Гадский цирк: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
(не показано 5 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{ | {{Балалайка|Ввиду прямой технической необходимости, в этой статье много примеров действительно блядского цирка. Налицо обсценная лексика и/или отсылки к ней. Несмотря на это, в статью всё равно не нужно помещать нравоучения в какой-либо форме. Если эта статья [[попаболь|задевает ваши чувства]], предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить).}} | ||
{{ | {{q|pre=1|Рязанский цирк: по документам [[баня]]-люкс. | ||
Рязанский цирк: партер по пояс в шелухе. | |||
Рязанский цирк: арена — жёлтое пятно. | |||
Рязанский цирк: [[пацаны с раёна|«э, клоун, слышь, иди сюда!»]] | |||
Рязанский цирк: [[поседеть за одну ночь|седеют дети на глазах]]. | |||
Рязанский цирк: вообще не помню, как ушёл.|Comedy Club}} | |||
[[Файл:Афиша.jpg|thumb|right|Зато честный!]] | |||
Дамы и господа! Ответственно заявляю, что в нашем цирке ничего [[Цирк ужасов|страшного]] нет! Вы где-нибудь видите изуродованных людей и невообразимых монстров? Вы слышите какую-нибудь [[Зловещая органная музыка|зловещую музыку]]? [[Приглаженная помойка|Всё радужно и весело, как и подобает цирку!]] | |||
Наш иллюзионист никого не распиливает пополам по-настоящему. Во-первых, пила у него тупая, во-вторых, он не смог бы распилить и доску сарая, так как [[Мастер-ломастер|руки у него растут из известного места]], да ещё и трясутся с бодунища, в-третьих… Знаете, [[Бафосное имя|Великий Мудильо]], уйдите-ка лучше с арены. А | Наши клоуны вовсе не [[Злобный клоун|демонические убийцы]]! Они просто [[Козёл|хамы]] и [[Гнусный алкаш|алкоголики]]. Нет, убить-то они теоретически кого-нибудь могут, но только [[Антиреклама спиртного|в пьяной драке]]. Ведь вы же ещё не докатились до того, чтобы бухать с клоунами, n’est-ce pas? | ||
Наш иллюзионист никого не распиливает пополам по-настоящему. Во-первых, пила у него тупая, во-вторых, он не смог бы распилить и доску сарая, так как [[Мастер-ломастер|руки у него растут из известного места]], да ещё и трясутся с [[У нас на Бодуне засуха|бодунища]], в-третьих… Знаете, [[Бафосное имя|Великий Мудильо]], уйдите-ка лучше с арены. А ещё лучше — из профессии, фокусы — не ваша стихия. | |||
Крокодильчики наши летают без помощи всякой чёрной магии — просто мы каждый день даём им [[Мучитель животных|живительных пиз]]… пинков, в общем. | Крокодильчики наши летают без помощи всякой чёрной магии — просто мы каждый день даём им [[Мучитель животных|живительных пиз]]… пинков, в общем. | ||
Наши воздушные гимнастки и вовсе очень ласковые и добрые! За умеренную плату они вознесут вас до | Наши воздушные гимнастки и вовсе очень ласковые и добрые! [[Проституция|За умеренную плату они вознесут вас до небес]]… Только не забудьте воспользоваться презервативом во избежание [[Беременности и ЗППП не бывает#Где НЕ встречается|различных неприятных заболеваний]], да и девочек [[Незапланированная беременность|брюхатить]] не нужно, они потом долго не могут выступать, к тому же детские дома и так переполнены. | ||
Вам хочется чего-то более чистого и романтичного? Ну уж извините — нашу прекрасную наездницу я никому не отдам. | Вам хочется чего-то более чистого и романтичного? Ну уж извините — нашу [[Девочка для битья|прекрасную наездницу]] я никому не отдам. [[Домашний тиран|Она принадлежит мне]]. [[Педофил|С тринадцати лет]]. И пусть только попробует сбежать — [[Садист|отхожу кнутом хуже, чем её клячу]]. | ||
