Хит-нежданчик

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sleeper Hit. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был автор. Автор был человеком талантливым, но никому не известным. И решил автор написать роман. Денег на пиар-кампанию у него не было, так что об известности ему оставалось только мечтать. Но он всё равно продолжает писать свой роман. Опубликовав наконец свой роман в сети, наш автор заснул крепким сном. Проснувшись рано утром, автор оказался окружён армией фанатов, и теперь о нём знает весь мир.

Противоположное королевскому жирафу явление, когда ничем не примечательное произведение, а то и откровенная афёра за счёт рекламы обретает бешеную популярность. В некоторых случаях хит-нежданчик может стать не только популярным, но и изменить мир.

Родственный троп — проснулся знаменитым, если речь идёт о творце, а не творении.

См. также Собирать отказы.

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Сирано де Бержерак». Ростан был достаточно известным автором, но «Сирано» все предрекали полный провал, включая автора, который заранее извинялся перед актёрами за то, что втянул их в этот позор. Сам Эмиль Золя снизошел разгромить в прессе еще не вышедший спектакль. Публика, однако, оказалась в полном восторге, пьеса стала одним из главных произведений французского театра.

Литература[править]

  • Карло Лоренцини, журналист, много играл в карты и наделал долгов, и для быстрого заработка в короткие сроки написал сказку, сдав ее в 1881 г. в «Газету для детей» со словами «Делайте с ней что хотите, но если напечатаете — не забудьте хорошо заплатить, чтобы у меня было желание писать ее дальше». А чтобы не смешивать свое имя со сказкой, подписал ее как «Карло Коллоди». В итоге и напечатали, и заплатили, и спустя два года дополненная «Приключения Пиноккио. История деревянной марионетки» (изначальная версия заканчивалась повешением Пиноккио Котом и Лисой, что, разумеется, сочли неприемлемым концом читатели) вышла отдельной книгой и породила настоящий вал неавторизованных продолжений.
  • «Трое в лодке, не считая собаки». Начнем с того, что вообще-то Джерому К.Джерому заказывали путеводитель по гаваням Темзы в увеселительной форме, но в итоге описания гаваней как раз и стали лишними. Были разгромлены критикой за вульгарность и потакание низменным вкусам. Даже благожелательно настроенные колумнисты справедливо отмечали неровность повествования. Когда книга разошлась колоссальным тиражом, издатели долго не верили своим глазам. А она расходится до сих пор, вот уже более 100 лет.
  • «Властелин колец». В этот кирпич, запоздалый и слишком тяжеловесный сиквел популярной, но не до безумия, сказки «Хоббит», не особо верили и не хотели издавать, пока Джон Толкин не согласился распилить его натрое. А потом пираты напечатали в США дешёвые копии в мягкой обложке, которые оказались по карману настоящей ЦА — подросткам и молодёжи — и понеслось…
  • Поттериана. Ро собрала кучу отказов, прежде чем книгу не только приняли, но и всерьёз взялись за её продвижение. Ну а начиная со второй части хиты были вполне ожидаемыми.
  • «Пятьдесят оттенков серого». БДСМ-фанфик по «Сумеркам», написанный на уровне хуже среднего? Оказалось, многим именно этого и надо.
  • «В финале Джон умрёт». Когда автор написал сетевой рассказик на Хэллоуин, кто мог подумать, что из этого вырастет цикл, книги которого станут бестселлерами? А первый том ещё и заслужил экранизацию от Дона Коскарелли.

