Пять рас: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
м (1 версия импортирована) |
|
(нет различий)
|
Версия 11:31, 6 мая 2022
« | Слух преклони к изначальному Перечню Сущих! Прежде поименуем четыре свободных народа: Эльфы, дети эфира, встречали зарю мирозданья; Горные гномы затем очнулись в гранитных пещерах; Энты-опекуны явились к древесным отарам; Люди, лошадники смелые, смертный удел обрели. |
» |
— Древобород |
Часто в фэнтези-сеттинге население мира делится на несколько разумных рас, которые, впрочем, часто все человекоподобны. Как минимум, они различаются внешне, культурно и имеют разное мировоззрение — это позволяет описать разные точки зрения со стороны разнородных персонажей, или, в игровых мирах, это даёт участнику более широкий выбор. Как минимум одна из сторон имеет хорошие шансы оказаться однополой расой.
Как правило, они включают:
- Крепкие существа (Гномы или орки): грубоваты, мужественны и обычно связаны с тяжелым физическим трудом. При отсутствии других кандидатов «крепкие» могут заниматься изобретательством и инженерным делом (но не фундаментальной наукой). Типичный Крепкий — это гном. Часто имеет аналог в космоопере в виде людей, которых генетически или кибернетически модифицировали для тяжелого труда или жизни на планете с высокой гравитацией. Они народ гордых воинов и могут выполнять роль злой расы, если нет других претендентов.
- Волшебные существа (Феи или Ангелы): самая волшебная раса, условно говоря. Может включать ангелоподобных существ или даже богов. Типичное Волшебное существо — эльф, который не ладит с Крепким существом. Часто Волшебные выступают в роли экзотической красотки. В космоопере заменяются людьми с пси-способностями, планетой поэтов и учёных или загадочными пришельцами.
- Обычные существа (Люди): те, кого современный читатель отождествляет с собой. Народ, наименее способный к магии, и как правило, предпочитающий маленькие удовольствия повседневной жизни любым приключениям (см. Хоббит). Обычно эта раса не имеет узкой специализации.
- Высшие существа (Высокие эльфы или люди): владеют большим могуществом, но благодаря высоким моральным установкам не используют его, чтобы поработить окружающих. Если в сеттинге все эльфы не являются Волшебными существами, то тогда Высшие — не обычные эльфы, а Высокие. В космоопере роль Высших выполняют предтечи (если они ещё существуют, а Космическая федерация не сильно идеальна).
- Милые существа (Хоббиты / Муглы / Гномики и т. д.): более общая группа, которая становится все более популярной в современных видеоиграх. Они могут казаться слабаками, но у них есть своего рода близость к Земле, духовная чистота и внутренняя сила, что позволяет им добиться успеха, глядя в лицо опасности. Стремления у них совпадают с Обычными существами (получаются хоббиты) или Волшебными существами (гномики), а в компании героев они чаще всего являются персональными шутами.
Примеры
- Легендариум Джона Толкина:
- Гномы — крепкие. Как говорится, классика.
- Эльфы (ваниар и тэлери) и ангелоподобные истари — Волшебные.
- Люди — Обычные.
- Эльфы (нолдор) и нуменорцы — Высшие.
- Хоббиты — милые.
- Скандинавская мифология:
- Йотуны — Крепкие.
- Альвы (как светлые, так и тёмные) — Волшебные.
- Люди, как водится, — Обычные.
- Асы и Ваны — Высшие.
- Тёмные Альвы — ну очень условно Милые. Вообще-то это типичные фентезийные гномы, но тут их часто используют в качестве разрядки смехом.
- Эльфийский цикл Хеннена:
- Тролли, карлики, кентавры, минотавры — Крепкие.
- Апсары, шелки, ламассу, джинны — Волшебные.
- Фавны и люди — Обычные.
- Эльфы и драконы — Высшие
- Кобольды и феи — Милые.
- Хроники Нарнии:
- Кентавры и Гиганты — Крепкие. Сюда же гномы.
- Фавны и нимфы — Волшебные.
- Квакли-бродякли и люди — Обычные.
- Люди тут ещё и Высшие, особенно тельмарины.
- Говорящие животные — Милые.
- World of Darkness
- Глобально
- Оборотни — Крепкие.
- Вампиры — Волшебные.
