Убервальд: различия между версиями
Mraque (обсуждение | вклад) |
|||
(не показано 5 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{Q|Входи свободно, и по своей собственной воле!|Любой хозяин замка в Убервальде}} | {{Q|Входи свободно, и по своей собственной воле!|Любой хозяин замка в Убервальде}} | ||
'''Убервальд''' — это готическая разновидность [[Руритания|Руритании]], впервые описанная в [[готика|готических]] романах, и впоследствии популяризированная в [[ужасы|фильмах ужасов]] студий Universal и Hammer. С первого взгляда — Руритания как Руритания. Однако уже на закате становится понятно, что леса тут темнее, чем вы ожидали, и волков как-то неестественно много… О, смотрите, некоторые [[Оборотень|на задних лапах ходят]]. Жители городов и деревень — тоскливые, запуганные крестьяне и | '''Убервальд''' — это готическая разновидность [[Руритания|Руритании]], впервые описанная в [[готика|готических]] романах, и впоследствии популяризированная в [[ужасы|фильмах ужасов]] студий Universal и Hammer. С первого взгляда — Руритания как Руритания. Однако уже на закате становится понятно, что леса тут темнее, чем вы ожидали, и волков как-то неестественно много… О, смотрите, некоторые [[Оборотень|на задних лапах ходят]]. Жители городов и деревень — тоскливые, запуганные крестьяне и цыгане, жмущиеся друг к дружке в страхе в местном трактире и выдающие гостю жуткие слухи и предупреждения (с плохим акцентом). В надежде найти хоть какую-то цивилизацию, вы отправляетесь в [[замок]]. | ||
Зря. | Зря. | ||
Строка 10: | Строка 10: | ||
Не думайте, что местные вам помогут. Доведенные до ручки, они, конечно же, похватают [[Толпа с вилами|вилы и факела]], но не будут делать особой разницы между [[злодей|злодеем]] и вами. А [[Горбун Игорь|горбатый слуга]], как всегда, улизнёт, что бы ни произошло. | Не думайте, что местные вам помогут. Доведенные до ручки, они, конечно же, похватают [[Толпа с вилами|вилы и факела]], но не будут делать особой разницы между [[злодей|злодеем]] и вами. А [[Горбун Игорь|горбатый слуга]], как всегда, улизнёт, что бы ни произошло. | ||
Само название — из [[Плоский мир|Плоского мира]], где именно так называлась соответствующая страна. Там же оно, в свою очередь, взялось из переведенного на немецкий слова «Трансильвания». Это область в [[Мамалыга и вампиры|Румынии]], связанная с именем великого и ужасного господаря Валахии Влада III | Само название — из [[Плоский мир|Плоского мира]], где именно так называлась соответствующая страна. Там же оно, в свою очередь, взялось из переведенного на немецкий слова «Трансильвания». Это область в [[Мамалыга и вампиры|Румынии]], связанная с именем великого и ужасного господаря Валахии Влада III Цепеша (он же Дракула, он же На-Кол-Сажатель). [[Реальная жизнь|ИРЛ]] никакой Трансильванией он не правил. Но он там родился. А потом владетель Трансильвании Ян Хуньяди выдал господарю в правление Сигишоар и часть областей Фагараша. | ||
Этот яркий персонаж вдохновил Брэма Стокера на роман «[[Дракула]]». Автор решил, что реальность недостаточно жуткая, и сделал из господаря Валахии графа стрррашно звучащей Трансильвании, поселил его в замке и до кучи сменил национальность на секея (в [[Надмозги|распространённом русском переводе]] — «шекелиса»). Именно этот сеттинг чаще всего используют как прототип для готического или [[фэнтези]]йного Убервальда. | Этот яркий персонаж вдохновил Брэма Стокера на роман «[[Дракула]]». Автор решил, что реальность недостаточно жуткая, и сделал из господаря Валахии графа стрррашно звучащей Трансильвании, поселил его в замке и до кучи сменил национальность на секея (в [[Надмозги|распространённом русском переводе]] — «шекелиса»). Именно этот сеттинг чаще всего используют как прототип для готического или [[фэнтези]]йного Убервальда. | ||
