Эффект завышенных ожиданий
Перейти к навигации
Перейти к поиску
![]() | Короче, Склихосовский! Причиной существенной доли негатива в сторону произведения выступают завышенные ожидания публики. |
Довольно часто можно встретить такую ситуацию, что в целом сильное в своей основе произведение незаслуженно обрастает негативом только из-за того, что публика ожидала мега-шедевр, а получила просто сильное, может даже и серьезно выделяющееся среди своего жанра произведение. В 99 % случаев можно выделить 5 основных причин:
- Создатели раздули вокруг него такую рекламную кампанию, что публика ждала просто невероятное произведение. Либо же нагло врали в ходе рекламной кампании (как вариант, не врали, а, так сказать, недоговаривали, показывая только лучшее и ограничиваясь расплывчатыми формулировками, которые можно толковать как угодно), а когда выпустили, аудитория замычала именно из-за несоответствия рекламы и реального продукта.
- Произведение за авторством известного писателя или по известной франшизе выдерживает заданный ранее уровень качества, но публика на этот раз ожидала от него гораздо большего. Тот случай, когда автор оказался в тени колосса, но этот колосс — он сам несколько лет назад. Эффект Незнайки-художника?
- Произведение — сиквел или приквел чего-то известного, и было бы принято гораздо теплее, если бы не оригинал.
- Произведение представляет из себя в целом годную, но не лишенную изъянов адаптацию, из которых фанаты оригинала и раздувают бурю.
- Произведение ждали настолько долго и так нетерпеливо, что успели намечтать такой уровень качества, который недостижим в принципе.
Либо же все вышеперечисленное, в различных комбинациях.
Примеры[править]
Литература[править]
- «История Средиземья», просто «История Средиземья», которую некоторые берутся читать в расчёте, что там как минимум ещё один «Сильмариллион». Нет, это по сути справочник по истории вымышленного мира, разбавленный до толстых томов щедрыми комментариями Кристофера Толкина. У «высоких толкинистов», которые знают, к чему подступаются, тропа не происходит.
- «Дюна» — продолжение серии от Брайана Герберта могло быть воспринято читателями куда лучше, пиши его он сам, а не с Кевином Андерсоном. А так получилось ни рыба ни мясо: не полный шлак, но совершенно не похоже на творчество Фрэнка Герберта, а уши Андерсона торчат из каждого абзаца.
- Места, откуда торчит Брайан, читать вообще невозможно — это уровень сценария для детского мультсериала с куцыми и примитивными диалогами, глуповатым пафосом на пустом месте, беспомощными сражениями, планетовками и наивными сюжетными ходами уровня «напугать вражескую воздушную армаду голограммами боевых кораблей в порту». Андерсон хотя бы пытается писать типовую космооперу по мотивам.
- Джек Лондон, «Мартин Иден» — внутримировой пример. Издатели выцыганили-таки пьесу из тех времён, когда титульный персонаж был совсем МТА, и напечатали неглядя: такой маститый автор фигни не напишет же. Читатели пьесу освистали и обвинили издателя в использовании литературных негров и наглом приписывании плодов их труда великому автору.
- Михаил Салтыков-Щедрин, «Медведь на воеводстве»: «Добрые люди от него больших кровопролитиев ждали, а он Чижика съел!»
Фанфики[править]
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — волна восторженных упоминаний и вообще упоминаний какого бы то ни было знака не могла не оказать отрицательного эффекта. Те же, кто ещё во времена оные наткнулся на этот фанфик сам совершенно случайно без всякой рекламы… ну, тут многое зависит от того, насколько симпатизирует читатель сциентизму[1] (обычно само употребление слова «сциентизм» служит маркером отрицательного отношения) и насколько считает допустимыми философские диалоги для донесения тех или иных идей.
- Автор правки словил от ГПМОР эффект завышенных ожиданий — ожидая как раз намного больше сциентизма и деконструкции вселенной, а получив… в принципе, просто фанфик про приключения альтернативного Гарри.