Согласен, львы у нас несколько… поджарые. Мы держим их на диете — большим кошкам очень вредно толстеть, а мясо нужно самой труппе для выездов на барбекю. Правда, они норовят восполнить недостачу, сожрав укротителя, но где этим доходягам справиться с матёрым бывшим уголовником! | Согласен, львы у нас несколько… поджарые. Мы держим их на диете — [[большая крутая кошка|большим кошкам]] очень вредно толстеть, а мясо нужно самой труппе для выездов на барбекю. Правда, они норовят восполнить недостачу, сожрав укротителя, но где этим доходягам справиться с [[Отвратительные зэки|матёрым бывшим уголовником]]! | ||
Вообще, сказать по правде, мне страшно надоел этот долбаный цирк. Поджечь его, что ли? Страховка, говорят, неплохая, за вычетом процентов, конечно… | Вообще, сказать по правде, мне страшно надоел этот долбаный цирк. [[страховое мошенничество|Поджечь его, что ли? Страховка]], говорят, неплохая, за вычетом процентов, конечно… | ||
Родственный троп с качелями, каруселями и американскими горками соответствующего качества — это [[Ржавый луна-парк]]. | Родственный троп с качелями, каруселями и американскими горками соответствующего качества — это [[Ржавый луна-парк]]. | ||
Строка 22: | Строка 29: | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* Анекдоты про летающих крокодильчиков, говорящую лошадь, свинью, говорящую по-французски и т. д. | * Анекдоты про [[Мучитель животных|летающих крокодильчиков, говорящую лошадь, свинью, говорящую по-французски и т. д]]. А также анекдоты про неприятные, оскорбительные для зрителей номера, как например: | ||
{{q|pre=1| | |||
{{q|Цирк. На сцену выходит маленький паренёк, кланяется. Конферансье объявляет: | Цирк. На сцену выходит маленький паренёк, кланяется. Конферансье объявляет: | ||
— Смертельный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды! | |||
{{q|Идёт представление в цирке. Конферансье объявляет: | Мальчику выносят ведро воды и он его залпом выпивает. Публика офигивает. А конферансье продолжает: | ||
— Но это ещё не все — сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ещё одно ведро воды! | |||
Пацаненок в два глотка выпивает и это ведро. Зал просто в истерике. | |||
Конферансье: | |||
— А теперь — коронный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью обоссыт всех тех, кто сидит в первых двух рядах! | |||
Народ в ужасе щемится в разные стороны. | |||
Конферансье: | |||
— [[Неумолимый преследователь|Убегать бесполезно! У мальчика феноменальная память!]]|noanon=1}} | |||
{{q|pre=1| | |||
Идёт представление в цирке. Конферансье объявляет: | |||
— Друзья, а сейчас наш дрессированный слон Федя обоссыт прямо весь 18-й ряд!.. Сидите-сидите, не надо вставать! Слон сам считать умеет.|noanon=1}} | |||
* Тульский бродячий цирк. С каждым годом все больше бродячий и все меньше цирк. | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== Русскоязычная ==== | |||
* Наталья Дурова — «Гибель старого Ямбо». Хозяин цирка — тиран, акробатка пьянствует с клоуном, мальчик-протагонист, похищенный циркачами у родного деда, подвергается постоянным побоям, а его единственного друга — старого слона Ямбо — расстреливают по надуманному поводу, чтобы привлечь внимание публики. [[Основано на реальных событиях]], имевших место на печально известном Куликовом поле в Одессе. В конечном итоге мальчик сбежал из цирка, [[Нагадили посреди берлоги|искромсав на прощание ножом все цирковые костюмы]]. | * Наталья Дурова — «Гибель старого Ямбо». Хозяин цирка — тиран, акробатка пьянствует с клоуном, мальчик-протагонист, похищенный циркачами у родного деда, подвергается постоянным побоям, а его единственного друга — старого слона Ямбо — расстреливают по надуманному поводу, чтобы привлечь внимание публики. [[Основано на реальных событиях]], имевших место на печально известном Куликовом поле в Одессе. В конечном итоге мальчик сбежал из цирка, [[Нагадили посреди берлоги|искромсав на прощание ножом все цирковые костюмы]]. | ||