Как правило, Убервальд появляется в историях, действие которых происходит в XIX веке или раньше (для фэнтезийных миров — в переводе с их хронологии на наши деньги), соответственно, технический уровень как самого Убервальда, так и цивилизованных стран — от фэнтези до викторианского [[паропанк|стимпанка]]. В любом случае — Убервальд, по которому прокатились мировые войны и глобализация — уже не Убервальд, он напрочь теряет свой шарм в маленьком, хорошо освещённом мирке современности. | Как правило, Убервальд появляется в историях, действие которых происходит в XIX веке или раньше (для фэнтезийных миров — в переводе с их хронологии на наши деньги), соответственно, технический уровень как самого Убервальда, так и цивилизованных стран — от фэнтези до викторианского [[паропанк|стимпанка]]. В любом случае — Убервальд, по которому прокатились мировые войны и глобализация — уже не Убервальд, он напрочь теряет свой шарм в маленьком, хорошо освещённом мирке современности. | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* | * Убервальд в Плоском Мире (тропнеймер). | ||
* | * [[Дракула]] Брэма Стокера — собственно, первоисточник. | ||
* | * [[Развесёлые ромалэ|Лилит Мазикина]]. Дилогия «Луна, луна, скройся!» и «Волчьим шагом, или Время для сказок» (ранее «Ручной белый волк императора Батори»), «цыганское фэнтези». Цыганская танцовщица из Галиции Лилянка Хорват — существо, зачатое женщиной и вампиром. И живёт она в мире, где до сих пор существует Австро-Венгерская империя. | ||
* [[Ведьмак]]. Обилие отсылок и элементов. | |||
* Чайна Мьевилль, «Шрам»: Великий Кромлех. Как обычно у Мьевилля, субверсия: аристократия-нежить существует и правит страной открыто, простолюдинов-«живцов» не трогает, и после смерти они могут подняться в статусе до нежити, а вот на вампиров и те и другие смотрят с презрением как на бомжей-наркоманов. | |||
* «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича — белорусское захолустье конца XIX века описано в духе Убервальда: бесконечные гнилые болота с призраками и болотными огнями, мрачные усадьбы и убогие крестьянские дома, вырождающаяся шляхта и множество жутких легенд и родовых проклятий. | |||
* Вера Камша, «[[Отблески Этерны|Белая ель]]» — действие повести происходит в герцогстве Алат, [[СФК]] [[Гуляш и чардаш|Венгрии]], и посвящена она тамошнему фольклору: от призрачных повозок, на которых ездят погибшие и пропавшие без вести, до мармалюц (ослиц-[[Оборотень|оборотней]]). Для пущей атмосферности части повести называются в честь «Венгерских танцев» Брамса. | * Вера Камша, «[[Отблески Этерны|Белая ель]]» — действие повести происходит в герцогстве Алат, [[СФК]] [[Гуляш и чардаш|Венгрии]], и посвящена она тамошнему фольклору: от призрачных повозок, на которых ездят погибшие и пропавшие без вести, до мармалюц (ослиц-[[Оборотень|оборотней]]). Для пущей атмосферности части повести называются в честь «Венгерских танцев» Брамса. | ||
* | * «Кармилла» Дж. Шеридана ле Фаню — в роли «Руритании с вампирами» тут Штирия — герцогство на востоке Австрии, испытавшее сильное словенское влияние. | ||
* Harry Potter — судя по германско-чешско-югославскому контингенту и зловещей репутации колдовской школы Дурмстранг она расположена где-то там. Вполне возможно, что это и есть та самая Схоломанса из народных преданий. | |||
* | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Оргия живых мертвецов» (1973). Деревня в непонятной местности восточноевропейского вида с зомби под конец фильма. | * «Оргия живых мертвецов» (1973). Деревня в непонятной местности восточноевропейского вида с зомби под конец фильма. | ||
* «Крепость» (1983). Маленькая деревушка в Трансильвании, в которую зачем-то приходят нацистские войска, интересна только огромной брошенной крепостью с заточенным внутри демоном… | * «Крепость» (1983). Маленькая деревушка в Трансильвании, в которую зачем-то приходят нацистские войска, интересна только огромной брошенной крепостью с заточенным внутри демоном… | ||
* «Ван Хельсинг» (2004). Дракула + [[Оборотень|оборотни]] + чудовище [[Франкенштейн]]а. | * «Ван Хельсинг» (2004). Дракула + [[Оборотень|оборотни]] + чудовище [[Франкенштейн]]а. | ||
Строка 44: | Строка 36: | ||