Кино[править]

  • В 1977 году на экраны вышел фантастический фильм, снятый за не слишком большие деньги молодым режиссёром. Все ждали провала — и режиссёр, который даже уехал прятаться от позора, и студия, которая дала фильму прокат всего в 37 кинотеатрах и не сочла нужным заботиться о рекламе. Для фильма даже не стали печатать постеры. А назывался фильм «Звёздные войны»…
    • Вот поэтому на самом первом постере Люк и Лея выглядят так странно — постер понадобился «на вчера» и был нарисован за одну ночь художником, который даже не видел фильм.
  • В 1979 году один малоизвестный австралийский режиссёр снял чуть ли не за свои кровные (300 тысяч долларов) предпостапокалиптический боевичок с никому не известным актёром-новичком, который пришёл на пробы с синяком под глазом после драки. Ну, получилось то, что получилось. Фильм вышел в прокат с весьма грозным названием — «Безумный Макс». И собрал кассу всего-навсего в каких-то сто миллионов долларов.
  • Жил-был режиссёр, снимавший в основном трэшовые ужастики за гроши. И носился он с идеей экранизировать свою любимую книгу детства, про которую все знали, что экранизировать её нормально невозможно. И запросил он на экранизацию сотни тысяч баксов, да ещё наснимал материала на три невыносимо длинных фильма с непонятными названиями… «Властелин колец» Джексона, короче. Два миллиарда сборов, семнадцать «Оскаров».
  • «Гладиатор» — фильм в жанре пеплум, который скончался ещё в начале 70-х; режиссер, до этого провалившийся с тремя фильмами подряд; австралийский актёр, ещё мало известный в Америке. Плюс всякие «мелочи» вроде отсутствия сценария или смерть одного из актёров. В итоге — 460 миллионов кассовых сборов и пять премий «Оскар».
  • Режиссёр, известный по низкопробным комедиям, очень долго продавливал продюсерам из студии Warner Bros, у которых на тот момент напрочь пропало желание рисковать, идею дать денег на съёмки сложного, серьёзного фильма на острую социальную тематику. В конце концов, студия сдалась, выделив на съёмки сущие гроши по меркам большого кино. Режиссёр не отступил, и в итоге «WB» получили то, чего сами не ожидали. Фильм стал результатом случайности — и затем собрал миллиард долларов в прокате при бюджете в 55 миллионов. Картина называлась «Джокер».
  • «Дом Gucci» зигзагом: в США на основном рынке картина прокатилась довольно кисло, а вот в России фильм стал неожиданным хитом, продержавшись в прокате больше двух месяцев (!) и даже в новогоднем прокате фильм месячной давности занял аж 4 место по сборам, опередив продолжение популярнейшей трилогии «Матрица: Воскрешение» и широко распиаренный «Чемпион мира» и фактически неожиданно для всех заняв место провальной «Вестсайдской истории» Спилберга.
    • Сравнение с «Матрицей» не совсем оправданно. BadComedian даже выпустил на неё обзор.
  • «Мокасины Маниту» (2001) и «Космический дозор. Эпизод 1» (2004) — оба фильма — пародийные комедии с юмором ниже пояса, и оба рекордно окупились, причем первый стал самым коммерчески успешным в объединенной Германии, а второй — вообще самым коммерчески успешным. Первый при бюджете почти в 3,5 миллионов евро (7 миллионов немецких марок) собрал 65 миллионов евро только в Германии, второй, с учетом инфляции и подорожанием билетов после введения евро в Европейском Союзе, при бюджете 9 миллионов евро (большая часть которого ушла на создание спецэффектов, а не на гонорары звездам) тоже собрал 77 миллионов только в Германии. В Германии и Австрии картины побили все рекорды кинопроката.
  • Первый фильм по популярному научно-фантастическому сериалу с учетом перерасхода бюджета окупился, но не более и к тому же не понравился ни критикам, ни зрителям. Тогда продюсеры пошли на крутые меры — выгнали режиссера-создателя оригинального сериала (предоставив ему декоративную должность), урезали бюджет аж вчетверо (в итоге две трети декораций пришлось брать из первого фильма и творчески переделывать), сценарий велели скомпилировать из имеющихся негодных версий всего за неделю человеку, который оригинальный сериал и вообще научную фантастику в глаза не видал. Провал и позор в веках жадности студий? Нет, «Звездный путь 2: Гнев Хана» девять раз окупил свой бюджет, единодушно был признан критиками и фанатами и по сей день считается одним из лучших фильмов во вселенной «Звездного пути».
  • «Непосредственно Каха!» — ну вот кому сдалась сортирная комедия про двух четких кавказских пацанчиков-понторезов, основанная на веб-сериале начала 2010-ых?! Уже и Enjoy Movies, и прочие выдохлись… а тут пандемия привалила. В итоге ценителей кавказских пацанчиков оказалось очень и очень много — 6,9 млн долларов сборов и лидер проката четыре недели подряд (до того такой рекорд принадлежал Аватару 2010 года).
  • «Паранормальное явление» 2007 года. При бюджете в $15 000 сборы составили под $200 миллионов. Маржу посчитайте сами.
  • «Роман с камнем» — студия была настолько уверена в том, что фильм будет провалом, что после тестовых просмотров Земекиса уволили из режиссёров «Кокона» (заменив на Рона Ховарда, который, впрочем, справился отлично), и к фильму даже не стали писать музыку, оставив вместо неё временный саундтрек, написанный каким-то никому не известным Аланом Сильвестри, до того писавшим музыку к фильмам категории «Б».
  • «Продюсеры»! Внутримировой пример: для мошенничества со страховкой нужно было провалить постановку пьесы. Но вышло так плохо, что уже хорошо: сентиментальная драма о Ги-ги-гитлере была воспринята публикой как эксцентричная комедия.
  • «Общество мертвых поэтов» — когда Том Шульман показал сценарий фильма своему агенту, тот сказал сценаристу, что это его лучшее творение, но он не возьмется его продать, потому что в Голливуде такой текст никого не заинтересует. В итоге фильм был пятым в общемировом прокате, опередив диснеевскую «Русалочку», стал прародителем жанра дарк-академии, получил «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и ныне имеет статус культового.

