Лев Кассиль

Материал из Posmotreli
Версия от 16:57, 8 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Лев Абрамович Кассиль — советский писатель и сценарист. Родился еще в царской России в будущем городе Энгельс в еврейской семье врача и учителя музыки, поступил на физмат МГУ, но внезапно обнаружил в себе потребность писать. Сначала писал письма домой (чем беззастенчиво пользовался печатавший всё это в газете в переработанном виде младший брат), потом переключился на собственно литературу, работал также журналистом и главредом журнала «Мурзилка».

Наиболее известен, конечно же, вышедшей в 1935 полуавтобиографической повестью «Кондуит и Швамбрания», рассказывающей о детстве писателя в Покровской слободе до, во время и после революции. Повесть сразу же полюбилась читателям, но тут наступил 1938 год, и младшего брата писателя осудили на десять лет и расстреляли. Книга после этого до 1957 года не переиздавалась, но Кассиль продолжал писать почти до самой своей смерти в 1970 году от инфаркта.

Три страны, которых нет на карте

3 страны под одной обложкой

Сборник самых известных его работ, все из которых так или иначе касаются выдуманных стран.

Кондуит и Швамбрания

Самый известный его труд. Кассиль рассказывает о своём детстве, учёбе в гимназии, том, какое влияние на их жизнь оказала революция… а также о выдуманной им и его братом стране Швамбрании, в которой они прячутся от скучной реальности.

«Будьте готовы, ваше высочество!»

В книге рассказано, как советском пионерском лагере «Спартак» отдыхал наследный принц (— Ишь ты, наследный… Где же это он наследил?) одной южной страны и как он перевоспитался и стал хорошим барчуком. Экранизирована в 1978 г.

Вторая страна, соответственно — Джунгахора, принц которой и приехал в простой советский пионерский лагерь у моря по настоянию старшего брата и по совету советского посла. В отличие от двух других стран, Джунгахора на самом деле не выдуманная, а как бы настоящая и даже есть на карте, автор просто чуть-чуть поменял её название и чуть-чуть передвинул на карте. Чтобы дипломатических осложнений не было, да-да.

  • Детдомовец — Тоня Пашухина.
  • Другая смерть в адаптации — судя по книге, её родителей репрессировали; в фильме — другая эпоха, там они погибли в Ташкенте во время землетрясения.
  • Король/принц на перевоспитаниис прикрученным фитильком: принц титула не лишился.
  • Очень приятно, царь — отчасти инверсия. Став королём, принц начинает с реформы этикета: «И в письме этом король сообщал, что он не позволяет никому раскрывать на ночь, убирать и заправлять на день свою постель в спальне Джайгаданга и что он ввел у себя во дворце ежедневную утреннюю линейку для всех министров и придворных. Причем король приветствует свиту восклицанием „Путти хатоу!“, на что все присутствующие придворные должны отвечать „Взигада хатоу!“» (Глава 20).
  • Попаболь — в одной из последних глав Дэлихьяр и Тоня попадают на лекцию о международном положении, где речь заходит об обстановке в Джунгахоре (родной стране принца). Лектор в весьма нелестных выражениях описывает правящую верхушку Джунгахоры и самого Дэлихьяра, который, после недавнего переворота, формально провозглашён королём (сам лектор, естественно не знает, что новоявленный король его внимательно слушает прямо сейчас). Дэлихьяр буквально кипит от ярости, и Тоне приходится передать лектору записку с упрёком в несправедливости в отношении Дэлихьяра.
  • Срисованная фэнтезийная культура — Джунгахора похожа на Индию (вплоть до великого поэта Рабиндраната Тагора… то есть Тонгаора). А судя по тому, что это всё-таки монархия и там фигурирует русская бабушка, есть намёк и на Сиам/Таиланд.
  • Якорь мне в глотку — джунгахорское выражение «Уходи в дыру жёлтых муравьёв!».