Кино[править]
- «Звездные войны» — на это в своё время нарвалась трилогия приквелов: адекватно принять разные художественные языки разных эпох сумели не все. Но за приквелы хотя бы отомстило время: страсти поулеглись и фандом утихомирился, а те, кто как раз с приквелов и начинал, успели словить сабж от ознакомления с оригинальной трилогией — по той же причине. С диснеевскими сиквелами эффект проявился гораздо меньше, и то в основном с первым из них — дальше от этого днища ничего хорошего уже не ожидали, так что в случае с относительно пристойным восьмым эпизодом можно даже говорить об инверсии. При этом, по большому счёту, причина была опять-таки в разных художественных языках, точнее, в неумении авторов ими пользоваться: когда комиксы и прочие дополнительные материалы становятся из, кхм, дополнительных материалов необходимостью, без знакомства с которой сюжет собственно фильма вызывает только вопрос «что это было?», это трудно трактовать иначе чем неуважение к зрителю.
- С фильмами MCU ситуация полностью аналогичная точь в точь. С той лишь разницей что если в проектах по ЗВ деньги хотя бы видно на экране (ну, более или менее) — то фильмы Mарвел и то как они выглядят последние лет семь… ну это просто позор какой то. Вызывает вопросы даже не содержание фильмов, а то куда были потеряны десятилетиями накопленные профессиональные компетенции. И то куда ушли десятки миллионов долларов потраченные на съёмки каждой нетлетки?
- На эти вопросы есть ответы. Профессиональные компетенции собрали манатки и свалили из компаний под давлением со стороны дайвёрсити,[2] а десятки миллионов уходят на постоянные переделки одних и тех же сцен и создание заведомо лишних, поскольку внятного ТэЗэ и сценариев компания обеспечить уже не может, и новые фильмы (в частности Стрэндж, «Через Вселенные») снимаются по принципу «понаделаем круто выглядящих сцен, а потом вставим в них героев и назовём это сюжетом».
- С фильмами MCU ситуация полностью аналогичная точь в точь. С той лишь разницей что если в проектах по ЗВ деньги хотя бы видно на экране (ну, более или менее) — то фильмы Mарвел и то как они выглядят последние лет семь… ну это просто позор какой то. Вызывает вопросы даже не содержание фильмов, а то куда были потеряны десятилетиями накопленные профессиональные компетенции. И то куда ушли десятки миллионов долларов потраченные на съёмки каждой нетлетки?
- «Вспомнить всё» 2013 года — красивый фильм с рядом оригинальных идей, не копирующий фильм со Шварценеггером, а только основанный на той же идее. Увы, это «Вспомнить всё», и сравнения с классикой он выдержать не мог по определению.
- «Прометей» и «Чужой: Завет» — когда Ридли Скотт объявил о своем намерении «навести порядок в истории „Чужого“», радости фанатов франшизы не было предела. Как и разочарования результатом. А сними Скотт не спорные приквелы культовой франшизы, а самостоятельную дилогию о поиске космических предтеч с претензией на философию, негатива от зрителей было бы куда меньше.
- «Терминатор: Тёмные судьбы» — от Джеймса Кэмерона, пусть и в кресле продюсера, фанаты Терминатора явно ожидали совсем не то, что в итоге вышло на экраны. Не будь фильм связан с франшизой «Терминатор», прошел бы как еще один типовой боевик-середнячок.
- «Матильда» Алексея Учителя — на фоне поднятого возмущенной «чрез меру у нас православной» общественностью вокруг фильма еще во время съемок шума многие ожидали чего-то запредельно скандального. А получили посредственную мелодраму в псевдоисторическом антураже.
- Практически любой «мужицкий» боевик вышедший за последние пять лет, от которого толпа бородатых «мужиков» (ха-ха, нет) пыщущих тестостероном ждёт какого то откровения, как будто им там должны снять новый «Крепкий Орешек» по четыре раза в год. А когда они его не получают, начинают плеваться и закидывать фильм какашками, просто потому что он не отвечает их, каким то странным представлениям о прекрасном. Пример, «Пчеловод» Дэвида Эйра — фильм, совершенно прекраснейшая дурка, в которой ещё на стадии трейлера было понятно, что он такое и как его надо смотреть. Автор правки смотрел его и получал чистый укол эндорфина в мозг, от всего увиденного безобразия душа радовалась. А потом охреневал когда заходил на помойки типа КГ-портала, и читал там комментарии из разряда: «Это самая тупая в мире хрень что я видел! Там в роли федеральши опять какая то негрилла!»… сууууука, это вот ведь серьёзно же?
