Космические рейнджеры: различия между версиями
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{TVTropes|pmwiki/pmwiki.php/VideoGame/SpaceRangers|Space Rangers}} {{Q|Когда летишь в бездонной черноте космоса, утыканной сиянием далеких звезд в свете протуберанцев может открыться истина — это и есть вечность.|Текстовый квест «Выборы»}} '''«Космические рейнджеры»''' — культовая ро...») |
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 5 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|Когда летишь в бездонной черноте космоса, утыканной сиянием далеких звезд в свете протуберанцев может открыться истина — это и есть вечность.|Текстовый квест «Выборы»}} | {{Q|Когда летишь в бездонной черноте космоса, утыканной сиянием далеких звезд в свете протуберанцев может открыться истина — это и есть вечность.|Текстовый квест «Выборы»}} | ||
'''«Космические рейнджеры»''' | '''«Космические рейнджеры»''' — культовая российская видеоигра в жанре [[Privateer|торгового симулятора]] с элементами [[RPG]], аркады и текстового квеста на [[Космоопера|космооперную]] тематику ([[Ниндзя-пират-зомби-робот|а во второй игре появились ещё и наземные миссии в жанре RTS]]). Разработана студией Elemental Games, издана компанией 1С в 2002 г. | ||
== Геймплей == | == Геймплей == | ||
{{video|W5wsad-vbeM|Боёвка}} | {{video|W5wsad-vbeM|Боёвка}} | ||
Игра представляет собой [[Жанровый гибрид|смесь жанров]], включающую в себя: RPG, аркады, RTS (во второй части), текстовый квест и TBS. Уважаемый журнал «ЛКИ» описал весь этот коктейль как «эпическую игру». Ближайшие по похожести | Игра представляет собой [[Жанровый гибрид|смесь жанров]], включающую в себя: RPG, аркады, RTS (во второй части), текстовый квест и TBS. Уважаемый журнал «ЛКИ» описал весь этот коктейль как «эпическую игру». Ближайшие по похожести игры — это Sid Meier’s Pirates и [[Mount & Blade]], а RTS-миссии вдохновлены спектрумовской игрой Nether Earth. | ||
== Фракции == | == Фракции == | ||
'''Коалиция''' — политический и экономический союз, в который входят все планеты [[Пять рас|пяти самых развитых цивилизаций]]: | |||
* '''Гаальцы''' — высокие жёлтые [[гуманоид]]ы. Отличительный признак — третий глаз, символ мудрости. Наиболее [[Гордая и мудрая раса|высокоразвитая раса]], могут в генную инженерию. Ещё до появления в космосе остальных рас успели колонизировать весь рукав Ориона, повоевать друг с другом, массово выпилиться, восстановиться с помощью той самой [[Евгеника|генной инженерии]] и даже слетать в соседний рукав на варп-двигателях и повздорить там с Махпеллой. На момент действия второй игры медленно [[Антиреклама наркотиков|вымирают из-за массового употребления наркотиков]], поэтом люто ненавидят пеленгов, как раз наркотой и промышляющих. Высшее руководство наделено [[Биологическое бессмертие|биологическим бессмертием]], а другим оно не нужно. Родная планета — Гаалдок в системе Краа. | |||
** Считается, что глупых гаальцев практически не бывает — однако, вновь антиреклама: в квесте «Наркотики» рейнджер может столкнуться с потрясением, увидев именно такого индивида. | |||
* '''Гаальцы''' | * '''Фэяне''' — вторая [[гордая и мудрая раса]] игры. Худые безэмоциальные [[гермафродит]]ы с сильным техническим уклоном. Способны разделять мыслительные потоки собственного сознания, поэтому, во-первых, всегда хоть о чём-то, но думают, а во-вторых, никогда не спят в человеческом понимании — слабые тела не требуют много энергии для поддержания в них жизни, и поэтому всё уходит на интенсивное думание то одними разделами мозга, то другими. В пищу употребляют неон и минералы, что намекает на не совсем традиционную биохимию, но в связи с истощением астероидных запасов некоторые представители расы научились употреблять обычную вегетарианскую еду. Родная планета — богатый флорой Эйпентак в системе Атлан. | ||
** Считается, что глупых гаальцев практически не | ** Придумали множество интересных интеллектуальных игр — с точки зрения людей, правда, скорее напоминающих контрольные по математике. До контакта с людьми, которых они называют своими «младшими братьями», не имели понятия об искусстве — но, разузнав о нём всё, стали воспринимать его как ещё одну интеллектуальную игру, способ постижения Вселенной через иррациональное начало. | ||
* '''Фэяне''' | ** Придумали экструдеры — нечто, при употреблении вызывающее в сознании едока воспоминания о самой вкусной еде, когда-либо им пробованной. | ||
** Придумали множество интересных интеллектуальных | * '''Люди''' — [[Именно то, что написано на упаковке|собственно люди]], практически не отличающиеся от нас, живущих в XXI в. [[Крепкий середнячок|Крепкие]] [[Люди — середнячки|середнячки]], [[Люди — дипломаты|дипломаты]], однако больше всех повлияли на нынешнюю культуру разумных рас Рукава: добились принятия своего летоисчисления в качестве всеобщего, стандартизировали торговлю и ввели единую общепринятую валюту. Родная планета — [[Капитан Очевидность|Земля в системе Солнце]]. | ||
** Придумали | ** В этой вселенной превратили Луну в гигантский… лунапарк, парк развлечений для инопланетных туристов, главными из которых стали пеленги. Привет, Футурама? | ||
* '''Люди''' | * '''Пеленги''' — галактические [[братва|гангстеры]] и [[Торгаш — это плохо|спекулянты]]; практически не имеют ни армии, ни закона, ни правительства. Научные исследования тоже отсутствуют, но тем не менее держатся вторыми с конца (технологии [[вор]]ованные). Имеют как минимум странную физиологию (жабры, четыре руки и возможность [[Смена пола|менять пол]] по желанию). В старой версии имели нечто похожее на хобот с двумя ротообразными складками, в римейке нижняя складка превратилась в настоящий рот, а верхняя — в пару узких ноздрей. Родная планета — болотный Рахиш в системе Пхедок. | ||
** В этой вселенной превратили Луну в | ** На родной планете были далеко не единственной разумной расой, однако — наиболее совершенной. Из-за этого в психологии пеленгов укрепились стереотипы о чужих как о шраканах — «неправильных», которым нельзя полностью доверять. В окончательный фашизм не скатываются лишь потому, что фэяне и гаальцы, хоть и другие расы, но технологически уходят далеко вперёд по сравнению с высшей формой лепрасовых амфибий. | ||
* '''Пеленги''' | ** '''Лякуши''' — пиратское звание у пеленгов, соответствующее примерно [[вор в законе|вору в законе]] (если дело происходит на поверхности планеты) или корсару (если в космосе), в исторической перспективе — нечто среднее между мафиози, ронином и частным предпринимателем. Статус весьма уважаемый, и за убийство лякуши игрок получает значительный минус к репутации на родной планете убиенного. | ||
** На родной планете были далеко не единственной разумной расой, | ** Есть и звание «ческа», означающее нечто вроде «уважаемый господин». | ||
** '''Лякуши''' | * '''Малоки''' (в честь функции языка Си <code>malloc</code>) — [[космические орки|местные]] [[орк]]и, раса патологических идиотов с поголовным уклоном в [[Гордая и воинственная раса|милитаризм]]. Наиболее отсталые, но, как могут, [[Сила без ума|компенсируют это большой силой]] и огромной численностью (полигамны, имеют беспрецедентную программу выращивания атлетичных здоровых мужчин, снабжённых нужным количеством женщин). Родной планетой малоков является Рамгатру в системе Тарон — [[Планета-пустыня|пустынный мир]], [[Мир смерти|населённый исключительно ядовитыми]] и опасными существами (привет [[Mass Effect/Krogan|кроганам]] из [[Mass Effect]]!) {{Spoiler|виноваты в существовании доминаторов}}. | ||
** Есть и звание | ** Как и фэяне, не имели никакого понятия об искусстве, но по другой причине — ярой консервативности и противлению красоте, изящности и очарованию, слов которых в малокском языке попросту нет. Зато у малоков много всяческих военных изобретений — школа боя на каменных дубинах бадуба-рен, игры, посвящённые пенчекрякам — выращиваемым ими же биологическим боевым монстрам, мегатонные головы-бомбы, испытываемые на человеческих городах… | ||
* '''Малоки''' (в честь функции языка Си <code>malloc</code>) | |||
** Как и фэяне, не имели никакого понятия об искусстве, но по другой | |||
Кроме основных, существуют и несколько малых рас. Непосредственно в игре встретить их нельзя, но они фигурируют в различных заданиях (чаще всего в текстовых квестах). | Кроме основных, существуют и несколько малых рас. Непосредственно в игре встретить их нельзя, но они фигурируют в различных заданиях (чаще всего в текстовых квестах). | ||
* '''Акабосы''' | * '''Акабосы''' — собакоподобные существа, находящиеся на крайне низком уровне технического развития. | ||
* '''Алкарисы''' | * '''Алкарисы''' — птицеподобная раса с Ориона, спутника одной из гаальских планет. Весьма технически развиты, пользуются троичной системой счисления. | ||
* '''Ваа''' | * '''Ваа''' — древняя высокоразвитая цивилизация | ||
* '''Вреллы''' | * '''Вреллы''' | ||
* '''Карапская цивилизация''' | * '''Карапская цивилизация''' | ||