«Дорогие мои мальчишки»

И снова подростки, придумавшие для себя сказочную страну, только теперь наступила не революция, а Великая Отечественная. В отличие от швамбран, правда, синегорцы не стесняются нести свои принципы в реальную жизнь и, следуя им, помогать людям, а если надо, и с оружием в руках. Повесть перекликается с «Тимуром и его командой», а прототипом одного из героев стал сам Аркадий Гайдар.

Другим отличием Синегории от Швамбрании является то, что о стране не рассказывают голосом Сенкевича, а она фигурирует во вставной новелле в повести. Кассиль рассказал типовую советскую сказку про то, как народ сверг под лозунгом «Отвага, верность, труд — победа!». Только тиран необычный — глупый король Фанфарон. «Про него говорили, что король продулся, у короля ветер в голове и что не скажет — всё на ветер. И ветры решил, что он самый подходящий для них, самый ветреный в мире король». Садовнику разрешили выращивать лишь одуванчики, кузнецу приказали мастерить одни лишь флюгера, а стеклянных дел мастера заставили быть поставщиком мыльных пузырей. Ещё король домогался красавицы, а когда она ему отказала — посадил в подвал.

В конце концов, конечно же, наши победили. Король Фанфарон, сдавший страну ветрам, был сдут движением во главе с Мастерами. Тоже недосказанность, кстати — «теперь ты Фанфарон последний, новых не будет». Аж жалко дурака становится, учитывая, что король был скорее глупый, чем по-настоящему злой, а всеми делами заведовали скорее министр Жилдабыл и Ветры.

  • Искусные мастера:
    • Славнейший Мастер Зеркал и Хрусталя ясноглазый Амальгама отливал стекло, в гранях которого жила радуга, а несравненной чистоты зеркала обладали таинственным свойством сохранять в своих глубинах солнечный свет и излучать его в темноте. Причём тончайшие лучи, если перебирать их пальцами, пели, будто струны арфы.
    • Могучие руки искуснейшего оружейника Изобара легко гнули самое толстое железо, но могли сплести и тончайшую кольчугу. Он ковал и знаменитые мечи, острые и прочные, но столь тонкие, что стоило повернуть их ребром, и они делались невидимыми для глаза, и плуги, и затейливые погремушки.
    • Знаменитый садовник и плодовод, мудрый Дрон Садовая Голова выращивал виноград, крупный, как яблоки, и яблоки, огромные и тяжёлые, словно арбузы, и розы и лилии невиданной красоты, от аромата которых люди веселели, как от самого крепкого вина.

Повесть была позднее экранизирована как раз под названием «Синегория» (1946 г., реж. Эраст Гарин).

Другие произведения

Метка на шарфе

Здесь можно прочитать интересный рассказ о его жизни. Любопытный факт: его жена Светлана — дочь знаменитого оперного певца Леонида Собинова и двоюродной сестры скульптора Веры Мухиной. Дочь Светланы и Льва Кассилей занималась мультипликацией.

