Концлагерь

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Wir sind die Moorsoldaten

und ziehen mit den Spaten ins Moor.

Wir sind die Moorsoldaten

und ziehen mit den Spaten ins Moor.


Hier in dieser öden Heide

ist das Lager aufgebaut,

wo wir fern von jeder Freude

hinter Stacheldraht verstaut.

»
— Die Moorsoldaten, протестная песня узников Бёргемора

Концентрационный лагерь — явление, родственное тюрьме, какой мы её знаем. Это тоже место, где большое количество людей содержится вопреки своей воле. Но присутствует множество нюансов.

С юридической точки зрения концентрационный лагерь — это место, куда заключенных помещают (т. е. концентрируют там) по какому-то формальному признаку: принадлежности к определенной национальности, социальной группе и т. п. Также важными критерием является отсутствие или слабость процессуальной стороны дела. В тюрьму осуждённые помещаются в соответствии с решением суда (или другого полномочного органа) и на определённый срок, имеется порядок освобождения и, как правило, опротестования такого решения. В случае с концлагерем все иначе — человек помещается в него по произволу власть имущего и если вообще освобождается, то по такому же произволу. Собственно в этом и заключается ужас описываемого явления — концлагеря главным образом отличается от тюрьмы не условиями содержания, а именно тем, что существует вне правовых норм. (Или НЕ вне этих норм).

Именно поэтому, если в художественном произведении появляется место заключения, называемое концлагерем, то описываться он будет исключительно в черных красках. Во многом потому, что концлагеря прежде всего ассоциируются с Третьим рейхом, так что если названное таким словом явление появится в вымышленном сеттинге, это будет обозначать, что создатели этого лагеря соответствующим образом выглядят, думают и действуют.

В реальности же нацисты были не первыми и далеко не единственными, кто додумался до идеи концлагеря (хотя именно они были авторами такого чудовищного изобретения, как лагерь смерти, в котором не просто собирают, то бишь концентрируют большие массы людей, но и планомерно, в промышленных масштабах их уничтожают). Впервые такую практику систематически применили англичане на рубеже XIX и XX вв. в ходе второй англо-бурской войны (этот конфликт был вообще печально знаменит многими видами зверств), и тогда же появилось это название (хотя бытовал и эвфемизм «лагерь-убежище»). Но ещё раньше, во время Гражданской войны в США северяне также массово задерживали мирное население Юга, хотя это больше напоминало фильтрационные, а не концентрационные лагеря. Южане тоже отличились построив для пленных cеверян лагерь Андерсонвиль (Andersonville) — с постоянной нехваткой еды, и как следствие высокой смертностью от голода и болезней. Незадолго до начала войны в Южной Африке их начали использовать испанцы во время восстания на Кубе. Были концлагеря и во время Первой мировой (как минимум в Австро-Венгрии). Во время Второй мировой концлагеря применялись в США для содержания японского населения, да и столь же демократичный Франция и Британия их использовали. Из послевоенной истории печально прославился чилийский диктатор Пиночет, создавший концлагерь на стадионе. Из концлагерей, действующих в настоящее время, стоит отметить печально известную американскую тюрьму Гуантанамо - хотя туда помещают не за некрасивые глазки, а по подозрению в терроризме, она находится за пределами США... а значит, на неё не распространяются американские законы.

Первое, что надо понимать, говоря про концлагери, так это то, что это не какое то конкретное место, а целая структура государственного масштаба, причём в отличие от системы ИТЛ, строго временная. Например, война кончилась, а с пленными надо что то делать, пока "наверху" решают, что и как именно. В случае же потребности в сжатые сроки перебросить большое количество людей, подобные структуры вообще безальтернативны. Локальные пункты сбора, где собирают, причём отнюдь не мгновенно, определённое количество человек, скажем на один эшелон, откуда они транспортируются в более крупный пункт(ы), откуда уже распределяют либо в следующий пункт(ы) побольше, либо по направлениям, в пункт(ы) поменьше, где и происходит окончательная сортировка по объектам. Чисто юридически, концлагерь и есть. На практике же, ничего особо страшного тут нет, так просто удобнее. И контингент, кстати, совершенно не обязательно какие нибудь "кулаки", отправленные неким грузином покорять Сибирь, хотя и такое было. Чаще совсем наоборот. Именно по такой схеме и происходила мобилизация населения СССР во время ВОВ. По этой же схеме вывозили "мирняк"(вместе с заводами) из зон боевых действий того же события. Или на знаменитые Комсомольские Стройки.