* | * Д. В. Григорович — «Гуттаперчевый мальчик»: Петя, восьмилетний [[сирота]], вынужден выполнять акробатические номера на трапеции под куполом цирка. Его наставник, акробат-немец Бэккер, нещадно избивает его, а однажды даже убил его щенка. Кончается все трагедией — Петя срывается с перша и получает несовместимые с жизнью травмы. | ||
* А. Куприн — «Allez!». Примерно то же, что в примере выше, только ГГ — девушка-акробатка, влюбившаяся в престарелого козла, который её «поматросил и бросил». | * А. Куприн — «Allez!» (произносится [алле]). Примерно то же, что в примере выше, только ГГ — девушка-акробатка, влюбившаяся в престарелого козла, который её «поматросил и бросил». | ||
* А. Грин — «Новый цирк» (1913). На афише написано: «ЦИРК ПРЕСЫЩЕННЫХ. Небывало! Невероятно! Раздача пощечин! Истерика и др. аттракционы». Циркачи выгдядят так: «Некоторые из них были одеты в шкуры зверей и потрясали палицами; другие, в отличных фраках и атласных жилетах, звенели тяжелыми кандалами на руках и ногах; третьи щеголяли дамскими туалетами и путались в тренах. Волосатые декольте их были ужасны». Публике показывают собаку, которая «замечательна тем, что она не дрессирована», а также недрессированных корову с лошадью и «неклоуна». Дальше директор этого цирка Пигуа де Шапоно дерет за волосы протагониста, который должен восклицать «Горе мне, горе!», и дает советы. Например: «посоветую вам, для приобретения бессмертия, ворваться в какой-либо музей, отбить головы у Венер, облить пивом пару знаменитых картин, да еще пару изрезать в лохмотья, и — бессмертие состряпано. Но дома (если вы попадете домой) нужно написать мемуары, где вы признаетесь, что вы повесили кошку и проглотили живого скворца». Как ни странно, [[Публика — дура|зрителям нравится]]. «Публика неистовствовала. Гром одобрения заглушил мой жалобный вопль. Опасаясь, что Пигуа подаст больше советов, чем у меня на голове волос, я вырвался…» Начался пожар, но герою удалось спастись. «Сначала я был действующим лицом, а теперь стал зрителем. Цирк сгорел быстро, как соломенный. Сгорел. Мертвые срама не имут». | |||
* «Цирк приехал!» Александра Аронова — гнусный директор цирка Глеб Андреевич из жадности сгубил силача, заставив его выйти на арену с больным сердцем. В итоге сам огрёб [[Кармическая справедливость|кармической справедливости]] — был задушен удавом. | * «Цирк приехал!» Александра Аронова — гнусный директор цирка Глеб Андреевич из жадности сгубил силача, заставив его выйти на арену с больным сердцем. В итоге сам огрёб [[Кармическая справедливость|кармической справедливости]] — был задушен удавом. | ||
* «[[Алмазный меч, деревянный меч]]» — цирк господ Онфима и Онфима. Тот самый случай, когда хозяин цирка — тиран (а ещё он эмиссар Красного Арка — ну, [[Армия воров и шлюх|не берут]] в Арк нормальных людей), да и среди артистов существует иерархия, в которой лидеры издеваются над париями. Цирк мы наблюдаем глазами парии — рабыни-дану Агаты, так что эпизоды с ним крайне [[Навозные века|навозновековые]]. | * «[[Алмазный меч, деревянный меч]]» — цирк господ Онфима и Онфима. Тот самый случай, когда хозяин цирка — тиран (а ещё он эмиссар Красного Арка — ну, [[Армия воров и шлюх|не берут]] в Арк нормальных людей), да и среди артистов существует иерархия, в которой лидеры издеваются над париями. Цирк мы наблюдаем глазами парии — рабыни-дану Агаты, так что эпизоды с ним крайне [[Навозные века|навозновековые]]. | ||
