Встречайте родную сестру идиотского сюжета и идиотского мяча — идиотскую тайну. Суть этого тропа в том, что часть положительных персонажей сознательно скрывает информацию от героя, например, когда этот самый герой ведёт расследование, а этой информации ему не хватает. Идиотская тайна является хорошим топливом для сюжета. Если бы персонаж получил все карты на руки, то произведение было бы короче на несколько сотен страниц или телевизионных минут.
Идиотская тайна — не самый плохой прием и повсеместно встречается во многих произведениях. Но иногда автор перегибает палку, и протагонист половину произведения гоняется за теми, кто может все ему объяснить, делая нервы себе и читателям.
Мотив у охраняющий идиотскую тайну преимущество один — защитить персонажа от знания, которое ему может повредить. Однако в большинстве случаев это стимулирует персонажа копать дальше и только усиливает желание узнать эту тайну, что приводит к абсолютно противоположному эффекту. А иногда и к опуханию сиквелов. Но чаще всего это просто филлер, чтобы подрастянуть сюжет.
Если тайна сыграна не по-идиотски, и персонажу действительно лучше её не знать — это троп «Мы бы тебе сказали, но…».
Где встречается[править]
 | Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
- Творчество Дарьи Донцовой — очень много где.
- Цикл «Академия Проклятий» Елены Звёздной — от главной героини постоянно что-то скрывают, что только стимулирует ее продолжать расследование.
- «Ночной Дозор» — в первой книге говорится, что в Ночном Дозоре при обучении новичков на занятиях преподносится бесполезная информация, важные сведения сообщаются новичкам либо под видом тайны, которую он случайно узнал, либо их мимоходом проговаривают в бытовом разговоре за чаем.
- Не все обучение, а специальный курс информационной безопасности. И задача этого курса именно в том, чтобы научить адепта держать язык за зубами. А уже после успешного прохождения курса, Иного можно допускать к более серьезным секретам. То, что от знаний Антона Городецкого из первой книги практически ничего не остается к концу шестой, является скорее следствием масштабных орлангуров.
- «Флэш» — почти весь первый сезон команда Флэша скрывает от Айрис его личность. Но храбрую девушку это только подстегивает копать дальше.
- «Стрела» — туда же.
- «Гримм» — Король долго скрывает от Ника свою личность. А сам Ник скрывает свою личность от коллег по работе и девушки.
- Данный пример можно оспорить, так как Ренар все-таки изначально противостоит Нику, так что, раскрыв свою личность, он бы подверг себя риску ("Привет, я из королевской семьи, и я пытался убить твою тетю"). Что же до Ника, тут достаточно вспомнить реакцию его девушки (которая решила, что он сошел с ума, и отреагировала не слишком хорошо) и друзей-коллег (оба думали, что сходят с ума сами). Сохранение тайны кажется вполне целесообразным.
- «Касл» — Рик Касл стер себе часть памяти, потому что раскрыл целую криминальную империю, и это может стоить жизней всем его близким. Ну разумеется, копать повторно приходится им с Беккет, а разгадка оказывается настолько дешёвой, что поневоле возникает вопрос: ты зачем себе память-то стирал, дурень?
- Harlock Saga: The Ring of the Nibelung (менее концентрировно — еще в паре сериалов той-же вселенной) — дурацкая привычка Мииме и Мейтл недоговаривать и говорить загадками в ситуациях, когда решать проблему надо срочно и на выдавливание информации из собеседника времени нет (или когда это никому в голову не придет, а надо бы, как в случае с Мейтл). Обоснуй — нечеловеческая психология у обеих (Мейтл в этой версии — "то-ли девушка, а то-ли видение", но явно не человек, Мииме — вообще богиня времени). К тому-же, возможно, Мииме не хочет сообщать своим товарищам больше, чем нужно для решения проблемы: все-таки, посвящать простых смертных в тайны вселенной и так-то стремно, а уж если учесть, что тайны оказались довольно неприглядны...