Троп весьма популярен среди любителей тематики Гулаги и рабы, но в действительности в СССР концлагерей в юридическом значении этого понятия никогда не было (хотя сам термин какое-то время применялся). Правда, они существовали во время Гражданской войны, но ещё до создания СССР. В системе ГУЛаг имелось больше количество исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), которые юридически мало чем отличались от тюрем — заключённые направлялись в них по решению суда либо тройки, по обвинению в преступлениях, предусмотренных действующим Уголовным кодексом и на определённый срок, после чего те, кто выжил, освобождались в установленном порядке.

Если же говорить о чисто физической стороне вопроса, то тюрьмы рассчитаны на содержание небольшого количества людей и являются капитальными строениями с прочными, толстыми стенами (часто эту функцию выполняли бывшие или действующие крепости). Лагерь (концентрационный или ИТЛ) рассчитан на большое количество людей, их жильё не капитальное (бараки, в тёплом климате — палатки), а для предотвращения побегов. помимо охраны (для удобства она может стоять на вышках) служит столь же некапитальный забор. С колючей проволокой, по которой нередко ещё и пускают электрический ток. Можно сказать, что концлагерь — дитя научно-технического прогресса, и неудивительно, что он возник лишь в XIX в.

Где-то рядом стоят лагеря военнопленных. Но пусть их соотношение с тропом опишет кто-то другой.

Где встречается[править]

Театр[править]

  • Альберто Моравиа, пьеса «Бог Курт» — о самодуре-коменданте нацистского концлагеря, который решает поставить в своем лагере пьесу «Эдип» Софокла, но с настоящими, а не понарошку, убийствами и изнасилованиями. Слабонервным лучше с произведением не знакомиться.

Литература[править]

Нацисты и их копиркины[править]

  • Михаил Шолохов, «Судьба человека» — Андрей Соколов попадает в плен и проходит через концлагерь.
  • Братья Стругацкие, «Попытка к бегству»: в конце повести читатели узнают, что странный человек — бежавший из нацистского лагеря советский военнопленный…
  • Анатолий Рыбаков, «Тяжёлый песок» — из родного местечка героя-рассказчика (который в это время в составе Красной Армии бил фашистскую гадину) немцы организовали нечто среднее между лагерем и гетто.
  • Михаил Девятаев, «Побег из ада», «Полёт к солнцу» — мемуары авиатора, совершившего дерзкий побег на угнанном самолёте. Большая часть повествования посвящена жизни и сопротивлению в концлагере.
  • Эрих Мария Ремарк, «Искра жизни» — хороший пример от классика, как нужно ярко, правдоподобно и, главное, с уважением описывать страшные события, непосредственным свидетелем которых тебе посчастливилось не быть. В романе действия происходят в вымышленном лагере Меллерн, прототипом которого стал Бухенвальд.
  • Имре Кертес, «Без судьбы» — автобиографический роман от лауреата Нобелевской премии о заключении в Освенциме и Бухенвальде.
  • Примо Леви, «Человек ли это?» — снова автобиографический роман и вновь об Освенциме. Имеется продолжение в виде романа «Передышка» (или «Перемирие»), повествующего об освобождении лагеря Красной Армией и последующих мытарствах главного героя при возвращении на Родину. К слову, второй роман, возможно, является одной из самых русофильских книг, написанных западным автором после окончания Второй мировой.
  • Эли Визель, «Ночь» — вновь автобиографическая книга об Освенциме. Очень короткая повесть, при этом, скорее всего одна из наиболее страшных и гнетущих в этом списке.
  • Балис Сруога, «Лес Богов» — о нацистском концлагере Штутгоф. Книга намного светлее и мягче других произведений из списка, вдобавок сдобренная юмором (отнюдь не только черным). В литовский фильм-экранизацию еще зачем-то добавили тематику плохих красных, полностью отсутствующую в романе.
  • Людо ван Экхаут, «Молчать нельзя» и «Это было в Дахау» от свидетеля и очевидца о лагерях Освенцим и Дахау соответственно.
  • Бруно Апиц, «В волчьей пасти» — остросюжетный роман немецкого автора, действие происходит в Бухенвальде.
  • Анна Зегерс, «Седьмой крест» — главному герою довелось побывать в том числе и в лагере.
  • Еще множество мемуарных повестей от бывших узников либо их друзей и родственников. Например, Кристина Живульская «Я пережила Освенцим», Хэди Фрид «Осколки одной жизни. Дорога в Освенцим и обратно», Паул Гласер «Танцующая в Аушвице», Мария Рольникайте «Я должна рассказать», Эдит Эгер «Выбор», Тадеуш Боровский «У нас в Аушвице».
  • Фрид Норберт, «Картотека живых» — история о том, как управляющие лагерем нацисты в преддверии появления на горизонте вражеской армии старались превратить жуткое место смерти в обыкновенный трудовой лагерь с комфортными условиями для узников. Роман отличается довольно острым сюжетом и необычным для книг данной тематики неоднозначным моральным окрасом персонажей (т. е. тут встречаются вполне себе порядочные персонажи-нацисты и мерзкие по характеру узники)
  • Хорхе Семпрун, «Долгий путь» — здесь концлагерь не показывается, но описываются несколько дней в вагоне поезда, переправляющего из Франции в Бухенвальд узников. А непосредственно в Бухенвальде происходят события его же романа «Подходящий покойник»
  • Джон Бойн, «Мальчик в полосатой пижаме» — пример неоднозначный. С одной стороны книга пусть попсовая и детская, но все таки главная мысль, заложенная автора, о том, что все люди равны и т. д. вроде бы как заслуживает понимания… По крайней мере множество читателей, взахлеб выражая свой восторг, утверждали, что всерьез задумались над задаваемыми автором вопросами. С другой стороны разбирающиеся в теме нацистских концлагерей люди считают книгу Бойна вопиющим неканоном по отношению к реальной истории, с которой автор очевидно не в ладах.
  • Томас Кенэлли, «Список Шиндлера» — в историческом романе о знаменитом немецком промышленнике времен Третьего Рейха Оскаре Шиндлере, спасшем от смерти множество евреев, описывается немецкий лагерь Плашов и его одиозный комендант-садист Амон Гёт. На основе романе снят классический фильм Спилберга.
  • Уильям Стайрон, «Выбор Софи» — бедняжке Софи довелось побывать в Освенциме, где она испытала на себе высокомерную симпатию коменданта Рудольфа Хёсса и… пережила самую страшную трагедию своей жизни.
    • Рекомендуется также экранизация 1982 года в постановке Алана Пакулы с Мерил Стрип в главной роли.
  • Аффинити Конар, «Чужекровка» — нечто вроде пыточного хоррора на тему опытов над детьми в Освенциме. Хотя подается как драма.
  • Валентина Гоби, «Детская комната» — атмосферная книга о судьбе рожденного в концлагере Равенсбрюк ребенка.
  • Пауль Целан, стихотворение «Фуга смерти».
  • «Хонор Харрингтон» — планета Цербер.
  • Филип Дик, «Нетелепортируемый человек» — именно туда поселят очередного доверчивого простака с переселенной Земли сразу по прибытии на Китовую Пасть.

