шанг в качестве аргумента ни разу не ссылается на закон, а только обвиняет её в безответственности. Кроме того, троица императорских дочерей исполняет музыкальный номер «I Wanna Be Like Other Girls», где простолюдинки показываются как намного более свободные и счастливые, чем принцессы, хотя в первом фильме простые женщины далеко не обладают свободой (ну разве что от бинтования ножек). Конечно, это можно объяснить тем, что принцессы сильно идеализируют жизнь простолюдинок, но едва ли это подразумевали создатели. Иными словами, в сиквеле отсутствует всё то, что делало мрачной первую часть.
      • Не было тогда ещё никакого бинтования ножек, ни в мультфильме, ни в реальной жизни в описываемую эпоху. Просто принцессы видят ещё один плюс в жизни «как все кругом» — обычным девушкам не запрещается взять и снять неудобную обувь.
    • «Геркулес» — здесь боги Олимпа добрые, а вот Аид — сволочь. На самом деле все боги Олимпа в первоисточнике были хамами и сволочами, а смотрят они на смертных людей, как на жалких букашек. Даже Аид был няшкой по сравнению с Зевсом. Так что серия игр God of War весьма достоверно показывает греческую мифологию, которую придумали древние греки.
      • Данный мультфильм — сабж не только по отношению к первоисточнику, но и по отношению к трём предшествовавшим ему диснеевским мультфильмам. В отличие от картин «Король Лев», «Покахонтас» и «Горбун из Нотр-Дама», здесь ни один положительный персонаж не умирает навсегда, острые социальные темы вроде дискриминации практически не затронуты, Аид более комичен, чем Шрам, губернатор Рэтклифф и Клод Фролло. «Геркулеса» можно смело назвать самым лёгким и жизнерадостным мультфильмом из снятых Диснеем во второй половине девяностых.
  • Экранизация Роман о Лисе, в которой трикстер, находившийся за гранью добра и зла, стал добрее.
  • «Фильм, фильм, фильм» — шоу внутри шоу, в котором казнь/похороны героя посчитали неприемлемыми и заменили невесть каким необъяснённым спасением и свадьбой. Вместо персонажей рыдали сценарист с режиссёром (режиссёр даже упал в обморок).
  • «Колобок» (1956) — Колобок остался в живых, а старик со старухой относятся к нему как к сыну.
    • «Сказка про Колобок» (1969) — тут Колобка испекли в подарок Внучке. И Колобок расстраивался, осознавая, что его не съедят вовремя. А звери пришли к Внучке в гости, следуя за Колобком.
  • «Принц Египта». Неудивительно, ибо первоисточником является Библия.
  • «Девочка, наступившая на хлеб» Елены Лапшиной. Если в оригинальной сказке Андерсена Инге попадает в ад, а в советском мультфильме застревает в паутине в пивоварне болотницы, и в обоих случаях её душа переселяется в ласточку, то в экранизации Лапшиной она отделывается лёгким вывихом мозга, и в результате возвращается к матери живая, здоровая, целая и невредимая.
  • Цикл про дятла Вуди. Как бы развитие персонажа. В ранних выпусках он хулиган, трикстер и козел. Постепенно у него начинает проявляться золотое сердце, изредка он отыгрывает роль обаятельного мошенника и аналогичные. А позднее дятел может и слабого защитить, и наказать злодея.

