Реалмеха: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
м (1 версия импортирована) |
0ncnjqybr (обсуждение | вклад) (Доперенос) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Реалмеха''' | {{TVTropes|RealRobotGenre|Real Robot Genre}} | ||
'''Реалмеха''' — один из поджанров [[меха|мехи]], традиционно противопоставляемый [[супермеха|супермехе]]. Точкой отсчёта считается появление в 1979 году первого Mobile Suit Gundam, который поначалу не был оценён, однако в течение последующего десятилетия оброс сонмом продолжений и подражателей. На Западе же наиболее популярной франшизой является созданная в 1984 году под впечатлением от Macross [[BattleTech]]. | |||
== Жанровые характеристики == | == Жанровые характеристики == | ||
{{Вкратце|Робот — это прежде всего машина, мощное оружие.}} | {{Вкратце|Робот — это прежде всего машина, мощное оружие.}} | ||
[[Файл:Rx-93.jpg|thumb|250px|[[Gundam|Гандам]] | [[Файл:Rx-93.jpg|thumb|250px|[[Gundam|Гандам]] — икона японской реалмехи]] | ||
А если | А если робот — это машина, то это значит, что он обладает всеми характеристиками реальных машин, как-то: | ||
* Требует управления, хотя бы дистанционного. | * Требует управления, хотя бы дистанционного. | ||
** Если имеется автопилот, скорее всего он ограничен круиз-контролем или режимом «шагать в заданном темпе по проложенному маршруту». Умный компьютер может по датчикам определить, что машину засветили лазерным дальномером или к ней приближается быстролетящий объект, но сам при том максимум врубит сирену в кабине и активирует комплекс активной защиты (как на современных танках), да может выпустит мишени-обманки (как на современной авиации). А если [[Версия для бедных|на конструкции сэкономили]], всё ограничится загоревшейся на пульте лампочкой тревоги. | ** Если имеется автопилот, скорее всего он ограничен круиз-контролем или режимом «шагать в заданном темпе по проложенному маршруту». Умный компьютер может по датчикам определить, что машину засветили лазерным дальномером или к ней приближается быстролетящий объект, но сам при том максимум врубит сирену в кабине и активирует комплекс активной защиты (как на современных танках), да может выпустит мишени-обманки (как на современной авиации). А если [[Версия для бедных|на конструкции сэкономили]], всё ограничится загоревшейся на пульте лампочкой тревоги. | ||
* Требует топлива, а оружие требует патронов. | * Требует топлива, а оружие требует патронов. | ||
** Если в качестве оружия используются лазеры, они будут или до смешного маломощными, или безбожно прожорливыми по энергии, фактически оставляя машину обесточенной после нескольких выстрелов, а сами излучатели будут изнашиваться. Если мощность можно регулировать, выстрел лазером на самом максимуме может и вообще разрядить батареи в нуль, а излучатель при этом может тут же и | ** Если в качестве оружия используются лазеры, они будут или до смешного маломощными, или безбожно прожорливыми по энергии, фактически оставляя машину обесточенной после нескольких выстрелов, а сами излучатели будут изнашиваться. Если мощность можно регулировать, выстрел лазером на самом максимуме может и вообще разрядить батареи в нуль, а излучатель при этом может тут же и перегореть — в самой критической ситуации ещё и поплавятся элементы конструкции, что помешает пилоту нормально катапультироваться. | ||
* Имеет тактическую специализацию. В одиночку действует лишь в редких случаях. Гораздо | * Имеет тактическую специализацию. В одиночку действует лишь в редких случаях. Гораздо чаще — [[Сэнтай|в составе команды]]. | ||
* Может сломаться или быть сломаным, после чего не [[TTGL|регенерирует силой духа]], а чинится командой механиков. В крайнем случае может быть даже раздолбан до неремонтируемого состояния или уничтожен в бою. | * Может сломаться или быть сломаным, после чего не [[TTGL|регенерирует силой духа]], а чинится командой механиков. В крайнем случае может быть даже раздолбан до неремонтируемого состояния или уничтожен в бою. | ||
** Ви таки будете смеяться, но в супермехе заглавных роботов тоже чинят и тоже теряют в бою. | ** Ви таки будете смеяться, но в супермехе заглавных роботов тоже чинят и тоже теряют в бою. | ||
Строка 17: | Строка 18: | ||