Телесериалы[править]
- «Видеть» — быть может, если бы создатели не позиционировали проект как «новую Игру престолов», то и негативной критики было бы куда меньше.
- «Ведьмак» (2019 г.) — глядя на бюджет и съёмочную группу, зрители предвкушали увидеть нечто масштабное, вроде «Игры престолов», пусть даже и с предельно спорным кастингом. А на выходе получилось убожество с декорациями «а-ля Мосфильм-1985» и даже без нормальной компьютерной графики. Фансервис и репрезентация не смогли этого прикрыть, сценарные «находки» и сюжетные «ходы» в тех местах, где ими попытались заменить оригинал, оказались совершенно неудачны. Будь это какое-нибудь левое «типа фэнтези», было бы неплохо, но на фоне «Игры престолов», литературного первоисточника и серии игр вышло очень плохо.
- «Стража» — всё то же самое, только в терминальной стадии.
- «Властелин Колец: Кольца власти» — так, да не так: уж как минимум в плохом графонии это поделие не посмеет обвинить никто (хотя единичные спецдефекты, разумеется, встречаются)… зато все остальные проблемы «Ведьмака» на месте и давят педаль в пол. И это в сериале, заранее рекламировавшемся как самый дорогой в истории (1 млрд долларов)! Причина отчасти кроется в специфическом способе разрыва канвы копирастами: юмор в том, что «Амазон» имеет права на экранизацию именно и только «Властелина Колец», а отнюдь не Сильмариллиона, к которому показанные события, по сути, и относятся — а потому работа сценаристов сводилась к выковыриванию из текста ВК всех упоминаний нужных событий с последующим натягиванием на получившийся лоскутный глобус стрингов Арагорна. Иначе Кристофер Толкин, который успел застать выход сериала и помер только квартал спустя, мог вчинить аффтарам некислый иск.
- Впрочем, от «колец» и «Амазона» ожидали чего-то иного только совсем уж не разбирающиеся в культуре люди. Шутки про «ларда калец» с негропреступниками ходили чуть ли не десятилетие, а потом амазон возьми и сделай чуть ли не копию шуточного постера в качестве такового для «Колец власти» и с неграми (в приквеле — «что-что говорите с ними стало до основных событий?»), ведущими себя как законченные инфантилы пятитысячелетними эльфами и прочим разгулом толерастии.
Аниме и манга[править]
- Bleach — практически эталонный пример. Автор навертел сравнительно широкий и разветвлённый сеттинг, да ещё и населил его колоритными персонажами. Казалось бы, что может помешать «слить» такой задел? Правильно — ничего не может этому помешать.
- Масла в огонь подливает то, что в своей первой манге Zombie Powder автор тоже сделал на первый взгляд недурственный сеттинг и каких-никаких персонажей — но по итогу быстро скатил всё в филлерный экшн-понос, начисто убив сюжет, из-за чего был вынужден не то что досрочно закончить произведение, а фактически оборвать повествование, потому что никто не хотел читать это дальше. Автор обещал, что сделает выводы и второй раз на эти грабли не наступит, но нет — «Хлорка» пошла по тем же самым рельсам, что и «Пудра»… Под откос.
- Иронично, что ожидания были завышены не потому, что автору до этого удалось что-то сделать хорошо, а потому, что публика ждала, что автор будет учиться на своих ошибках. Не дождалась.
- Darling in the Franxx. От TRIGGER многие ждали второго «Гуррен-Лаганна», а получили добротную романтическую сказку… и больше «Франкс» похвалить толком не за что, не за эпигонство же.
- Автору правки именно по этой причине не понравился Diebuster. Зачем было привязывать его к шикарнейшему и абсолютно завершённому Gunbuster? Это как если бы Kill la Kill объявили сиквелом TTGL.
- Dorohedoro — инверсия с аниме-сериалом: многие ждали полную шляпу, а получилось вполне себе.
- Вот с финальной сюжетной аркой манги, увы…
Видеоигры[править]
- Весьма вероятно, что такая судьба в комбинации первого и пятого вариантов постигнет Star Citizen, если его когда-нибудь выпустят.