Мультсериалы

  • Мультипликационные экранизации комиксов DC Comiсs.
    • Кроме последних полнометражек, которыми занимается Джей Олива.
    • Педаль в пол "DC super hero girls" с рейтингом 6+. Юные супергероини и суперзлодейки, включая Чудоженщину, Бамблби, Ядовитый Плющ, Харли Квин, Супергерл, Катану и еще многих других, учатся в старшей школе. Конфликты у них подростковые, а методы решения проблем достаточно мирные.
  • «Генератор Рекс» — в первом сезоне все ЭВО либо безумные монстры, либо террористы. Во втором появляются Эво, которые худо-бедно могут жить среди людей, хоть и тайно. В третьем появляются такие, которые живут среди людей вполне открыто, да и «Провидение» умудряется «дрессировать» некоторых «диких» ЭВО.
  • Экранизации «Отверженных», ибо оригинал весьма мрачен, в нём полно совсем не детских тем и смертей. Во французском варианте 1992 г. не погиб НИ ОДИН персонаж. В японском варианте Shoujo Cosette мальчик Гаврош благополучно остаётся в живых после событий на баррикаде. Фантина, мать Козетты, не становится проституткой и не продаёт свои зубы (но всё равно заболевает и умирает). А инспектор Жавер не кончает жизнь самоубийством, а вместо этого совершает поворот направо кругом.
  • Детский мультсериал Toxic Crusaders про мутантов-гринписовцев основан на фильме The Toxic Avenger, в котором жестоко убивали людей, занимались налево и направо сексом, а также употребляли разные запрещенные вещества.
  • Сериал «Охотники на троллей» существенно светлее и мягче своего литературного первоисточника. Дель Торе надавали по рукам и всю мякотку, вроде расчленёнки, каннибализма и т. д. протащить в сериал из книг не дали. И сами тролли в сериале сделались куда симпатичнее.
  • Легендарные Черепашки-ниндзя 80-ых. Авторы смогли из жестокого и сурового комикса для подростков сделать веселую детскую комедию 0+.
  • Утиные истории 2017 — личности многих персонажей лучше чем были в оригинальной истории. Например Скрудж здесь не жадный сухарь, а Дональд — не козел, имеющий проблемы с гневом.
    • А вот Глэдстоун Гусак, напротив, стал точно таким же, как в комиксах — он ленивый, наглый, самовлюблённый и эгоистичный. В мультсериале 80-х гг, он вполне хороший селезень.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — каждый сезон начинался сюжетом на две серии, освещающим серьёзную угрозу (или потенциальную угрозу) для Эквестрии, с которой борется шестёрка главгероинь. Каждый, кроме седьмого, в котором началось всё со вполне умеренной (по меркам сериала) проблемы «Старлайт подняла уровень крутизны и непонятно теперь, что с ней делать», которая влезла в одну серию.
  • «Жизнь с Луи». Автор намерено сгладил некоторые неприятные углы из своего детства. Например, его отец, помимо всего показанного в мультфильме, вдобавок был алкоголиком и бил свою жену. А брак Луи Андерсона со своей школьной любовью продлился всего четыре недели.
  • Первый мультсериал про Черепашек-Ниндзя 1987 года, будучи насчитанной на детей, сильно поубавил в мрачности, хардкоре и жестокости в сравнении с оригинальным комиксом. Проявляется это хотя бы в том, что в мультсериале черепахи разбивали бесчувственных роботов, в комиксах же поколачивали живых людей. Да и в драке со Шреддером доходило до открыто показанной крови. В мультсериале же драки бескровные и до тяжёлых травм не доходит. Ну а Шреддер глупее, проще и комичнее, чем его суровый аналог из первоисточника. Да и сами черепахи как минимум выглядят приветливей, чем их версии из комиксов.

Веб-комиксы

  • the GaMERCaT — всего пара стрипов, но все-же. Ньян впервые появляется как эпизодический персонаж, и ее ключевая черта — склонность есть сильно больше, чем в нее влазит, вплоть до рвоты (скорее всего, не булимия, а привычка прирученных бродячих кошек съедать всю доступную еду за раз, даже если не лезет — но применительно к разумному существу это как-то тоже совсем не весело); подано с иронией, но все равно от стрипа как-то не по себе. Когда Ньян прибивается к главным героям, она упоминает, что избавилась от этого, и больше эта проблема никак в комиксе не фигурирует. В общем-то, логично: все-таки, это простенький веб-комикс про геймеров в образах кошек, а не психиатрическая драма.