* Борис Акунин, «Детская книга» — с прикрученным фитильком. В целом цирк не особенно ужасен, Ластику там нравится, но вот маэстро Дьяболо Дьяболини не гнушался воспитывать своего прежнего ассистента при помощи таких подручных средств, как слоновий хлыст. | |||
** Да и вообще, сам [[Устрашающее имечко|Дьяболо]] [[Сатана|Дьяболини]] в цирке работает для прикрытия, а сам занимается грабежами домов по наводке. Хуже того, он и [[Не щадить детей|Ластика чуть не убил]] в итоге. Это уже не говоря о том, что драгоценный камень, который он хочет спереть, на деле весьма зловещий артефакт, и попытка его как-то механически повредить неизменно приводит к масштабным бедствиям (пытались распилить на глазах Ластика — тем же днём [[Первая Мировая война|в Сараево подстрелили Франца-Фердинанда]]). Правда, фокусник-домушник об этом не знает, но зато осознаёт, что такой крупный камень можно продать лишь по частям. Так что цирк-то сравнительно нормальный — это в нём работает корыстолюбивый мерзавец, не знающий, с какими силами связался. | |||
* «Господин Элефант» Анатолия Уманского — молодой анархо-террорист устраивается в цирк-шапито, чтобы во время представления убить губернатора. Но от тамошних порядков глаза на лоб лезут даже у него, так что разгром, учинённый [[разум не вынес|доведённым до ручки]] [[злобный слон|заглавным героем]] смотрится как натуральное [[кармическая справедливость|воздаяние]]. | |||
* Стихи некоего циркового артиста, подписавшегося псевдонимом «Иван Манежный», о гадком дрессировщике-садисте, который [[псевдомилый злодей|напоказ сюсюкается со своими пёсиками]], «а за кулисами потом он бил своих собак хлыстом». | |||
==== На украинском ==== | |||
* [[Тореадори з Васюківки]], «Загадка старого клоуна» — цирк времён [[Российская империя|Российской империи]] под руководством некоего Анема. Нормальные только клоун Пьер и его подруга, акробатка Тереза. Остальные… Судите сами: другой клоун, Август, во время Второй Мировой был полицаем, да и до этого много грешков за ним числилось, а хозяин цирка Анем чуть не убил Терезу в угоду богачу-«меценату»… | |||
==== На других языках ==== | |||
* Этель Лилиан Войнич, «[[Овод]]» и «Прерванная дружба» — бродячий цирк, в котором некоторое время после своей травмы выступал Риварес. После этого он не мог адекватно воспринимать такие представления. | * Этель Лилиан Войнич, «[[Овод]]» и «Прерванная дружба» — бродячий цирк, в котором некоторое время после своей травмы выступал Риварес. После этого он не мог адекватно воспринимать такие представления. | ||
* «Майкл, брат | * [[Jack London|Джек Лондон]], «Майкл, брат Джерри» — немало внимания уделено садистским методам дрессировки цирковых животных. | ||
* «[[Великая депрессия|Воды слонам!]]» Сары Груэн: директор цирка Август — [[садист]], [[мучитель животных]] и [[домашний тиран]], лимонад в торговых палатках делается на воде из лошадиных поилок, процеженной через панталоны клоунов, зверей кормят тухлятиной, у льва вырваны клыки, а в бассейне бегемота вместо воды формальдегид, так как бегемот давно сдох. | |||
* «Смерть Тарзана» Йозефа Несвадбы — цирк Кнолля. Лев старый и облезлый, вместо дрессированных шакалов — волкособы, а несчастный немецкий барон Вольфганг, которого угораздило в детстве повторить судьбу Тарзана, этого Тарзана изображает сидя в клетке. Что до циркового директора Кнолля, то он недалеко ушёл от Августа из «Воды слонам!»… | |||
* «Наследство» Бентли Литтла — [[Протагонист-злодей|протагониста-злодея]] во снах частенько посещает [[Злобный клоун|зловещий клоун]]. Оказывается, причиной стал [[Детская травма|случай из детства]], когда к нему на карнавале пристал гнусный клоун-[[педофил]]. В конечном итоге герой находит мерзавца и [[Зло воздающее|присоединяет к списку своих жертв]]. | * «Наследство» Бентли Литтла — [[Протагонист-злодей|протагониста-злодея]] во снах частенько посещает [[Злобный клоун|зловещий клоун]]. Оказывается, причиной стал [[Детская травма|случай из детства]], когда к нему на карнавале пристал гнусный клоун-[[педофил]]. В конечном итоге герой находит мерзавца и [[Зло воздающее|присоединяет к списку своих жертв]]. | ||
