Метафизическая броня

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Бывает, что герой не может быть убит или даже серьёзно ранен потому, что он необходим произведению. Или просто любим автором. Коварные удары, вражеские ловушки, внезапные предательства… «Да полноте! — говорит дойлист. — Он — главный герой, а у нас ещё только вторая книга из десяти! Что с ним может случиться?». Такая сюжетная броня часто вредит произведению, приводя к странным поступкам персонажей, странному сюжету и даже к поломке всего мира — потому, что её корни очевидно внешние, и тянутся они к неумелому автору. Наш случай — другой, хотя и похожий. Этот герой тоже неуязвим, будто прикрыт бронёй — но заявляет нам о ней не дойлист, а самый отъявленный ватсонианец. Невозможность смерти/увечья/поражения персонажа заложена в сам мир. Она органична, она является одним из законов мироздания самого высокого уровня.

Кто же может обладать такой защитой? На самом деле, много кто:

  • В первую очередь, конечно, демиург. Что он за создатель, если не сумел обезопасить самого себя от своего же творения? Другие сущности, получившие контроль над мирозданием из рук демиурга, тоже могут прикрыться такой бронёй, если сумеют разобраться с управлением.
  • Разнообразные персонификации сил — существа, уничтожение которых поставило бы под сомнение само существование мира в том виде, в каком мы его знаем. Даже если конкретного носителя определённой функции можно уничтожить/изгнать/победить, его место скорее всего будет занято другим кандидатом.
  • Боги, демоны и прочие древние и великие существа, чьи силы настолько превосходят масштабы произведения, что их можно считать законами природы. Возможно, и существует что-то, способное им помешать — но нам его не показали.
  • Персонажи, ведомые судьбой. Карма, рок или любой другой подобный закон мироздания решили, что этот персонаж не умрет здесь и сейчас — поэтому он не может умереть. Как частый частный случай — герой является персонажем пророчества, которое однозначно сбудется, и поэтому обречён сделать ровно то и так, как в пророчестве сказано. И пока не сделает — никакие головорезы ему не помешают. Кому суждено быть повешенным тот не утонет.
  • При путешествии во времени в детерминированном мире (прошлое неизменно) такую защиту имеют все персонажи прошлого. Хотите убить Гитлера в 35 году? У вас не получится! Почему? Да потому что УЖЕ не получилось, он дожил до 45 года! т.е. заранее известно что вашей попытке что то помешало. Парадокс предопределения, будь он неладен.
  • Простые и не очень смертные, получившие часть могущества предыдущих категорий в виде особо читерного артефакта с метафизическими свойствами.

Собственно, сама метафизическая броня может быть реализована разными способами. Персонаж может просто быть неуязвимым или же недостижимым для любых атак. Или никто в мире в принципе не может пожелать атаковать. Или цепочка случайностей обречена сложиться именно так, чтобы он не пострадал. В некоторых случаях герой может даже частично потерять свободу воли, будучи обречённым идти именно по тому пути, который поможет ему избежать всех атак. В любом случае, никакой реальной опасности и борьбы с его участием быть не может — что бы не случилось, и как бы не действовал персонаж, итог известен заранее. Из-за этого герой в метафизической броне становится очень неудобным для автора, особенно на переднем плане — ведь даже супермен, эталон унылой непобедимости, может быть побеждён — а этот парень в принципе нет! С другой стороны, метафизическая броня хорошо сидит на персонаже-призраке, о котором все знают, хотя никто его не видел; или на существах, с которыми герои не в коем случае не должны сталкиваться в бою. Заодно можно обосновать выбор правильной стороны героем, статичность мира, неправильное использование науки, магии и много чего ещё: «Почему герой прислуживает богу/главгаду, вместо того, чтобы стать им самому? А наниматель принципиально непобедим, нечего и стараться». «Почему за 10000 лет не изменилось ничего, кроме имён королей? За порядком тут следит принципиально неуничтожимая сущность, и она никакого прогресса не допустит». «Почему архимаги прислуживают королям, а не правят сами? Боги решили, что магам нельзя быть правителями, а победить богов никакой магией нельзя». Впрочем, особо амбициозный автор может вынести метафизически защищённого героя на передний план, сделать его активным игроком и не испортить произведение — ведь броня, как и любой другой крутой талант, это ещё не всесилие.

Родственные тропы — истинное бессмертие и фундаментальное бессмертие. Такие бессмертные часто метафизически бронированны, а многие носящие броню — истинно бессмертны. Но возможно и одно без другого. К примеру, избранный может быть смертным человеком (который состарится и умрёт после исполнения пророчества), а истинно бессмертное божество может получать увесистые оплеухи и даже быть выведено из игры (мифы Древней Греции наполовину об этом).

Другой близкий троп — сюжетная броня. Зачастую МТА вводит метафизическую броню, пророчества и судьбу исключительно чтобы обосновать броню сюжетную.

Разумеется авторы понимают что герои в метафизической броне уныло непобедимы и сопереживать им трудно - ясно же что выкрутятся из любой передряги. Поэтому герой, как правило, не верит в эту броню или не знает о ней. Да и читатель должен узнать о наличии этой брони как можно позже, желательно при развязке.