* '''Мензолы''' | * '''Мензолы''' — ещё одна раса торгашей, но в отличие от пеленгов без уклона в криминал. Отличаются трусливостью, частые персонажи анекдотов. | ||
* '''Угуптяне''' | * '''Угуптяне''' — ещё одна древняя высокоразвитая раса гуманоидов, некогда обитавшая на пустынной, ныне необитаемой неизвестной планете. В прошлом, были ряжены под древнеегипетских фараонов. | ||
* Также упоминается некий народ древних ацтоев. | * Также упоминается некий народ древних ацтоев. | ||
'''Враждебные фракции''' | '''Враждебные фракции''' | ||
* '''Клисаны''' | * '''Клисаны''' — главные [[антагонист]]ы первой части игры. Представляют собой воинство '''Махпеллы''' — [[Космический монстр|неорганического существа, обитающего в открытом космосе]]. Раса Махпелл зародилась в газопылевой туманности; [[Живой корабль|их тела]] представляют собой множество мелких кристаллических элементов, по-разному организуемых в энергетическом поле. {{Spoiler|Клисаны — не подчинённые или дети Махпеллы, а её [[Чужеродное чудовище|дистанционно управляемые органы]], которые Махпелла может выращивать в больших количествах}}. Махпеллы никогда особо не интересовались планетами, тем более что однажды высадка на планету обернулась для них бедой — они подцепили там заразу в виде местных простейших форм жизни, которые, размножаясь, разрушали кристаллы Махпелл. Махпеллы летают от звезды к звезде, питаясь их энергией и исследуя космические просторы, и очень редко встречаются друг с другом, обмениваясь накопленной информацией. Для наблюдений и экспериментов они создают клисан, чего вполне достаточно, чтобы не нуждаться в помощи себе подобных. При стрельбе по кораблям клисан из них выделяется [[Зелёная кровь|протоплазма]], которую можно сдавать в центры рейнджеров — это основной источник опыта в КР-1. | ||
* '''Доминаторы''' | * '''Доминаторы''' — агрессивная раса машин, атакующая планеты Коалиции спустя 300 лет после первой части. В отличие от клисан, их корабли при попадании выделяют [[Кровь роботов|ноды]], которые тоже принимают центры рейнджеров в обмен на опыт. Доминаторы подразделяются на три подвида, каждый со своей целью. {{Spoiler|История возникновения доминаторов уходит далеко в прошлое, задолго до возникновения Коалиции. Произошли наполовину от запрещённых модульных роботов, ранее использовавшихся всеми расами в войнах (малоки, разработавшие их последними, в силу своей тупорылости решили не уничтожать роботов после введения запрета, а спрятать их на Гралгаре), наполовину от клисан. }}. | ||
** '''Келлероиды''' | ** '''Келлероиды''' — доминаторы синего цвета, «Учёные», уничтожающие всякую жизнь ради исследования её атомарной структуры. Босса — Келлера — можно победить либо проследовав за ним в чёрную дыру и уговорив слинять (достаточно просто выбрать второй вариант в диалоге), либо купить специальную программу на научной базе, блокирующую восстановление Келлера, и уничтожить его в черной дыре. | ||
** '''Блазероиды''' | ** '''Блазероиды''' — доминаторы красного цвета, «Уничтожители», воюют ради истребления других форм жизни. | ||
** '''Терроноиды''' | ** '''Терроноиды''' — доминаторы зелёного цвета, «Преобразователи», стремятся переработать в себя всю материю Вселенной. | ||
* '''Гиперпространственные пираты''' | * '''Гиперпространственные пираты''' — последователи Рачехана, бывшего офицера пеленгского космофлота, отличившегося в боях. Служил на корабле «Черная саламандра». Из-за проблем на службе ушёл работать в [[Всемогущая спецслужба|Дзухаллаг]], где и получил доступ к засекреченной информации из гаальских архивов о технологии гиперпространственных «пузырей». Рачехан с сообщниками похитил несколько боевых кораблей и начал заниматься разбоем, снискав славу самого опасного пирата в Рукаве. Используя технологию «пузырей», разрастающийся пиратский флот появлялся в разных системах Коалиции, грабил суда и колонии на планетах, а затем исчезал в подпространстве. Коалиция была вынуждена объединиться и задействовать всю свою мощь в борьбе с этой угрозой. Использовав хитрость (маскировка боевых кораблей под незащищенный торговый караван), военные уничтожили практически весь флот Рачехана. Ходили слухи, что вожак пиратов погиб в бою, и организаторов операции даже наградили медалями. Рачехан, однако, уцелел и отправился в клисанский рукав галактики, откуда вернулся, преследуемый одной из Махпелл. Он сумел улизнуть и продолжил пиратскую жизнь, скрываясь в «пузырях». Тем временем Махпелла обратила внимание на остальных обитателей Рукава, разгорелась Вторая клисанская война (начало первой игры), и военному флоту Коалиции стало не до гиперпространственных пиратов. | ||
* '''Пиратский клан''' | * '''Пиратский клан''' — фракция пиратов открытого космоса, появившаяся в переиздании второй части игры. Первая в сеттинге «Космических рейнджеров» враждебная фракция, к которой может присоединиться игрок. | ||
** К терроноидам тоже можно присоединиться, но это будет означать | ** К терроноидам тоже можно присоединиться, но это будет означать геймовер — дальнейшие действия игрок будет совершать не по свободной воле, а как винтик в механизме Террона. | ||
* '''Неизвестные корабли''' | * '''Неизвестные корабли''' — таинственные [[НЛО]], появляющиеся исключительно в чёрных дырах группами от 1 до 6. Происхождение и цели неясны, но они встречаются там на протяжении более чем 300 лет (как минимум: ведь была и война с ботами в 22 веке, то есть в прошлом миллениуме, и первая война с клисанами, которую задолго до контакта с другими расами вели гаальцы, открывшие субпортальный двигатель намного раньше всех). Агрессивны к вторгшимся в гиперпространство кораблям и никогда не идут на контакт. Если удастся их победить в бою, то можно получить оружие или оборудование, идентичное технологиям Коалиции, а также (''почти'' всегда) артефакт. | ||
== Сюжет == | == Сюжет == | ||
==== Первая часть ==== | ==== Первая часть ==== | ||
В основе сюжета лежит вторжение в Галактику новой, неизвестной до этого формы | В основе сюжета лежит вторжение в Галактику новой, неизвестной до этого формы жизни — клисан. Для борьбы с ними была основана организация Космических Рейнджеров, по своей структуре более гибкая, чем армия, и поэтому имеющая больше шансов найти и установить контакт с мозговым центром клисан. Именно рейнджерам удаётся выяснить, что на самом деле клисаны считали космические корабли разумными, а живых существ внутри — болезнетворными организмами. Клисаны просто хотели вылечить своих «собратьев». После этого Галактическому Содружеству удаётся заключить мир с клисанами. | ||
==== Вторая часть ==== | ==== Вторая часть ==== | ||
После заключения мира с Клисанами прошло 300 лет. Появились новые технологии, были открыты новые системы, но в остальном ничего сильно не поменялось. Шесть лет назад Коалиция столкнулась с новым | После заключения мира с Клисанами прошло 300 лет. Появились новые технологии, были открыты новые системы, но в остальном ничего сильно не поменялось. Шесть лет назад Коалиция столкнулась с новым врагом — загадочными Доминаторами. Военный флот был большей частью уничтожен во время Гралгарской бойни, поэтому правительством Коалиции было принято решение о возрождении уже порядком подзабытых Космических Рейнджеров. | ||
* В переиздании HD | * В переиздании HD Революция — третьей стороной конфликта становится Пиратский клан. Сперва никто не обращал на него внимание, но затем он стал проявлять активную агрессию, которую уже нельзя было игнорировать (вообще изданий и патчей на них было столько, что игра имеет древовидную структуру версий, которую неплохо было бы расписать поподробнее). | ||
== Текстовые квесты == | == Текстовые квесты == | ||
Немалую часть успеха игре принесли замечательные описания игрового мира, от реплик в диалогах между кораблями до текстов, которые игрок видит в правительстве планет при взятии и сдаче квестов. Отдельно стоят текстовые квесты. Сама игра представляет из себя пошаговую RPG в открытом мире, а задания, которые берутся на | Немалую часть успеха игре принесли замечательные описания игрового мира, от реплик в диалогах между кораблями до текстов, которые игрок видит в правительстве планет при взятии и сдаче квестов. Отдельно стоят текстовые квесты. Сама игра представляет из себя пошаговую RPG в открытом мире, а задания, которые берутся на планетах — текстовые, с описанием ситуации и выбором действий из списка. Большинство выполнены в виде небольших приключений, но многие отличается особой механикой: от головоломок (например, взлом кодового замка или «задача Эйнштейна» — вычислить имена нескольких персонажей по фрагментарному описанию) до небольших [[RPG]]. Даже заключение игрока в тюрьму выполнено в виде текстовой игры: надо отсидеть положенные месяцы, ведя себя соответствующим образом. | ||
== Тропы и штампы == | == Тропы и штампы == | ||
* [[Абсолютный ксенофоб]] | * [[Абсолютный ксенофоб]] — Блазероиды и их главная цель: уничтожить любого, кто не является одним из них. | ||