Аниме, манга, ранобэ

  • Мета-пример: аниме по манге зачастую светлее и мягче оригинала.
    • Devilman (аниме 70-х годов) — вполне обычный тогдашний сёнен. Манга, на которой он основан — зародыш сэйнэна с насилием и хоррором (и не без эротики, да). Почти то же самое можно сказать об аниме-версии Devillady.
    • Getter Robo — и опять аниме-адаптация 70-х намного более детская. Довольно мрачный дух оригинала аутентично передали только в OVAшке конца 90-х.
    • Берсерк (любая экранизация). Оригинал — именно что с рейтингом NC-столько-не-живут, поэтому никто не осмелится перенести это на экран во всех кошмарных деталях. А учитывая качество рисунка Миуры, даже при всём желании не смогли бы.
    • Lupin the Third — Аниме - адаптация более детская и несерьезная в отличии от манги, где помимо грабежей Люпен не гнушался совершать убийства, подставы, заниматься сексом с девушками. Люди начавшие читать мангу после аниме адаптации и Замка Калиостро приходят в культурный шок.
    • Экранизация «Одинокого Волка и волчонка». Оригинальная манга тоже имеет рейтинг NC-столько-не-живут, но экранизация не только смягчила «взрослые» фрагменты, а еще и сделала Огами Итто более героическим персонажем.
    • Shaman King — к-к-комбо: японская версия аниме светлее и мягче, чем манга (намного светлее и мягче), а американская версия аниме светлее и мягче японской (прилично светлее и мягче). В итоге автор правки, который сначала познакомился с аниме (причём именно с американской версией), а потом с мангой был, гм… слегка ошарашен тому, какой трэш, угар и содомия творились в оригинале.
    • «Красавица-воин Сейлор Мун», как ни странно. Если сравнивать между собой мангу и аниме 1990-х, то последнее явно оптимистичней и светлей оригинала. И дело не только в преобладающей атмосфере юмора и романтики, причина также кроется и в довольно частых поворотах направо и чистосердечных раскаяниях тех персонажей-злодеев, которые в оригинале не только не желали исправляться, но и порой творили воистину страшные вещи. Непосредственно внутри каждой из адаптаций, однако, ситуация с точностью до наоборот
      • Единственное исключение, разве что, четвертый сезон аниме, который не настолько мрачный, как первые три, но более юмористичный и даже фарсовый. Пятый, на первый взгляд, тоже слегка попадает под этот троп, однако финальные серии более «светлыми и мягкими» всё равно не назовешь…
      • Ах, да, чуть не забыли — стараниями цензуры американская версия аниме 1990-х получилась светлей и мягче японской (привет «Шаман-Кингу» выше!). Настолько, что американские зрители, познакомившиеся потом с некастрированным оригиналом (и уж тем более — мангой), были в откровенном шоке.
    • One Piece — сцена разборок пиратов на острове Джая. В манге Беллами протыкает руку другого пирата ножом, потом обливает его спиртом и поджигает, после чего выбрасывает в окно и добивает своей коронной техникой. В аниме он «всего лишь» хватает бедолагу за руку (страшно сдавив при этом), а потом несколько раз стреляет в него и выбрасывает в окно.
    • Bleach — примеров масса, все и не перечислить. В основном они касаются случаев, когда персонажу отрубали/отрывали руку. В аниме в ряде случаев (когда принципиальной разницы для сюжета не было) дело ограничивалось только серьёзным ранением. Другой способ — изобразить сам момент ранения или уже покалеченное тело очень размыто.
    • Akame ga Kill! — сыграно зигзагом. С одной стороны, вследствие жесткого лимита серий и необходимости забежать вперед манги многих героев быстро поубивали — и главный герой тут не оказался исключением. С другой — гибли они обычно быстро и без мучений: 3 девушки, которых в мини-арке манги замучили и убили богачи-извращенцы, благополучно доживают до революции; один из самых отвратительных в манге персонажей — Сюра, сын премьер-министра, мажор, маньяк и полное чудовище без капли уважения даже к собственным подручным — в итоге оказался слит до уровня проходного злодея (так, что кажется, что он-руководитель орды монстров и он-один из последних защитников дворца совершенно разные люди), а его команду, по сравнению с которой Егеря Эсдес просто паладины добра и света, показали пару раз и без подробностей.
  • Становление героя щита — в ранобэ (анти)герой топчет головы поверженных врагов. В книге это убрали. Итог — неясно, почему это все так возмущаются из-за пары позаимствованных у бессознательной девицы зелий.
  • Sword Art Online — в интернет-версии арки «Алисизация» пару девушек-служанок изнасиловали. В изданной книге момент смягчили — девушки только раздеты и связаны.
  • Arcadia of My Youth: Endless Orbit SSX по сравнению с фильмом. Фильм повествует о почти безнадежной борьбе против инопланетных захватчиков, в ходе которой почти все персонажи погибают. В сериале и борьба не выглядит настолько безнадежной, и центральные персонажи в основном остаются живы, к тому-же, нет настолько сильного постоянного нагнетания атмосферы. Финал, правда, вроде-бы, тоже не очень счастливый. В свою очередь, фильм, вроде-бы, светлее и мягче оригинальной манги (где не черно-белый конфликт, воплощающий проблематику Второй Мировой, а она самая, со всеми противоречиями, да еще и с позиции немцев), но на счет этого автор правки поручится не может, так как манга не переведена даже на английский, и о ее содержании разве что примерно известно по картинкам. Во всяком случае, снятый по той-же манге The Cockpit точно темнее и острее.
  • Mobile Suit Gundam ZZ по сравнению с Mobile Suit Zeta Gundam. «Зета» является особо ярким образчиком «Томиновского депрессняка» — в произведении преобладает упор на порой уж чрезмерный драматизм с нескончаемой рефлексией и словесными перепалками основных персонажей, многочисленными смертями с последующими духовными терзаниями, а также периодической демонстрацией зверств подчёркнуто немотивированных антагонистов. В «Дабл Зете» же уровень драматургии заметно сбавили, всеобщую депрессивность сменили на более лёгкий авантюрный и компанейский тон, персонажи теперь ведут себя более сплочённо, они регулярно отшучиваются и попадают в курьёзные ситуации, порой доводя уровень юмора чуть ли не до откровенной буффонады, а на первое время центральным антагонистом выступает вылезший из непонятно какой серии «Покемона» злодей-недотёпа. Однако к чести авторов, палка в конце-концов не ломается от перегиба, и где-то к середине сериалу удаётся остепениться и даже отрастить бороду.