Гулаги и рабы[править]

  • Варлам Шаламов, «Колымские рассказы» и примыкающее к ним эссе «Что я видел и понял в лагере», объясняющее разницу меду тюремным опытом и лагерным.
    • По сути, разница только одна: «Понял разницу между тюрьмой, укрепляющей характер, и лагерем, растлевающим человеческую душу». Но почему?..
      • Почему? Возможно, потому, что в тюрьме заключённые упакованы по камерам и находятся под неусыпным надзором администрации, в лагере же охрана сторожила только периметр, а внутри него зека были предоставлены лишь сами себе… и беспределу «блатных».
  • А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича». По оценке Шаламова, автор смягчил краски.
  • Герта Мюллер, «Качели дыхания» — советский трудовой лагерь, в котором используется принудительный труд немцев по восстановлению хозяйства СССР после Великой Отечественной Войны. Основано на воспоминаниях немецко-румынского поэта Оскара Пастиора. Как ни странно, антисоветского настроения и русофобии в книге фактически нет… если, конечно, специально не искать.

Иные страны и эпохи[править]

  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка». «Пани Мюллерову судил военный суд, ничего не было доказано, ее отвезли в концентрационный лагерь в Штейнгоф». Двоюродная сестра пани Мюллеровой дала почитать проверенное императорской и королевской цензурой письмо из неволи: «Нам здесь очень хорошо, и все мы здоровы. У соседки по койке сыпной [зачёркнуто], есть и чёрная [зачёркнуто]. Еды у нас достаточно, и мы собираем на суп картофельную [зачёркнуто]».
  • Эрих Мария Ремарк, «На Западном фронте без перемен» — главгерою Паулю Боймеру во время ПМВ довелось побывать в охране лагеря для русских пленных.
  • Джеймс Баллард, «Империя Солнца» — отчасти автобиографический роман о японском концлагере для европейцев в Китае, на территории аэродрома Лунхуа. Блестяще экранизирован Спилбергом.
  • Джеймс Клавелл, «Король крыс» — японский лагерь для военнопленных Чанги в книге от автора знаменитого «Сёгуна»
  • Диан Дюкре, «Забытые» — необычная книга о французском лагере, в который отсылали проживающих во Франции немцев в связи с угрозой войны с Германией.
  • Лион Фейхтвангер, «Чёрт во Франции» — французские власти считают всех, прибывших из Германии, «пятой колонной», и изолируют в специальных лагерях.
  • Стефани Цвейг, «Нигде в Африке» — то же касается и беженцев из нацистской Германии в Британию. Даже евреев. Характерный пример несовпадение юридического и физического: мужчин посадили в тюрьму, в которой раньше содержались только негры, не дав даже собрать вещи; женщин и детей разместили в роскошном отеле.
  • Barrayar — в одной из книг копиркин с Андерсонвиля.
    • Книга «Границы бесконечности». Но не факт, что копиркин.
  • «Они не стали на колени» — сборник воспоминаний узников польского концлагеря Берёза-Картузская (1934—1939 гг.). В конце книги имеется вставка с документами, касающимися этого места.