* [[Амбиции — это плохо]] | * [[Амбиции — это плохо]] — [[Был героем, стал злодеем|история Рачехана]] (а также главный вывод из гаальской экспансии в соседний рукав Галактики, с точки зрения самих гаальцев). | ||
* [[Анакосмизм]] | * [[Анакосмизм]] — [[шутки ради]] космические пираты в последнем аддоне заговорили на жаргоне российских уголовников (точнее, на адаптированной под массы смеси лексикона джентльменов удачи и гопницкого сленга). В более ранних версиях и оставшихся с тех времён квестах такого не было: там пираты говорят как все, разве что с примесью арготизмов. | ||
* [[Армия из одного человека]] (точнее, из [[Живой корабль|одной особи неорганической формы жизни]]) | * [[Армия из одного человека]] (точнее, из [[Живой корабль|одной особи неорганической формы жизни]]) — Махпелла. | ||
** Главный герой в финальной стадии игры, на суперпрокачанном корабле, увешанном пушками, микромодулями и артефактами, в одно лицо освобождающий системы от целых вражеских флотов. | ** Главный герой в финальной стадии игры, на суперпрокачанном корабле, увешанном пушками, микромодулями и артефактами, в одно лицо освобождающий системы от целых вражеских флотов. | ||
** В некоторых планетарных | ** В некоторых планетарных боях — игрок, лично пилотирующий робота. | ||
* [[Ассимилятор]] | * [[Ассимилятор]] — Цель Террона. ГГ даже может присоединиться к нему. При самом удачном для ГГ раскладе Террон назначит его командующим по захвату соседнего рукава Галактики. Коалиция, естественно, будет «преобразована». | ||
* [[Астероиды]] | * [[Астероиды]] — служат одним из основных источников дохода на ранних стадиях игры. | ||
* [[Бафосное имя]] | * [[Бафосное имя]] — таковы 70 % имён в квестах. Степень бафоса варьируется от просто забавных словосочетаний (Бульбу Льбуль, Олд Хрыч) до культурных отсылок. Остальное — или нормальные имена, или подчёркнутая инопланетщина. | ||
** [[Камаз Отходов]] | ** [[Камаз Отходов]] — в одном из текстовых квестов фигурирует Бидон Помоев. | ||
** В другом квесте есть мастер Иике-бааны Баал-Да. | ** В другом квесте есть мастер Иике-бааны Баал-Да. | ||
** Есть там небезызвестные пеленги: пират Йцукен и гладиатор Йцохен. | ** Есть там небезызвестные пеленги: пират Йцукен и гладиатор Йцохен. | ||
* [[Биохимических барьеров не существует]] | * [[Биохимических барьеров не существует]] — субверсия: хотя согласно ЛОРу игры у каждой расы своя биохимия, межпланетная торговля пищей идёт без всяких ограничений, и продукты, произведённые, скажем, на Земле, охотно покупают все прочие расы независимо от места обитания. Фэяне же вообще обожают человеческий алкоголь. Ну и ещё много мелких деталей такого рода. | ||
* [[Боевой человекоподобный робот]] | * [[Боевой человекоподобный робот]] — в КР-2 транклюкатор, а также некоторые типы роботов в планетарных боях. | ||
* [[Венера]] и [[Марс]] в этом | * [[Венера]] и [[Марс]] в этом сеттинге — обитаемые (колонизированные людьми) миры с собственными правительствами. | ||
* [[Вечная загадка]] | * [[Вечная загадка]] — квест «Потерянный герой». Откуда на острове взялся фэянский доктор антропологии? | ||
* [[Взрывы в космосе]] | * [[Взрывы в космосе]] — естественно, озвучены (качество озвучки, впрочем, довольно кустарное, на что обращали внимание избалованные западные геймеры). | ||
* [[Видимые выстрелы]]. На каждое «пиу- | * [[Видимые выстрелы]]. На каждое «пиу-пиу» — свой спецэффект и цветомузыка. | ||
* [[Война в космосе]] | * [[Война в космосе]] — это всё о ней. | ||
* [[Всего одна Галактика]] | * [[Всего одна Галактика]] — здесь всего один '''рукав''' Галактики. До технологий, позволяющих добраться до соседнего, из всей Коалиции додумались лишь гаальцы, да и тем пришлось сильно поломать головы. | ||
* [[Все цвета спектра]] | * [[Все цвета спектра]] — персонажи, организации и народы в сеттинге имеют самые разные системы взглядов. Можно встретить (или отыграть) как [[Рыцарь в сияющих доспехах|рыцаря в сияющих доспехах]], так и отморозка с [[Готтентотская мораль|готтентотской моралью]]. | ||
* [[Вторжение инопланетян]] | * [[Вторжение инопланетян]] — суть сюжета КР-1. Сначала гаальцы {{spoiler|(а за ними Рачехан)}} вторгаются в соседний рукав Галактики, а потом оттуда в обратном направлении вторгается тамошняя обитательница Махпелла. | ||
** С некоторой натяжкой инопланетянами можно считать и доминаторов в КР-2. | ** С некоторой натяжкой инопланетянами можно считать и доминаторов в КР-2. | ||
* [[Герой-прагматик]] | * [[Герой-прагматик]] — вынужденное амплуа космического рейнджера. Вроде бы спасает «галактическое отечество в опасности», но при этом находится на полном самообеспечении, что, знаете ли, имеет определённые следствия… | ||
* [[Гипердрайв#Тоннельный двигатель|Гиперпространство]] | * [[Гипердрайв#Тоннельный двигатель|Гиперпространство]] — в первой части игры корабль перемещается между звёздными системами по гиперпространственным тоннелям, на которых расположены «сгустки пространства». Путей до системы несколько, есть безопасные отрезки, а есть те, где прячутся пираты. При пролёте через контролируемый пиратами отрезок запускается режим аркадной битвы. Во второй части всё проще (видимо, за 300 лет изобрели более совершенный гипердвигатель): корабль просто уходит в подпространство в исходной системе через день оказывается в целевой. | ||
** Плюс существуют чёрные дыры, которые представляют собой двустороннюю червоточину. Открываются в случайное время, связывают две случайные системы (иногда на противоположных концах карты). Через какое-то время могут закрыться сами. Прохождение через дыру игроком также закрывает её. | ** Плюс существуют чёрные дыры, которые представляют собой двустороннюю червоточину. Открываются в случайное время, связывают две случайные системы (иногда на противоположных концах карты). Через какое-то время могут закрыться сами. Прохождение через дыру игроком также закрывает её. | ||
* [[Гиперсвязь]] | * [[Гиперсвязь]] — все виды коммуникаций в игре (от передачи новостей до финансовых транзакций) действуют практически мгновенно независимо от расстояния. | ||
* [[Гуманоидные инопланетяне]] | * [[Гуманоидные инопланетяне]] — все расы Коалиции и в меньшей степени — пеленги. | ||
* [[Дали только пистолет]] | * [[Дали только пистолет]] — всё, что готово предоставить родное правительство новоиспечённому рейнджеру — торговая лицензия и небольшая сумма подъёмных. Почему так? [[Обоснование|Очень просто]]: властям надо ещё и военный флот содержать, а бюджет не резиновый. | ||
* [[ | * [[Земля — центр Вселенной]] — [[аверсия]]. И планета Земля, и Солнечная система являются вполне заурядными, окраинными локациями, да и человечество не лидирует в составе Коалиции. Правило универсально: какую бы расу ни выбрал игрок, родной мир протагониста всегда будет на периферии карты. Зато, если война складывается катастрофически, родная система обычно остаётся [[Последний город|последним оплотом «наших»]]. | ||
* [[Злобные пришельцы]] | * [[Злобные пришельцы]] — аверсия с клисанами. {{spoiler|Оказались не злобные, а добросовестно заблуждающиеся. Но дров наломали…}} | ||
* [[ИИ — это плохо]] | * [[ИИ — это плохо]] — Доминаторы. Однако у них разные причины войны. | ||
** Ещё до них таковыми были боты, убившие много людей, в | ** Ещё до них таковыми были боты, убившие много людей, в том числе и родителей будущего рейнджера-торговца Ленса, завоевашие систему Кефрон и ещё несколько других. Впрочем до «домиков» и тем более чужеродных клисан им было очень далеко. Именно тогда появились те самые космические рейнджеры. | ||
* [[Инопланетяне говорят по-русски]] | * [[Инопланетяне говорят по-русски]] — или по-английски, в переведенной версии. | ||
* [[Искусственный идиот]] | * [[Искусственный идиот]] — роботы в планетарных боях во второй части. Частично это решается ручным управлением (зачастую можно всю миссию пройти одним роботом), но как только потеряешь их из виду, они норовят то попереться куда-нибудь под огонь башен, то, имея дальнобойные ракетницы, застрять где-нибудь в узком закутке, где любой противник с оружием ближнего боя разберет их влет, то, получив выстрел от одной башни, ломиться к ней в ближний бой (даже если на них из всего оружия только ремонтник), попадая под обстрел еще пары-тройки. В общем, главная причина ваших боевых потерь — это ваша собственная армия. | ||
* [[Количество против качества]] | * [[Количество против качества]] — судя по всему, малоки и пеленги живут короче всего, но рождаются чаще всего. В то время как с фэянами и гаальцами — [[инверсия|наоборот]], рождаются они заметно реже, но живут похоже ощутимо дольше. И не забудем, что у малоков и пеленгов цены ниже из-за низкого качества, а у фэян и гаальцев — выше из-за высокого качества. | ||
* [[Космические пираты]] | * [[Космические пираты]] — в обеих играх их вагон и маленькая тележка, от обычных грабителей торговых кораблей до военизированной группировки бывшего космофлотского офицера Рачехана. Пиратством занимаются даже некоторые рейнджеры. При желании пойти по пиратскому пути может и рейнджер-игрок, но это чревато порчей отношений с военными Коалиции и правительствами планет (кроме пеленгских и отчасти малокских). | ||
