Ценности

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
« Почему «трэш, угар и содомия», например? Ну это, тащемта, общечеловеческие ценности, например. Какие могут быть лучше, например? »
— Паук, например

Строго говоря, любое художественное произведение описывает конфликт персонажей.
Если за дело берётся не МТА, то конфликтуют эти персонажи не просто так.
Всё из-за ценностей. У большинства персонажей ценности так или иначе выстроены в некую структуру. Какие-то идеи доминируют, какие-то важны, а какие-то вообще не принимаются в расчёт. Единственно верное для героя может быть бессмысленным для антагониста и наоборот.

Виды ценностных конфликтов[править]

Как их можно использовать? В зависимости от глубины повествования и его целей, можно встретить следующие градации, от примитивных к более сложным:

  1. Конфликт ценностей инверсией: герои верят во что-то однозначно хорошее, а злодеи — в инвертированную версию, т. е. в абстрактную антиценность. Чаще всего используется в детских произведениях, где точно должно быть понятно, кто есть кто и за кого болеть.
  2. Конфликт разных ценностей: свобода против долга или закон против ценности человеческой жизни, к примеру. Здесь уже необязательно мазать одну сторону сажей, а читателю дано право самому судить, на чьей он стороне.
  3. Конфликт восприятия одной ценности. Если автор хочет углубиться в рассуждения о чём-то одном, он может описать две стороны, сражающихся за одной и то же. Пример: власти страны и революционеры, одинаково желающие социальной справедливости, но отличающиеся взглядами на то, что же это должно быть такое.
  4. Конфликт методов: персонажи, стремящиеся к одному и тому же (то есть в конечном счёте имеющие одинаковые ценности в глобальной перспективе), расходятся по части методов их реализации («Цель оправдывает средства» vs. «Победа без чести равносильна поражению»)

Ценности[править]