Видеоигры

  • Мета-пример: игры от Blizzard.
    • Starcraft — сиквел по сравнению с оригиналом (с учётом Brood War). В первом старкрафте в кампанию играли за кого придётся и далеко не всегда это была хорошая сторона. Протоссы огребали от зергов, зерги огребали от терранов, терраны огребали от других терранов… и от зергов тоже, да и у протоссов без гражданских войн не обходилось. Многие хорошие (или просто принципиальные) персонажи гибли, в то время как такие сволочи, как Менгск и Керриган, жили, здравствовали и триумфовали. А вот во втором старкрафте уже чётко начали разграничивать добро и зло, и силы добра в конце неминуемо побеждают. Вначале Рейнор Керриган исправит, потом Керриган Рой направит против плохих ребят и покарает Менгска, потом Артанис всех протоссов воссоединит (и не сказать, что дорогой ценой). А под конец кампании все три расы, которые вечно друг с другом грызлись, вообще умудрились помирить и поставить в битве против вселенского зла по одну сторону баррикад.
      • Тут хоть обоснуй завезли: ежли злючий Амун пробудится, кирдык всем: и терранам, и зергам, и протоссам. Хочешь — не хочешь, а надо объединятся, чтобы Амуну навставлять по первое. Даже зерги, пусть и насекомые, а понимают, что объединение — вопрос спасения собственной шкуры прежде всего. А как только Амуна того, так не успели ещё три расы пот от битвы с ним со лба утереть, как тут появились те, кто оспаривают политику нового императора Валериана, и хотят войны между тремя расами, травя диких зергов на мирных граждан, и спровоцировав тал’даримов, чтобы те напали на столицу Доминиона терранов. И кто знает, какие ещё фракции будут введены в новых дополнительных кампаниях? А Объединённый Земной Директорат дремать долго не будет…
      • Есть локальный пример в пределах SC2 — финальная речь Артаниса. Сравните её версию из мидквела в Wings of Liberty с версией в конце основной части Legacy of The Void. Если в первом варианте всем очевидно, что кранты и протоссам, и всей Вселенной, а Артанис лишь призывает собратьев держаться и умереть достойно, то во втором варианте Артанис, использовав практически все те же слова из «старого текста», вселяет надежду на победу и новое светлое будущее.
      • И, конечно, сравните цветовую гамму и анимации смерти. В первом старкрафте мало какой органический юнит не разлетался по ландшафту кровавым фаршем. С другой стороны, впрочем, во втором старкрафте во всей красе прорисованы отдельные анимации гибели органических юнитов от огненных и от кислотных атак; помимо этого, от взрывного урона тушка юнита может ещё улететь по красивой траектории.
    • Warcraft и World of Warcraft. Близзы вообще, кажется, любят всех осветлять: вот уже и орки не такие плохие, и нежить даже положительная появилась. Пылающий Легион ещё держится пока, но и он не застрахован от перемены минуса на плюс. Прецеденты имеются: уже появился светлый натрезим Лотраксион. Да и серьёзность в ММО почти пропала.
      • Так же конкретно в World of Warcraft: после аддона Cataclysm, полностью соответствующего своему названию, последовал аддон с Пандарией, няшными пьяными пандами, собственным огородиком и прочим, в результате чего игроки даже плевались (а кто-то плюется и поныне). Вот только сюжет дополнения действительно тёмный и мрачный, даже помрачнее предыдущих, а рейд богомолов натурально встречает нас посаженными на колья и ещё живыми богомолами.