** Есть тут ещё и Пиратский Клан (уже после Рачехана). | ** Есть тут ещё и Пиратский Клан (уже после Рачехана). | ||
* [[Лишние детали]] | * [[Лишние детали]] — у всех вещей пеленгов имеются лишние детали. Есть даже микромодуль, убирающий все декоративные лампочки и провода. Судя по тому, что сбрасывается 20 % размера — этих лишних деталей в аппаратуре ''[[Педаль в пол|буквально тонны]]''. | ||
* [[Люди — середнячки]] и [[Люди — дипломаты]]. То и другое в данном сеттинге прописано очень отчётливо. | * [[Люди — середнячки]] и [[Люди — дипломаты]]. То и другое в данном сеттинге прописано очень отчётливо. | ||
* [[Микротрещины в канве]] | * [[Микротрещины в канве]] — про Махпеллу не раз говорится, что она уничтожает всё живое на захваченных планетах, и сама она в финале КР-1 заявляет, что занимается стерилизацией «заражённых» органической жизнью миров. По такой логике после освобождения системы игрока должна встречать [[Выжженная радиацией планета|выжженная пустыня и лунный пейзаж]] на поверхности планет. Однако те мгновенно «воскресают» в полном объёме, с населением, правительствами, экономикой, армией <s>[[Футурама|блэкджеком и шлюхами]]</s> — как будто пережили не [[экстерминатус]], а [[Рейхскомиссариат Земля|лёгкую оккупацию]]. Допустимая жанровая условность? | ||
** То же самое касается и второй | ** То же самое касается и второй части — планеты точно так же «возрождаются» при освобождении, хотя по лору ни один вид доминаторов не относится «условно-нормально» к расам Коалиции. | ||
* [[Направо кругом]] | * [[Направо кругом]] — в первой части Махпелла совершила ошибку, приняв корабли живыми организмами, а их пилотов и экипаж за болезнь. В конце игры вы сможете объяснить всё Махпелле, из-за чего та перестанет быть врагом и даже [[Золотая концовка|может помочь найти и уничтожить Рачехана]]. | ||
* [[Небо для атланта]] | * [[Небо для атланта]] — Коалиция для игрока на высоких уровнях сложности. На низких — война Коалиции против супостатов натурально «выиграет сама себя», пока рейнджер занимается своими делами. | ||
* [[Нечеловеческая психология]] | * [[Нечеловеческая психология]] — Махпелла в первой части и Доминаторы во второй. | ||
** Во второй части один из квестов целиком строится на обыгрывании тропа. | ** Во второй части один из квестов целиком строится на обыгрывании тропа. | ||
** С Доминаторами спорно. В основу каждого вида положено ровно 1 направление. Соответственно: война, размножение, наука. | ** С Доминаторами спорно. В основу каждого вида положено ровно 1 направление. Соответственно: война, размножение, наука. | ||
** Частично это присуще и Келлеру во второй части, | ** Частично это присуще и Келлеру во второй части, так как его можно уговорить сотрудничать с Коалицией ({{spoiler|ой, т.е. с Пиратским Кланом}}) и Блазеру так как его можно перепрогаммировать на защиту определённой системы. | ||
* [[Планета-болото]] | * [[Планета-болото]] — Рахиш, родной мир пеленгов. | ||
* [[Плоский космос]] — всё космическое пространство в игре честно-двумерно. Зато в гиперпространственных пузырях плоскость, по которой ползают кораблики, «натянута» на сферу. | |||
* [[Порочная раса]] — общее мнение о пеленгах. | |||
* [[Постулат лорда Бритиша]] — Келлера в космосе убить нельзя. В гиперпространстве — да, но только с программой «Дематериализация». В остальных случаях придётся уговорить его. | |||
* [[Правило прикольности]] — основной художественный прием авторов лора. | |||
* [[Причудливая чужая биология]] — все враги Коалиции неорганические, причём клисаны — это управляемые органы Махпеллы. | |||
* [[Плоский космос]] | ** У гаальцев по стандартам, заложенным много лет назад, в теле взрослой особи находится «носитель имени» — зародыш, который воспринимает все его мысли и желания, вплоть до интеллектуальной победы над носителем. В какие-то периоды зародыш активируется, его организм становится токсичным и источает специфический запах — это считается болезнью под названием «новый молизон». Заболевшему запрещается торговать медикаментами и продовольствием. После окончания «болезни» зародыш становится самостоятельным и высвобождается из организма. Похоже, что это стратегия гаальцев по приросту населения, чтобы малоки/пеленги/люди не слишком задавили гаальцев численностью. А вы думаете, что находится у гаальца в медицинском центре на месте желудка? | ||
* [[Порочная раса]] | |||
* [[Постулат лорда Бритиша]] | |||
* [[Правило прикольности]] | |||
* [[Причудливая чужая биология]] | |||
** У гаальцев по стандартам, заложенным много лет назад, в теле взрослой особи находится «носитель | |||
** У фэян фасеточное зрение, что вызывает вопрос: «А у них нет проблем со зрением и видят ли они хуже остальных?». Также у них гермафродитизм с самооплодотворением и умение использовать одну часть своего мозга, деля сознание и фиксируя определённые воспоминания, в то время как остальные части всё ещё работают. | ** У фэян фасеточное зрение, что вызывает вопрос: «А у них нет проблем со зрением и видят ли они хуже остальных?». Также у них гермафродитизм с самооплодотворением и умение использовать одну часть своего мозга, деля сознание и фиксируя определённые воспоминания, в то время как остальные части всё ещё работают. | ||
** У малоков ноги сгибаются по-другому: очевидно, что колени у них побольше, голени в нормальном состоянии идут как треугольник, сперва идя сверху-вниз и взад, затем продолжаясь похоже, только вперед, опускаясь вниз и заканчиваясь на месте стоп. | ** У малоков ноги сгибаются по-другому: очевидно, что колени у них побольше, голени в нормальном состоянии идут как треугольник, сперва идя сверху-вниз и взад, затем продолжаясь похоже, только вперед, опускаясь вниз и заканчиваясь на месте стоп. | ||
* [[Ради науки!]] | * [[Ради науки!]] — Келлероиды не уничтожают корабли Коалиции — они просто разбирают их для детального изучения. Это не их вина, что они не могут собрать разобранное обратно! | ||
* [[Радиопереговоры для атмосферы]] | * [[Радиопереговоры для атмосферы]] — во время межпланетного перелёта игрок то и дело «случайно» ловит обрывки переговоров других пилотов, планетарных радиопередач и т. п. Иногда и с ним самим выходят на связь NPC-корабли. Это создаёт неповторимую атмосферу живого космоса. | ||
** Как правило, это [[неправильные радиопереговоры]]. В местном космосе даже военные не особо утруждаются соблюдением профессиональных правил радиообщения, а гражданские пилоты и вовсе общаются вольным стилем, как земные дальнобойщики. | ** Как правило, это [[неправильные радиопереговоры]]. В местном космосе даже военные не особо утруждаются соблюдением профессиональных правил радиообщения, а гражданские пилоты и вовсе общаются вольным стилем, как земные дальнобойщики. | ||
* [[Разноцветный космос]] | * [[Разноцветный космос]] — во все поля. Даже в «чёрных дырах» царит вырвиглазная цветовая феерия. | ||
* [[Светлее и мягче]] | * [[Светлее и мягче]] — вторая часть по сравнению с первой. | ||
** [[Темнее и острее]] | ** [[Темнее и острее]] — [[зигзаг]] с ремейком второй части под названием «HD Революция». Более подробно в этих двух статьях. | ||
* [[Село Планетовка]] | * [[Село Планетовка]] — обитаемый космос состоит в основном из них. | ||
* [[Сеть гиперпространственных туннелей]] | * [[Сеть гиперпространственных туннелей]] — в КР-1 эти туннели реализованы буквально, вплоть до того что игрок может выбирать, по каким из них проложить траекторию. В КР-2 вырезано — гиперпрыжок практически мгновенен («съедает» некоторое время). | ||
* [[Скудный гардероб]] | * [[Скудный гардероб]] — малоки в КР-1 изображаются в каких-то дикарских труселях и жилетках на голое пузо. В КР-2, спустя 300 лет, их таки [[помыли и одели]]. | ||
* [[Сменить сторону]] | * [[Сменить сторону]] — такая возможность не раз предоставляется в ходе игры. Можно из добропорядочного рейнджера стать пиратом, потом агентом Коалиции в Пиратском клане, поменять расовую принадлежность и даже (во второй части) закамуфлироваться под доминаторов любой серии и менять камуфляж сообразно тактической задаче. | ||
* [[Технотрёп]] | * [[Технотрёп]] — жанр описания действия практически любого устройства и научного эффекта в игре. | ||
* [[Ужас у холодильника]] | * [[Ужас у холодильника]] — в одном из вариантов победы над мозговым центром доминаторов Келлером рейнджер-игрок может убедить того оставить пространство Коалиции и отправиться «изучать» клисан в их галактике. Поскольку изучение других рас в представлении Келлера подразумевает обязательное разрушение объекта и исследование составных частей, игрок по сути натравливает Келлера на клисан и развязывает войну между ними. Учитывая то, что и Келлер и клисаны способны путешествовать между рукавами галактики, такое развитие событий сулит крайне печальные перспективы для Коалиции в будущем. | ||