Примеры[править]

Религия, мифология, фольклор[править]

  • Господь Бог в монотеистических религиях. И бог-создатель в тех языческих верованиях, где он, создав мир, как-либо устранился от дел и исчез из мифов.
  • В дуалистических религиях и философии, а также в стремящихся к дуализму мистических и эзотерических течениях подобных неуничтожимых и неустранимых из мира принципов уже два. Если эти принципы имеют персонификации, то они также получают метафизическую броню. По крайней мере, до конца мира.
  • Кощей Бессмертный же! Умереть он может лишь строго определенным образом, так что во всех остальных случаях неуязвим, хотя и может быть взят в плен.

Литература[править]

  • Эру Илуватар Толкина же! Является богом-творцом мира, и потому не может быть никак побеждён.
    • Более того, то же самое и к валар. Ну, теоретически, они уничтожимы, но только Илуватаром, а Он Сам далеко-далеко за пределами событий всех произведений. Того же Моргота бы убили, если могли, но нет, только выкинули за пределы мироздания. Даже гибель во время Дагор Дагорат означает не гибель буквально, а низведение до уровня беспомощного духа.
      • Не убили не потому, что не могли, а потому что не посмели. Изначальный Мелькор был сопоставим по мощи с Манвэ, может быть, с небольшим перекосом в сторону первого (как их христианские прототипы — дьявол и архистратиг Михаил), а к моменту поражения ещё и изрядно порастратился на перекраску эльфов и людей в орков, огненных майа в балрогов, динозавров в драконов и тому подобное, так что по гамбургскому счёту его не без проблем, но ушатали бы, даже не всем пантеоном. Другое дело, что без санкции Самого такие дела не делаются — а Эру жалеет даже Моргота. «Отличная черта у старика: так человечно думать и о чёрте».
  • Алексей Иванов, «Сердце пармы»: по крайней мере два хумляльта — главный антагонист Асыка и нечто вроде ментора главгероя, храмодел Васька Калина. Сам Калина утверждает, что хоть они не стареют, «если мне руку отрубить — новая не вырастет», но в более ранней сцене на вопрос, как он выжил с отрезанной головой, лаконично отвечал: мол, дождик шёл, новая выросла (правда, сам он помнит, что его полумёртвого выходила ведьма), да и просто счёт возможностям умереть от оружия и хакан, и храмодел давно потеряли. Хумляльты не могут умереть, пока не выполнять своё предназначение, вот Асыка с Калиной и маются со времён аж Стефана Пермского. На неправильном представлении о предназначении Асыки строится одна из сюжетных линий, а Калина так и вовсе исчезает из произведения, так ничего и не выполнив и не умерев толком, бедняга.
  • Орлов Антон — «Пепел Марнейи» и прочие произведения данного цикла. Страж мира не может быть уничтожен, так как выполняет важную функцию. Умерев, он родится снова, и именно там, где больше всего нужен. Не будучи сильным магом, он может при случае попросить сам мир о помощи, вплоть до персонификаций стихий. А если даже страж исчезнет, со скамейки запасных тут же поднимется другой. Даже один из сильнейших магов, подумывающий о мировом господстве, не может уничтожить стража — впрочем, к унылой непобедимости это не приводит. Ведь страж может сойти с ума и устраниться от дел сам. И кто знает, что случится, если неостановимое проклятье стража мира столкнётся с его неуязвимостью…
  • Многие сущности из вселенной Говарда Лавкрафта. Да, Ктулху можно побить — но что, скажите на милость, можно сделать с Азатотом?
  • Отблески Этерны — Рокэ, Росио, Рокушка… А Первородные таки думали, поцчему он такой дерзкий?
  • Гарри Поттер — есть теория что из-за формулировки пророчества «один умрет от руки другого» получается что на момент данного поединка оба должны быть живы, а следовательно только Гарри и Волдеморт могут прикончить друг друга, и пророчество закрепляет это намертво — то есть Гарри бережёт само провидение, и без Волдеморта он останется жив даже при Апокалипсисе (возможно, потому, что сумеет этот Апокалипсис остановить). Аналогично Волдеморт. Впрочем это верно только при условии что мир поттерианы детерминирован.
    • действие пророчества которое ведет Гарри и Волдеморта к финальной битве выражатся в везении и удачно складывающихся маловероятных событиях (выжить в битве с василиском имея лишь меч? пережить атаку дементоров благодаря помощи самого себя из будущего? повезло, да…).
    • Противники этой теории утверждают что выживание Гарри связано с тем что его активно прикрывает Дамблдор и Орден Феникса;
    • Впрочем сферическая метафизическая броня в вакууме всё же есть: это зелье «Феликс Фелицис», оно же «жидкая удача», которое, как можно догадаться по названию, повышает удачу до максимально возможного значения, но его изготовление невероятно сложно, а также требует уйму времени и редких ингредиентов, причём малейшая ошибка превращает этот чудо-напиток в яд. Неудивительно, что им практически никто не пользовался.
      • Впрочем, это всё-таки странно. Неужели Дамблдор — директор школы — не мог Слизнорту приказать (вернее, вежливо попросить) сделать ему отдельно флакончик «на всякий пожарный случай»? Травить его старый коллега не стал бы. И каждый раз, выбираясь на поиски очередного Крестстража, хлебнуть крохотный глоточек… Может, в данном случае так просто по каким-то причинам нельзя?..
      • Именно что нельзя. Есть внутримировое объяснение: Зелье крайне токсично, сам Слизнот попробовал его в юности и с тех пор ни разу не повторял прием, видимо еще не откатилось время безопасного применения. Очевидно Альбус тоже когда-то успел хлебнуть… А брать с собой каждый раз свежего человечка, предварительно ему все подробно объяснив (а иначе никакая удача не поможет), врожденная любовь к таинственности не позволяет. Да и самомнение тоже не позволит воспользоваться допингом чтобы одолеть всего лишь мальчика Томми.
        • Да не в токсичности дело, а в том, что зелье вызывает привыкание. Кто его регулярно пьет, тот и без зелья становится самоуверенным и наглым, действует неосмотрительно — как будто под зельем. Или, наоборот, без зелья разобраться уже не может. Дамблдору это не надо.
        • И вообще, кто сказал, что он его НЕ принял? Удалась же в итоге их безумная вылазка, и даже то, что пошло не по плану, в итоге сыграло в пользу героев. Очень похоже на действие зелья.
  • «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло — когда заглавный герой в гневе попытался убить Мэджекивиса, владыку Западного Ветра и собственного отца, то получил ответ: «Ты убить меня не в силах, Для бессмертного нет смерти».
  • Макс Фрай, «Мой Рагнарёк». Когда Одина упрекают в излишней храбрости, он отвечает, что никакой особой храбрости нет: просто ему совершенно точно напророчили, при каких обстоятельствах и когда он умрет, а потому можно ничего другого не бояться.
    • Но тут с подвыподвертом, потому что в итоге и он, и главный герой ведут себя скорее в стиле «Моя судьба в моих руках, а пророчества, если они мне не нравятся, пусть катятся к чёрту» (как в итоге и вышло — Один благополучно пережил Рагнарёк… который стараниями Макса превратился из эпической битвы в натуральный фарс).
  • Генри Лайон Олди, «Чёрный Баламут». Один из главных героев, Гангея Грозный, в юности в благодарность за принесенную жертву получил от отца в дар возможность самому выбрать день своей смерти. За исполнением боги проследили: смерть пришла точно в выбранный (пусть и по принуждению) день.
  • Чёрное пламя — Диктаторы, как минимум по мнению рокхов. Последние даже сохраняют жизнь дочери врага, потому что считают, что уничтожить её не в силах — зато могут создать ситуацию, в которой выживание прикрытой бронёй потребует чего-то совсем странного.