- Как и Cyberpunk 2077. Не сказать, что игра плохая, но CD Project очень активно пиарили игру на протяжении 8 лет. Игроки ожидали увидеть что-то совсем небывалое, что перевернёт игровую индустрию, а получили… вполне добротную Action-RPG-песочницу наподобие The Elder Scrolls, которая не сильно выделяется среди остальных игр. Особенно от этого пострадали владельцы игровых консолей, поскольку их версия игры вышла забагованной, в отличие от проходимой ПК-версии. И на закуску: первый и на данный момент единственный критический баг (который может сломать сохранение, а не просто немного пораздражать) обнаружили только через 10 дней после релиза, да и возможность реальная только для любителей забивать инвентарь тоннами мусора.
- С консолями меньше забагованность, и больше выпуск на четвёртой «плойке», консоли предыдущего поколения, которая игру попросту не тянула, и графика в результате была хуже чем ужасной.
- BioShock Infinite — зигзаг с некоторой долей инверсии: в трейлерах разработчики игры сознательно делали упор на показ игровой механики, при этом практически не затрагивая сюжет. В результате возник эффект заниженных ожиданий — фанаты не ждали чего-то особенного, считая, что опять нам дадут интересный геймплей с абсолютно очевидный моральным выбором в игре по схеме «хороший-плохой поступок»… Вот только всё оказалось совсем не так: геймплей Infinite в лучшем случае средненький, зато сюжет и атмосфера просто БОМБА!
- Fable — игровая серия вполне себе неплохая, но популярность игр раз за разом губило огульное враньё главного геймдизайнера Питера Молинье — так как обещанных им игровых механик и геймплея они там не раз за разом не находили, а различия между предрелизными трейлерами и фактическим геймплеем были огромны.
- Fallout Tactics: Третий случай. Сама по себе игра очень даже неплоха, но на фоне первых двух смотрится откровенно слабо.
- Fallout 3 и Fallout 4, проходящие по разряду «Хорошо, но плохо». Много чем могут зацепить, но фанаты первых двух частей часто выносили такой вердикт: «Сами по себе игры смотрелись бы неплохо — но это не Фоллаут».
- Fallout 76 — уж чего игроки не ждали, так это забагованной гриндилки в пустом открытом мире. Многим это стало понятно, как только ее анонсировали — чего еще ждать от онлайн-игры со строительством? Есть даже версия, что TES6 анонсировали только чтобы успокоить народ.
- The Elder Scrolls — каждая новая часть становилась хитом, но вызывала один и тот же вой фанатов предыдущей части:
- Daggerfall: а почему мир такой мелкий? Никакого разнообразия, одни бретонцы и редгарды. Почему в подземелье теперь нельзя заклинанием сломать стену и прокопаться до цели? Кто вообще делал эти огромные кривые подземелья?
- Morrowind: оказуалили, больше не надо обозначать мышкой направление удара, игра превратилась в кликер, никаких ограничений для классового оружия и брони! Мир гораздо меньше, так ещё и без быстрых перемещений и нормального компаса! Фу, монеты ничего не весят, нереалистично! Фу, нельзя выламывать двери! Фу, нельзя путешествовать на лошади и на корабле! Фу, теперь можно занимать любой дом и жить там, а не покупать свободную недвижимость! И зачем убрали скалолазание и возможность выбрать стиль речи в разговоре?
- Oblivion: оказуалили, теперь навык не влияет на шанс попадания, игра превратилась в кликер! Фу, зачем вырезали кучу навыков? Фу, зачем в игре эта мини-игра со взломом вместо проверки навыка? Фу, почему больше нельзя обезвреживать ловушки? Фу, в игре больше нет навыка зачарования! Почему подземелья такие похожие? Почему система магии такая неудобная? Что это за убогие диалоги? Зачем вернули быстрые перемещения и нормальные пометки на карте мира? Фу, мы играем не за Избранного!
- Skyrim: оказуалили, теперь не надо качать атлетику и акробатику, чтобы быстро бегать и нормально прыгать! Фу, зачем вырезали несколько навыков? Фу, в игре больше нет конструктора заклинаний! Фу, нельзя отпирать двери заклинанием! Фу, какая кривая физика! Фу, мы опять играем за Избранного!
- Шестую часть постигнет та же участь… если её, после трёх перевыпусков
СЛЫШЬ КУПИ«Скайрима», вообще кто-то ждёт. Особенно после того как выяснилось, что даже фон для трейлера не изготовлен специально под него пролётом камеры в игре, а взят из открытых библиотек — то есть для игры серии, известной проработанным открытым миром, на момент трейлера не сделано ни-че-го.