Мультфильмы[править]

  • Диснеевская «Белоснежка и семь гномов». Когда Уолт Дисней приступил к съёмкам своего первого полнометражного мультфильма, критики дружно пророчили ему кассовый провал — ну не снимали тогда такие длинные мультфильмы, а уж тем более не выпускали в кинотеатрах. На самом же деле, мультфильм имел просто грандиозный успех, как среди детей, так и среди взрослых.
  • Arcane: League of Legends. Эм, мультсериал к десятилетию популярной MOBA, созданный студией-разработчиком игры с безвестными французами на подхвате? Сколько уже полегло таких экранизаций… А вот Аркейн удивил даже создателей — заоблачные 100 % от рецензентов, лучший мультсериал года по версии кучи профильных СМИ и просто на некоторое время самый популярный сериал на Netflix.
  • «Кот Саймона» — в 2008 году аниматор Саймон Тофилд, изучая возможности Adobe Flash, в порядке эксперимента создал короткометражку «Cat Man Do», где вредный кот пытается разбудить хозяина. Короткометражка неожиданно оказалась настолько популярной, что положила начало целой серии мультфильмов про кошачьи проделки.

Мультсериалы[править]

  • В 1998 г. канал Nickelodeon одобрил к производству два новых проекта. Один считался бесспорным фаворитом, создаваемым опытной командой, другой — парией, который создается на специфическую тему бывшим морским биологом (!), внезапно бросившим работу ради мечты о мультипликации, и явно скоро закроется. Однако, «Котопёс» продержался всего 4 сезона, а «Губка Боб Квадратные штаны» целых 13, став самым продолжительным сериалом канала.