* | * Дэвид Тэйлор, «Слониха-пациентка» — автору-ветеринару как-то пришлось поработать в невероятно ужасном итальянском цирке. От описания кошмарных медицинских состояний животных становится страшно и отвратительно. При этом хозяева цирка говорят, что животные им как дети, кашляют они от пыли, а не едят — потому что стареют. И да, эта горилла с опасной заразной болезнью все равно будет работать на манеже. Ведь она не работает, она выступает! | ||
* «Расмус, Понтус и Глупыш» Астрид Линдгрен — внезапно, цирк-то нормальный, это [[Мрачный немец|немец]]-шпагоглотатель с ассистенткой на досуге промышляют крупными кражами со взломом. | |||
* | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 54: | Строка 79: | ||
* Советский «Цирк» 1936 года — нет, наш отечественный цирк там, конечно, показан в самых светлых тонах, но вот труппа [[Шовинизм|шовиниста]] [[Зловещий иностранец|Кнейшица]], который третирует [[Девочка для битья|Марион Диксон]] и своего безответного клоуна… | * Советский «Цирк» 1936 года — нет, наш отечественный цирк там, конечно, показан в самых светлых тонах, но вот труппа [[Шовинизм|шовиниста]] [[Зловещий иностранец|Кнейшица]], который третирует [[Девочка для битья|Марион Диксон]] и своего безответного клоуна… | ||
* «Печальная баллада для трубы» — начинался как сабж, но соперничество влюблённых в приму клоунов быстро превратило его в [[Цирк ужасов|соседний троп]]. | * «Печальная баллада для трубы» — начинался как сабж, но соперничество влюблённых в приму клоунов быстро превратило его в [[Цирк ужасов|соседний троп]]. | ||
* «Человек-слон» | * «Человек-слон»: хозяин [[Великий Смог|лондонского]] [[Фрик-шоу|цирка]] Том Норман — жестокий тиран; в реальной жизни он и «человек-слон» Джозеф Меррик были друзьями. Когда цирк закрылся, первый за собственные деньги устроил второму турне по Европе, а в Нидерландах Джозефа «кинул» совсем другой импрессарио. И таки-да, у Меррика публика просила автографы! | ||
* «Виктор Франкенштейн» — именно в таком цирке начинал главный герой, будучи одним из двух нормальных людей там. | * «Виктор Франкенштейн» — именно в таком цирке начинал главный герой, будучи одним из двух нормальных людей там. | ||
* [[Фантастические твари: Преступления Гриндевальда]] — Арканус. | * [[Фантастические твари: Преступления Гриндевальда]] — Арканус. | ||
Строка 61: | Строка 86: | ||
* [[Gotham]] — примерно в таком цирке вырос Джером. | * [[Gotham]] — примерно в таком цирке вырос Джером. | ||
=== [[ | === [[Мультфильм]]ы === | ||
* | * «[[Dumbo|Дамбо]]»: второстепенные персонажи, клоуны и слонихи — мерзкие и отвратительные типы, издевающиеся над бедным [[слоны и мамонты|слонёнком]] Дамбо из-за его больших ушей. Директор, заодно выполняющий обязанности шпрехшталмейстера, тоже хороший поц… | ||
* | * «[[Мадагаскар]] 3»: [[с прикрученным фитильком]]. Намеренно в цирке никто никого не тиранит, просто хозяева — бездари, поэтому дела в упадке, а у зверей-актёров — апатия и депрессия. Но наши герои живенько доводят заведение до ума, и выходит конфетка. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | |||
* «[[Супермен (1941)|Супермен]]» (1941) — [[с фитильком]]: Цирк, показанный в выпуске «Ужас в дороге», не то чтобы гадский или [[Цирк ужасов|страшный]], но имеет настолько серьёзные проблемы с [[Техника безопасности|техникой безопасности]], что потребовалось вмешательство Супермена. | |||