* Продумываются разного рода вымышленные законы, [[обоснование|обосновывающие]], почему распространение получают именно мехи, а не танки-вертолёты. | * Продумываются разного рода вымышленные законы, [[обоснование|обосновывающие]], почему распространение получают именно мехи, а не танки-вертолёты. | ||
* Сам конфликт случается не просто так. Как в школьном курсе истории: есть повод к войне, есть её глубинные причины. В реалмехе, как правило, есть место и для (несложных) политических игр. | * Сам конфликт случается не просто так. Как в школьном курсе истории: есть повод к войне, есть её глубинные причины. В реалмехе, как правило, есть место и для (несложных) политических игр. | ||
* Персонажи умирают. [[Смерть навсегда|Навсегда]]. И [[Бессмысленное самопожертвование|не | * Персонажи умирают. [[Смерть навсегда|Навсегда]]. И [[Бессмысленное самопожертвование|не всегда — с пользой]]. | ||
* В целом сеттинг, как правило, близок к концепции «[[Нет мира под оливами]]». | * В целом сеттинг, как правило, близок к концепции «[[Нет мира под оливами]]». | ||
* Робот — простая машина, а не магическое непонятно что, вокруг него нет мистики и астральных секретов (в отличие от [[Мехаон]]а). Даже если им движет магия, ее законы строго оговорены и понятны. Но особо иронично, если все это есть в сюжете… но не с роботами! Да-да, в сюжете может происходить и всякая [[Лавкрафтианские ужасы|непонятная мистика на границе с психоделикой]], а роботы… а роботы просто быть и никак этого не касаться! После [[мехаон]]ов в такое не очень верится? Ну же, вспомните [[Code Geass]]! Что? Вы так увлеклись гиассами и связанными с ними тайнами, что даже не поняли, что это — вообще-то, смотрели меху? Вот, то-то и оно! | |||
И тем не менее: | И тем не менее: | ||
* [[ОЯШ|Обыкновенный японский школьник]] всё так же способен спустя 15 минут после попадания в кокпит [[с мануалом на коленях]] замочить какое-то количество головорезов (а то и противника посерьёзнее), после чего выбраться из заварушки, обделавшись лёгким испугом. | * [[ОЯШ|Обыкновенный японский школьник]] всё так же способен спустя 15 минут после попадания в кокпит [[с мануалом на коленях]] замочить какое-то количество головорезов (а то и противника посерьёзнее), после чего выбраться из заварушки, обделавшись лёгким испугом. | ||
** А может статься, что замочить и не сможет, а сумеет максимум отогнать, да и то не бывалых головорезов, а так, [[Гумба|мелочь какую-то]]. | ** А может статься, что замочить и не сможет, а сумеет максимум отогнать, да и то не бывалых головорезов, а так, [[Гумба|мелочь какую-то]]. | ||
** И тем не менее сюжетно важный ОЯШ почти наверняка окажется гиком, досконально знающим историю развития конструктивных решений ОБЧР и даже способным прочитать по ней небольшую | ** И тем не менее сюжетно важный ОЯШ почти наверняка окажется гиком, досконально знающим историю развития конструктивных решений ОБЧР и даже способным прочитать по ней небольшую лекцию — и даже при этом он всё равно будет безбожно косячить в управлении машиной из-за отсутствия опыта, а воспользоваться сможет только небольшой частью функций. В лучшем случае он окажется за рычагами управления старого серийного образца, успевшего побывать в конфликтах по всему миру, а потому досконально до последней заклёпки описанного в учебнике истории со всеми потенциальными проблемами эксплуатации. И то показать что-то ощутимое ОЯШ сможет, если до того на кружке исторической реконструкции успел им порулить. | ||
* Превозмогания никуда не уйдут. | * Превозмогания никуда не уйдут. | ||
** Более того тут превозмогать приходится не только пилотам, но ещё и снабженцам с механиками, благодаря труду которых у героя появляется возможность вообще хотя бы номинально сдвинуть машину с места. А если [[что-то пошло не так]], сдвинуть не | ** Более того тут превозмогать приходится не только пилотам, но ещё и снабженцам с механиками, благодаря труду которых у героя появляется возможность вообще хотя бы номинально сдвинуть машину с места. А если [[что-то пошло не так]], сдвинуть не получается — и тогда начинается [[Не было гвоздя|настоящая логистическая драма]]. | ||
* Эффективность мехи в бою напрямую зависит от того, насколько сюжетно важен её пилот. Кроме того, главный герой вряд ли будет пилотировать какую-нибудь серийную меху, всё больше супер-дупер-прототипы. | * Эффективность мехи в бою напрямую зависит от того, насколько сюжетно важен её пилот. Кроме того, главный герой вряд ли будет пилотировать какую-нибудь серийную меху, всё больше супер-дупер-прототипы. | ||
