Культурно подкованный гопник

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Жлоб из низов проявляет неожиданные эрудицию и интеллект

Не путай, корешок, Аристотеля с Сократом, а то услышишь, как я ругаться буду матом!

« — Мадемуазель, не хотелось бы сильно обеспокоить вас своей неуместной просьбой, но не будете ли вы так любезны и не угостите ли старого бродягу лишней сигареткой, если таковая вдруг у вас найдется?

— Конечно, но у меня только женские… — Да мне б***ь пох** уже… в смысле… в это время суток мне уже все равно.

»
— Бомж из цитаты с Баша

— Э, слышь, пацанчик! Пацанчик! Чё, куда намылился? Сюда, говорю, иди. Так… Мелочь есть? Нет? Пиздишь. Смотри, нос вырастет. Ну, или сплющится, от моего кулака, хы-гы-гы-гы-гы. Ну чо, терпила, бабло на бочку. Давай-давай. Как сказано в Писании, да не оскудеет рука дающего. Так… А чё в карманах? Ну-ка вывернул быстренько. Я те, бля, не Остап Бендер, четырехсот сравнительно честных способов отъёма денег у граждан не знаю, но в табло с ноги зарядить могу, понял, бля, никакой Франкенштейн потом не соберёт из кусочков. А, бля, ты всё равно не знаешь, что Франкенштейн — ни хера не монстр, а учёный-мочёный… Эт чё, всё? Трубу гони. И куртец, куртец снимай, Акакий, бля, Акакиевич. Всё, униженный и оскорблённый, пшёл нах с глаз моих. «Человека-невидимку» читал? Вот так исчезни.

Несколько месяцев спустя…

— …откуда мне было знать, что у этого лошарика батя в МВД работает? Часу не прошло, как мусора меня повязали в библиотеке. Вот и сижу теперь за решёткой в темнице сырой, бля…


Гопник, впрочем, может быть не только начитанным, но и насмотренным, наслушанным — в общем, культурно подкованным. Часто используется для комического эффекта — контраста высокого и низкого в одном персонаже (а то и в пределах одного предложения). Сабжем может стать либо нерд, попавший в плохую компанию и покатившийся, либо обычный гопник, случайно или со скуки (например, на киче) увлёкшийся наукой и искусством.

Родственный троп — Культурный мерзавец. Соседние и смежные тропы — Вежливый лось (применяет насилие, оставаясь притом безукоризненно вежлив), Я профессор, моя жена профессор… (напротив, человек из культурной среды, либо прикидывающийся таковым, ведёт себя как гопник). Положительные антиподы — Крутой гик (культурно подкованный хороший парень) и хулиган-отличник (эрудированный и борзый, но без быдляцкого налёта).

Примеры

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Фольклор

  • Анекдот про гопников, решивших познакомиться с девушкой и к её удивлению легко ответивших (хоть и в своей специфической манере) на три вопроса: «Что такое экстерриториальность? Кто такие малые голландцы? Что такое горизонт событий?». При ответе на последний вопрос даже упомянули гипотезу об излучении Хокинга.

Литература

  • Джек Лондон, «Морской волк» — капитан Волк Ларсен. Каноничный капитан-отморозок, поднявшийся с самого портово-городского дна, садист, насильник вообще и отъявленный бандит. При этом — умнейший и начитаннейший человек, способный цитировать по памяти Библию, литературных классиков и труды любого из знаковых философов. К тому же, талантливый изобретатель.
  • Майк Гелприн, «Переполнившаяся чаша» — малолетний уголовник Бекас, «смотрящий» в колонии-малолетке. Весьма благоразумен и рассудителен, в свободное время повышает образование, читая классику. Однако заточку в печень всадить вполне способен, если понадобится.
  • Владислав Крапивин, «Острова и капитаны» — вожаки «таверны» — Боба Шкип, Курбаши, Валет, — конечно, ещё не настоящие преступники, однако стремительно движутся в эту сторону. Вместе с тем, достаточно образованные юноши, способны, когда захотят, разговаривать вполне вежливо, да ещё и цитировать Книгу Экклезиаста и классическую литературу. «Я ведь не в слесари, а в философы собирался».
  • Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин» — Крошка Алекс, любитель Бетховена и старого доброго ультранасилия.
  • Терри Пратчетт, «Правда» — Мистер Тюльпан, отмороженный громила-преступник, который матерится как сапожник и сидит на буквальных солях для ванны. При этом разбирается в истории искусства на уровне академика и может определить ценность драгоценного камня на глаз.
  • «Сказки тёмного леса» — да полно, начиная от самих главных героев, и кончая феерическими буддистами-фашистами из питерского дацана.
  • «Каникулы строгого режима» — Витя Сумрак уже давно не гопник, а целый положенец (доверенное лицо вора в законе), но троп отыгрывает на все сто, сочетая неспособность говорить не на фене с неплохим знанием классики. В экранизации он, к примеру, при первом своём появлении читает «Малявы Нравственные письма к Луцилию» Сенеки.
  • «Пёсий двор, собачий холод» Александры «Альфины» Голубевой — Гришевич, он же, с лёгкой руки одного из персонажей, — Гныщевич. В прямом смысле гопник — обитатель дна общества и булли, который отбирает карманные деньги у богатеньких студентов академии. При этом отлично владеет французским языком (нахватался в кабаках для иностранцев) и не упускает случая щегольнуть французским оборотом. По сюжету романа сделал стремительную карьеру и, благодаря нужным знакомствам, стал сначала директором автомобильного завода, а после выбился в градоначальники, и везде показал себя как хороший управленец.

