Реалмеха/Абсолютно реалистичная меха

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.

Прочитали статью «Реалмеха»? А теперь представьте, что все мини-тропчики из подраздела «И тем не менее» были безжалостно выброшены в угоду абсолютной реалистичности. И вообще всё нереалистичное убрали. Получится ли что-то интересное? Есть ли такие произведения?

Общий разбор[править]

Конструктор бдит[править]

Далеко не всякий мех может быть реалистичен из практических соображений. Да что там — далеко не всякий мех может реалистично стоять. Закон квадрата-куба не дремлет — если в сеттинге нет антигравитации и/или очень прочных материалов и/или очень мощных компактных двигателей, то слишком большая меха невозможна. Какая возможна — зависит от успехов в этих технологиях. В случае, если технологии едва-едва лучше наших — вообще никаких мехов не будет. Также не следует забывать о законах Ньютона — очень тяжёлой машине на очень маленьких ступнях потребуются суперматериалы не только для конструкции, но и для подставки: на простой земле она завязнет (если, конечно, антигравитации нет). Поднять тяжёлый груз руками тоже не всегда получится — может развалиться. При ударах по тяжёлым телам (к примеру, зданиям) более лёгкий мех будет отлетать в сторону сам; аналогично при стрельбе из пушек будет присутствовать отдача. Конструкция должна быть адекватна задачам. Уязвимые узлы нужно по мере возможности закрывать бронёй — или вводить силовые поля, объясняющие, почему эти узлы нельзя расстрелять издалека/покалечить в первые минуты боя/заклинить первым же взрывом. Если меха предстоит принимать урон непосредственно, все выступающие шипы/надстройки/крылья будут оторваны в первую очередь с ослаблением остальной конструкции. И даже если силовое поле спасает от всего, не стоит создавать самоубийственные наплечники в меха-исполнении: они помешают свободному движению. В общем, абсолютно реалистичная меха должна быть куда больше похожа на образец современной боевой техники, чем на игрушечного солдатика.

ОЯШ за рулём[править]

Если коротко — никогда. Меха — сложная в управлении машина, уж точно не менее сложная, чем автомобиль. И дорогая. Танк, к примеру, стоит сотни миллионов рублей, меха вряд ли будет стоить меньше. То есть ни к какому случайному человеку в руки она не должна попадать; любой пилот — как минимум, должен окончить соответствующие курсы; мануалу в свободном доступе просто неоткуда взяться.

Единственное исключение — если промышленность развита настолько, что вообще вся пехота подчистую экипирована мини-мехами или силовой броней, в таких количествах что можно было бы оснастить ими хоть все население страны; в таком случае ОЯШ будет просто одним из множества призывников-пехотинцев, не имеющих ни сюжетной, ни сколь-нибудь значимой обычной брони, и не являющихся объектами сюжетной важности или супер-пупер вундервафлями; их задача будет заключаться в прикрытии полноценных мех, управляемых реалистичными кадровыми пилотами или пилотами-асами.

Превозмогания[править]

Могут и остаться — в разумных пределах. Но следует помнить, что большая часть работы с любой техникой — обыкновенная рутина, хотя и не обязательно показывать это. Также сами бои не требуют героизма в каждую секунду — в случае, если вся армия/геройский отряд не находится в шаге от поражения. Герой, превозмогающий почти всё время, пока он в машине, без перерыва на обед — не реалистичен. Кстати, не стоит обделять пилота возможностью покинуть машину, если это решение напрашивается.

Эффективность, зависящая от сюжетной важности[править]

Нет. Но может быть так, что герой настолько важен именно потому, что, как заслуженный пилот, управляет особо эффективной моделью меха. Или просто он — ас своего дела, победить которого очень тяжело.

Необоснованно яркая окраска[править]

Тут всё зависит от того каким способом ведётся обнаружение целей в сеттинге. Если сугубо радиоэлекронным, то меха может быть любой расцветки, хоть радужной (лишь бы краска не влияла на свойства покрытия). Сюда же относятся глазки/носики/губки и прочие декоративные детали, никакой практической ценности не имеющие — если у пилотов/техников есть лишнее время на ерунду, то чёрт с ними. То же самое, если факт обнаружения вообще не играет никакой роли, а вот психологический — еще как, «Красный барон» Манфред фон Рихтгофен не даст соврать.[1]

Если визуальный фактор играет хоть какую-то роль (а так почти всегда в меха) — однозначно нет. В таком случае у нас будет или унылый покровительственный окрас, или, в лучшем случае, «ослепляющий» камуфляж в стиле кораблей Первой мировой, когда ломаные линии искажали очертания и усложняли оценку расстояния до цели.

