Троп-бумеранг
Перейти к навигации
Перейти к поиску
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cyclic Trope. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
![]() | Короче, Склихосовский! Обыграть. Деконструировать. Ниспровергнуть. Обыграть. |
Бумеранг — это метательное оружие, которое благодаря изогнутой форме возвращается обратно к метнувшему его воину.
Некоторые тропы проходят своеобразную закольцованную эволюцию. Например, есть у нас троп Добродушный толстяк. В ходе обрастания различными субверсиями он формирует другой архетип «Добрый и жалкий толстяк». Через некоторое время аудитория привыкает и к этому архетипу, а потому троп эволюционирует дальше — и теперь это Отвратительный толстяк. Когда приедаться начинают и отвратительные толстяки, троп вновь возвращается на исходную — к типажу Добродушного толстяка.
Однако большинство таких циклов являются двусторонними и сильно колеблются между заданными крайностями, порождая множество субверсий и инверсий.
Примеры[править]
- Бой-баба. В произведениях с любовной линией бумеранг пролетает между Любит сильных женщин и Она слишком сильна для меня.
- Герой vs. Антигерой. Эти два архетипа могут оттенять друг друга и отвоёвывать позиции в зависимости от существующих норм морали и заложенных в обществе нравственных ориентиров. При доминировании Героя Антигерой появляется как реакция на его идеализм и несерьёзность. А при доминировании Антигероя ему на смену придёт Деконструированный Герой.
- Коммунисты. В западной культуре бумеранг нарезает круги между Красно-коричневой сволочью пополам с Клюквой и Благонамеренными экстремистами, попутно задевая Товарищ-коммунист. Поначалу определяющим фактором положения тропа была Холодная война как таковая. Многое зависело от того, как именно складывались отношения между Советским Союзом и западным блоком. Начиная с 1991 года после развала СССР представления о коммунистах не развивались. Культура потеряла возможность демонстрировать злодеев-коммунистов, так как нет смысла показывать людей, опирающихся на несуществующую систему.
- Полицейский-ковбой. Может быть как протагонистом, так и антагонистом — в зависимости от того, насколько пользуется уважением образ законопослушного полицейского.
- Светлее и мягче vs. Темнее и острее. В жанре, удовлетворяющим одни ожидания, работа, нацеленная на противоположные, может вызвать фурор. Что в свою очередь создаст толпы эпигонов, способных одним лишь числом качнуть маятник в другом направлении.
- Цвета волос. От Золотые волосы, золотое сердце до Золотой шевелюры зла и обратно (особенно в паре с брюнеткой, способной оттенять светлый контраст).
- Шкала романтизма против просвещения — кодификатор и первопример, отец всех бумерангов. Если фигурально, то в культуре порядок Аполлона и хаос Дионисия последовательно сменяют друг друга. За просвещением Аполлона следует романтизм Дионисия, за романтизмом Дионисия позитивизм или реализм Аполлона и так далее.
- Неформал — это здорово vs. Неформал — значит, лузер. В зависимости от того, к какому поколению принадлежит автор — задолбавшемуся цивильностью и благопристойностью или, наоборот, уставшему от вседозволенности.