Манга и аниме[править]

  • Занятно, что кодификаторы всех трёх поджанров мехи были именно хитами-нежданчиками:
    • Mazinger Z. Го Нагай всегда считал своим magnum opus сагу про человка-дьявола, а «Мазингера» ваял в основном затем, чтобы отдохнуть. Но факты упрямы: Devilman, при всей популярности, не породил целый жанр, а Mazinger Z — породил.
    • Gundam. Вряд ли кто-то тогда ждал, что сериал, который так сильно спотыкался на старте, даст начало самой крупной и живучей меха-франшизе.
    • Evangelion — это победа вопреки всему. Сценарий пишется на ходу. Режиссёр в тяжёлой депрессии. Денег с каждой серией всё меньше, а последние две делаются исключительно на голом энтузиазме. Финал похож на что угодно, кроме внятного финала[1]. Сложный и непонятный сюжет с элементами психологии. Б У М. Теперь новый полнометражный фильм ждут годами, несмотря на производственный ад.
      • С фитильком, так как многие занятые в производстве уже были заслуженными мастерами своего дела.
  • Клинок, рассекающий демонов — никто не ожидал, что данная манга сумеет по продажам обойти One Piece (ВАН ПИС, КАРЛ!), получить аниме-экранизацию от ufotable с её бесконечными бюджетами и заслужить приз зрительских симпатий за лучший CGI десятилетия (эффект движущейся камеры, проработанная графика и SFX). А полнометражка отвоюет звание лидера кинопроката всех времен и народов в Японии у самого Миядзаки!
  • Onepunch-Man — вебкомикс с примитивнейшей рисовкой внезапно настолько полюбился народу, что получил полную перерисовку от одного из самых крутых мангак, аж два сезона аниме и видеоигру от Bandai Namco.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — Наоко-химэ заявляла, что начала писать эту историю просто от отчаяния, нищеты и тотального одиночества. Ами, Рэй, Макото и Минако — это платонические идеи её подруг. Уже не Б У М, а целая Кузькина мать.
  • Kemono Friends — кому нужно нарисованное чуть ли не в Paint и Flash аниме про зверодевочек? Оказалось, всем.
  • Princess Connect! Re:Dive — аниме по мобильной игре? Гарем из принцессы-воительницы, жрицы и цундере-нэко-волшебницы? А теперь подключите в режиссеры Такаоми Канасаки, создавшего ту самую KonoSuba, и вы получите один из главных комедийных хитов 2020 года.
  • Hataraku Saibou — даже сам автор не ожидал, что «проходная» развлекательно-познавательная манга о внутренней работе человеческого тела может собрать такую огромную фанатскую базу и породит свою собственную франшизу со множеством спин-оффов.
  • Jujutsu Kaisen — и опять беспредельно добрый, но тупой ОЯШ волею случая обретает силушку богатырскую магическую, влипает в маскарад, вынужден прокачиваться и сражаться с демонами в компании с таинственным магом в маске, молчаливым брюнетом и типичной цундурой на максималках… Хр-р-р… Вот только на апрель 2021 тираж манги составил 45 млн экземпляров, а ее аниме-адаптация по всем рейтингам устойчиво держится в лидерах 2020 года. Дело, видимо, в деконструкции многих из вышеупомянутых штампов.
    • Вопреки словам выше и слов самого ГГ(который пусть и ЯШ, но далеко не О), тупым не является. Мир шаманов для него новый, потому и непонятный. Цель его приключений — истинно благородная, учитель — самодовольный болван, подходящий к делу спустя рукава, напарники — на вид холодный, но вовсе не вредный парень и девушка, выглядящая хрупкой, но способная порвать врага голыми руками, и характер её далеко не так хрупок. Акутами Гэгэ прожевал(-а? Автор пишет под псевдонимом, настоящее имя и пол неизвестны) и выплюнул все заезженные штампы, показав большое на тебе! мангакам, клепающим одинаковые сёнены. Работа не является простым стёбом заезженных штампов, а применяет их с умом, временами и вовсе не меняя. Кроме того, Акутами гениален в создании интересных и запоминающихся персонажей.
  • Sabishisugite Lesbian Fuzoku Ni Ikimashita Report — Нагата Каби писала свою историю длящихся годами психических и физических расстройств и сложных отношений с семьей, в которых попытка лесбийских оплаченных отношений была лишь вишенкой на торте, просто для психотерапии. выкладывая на pixiv, а в итоге манга стала хитом, ее издали официально и Нагата Каби смогла значительно улучшить свое состояние.
  • Yuri on Ice! — ожидался добротный, но средненький спокон, пускай и про соревнования международного уровня… а получился хит, в любви к которому замечены даже профессиональные фигуристы.