Кино[править]

  • Andersonville.
  • «Серая зона» — крайне мрачный фильм о восстании зондеркоманды в Освенциме, историческом событии, действительно произошедшем 7 октября 1944 года. Зондеркоманда в лагере смерти — это группа заключенных, которая должна была готовить к казни в газовой камере других узников, а потом убирать тела, заодно вырывая изо ртов трупов золотые зубные коронки (золото идет в казну Рейха). И без того занимающиеся крайне мерзким делом члены зондеркоманды, кроме того, знали, что и сами обязательно будут убиты в газовых камерах (их, как свидетелей преступлений нацистов, никто не собирался оставлять в живых). Потому и произошло это отчаянное и обреченное на провал восстание.
  • «Побег из Собибора» — исторический фильм британского режиссера Джека Голда о восстании в лагере смерти Собибор, которое, в отличие от предыдущего примера, было удачным… на самом деле, единственным удачным восстанием в лагерях смерти. Попытка Константина Хабенского снять свой фильм на ту же самую тематику увы по большей части обернулась провалом. Более подробно здесь.
  • «Охота на зайцев» — побег из концлагеря с последующей охотой за сбежавшими
  • «Суд над богом» — фильм-спектакль, весь сюжет которого это разговор группы узников лагеря смерти, которые завтра должны отправиться в газовые камеры. Будучи правоверными иудеями они по всем правилам судопроизводства устраивают суд над своим Б~гом, который, относя их к избранному им народу, тем не менее, оставил их без своей помощи.
  • Фильмы-экранизации книг, перечисленных в разделе «Литература». От наиболее удачных («Список Шиндлера» и «Без судьбы») до самых неоднозначных («Мальчик в полосатой пижаме», который, впрочем, по мнению некоторых зрителей во многом превосходит книгу)
  • «Сын Саула» — фильм, вновь поднимающий тематику зондеркоманд в Аушвице.
  • «Терминатор» — Кайлом Ризом упоминаются лагеря смерти, построенные машинами для систематического уничтожения людей. Возможна целенаправленная аналогия машин-убийц с нацистами.
  • «Жизнь прекрасна». Редкий пример не мрачной драмы, а трагикомедии, смотрящейся при этом не пошло, а весьма органично. История итальянского еврея по имени Гвидо, которого вместе с семьёй (женой и сыном) отправили в лагерь смерти. Будучи разлучён с женой, он спасает сына от газовой камеры, и убеждает его в том, что происходящее — просто игра, в которой нужно выполнять определённые правила (не попадаться на глаза немецким солдатам, не жаловаться и т. д.), чтобы получить главный приз. Практически перед самым освобождением Гвидо жертвует собой, чтобы спасти сына, и мальчик воссоединяется с матерью в лагере, освобождённом войсками союзников.
  • «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс». 1942 год. Молодой британец Джек Селлерс (в его роли — Дэвид Боуи) попадает в японский лагерь для военнопленных на острове Ява.
  • «Затерянный в Сибири» — главного героя перепутали с настоящим врагом и отправили в сибирский лагерь, когда разобрались (чему помогли многочисленные обращения подруги героя с воли), героя освободили, и он даже встретился в одной камере с невольным виновником своих злоключений, которого к этому моменту тоже поймали. А вот настоящий враг в лагерь заходить отказался, предпочтя смерть от пули за неподчинение.
  • «Охота на единорога» — сперва герой находится в фашистском лагере, откуда его забирают в лётную школу в качестве мишени, а затем, после удачного побега, уже в советском.
  • «ГУЛАГ» — как понятно из названия герой, американский журналист, попадает в советский лагерь, откуда пытается сбежать. В фильме используется термин «сендвич», хотя по-русски такой тип побега называется «с бычком».
  • «Людоед» — главный герой назначен на службу в лагерь для заключённых с длительными сроками («четвертаков»), где томится его отец.
  • «Звёздные войны. Эпизод первый. Призрачная угроза» — как мельком упоминает Оби-Ван, когда блокада Набу перетекла в интервенцию, дроиды загнали в лагеря всех местных, кого сумели отловить, жителей стольного града Тиида так вообще почти пороговно. Что и развязало соратникам королевы руки и позволило смело стрелять на улицах, не боясь задеть гражданских.