* «[[Helluva Boss|Адский босс]]» — цирк, директором которого являлся отец [[Протагонист-злодей|Блитца]] и в котором провёл детство он сам. «А теперь — всеми любимая х**ня в цирке: злое**чие клоуны!» — нормальное такое объявление со сцены, прямо как на картинке в начале статьи. | |||
=== [[Комиксы]] === | |||
* [[Crossed]] — именно такой цирк показали в арке «Бесплодные земли». Примечателен разговор укротителя тигров и директора цирка во время нападения зараженных. '''Укротитель:''' «Мадам Зара предсказала нам смерть в этом месте, но ты все равно решил приехать сюда!» '''Директор:''' «Мадам Зара — мошенница и бл…дь, придурок!» | |||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Hell Girl]] — 16 серия 1 сезона. Для выполнения сложных фокусов директор бродячего цирка выдаёт сестёр-близняшек за одну девочку. Вот только одну из них он холит и лелеет, а вторую держит взаперти в сарае и стегает кнутом за малейшую провинность. Но однажды вторая девочка всё-таки отомстила… {{spoiler|нет, не директору, а родной сестре, которая, желая стать любимицей, регулярно подставляла её}}. | * [[Hell Girl]] — 16 серия 1 сезона. Для выполнения сложных фокусов директор бродячего цирка [[Близнецы меняются местами|выдаёт сестёр-близняшек за одну девочку]]. Вот только одну из них он холит и лелеет, а вторую держит взаперти в сарае и стегает кнутом за малейшую провинность. Но однажды вторая девочка всё-таки отомстила… {{spoiler|нет, не директору, а родной сестре, которая, желая стать любимицей, регулярно подставляла её}}. | ||
* | * «Космический рыцарь и звёздные шерифы»: цирк-то нормальный, а вот его хозяин — торговец оружием и шпион инопланетян-аутрайдеров. И сам, кстати, аутрайдер (замаскированный). И ещё его приспешник-клоун. | ||
=== [[Видеоигры]] === | |||
* Streets of Rage (Bare Knuckle) — именно из такого цирка, кажется, пришёл [[злой клоун]]-дрессировщик Брюс Данч и его кенгуру. Данч приучает их бить людей (напялив на кенгурячьи лапы боксёрские перчатки), а «для стимуляции» нещадно лупит зверьков хлыстом. Если убить только Данча, а кенгуру оставить в живых — смышлёное животное присоединится к героям и будет колотить уже подельников и главарей своего покойного мучителя. | |||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
{{Q|Я не люблю манежи и арены…|[[Владимир Высоцкий]]}} | |||
* «Ленинград», клип «Кольщик». Директор — взяточник, осветитель — раздолбай, меры безопасности отсутствуют в принципе… результат — цирк сгорел, клоунов не осталось. | * «Ленинград», клип «Кольщик». Директор — взяточник, осветитель — раздолбай, меры безопасности отсутствуют в принципе… результат — цирк сгорел, клоунов не осталось. | ||
** В свете трагедии в Кемерово, где причиной пожара и массовой гибели людей стало разгильдяйство во всех сферах, касающихся безопасности, этот клип воспринимается ныне прямо-таки как [[нечаянное пророчество]]. | ** В свете трагедии в Кемерово, где причиной пожара и массовой гибели людей стало разгильдяйство во всех сферах, касающихся безопасности, этот клип воспринимается ныне прямо-таки как [[нечаянное пророчество]]. | ||
* [[Mylene Farmer]] | * [[Otto Dix]], «Гуттаперчевый мальчик». | ||
* «Бивни», песня под характерным названием «Ё***ный клоун» (впрочем, в описываемом там цирке и остальные не лучше). | |||
* «Порез на собаке», «Бродячий цирк». [[Одноногая собачка|Выступления успеха не приносят, артисты устали, оборудование обветшало, звери уже старые]], страдают от инфекций, ужасно боятся, что хозяева их бросят на произвол судьбы. И ещё полуслепые, если вам мало. | |||