  • Власть. Власть — это сила. А сила потому, что позволяет управлять другими людьми. Про силу читайте ниже.
  • Выживание: «Все ваши слова о добре и зле не имеют никакого смысла, если я помру». Обычно используется в произведениях, где герои доведены до крайней черты. Герои «Королевской битвы» не думают о комфорте, когда весь выбор сводится к «убей/будь убитым».
    • Тем не менее, выживают именно те, для кого важнее дружба и любовь. Что говорит нам о ценностях автора.
    • А также о том, что совместными усилиями выживать как-то сподручнее. Всё-таки, как бы силён и/или натренирован не был простой человек (тему про транс-, а тем более пост-людях оставим за кадром, поскольку о них пишут в данном разрезе значительно реже) по-отдельности мы не так сильны, как нам бы того хотелось. Сильнейшим «оружием» человека являются его разумность и способность к взаимовыручке (или, если говорить другими словами, способность объединять свои усилия ради достижения общих целей). Вот и выходит, что самыми эффективными при выживании являются совместные действия, чья прочность обеспечивается узами искренней любви и дружбы. Впрочем, это не отменяет вероятности, что люди, оказавшиеся в той же жопе, что и вы, могут оказаться подлецами, дураками и просто не очень дальновидными или полезными в данной ситуации людьми, с которыми дружить или даже просто как-то разумно взаимодействовать — себе дороже.
  • Деньги. Для некоторых людей деньги являются самостоятельной ценностью, в отрыве от их практической пользы универсального обменника. Впрочем, существуют люди иного толка, для которых деньги являются ценностью из-за того, что дают власть.
  • Долг. Обычно подразумевает под собой некие принятые в обществе убеждения о должном, которые обязан выполнять всякий уважающий себя «настоящий» мужчина/женщина/военнослужащий/индеец/и так далее. Этакий социально-обусловленный моральный неписанный закон.
    • Честь: в зависимости от автора и эпохи эта ценность может быть как обузой для последнего рыцаря, так и основой общественной жизни.
  • Дружба: «Сам умирай, а товарища выручай!» Любимая ценность приключенческих романов и молодёжных комедий.
  • Духовность. В лучшем случае означает возвышенность дум и устремлений, в худшем — фанатизм и преданность конкретным духовным лидерам, которые отнюдь не всегда служат добру.
  • Жизнь человека и/или разумного существа. В определённой степени связана с ценностью выживания, однако, если выживание часто связывают с эгоистичным «человек человеку — волк» и личным благополучием, то протагонисты произведений, придерживающиеся данной ценности, чаще спасают чужие жизни вплоть до героического самопожертвования.
  • Закон: dura lex sed lex. «Закон суров, но это закон». Большинство признаёт, что с законом лучше, чем без него. Даже анархисты. Даже преступники, у которых «понятия» вместо писаных законов (а те, кто не соблюдает даже понятия, называют отморозками — людьми с отмороженными мозгами). Другой момент, что бывают разные ситуации. Разумеется, закон может быть не самой главной ценностью человека, но чтобы совсем нет — такое бывает только у недееспособных, которые банально ничего не понимают.
  • Знание или «Знания ради знаний». Любимая ценность сумасшедших учёных, которые ещё не окончательно выжили из ума, но уже творят всякую дичь. В жизни тоже встречается в виде всевозможных энтузиастов и всяких увлекающихся людей разных тем и профессий, но гораздо реже, чем хотелось бы. Выходит из ценности разума, но может не быть связанным напрямую.
  • Идеология, в том числе религиозная. Ради Идей убивали, убивают и будут убивать, поскольку именно Идея отвечает на главный вопрос «Зачем?» пусть каждая и по-своему.
  • Комфорт. В худшем случае подразумевается обломовщина, в лучшем — внутренняя гармония.
  • Любовь. «All you need is love!» — многие люди считают именно любовь главной ценностью и вообще движущей силой Вселенной, другие осуждают Культ любви.
  • Ответственность. Готовность держать ответ за последствия своих действий и слов. В различных произведениях чаще всего воспринимается в качестве черты характера героя и как таковая прямо называется редко. По сути, является симбиозом и непреложной основой таких ценностей как Долг, Честь и Преданность. «Умей держать данное тобой слово/взятые на себя обязательства», «Любишь кататься — люби и саночки возить» и всё в том же духе. Тот же самурай вначале берёт на себя обязательства перед сюзереном, а уж после на практике проявляет свою преданность.
  • Преданность: «Главное для самурая — служение своему господину». Особенно ценность распространена в сословных или кастовых обществах как часть сословной морали.
  • Разум. Одна из высших ценностей в произведениях эпохи Просвещения.
  • Самореализация: на пирамиде Маслоу самореализация является коронующим элементом. Это может быть как работа всей жизни, так и какие-то качества в самом человеке.
  • Свобода. Многие готовы за неё умереть, что о чём-то говорит.
  • Семья. Основа общества и психологического здоровья каждого отдельного человека.
    • Дети. Для некоторых людей дети являются самостоятельной ценностью.
  • Сила: «Что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки?» Выходит из ценности выживания, но может не быть связанным напрямую.
  • Сохранение своей личности — нечто наподобие выживания в продвинутом варианте и/или в комбинации со свободой. «Я предпочту с копьем в диком поле охотиться на утят, оставаясь таким же, чем измениться ради того, чтобы стать частью вашей утопии». Разумеется, речь не о сохранении личности в неизменном виде, а о защите от промывания мозгов, в более широком смысле — от пропаганды или даже воспитания.
  • Социальная справедливость. В каком-то смысле тоже «счастье для всех», но более приближенное к реальности, теоретически осуществимое и почти не входящее в конфликт с другими ценностями.
  • Счастье. «Счастья для всех, даром, и чтобы никто не ушел обиженным» © часто входит в конфликт как с долгом, так и с законом. Да и никто не знает до конца, что же это за зверь-то такой: копнёшь глубже в персонажа, а для него счастьем другая ценность оказывается.
    • Просто это слишком широкий и многозначный в данном плане термин. Если говорить совсем коротко, то ответ на вопрос: «Что тебе для счастья надо?» По смыслу будет примерно тем же, что и ответ на вопрос: «Что ты считаешь самым главным в своей жизни?», а это уже вопрос о ценностях человека как таковых.
    • В философии счастье — это «понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения». Проще говоря, чтобы сделать человека счастливым надо: а) сделать так, чтобы человек был максимально доволен условиями своего существования (нижняя граница подобного начинается где-то на уровне животных потребностей и ценности выживания, — не зря же герои радуются, что они выжили в очередной заварушке? — а верхняя это про удовольствие и комфорт); б) помочь человеку достичь каких-либо социально-ориентированных целей (это уже про все прочие ценности общественного толка). Иными словами счастье как ценность понятие слишком растяжимое и скорее выступает как ссылка на нечто ещё (и чаще всего этих «нечто» несколько). Что, впрочем, не отменяет того факта, что многие стремятся к состоянию бесконечного счастья, пусть оно и недостижимо (в отличие от счастья долгого, но конечного).
      • Забавно, но если принять за истину предыдущее утверждение, то фраза «смысл жизни человека — быть счастливым» не так уж наивна, ведь означает, что человек должен жить в достойных его условиях и достигнуть каких-то нематериальных, возвышенных целей (начиная от благополучия семьи до карьерного успеха и т. д.), что, в комплексе, и образует «счастье».
  • Удовольствие. Стремление ко всему приятному и избегание всего неприятного — основа гедонизма.