* «Beyond the Door III. Amok Train» (1989). Как выглядит по этому фильму Югославия в 1989 году? Это [[Руритания|бедная восточноевропейская страна уровня XIX века]] с паровозами и каретами. Но главное не это, а то, что в сельской местности она населена ужасного вида [[Средневековые дебилы|стариками и старухами]], которые [[Голливудский сатанизм|поклоняются сатане]] и [[Магия крови|приносят ему в жертву]] американских подростков. | * «Beyond the Door III. Amok Train» (1989). Как выглядит по этому фильму Югославия в 1989 году? Это [[Руритания|бедная восточноевропейская страна уровня XIX века]] с паровозами и каретами. Но главное не это, а то, что в сельской местности она населена ужасного вида [[Средневековые дебилы|стариками и старухами]], которые [[Голливудский сатанизм|поклоняются сатане]] и [[Магия крови|приносят ему в жертву]] американских подростков. | ||
* «Маска Сатаны» (1960). Действие происходит в Молдавии XIX века [[Не в ладах с географией|рядом с Миргородом, откуда можно за день доехать до Москвы]]. Вампиры, ведьмы, замки князей и жуткие кладбища. И все это, согласно титрам, по мотивам Гоголя. | * «Маска Сатаны» (1960). Действие происходит в Молдавии XIX века [[Не в ладах с географией|рядом с Миргородом, откуда можно за день доехать до Москвы]]. Вампиры, ведьмы, замки князей и жуткие кладбища. И все это, согласно титрам, по мотивам Гоголя. | ||
* Во множестве ужастиков студии Universal Pictures 1940-х фигурировала страна Васария. | |||
* Во множестве ужастиков | |||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* Робовенгрия в [[Futurama|«Футураме»]] — что-то среднее между Российской и Австро-Венгерской империей и тем самым Убервальдом (правда, вместо людей там живут роботы). Имеются робо-призраки и один робо-оборотень (правда, он американского происхождения). | * Робовенгрия в [[Futurama|«Футураме»]] — что-то среднее между Российской и Австро-Венгерской империей и тем самым Убервальдом (правда, вместо людей там живут роботы). Имеются робо-призраки и один робо-оборотень (правда, он американского происхождения). | ||
* Гимпельштумп из мультсериала | * Гимпельштумп из мультсериала «Финеас и Ферб». А вот страна Дрюссельштейн, где находится этот город — уже [[Руритания]] . | ||
* | * Wakfu — в шестой серии герои попадают в такой Убервальд, жители котрого напоминают зомби, а правит ими граф Вампиро. | ||
* | * «13 призраков Скуби-ду» — главные герои в первой серии попадают в подобное место, где все жители-оборотни, а певец в клубе поёт песни про вампиров и одевается как Дракула (хоть и оборотень). Причём находится эта страна ... в Гималаях! | ||
* «[[Том и Джерри]]» серия «Switchin’ Kitten» (Кот в собачьей шкуре/Фабрика превращений). Действие происходит в такой локации. Тут и дождь, и аристократы (из кареты вышвырнула Тома), и безумный ученый, у которого Джерри работает. | * «[[Том и Джерри]]» серия «Switchin’ Kitten» (Кот в собачьей шкуре/Фабрика превращений). Действие происходит в такой локации. Тут и дождь, и аристократы (из кареты вышвырнула Тома), и безумный ученый, у которого Джерри работает. | ||
* «Игорь» — Малерия. Целая страна злых гениев, у которых в слугах сплошь [[Горбун Игорь|горбуны Игори]]. | * «Игорь» — Малерия. Целая страна злых гениев, у которых в слугах сплошь [[Горбун Игорь|горбуны Игори]]. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 64: | Строка 51: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Хьялмарк в [[TES/The Elder Scrolls V: Skyrim|The Elder Scrolls V: Skyrim]]. Не настолько ярко выраженный пример, но есть болота, единственный ветхий деревянный городишко, туманы, мрачно-гнетущая атмосфера, вампиры, планирующие захватить власть, и бабка-гадалка-позолоти-ручку в качестве правительницы всего холда. | * Хьялмарк в [[TES/The Elder Scrolls V: Skyrim|The Elder Scrolls V: Skyrim]]. Не настолько ярко выраженный пример, но есть болота, единственный ветхий деревянный городишко, туманы, мрачно-гнетущая атмосфера, вампиры, планирующие захватить власть, и бабка-гадалка-позолоти-ручку в качестве правительницы всего холда. | ||