* [[Mylene Farmer]], клип на песню «Optimistique-Moi». Милен изображает юную дочь фокусника, подвергающуюся издевательствам со стороны остальной труппы. В конечном итоге она сбегает оттуда во время фокуса, проводимого её отцом. | |||
* Полина Гагарина, клип «Я тебя не прощу никогда». Героиня Полины подвергается травле со стороны всей труппы, но во время очередного выполнения трюка в качестве девушки-ядра обнаруживает у себя способность летать и к изумлению зрителей и своих обидчиков навсегда покидает этот чёртов цирк. Певица, случаем, не вдохновлялась вышеупомянутым клипом Милен Фармер? | |||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Увы — очень часто. Особенно — в частных разъездных труппах, которые никем не контролируются. Нередко они кончают тем, что директор пускается в бега, прихватив всю выручку, актёры ударяются в запой, а брошенные животные остаются погибать в клетках, если их не спасут сердобольные жители. | * Увы — очень часто. Особенно — в частных разъездных труппах, которые никем не контролируются. Нередко они кончают тем, что директор пускается в бега, прихватив всю выручку, актёры ударяются в запой, а брошенные животные остаются погибать в клетках, если их не спасут сердобольные жители. | ||
* Мэри Энн Вебстер (в | * Мэри Энн Вебстер (в замужестве — Беван) заболела акромегалией и стала уродливой, а потом овдовела. Пытаясь заработать и прокормить детей, она часто сталкивалась с насмешками, но сумела [[невероятно клёвое проклятие|извлечь выгоду из беды]]. [https://www.adme.ru/svoboda-kultura/istoriya-zhenschiny-kotoraya-radi-detej-ne-poboyalas-stat-posmeshischem-2070365 История женщины, которая ради детей не побоялась стать посмешищем] | ||
* Юрий Никулин в своей автобиографической книге «Почти серьёзно» иногда упоминает такие цирки, в которых ему приходилось бывать. В частности описанный им балаган в Кемерово — практически кодификатор тропа. | * Юрий Никулин в своей автобиографической книге «Почти серьёзно» иногда упоминает такие цирки, в которых ему приходилось бывать. В частности описанный им балаган в Кемерово — практически кодификатор тропа. | ||
{{Nav/ | |||
== Подтроп с очень сильно прикрученным фитильком == | |||
Этот цирк не то чтобы хорош и не то чтобы совсем плох. [[Деконструкция|Работают там, конечно, не ангелы]] (труппа — тот ещё «террариум единомышленников»), и дела там далеки от идеальных, но и до основного тропа не дотягивают. | |||
* Цикл И. Василенко об Артёмке — цирк, при котором Артёмка состоял ещё мальчиком. Тот, где [[шовинист|режиссёр Самарин]] ставил пантомиму «Тарас Бульба». | |||
* Цирк в одном из романов Н. Леонова о сыщике Льве Гурове. | |||
* Фильм «Медвежий поцелуй». | |||
* Мультфильм «Парасолька в цирке». | |||
* Мультфильм «Кот Базилио и мышонок Пик». | |||
{{Nav/Место действия}} |
Текущая версия на 13:26, 18 апреля 2023
![]() | ТАСС уполномочен заявить: Ввиду прямой технической необходимости, в этой статье много примеров действительно блядского цирка. Налицо обсценная лексика и/или отсылки к ней. Несмотря на это, в статью всё равно не нужно помещать нравоучения в какой-либо форме. Если эта статья задевает ваши чувства, предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить). |
« | Рязанский цирк: по документам баня-люкс.
Рязанский цирк: партер по пояс в шелухе. Рязанский цирк: арена — жёлтое пятно. Рязанский цирк: «э, клоун, слышь, иди сюда!» Рязанский цирк: седеют дети на глазах. Рязанский цирк: вообще не помню, как ушёл. |
» |
— Comedy Club |
Дамы и господа! Ответственно заявляю, что в нашем цирке ничего страшного нет! Вы где-нибудь видите изуродованных людей и невообразимых монстров? Вы слышите какую-нибудь зловещую музыку? Всё радужно и весело, как и подобает цирку!