Кино

  • «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика по роману Энтони Бёрджесса. Гопники из Лондона будущего слушают классическую музыку и перемежают свою речь иностранными словечками. Также они явно читали Библию и ещё кое-что по мелочи (судя по некоторым оборотам), а протагонист-злодей, их вожак (впоследствии «свергнутый»), любит время от времени vidett (то есть смотреть) «старые хорошие фильмы», как сам же и признался. А в остальном — зверьё как зверьё.
  • Для знатоков русской культуры — или попросту для русских, живущих всю жизнь в России и знающих ее особенности — сабжем предстаёт явно тупорылый, жлобистый, садистичный и дебиловатый (кретиноидный, йододефицитный?) прапорщик Куров из киноверсии «Рэмбо 3», когда, вопреки своему однозначно-гоповскому и зверскому имиджу, вдруг произносит в адрес допрашиваемого (сам будучи в роли помощника допросчика и палача) с интонациями культурного человека (отличника, окончившего десять классов) и на безупречно правильном русском: «Ну? Так и будем молчать? Пора бы уже и сказать что-нибудь!».
    • В вузе Куров не учился — это слово Божие от авторов фильма, а также деталь из новеллизации (согласованная с ними же). Да и с чего бы ему в такие свои годы быть прапорщиком, если бы у него за плечами было высшее? И посмотрите ему в глаза (есть и крупные планы), какое там нафиг «высшее»…
  • «Мыс Страха» (ремейк 1990 г. от Мартина Скорсезе) — Макс Кейди. Деревенщина-южанин, на момент ареста неспособный даже имя свое написать, в тюрьме прокачался и прочитался до чуть ли не сверхчеловека, способного в одиночку отхуярить трубой толпу костоломов, а потом над бесчувственными тушками процитировать Ангелуса Силезиуса. Что не мешает ему при этом насиловать и избивать женщин, как в дотюремные времена.
    • А его в тюрьме ещё и «опускали» — по его собственному признанию!

Телесериалы

  • «Морской волк» — советская экранизация 1990 года. Единственная, к слову, где практически дословно сохранены философские беседы Ларсена с Хэмфри.
  • «Даёшь молодёжь!» — гопник Башка. На самом деле из семьи богатых интеллигентов и отлично образован, играет на скрипке и пишет стихи на французском — но предпочитает это скрывать, видимо, устав от высокой культуры дома и предпочитая незатейливые развлечения с лучшим другом.

Музыка

  • Рэпер Сева, пародия на рэпера Сяву. «Не читал Бальзака — по хлебалу на-ка!»
  • Безо всяких пародий такой сценический имидж создал себе Oxxxymiron. На одном дыхании может прочитать, как он сношал твою мамашу и шатал этот город, и процитировать классическую литературу, которую только в Оксфорде ещё помнят.
  • Лёха Медведев, вокалист Infornal FuckЪ (самой разухабистой и похабной рок-группы, которую только можно найти в Питере, собственно, сами Факи честно относят своё творчество к жанру «алко-металл») местами обнаруживает за матюгами и шутками ниже пояса очень немалый культурный багаж и эрудицию. А нецензурщина только добавляет необходимой перчинки.

Прочее

  • Badcomedian — гопник Харчок иногда показывает нестандарты. Бонжур, ебать!
  • А ещё это еврейская фамилия, порождающая перлы уровня "Это плюрализм, но не релятивизм; он приветствует разнообразие позиций, но не пытается уважить абсолютно все взгляды. Гопник подчеркивает необходимость разговоров и дискуссий."