** Впрочем, руководитель в ближайшем центре рейнджеров уверен, что клисаны сами Келлера изучат по атомам. Но вот если в процессе погибнет одна из Махпелл, клисаны могут очень серьёзно отнестись к тому, что их использовали в качестве вышибалы. | ** Впрочем, руководитель в ближайшем центре рейнджеров уверен, что клисаны сами Келлера изучат по атомам. Но вот если в процессе погибнет одна из Махпелл, клисаны могут очень серьёзно отнестись к тому, что их использовали в качестве вышибалы. | ||
* [[Фантастический расизм]] | * [[Фантастический расизм]] — малоки: в большинстве случаев сыграно ради смеха. Они видят себя превосходящими существами, потому что они такие сильные и мечтают о галактическом господстве. Но они — самая туповатая раса из пяти, и вряд ли они когда-нибудь достигнут своих целей, кроме нескольких проектов по созданию супероружия. | ||
** Пеленги тоже относятся так к другим, называя {{перевод|«шраканами»|презренными}}, даже если сами заведомо ниже и слабее. Да и сами пеленги думают как бы испытать что-нибудь из опасных для здоровья веществ на других организмах (человеческих, фэянских и гаальских), устроить теракты/войнушку/диверсию на какой-нибудь планете, и наконец, украсть неположенную им информацию. | ** Пеленги тоже относятся так к другим, называя {{перевод|«шраканами»|презренными}}, даже если сами заведомо ниже и слабее. Да и сами пеленги думают как бы испытать что-нибудь из опасных для здоровья веществ на других организмах (человеческих, фэянских и гаальских), устроить теракты/войнушку/диверсию на какой-нибудь планете, и наконец, украсть неположенную им информацию. | ||
** Да и некоторые люди могут говорить как бы уничтожить всех остальных после этой войны. | ** Да и некоторые люди могут говорить как бы уничтожить всех остальных после этой войны. | ||
** И некоторые отдельные гаальцы, несмотря на миролюбие расы в целом, считают, что это всё чужаки хотят продать наркотики/алкоголь их детям, уничтожая их расу. | ** И некоторые отдельные гаальцы, несмотря на миролюбие расы в целом, считают, что это всё чужаки хотят продать наркотики/алкоголь их детям, уничтожая их расу. | ||
* [[Федерация]] | * [[Федерация]] — по сюжету, в местном рукаве Галактики господствует плюрализм моделей государственного устройства. Коалиция представляет собой нечто вроде торгово-дипломатического (а с некоторых пор и военного) союза, своего рода «ЕС с Шенгеном плюс NATO». Однако миры людей объединены в конфедерацию, управляемую общим Сенатом, и в целом человечество в этом сеттинге одержимо мечтой создания единого федеративного мультирасового Государства Млечный Путь, причём немало продвинулось в этом направлении. | ||
* [[Шахматы]] | * [[Шахматы]] — в одном из квестов, чтобы выяснить код электронного замка, нашему рейнджеру предстоит сыграть в шахматы с суперкомпьютером. Там же есть явная отсылка к [[Остап Бендер|Остапу Бендеру]] — «кража» ладьи с доски, на что компьютер возмущается {{spoiler|и по требованию игрока выдаёт запись всех ходов, а при наличии у игрока программы-трояна — и искомый код вместе с ними}}. | ||
* [[Экзотический лексикон]] | * [[Экзотический лексикон]] — практически вся терминология в игре: названия устройств (турбогравир, железные жупи, жабродюзный двигатель), классов кораблей (плеокан, бомбай, пиолептида), форм жизни (лепрасовые, пенчекряки, гобзавры) и т. п. | ||
** Мета- | ** Мета-пример — жаргон постоянных игроков в КР (посмотреть можно [https://wiki.snk-games.net/Глоссарий тут]). | ||
* [[Этот гадкий уровень]], режим планетарных | * [[Этот гадкий уровень]], режим планетарных боев — карта «Пляжи Мауна-Роа». Одно из сложнейших заданий данного типа (в списке планетарных боёв из главного меню она даже стоит предпоследней), где из-за пары ошибок укрепления игрока могут быть быстро сметены ордой терроноидов, прущих из бункера в горе. По неведомой причине, именно эту карту игра обожает пихать игроку в ранние годы, когда у него из планетарных боёв пройден только обучающий. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [[Космические рейнджеры/НД]] — здесь писать теории по игре. | |||
* [http://wiki.snk-games.net/ Wiki по миру Космических Рейнджеров] | * [http://wiki.snk-games.net/ Wiki по миру Космических Рейнджеров] | ||
* [[ | * [https://sr2.snk-games.net Официальный сайт]. | ||
* [https://storebot.me/bot/spacerangersbot Текстовые квесты в Telegram]. | |||
* [https://vasiliy0.gitlab.io Текстовые квесты в браузере]. | |||
* [https://snk-games.net/forums/ Совсем не живой, на данный момент, форум]. | |||
* [http://ru.spacerangershd.com Официальный сайт HD версии игры, которая вышла 15 марта 2013 года]. | |||
* [https://web.archive.org/web/20150325040422/http://www.elementalgames.com:81/forum/msg.php?lang=rus&forum=crash&theme=389 АХИХ — Анализатор Халтуры и Халявы в КР2] — эпичный срыв покровов с КР2 (Осторожно! Моск!). | |||
* [http://srclan.org/forum/index.php Центр рейнджеров «Млечный путь»] — сюда перебрались жители форума elementalgames после закрытия оного на бессрочную реставрацию. | |||
* [https://thepiratebay.org/torrent/4044693/Space_Rangers_2_-_Reload___Space_Rangers_%5BRUS%5D.nrg Здесь] можно скочядь бизплатна бис поролля вместе с бизплатным трояном. Или [https://sr2.snk-games.net/files/patches.htm пропатчить] готовую лицуху (если есть, конечно). | |||
* [https://archive.is/JFDkF ПГМТ] Описание багоюзерской убертактики для первой части, прием называется «Полугодовая медторговля». | |||
* [https://wiki.snk-games.net Wiki] по всем играм серии. | |||
* Самое близкое, что есть в реальности к «Мифической третьей части» и «Детям Альфян»: https://web.archive.org/web/20131127125620/http://spacehunters.ru/demo/game.php https://web.archive.org/web/20140221043309/http://spacehunters.ru/demo/AC_OETags.js https://web.archive.org/web/20140221043309/http://spacehunters.ru/demo/demogame2.swf https://web.archive.org/web/20100713211601/http://spacehunters.ru/ | |||
{{Nav/Космоопера (произведения)/Игры}} | {{Nav/Космоопера (произведения)/Игры}} | ||
{{Nav/Российское_искусство}} | {{Nav/Российское_искусство}} |
Текущая версия на 18:59, 31 декабря 2024
« | Когда летишь в бездонной черноте космоса, утыканной сиянием далеких звезд в свете протуберанцев может открыться истина — это и есть вечность. | » |
— Текстовый квест «Выборы» |
«Космические рейнджеры» — культовая российская видеоигра в жанре торгового симулятора с элементами RPG, аркады и текстового квеста на космооперную тематику (а во второй игре появились ещё и наземные миссии в жанре RTS). Разработана студией Elemental Games, издана компанией 1С в 2002 г.
Геймплей[править]
(link)
БоёвкаИгра представляет собой смесь жанров, включающую в себя: RPG, аркады, RTS (во второй части), текстовый квест и TBS. Уважаемый журнал «ЛКИ» описал весь этот коктейль как «эпическую игру». Ближайшие по похожести игры — это Sid Meier’s Pirates и Mount & Blade, а RTS-миссии вдохновлены спектрумовской игрой Nether Earth.
Фракции[править]
Коалиция — политический и экономический союз, в который входят все планеты пяти самых развитых цивилизаций:
- Гаальцы — высокие жёлтые гуманоиды. Отличительный признак — третий глаз, символ мудрости. Наиболее высокоразвитая раса, могут в генную инженерию. Ещё до появления в космосе остальных рас успели колонизировать весь рукав Ориона, повоевать друг с другом, массово выпилиться, восстановиться с помощью той самой генной инженерии и даже слетать в соседний рукав на варп-двигателях и повздорить там с Махпеллой. На момент действия второй игры медленно вымирают из-за массового употребления наркотиков, поэтом люто ненавидят пеленгов, как раз наркотой и промышляющих. Высшее руководство наделено биологическим бессмертием, а другим оно не нужно. Родная планета — Гаалдок в системе Краа.
- Считается, что глупых гаальцев практически не бывает — однако, вновь антиреклама: в квесте «Наркотики» рейнджер может столкнуться с потрясением, увидев именно такого индивида.
- Фэяне — вторая гордая и мудрая раса игры. Худые безэмоциальные гермафродиты с сильным техническим уклоном. Способны разделять мыслительные потоки собственного сознания, поэтому, во-первых, всегда хоть о чём-то, но думают, а во-вторых, никогда не спят в человеческом понимании — слабые тела не требуют много энергии для поддержания в них жизни, и поэтому всё уходит на интенсивное думание то одними разделами мозга, то другими. В пищу употребляют неон и минералы, что намекает на не совсем традиционную биохимию, но в связи с истощением астероидных запасов некоторые представители расы научились употреблять обычную вегетарианскую еду. Родная планета — богатый флорой Эйпентак в системе Атлан.
- Придумали множество интересных интеллектуальных игр — с точки зрения людей, правда, скорее напоминающих контрольные по математике. До контакта с людьми, которых они называют своими «младшими братьями», не имели понятия об искусстве — но, разузнав о нём всё, стали воспринимать его как ещё одну интеллектуальную игру, способ постижения Вселенной через иррациональное начало.