- Охотники — Обычные.
- Маги — Высшие.
- Фейри — Милые.
- Внутри линейки Vampire: The Masquerade:
- Глобально
- Harry Potter:
- Великаны, оборотни, кентавры — Крепкие.
- Гоблины — Волшебные.
- Простые люди — Обычные.
- Маги — Высшие.
- Домовые — Милые.
- С прикрученным фитильком, Космические рейнджеры
- Малоки — Крепкие
- Гаальцы — Волшебные (ещё до событий первой части были Высшими, но потом прострелили себе колено)
- Люди — Обычные
- Фэяне — Высшие
- Пеленги — А вот с милыми существами вышла инверсия: пеленги показаны внешне как грязные, гадкие, склизские существа, да и внутри сплошь пираты и интриганы.
- The Elder Scrolls:
- Крепкие — норды со стороны людей и орки со стороны меров;
- Волшебные — альтмеры со стороны меров и, в меньшей степени — бретонцы со стороны людей;
- С бретонцами — не все так однозначно: по лору у них на родине магическое средневековье, где помимо колдунов и ведьм — полно всяческих рыцарей и священных орденов, а игромеханически — они вообще один из лучших кандидатов на роль танка из-за способностей к сопротивлению магическому урону и (в зависимости от номера игры) возможности на короткий промежуток времени апнуть показатель своей брони.
- Обычные — у людей имперцы и редгарды (последние при этом граничат с Крепкими), у меров — данмеры (которые, в свою очередь, граничат с Волшебными);
- Милые — от людей таких нет, а вот у меров это босмеры, а также есть кошколюди каджты, которых по некоторым признакам иногда тоже относят к мерам. А некоторые такими считают и ящеролюдов-аргониан.
- В качастве Высших можно с натяжкой рассматривать аэдра и даэдра, а также расы предтеч-эльнофей и предков современных меров — альдмеров.
- Warhammer 40000 — вселенная мрачного будущего имеет сильные фэнтезийные корни.
- Империум человечества:
- Мутанты-вечные — Волшебные. Одним из вечных является сам Император.
- Вымершая раса интерексов — Высшие.
- Зверолюди, огрины — Крепкие.
- Люди и генетически-улучшенные суперсолдаты — Обычные.
- Навигаторы — Волшебные.
- Империя Тау:
- Веспиды — Высшие
- Круты — Крепкие
- Никассар — Милые
- Тау — Обычные
- Эфирные тау — Волшебные. Хотя особых способностей у них нет, но с Эфирными не всё так просто.
- Некоторые прочие расы:
- Эльдар — Высшие.
- Сахардуин — Милые.
- Империум человечества:
- Warcraft
- Крепкие — дворфы и воргены
- Волшебные — ночные эльфы
- Обычные — люди
- Высшие — дренеи.
- Милые — гномы и пандарены
- Так как Орда теперь не «главное» Зло, то тоже может сюда относиться, хоть и меньше подходит только к одной категории:
- Крепкие — орки и таурены
- Волшебные — эльфы крови
- Обычные — тролли и отрекшиеся
- Высшие —
- Милые — всё-те же пандарены (в Орде тоже есть) и (с натяжкой) гоблины
- Бывают и неполные комплекты, например, в Найлисском цикле Элеоноры Раткевич всего три расы: люди, эльфы и гномы. А вот в Олбарийском цикле (Камша, Раткевич Элеонора, Раткевич Сергей) активно действуют люди и гномы, эльфы были когда-то (и помогли людям в войне, начатой гномами), но ушли куда-то (последний король династии Доаделлинов является потомком эльфийского принца и человеческой принцессы). Гномы также вспоминают про ходячие деревья, которых ужасно боятся (на самом деле то, что они видели — аналог Бирнамского леса, но гномам хватило, чтобы запаниковать).
- Аллоды, если рассматривать Лигу и Империю вместе:
- Крепкие — орки
- Волшебные — эльфы
- Обычные — люди (канийцы и хадаганцы)
- Высшие — восставшие Зэм
- Милые — гибберлинги
- Аниме-трилогия о Годзилле:
- Крепкие — Билусалудо.
- Волшебные — Эксифы
- Обычные — люди
- Милые — Хоутуа
- Ну а высшими по сути можно назвать кайдзю (как минимум Мотру)