      • Конкретно в дополнении Cataclysm под троп попали Западные и Восточные Чумные Земли[2]. В своё время ВЧЗ была темнейшей локацией, где концентрация Плети была невероятно высока, на востоке лежал городок не менее опасных фанатиков Алого Ордена, 4 башни в локации лежали в руинах и работали как PvP-объекты, а Часовня Последней Надежды, выполняющая роль «лучика света», смотрелась на фоне всего этого откровенно скромно; теперь же Часовня Последней Надежды солидно фортифицирована и чуть ли не крепость, все 4 башни реконструированы и взяты под надёжный контроль Серебряным Авангардом, Плети стало заметно меньше, а Алый Орден так и вовсе сдулся. Что казается ЗЧЗ, то там всё ещё веселей — большая часть локации уже «позеленела» (спасибо друидам), Дольный Очаг отвоёван тем же Серебряным Авангардом, а в Андорале, который ранее был 100%-ным городом Плети, теперь эта же Плеть кое-как трепыхается в центральной части города, будучи изрядно потеснённой с запада и с востока Альянсом и Ордой соответственно. Понизили и уровни мобов в локациях: 35-40 в ЗЧЗ (вместо 50-55) и 40-45 в ВЧЗ (вместо 55-60).
    • Diablo. Если вторая часть по ситуации намного мрачнее первой (особенно с дополнением, где человечеству угрожает шанс превратиться в марионеток демонов), то третья на фоне обеих — просто рай (особенно визуально). Новое потомство людей благодаря уничтожению Камня Мироздания вернуло потерянное тысячи лет назад могущество, и превратилось в настоящее оружие против демонов, которым даже несмотря на возможность беспрепятственно проникать в мир людей обломали рога.
    • Зигзаг с играми студии в целом. Начинали «Близзы» с комичных аркад вроде Lost Vikings, потом у них начался период мрачняка со старкрафтом и дьяблой, а что сейчас — см. выше. Плюс не менее карамельный Overwatch.
  • Dragon Age: Inquisition по сравнению с мрачным и циничным Dragon Age II, да, пожалуй, и с DA: Origins. Из трёх частей серии эта самая «светлая». До выхода финального DLC «Чужак», который превратил этот троп в субверсию: история Инквизитора в итоге кончается едва ли не хуже, чем история Хоук(а) в Dragon Age II.
  • Зигзаг с Fallout 2 : на фоне первой игры мир выглядит более обжитым и безопасным (ну так несколько десятилетий с тех событий прошло, народ всё это время не бездельничал, а активно плодился, восстанавливал технологии, производство и осваивал Пустоши), в игру добавили шуток и пасхалок. С другой стороны, вовсю цветёт рабовладение, наркоторговля и фантастический расизм.
  • Та же история и с Fallout: New Vegas. С одной стороны, пустыня Мохаве отнюдь не является мрачной радиоактивной помойкой как Вашингтон из третьей части. С другой стороны, вовсю цветет наркоторговля, рейдеров в Мохаве ничуть не меньше, да и однозначного хэппи-энда не будет. А в дополнениях и вовсе появляются Сьерра-Мадре и Разлом.
  • Субверсия в Gothic 2. Поначалу кажется, что атмосфера брутальности и выживания была заменена на пафос и паладинов, но вернувшись в Миненталь, где прошла первая часть игры, обнаруживаешь, что там эта атмосфера не только сохранилась, но и приумножилась.
  • Зигзагом — трилогия Mass Effect: с одной стороны, трилогия, как и Dragon Age, развивается по схеме «реализм — чернуха — пафос», с другой — первая часть унаследовала мораль от KoTOR, и отступник там реально злой человек, то во второй отступник — скорее просто хамло трамвайное, а в третьей — можно сказать реалист, противопоставленный герою-идеалисту (почти всегда по диалогам, но реже — по поступкам). Несмотря на то, что в основе сюжета третьей серии лежит война на выживание галактического масштаба, масштаб происходящего отнюдь не захватывает, а страшно становится разве что на Убежище и при чтении кодекса с описанием перерабатывающих мощностей Жнецов. А еще в третьей есть дополнение «Цитадель» — самый светлый эпизод во всей трилогии. Почему бы в перерыве между операциями не помочь крутому наемнику выиграть плюшевую игрушку, обставить личную квартиру, спасти «Нормандию» от злого клона при помощи зубной щетки, не думая, что в это же время кого-то в промышленных масштабах перерабатывают на биогаз?
