Не продумал сеттинг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Автор произведения не знает придуманного им сеттинга? Как такое может быть? И заметим, этот троп не про соавторов.

А случается такое по очень простой причине — сначала автор придумывает законы мира, потом по этим законам пишет отдельные детали, и растянуться это может на многие десятилетия.

Кроме простых случаев (Ошибка Божия), автор действительно талантливого сеттинга может и не знать, что он там напридумывает за последующие десятилетия, не нарушающее законов придуманного мира, а порой даже и подпирающее этот мир, самим фактом своего существования увязывающее сеттинг в единую логическую картину.

Следствием непродуманного сеттинга могут быть Странности в первой части и Микротрещины в канве.

Хорошие примеры[править]

Связаны с развитием сеттинга.

  • Арда — Толкин и сам не знал, что за кольцо нашёл Бильбо. А потом вокруг этого кольца выстроилось около половины мифологии сеттинга, а точнее, вся его поздняя часть, от середины 2 Эпохи и далее.
    • Когда он начинал рассказывать детям «сказку про Хоббита», он вобще не собирался подверстывать под нее свою «английскую мифологию». В книге очень хорошо заметно, где он решил присоединить «Хоббит» к этому сеттингу: глава об Элронде.
  • Звёздные войны — Лукас, снимая стартовый (тогда ещё даже не четвёртый) эпизод и думать не думал, что Дарт Вейдер — отец Люка. Или что Лея — его сестра.
    • В какой момент Лукас придумал, что Лея и Люк — брат и сестра, точно неизвестно. В изначальном сценарии «Империя наносит ответный удар», написанном Ли Брекетт, Лея и сестра Люка — два разных человека, но в этом сценарии и Энакин с Дартом Вейдером — два разных человека. Так что довольно страстный поцелуй Леи с Люком может быть как примером непродуманного сюжета, так и сознательным ходом (сюжетно он обоснован).

Не очень хорошие примеры[править]

Обычно не очень крупные авторские ошибки, порой непродуманность основ сеттинга, который дописывается позднее.

  • Мир Полудня — множество микротрещин в канве. А причина проста: АБС даже не задумывались о непротиворечивости мира.
  • «Фандоринский» мир Бориса Акунина вырос из антологии жанров, поэтому рваная канва сеттинга между разными произведениями отчасти багофича — что, однако, не оправдывает россыпь мелких накладок: Шерлок Холмс одновременно реальное лицо и вымышленный литературный персонаж, одни и те же исторические лица упоминаются под изменённым и реальным именем (Соболев — Скобелев), и т. п.
  • Dragonlance: тонкости маговской политики, из-за которых Орден Черных Мантий постфактум сменил сторону. А также Отец-Хаос, который никак не отреагировал на уничтожение мира, потому что тогда ещё не был придуман.
  • Миры Масодова. Тексты явно писались как импровизация и склеивались из разных кусков, поэтому в них ляп на ляпе. Внезапно выскакивают то спецподразделения по борьбе с нечистью (спецподразделение создали, а сообщить рядовым милиционерам и младшим офицерам, когда их вызывать, видимо забыли), то термоядерный бронепоезд, то некий Объект #1, хронология постоянно скачет (в одной и той же седьмой главе повести «Сладость твоих губ нежных» упоминается, что война уже была, а в финале начинается вторжение именно немецкой армии), сверхспособности мёртвых девочек то работают, то не работают, и откровенные нелады с авторской мифологией (совершенно невозможно понять, кто за что и почему воюет).
    • Седьмая глава «Сладости…» — воспоминания того самого борца с нечистью («Я», «Илья»), они а) не последовательны; б) не «в финале начинается вторжение», а умирает Сталин, и теперь страна беззащитна, в фантазии «я» начинается вторжение… А вообще основная часть действия происходит в 1937.
    • …ни один орган власти не знает больше о нём, потому что согласно самой идее нашего государства, согласно теории великого Ленина и практике великого Сталина нет и не может быть повода для нашей жизни, а всё равно она есть, и есть она непрерывная битва, потому что боремся мы со злом, тем, которого не может постичь своей наукой человечество…
  • «Земноморье»: сначала было заявлено, что женщины в этом мире по умолчанию являются более слабыми магами, чем мужчины, однако в «Сказаниях Земноморья» оказывается, что это все шовинистические мужские выдумки, и даже школа на острове Рок была основана женщинами. Имеются также странности с загробным миром: сначала он весьма безрадостен, при этом «На последнем берегу» активно продвигает мысль, что даже такую смерть необходимо просто принять, потому что она — естественная часть жизни; а в «На иных ветрах» внезапно оказывается, что такое устройство загробного мира вызвано неполадками в мироздании, и на самом деле он должен выглядеть совершенно иначе.
  • Гарри Поттер — по мере продвижения по книгам на практике подтверждаются слова Роулинг о том, что изначально первая книга-две задумывались ей как скорее детские сказки, нежели «серьёзные» романы. Попытки задуматься о мире Поттера как о целостном, правдоподобном сеттинге без опоры на правило прикольности и с магией как фэнтезийной наукой мигом породили много шероховатостей разной степени серьёзности, от вопросов о жизни волшебников в разных странах мира до собственно структуры этого секретного мира как такового. По ходу написания книг Роулинг попыталась уладить некоторые вопросы, с переменным успехом; переход серии в статус полноценной франшизы, в последние годы обзаведшейся и полновесными спин-оффами с действием в этом самом «расширенном» мире волшебников, сильно усугубил непонятки и начал даже порождать ретконы.
  • Звёздные войны додиснеевской эпохи, в особенности после оригиналов, но до приквелов (которые и стали попыткой Лукаса более подробно продумать сеттинг). Если в самом ходе развития сюжета оригиналов история законно принадлежит в первом разделе выше, то далее уже сюда. В оригинальных фильмах всё было весьма широкими мазками и почти аллегорично, и смахивало больше на басню с условными силами, чем на чёткий сеттинг; приквелы, напротив, очень много внимания уделили как раз попыткам построить «правдоподобный» сеттинг (насколько это применимо к научному фэнтези), чем заслужили неприязнь от тех, кому как раз басенная сущность оригиналов и нравилась.
  • WarCraft: в первой и второй частях было всё сумбурно. Окончательно всё придумали к WarCraft III.
  • Инди-RPG LISA: Остин Йоргенсен придумал потрясающую историю и совершенно безумный мир, однако толком его так и не прописал. Как результат, в сеттинге да и сторителлинге полно белых пятен и недомолвок. К счастью, в спин-оффах (несколько игр и комикс-псевдосиквел «LISA: The Mournful») их постепенно заполняют сами фанаты.
    • Обоснуй: на момент создания хронологически первой части «LISA: The First» Остин вообще не планировал игру про постапокалиптический мир и первую «LISA» посвятил своей бывшей девушке и её тяжелым отношениям с отцом-абьюзером. Будущая «LISA: The Painful» сначала носила рабочее название «The Last Matador» и по сюжету была похожа на аниме «Кулак Северной Звезды» без психологизма, сломанной дихотомии и самокопаний. Да даже первое демо «The Painful» ОЧЕНЬ сильно отличалось от того, что получилось в конце: вместо Рандо был некий Хоук, Дастин был родным сыном Брэда с типичной для Армстронгов внешностью, Баззо отводилась роль обычного отморозка вместо сложного и неоднозначного персонажа, друзья Брэда не стучали на него Рандо, как заправские сексоты, а помогали искать дочь, и т.д.. Но потом Йоргенсен переосмыслил сюжет и объединил историю с «LISA: The First».