** Еще менее выраженный пример — Скингард в Oblivion: Красные гербы и вампиры ({{spoiler|включая графа}}). Если на цену за дом, озвученную управляющим ответить «Кровопийцы!» он с невозмутимым лицом ответит «За твою кровь больше десятки все равно никто не даст» | ** Еще менее выраженный пример — Скингард в Oblivion: Красные гербы и вампиры ({{spoiler|включая графа}}). Если на цену за дом, озвученную управляющим ответить «Кровопийцы!» он с невозмутимым лицом ответит «За твою кровь больше десятки все равно никто не даст» | ||
* Мордавия в [[Quest for Glory | * Мордавия в [[Quest for Glory]] 4. Славянско-румынская страна, населённая, помимо людей с русскими именами, вампирами в замке, русалками-утопленницами, ведьмами, цыганами-оборотнями, призраками, безумным учёным, [[Горбун Игорь|горбуном Игорем]], [[лавкрафт]]овскими существами и прочее. Есть болота, туманы, горы и дремучие леса, а также мрачный городишко с мрачным и запуганным населением, отгороженный от остального мира. | ||
* Почти все локации в первой игре | * Почти все локации в первой игре «Ведьмак». Да и часть во второй тоже. А в третьей вообще один из самых убервальдовых Убервальдов в игровой индустрии. | ||
** Впрочем, Велен в Дикой Охоте берёт даже не чернухой, а тем что львиная доля там происходящего — | ** Впрочем, Велен в Дикой Охоте берёт даже не чернухой, а тем что львиная доля там происходящего — обыденность. Принцип «закон — болота, прокурор — трупоед» там действовал ещё задолго до третьей войны с Нильфгаардом. | ||
* [[Minecraft]] | * Мир [[Minecraft]]: запуганные [http://minecraft-ru.gamepedia.com/Деревенский_житель крестьяне], орды нежити, ведьмы на болотах, подводные храмы с лавкрафтовской нечистью, порталы в [http://minecraft-ru.gamepedia.com/Нижний_мир ад]… Атмосферно. А с выходом версии 1.11 градус «убервальдовости» обещает ещё повыситься. В частности, добавили [[проклятый старый дом|лесные особняки]], населенные [[головорез]]ами и [[мраккультист]]ами. | ||
* [[Аллоды]] Онлайн — Темноводье, Троеполье и Енох. | * [[Аллоды]] Онлайн — Темноводье, Троеполье и Енох. | ||
* [[Diablo | * [[Diablo]] III — первая глава. В I и II частях также встречается соответствующая эстетика. | ||
* [[WoW|World of Warcraft]] — Сумеречный лес, Гилнеас, Друствар, | * [[WoW|World of Warcraft]] — Сумеречный лес, Тирисфальские леса, Западные и Восточные чумные земли, Гилнеас, Друствар, Сребролесье. В последнем — инстанс «Крепость Тёмного клыка». | ||
* [[Painkiller]] — первый уровень. | * [[Painkiller]] — первый уровень. | ||
* Royal Quest — Ночные леса. С колоритным деревенским старостой-оборотнем Хватом, заброшенным алтарём тёмной богини Морры в чаще леса, вампирским поместьем клана Соло и покинутой деревней Волчьи Ямы. | * Royal Quest — Ночные леса. С колоритным деревенским старостой-оборотнем Хватом, заброшенным алтарём тёмной богини Морры в чаще леса, вампирским поместьем клана Соло и покинутой деревней Волчьи Ямы. | ||
* The Incredible Adventures of Van Helsing — Борговия. | * The Incredible Adventures of Van Helsing — Борговия. | ||
* [[Resident Evil|Resident Evil 4]] — технически, действие происходит в сельской местности в Испании, но весь антураж стопроцентно убервальдовский. | * [[Resident Evil|Resident Evil 4]] — технически, действие происходит в сельской местности в Испании, но весь антураж стопроцентно убервальдовский. | ||
* [[Blood]] — в адд-оне Cryptic Passage действие происходит именно там. Если в основной игре ареной сражений были готические Америка и немножко Западная Европа, то в этом адд-оне Калеб отправляется прямо в Трансильванию. | * [[Blood]] — в адд-оне Cryptic Passage действие происходит именно там. Если в основной игре ареной сражений были готические Америка и немножко Западная Европа, то в этом адд-оне Калеб отправляется прямо в Трансильванию. | ||
* Victor | * Victor Vran: Загоравия. | ||
* В серии игр | * В серии игр Castlevania — [[педаль в пол]]. | ||
* [[Bloodborne]] — почти вся игра (особенно замок Кейнхёрст). Бонусные очки за то, что практически всё местное население в каком-то смысле является вампирами и оборотнями одновременно (употребляет кровь, являющуюся лекарством от всех болезней, и при этом со временем превращающую людей в звероподобных чудовищ). | * [[Bloodborne]] — почти вся игра (особенно замок Кейнхёрст). Бонусные очки за то, что практически всё местное население в каком-то смысле является вампирами и оборотнями одновременно (употребляет кровь, являющуюся лекарством от всех болезней, и при этом со временем превращающую людей в звероподобных чудовищ). | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Dungeons and Dragons|D&D]] — сеттинг [[Равенлофт]] представляет собой целое измерение сплошного Убервальда. | * [[Dungeons and Dragons|D&D]] — сеттинг [[Равенлофт]] представляет собой целое измерение сплошного Убервальда. | ||