  • Mass Effect: Andromeda. До «Цитадели», естественно, не дотягивает (всё-таки полноценная игра, а не дополнение), но светлее всей трилогии, на грани с Упростили и опошлили. Чернуха местами есть, но она подпорчена чрезмерным пафосом (а иногда и бафосом) персонажей, в особенности — главгероя и главгада. Самым мрачным эпизодом во всей игре является закадровая трансформация пленника в кетта (ограничение движка, ясное дело, но в трилогии-то подобная закадровая трансформация хасков ещё мрачнее).
    • Зато если заглянуть в деревушку каннибалов…
  • Аллоды: Аллоды Онлайн по сравнению с сингловыми играми («Печать тайны», «Повелитель Душ» и «Проклятые Земли»). В оффлайн-РПГ: расколотый мир, вечно враждующие королевства, забытые технологии, скромный и жутковатый бестиарий, таинственный и опасный Астрал. В АО — фэнтези-СССР против фэнтези-Руси, магия, как из пулемёта, Астрал «расколдован» и легко фармится игроками, проблемы перемещений почти не существует, есть нейтральные фракции типа Историков и Охотников на демонов, возможны союзы Империи и Лиги против общего врага. Типичные для ММОРПГ осветления: праздники типа Дня Победы и Нового года, Тропический атолл летом, смешные маски и костюмы, обилие юмора, лёгкой сатиры, аллюзий на реальную жизнь. Особенно заметно на примере «Проклятых Земель». ПЗ — серо-серый мир с уклоном в чёрно-серые оттенки, в АО — стандартные для популярных ММО моральные расклады: светлая игровая сторона, тёмная игровая сторона, нейтралы, общий враг.
    • Хадаган ранее — чудовищная восточная деспотия с рабством, казнями, пытками, коррупцией, бесчеловечной некромантией, теперь — фэнтезийный Советский Союз, где жестокость не переходит границ (по сравнению с ПЗ, пленные эльфийки в стриптизе, или разбалованные генералы в ИВО — просто комедия). Некроманты и раньше не были Злом с большой буквы, но в ПЗ это закрытый орден «злых учёных», в Онлайне — весьма благородные сотрудники НИИ и медики. Нежить из безвольных тварей (скелеты, баньши, умертвия) или некромантских миньонов (зомби, тень) превращается в игровую расу Зэм — технократов с египетской эстетикой (миньоны и бродяжки тоже остаются, но они могут быть героичны, как зомби-солдат, или смешны, как некроносорог). Орки — из дикарей (не особенно злых на общем фоне, но реалистичных) — в ментов, гопников и футбольных фанатов (впрочем, дикие орки остались прежними; вопрос, насколько гопническая мораль разнится с дикарской — оставим за скобками).
    • Кания — Европа с ростовщичеством, интригами, позёрством и леностью элитариев, крестьянскими бунтами, коварными магами, местечковым самодурством из-за отсутствия сильной Вертикали. Славянский элемент был в 1 и 2 частях (с лёгким запашком навоза), в ПЗ превалируют западноевропейские мотивы. Аллоды Онлайн давят славянскую педаль в асфальт. При этом канийские витязи пропитываются моралью протагонистов на уровне варкрафтовской или даже толкиновской. Эльфы вышли из тени и стали гедонистами с французскими именами (развращённость этой расы и склонность упиваться магией тормозят педаль). Гибберлингов до онлайн-игры вообще не было, под архетип попадали разве что лесовики, но они весьма уродливы и нелюдимы.
    • Нейтралы. Поменялось огромное количество моделей в сторону смягчения: фирменные белки, баньши, зомби, гарпии, злобноглазы, пауки (в ПЗ — фотореалистичны и оттого омерзительны) даже волки стали мультяшными. Особенно гротескно на примере голема: вместо окровавленной шипастой тумбочки с лицом-барельефом — миленький «магоробот». Остались в прежнем виде несколько аутентичных видов: панцирники, лесовики, червелицые, ящеры.