** Сюжетная важность пилота будет не в последнюю очередь подчёркнута отведённой ему тактической ролью и игрой на получение преимущества в манёвре над противником. [[Пафос]] пафосом, но [[подавление недоверия]] во главе угла. | ** Сюжетная важность пилота будет не в последнюю очередь подчёркнута отведённой ему тактической ролью и игрой на получение преимущества в манёвре над противником. [[Пафос]] пафосом, но [[подавление недоверия]] во главе угла. | ||
Строка 31: | Строка 33: | ||
* Камуфляж или хотя бы неброский цвет? В лучшем случае так покрасят серийные мехи, а у главгероя и других важных персонажей роботы будут яркие (возможно, символического цвета). | * Камуфляж или хотя бы неброский цвет? В лучшем случае так покрасят серийные мехи, а у главгероя и других важных персонажей роботы будут яркие (возможно, символического цвета). | ||
** Сюжетно цвет машины может быть обусловлен собственным цветом материала. Например на новом материале брони старая краска может просто не держаться, а новую ещё не придумали. Или наоборот это новое хитрое защитное покрытие, которому не получается скорректировать цвет. | ** Сюжетно цвет машины может быть обусловлен собственным цветом материала. Например на новом материале брони старая краска может просто не держаться, а новую ещё не придумали. Или наоборот это новое хитрое защитное покрытие, которому не получается скорректировать цвет. | ||
* Вполне характерны для реалмехи пиу-пиу лазеры и розовые взрывы,<ref>Розовые взрывы, если кто не в | * Вполне характерны для реалмехи пиу-пиу лазеры и розовые взрывы,<ref>Розовые взрывы, если кто не в курсе — это реальный мем мехафагов, идущий от того, что в самом первом [[Гандам]]е, 0079, по откровенно шизофреническому комплексу причин они получились именно розовыми. Это дикое цветовое решение настолько зашло фанатам, что теперь розовые взрывы — однозначный признак хардкорности и олдскула.</ref> в том числе и в космосе. | ||
* Если меха соседствует с привычными родами войск, то она на порядок сильнее танков и вертолётов. Если у одной стороны есть мехи, а у другой нет, первая сторона будет побеждать [[Избиение младенцев (метафора)|с разгромным счётом]]. | * Если меха соседствует с привычными родами войск, то она на порядок сильнее танков и вертолётов. Если у одной стороны есть мехи, а у другой нет, первая сторона будет побеждать [[Избиение младенцев (метафора)|с разгромным счётом]]. | ||
** При этом на порядок сильнее не вообще любых танков и вертолётов, а конкретно тех, что есть у врага, а есть у него зачастую что-то отстающее на полвека-век и повидавшее не одну войну, потому знатно ушатанное. Сверхсовременная авиация и навороченные танки мехам как минимум ровня, а как максимум бич. | ** При этом на порядок сильнее не вообще любых танков и вертолётов, а конкретно тех, что есть у врага, а есть у него зачастую что-то отстающее на полвека-век и повидавшее не одну войну, потому знатно ушатанное. Сверхсовременная авиация и навороченные танки мехам как минимум ровня, а как максимум бич. | ||
* Префикс «реал» в названии вовсе не означает, что мехи будут ''приземлённо'' слабы. Некоторые образцы мех в некоторых реалмеха-историях дадут фору многим роботам из [[Супермеха|параллельного жанра]] | * Префикс «реал» в названии вовсе не означает, что мехи будут ''приземлённо'' слабы. Некоторые образцы мех в некоторых реалмеха-историях дадут фору многим роботам из [[Супермеха|параллельного жанра]] — и по разрушительной мощи, и по размеру. | ||
== Экстремальные случаи == | == Экстремальные случаи == | ||
Строка 42: | Строка 44: | ||
=== Аниме === | === Аниме === | ||