** Вообще-то не совсем. Среди доменов Равенлофта представлены [[СФК]] большинства значимых земных культур. Но эстетика… | ** Вообще-то не совсем. Среди доменов Равенлофта представлены [[СФК]] большинства значимых земных культур. Но эстетика… | ||
* [[Warhammer Fantasy | * [[Warhammer Fantasy Battles]] — Сильвания. Тут даже название с намеком. Мерзкое, жуткое место с кучей графов вампиров, беспокойными мертвецами на кладбищах, вурдалаками, лютыми волками, заброшенными замками и запуганными [[Крестьяне|крестьянами]]. А ещё-проклятый город Прааг. | ||
** Прааг — это [[Хаос]]. А запуганные крестьяне — этак было не всегда. Во время правления Влада фон Карштейна люди шли в бой вместе с мертвецами, и не от страха, а по доброй воле. | |||
** В обновленном сеттинге Эпохи Сигмара можно выделить коробочную игру Cursed City, в которой злой оборотень-вампир захватил власть в небольшом княжестве (заглавный проклятый город является его столицей), а команде героев, включающей последнего выжившего из правящей семьи и командира городской стражи, приходится сражаться с наводнившими столицу вампирами и прочей нежитью в весьма убервальдских декорациях. Запуганные крестьяне правда присутствуют только в уже выкопавшемся из могил виде. | |||
* Иннистрад в [[MtG]], да и многим другим мирам перепало. | * Иннистрад в [[MtG]], да и многим другим мирам перепало. | ||
* [[World of Darkness]] | * [[World of Darkness]]: ну как же обойтись без Убервальда на готическом аналоге Земли? Наиболее яркий пример, конечно, Трансильвания с её разборками вампирских кланов Тзимисце и Тремере. Но и Россия тоже — только русские Тзимисце и Носферату (последние — во главе с Бабой Ягой) воюют с русскими оборотнями Серебряными Клыками. | ||
* [[Нудмер. Город-ключ]] — Лайменталь. Субверсия. Заметно больше типичного Убервальда (как никак сверхдержава), да и [[Планета-мегаполис|продвинутой техники здесь заметно больше]], а живется тут порой даже лучше чем в соседней Тентарии… Вот только это именно тот самый Убервальд (а условия жизни — | * [[Нудмер. Город-ключ]] — Лайменталь. Субверсия. Заметно больше типичного Убервальда (как никак сверхдержава), да и [[Планета-мегаполис|продвинутой техники здесь заметно больше]], а живется тут порой даже лучше чем в соседней Тентарии… Вот только это именно тот самый Убервальд (а условия жизни — желание всегда иметь качественные материалы под рукой). | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* [[Powerwolf]]! Больше половины песен, пожалуй. А разгадка проста: фронтмен — уроженец Румынии. | * [[Powerwolf]]! Больше половины песен, пожалуй. А разгадка проста: фронтмен — уроженец Румынии. | ||
* | * Многие сюжеты [[Король и Шут|«Короля и Шута»]] могли бы происходить именно там. | ||
* Тэм Гринхилл, «Полёт нетопыря». Здесь троп подан в комическом ключе. | * Тэм Гринхилл, «Полёт нетопыря». Здесь троп подан в комическом ключе. | ||
{{Nav/Место действия}} | {{Nav/Место действия}} | ||
{{Nav/ | {{Nav/Стереотипы}} |
Текущая версия на 12:06, 2 декабря 2022
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Überwald. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Входи свободно, и по своей собственной воле! | » |
— Любой хозяин замка в Убервальде |
Убервальд — это готическая разновидность Руритании, впервые описанная в готических романах, и впоследствии популяризированная в фильмах ужасов студий Universal и Hammer. С первого взгляда — Руритания как Руритания. Однако уже на закате становится понятно, что леса тут темнее, чем вы ожидали, и волков как-то неестественно много… О, смотрите, некоторые на задних лапах ходят. Жители городов и деревень — тоскливые, запуганные крестьяне и цыгане, жмущиеся друг к дружке в страхе в местном трактире и выдающие гостю жуткие слухи и предупреждения (с плохим акцентом). В надежде найти хоть какую-то цивилизацию, вы отправляетесь в замок.