- Придумали экструдеры — нечто, при употреблении вызывающее в сознании едока воспоминания о самой вкусной еде, когда-либо им пробованной.
- Люди — собственно люди, практически не отличающиеся от нас, живущих в XXI в. Крепкие середнячки, дипломаты, однако больше всех повлияли на нынешнюю культуру разумных рас Рукава: добились принятия своего летоисчисления в качестве всеобщего, стандартизировали торговлю и ввели единую общепринятую валюту. Родная планета — Земля в системе Солнце.
- В этой вселенной превратили Луну в гигантский… лунапарк, парк развлечений для инопланетных туристов, главными из которых стали пеленги. Привет, Футурама?
- Пеленги — галактические гангстеры и спекулянты; практически не имеют ни армии, ни закона, ни правительства. Научные исследования тоже отсутствуют, но тем не менее держатся вторыми с конца (технологии ворованные). Имеют как минимум странную физиологию (жабры, четыре руки и возможность менять пол по желанию). В старой версии имели нечто похожее на хобот с двумя ротообразными складками, в римейке нижняя складка превратилась в настоящий рот, а верхняя — в пару узких ноздрей. Родная планета — болотный Рахиш в системе Пхедок.
- На родной планете были далеко не единственной разумной расой, однако — наиболее совершенной. Из-за этого в психологии пеленгов укрепились стереотипы о чужих как о шраканах — «неправильных», которым нельзя полностью доверять. В окончательный фашизм не скатываются лишь потому, что фэяне и гаальцы, хоть и другие расы, но технологически уходят далеко вперёд по сравнению с высшей формой лепрасовых амфибий.
- Лякуши — пиратское звание у пеленгов, соответствующее примерно вору в законе (если дело происходит на поверхности планеты) или корсару (если в космосе), в исторической перспективе — нечто среднее между мафиози, ронином и частным предпринимателем. Статус весьма уважаемый, и за убийство лякуши игрок получает значительный минус к репутации на родной планете убиенного.
- Есть и звание «ческа», означающее нечто вроде «уважаемый господин».
- Малоки (в честь функции языка Си
malloc
) — местные орки, раса патологических идиотов с поголовным уклоном в милитаризм. Наиболее отсталые, но, как могут, компенсируют это большой силой и огромной численностью (полигамны, имеют беспрецедентную программу выращивания атлетичных здоровых мужчин, снабжённых нужным количеством женщин). Родной планетой малоков является Рамгатру в системе Тарон — пустынный мир, населённый исключительно ядовитыми и опасными существами (привет кроганам из Mass Effect!) виноваты в существовании доминаторов.- Как и фэяне, не имели никакого понятия об искусстве, но по другой причине — ярой консервативности и противлению красоте, изящности и очарованию, слов которых в малокском языке попросту нет. Зато у малоков много всяческих военных изобретений — школа боя на каменных дубинах бадуба-рен, игры, посвящённые пенчекрякам — выращиваемым ими же биологическим боевым монстрам, мегатонные головы-бомбы, испытываемые на человеческих городах…
Кроме основных, существуют и несколько малых рас. Непосредственно в игре встретить их нельзя, но они фигурируют в различных заданиях (чаще всего в текстовых квестах).
- Акабосы — собакоподобные существа, находящиеся на крайне низком уровне технического развития.
- Алкарисы — птицеподобная раса с Ориона, спутника одной из гаальских планет. Весьма технически развиты, пользуются троичной системой счисления.
- Ваа — древняя высокоразвитая цивилизация
- Вреллы
- Карапская цивилизация
- Мензолы — ещё одна раса торгашей, но в отличие от пеленгов без уклона в криминал. Отличаются трусливостью, частые персонажи анекдотов.
- Угуптяне — ещё одна древняя высокоразвитая раса гуманоидов, некогда обитавшая на пустынной, ныне необитаемой неизвестной планете. В прошлом, были ряжены под древнеегипетских фараонов.
- Также упоминается некий народ древних ацтоев.
Враждебные фракции
- Клисаны — главные антагонисты первой части игры. Представляют собой воинство Махпеллы — неорганического существа, обитающего в открытом космосе. Раса Махпелл зародилась в газопылевой туманности; их тела представляют собой множество мелких кристаллических элементов, по-разному организуемых в энергетическом поле. Клисаны — не подчинённые или дети Махпеллы, а её дистанционно управляемые органы, которые Махпелла может выращивать в больших количествах. Махпеллы никогда особо не интересовались планетами, тем более что однажды высадка на планету обернулась для них бедой — они подцепили там заразу в виде местных простейших форм жизни, которые, размножаясь, разрушали кристаллы Махпелл. Махпеллы летают от звезды к звезде, питаясь их энергией и исследуя космические просторы, и очень редко встречаются друг с другом, обмениваясь накопленной информацией. Для наблюдений и экспериментов они создают клисан, чего вполне достаточно, чтобы не нуждаться в помощи себе подобных. При стрельбе по кораблям клисан из них выделяется протоплазма, которую можно сдавать в центры рейнджеров — это основной источник опыта в КР-1.
- Доминаторы — агрессивная раса машин, атакующая планеты Коалиции спустя 300 лет после первой части. В отличие от клисан, их корабли при попадании выделяют ноды, которые тоже принимают центры рейнджеров в обмен на опыт. Доминаторы подразделяются на три подвида, каждый со своей целью. История возникновения доминаторов уходит далеко в прошлое, задолго до возникновения Коалиции. Произошли наполовину от запрещённых модульных роботов, ранее использовавшихся всеми расами в войнах (малоки, разработавшие их последними, в силу своей тупорылости решили не уничтожать роботов после введения запрета, а спрятать их на Гралгаре), наполовину от клисан. .
- Келлероиды — доминаторы синего цвета, «Учёные», уничтожающие всякую жизнь ради исследования её атомарной структуры. Босса — Келлера — можно победить либо проследовав за ним в чёрную дыру и уговорив слинять (достаточно просто выбрать второй вариант в диалоге), либо купить специальную программу на научной базе, блокирующую восстановление Келлера, и уничтожить его в черной дыре.
- Блазероиды — доминаторы красного цвета, «Уничтожители», воюют ради истребления других форм жизни.
- Терроноиды — доминаторы зелёного цвета, «Преобразователи», стремятся переработать в себя всю материю Вселенной.
- Гиперпространственные пираты — последователи Рачехана, бывшего офицера пеленгского космофлота, отличившегося в боях. Служил на корабле «Черная саламандра». Из-за проблем на службе ушёл работать в Дзухаллаг, где и получил доступ к засекреченной информации из гаальских архивов о технологии гиперпространственных «пузырей». Рачехан с сообщниками похитил несколько боевых кораблей и начал заниматься разбоем, снискав славу самого опасного пирата в Рукаве. Используя технологию «пузырей», разрастающийся пиратский флот появлялся в разных системах Коалиции, грабил суда и колонии на планетах, а затем исчезал в подпространстве. Коалиция была вынуждена объединиться и задействовать всю свою мощь в борьбе с этой угрозой. Использовав хитрость (маскировка боевых кораблей под незащищенный торговый караван), военные уничтожили практически весь флот Рачехана. Ходили слухи, что вожак пиратов погиб в бою, и организаторов операции даже наградили медалями. Рачехан, однако, уцелел и отправился в клисанский рукав галактики, откуда вернулся, преследуемый одной из Махпелл. Он сумел улизнуть и продолжил пиратскую жизнь, скрываясь в «пузырях». Тем временем Махпелла обратила внимание на остальных обитателей Рукава, разгорелась Вторая клисанская война (начало первой игры), и военному флоту Коалиции стало не до гиперпространственных пиратов.
- Пиратский клан — фракция пиратов открытого космоса, появившаяся в переиздании второй части игры. Первая в сеттинге «Космических рейнджеров» враждебная фракция, к которой может присоединиться игрок.
- К терроноидам тоже можно присоединиться, но это будет означать геймовер — дальнейшие действия игрок будет совершать не по свободной воле, а как винтик в механизме Террона.
- Неизвестные корабли — таинственные НЛО, появляющиеся исключительно в чёрных дырах группами от 1 до 6. Происхождение и цели неясны, но они встречаются там на протяжении более чем 300 лет (как минимум: ведь была и война с ботами в 22 веке, то есть в прошлом миллениуме, и первая война с клисанами, которую задолго до контакта с другими расами вели гаальцы, открывшие субпортальный двигатель намного раньше всех). Агрессивны к вторгшимся в гиперпространство кораблям и никогда не идут на контакт. Если удастся их победить в бою, то можно получить оружие или оборудование, идентичное технологиям Коалиции, а также (почти всегда) артефакт.
Сюжет[править]
Первая часть[править]
В основе сюжета лежит вторжение в Галактику новой, неизвестной до этого формы жизни — клисан. Для борьбы с ними была основана организация Космических Рейнджеров, по своей структуре более гибкая, чем армия, и поэтому имеющая больше шансов найти и установить контакт с мозговым центром клисан. Именно рейнджерам удаётся выяснить, что на самом деле клисаны считали космические корабли разумными, а живых существ внутри — болезнетворными организмами. Клисаны просто хотели вылечить своих «собратьев». После этого Галактическому Содружеству удаётся заключить мир с клисанами.
Вторая часть[править]
После заключения мира с Клисанами прошло 300 лет. Появились новые технологии, были открыты новые системы, но в остальном ничего сильно не поменялось. Шесть лет назад Коалиция столкнулась с новым врагом — загадочными Доминаторами. Военный флот был большей частью уничтожен во время Гралгарской бойни, поэтому правительством Коалиции было принято решение о возрождении уже порядком подзабытых Космических Рейнджеров.