  • GTA: Vice City на фоне GTA: San Andreas и тем более — GTA III. Однозначно светлее как за счёт места действия (прототип — Майами 1980-х), так и за счёт пожалуй наилучшего для протагониста конца во всей серии.
    • С другой стороны, Томми Версетти, в отличие от других протоганистов, попадает под троп полное чудовище.
  • GTA: The Ballad of Gay Tony на фоне оригинальной GTA IV и уж тем более дополнения The Lost and Damned.
  • Command & Conquer: Red Alert 2 и 3. Вторая часть — это уже откровенная пародия на тему «красной угрозы», а третья — и вовсе клоунада (дополнительные очки за БТР СССР «Голиаф» с цирковой пушкой, стреляющей пехотинцами и боевыми медведями!).
    • И внезапная инверсия в дополнении Uprising к Red Alert 3. Концлагеря, оккупационные режимы и продажные политики деконструируют образ Союзников как рыцарей свободы и демократии (впервые в серии со времен первого Red Alert, где лишь отдельные намеки — как, например, описание союзного правительства как «военная диктатура» — могли натолкнуть на мысль, что у Союзников руки тоже могут быть не всегда абсолютно чистыми). Отдельно стоит отметить президента Евросоюза Руперта Торнли — это первый случай, когда предводитель Союзников без дураков настоящий злодей. Если в прошлых частях кампания за Советы начиналась, когда СССР уже оправился от поражения и восстановил свое могущество (Red Alert 2), или смог избежать поражения и переиграть войну благодаря хронопутешествию (Yuri Revenge, Red Alert 3), то тут игрок начинает в разрушенной стране с остатками разбитой армии; это же относится и к японской кампании. На фоне всего этого беспринципная мегакорпорация FutureTech постепенно подбирается к мировому господству. И вишенкой на торте — трагическая история жизни японского коммандос Юрико.
  • «Ведьмак 3: Каменные сердца» — зигзаг. Окрестности Новиграда всё же не настолько мрачны как Велен, а участие в свадьбе подруги Шани и вовсе отдаёт разрядкой смехом. Но когда Геральт приходит в родовое поместье фон Эвереков начинается сущий Silent Hill!
    • А вот «Кровь и вино» вполне тянет на троп. Внешне — уж точно. Всё же Туссент — яркое и красивое место при свете дня.
  • Postal 2: Если первая часть была мрачной и чуть ли не хоррором с сумасшедшим маньяком в качестве протагониста, то вторая часть это помесь чернухи и комедии с элементами сатиры.
  • Серия Final Fantasy: Crystal Chronicles — My Life as a King и My Life as a Darklord. Если оригинальная игра была посвящена умирающему миру и почти дотягивала до тёмного фэнтези, то сиквелы получились гораздо менее мрачными и с юмором, однако на пользу это не пошло. А разгадка проста. Сценаристом выступил создатель Final Fantasy X-2 и Final Fantasy XIII, которого сейчас фанаты серии Final Fantasy обвиняют во всех смертных грехах.
    • Та же самая история и с Final Fantasy X-2.
    • Final Fantasy Tactics — Final Fantasy Tactics A2 по сравнению с предыдущими играми сериями. Если Final Fantasy Tactics эпическое тёмное фэнтези с интригами практически на уровне Игры Престолов, Final Fantasy Tactics Advance повествует о мире, созданным психологическим расстройством страдающего от одиночества ребенка а-ля Сайлент Хилл, то Final Fantasy Tactics A2 история о том, как школьный хулиган развлекается в Ивалисе без всяких заговоров и интриг.
  • S.T.A.L.K.E.R. же! Зона в «Зове Припяти» — всё же более безопасное место на фоне «Теней Чернобыля» и тем более — «Чистого Неба». Да, регулярно случаются выбросы, но жуткий Выжигатель Мозгов уже выключен, фанатики из Монолита местами приходят в себя и даже военные теперь — наши лучшие друзья, а не заведомо враждебные люди. А модульная концовка и вовсе позволяет получить золотой вариант с процветанием «Скадовска», «Клондайком артефактов» у станции «Янов» и постепенным освоением Припяти отрядами сталкеров.