Зря.
Скорее всего, в замке вы найдете представителя местной аристократии. Очень древней аристократии. Аристократии крови. Из тех, кто относится к людям, как к скоту. Впрочем, может быть, там окажется и современный человек технической цивилизации, который пригласит вас поучаствовать в опыте. И нет, ни тот, ни другой не воспримут отказ как ответ.
Не думайте, что местные вам помогут. Доведенные до ручки, они, конечно же, похватают вилы и факела, но не будут делать особой разницы между злодеем и вами. А горбатый слуга, как всегда, улизнёт, что бы ни произошло.
Само название — из Плоского мира, где именно так называлась соответствующая страна. Там же оно, в свою очередь, взялось из переведенного на немецкий слова «Трансильвания». Это область в Румынии, связанная с именем великого и ужасного господаря Валахии Влада III Цепеша (он же Дракула, он же На-Кол-Сажатель). ИРЛ никакой Трансильванией он не правил. Но он там родился. А потом владетель Трансильвании Ян Хуньяди выдал господарю в правление Сигишоар и часть областей Фагараша.
Этот яркий персонаж вдохновил Брэма Стокера на роман «Дракула». Автор решил, что реальность недостаточно жуткая, и сделал из господаря Валахии графа стрррашно звучащей Трансильвании, поселил его в замке и до кучи сменил национальность на секея (в распространённом русском переводе — «шекелиса»). Именно этот сеттинг чаще всего используют как прототип для готического или фэнтезийного Убервальда.
Как правило, Убервальд появляется в историях, действие которых происходит в XIX веке или раньше (для фэнтезийных миров — в переводе с их хронологии на наши деньги), соответственно, технический уровень как самого Убервальда, так и цивилизованных стран — от фэнтези до викторианского стимпанка. В любом случае — Убервальд, по которому прокатились мировые войны и глобализация — уже не Убервальд, он напрочь теряет свой шарм в маленьком, хорошо освещённом мирке современности.
Где встречается[править]
Литература[править]
- Убервальд в Плоском Мире (тропнеймер).
- Дракула Брэма Стокера — собственно, первоисточник.
- Лилит Мазикина. Дилогия «Луна, луна, скройся!» и «Волчьим шагом, или Время для сказок» (ранее «Ручной белый волк императора Батори»), «цыганское фэнтези». Цыганская танцовщица из Галиции Лилянка Хорват — существо, зачатое женщиной и вампиром. И живёт она в мире, где до сих пор существует Австро-Венгерская империя.
- Ведьмак. Обилие отсылок и элементов.
- Чайна Мьевилль, «Шрам»: Великий Кромлех. Как обычно у Мьевилля, субверсия: аристократия-нежить существует и правит страной открыто, простолюдинов-«живцов» не трогает, и после смерти они могут подняться в статусе до нежити, а вот на вампиров и те и другие смотрят с презрением как на бомжей-наркоманов.
- «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича — белорусское захолустье конца XIX века описано в духе Убервальда: бесконечные гнилые болота с призраками и болотными огнями, мрачные усадьбы и убогие крестьянские дома, вырождающаяся шляхта и множество жутких легенд и родовых проклятий.