Телесериалы[править]

  • «Диверсант» — Алексей, который якобы Бобриков, после войны сидит в классическом советском лагере, откуда затем сбегает вместе с блатными.
    • В книге он тоже после войны попал в лагерь, но бежать не пришлось, его выпустили по состоянию здоровья.

Мультфильмы[править]

  • «Побег из курятника» — птицеферма миссис Твиди натурально списана с концлагеря: колючая проволока, курятники, похожие на бараки, вышки, прожектора, свирепые овчарки, машина уничтожения для изготовления пирогов и сама миссис Твиди, расхаживающая вдоль шеренги кур-узниц в сапогах, аки комендантша.

Мультсериалы[править]

  • South Park — В полнометражном эпизоде «Большой, длинный и необрезанный» после начала войны с Канадой американцы начинают строить на территории своей страны лагеря смерти для всех своих граждан, в чьих венах течет хоть толика канадской крови. Кайлу приходится прятать своего приёмного брата Айка, имеющего канадское происхождение, на чердаке.
    • Эпизод «Сущность» — Картманн предлагает отправить в нацистский концлагерь двоюродного брата Кайла, слишком уж стереотипного еврея по имени, как ни странно, тоже Кайл.
    • «Лагерь терпимости» же!
  • ExoSquad — правительство Фэйтона организовало на захваченных планетах целую сеть концентрационных лагерей для людей, но неосапианты быстро пришли к выводу, что куда рациональней отправлять людишек в экскурсионный полет в один конец на Солнце.

Манга и аниме[править]

  • Kage no Jitsuryokusha ni Naritakute — такой использовали для подавления своих противников сторонники мятежного герцога Доэма во время гражданской войны в королевстве Ориана.
  • Гениальный деревенский доктор — в такой попал протагонист, где он был вынужден стать ассистентом у местных Менгеле.

Комиксы[править]

  • «Маус» Арта Шпигельмана — графический роман о жизни родителей Шпигельмана, польских евреев, переживших Холокост. Второй том как раз повествует про будни в концлагере Аушвиц.

Видеоигры[править]

  • Call of Duty — ключевая миссия американской кампании это освобождение майора Инграма из немецкого лагеря для военнопленных.
    • В первой игре подсерии Black Ops в одной из миссий нужно сбежать из воркутинского спецлага.
  • Commandos — в первом аддоне нужно разорить концлагерь, заодно освободив Десантника с Шофёром. После ухода коммандос от концлагеря остаются пустые бараки и куча фашистских трупов.
  • Mein Kraft The Cost of Freedom — так и не вышедшая игра, представляющая собой, внезапно симулятор концлагеря.
    • Туда же — серия игр-клонов под общим названием KZ Manager, посвященная управлением концлагерем. Запрещена в Германии — и в общем-то не справедливо.
  • Dissident: Frostland Escape  — про побег из Гулага в Сибири
  • War Front: Turning Point: у СССР есть ГУЛАГ который выполняет роль вторичной экономики плюс в в одной из миссий германской кампании нужно спасать оттуда персонажа Дитриха Прайса
  • Borderlands 2 — корпорация «Гиперион» содержит на Пандоре концентрационный «Лагерь Дружбы», с которым связано несколько миссий. В оригинале он называется «Friendship Gulag».

Настольные игры[править]

Музыка[править]

  • Die Moorsoldaten — протестная песня узников Бёргемора.
  • «Бухенвальдский набат» — песня композитора Вано Мурадели на слова Исаака Соболева, наиболее известная в исполнении Муслима Магомаева.
  • Александр Городницкий — «Освенцим», «По Освенциму ветер гуляет», «Треблинка».
  • Sabaton:
    • «The Final Solution» — песня посвящена не концлагерям, как таковым, а окончательному решению еврейского вопроса, но именно поэтому тот же Освенцим упоминается в тексте несколько раз.
    • «Inmate 4859» — песня посвящена Витольду Пилецкому и его добровольному заключению в концлагере Освенцим с последующей организацией лагерного подполья и успешным побегом.
  • KYPCK, «Дети Биркенау».