- Final Fantasy X-2 — немалая часть негатива происходит из того, что ее не только выпустили в серии FF, но и сделали сиквелом шедевральной 10-й части.
- Весьма вероятно, что именно опасение этого эффекта компанией Valve является основной причиной их многолетнего нежелания делать Half-Life 3.
- Ещё особенностями работы в компании — все делают, что хотят, никто не хочет делать третью «халву».
- Lada Racing Club. Судя по демкам мог бы получиться добротный автосимулятор, но игра провалилась в производственный ад и вернулась не такой.
- Mass Effect: ох уж эта Andromeda… Неплохой шутанчик с дурацким сюжетом и картонными персонажами, может, и не вызвал бы такой ненависти и быстро бы забылся на фоне других таких же, если бы в названии не было слов «Mass Effect».
- И Dragon Age II от тех же разработчиков. Неплохая РПГ, только ожидали не такого кастрированного геймплея, а размаха сюжета поэпичнее и побольше.
- Arcania — аналогично предыдущему пункту. Неплохой такой слэшер, также с простым сюжетом и картонными персонажами. Так и был бы принят, если бы в названии не значилось Gothic 4.
- Mount & Blade: Bannerlord — сторонники игры списывают недовольство части игроков именно на это, другие считают что разработчик просто не справился с разработкой и был вынужден выпустить то, что получилось.
- Sacred 3 — позиционировался как продолжение известной серии, но оказался настолько отличен от нее игромеханически и сюжетно, что вызвал мегатонны такой ненависти среди поклонников оригинальной серии, что можно было легко получить бан даже просто за упоминание о ней.
- «The Last Of Us: part 2». Просто, как 2 пальца. Если бы это был новый IP от Naughty Dog, количество бомбящих вокруг нее пуканов было бы гораздо меньше.
- С другой стороны, не факт, что тогда история бы работала.
- Она и так работает через пень-колоду.
- С другой стороны, не факт, что тогда история бы работала.
- Warcraft 3: Reforged. Без связи с оригинальным третьим варкрафтом и чувства ностальгии игра вполне могла бы быть крепким середнячком, годным на недельку-другую (возможно даже и без пива).
- У неё паршивое качество всего — графики, озвучки, меню, даже вне игры актиблиззы умудрились сесть в лужу, насильно загружая рефорж вместо оригинала — кроме непосредственно геймплея. Без связи она была бы немедленно забыта, как те же Armies of Exigo. А так, сойдёт за очередную горгулью на склепе старой Blizzard.
- Да и у многих были нормальные ожидания. Читаем официальный сайт/интервью/смотрим трейлер и ждём то, что там написано/показано. Получаем шиш в половине случаев. Негодуем. Что ж тут завышенного-то? В игре спустя полтора года нет ладдера, обещанного через месяца три после релиза. В игре нет возможности поиграть в пользовательские кампании без плясок с редактором. Завышено было ждать тот функционал, который в игре был с 2003 года? Не смешите.
- Warhammer 40,000 — Dawn of War. Серию и так постоянно швыряло из стороны в сторону, армии фанатов и ненавистников устраивали взаимные Экстерминатусы после выхода даже не частей — дополнений! Третья часть всех примирила и объединила. В ненависти. Потому что объективно убога с любой стороны.
- S.T.A.L.K.E.R — сложный случай. С одной стороны, если бы GSC знали меру и расписывали журналистам в красках только те механики, которые уже удалось довести до удовлетворительного состояния и взаимодействия с остальной игрой, получившийся на выходе типовой «шутер нулевых» в чернобыльских декорациях не вызвал бы отторжения из-за тотального обрезания. С другой же — именно безудержная похвальба разработчиков подняла такой хайп, что сложившийся в головах фанатов прекрасный образ игры совершенно затмил реальный проходной боевик на обломках открытого мира. Энергия фэндома породила множество модификаций, силами энтузиастов возвращавших обещанное богатство возможностей, целые штабеля новеллизаций, нещадно плагиативших старые киноленты, и даже целые любительские фильмы.
- Вселенная X: X Rebirth — крепкий середнячок, но фанаты классики фыркали и презрительно плевались от иной концепции игры. Правда, отчасти игроков бесила крайняя забагованность, но с течением времени всё самое зловредное пофиксили.