- В переиздании HD Революция — третьей стороной конфликта становится Пиратский клан. Сперва никто не обращал на него внимание, но затем он стал проявлять активную агрессию, которую уже нельзя было игнорировать (вообще изданий и патчей на них было столько, что игра имеет древовидную структуру версий, которую неплохо было бы расписать поподробнее).
Текстовые квесты[править]
Немалую часть успеха игре принесли замечательные описания игрового мира, от реплик в диалогах между кораблями до текстов, которые игрок видит в правительстве планет при взятии и сдаче квестов. Отдельно стоят текстовые квесты. Сама игра представляет из себя пошаговую RPG в открытом мире, а задания, которые берутся на планетах — текстовые, с описанием ситуации и выбором действий из списка. Большинство выполнены в виде небольших приключений, но многие отличается особой механикой: от головоломок (например, взлом кодового замка или «задача Эйнштейна» — вычислить имена нескольких персонажей по фрагментарному описанию) до небольших RPG. Даже заключение игрока в тюрьму выполнено в виде текстовой игры: надо отсидеть положенные месяцы, ведя себя соответствующим образом.
Тропы и штампы[править]
- Абсолютный ксенофоб — Блазероиды и их главная цель: уничтожить любого, кто не является одним из них.
- Амбиции — это плохо — история Рачехана (а также главный вывод из гаальской экспансии в соседний рукав Галактики, с точки зрения самих гаальцев).
- Анакосмизм — шутки ради космические пираты в последнем аддоне заговорили на жаргоне российских уголовников (точнее, на адаптированной под массы смеси лексикона джентльменов удачи и гопницкого сленга). В более ранних версиях и оставшихся с тех времён квестах такого не было: там пираты говорят как все, разве что с примесью арготизмов.
- Армия из одного человека (точнее, из одной особи неорганической формы жизни) — Махпелла.
- Главный герой в финальной стадии игры, на суперпрокачанном корабле, увешанном пушками, микромодулями и артефактами, в одно лицо освобождающий системы от целых вражеских флотов.
- В некоторых планетарных боях — игрок, лично пилотирующий робота.
- Ассимилятор — Цель Террона. ГГ даже может присоединиться к нему. При самом удачном для ГГ раскладе Террон назначит его командующим по захвату соседнего рукава Галактики. Коалиция, естественно, будет «преобразована».
- Астероиды — служат одним из основных источников дохода на ранних стадиях игры.
- Бафосное имя — таковы 70 % имён в квестах. Степень бафоса варьируется от просто забавных словосочетаний (Бульбу Льбуль, Олд Хрыч) до культурных отсылок. Остальное — или нормальные имена, или подчёркнутая инопланетщина.
- Камаз Отходов — в одном из текстовых квестов фигурирует Бидон Помоев.
- В другом квесте есть мастер Иике-бааны Баал-Да.
- Есть там небезызвестные пеленги: пират Йцукен и гладиатор Йцохен.
- Биохимических барьеров не существует — субверсия: хотя согласно ЛОРу игры у каждой расы своя биохимия, межпланетная торговля пищей идёт без всяких ограничений, и продукты, произведённые, скажем, на Земле, охотно покупают все прочие расы независимо от места обитания. Фэяне же вообще обожают человеческий алкоголь. Ну и ещё много мелких деталей такого рода.
- Боевой человекоподобный робот — в КР-2 транклюкатор, а также некоторые типы роботов в планетарных боях.
- Венера и Марс в этом сеттинге — обитаемые (колонизированные людьми) миры с собственными правительствами.
- Вечная загадка — квест «Потерянный герой». Откуда на острове взялся фэянский доктор антропологии?
- Взрывы в космосе — естественно, озвучены (качество озвучки, впрочем, довольно кустарное, на что обращали внимание избалованные западные геймеры).
- Видимые выстрелы. На каждое «пиу-пиу» — свой спецэффект и цветомузыка.
- Война в космосе — это всё о ней.
- Всего одна Галактика — здесь всего один рукав Галактики. До технологий, позволяющих добраться до соседнего, из всей Коалиции додумались лишь гаальцы, да и тем пришлось сильно поломать головы.
- Все цвета спектра — персонажи, организации и народы в сеттинге имеют самые разные системы взглядов. Можно встретить (или отыграть) как рыцаря в сияющих доспехах, так и отморозка с готтентотской моралью.
- Вторжение инопланетян — суть сюжета КР-1. Сначала гаальцы (а за ними Рачехан) вторгаются в соседний рукав Галактики, а потом оттуда в обратном направлении вторгается тамошняя обитательница Махпелла.
- С некоторой натяжкой инопланетянами можно считать и доминаторов в КР-2.
- Герой-прагматик — вынужденное амплуа космического рейнджера. Вроде бы спасает «галактическое отечество в опасности», но при этом находится на полном самообеспечении, что, знаете ли, имеет определённые следствия…
- Гиперпространство — в первой части игры корабль перемещается между звёздными системами по гиперпространственным тоннелям, на которых расположены «сгустки пространства». Путей до системы несколько, есть безопасные отрезки, а есть те, где прячутся пираты. При пролёте через контролируемый пиратами отрезок запускается режим аркадной битвы. Во второй части всё проще (видимо, за 300 лет изобрели более совершенный гипердвигатель): корабль просто уходит в подпространство в исходной системе через день оказывается в целевой.
- Плюс существуют чёрные дыры, которые представляют собой двустороннюю червоточину. Открываются в случайное время, связывают две случайные системы (иногда на противоположных концах карты). Через какое-то время могут закрыться сами. Прохождение через дыру игроком также закрывает её.
- Гиперсвязь — все виды коммуникаций в игре (от передачи новостей до финансовых транзакций) действуют практически мгновенно независимо от расстояния.
- Гуманоидные инопланетяне — все расы Коалиции и в меньшей степени — пеленги.
- Дали только пистолет — всё, что готово предоставить родное правительство новоиспечённому рейнджеру — торговая лицензия и небольшая сумма подъёмных. Почему так? Очень просто: властям надо ещё и военный флот содержать, а бюджет не резиновый.
- Земля — центр Вселенной — аверсия. И планета Земля, и Солнечная система являются вполне заурядными, окраинными локациями, да и человечество не лидирует в составе Коалиции. Правило универсально: какую бы расу ни выбрал игрок, родной мир протагониста всегда будет на периферии карты. Зато, если война складывается катастрофически, родная система обычно остаётся последним оплотом «наших».
- Злобные пришельцы — аверсия с клисанами. Оказались не злобные, а добросовестно заблуждающиеся. Но дров наломали…
- ИИ — это плохо — Доминаторы. Однако у них разные причины войны.
- Ещё до них таковыми были боты, убившие много людей, в том числе и родителей будущего рейнджера-торговца Ленса, завоевашие систему Кефрон и ещё несколько других. Впрочем до «домиков» и тем более чужеродных клисан им было очень далеко. Именно тогда появились те самые космические рейнджеры.
- Инопланетяне говорят по-русски — или по-английски, в переведенной версии.
- Искусственный идиот — роботы в планетарных боях во второй части. Частично это решается ручным управлением (зачастую можно всю миссию пройти одним роботом), но как только потеряешь их из виду, они норовят то попереться куда-нибудь под огонь башен, то, имея дальнобойные ракетницы, застрять где-нибудь в узком закутке, где любой противник с оружием ближнего боя разберет их влет, то, получив выстрел от одной башни, ломиться к ней в ближний бой (даже если на них из всего оружия только ремонтник), попадая под обстрел еще пары-тройки. В общем, главная причина ваших боевых потерь — это ваша собственная армия.
- Количество против качества — судя по всему, малоки и пеленги живут короче всего, но рождаются чаще всего. В то время как с фэянами и гаальцами — наоборот, рождаются они заметно реже, но живут похоже ощутимо дольше. И не забудем, что у малоков и пеленгов цены ниже из-за низкого качества, а у фэян и гаальцев — выше из-за высокого качества.
- Космические пираты — в обеих играх их вагон и маленькая тележка, от обычных грабителей торговых кораблей до военизированной группировки бывшего космофлотского офицера Рачехана. Пиратством занимаются даже некоторые рейнджеры. При желании пойти по пиратскому пути может и рейнджер-игрок, но это чревато порчей отношений с военными Коалиции и правительствами планет (кроме пеленгских и отчасти малокских).
- Есть тут ещё и Пиратский Клан (уже после Рачехана).
- Лишние детали — у всех вещей пеленгов имеются лишние детали. Есть даже микромодуль, убирающий все декоративные лампочки и провода. Судя по тому, что сбрасывается 20 % размера — этих лишних деталей в аппаратуре буквально тонны.
- Люди — середнячки и Люди — дипломаты. То и другое в данном сеттинге прописано очень отчётливо.
- Микротрещины в канве — про Махпеллу не раз говорится, что она уничтожает всё живое на захваченных планетах, и сама она в финале КР-1 заявляет, что занимается стерилизацией «заражённых» органической жизнью миров. По такой логике после освобождения системы игрока должна встречать выжженная пустыня и лунный пейзаж на поверхности планет. Однако те мгновенно «воскресают» в полном объёме, с населением, правительствами, экономикой, армией
блэкджеком и шлюхами— как будто пережили не экстерминатус, а лёгкую оккупацию. Допустимая жанровая условность?- То же самое касается и второй части — планеты точно так же «возрождаются» при освобождении, хотя по лору ни один вид доминаторов не относится «условно-нормально» к расам Коалиции.