Видеоигры[править]

  • Под данный троп попадают многие инди-игры, которые снискали успех. Minecraft, Five Nights at Freddy's, Doki Doki Literature Club!… Список можно продолжать. Чаще всего они становятся популярными благодаря летсплеям.
    • Аверсия с Undertale: у него уже была потенцальная фанбаза в виде фанатов Homestuck и Mother, для которого автор игры писал музыку, и на Kickstarter проект собрал 51 тысячу долларов вместо требуемых 5 тысяч.
      • Зигзаг: Теоретик всея ЮТуба MatPat выпустил про эту игру несколько роликов, тем самым подкинув пару мешков угля в топку hype train.
  • Touhou Project следует выделить отдельно. Началось всё с того, что студент первого курса Дзунья Ота решил опробовать себя в программировании и сделать несколько простых игр в целях тренировки навыков. Закончилось огромной серией игр с большой вселенной, кучей официальных печатных изданий и просто чудовищных размеров фэндомом. Причём свою популярность Тохо получило не в десятых, как вышеупомянутые игры, а в нулевых, когда интернет был ещё в новинку.
  • Игра Tetris была придумана советским программистом Алексеем Пажитновым во время научных работ. Кто-ж знал, что эта игра будет долгое время держать титул самой продаваемой игры в истории вплоть до 2019 года.
  • Minecraft. Первоначально Маркус Перссон просто развлекался в свободное время программированием и неожиданно создал шедевр. Спустя 10 лет Minecraft сумела не только породить огромное количество летсплеев, но и обогнать вышеупомянутый Тетрис.
  • Demon’s souls очень плохо продавалась на старте, но неожиданно игроки встретили игру с распростёртыми объятиями. Особенно учитывая, что она была выпущена как раз в то время, когда разработчики начали оказуаливать игры до предела. В итоге это привело к созданию крупной франшизы и появлению целого жанра — Soulsborne.
    • Да не были «демоны» хитом, хитом была идейная наследница от тех же разработчиков — Dark Souls. И она была даже большим нежданчиком.
  • Самая первая игра серии Final Fantasy вообще должна стать лебединой песней Squaresoft, которая на тот момент находилась в состоянии предбанкротства (отсюда и название). Да только потом, неожиданно, игра стала коммерчески успешной как в Японии и США. Теперь же эта Фантазия вряд ли станет финальной.
  • Nier: Automata — на этот раз именно эта игра из серии игр Drakengard принесла Йоко Таро славу. За это надо сказать спасибо, кхм-кхм, меметичным прелестям главной героини. Ну и тому, что благодаря сотрудничеству с Platinum Games в эту часть серии реально можно играть. И не стоит забывать про совершенно офигенную музыку которая тянет даже тогда когда хочется забросить эту геймплейную тягомутину.
  • Самая первая Dota, которая на тот момент была всего лишь картой для Warcraft 3, стала не только отдельной игрой, но и основоположником целого жанра!
    • Впоследствии, на движке уже второй Доты была создана кастомка Dota Chess, которая повторила историю и получила как отдельные вариации, так и режимы в совершенно других играх.
  • Disco Elysium — лучшая RPG 2019 года по версии TGA(игрового «Оскара») появилась из ниоткуда и при этом была признана многими как наследник культовой Planescape: Torment.
  • Первоначально игра Portal поставлялась только в сборнике «The Orange Box» в качестве небольшого бонуса для игроков. Да вот только игроки, купившие данный сборник только ради Халфы и Team Fortress 2, сразу же полюбили игру и начали форсить мемы с тортиками. В итоге это привело к созданию полноценного сиквела.