Цветастые взрывы, заметные лазеры, шумный космос[править]

Этим тропам в реальности не место. Почему — раскрывают соответствующие статьи.

Меха как вундервафля[править]

Почему одно какое-то средство или тактический приём не может стать абсолютной имбой — написано в статье про Мэри-цзы. Разумеется, возможно полное превосходство над отстающим на целую эпоху противником — но даже тут враг не будет сливать постоянно и долго, а скоро найдёт на супертехнику управу. Хотя бы научится от неё убегать. Или официально сдастся и перейдёт от войны к терроризму.

Тонкие взаимоотношения с техникой[править]

Пилот может любить свою меха. Впрочем, большая часть адекватных людей предпочтёт о технике просто заботиться. Но вот чего уж точно не может быть, так это того, чтобы техника отвечала взаимностью. Или чтобы подобные взаимоотношения улучшали её характеристики более, чем просто хорошее обслуживание.

Зашивание обороны[править]

Обладая возможностью навесить много оружия и брони на меху, и чтоб она ещё и двигаться могла, очень сложно. Если выйдет — что мешает навесить ещё больше на эшелонированную Линию Фронта, она ведь никуда ехать не должна, или медленно. А пробивать нечем — броня столь сильна, что не пробивается ничем, хуже чем в первую мировую. Ну и как воевать, если наступление становится в принципе невозможным?

Частичные примеры[править]

Аниме[править]