Фанфики[править]

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — к этому был очень близок Том Риддл (поскольку пророчество гарантировало что его убьет именно ГП, следовательно во всех остальных ситуациях он выживет) и этого же состояния достиг Гарри (потому что пророчество о взрывающихся звездах подразумевает что он должен что то сделать, а следовательно быть живым). Другое дело, что непонятно, когда пророчество перестанет работать.

Кино[править]

  • Пункт назначения 4 — Джордж Лантер пытался совершить самоубийство, но физически не смог каким-либо образом убить себя, поскольку его очередь ещё не подошла.
  • Исполнитель желаний 2 - Один из персонажей решает убить главную героиню, чтобы не дать ей загадать три желания и освободить джиннов, которые уничтожат мир. Однако девушка оказывается неуязвимой для пуль. Не очень понятно, джинн ли её заколдовал (бессмертия девушке никто не желал, а он вроде как не может ничего делать сам, только исполнять желания), или это автоматом полагалось как бонус к джинну.

Телесериалы[править]

  • Доктор Кто: сюжетная броня — часть биологии Повелителей Времени, а потому присутствие галлифрейца в определённом месте меняет реальность, заставляя условных далеков мазать аки штурмовики, а вражескую технику вырубаться. Фитилёк, правда, изрядно прикручен, и в полную силу этот эффект работает только у самого Доктора и других немногих особо важных для истории его земляков.

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel — сущности вроде Всесоздателя, Смерти и им подобным. Не могут быть убиты вообще никак и обладают запредельной крутостью даже для вселенной, где полно богов, а уничтожители планет — явление относительно частое.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Steins;Gate и Steins;Gate 0. Когда борешься с судьбой, можно использовать некоторые её превратности и себе на пользу. Если тебе сказано, что раньше 2025 года ты не умрёшь, то можешь хоть лезть на пулемётные очереди — в худшем случае, возьмут в плен.
  • «Ублюдок FFF ранга» — особенность возлюбленного миром человека. Вселенная буквально защищает его. Также Соссия, как бывший разработчик мира, всё ещё прикрыта такой бронёй.

Настольные игры[править]

  • Инверсия с Warhammer — в этой вселенной даже богов Хаоса, несмотря на их неимоверную крутость и могущество, можно убить. По крайней мере, чисто теоретически, тот же Тзинч легко сведёт все события к такому исходу, что останется жив.