  • В начале 90-ых небольшая студия, известная в первую очередь своими спортивными симуляторами, решила обратиться к жанру фэнтези. Процесс разработки был тем еще производственным адом, прямо в процессе сменился жанр игры с простеньких поединков на полноценный экшен-RPG, масштаб мира возрос на порядки… конечно, это привело к срыву всех сроков, и вместо традиционного релиза в рождественский сезон игра вышла только в марте следующего года, да еще в мизерном количестве — всего три тысячи копий. Команда разработчиков была уверена, что на этом их карьера и закончится. К их удивлению, через несколько месяцев выяснилось, что игра приобрела культовый статус среди фанатов RPG, а ее продажи всё растут. Так Arena положила начало одной из наиболее популярных CRPG-франшиз.
    • Известна (хоть и не сильно) она была не только спортивными симуляторами, но и «бродилками» про Терминатора «Future Shock» и «SkyNET». Поэтому студия и смогла создать хорошую РПГ — наработки уже были.
  • Fortnite от Epic Games был лишь проходной игрой в раннем доступе про зомби-выживание со строительством. И оставался бы таким, если бы на волне хайпа баттл-роялей не был добавлен соответствующий бесплатный режим, сделавший игру самой популярной в своём жанре.
  • В отличии от Арканума и Лионхерта, первую Готику никто особо не ждал.
  • Europa 1400: The Guild — э-э, попытка скрестить The Sims и экономический симулятор (!) в средневековой Европе на самописном 3D-движке (на рубеже веков представлявшие в большинстве своем маловразумительные поделки). А ведь главный хит Германии 2000 года и даже завоевал некоторую популярность в России.
    • А популярность 2-ой части этой игры даже привела к созданию спин-оффа Sims про Средневековье (который в итоге получился настолько хуже «Гильдии», что про него в ЕА предпочитают не вспоминать).
  • Serious Sam — сто первый мясной шутер на рубеже тысячелетий, когда после Half-Life даже Кармак бросился прикручивать к Doom 3 сюжет? От никому не известной хорватской студии, выпустившей несколько игр на Amiga? Кому это нужно?! А в итоге принес неплохую кассу и долго согревал сердца игроков.
    • И его ремейк тоже подойдет. Мясной шутер в 2011 году — без разрушаемости, кат-сцен, напарников и прочего? А пошел, еще как пошел — еще и на триквел хватило.
  • Ведьмак — RPG по мотивам цикла произведений польского фантаста, сделанный, по сути, дебютантами из той же бесконечно далекой Польши на раритетном движке еще первой (!) Neverwinter Nights. Для западных игроков она изначально стояла на сто первом месте, лишь чуть повыше какого-нибудь «Златогорья» — а фактически в одиночку вывела польский игропром на мировую арену (где он тут же «прославился» т. н. польскими шутерами, но это уже другая история). Впрочем, по настоящему выстрелила только вторая часть.
    • То же самое и с Gothic (разработчики Ведьмака не раз признавались, что их больше всего вдохновляла она, да и в Польше «Готика» популярна не меньше, чем в Германии и России). Первый опыт маленькой студии так хорошо продавался, что это окупило серьёзные патчи (первоначальная немецкая версия была сильно забагована, а к моменту выпуска зарубежных версий баги практически убрали) и разработку во всём улучшенной 2-ой части.
  • Shogun: Total War — самая первая игра в серии, разработанная Creative Assembly. Казалось бы, главным хитом должна была стать Braveheart — современная графика с бесконечным зумом (можно было спуститься с небес на уровень рядового солдата), хитовый фильм в основе, даже геймплейная основа (3D-тактические сражения плюс дипломатия и экономика) та же. Но в итоге Braveheart успешно провалилась и ныне прочно забыта, а Shogun положил начало долгой и славной серии стратегий.