Основы |
---|
Базовые понятия | Амплуа • Анахронизм • Архетип • Атрибут • Жанр • Канон • Кодификатор/Тропнеймер • Конфликт • Мотив (Библейские • игральных карт • тела) • Ожидания от пола • Пафос • Первопример • Перипетия • Персонаж • Производное творчество • Развитие персонажа • Сеттинг • Символ • Спойлер • Сюжет/Фабула • Троп/Штамп (бесконечный троп • Буря клише/Троп на тропе • Внутримировой пример • До того, как это стало мейнстримом • Троп-бумеранг • Убитый штамп vs Вымышленный штамп vs Неубиваемый троп) • Фанаты • Цензура/Пристойность • Ценности • Экспозиция • Эпизод-фокус • Юмор/сатира
Реальность и вымысел: Будущее не оправдало ожиданий vs Мета-пророчество • Жизнь подражает искусству (Прискорбное совпадение) • История вмешивается в сюжет • Основано на реальных событиях • Отвратительная обратная связь • Реальная жизнь vs Репрезентация • Реальность нереалистична • Так всё и было (Ктулху уничтожил динозавров) • Художественная правда |
---|
Значимость ролей | Антагонист (героический антагонист • нет антагониста • смена антагониста) • Бенефис беты • Девтерагонист • Протагонист (протагонист-злодей • Протагонист-неудачник • протагонист-ребёнок • нет протагониста • фальшивый протагонист • Не требуется) • Тритагонист •
Дофига персонажей (Кто все эти люди?) vs Демографический минимализм • Очень одинокий петух • Греческий хор
Неважный важный персонаж |
---|
Хорошо и плохо | Не баг, а фича (Нарочито плохо) • Так плохо, что уже хорошо • Хорошо, но плохо • Фатальный недостаток |
---|
Направления | Классицизм → Модернизм → Постмодернизм → Метамодернизм Натурализм • Романтизм (Шкала романтизма против просвещения) • Реализм (Критический реализм • Соцреализм) • Сентиментализм • Футуризм • … |
---|
Приёмы | Версия для бедных • Выжимание воды • Дешёвая драма • Киллер-фича • Налить воды • Натяжной диалог • Отрастить бороду • Парадокс славы/Прочитать о себе книгу • Повторяющееся начало • Навязчивый рефрен • Сарказм • Четвёртая стена (опора на четвёртую стену • разрушение четвёртой стены • Четвёртая стена тебя не спасёт) * Russian Reversal
Аллюзия: Автор подмигивает • Визуальная отсылка • Копипаста • Мета-шутка • На тебе! • Оммаж • Пасхальное яйцо • Перекличка • Произведение-оммаж • Прямое упоминание
Структура: Билд-ап и пей-офф • Мопед не мой • Обрамление • Шкатулочный роман • Шоу внутри шоу |
---|
Хронология | Старше, чем грязь • Старше, чем феодализм • Старше, чем печать • Старше, чем пар • Старше, чем радио • Старше, чем интернет |
---|
Автор и ещё автор | Заимствование • Коллективное творчество • Непреднамеренное совпадение (нет, не тот) • Пародия (Эффект большой крокодилы) • Пересказ • Плагиат/Самоплагиат • Право переводчика (Канонический переводчик • Устоявшийся неточный перевод) • Совместное творчество • Эпигонство (Прицепиться к трамваю) |
---|
Автор и произведение | Автор-творец=бог-творец: Одобрение Божие • Ошибка Божия • Пожимает Бог плечами • Слово Божие • Фальшивое слово Божие (Лелуш Шрёдингера)
Авторский произвол: А я сказал — негодяй!/А я сказал — герой! • Авторский беспредел • Бог из атомной бомбы • Бог из машины vs Дьявол из машины (Ктулху из машины) • Бог-уборщик • Игра в мяч (геройский мяч • злодейский мяч • идиотский мяч) • Идиотская тайна • Подгонка под ответ • Рояль в кустах (оркестр в кустах • чёрный рояль) • Удобная потеря информации • Хронология всмятку • Художественная вольность • Что за фигня, автор?
Авторский обоснуй: • Иммунитет протагониста vs Просто они не герои • Метафизическая броня • Сюжетная броня (Спасение каноном)
Прочее: Автор пишет для себя • Автор пишет про свой возраст • Автор пишет про свой пол • Авторский набор штампов • Да я даже не старался! • Концепция изменилась (Фичекат) • Лавкрафт писал правду! • Любимец автора • Не знает сеттинга (не продумал сеттинг) • Неприязнь создателя к своему творению (Не хочу об этом вспоминать • Отречение от адаптации • Персонаж против автора vs Пигмалион против Галатеи) • Несуществующее произведение (Змеебарсук • Третий том «Мёртвых душ») • Приключения автора • Проснулся знаменитым • Синдром Джорджа Мартина (Когда б вы знали, из какого сора • Производственный ад) • Собирать отказы • Творческий кризис • Точку ставит смерть • Труднодоступное произведение • Убрать своё имя из титров • Уже не торт (синдром Савицкого) vs Теперь торт • Эффект альфы • Эффект «Реквиема по мечте» • Эффект Чуковского • Я ошибся, всё было не так |
---|
Автор и публика | Бонусы (билингвальный • для взрослых • для гениев • для местных • для пересматривающих • для современников • для фанатов (конфетка для фанатов)) • Во всём виновата Дока 2! vs Я прочёл много детективов • Время не пощадило vs Отомщено временем • Зрители — гении vs Публика — дура • Корейцы любят StarCraft vs Евреи ненавидят Вагнера vs Чхать мы хотели на гайдзинов • Конъюнктурный пересмотр/Прогнуться под фанатов • Королевский жираф/Перепиарили (Эффект завышенных ожиданий) vs Хит-нежданчик • Критики могут ошибаться/Проблема противоположных оценок (Эффект Незнайки-художника) • Локальный мем • Миллион самоотсылок • Мультики — это для детей vs Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк» vs Мультики для детей — это стыдно vs Аниме — это жестокие порномультики • Не читайте мои книги! • Не читал, но восхваляю vs Не читал, но осуждаю • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Публика — сволочь • Ошибка позиционирования • Создатели перегнули палку • Фансервис (Доктор Фансервис • Мисс Фансервис (Мама Фансервис • Прекрасная старица • Ягодка опять) • Мистер Фансервис (Серебряный лис) • Профессор Фансервис • Соблазнительная монашка) vs Фан-диссервис • Целевая аудитория (Промах с аудиторией) • Эффект Стрейзанд • Американский Кирби крутой |
---|
Рассказчики | POV-персонаж • Божественный рассказчик • Болтливый рассказчик • Доктор Ватсон • Я там был, мёд-пиво пил • Ненадёжный рассказчик • Посмертный рассказчик • Скрытный POV-персонаж • Странный рассказчик (Животное в роли рассказчика • Зловещий рассказчик) |
---|
Роды творчества | Фольклор • Театр • Комплексные франшизы • Литература • Кино • Телесериалы • Мультфильмы • Мультсериалы • Манга • Аниме • Комиксы • Настольные игры • Видеоигры • Визуальный роман • Музыка |
---|
Прочее | Массовая культура • Раньше трава была зеленее |
---|