* Естественно, [[Gundam]] во всём его многообразии. Кроме [[G Gundam]] | * Естественно, [[Gundam]] во всём его многообразии. Кроме [[G Gundam]] — то осознанный отход в сторону супермехи. | ||
* [[Macross]], первый и самый успешный подражатель. | * [[Macross]], первый и самый успешный подражатель. | ||
* [[Armored Trooper VOTOMs]] | * [[Armored Trooper VOTOMs]] — «реалреалмеха». Есть любопытный спин-офф Armor Hunter Mellowlink про диверсанта, который охотится на вражеские мехи, сам меху не пилотируя. | ||
* [[Five Star Stories]] | * [[Five Star Stories]] — космоопера на стыке с супермехой, для эстетов и отаку жанра меха. Безусловный победитель в номинации «самый замороченный дизайн боевых роботов», их просто надо видеть. | ||
* [[Patlabor]], пожалуй, единственный случай, когда мехи стоят на вооружении не у армии, а у полиции. Вдохновителем франшизы был Мамору Осии, так что ожидайте значительного сходства с [[Ghost in the Shell|GITS]] и [[Apple Seed]]. | * [[Patlabor]], пожалуй, единственный случай, когда мехи стоят на вооружении не у армии, а у полиции. Вдохновителем франшизы был Мамору Осии, так что ожидайте значительного сходства с [[Ghost in the Shell|GITS]] и [[Apple Seed]]. | ||
* [[Code Geass]]. | * [[Code Geass]]. | ||
* [[Full Metal Panic]]. | * [[Full Metal Panic]]. | ||
* [[Gunbuster]] | * [[Gunbuster]] — заглавная машина явно [[супермеха]], но кроме неё люди используют целые армии машин меньшего размера. | ||
* Break Blade. | * Break Blade. | ||
* [[MuvLuv]] | * [[MuvLuv]] | ||
* [[Blue Gender]] | * [[Blue Gender]] | ||
* [[Aldnoah:Zero]] | * [[Aldnoah:Zero]] | ||
* [[Knight's & Magic]] | * [[Knight's & Magic]] — Реалмеха в условиях средневекового манапанка. Несмотря на фентезийность сеттинга, все возможности местных мех строго описываются [[Магический реализм|законами местной магии]], а сами пилотируемые роботы никакими запредельными способностями не отличаются. Плюс за то, что автор более-менее серьёзно рассматривает тему прогресса технологии роботостроения (в раонбэ во всяком случае). | ||
* [[Cross Ange]] | * [[Cross Ange]] — Ещё одна манапанковая реалмеха. Правда, в отличии от предыдущего примера, по ходу раскрытия ЛОРа всё оказывается далеко [[Мехаон#.D0.A1 .D1.8D.D0.BB.D0.B5.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D1.82.D0.B0.D0.BC.D0.B8 .D0.BC.D0.B5.D1.85.D0.B0.D0.BE.D0.BD.D0.B0|не так просто]]. | ||
=== Не аниме === | === Не аниме === | ||
* Андрей Ливадный цикл «Экспансия», подцикл «Джон Митчел Сент- | * Андрей Ливадный цикл «Экспансия», подцикл «Джон Митчел Сент-Иво» — про боевой мех Райвен корпорации Сент-Иво, в котором оказалась личность главного героя, ставшего из человека киборгом, а затем мехом. | ||
** В принципе, там все мехи подобного типа. Есть побольше (Фалангер) и поменьше (Хоплит), обычно работают в паре (Хоплит для ближнего боя и разведки, Фалангер для артобстрела и поддержки). Ещё были Беркуты колонистов, но после войны они их списали и позаимствовали у побеждённого Альянса их модели. | ** В принципе, там все мехи подобного типа. Есть побольше (Фалангер) и поменьше (Хоплит), обычно работают в паре (Хоплит для ближнего боя и разведки, Фалангер для артобстрела и поддержки). Ещё были Беркуты колонистов, но после войны они их списали и позаимствовали у побеждённого Альянса их модели. | ||
* В принципе в фильмах кинокомпании TOHO (особенно про Годзилл) тоже присутствуют реалистичные мотивы. Всяких ОБЧРов вроде Мехагодзилл и Могер надо заряжать электроэнергией/топливом, достаточно часто чинить, программировать, перезаряжать оружие и проч. | * В принципе в фильмах кинокомпании TOHO (особенно про Годзилл) тоже присутствуют реалистичные мотивы. Всяких ОБЧРов вроде Мехагодзилл и Могер надо заряжать электроэнергией/топливом, достаточно часто чинить, программировать, перезаряжать оружие и проч. | ||
* «[[Pacific Rim|Тихоокеанский рубеж]] | * «[[Pacific Rim|Тихоокеанский рубеж]]» — всё же на стыке с [[Супермеха|супермехой]]. | ||
* AMP-костюмы из «[[Avatar|Аватара]] | * AMP-костюмы из «[[Avatar|Аватара]]» — вполне себе мехи. | ||
* Боевые шагоходы из «[[The Matrix|Матрицы]] | * Боевые шагоходы из «[[The Matrix|Матрицы]]» — тоже. | ||