  • Flappy Bird — клинический случай. Нарочно сложная и бессмысленная игра стала таким хитом, что разработчик, слепивший ее из текстур в т. ч. Super Mario, даже решил удалить ее из магазина, чтобы не наживаться на сажающих зрение геймерах, пытающихся хоть на чуть-чуть заставить птичку полететь.
  • Cookie Clicker — аналогично. Разработчик нарочно создал игру, где можно ТОЛЬКО кликать и получать печеньки — а вышел хит-убийца времени.
  • Darkened Skye — производитель карамелек Skittles решил дать денег небольшой студии на рекламную игру для улучшения продаж своей продукции — это обычная практика, и чаще всего в итоге создаются мини-игры или клоны известных игр, которые ценны лишь для фанатов какой-нибудь торговой марки, а сами по себе такие рекламные игры бездарны. Разработчики слишком увлеклись и создали «бродилку» (приключенческую игру) с неординарными квестами, пародийным сюжетом и необычной системой магии. Игрокам очень понравилось (в итоге игра продавалась уже не как рекламная игра — малым тиражом, а как полноценная игра — во многих магазинах), а «карамельный гигант» был не особенно доволен: об их карамельках в игре напоминал только внешний вид «магических рун» (разноцветные, круглые и с буквой S) и больше ничего.
  • Mount & Blade — однажды никому не известный турецкий программист Армаган Явуз (в жизни доктор физико-математических наук) решил на пару с женой сделать игру, о которой мечтал. Конечно же. у него бы ничего не получилось в виду отсутствия ресурсов, но турок догадался попросить денег у игроков, предоставив им условно-бесплатную текущую версию (в неоплаченной игре было ограничение по уровню и по дням), по сути открыв институт раннего доступа (теперь вы знаете кто выпустил джинна из бутылки). И сработало — несмотря на устаревшую вырвиглазную графику, большое количество костылей и перманентное ощущение недоделанности, игра, благодаря уникальному на тот момент геймплею и, главное конным боям, которые даже более крупные разработчики не смогли повторить, обрела огромную популярность, обросла модами и протянула много лет, принося доход.
  • Culpa Innata — много ли вы знаете турецких писателей? А таких, по романам которых были сделаны турецкие же игры? Которые становятся известнее первоисточника? Квест про квазиутопию Европейского Союза с многовариантностью и фирменной технологией синхронизации голоса и движения губ?! А ведь, без дураков, один из хитов 2007 года, и поныне входящий в золотой пантеон квестов.
  • Dear Esther — мод для Half-Life 2, где можно только ходить-бродить под меланхоличную музыку, решил стать полноценной игрой? Вы прикалываетесь, The Chinese Room? А ведь игра окупилась в первые же шесть часов продаж (куплено 16 000 копий) и заложила целый жанр «симуляторов ходьбы».
  • «Железный» пример — приставка Dendy, по сути, нелицензионный клон Nintendo Entertainment System. В переживающей почти полный крах и развал экономики России издателю Steepler за полтора года к середине 1994 удалось продать миллион приставок.
  • Car Mechanic Simulator 2014. Red Dot Games была одной из тех вобл игрового рынка, благодаря которой в нулевые Польшу знали как страну не только плохого шутера, но и плохих гонок. Череда снулых и заслуженно забытых покатушек (из которых хоть что-то скажет разве что название Need for Russia 4) прервалась в 2014, когда на разработчиков снизошло, не иначе, ангельское откровение, что пора спускаться с небес на землю. Конкретно — с трассы в боксы и гаражи, чей симулятор фактически создали. Оказалось, медитативный симулятор автосервиса не просто продался невиданным тиражом по всему миру и породил три сиквела с кучей DLC, но и вызвал целую лавину симуляторов схода-развала всевозможной техники.