  • «Гандам» — меха тут не вундервафля. Её применимость обусловлена частицами Миновского, которые вырабатывают местные реакторы термоядерного синтеза. Эти частицы блокируют радиоволны, что делает бесполезными в бою радары и системы наведения. Благодаря этому хоть и здоровые, но весьма подвижные, мобильные доспехи могут на равне сражаться как друг с другом, так и с классической техникой. Однако, при количественном приемуществе и тактическом превосходстве обычная техника может уничтожить мобильный доспех (см. MS IGLOO 2: The Gravity Front). Камуфляжная расцветка используется лишь в планетарных боях для засад. Пилоты-асы красят свои доспехи в фирменные цвета, если есть на это время. В сериалах главные герои подростки, но не просто ОЯШы, а ньютайпы. В полнометражках обученные пилоты. Но, при этом, и асы на супер прототипах регулярно гибнут. Навесить невообразимо много дополнительного вооружение на меху можно только в космосе. Причём в процессе боя отработавшее своё обвес сразу же отстреливается дабы повысить манёвренность (см. видео). В условиях гравитации же рюкзак с боеприпасами носится лишь во время марш броска и в случае возникновения боевой ситуации сразу же отстреливается (см. видео). Частично к вундервафлям можно отнести мелкосерийные (а иногда и единичные) образцы созданные специально под пилотирование ньютайпами. Однако во всём, что не касается особого вооружения (например управляемых телепатией дронов) они не превосходят крупносерийные образцы. Настоящей вундервафлями можно считать Гандам Единорог и две его копии: Баньши и Феникс, которые при управлении раскрывшим свой потенциал ньютайпом могут творить нечто невообразимое.
  • «Рыцари Сидонии» — эффективность от сюжетной важности не зависит — сюжетно-важную Первую Девушку Таникадзе выпиливают без всякой пощады. С героем реконструкция — он на самом деле крут, и именно в своей машине. Но это только потому, что он — человек+, годами именно на этой модели тренировавшийся. И, как частичная аверсия — его «Белая Луна» не новейший прототип, а устаревшая модель с недружественным управлением.
    • Частичная же потому, что машина главного героя снята с производства из за высокой стоимости и требований к пилотам, более новые машины при худших характеристиках проще управляются и значительно дешевле. Да и суперпрототип герою дали весьма быстро.
      • Снята-то снята, но какие-то детали на складах ещё остались, да и от других моделей в крайнем случае механики приспособить что-нибудь могут — техники там все, как на подбор, с золотыми руками.
      • И суперпрототипы (которые в меньшей степени супер и в большей степени прототипы) ему выдают по ходу произведения не раз — должен же кто-то их протестировать в реальной обстановке.
    • Вообще откровенно манапанковую меху сложно считать абсолютно реалистичной, хотя намёки на более-менее внятную матчасть местами и проскакивают. А что до недружелюбности управления, то по сюжету оно не столько недружелюбное, сколько заточенное под конкретного пилота и по совместительству славного предка протагониста, отчего в машине отсутствуют всяческие опции автоподруливания — её адаптировали под аса, которому такое только мешало бы. И тренировался герой (кстати не он один) не на самой машине, а на её симуляторе (ещё чего, пускать в учебных целях за штурвал). А с первой девушкой там вообще довольно закручено — тот ещё мехаон по факту.
    • Отдельным пунктом тут стоит отметить, что по ходу произведения несколько раз меняются сами модели. При том проектирующие новые модели инженеры консультируются с пилотами по поводу ряда решений.
      • Педаль в пол — Нагатэ сумел уговорить техников отложить запуск новой модели в серию, чтобы они раньше успели закончить укрепление кокпитов старых машин, потому что новые машины оперативно будут выданы единицам, а на старых будет продолжать летать большинство.
  • A.I.C.O. Incarnation — посмотрите это. Затем попросите знакомого волшебника использовать на вас Obliviate. Забудьте всё про главных героев… да и про героев вообще! И про сюжет заодно. Всё это крайне нереалистично… а вот меха на редкость правдоподобна. По размерам она едва ли больше автомобиля. «Ноги» оканчиваются колёсами для скоростного передвижения. Оружие установлено в специальных креплениях вовсе без каких-либо рук. Тем более, нет никакой головы. Все пилоты — прошедшие тренировку люди, относящиеся к своим меха так же, как и к авто. Есть внятная тактическая задача — скоростное передвижение по очень пересечённой местности (типа заброшенных наукоградов) без ремонта, при сохранении малой стоимости машины. В боях с людьми не используется, потому и камуфляж не носит — ведь для дальней стрельбы лучше подходит артиллерия, для тяжёлой брони — танк, да и остальную технику никто не отменял. В общем, ни одного обоснованного «не верю». Меха в этом аниме — это просто такая техничка с повышенной за счёт «ног» проходимостью и аккумулятором вместо бензобака. Следующий шаг на пути «утяжеления» пехотинца после экзоскелета, но до паука-танка.
  • Gasaraki — тактическая броня является небольшом мехом с упором на высокую мобильность и проходимость, даже опытными пилотами управляется с трудом, вместо превозмогания огня предпочитает передвигаться перебежками под прикрытием дымовой завесы и вообще обладает крайне высокой реалистичностью. К сожалению, добавление в середине сериала дрейней магической биомехи идею погубило.
    • Большинство других мех Рёсукэ Такахаси — например, Flag или Votoms. Мехи утилитарны и невзрачны, пилоты — мрачного вида взрослые вместо толп ОЯШей, драма и героизм — умеренны, а мехи могут быть уничтожены и обычным оружием.
  • Muv-Luv Alternative: Schwarzesmarken — пучеглазые девочки на постере сразу говорят «да ну не»… но не все так просто. Все члены Черных Меток, несмотря на свой типично анимешный вид — имеющие приличный боевой опыт военные от 19 до 25 (фактически армейская элита), а пилотируют они серийные серые мехи (никаких цветастых суперпрототипов), которые далеко не всесильны. Во-первых, отряд главных героев использует их против пришельцев не с целью «раздолбать всех», а скорее для того, чтобы ворваться пришельцам в тыл и, пользуясь маневренностью, уничтожить дальнобойный лазертип и тем самым обеспечить себе поддержку артиллерии, так называемый Laserjagd (из-за отсутствия какой либо поддержки и необходимости действовать в тылу многочисленного и очень опасного врага требует для себя очень хороших пилотов. Обычные же пилоты мех используются как крутое мясо и гибнут как мухи, особенно в крупных операциях). А во-вторых, против обычной армии мехи показывают себя так себе — в условиях городского боя их пробили выстрелом из РПГ-7, а в последней серии прощелкали танковым залпом (Слишком уж шкафы). Реалистичности прибавляет серая цветовая гамма и сеттинг вида «умереть может каждый», постепенно переходящий в смерть практически всех ключевых персонажей.
  • Серия Armored Trooper Votoms, гремевшая в 80-е, но сейчас незаслуженно забытая. Местные мехи представляют собой относительно небольшой бронескафандр (до 4 метров высотой) являющийся массовым оружием для мотопехоты. Собственно VOTOMS переводится как «Vertical One-man Tank for Offense & ManeuverS» (Вертикальный Одноместный Танк для Обороны и Маневров). Машина отнюдь не блещет суперхарактеристиками и является вполне себе расходным материалом, как танки или БТР. Одноместный шагающий танк как он есть.
  • Obsolete Гена Уробучи (да-да, того самого, что работал над «Мадокой» и «Психопаспортом») — не первая попытка автора взяться за жанр Меха (вспомните хотя бы «Гаргантию»). Номинально сама основа конктрукций экзофреймов тут закупается у инопланетян и управляется силой мысли подключенного пилота, но вот во всём остальном… Мысленое управление при всей своей продвинутости совершенно никакой сверъестественной эффективности не даёт (за исключением того, что для сносной подготовки пилота хватит нескольких дней, что некоторые творчески эксплуатируют). Сама конструкция основы не особо далеко ушла от уже существующих проектов экзоскелетов (да и размером их не то чтобы сильно превосходит). Обвес полностью земного производства и фактически большей частью переставлен туда с существующей техники (или собран на коленке народными умельцами). Броня местами наводит на мысли о чём-то вообще времён Первой Мировой. В общем инопланетяне тут выступают только обоснованием повсеместного внедрения экзофреймов, потому как они расплачиваются этим за не ясно для чего нужный им известняк (по одному скелету за тонну породы), что делает сам базовый скелет с приводами дешёвым и широкодоступным. Несколько подпорчивает картину только неразрешённый вопрос энергоснабжения машин: в заправке они не нуждаются, а внутреннее устройство самих машин не до конца исследовано — впрочем физические характеристики у машин при этом не сверхъестественные.