* «[[Exosquad]]», «[[Надмозги|Космические спасатели лейтенанта Марша]] | * «[[Exosquad]]», «[[Надмозги|Космические спасатели лейтенанта Марша]]» — вполне реалистичны и проблемы, и экзоскелеты. Здесь нет гигантских мех, размером с галактику. Нет ОЯШ, которые эти самые мехи пилотируют (хотя, один из членов команды и правда японец — Каз Такаге, который, судя по всему, если не школьник, то студент, но это скорее отсылка). В прочем, управление и правда относительно простое и осуществляется через специальный чип в затылке пилота. | ||
* [[BattleTech]] | * [[BattleTech]] — главный западный представитель жанра. | ||
* [[Armored Core]]. | * [[Armored Core]]. | ||
* [[Supreme Commander]] начинается с реалмехи и заканчивается убер-прототипами в сотни метров ростом. | * [[Supreme Commander]] начинается с реалмехи и заканчивается убер-прототипами в сотни метров ростом. | ||
* Серия [[Metal Gear]] крутится вокруг | * Серия [[Metal Gear]] крутится вокруг супероружия — мех с ядерным арсеналом. | ||
* Серия японских тактических ролёвок [[Front Mission]] плюс спиноффы, в которой все бои проводятся на | * Серия японских тактических ролёвок [[Front Mission]] плюс спиноффы, в которой все бои проводятся на мехах — «ванзерах». Кастомизация в наличии. | ||
* Battlefield | * Battlefield 2142 — единственная часть [[Battlefield|серии]] в научно-фантастическом сеттинге, где присутствовали и мехи в том числе. | ||
* Hawken. | * Hawken. | ||
* Titanfall. | * Titanfall. | ||
* [[Civilization: Beyond Earth]] | * [[Civilization: Beyond Earth]] — собственно двуногие мехи «Эгида», управляемые людьми, у сторонников Чистоты (у них ещё есть бронепехота, но это уже [[экзоскелет]]), а также шагающие боевые роботы с ИИ у Превосходства (двуногие {{comment|КНОР|Когнитивный Нейроэлектронный Оборонный Реестр}} и {{comment|БРШР|Боевой и Разведывательный Шагающий Робот}}, четырёхногие {{comment|ВШБО|Военное Шагающее Батарейное Орудие}} и {{comment|АНГЕЛ|В оригинале ANGEL, на русский с сохранением аббревиатуры адекватно не переводится, её просто транслитерировали}}). То, что это [[круто и практично]], обосновывается [[прикладной флеботинум|флеботическими материалами]]: в первом случае антигравий уменьшает массу, чтобы меха двигалась легко и непринуждённо, во втором роботы сделаны из прочного и нетяжёлого фираксита. | ||
* [[Warhammer 40000]] | * [[Warhammer 40000]] — раса Тау очень увлекается реалмехой. | ||
** Империум больше любит танки, но «Часовые», дредноуты и | ** Империум больше любит танки, но «Часовые», дредноуты и Рыцари — вполне себе реалмеха. А вот Титаны уже на грани с [[супермеха|противоположным направлением]]. | ||
* Настольная игра Серп (Scythe) и основанные на ней компьютерные игры демонстрируют достаточно большое разнообразие реалмеха (которые здесь являются уникальными реликтами для каждой нации), от мирных тракторов с пушками до шагающих танков. | * Настольная игра Серп (Scythe) и основанные на ней компьютерные игры демонстрируют достаточно большое разнообразие реалмеха (которые здесь являются уникальными реликтами для каждой нации), от мирных тракторов с пушками до шагающих танков. | ||
* В настольном варгейме Warmachine (сеттинг Iron Kingdoms) и компьютерной игре по мотивам используются т. | * В настольном варгейме Warmachine (сеттинг Iron Kingdoms) и компьютерной игре по мотивам используются т. н. варджеки (warjacks) — не очень крупные паровые человекоподобные роботы, управляемые волей мага-оператора, а также колоссы, Очень Большие Человекоподобные Роботы (впрочем, до [[супермеха]] дотягивают только отдельные машины Крыксов). | ||
== См. также == | == См. также == |
Текущая версия на 17:35, 16 ноября 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Real Robot Genre. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Реалмеха — один из поджанров мехи, традиционно противопоставляемый супермехе. Точкой отсчёта считается появление в 1979 году первого Mobile Suit Gundam, который поначалу не был оценён, однако в течение последующего десятилетия оброс сонмом продолжений и подражателей. На Западе же наиболее популярной франшизой является созданная в 1984 году под впечатлением от Macross BattleTech.