Плохие примеры[править]

Авторские ляпы и непродуманность сеттинга.

  • Приличная часть женского фэнтези и произведений МТА.
  • Звёздные войны, диснеевский канон после восьмого фильма, в котором режиссёр перевернул планы седьмого, пошёл под откос, девятый, пытаясь вернуться на изначальное повествование, вышел полным бардаком, проигнорировав или отретконировав многие предыдущие произведения, а последующая фильму продукция, пытаясь исправить этот бардак (опять ретконом, естественно), делает только хуже.
    • Да и, похоже, у Диснея не было ясных планов на развитие сеттинга с самого начала, чего только стоят неоднократные перемонтажи и переснятия сцен из «Изгоя» и «Соло».
    • Например, в официальной энциклопедии к 9 эпизоду пишется, что Палпатин в фильме это приведённые в божеский вид останки после взрыва термоядерного реактора мощнее нашего Солнца. И если опустить то, что после этого взрыва ничего остаться не могло даже в теории, даже того осколка станции из эпизода, то становится ещё смешнее. Не форсюзеры, и используя ситскую алхимию, суть Техники Силы, смогли сделать из распылённых в пространстве атомов Труп на Троне, затем, с помощью ситской магии, древняя традиция использования Силы, призвали его дух в тело. Затем оказывается, что оригинальное тело было уничтожено, а Императора Человечества образца 40 тысячелетия косплеит клон. Затем оказывается, что отец Рей — это, обретший самосознание, дефектный клон Палпатина.
  • Эдгар Берроуз, в частности, «Марсианский цикл».
  • Сергей Лукьяненко, «Дозоры» — огромное количество мелких внутренних противоречий, иногда доходящих до полного маразма. И всему виной грандиозное опухание сиквелов, которые изначально не планировались.
  • Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев» — столько логических ошибок, что считать их пальцев не хватит. Причём это не какие-то мелочи, а вещи, на которых изначально строился сюжет. И начал он это делать задолго до опухания сиквелов.
    • У него этим страдают почти все произведения, состоящие более чем из одной книги.
    • Фактическое единство сеттингов «Буслаева» и «Гроттер» мало чего оставляет от исходной серии про вторую. Если до этого Гроттер держалась на частичной несерьёзности в качестве фичи, а не бага, сохраняя при этом какую-то претензию и на сюжет, то вставление спин-оффом в канву прямых агентов вселенских сил света и тьмы сильно снизило кажущиеся ставки местечковых разборок ничтожных в сравнении с ними магов, лишь с ними непрямо ассоциируемых. Пожалуй, как-то помогает лишь полупародийный статус.
  • «Отблески Этерны» славятся именно этим.
  • The Longest Journey — Слитая концовка в Chapters. Выяснилось, что мотивация темного лорда — «Хочу убить всех магических!», «Хочу домой!». А линия Хелены Чанг вылилась в «Я до конца не знаю, как это работает. Но надо попробовать!» Ворон, как вдруг выяснилось, работал с местным гестапо. Некоторые вещи остались не ясны: что там с близняшками и их начальницей из второй игры? Не забудем и чудесные воскрешения и особенно Резу с перепрошитыми мозгами. Это не то, чего ожидаешь от произведения, которое до этого было сказочным и при этом драматичным и серьёзным.