- Направо кругом — в первой части Махпелла совершила ошибку, приняв корабли живыми организмами, а их пилотов и экипаж за болезнь. В конце игры вы сможете объяснить всё Махпелле, из-за чего та перестанет быть врагом и даже может помочь найти и уничтожить Рачехана.
- Небо для атланта — Коалиция для игрока на высоких уровнях сложности. На низких — война Коалиции против супостатов натурально «выиграет сама себя», пока рейнджер занимается своими делами.
- Нечеловеческая психология — Махпелла в первой части и Доминаторы во второй.
- Во второй части один из квестов целиком строится на обыгрывании тропа.
- С Доминаторами спорно. В основу каждого вида положено ровно 1 направление. Соответственно: война, размножение, наука.
- Частично это присуще и Келлеру во второй части, так как его можно уговорить сотрудничать с Коалицией (ой, т.е. с Пиратским Кланом) и Блазеру так как его можно перепрогаммировать на защиту определённой системы.
- Планета-болото — Рахиш, родной мир пеленгов.
- Плоский космос — всё космическое пространство в игре честно-двумерно. Зато в гиперпространственных пузырях плоскость, по которой ползают кораблики, «натянута» на сферу.
- Порочная раса — общее мнение о пеленгах.
- Постулат лорда Бритиша — Келлера в космосе убить нельзя. В гиперпространстве — да, но только с программой «Дематериализация». В остальных случаях придётся уговорить его.
- Правило прикольности — основной художественный прием авторов лора.
- Причудливая чужая биология — все враги Коалиции неорганические, причём клисаны — это управляемые органы Махпеллы.
- У гаальцев по стандартам, заложенным много лет назад, в теле взрослой особи находится «носитель имени» — зародыш, который воспринимает все его мысли и желания, вплоть до интеллектуальной победы над носителем. В какие-то периоды зародыш активируется, его организм становится токсичным и источает специфический запах — это считается болезнью под названием «новый молизон». Заболевшему запрещается торговать медикаментами и продовольствием. После окончания «болезни» зародыш становится самостоятельным и высвобождается из организма. Похоже, что это стратегия гаальцев по приросту населения, чтобы малоки/пеленги/люди не слишком задавили гаальцев численностью. А вы думаете, что находится у гаальца в медицинском центре на месте желудка?
- У фэян фасеточное зрение, что вызывает вопрос: «А у них нет проблем со зрением и видят ли они хуже остальных?». Также у них гермафродитизм с самооплодотворением и умение использовать одну часть своего мозга, деля сознание и фиксируя определённые воспоминания, в то время как остальные части всё ещё работают.
- У малоков ноги сгибаются по-другому: очевидно, что колени у них побольше, голени в нормальном состоянии идут как треугольник, сперва идя сверху-вниз и взад, затем продолжаясь похоже, только вперед, опускаясь вниз и заканчиваясь на месте стоп.
- Ради науки! — Келлероиды не уничтожают корабли Коалиции — они просто разбирают их для детального изучения. Это не их вина, что они не могут собрать разобранное обратно!
- Радиопереговоры для атмосферы — во время межпланетного перелёта игрок то и дело «случайно» ловит обрывки переговоров других пилотов, планетарных радиопередач и т. п. Иногда и с ним самим выходят на связь NPC-корабли. Это создаёт неповторимую атмосферу живого космоса.
- Как правило, это неправильные радиопереговоры. В местном космосе даже военные не особо утруждаются соблюдением профессиональных правил радиообщения, а гражданские пилоты и вовсе общаются вольным стилем, как земные дальнобойщики.
- Разноцветный космос — во все поля. Даже в «чёрных дырах» царит вырвиглазная цветовая феерия.
- Светлее и мягче — вторая часть по сравнению с первой.
- Темнее и острее — зигзаг с ремейком второй части под названием «HD Революция». Более подробно в этих двух статьях.
- Село Планетовка — обитаемый космос состоит в основном из них.
- Сеть гиперпространственных туннелей — в КР-1 эти туннели реализованы буквально, вплоть до того что игрок может выбирать, по каким из них проложить траекторию. В КР-2 вырезано — гиперпрыжок практически мгновенен («съедает» некоторое время).
- Скудный гардероб — малоки в КР-1 изображаются в каких-то дикарских труселях и жилетках на голое пузо. В КР-2, спустя 300 лет, их таки помыли и одели.
- Сменить сторону — такая возможность не раз предоставляется в ходе игры. Можно из добропорядочного рейнджера стать пиратом, потом агентом Коалиции в Пиратском клане, поменять расовую принадлежность и даже (во второй части) закамуфлироваться под доминаторов любой серии и менять камуфляж сообразно тактической задаче.
- Технотрёп — жанр описания действия практически любого устройства и научного эффекта в игре.
- Ужас у холодильника — в одном из вариантов победы над мозговым центром доминаторов Келлером рейнджер-игрок может убедить того оставить пространство Коалиции и отправиться «изучать» клисан в их галактике. Поскольку изучение других рас в представлении Келлера подразумевает обязательное разрушение объекта и исследование составных частей, игрок по сути натравливает Келлера на клисан и развязывает войну между ними. Учитывая то, что и Келлер и клисаны способны путешествовать между рукавами галактики, такое развитие событий сулит крайне печальные перспективы для Коалиции в будущем.
- Впрочем, руководитель в ближайшем центре рейнджеров уверен, что клисаны сами Келлера изучат по атомам. Но вот если в процессе погибнет одна из Махпелл, клисаны могут очень серьёзно отнестись к тому, что их использовали в качестве вышибалы.
- Фантастический расизм — малоки: в большинстве случаев сыграно ради смеха. Они видят себя превосходящими существами, потому что они такие сильные и мечтают о галактическом господстве. Но они — самая туповатая раса из пяти, и вряд ли они когда-нибудь достигнут своих целей, кроме нескольких проектов по созданию супероружия.
- Пеленги тоже относятся так к другим, называя «шраканами», даже если сами заведомо ниже и слабее. Да и сами пеленги думают как бы испытать что-нибудь из опасных для здоровья веществ на других организмах (человеческих, фэянских и гаальских), устроить теракты/войнушку/диверсию на какой-нибудь планете, и наконец, украсть неположенную им информацию.
- Да и некоторые люди могут говорить как бы уничтожить всех остальных после этой войны.
- И некоторые отдельные гаальцы, несмотря на миролюбие расы в целом, считают, что это всё чужаки хотят продать наркотики/алкоголь их детям, уничтожая их расу.
- Федерация — по сюжету, в местном рукаве Галактики господствует плюрализм моделей государственного устройства. Коалиция представляет собой нечто вроде торгово-дипломатического (а с некоторых пор и военного) союза, своего рода «ЕС с Шенгеном плюс NATO». Однако миры людей объединены в конфедерацию, управляемую общим Сенатом, и в целом человечество в этом сеттинге одержимо мечтой создания единого федеративного мультирасового Государства Млечный Путь, причём немало продвинулось в этом направлении.
- Шахматы — в одном из квестов, чтобы выяснить код электронного замка, нашему рейнджеру предстоит сыграть в шахматы с суперкомпьютером. Там же есть явная отсылка к Остапу Бендеру — «кража» ладьи с доски, на что компьютер возмущается и по требованию игрока выдаёт запись всех ходов, а при наличии у игрока программы-трояна — и искомый код вместе с ними.
- Экзотический лексикон — практически вся терминология в игре: названия устройств (турбогравир, железные жупи, жабродюзный двигатель), классов кораблей (плеокан, бомбай, пиолептида), форм жизни (лепрасовые, пенчекряки, гобзавры) и т. п.
- Мета-пример — жаргон постоянных игроков в КР (посмотреть можно тут).
- Этот гадкий уровень, режим планетарных боев — карта «Пляжи Мауна-Роа». Одно из сложнейших заданий данного типа (в списке планетарных боёв из главного меню она даже стоит предпоследней), где из-за пары ошибок укрепления игрока могут быть быстро сметены ордой терроноидов, прущих из бункера в горе. По неведомой причине, именно эту карту игра обожает пихать игроку в ранние годы, когда у него из планетарных боёв пройден только обучающий.
Ссылки[править]
- Космические рейнджеры/НД — здесь писать теории по игре.
- Wiki по миру Космических Рейнджеров
- Официальный сайт.
- Текстовые квесты в Telegram.
- Текстовые квесты в браузере.
- Совсем не живой, на данный момент, форум.
- Официальный сайт HD версии игры, которая вышла 15 марта 2013 года.
- АХИХ — Анализатор Халтуры и Халявы в КР2 — эпичный срыв покровов с КР2 (Осторожно! Моск!).
- Центр рейнджеров «Млечный путь» — сюда перебрались жители форума elementalgames после закрытия оного на бессрочную реставрацию.
- Здесь можно скочядь бизплатна бис поролля вместе с бизплатным трояном. Или пропатчить готовую лицуху (если есть, конечно).
- ПГМТ Описание багоюзерской убертактики для первой части, прием называется «Полугодовая медторговля».
- Wiki по всем играм серии.
- Самое близкое, что есть в реальности к «Мифической третьей части» и «Детям Альфян»: https://web.archive.org/web/20131127125620/http://spacehunters.ru/demo/game.php https://web.archive.org/web/20140221043309/http://spacehunters.ru/demo/AC_OETags.js https://web.archive.org/web/20140221043309/http://spacehunters.ru/demo/demogame2.swf https://web.archive.org/web/20100713211601/http://spacehunters.ru/