  • Вторая мировая война:
    • «Великое противостояние».
      • Воинствующая бездарность — бесталанный кинорежиссёр Причалин, копавший под действительно талантливого режиссёра Расщепея.
      • Коронная фраза — у артиста и кинорежиссёра Александра Дмитриевича Расщепея их целый набор: «Мадрид и Лиссабон», «сено-солома», «перец с горчицей», «труба-барабан», «гроб и свечи», «рога и копыта», «сыворотка из-под простокваши», «пень-колода».
      • Младший сын — гендерная инверсия. Серафима — самая младшая в семье, родилась, когда старшие дети уже выросли, все детские вещи успели раздать или пустить на тряпки и ещё одного ребенка никто не ожидал и, в общем, не особенно хотел. Прибавьте к этому, что она некрасива и учится на тройки.
      • Сам поставил, сам играл — Расщепей исполняет в своих фильмах роли первого плана. Судя по тому, что имеет звание народного артиста и неоднократно играл Ленина (а такое в СССР можно было только с высокого одобрения), актёр он как минимум незаурядный.
      • Филк — девтерагонист Ромка Каштан сочинил: «Крутится, вертится „юнкерс“ большой, крутится, вертится над головой. Крутится, вертится, хочет попасть, а кавалер барышню все равно хочет украсть… Где ж эта улица, где ж этот дом, где все, что было вчера еще днем?»
    • «Улица младшего сына» — о пионере-герое Володе Дубинине (совместно с М. Л. Поляновским).
      • Реникса — в детстве Володя пытался прочитать заголовок отцовского морского словаря, по ходу дела давая букве R замечательное название «„Я“ оборотное» (судя по другим буквам, мальчишка пытался прочитать слово «Marine» или что-то вроде того).
    • Рассказ «Вторая половинка песни» — американцу Джорджу, участнику конвоев Второй мировой, в северном советском городе предложили принять участие в концерте. Но он отказался, потому что его брат Билль, с которым они всегда выступали вместе, пропал без вести. Он оказался живым. В этом городе. В этом клубе.
  • Спортсмены:
    • «Ход белой королевы». Реникса — на этом построена целая детективная история. У пропавшей и кем-то спасённой девушки Наташи на шее был найден шарф с полувытрепавшейся меткой (см. картинку). Кто оставил шарф? С. Чудинов? Сычугин? В конце выясняется, что нет. Это — Карычев. Шарф куплен в Швейцарии, а метка сделана латиницей — Carytschev
    • «Чаша гладиатора» — ну, не совсем спортсмен… Главный герой — цирковой артист-атлет. Его воспитанник Пьер — счастливо усыновлённый, хотя привыкнуть к Советскому Союзу ему тяжеловато.
    • Рассказ «Пекины бутсы»:
      • Необычное сокращение имени: Пека – это Пётр.
      • Невысокий крутой. «Пека Дементьев был очень знаменит. Он долгое время слыл одним из самых ловких, самых смелых и искусных футболистов Советского Союза. Узнать его было очень легко: самый маленький игрок сборной СССР. До плеча всем».
    • «Вратарь республики».
      • Быстрее, чем кажется — Антон Кандидов. В своём первом серьёзном матче он немало удивил зрителей на трибунах, когда его «огромная, хорошо сложенная фигура пришла в движение и начисто заслонила ворота».
      • Cедая прядь — у заглавного героя Антона Кандидова, в числе прочего, давшая ему прозвище у болельщиков.
      • Флэшфорвард — книга начинается с первого матча Кандидова за команду «Гидраэр», после чего повествование переносится во времена его детства.
      • Вуглускр — розыгрыш:
«

— Скажи «государь», а потом от начала по одной букве откидывай, — сказал он Тошке. — Ну, а что будет? — недоверчиво спросил Тошка. — А ты вот скажи. — Государь, — начал Тошка, — осударь, сударь, ударь. Бац!.. Женя с опаской, но увесисто ударил Тошку в плечо. — Ты что? — удивился Тошка. — А ты сам сказал «ударь».

»
— «Вратарь республики»

Тошка моментально ответил похожим розыгрышем, но уже не вуглускрным.

  • «Черемыш, брат героя». Мальчишка-детдомовец вообразил, что его однофамилец, знаменитый лётчик – его старший брат, и стремился соответствовать.
  • «Ранний восход» — биографическая повесть о художнике-вундеркинде Коле Дмитриеве, погибшем в 15 лет.
    • Неловкое прозвище — сестрёнка главного героя Катя, она же «Симак-Барбарик». Мягкий вариант: Коля несколько раз по-доброму смеётся, вспоминая это прозвище. Кате именно что неловко, но она всерьёз не обижается.
  • Рассказы и очерки. Особенно нашумел рассказ «Есть на Волге утёс» — читателей так тронула история продавца мороженого, который в молодости был гениальным певцом, но потерял голос из-за подстроенного завистниками несчастного случая, что в Грозном для несуществующего героя организовали сбор денег.
  1. Правильно будет «юнг», но из-за чьей-то начальственной ошибки школа официально называлась именно так.