  • Euro Truck Simulator 2 (2012). SCS Software всю жизнь делала только симуляторы дальнобойщиков — правда, ни бюджетная серия 18 Wheels of Steel, ни проекты помощнее не обеспечивали качественного прорыва. Только на Euro Truck Simulator 2 разработчики вышли на верную стезю — не штамповать новые игры, а планомерно расширять и углублять новыми DLC имеющуюся. С тех пор они выпустили только одну новую игру American Truck Simulator в 2016, но обе продолжают исправно поддерживаться и развиваться до сих пор, пользуясь спросом у игроков спустя годы.
  • Milk inside a bag of milk inside a bag of milk — прямо скажем, ну очень нишевая игра про взаимодействие с ну очень неуравновешенной девушкой с ну очень вырвиглазной трехцветной трехпиксельной картинкой и ушераздирающим саундтреком, созданная разработчиком Никитой Егоровым всего за три дня и длительностью до 20 минут. Однако же, за первую неделю было продано более 2000 копий.
  • ШХД: ЗИМА — вроде бы очередной нарочито бессюжетный симулятор ходьбы по заснеженному микрорайону с неоднозначными стихами в довесок завоевал огромную популярность не только у зарубежных любителей russian toska, но и у самих россиян.
  • Pathfinder: Kingmaker — много ли кто ожидал, что одна из самых успешных изометрических CRPG последних лет будет выпущена подразделением Mail.ru (компании, которая ассоциируется в основном с ММО с чудовищным донатом)? О том факте, что это подразделение, студию Owlcat Games, возглавили ветераны Nival Interactive, практически никто не упоминал, так что ожидания оставались невысокими. Максимум, пиарились именем Криса Авеллона. Однако, игру с боевой системой, напоминавшей классику вроде старых частей Baldur's Gate, запоминающимися героями, высокой сложностью и объёмным редактором персонажа, позволяющим создать тысячи (если не миллионы) различных билдов, ждал коммерческий успех, которому даже не помешало ужасное техническое состояние игры на релизе. И с тех пор студия Owlcat Games обрела независимость и продолжила выпускать изометрические CRPG, а её имя остаётся на слуху у большинства любителей жанра и по сей день. Примечательно, что в один год с Kingmaker выходила Pillars of Eternity 2 от Obsidian Entertainment, которая провалилась в продажах и после которой студия поставила крест на разработке игр в данном жанре.
  • X-Men Origins: Wolverine — ожидали типичную игру по фильму, со всеми вытекающими, а получили бодрый слэшер, с неплохим сюжетом и целой канвой.
  • Karryn’s Prison — казалось бы, еще одна игрушка-хентайный симулятор, причем даже не на Unity, а на давно морально устаревшем RPG Maker (хотя и сильно тюнингованном), мало кому нужна была: таких, обычно характеризующихся бесконечными чибиками, неанимированными CG и хронической недоделанностью вплоть до отсутствия хоть какой-нибудь концовки (а еще нередко тем, что новые версии выходят по очень большим праздникам и содержат полторы сцены, да еще и запарывать старые сейвы могут). Но внезапно крайне ответственный подход к геймплею и разработке (никаких dead end’ов, заглушек и халтуры на будущее, строго полноценная игра на 30-40 часов) буквально взорвал Steam, не говоря уже о профильных сайтах, и даже спустя год комьюнити активно ждет развития игры.

Музыка[править]

  • Песня «Paranoid» группы Black Sabbath была записана, чтобы хоть чем-то занять свободное место на альбоме и являлась изначально лишь простенькой гитарной импровизацией Тони Айомми. В итоге песня стала одним и самых популярных шлягеров и одной из визитных карточек группы.

Примечания[править]

  1. End of Evangelion сняли уже потом, когда выстрелило и деньги появились. Насколько он соответствует тому, что планировали изначально — поди знай.