- Вера Камша, «Белая ель» — действие повести происходит в герцогстве Алат, СФК Венгрии, и посвящена она тамошнему фольклору: от призрачных повозок, на которых ездят погибшие и пропавшие без вести, до мармалюц (ослиц-оборотней). Для пущей атмосферности части повести называются в честь «Венгерских танцев» Брамса.
- «Кармилла» Дж. Шеридана ле Фаню — в роли «Руритании с вампирами» тут Штирия — герцогство на востоке Австрии, испытавшее сильное словенское влияние.
- Harry Potter — судя по германско-чешско-югославскому контингенту и зловещей репутации колдовской школы Дурмстранг она расположена где-то там. Вполне возможно, что это и есть та самая Схоломанса из народных преданий.
Кино[править]
- «Оргия живых мертвецов» (1973). Деревня в непонятной местности восточноевропейского вида с зомби под конец фильма.
- «Крепость» (1983). Маленькая деревушка в Трансильвании, в которую зачем-то приходят нацистские войска, интересна только огромной брошенной крепостью с заточенным внутри демоном…
- «Ван Хельсинг» (2004). Дракула + оборотни + чудовище Франкенштейна.
- «Охотники на ведьм» (2012). Повествование о будущем Ганзеля и Гретель. Химически чистый образец!
- «Beyond the Door III. Amok Train» (1989). Как выглядит по этому фильму Югославия в 1989 году? Это бедная восточноевропейская страна уровня XIX века с паровозами и каретами. Но главное не это, а то, что в сельской местности она населена ужасного вида стариками и старухами, которые поклоняются сатане и приносят ему в жертву американских подростков.
- «Маска Сатаны» (1960). Действие происходит в Молдавии XIX века рядом с Миргородом, откуда можно за день доехать до Москвы. Вампиры, ведьмы, замки князей и жуткие кладбища. И все это, согласно титрам, по мотивам Гоголя.
- Во множестве ужастиков студии Universal Pictures 1940-х фигурировала страна Васария.
Мультсериалы[править]
- Робовенгрия в «Футураме» — что-то среднее между Российской и Австро-Венгерской империей и тем самым Убервальдом (правда, вместо людей там живут роботы). Имеются робо-призраки и один робо-оборотень (правда, он американского происхождения).
- Гимпельштумп из мультсериала «Финеас и Ферб». А вот страна Дрюссельштейн, где находится этот город — уже Руритания .
- Wakfu — в шестой серии герои попадают в такой Убервальд, жители котрого напоминают зомби, а правит ими граф Вампиро.
- «13 призраков Скуби-ду» — главные герои в первой серии попадают в подобное место, где все жители-оборотни, а певец в клубе поёт песни про вампиров и одевается как Дракула (хоть и оборотень). Причём находится эта страна ... в Гималаях!
- «Том и Джерри» серия «Switchin’ Kitten» (Кот в собачьей шкуре/Фабрика превращений). Действие происходит в такой локации. Тут и дождь, и аристократы (из кареты вышвырнула Тома), и безумный ученый, у которого Джерри работает.
- «Игорь» — Малерия. Целая страна злых гениев, у которых в слугах сплошь горбуны Игори.
Комиксы[править]
- Fables. Большой и Злой Волк, поросята, ведьмы, Белоснежка — всего не перечислить, учитывая специфику!
Видеоигры[править]
- Хьялмарк в The Elder Scrolls V: Skyrim. Не настолько ярко выраженный пример, но есть болота, единственный ветхий деревянный городишко, туманы, мрачно-гнетущая атмосфера, вампиры, планирующие захватить власть, и бабка-гадалка-позолоти-ручку в качестве правительницы всего холда.
- Еще менее выраженный пример — Скингард в Oblivion: Красные гербы и вампиры (включая графа). Если на цену за дом, озвученную управляющим ответить «Кровопийцы!» он с невозмутимым лицом ответит «За твою кровь больше десятки все равно никто не даст»
- Мордавия в Quest for Glory 4. Славянско-румынская страна, населённая, помимо людей с русскими именами, вампирами в замке, русалками-утопленницами, ведьмами, цыганами-оборотнями, призраками, безумным учёным, горбуном Игорем, лавкрафтовскими существами и прочее. Есть болота, туманы, горы и дремучие леса, а также мрачный городишко с мрачным и запуганным населением, отгороженный от остального мира.
- Почти все локации в первой игре «Ведьмак». Да и часть во второй тоже. А в третьей вообще один из самых убервальдовых Убервальдов в игровой индустрии.