- От этого тропа не застрахованы даже инди-разработчики. Ярким тому примером может послужить Шон Мюррей. Игроки ожидали, что будет инновационная песочница, где можно посетить множество планет с уникальным контентом. Но увы, на старте игра оказалась унылой гриндилкой. К счастью, Шон смог исправить игру дополнениями, так что теперь игра стала походить на конфетку.
- Cube World в ту же копилку.
- Но Yandere Simulator — это самый вопиющий случай. Игра была обласкана ютуберами и обзавелась огромным фэндомом, подобный Undertale и FNAF. И на протяжении семи лет ЯндереДэв просто и тупо валял дурака, отбирая с фанатов деньги на создание проекта. А жаль. Ведь из этой концепции получился бы годный Immersive Sim в стиле Hitman.
- Зато Дэв таки выпустил режим 1980х и первых двух соперниц режима 2020х. И жаловался на то, что бюджет пишет сюжет, не давая ему заказывать ряд анимаций и звуковых эффектов.
- Sunless Skies после Sunless Sea — на фоне безусловного успеха оригинала обещаний было много, а вот вышла только что не перескиновка старой игры с глюковатым междумордием, на поддержку которой разработчик в какой-то момент просто взял и забил.
Музыка[править]
- В принципе характерно для многих старых групп, которые некогда выпустили потрясающие хиты, заслужили толпы поклонников, но имели наглость не распасться, не умереть молодыми, а спустя десятилетия всё ещё писать новый материал. Его неизбежно сравнивают со старым и заявляют, что «уже не торт». Некоторые из-за этого бросают писать новое и просто лабают старое, другие не обращают внимание и пытаются что-то доказать.
- А также всевозможные внезапно найденные песни Beatles или Майкла Джексона. Которые выпускают с огромной помпой, но часто оказывается, что до альбомов они не дошли вполне заслуженно.
- Каждый новый альбом Nightwish, особенно с приходом Флор Янсен, становится жертвой этого эффекта. Тысячи фанатов, взращённых во времена Тарьи, ждут, что уж сейчас-то группа развернётся вовсю, даст такой оперы, чтобы стёкла повылетали — как раньше, но ещё круче. А получает… ну, нормальный такой симфо-металл. Ни в коем случае не плохой, но явно не на голову выше многих других подобных групп, с которыми никто так не носится, от Edenbridge до Xandria.
- А фанаты старого Within Temptation уже даже особо ничего не ждут. Группа прошла через радикальную смену жанра, которую остаётся принять или нет, «как раньше, но круче» уже точно не будет.
Реальная жизнь[править]
- Типично для туристических достопримечательностей — на картинах и постановочных фотографиях они выглядят крупнее и красивее, чем в жизни.
- «Парижский синдром», характерное для японских туристов (и особенно туристок) психическое расстройство из-за несоответствия реального Парижа воображаемому образу. Представьте себе стереотипного виабу, уверенного, что в Японии все одеты как школьники, владеют ниндзюцу, а питаются исключительно суши и бичпакетом. Такие же франкоманы есть и среди японцев — они воображают себе Париж в духе псевдоевропейского города из аниме, где все поголовно элегантны и изысканны. Реальный грязноватый и шумный Париж в сочетании с некоторым культурным шоком (вроде существования карманников) каждый год стабильно приводит около десятка гостей из Страны восходящего солнца в состояние помешательства, требующего медицинской помощи. Лучшим лекарством считается возвращение на родину. Правда, после появления Интернета, Ютуба и кучи видеоблогов (влогов) о настоящей жизни в Париже таких случаев стало заметно меньше, и японцы научились потихоньку заранее снимать розовые очки на ту же Францию.
- Нечто похожее бывает и у эмигрантов, которые разочаровываются в новой стране. Некоторые настолько, что возвращаются назад.
Примечания[править]
- ↑ Превознесению научного знания как высшей ценности. При отрицательном отношении — «слепая вера в науку», превознесение идей, лишь изображающих из себя научное знание. Или, в данном случае, культ личности одного конкретного Элезиера Юдковского, основанный на декорациях «науки» и «рационализма» вместо «веры» и «поклонения».
- ↑ Равно ненавидящих что компетентных белых из-за цвета кожи, что компетентных цветных, своим существованием портящих им всю малину с «угнетёнными меньшинствами».