Визуальные романы

Настольные игры

  • Сеттинг игры Mutant Chronicles был во многом скопирован с Warhammer 40 000, но всё же есть существенные отличия. Среди различных фракций Земли есть по-настоящему хорошие ребята; в этом мире полно героев безо всяких приставок «анти»; и самое главное — человеческая жизнь здесь по-прежнему ценится, и не является разменной монетой.
  • Спорный случай с самой вахой сорокатысячной: в восьмой редакции и предшествующих событиях видны попытки Games Workshop сделать сеттинг темнее и острее (хотя куда уж ещё темнее), но добавляем к этому воскресшего Жиллимана, который всё разруливает, его ходульных супер-космодесантников-примарисов, вспоминаем, что многие ситуации «за минуту до окончательного п…» успешно разрешились — и получаем сабж.
    • А вы уже видели детские книги по сорокатысячной вахе? Это ж квинтэссенция тропа!
      • Анонсированные на 2019 книжки Warhammer Horror должны вернуть гримдарк на место, тем более, что обещают нечто наподобие Лавкрафтовских ужасов.
  • Бесспорный случай с вахой фэнтезийной, которую довели до конца света и перезапустили в виде Age of Sigmar.

Изобразительное искусство

  • Русская иконопись — зигзаг. Домонгольское (Киевское и Новгородское, в первую очередь) иконописное искусство было весьма жизнерадостным по форме: светлые лики, огромные глаза. В Московский период образа и фрески становятся натурально мрачными для современного светского человека. Масштабное осветление и смягчение начинается с XVII в. (школа Симона Ушакова, реформы патр. Никона). Попутно были запрещены самые пугающие элементы типа собачьей головы св. Христофора. К XIX — началу XX столетия иконы — практически копии обычных картин по технике, плюс обильно развивается жанр христианской живописи как таковой (Александр Иванов, Нестеров, Ге).
    • А вот старообрядческие иконы рисовались по старым канонам и оттого кажутся жуть какими мрачными.
  • Любое произведение, если оно опубликовано с иллюстрациями Виктора Александровича Чижикова (самая известная его работа Олимпийский Мишка олимпиады 1980 г.), уже воспринимается гораздо веселее и светлее, чем есть на самом деле. Даже сказки братьев Гримм. Также Чижиков иллюстрировал заметки рубрики «Пестрый мир» в журнале «Вокруг света» в 1980-х и 1990-х годах. Вместо фотографий некоторые заметки иллюстрировались достаточно добрыми карикатурами. В наше время несложно найти и сравнить фотографию описываемых в тех журналах предметов и явлений, чтобы сравнить с шуточными рисунками Чижикова. Иной раз реальное явление выглядит слишком уныло.
  • Аналогично иллюстрации А.Шахгелдяна. Иногда слегка в разрез с описанием автора. Его Алиса Лиддел больше напоминает современную английскую школьницу, т. е. даже ближе и понятнее целевой аудитории. Также интересна его перерисовка рисунков Ю. Гордона из книги А. Карташкина о фокусах «Праздник с чудесами». В более поздних книгах А.Карташкин использовал некоторые прежние наработки но с иллюстрациями Шахгелдяна. В этой версии прежние фокусники в цилиндре и с закрученными усами (нарисованные с некоторой иронией) превратились в неунывающих подростков. При этом в целом рисунки выглядят гораздо веселее и прикольнее.

Музыка

  • ДДТ — альбомы «Актриса Весна» и «Метель Августа».
  • Наутилус Помпилиус — «На берегу безымянной реки». Светлее и мягче ВСЕГО остального творчества.
    • Если сравнивать «Наутилус» с созданной позднее Бутусовым группой «Ю-Питер», вторая заметно светлее и мягче.
  • Творчество Pink Floyd после ухода Роджера Уотерса.
  • «Гражданская оборона» образца нулевых.
  • Группа «Грот» — Группа всегда доносила свои размышления на социальные и общечеловеческие темы и запаковывала их в некие образы. Вот только в раннем творчестве образы были куда более жесткими: в одной песне люди массово стирались в песок; в другой повествование велось от лица солдата, погибшего во второй мировой войне; в третьей рассказывалось о парне, который, наслушавшись песен своего любимого рэпера, стал наркоманом и умер. И это не говоря о том, что солисты группы перестали материться. Современное творчество стало куда светлее и мягче.
  • Amon Amarth. Если первоначальные альбомы были в стиле Death Metal, то последующие уже в Melodic Death Metal.
  • System Of A Down — «Toxicity» гораздо более лиричный и лёгкий, чем дебютный альбом. А Mezmerize/Hypnotize куда более мозговыносные.
  • Группа Carcass. Начала свой путь с весьма малослушабельного гор-грайнда, после которого прошла дэт-гайндовый период, чтобы начать играть хард-рок с доставшимся в наследство от первоисточника специфическим вокалом и тематикой лирики. Хотя сейчас немножко обэкстремалилась обратно, до мелодик-дэта.
  • Восьмая симфония Франца Шуберта, более известная как «Неоконченная». Первая часть, написанная в си миноре, мрачная и драматическая, которую обычно интерпретируют как спор обыкновенного человека, никак не героя, с безжалостной судьбой. Вторая, в ми мажоре, спокойная и нежная, даже пасторальная. (Тем страшнее в ней дважды звучит минорная оркестровая бомбёжка.)
  • Грайндкоровая группа Anal Cunt в 1998-ом году записала альбом «Picnic of Love», состоящий более чем полностью из песен о любви, что идёт в разрез с остальным материалом группы.

Примечания

  1. «Золушка» имеет два основных варианта: от Шарля Пьеро с феей-крёстной и от братьев Гримм без феи-крёстной, вместо которой — орешник с волшебными орехами.
  2. Это при том, что многим другим локациям после Катаклизма, напротив, «поплохело».