- Впрочем, Велен в Дикой Охоте берёт даже не чернухой, а тем что львиная доля там происходящего — обыденность. Принцип «закон — болота, прокурор — трупоед» там действовал ещё задолго до третьей войны с Нильфгаардом.
- Мир Minecraft: запуганные крестьяне, орды нежити, ведьмы на болотах, подводные храмы с лавкрафтовской нечистью, порталы в ад… Атмосферно. А с выходом версии 1.11 градус «убервальдовости» обещает ещё повыситься. В частности, добавили лесные особняки, населенные головорезами и мраккультистами.
- Аллоды Онлайн — Темноводье, Троеполье и Енох.
- Diablo III — первая глава. В I и II частях также встречается соответствующая эстетика.
- World of Warcraft — Сумеречный лес, Тирисфальские леса, Западные и Восточные чумные земли, Гилнеас, Друствар, Сребролесье. В последнем — инстанс «Крепость Тёмного клыка».
- Painkiller — первый уровень.
- Royal Quest — Ночные леса. С колоритным деревенским старостой-оборотнем Хватом, заброшенным алтарём тёмной богини Морры в чаще леса, вампирским поместьем клана Соло и покинутой деревней Волчьи Ямы.
- The Incredible Adventures of Van Helsing — Борговия.
- Resident Evil 4 — технически, действие происходит в сельской местности в Испании, но весь антураж стопроцентно убервальдовский.
- Blood — в адд-оне Cryptic Passage действие происходит именно там. Если в основной игре ареной сражений были готические Америка и немножко Западная Европа, то в этом адд-оне Калеб отправляется прямо в Трансильванию.
- Victor Vran: Загоравия.
- В серии игр Castlevania — педаль в пол.
- Bloodborne — почти вся игра (особенно замок Кейнхёрст). Бонусные очки за то, что практически всё местное население в каком-то смысле является вампирами и оборотнями одновременно (употребляет кровь, являющуюся лекарством от всех болезней, и при этом со временем превращающую людей в звероподобных чудовищ).
Настольные игры[править]
- D&D — сеттинг Равенлофт представляет собой целое измерение сплошного Убервальда.
- Вообще-то не совсем. Среди доменов Равенлофта представлены СФК большинства значимых земных культур. Но эстетика…
- Warhammer Fantasy Battles — Сильвания. Тут даже название с намеком. Мерзкое, жуткое место с кучей графов вампиров, беспокойными мертвецами на кладбищах, вурдалаками, лютыми волками, заброшенными замками и запуганными крестьянами. А ещё-проклятый город Прааг.
- Прааг — это Хаос. А запуганные крестьяне — этак было не всегда. Во время правления Влада фон Карштейна люди шли в бой вместе с мертвецами, и не от страха, а по доброй воле.
- В обновленном сеттинге Эпохи Сигмара можно выделить коробочную игру Cursed City, в которой злой оборотень-вампир захватил власть в небольшом княжестве (заглавный проклятый город является его столицей), а команде героев, включающей последнего выжившего из правящей семьи и командира городской стражи, приходится сражаться с наводнившими столицу вампирами и прочей нежитью в весьма убервальдских декорациях. Запуганные крестьяне правда присутствуют только в уже выкопавшемся из могил виде.
- Иннистрад в MtG, да и многим другим мирам перепало.
- World of Darkness: ну как же обойтись без Убервальда на готическом аналоге Земли? Наиболее яркий пример, конечно, Трансильвания с её разборками вампирских кланов Тзимисце и Тремере. Но и Россия тоже — только русские Тзимисце и Носферату (последние — во главе с Бабой Ягой) воюют с русскими оборотнями Серебряными Клыками.
- Нудмер. Город-ключ — Лайменталь. Субверсия. Заметно больше типичного Убервальда (как никак сверхдержава), да и продвинутой техники здесь заметно больше, а живется тут порой даже лучше чем в соседней Тентарии… Вот только это именно тот самый Убервальд (а условия жизни — желание всегда иметь качественные материалы под рукой).
Музыка[править]
- Powerwolf! Больше половины песен, пожалуй. А разгадка проста: фронтмен — уроженец Румынии.
- Многие сюжеты «Короля и Шута» могли бы происходить именно там.
- Тэм Гринхилл, «Полёт нетопыря». Здесь троп подан в комическом ключе.