Жанровые характеристики[править]
![]() | Короче, Склихосовский! Робот — это прежде всего машина, мощное оружие. |

Гандам — икона японской реалмехи
А если робот — это машина, то это значит, что он обладает всеми характеристиками реальных машин, как-то:
- Требует управления, хотя бы дистанционного.
- Если имеется автопилот, скорее всего он ограничен круиз-контролем или режимом «шагать в заданном темпе по проложенному маршруту». Умный компьютер может по датчикам определить, что машину засветили лазерным дальномером или к ней приближается быстролетящий объект, но сам при том максимум врубит сирену в кабине и активирует комплекс активной защиты (как на современных танках), да может выпустит мишени-обманки (как на современной авиации). А если на конструкции сэкономили, всё ограничится загоревшейся на пульте лампочкой тревоги.
- Требует топлива, а оружие требует патронов.
- Если в качестве оружия используются лазеры, они будут или до смешного маломощными, или безбожно прожорливыми по энергии, фактически оставляя машину обесточенной после нескольких выстрелов, а сами излучатели будут изнашиваться. Если мощность можно регулировать, выстрел лазером на самом максимуме может и вообще разрядить батареи в нуль, а излучатель при этом может тут же и перегореть — в самой критической ситуации ещё и поплавятся элементы конструкции, что помешает пилоту нормально катапультироваться.
- Имеет тактическую специализацию. В одиночку действует лишь в редких случаях. Гораздо чаще — в составе команды.
- Может сломаться или быть сломаным, после чего не регенерирует силой духа, а чинится командой механиков. В крайнем случае может быть даже раздолбан до неремонтируемого состояния или уничтожен в бою.
- Ви таки будете смеяться, но в супермехе заглавных роботов тоже чинят и тоже теряют в бою.
Акценты сюжета и сеттинга вообще сдвигаются на более твёрдый конец шкалы научной фантастики:
- Зачастую показывают работу не только механиков, но и логистов, инженеров и прочих представителей многочисленных вспомогательных команд.
- Продумываются разного рода вымышленные законы, обосновывающие, почему распространение получают именно мехи, а не танки-вертолёты.
- Сам конфликт случается не просто так. Как в школьном курсе истории: есть повод к войне, есть её глубинные причины. В реалмехе, как правило, есть место и для (несложных) политических игр.
- Персонажи умирают. Навсегда. И не всегда — с пользой.
- В целом сеттинг, как правило, близок к концепции «Нет мира под оливами».
- Робот — простая машина, а не магическое непонятно что, вокруг него нет мистики и астральных секретов (в отличие от Мехаона). Даже если им движет магия, ее законы строго оговорены и понятны. Но особо иронично, если все это есть в сюжете… но не с роботами! Да-да, в сюжете может происходить и всякая непонятная мистика на границе с психоделикой, а роботы… а роботы просто быть и никак этого не касаться! После мехаонов в такое не очень верится? Ну же, вспомните Code Geass! Что? Вы так увлеклись гиассами и связанными с ними тайнами, что даже не поняли, что это — вообще-то, смотрели меху? Вот, то-то и оно!
И тем не менее:
- Обыкновенный японский школьник всё так же способен спустя 15 минут после попадания в кокпит с мануалом на коленях замочить какое-то количество головорезов (а то и противника посерьёзнее), после чего выбраться из заварушки, обделавшись лёгким испугом.
- А может статься, что замочить и не сможет, а сумеет максимум отогнать, да и то не бывалых головорезов, а так, мелочь какую-то.
- И тем не менее сюжетно важный ОЯШ почти наверняка окажется гиком, досконально знающим историю развития конструктивных решений ОБЧР и даже способным прочитать по ней небольшую лекцию — и даже при этом он всё равно будет безбожно косячить в управлении машиной из-за отсутствия опыта, а воспользоваться сможет только небольшой частью функций. В лучшем случае он окажется за рычагами управления старого серийного образца, успевшего побывать в конфликтах по всему миру, а потому досконально до последней заклёпки описанного в учебнике истории со всеми потенциальными проблемами эксплуатации. И то показать что-то ощутимое ОЯШ сможет, если до того на кружке исторической реконструкции успел им порулить.