Видеоигры и их новеллизации[править]

  • Никаких вам школьников в кокпите «Голиафа» или «Викинга». Там же, и в игре, и в новилизации обошлись без всяких превозмоганий.
    • Однако управление «Одином» Рейнор доверил Тайкусу Финдли, которые по военной специальности вообще-то пулемётчик, в пилотировании ранее замечен не был, а конкретно эту меху знает на уровне «Красная кнопочка, а ты что у нас делаешь?». И вместо того, чтобы запутаться в собственных ногах, он едва ли не в одиночку разносит целые укрепрайоны (впрочем, будет ли это превозмоганием или рутинной победой, зависит исключительно от игрока).
  • Первые Metal Gear, но с фитильком. В первых играх Metal Gear представлял собой относительно неуклюжую, угловатую шагающую коробку, вся тактическая привлекательность которой заключалась в рейлгане, способном зашвыривать ядерные подарки на большое расстояние. Но в средне-ближнем бою Гир выносится из чего угодно.
  • FEAR 2. Силовая броня «Elite». По сути — здоровенный шагающий танк с пулеметами и гранатометами. Ни суперброни, ни силовых щитов, ни супероружия. А многочисленный или хитрый противник может вынести героя в этом «сьюте» даже из стрелковки.
    • Здесь же — куда более частый противник — REV6. С фитильком, ибо он только числится числится силовой броней по лору и в целом ею явлется. Здоровенный бронекостюм с бронированием на уровне легкого БТР.
  • Quake 4. Шагоход — обычная армейская техника, пилотируемая обычным солдатом, причём в скорости и маневренности проигрывает обычному армейскому ховертанку. Обычную пехоту расстреливает не останавливаясь, но противотанковые средства вполне эффективны против него, а уж со строгговским Сборщиком и вовсе стоит быть поосторожнее.

Настольные игры[править]

  • BattleTech — реалистичные лазеры и взрывы, камуфляжная раскраска и реальная возможность уничтожить мех не-мехом. Особенно отличились аэрокосмические истребители.

Полные примеры[править]

  • Добавить примеров.

Примечания[править]

  1. Строго говоря в случае Манфреда фон Рихтгофена факт обнаружения играл ого-го какую роль — факт обнаружения своими: приличных систем связи тогда не было, из авионики были только привязанные к рычагам тросики, а между наземными соединениями информация передавалась вообще ещё голубиной почтой, которую к самолёту было не приспособить вообще никак — вот и выходило, что для определения «свой-чужой» приходилось красить машины в командные цвета как минимум частично или даже изображать на них какие-то символы, а эскадлилия «Воздушный Цирк» в какой-то момент пошла ещё дальше, фактически дав уникальную раскраску каждой машине, в результате чего пилоты безошибочно узнавали друг-друга в небе и могли действовать гораздо организованнее, особенно на малых дистанциях, где шанс зацепить своих возрастал, но возрастал и шанс быстро сбить противника.