- Превозмогания никуда не уйдут.
- Более того тут превозмогать приходится не только пилотам, но ещё и снабженцам с механиками, благодаря труду которых у героя появляется возможность вообще хотя бы номинально сдвинуть машину с места. А если что-то пошло не так, сдвинуть не получается — и тогда начинается настоящая логистическая драма.
- Эффективность мехи в бою напрямую зависит от того, насколько сюжетно важен её пилот. Кроме того, главный герой вряд ли будет пилотировать какую-нибудь серийную меху, всё больше супер-дупер-прототипы.
- Сюжетная важность пилота будет не в последнюю очередь подчёркнута отведённой ему тактической ролью и игрой на получение преимущества в манёвре над противником. Пафос пафосом, но подавление недоверия во главе угла.
- В случае супер-дупер-прототипов акцент будет в первую очередь не на супер-дупер, а на прототипах, то есть на экспериментальности технических решений, общей сырости всей конструкции в целом, непривычности управления и периодической непредсказуемости в критических ситуациях, причём непредсказуемость далеко не всегда будет играть героям на руку.
- Камуфляж или хотя бы неброский цвет? В лучшем случае так покрасят серийные мехи, а у главгероя и других важных персонажей роботы будут яркие (возможно, символического цвета).
- Сюжетно цвет машины может быть обусловлен собственным цветом материала. Например на новом материале брони старая краска может просто не держаться, а новую ещё не придумали. Или наоборот это новое хитрое защитное покрытие, которому не получается скорректировать цвет.
- Вполне характерны для реалмехи пиу-пиу лазеры и розовые взрывы,[1] в том числе и в космосе.
- Если меха соседствует с привычными родами войск, то она на порядок сильнее танков и вертолётов. Если у одной стороны есть мехи, а у другой нет, первая сторона будет побеждать с разгромным счётом.
- При этом на порядок сильнее не вообще любых танков и вертолётов, а конкретно тех, что есть у врага, а есть у него зачастую что-то отстающее на полвека-век и повидавшее не одну войну, потому знатно ушатанное. Сверхсовременная авиация и навороченные танки мехам как минимум ровня, а как максимум бич.
- Префикс «реал» в названии вовсе не означает, что мехи будут приземлённо слабы. Некоторые образцы мех в некоторых реалмеха-историях дадут фору многим роботам из параллельного жанра — и по разрушительной мощи, и по размеру.
Экстремальные случаи[править]
Примеры произведений[править]
Аниме[править]
- Естественно, Gundam во всём его многообразии. Кроме G Gundam — то осознанный отход в сторону супермехи.
- Macross, первый и самый успешный подражатель.
- Armored Trooper VOTOMs — «реалреалмеха». Есть любопытный спин-офф Armor Hunter Mellowlink про диверсанта, который охотится на вражеские мехи, сам меху не пилотируя.
- Five Star Stories — космоопера на стыке с супермехой, для эстетов и отаку жанра меха. Безусловный победитель в номинации «самый замороченный дизайн боевых роботов», их просто надо видеть.
- Patlabor, пожалуй, единственный случай, когда мехи стоят на вооружении не у армии, а у полиции. Вдохновителем франшизы был Мамору Осии, так что ожидайте значительного сходства с GITS и Apple Seed.
- Code Geass.
- Full Metal Panic.
- Gunbuster — заглавная машина явно супермеха, но кроме неё люди используют целые армии машин меньшего размера.
- Break Blade.
- MuvLuv
- Blue Gender
- Aldnoah:Zero
- Knight's & Magic — Реалмеха в условиях средневекового манапанка. Несмотря на фентезийность сеттинга, все возможности местных мех строго описываются законами местной магии, а сами пилотируемые роботы никакими запредельными способностями не отличаются. Плюс за то, что автор более-менее серьёзно рассматривает тему прогресса технологии роботостроения (в раонбэ во всяком случае).
- Cross Ange — Ещё одна манапанковая реалмеха. Правда, в отличии от предыдущего примера, по ходу раскрытия ЛОРа всё оказывается далеко не так просто.
Не аниме[править]
- Андрей Ливадный цикл «Экспансия», подцикл «Джон Митчел Сент-Иво» — про боевой мех Райвен корпорации Сент-Иво, в котором оказалась личность главного героя, ставшего из человека киборгом, а затем мехом.
- В принципе, там все мехи подобного типа. Есть побольше (Фалангер) и поменьше (Хоплит), обычно работают в паре (Хоплит для ближнего боя и разведки, Фалангер для артобстрела и поддержки). Ещё были Беркуты колонистов, но после войны они их списали и позаимствовали у побеждённого Альянса их модели.
- В принципе в фильмах кинокомпании TOHO (особенно про Годзилл) тоже присутствуют реалистичные мотивы. Всяких ОБЧРов вроде Мехагодзилл и Могер надо заряжать электроэнергией/топливом, достаточно часто чинить, программировать, перезаряжать оружие и проч.
- «Тихоокеанский рубеж» — всё же на стыке с супермехой.
- AMP-костюмы из «Аватара» — вполне себе мехи.
- Боевые шагоходы из «Матрицы» — тоже.
- «Exosquad», «Космические спасатели лейтенанта Марша» — вполне реалистичны и проблемы, и экзоскелеты. Здесь нет гигантских мех, размером с галактику. Нет ОЯШ, которые эти самые мехи пилотируют (хотя, один из членов команды и правда японец — Каз Такаге, который, судя по всему, если не школьник, то студент, но это скорее отсылка). В прочем, управление и правда относительно простое и осуществляется через специальный чип в затылке пилота.
- BattleTech — главный западный представитель жанра.
- Armored Core.
- Supreme Commander начинается с реалмехи и заканчивается убер-прототипами в сотни метров ростом.
- Серия Metal Gear крутится вокруг супероружия — мех с ядерным арсеналом.
- Серия японских тактических ролёвок Front Mission плюс спиноффы, в которой все бои проводятся на мехах — «ванзерах». Кастомизация в наличии.
- Battlefield 2142 — единственная часть серии в научно-фантастическом сеттинге, где присутствовали и мехи в том числе.
- Hawken.
- Titanfall.
- Civilization: Beyond Earth — собственно двуногие мехи «Эгида», управляемые людьми, у сторонников Чистоты (у них ещё есть бронепехота, но это уже экзоскелет), а также шагающие боевые роботы с ИИ у Превосходства (двуногие КНОР и БРШР, четырёхногие ВШБО и АНГЕЛ). То, что это круто и практично, обосновывается флеботическими материалами: в первом случае антигравий уменьшает массу, чтобы меха двигалась легко и непринуждённо, во втором роботы сделаны из прочного и нетяжёлого фираксита.
- Warhammer 40000 — раса Тау очень увлекается реалмехой.
- Империум больше любит танки, но «Часовые», дредноуты и Рыцари — вполне себе реалмеха. А вот Титаны уже на грани с противоположным направлением.
- Настольная игра Серп (Scythe) и основанные на ней компьютерные игры демонстрируют достаточно большое разнообразие реалмеха (которые здесь являются уникальными реликтами для каждой нации), от мирных тракторов с пушками до шагающих танков.
- В настольном варгейме Warmachine (сеттинг Iron Kingdoms) и компьютерной игре по мотивам используются т. н. варджеки (warjacks) — не очень крупные паровые человекоподобные роботы, управляемые волей мага-оператора, а также колоссы, Очень Большие Человекоподобные Роботы (впрочем, до супермеха дотягивают только отдельные машины Крыксов).
См. также[править]
Меха | |
---|---|
Поджанры | Супермеха • Реалмеха • Мехаон |
Типы мех | Мини-меха • Шагающий танк |
Пилот | Ас • Обычный японский школьник • Синдзи vs GAR |
Прочее | Не робот и не меха • С мануалом на коленях • Санрайзовский конструктор гандамов • Серийные образцы никуда не годятся • Слияние мех |
Примеры произведений | Bokurano • Code Geass • Densetsu Kyojin Ideon • Diebuster! • Eureka Seven • Full Metal Panic • Getter Robo • Girls und Panzer • Gunbuster • Gundam • Mazinger Z • Neon Genesis Evangelion • RahXephon • Tengen Toppa Gurren Lagann • The Big O • The Vision of Escaflowne … |
- ↑ Розовые взрывы, если кто не в курсе — это реальный мем мехафагов, идущий от того, что в самом первом Гандаме, 0079, по откровенно шизофреническому комплексу причин они получились именно розовыми. Это дикое цветовое решение настолько зашло фанатам, что теперь розовые взрывы — однозначный признак хардкорности и олдскула.