Наши клоуны вовсе не демонические убийцы! Они просто хамы и алкоголики. Нет, убить-то они теоретически кого-нибудь могут, но только в пьяной драке. Ведь вы же ещё не докатились до того, чтобы бухать с клоунами, n’est-ce pas?
Наш иллюзионист никого не распиливает пополам по-настоящему. Во-первых, пила у него тупая, во-вторых, он не смог бы распилить и доску сарая, так как руки у него растут из известного места, да ещё и трясутся с бодунища, в-третьих… Знаете, Великий Мудильо, уйдите-ка лучше с арены. А ещё лучше — из профессии, фокусы — не ваша стихия.
Крокодильчики наши летают без помощи всякой чёрной магии — просто мы каждый день даём им живительных пиз… пинков, в общем.
Наши воздушные гимнастки и вовсе очень ласковые и добрые! За умеренную плату они вознесут вас до небес… Только не забудьте воспользоваться презервативом во избежание различных неприятных заболеваний, да и девочек брюхатить не нужно, они потом долго не могут выступать, к тому же детские дома и так переполнены.
Вам хочется чего-то более чистого и романтичного? Ну уж извините — нашу прекрасную наездницу я никому не отдам. Она принадлежит мне. С тринадцати лет. И пусть только попробует сбежать — отхожу кнутом хуже, чем её клячу.
Согласен, львы у нас несколько… поджарые. Мы держим их на диете — большим кошкам очень вредно толстеть, а мясо нужно самой труппе для выездов на барбекю. Правда, они норовят восполнить недостачу, сожрав укротителя, но где этим доходягам справиться с матёрым бывшим уголовником!
Вообще, сказать по правде, мне страшно надоел этот долбаный цирк. Поджечь его, что ли? Страховка, говорят, неплохая, за вычетом процентов, конечно…
Родственный троп с качелями, каруселями и американскими горками соответствующего качества — это Ржавый луна-парк.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Анекдоты про летающих крокодильчиков, говорящую лошадь, свинью, говорящую по-французски и т. д. А также анекдоты про неприятные, оскорбительные для зрителей номера, как например:
« |
Цирк. На сцену выходит маленький паренёк, кланяется. Конферансье объявляет: — Смертельный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды! Мальчику выносят ведро воды и он его залпом выпивает. Публика офигивает. А конферансье продолжает: — Но это ещё не все — сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ещё одно ведро воды! Пацаненок в два глотка выпивает и это ведро. Зал просто в истерике. Конферансье: — А теперь — коронный номер! Сейчас мальчик с феноменальной памятью обоссыт всех тех, кто сидит в первых двух рядах! Народ в ужасе щемится в разные стороны. Конферансье: — Убегать бесполезно! У мальчика феноменальная память! |
» |
« |
Идёт представление в цирке. Конферансье объявляет: — Друзья, а сейчас наш дрессированный слон Федя обоссыт прямо весь 18-й ряд!.. Сидите-сидите, не надо вставать! Слон сам считать умеет. |
» |
- Тульский бродячий цирк. С каждым годом все больше бродячий и все меньше цирк.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Наталья Дурова — «Гибель старого Ямбо». Хозяин цирка — тиран, акробатка пьянствует с клоуном, мальчик-протагонист, похищенный циркачами у родного деда, подвергается постоянным побоям, а его единственного друга — старого слона Ямбо — расстреливают по надуманному поводу, чтобы привлечь внимание публики. Основано на реальных событиях, имевших место на печально известном Куликовом поле в Одессе. В конечном итоге мальчик сбежал из цирка, искромсав на прощание ножом все цирковые костюмы.
- Д. В. Григорович — «Гуттаперчевый мальчик»: Петя, восьмилетний сирота, вынужден выполнять акробатические номера на трапеции под куполом цирка. Его наставник, акробат-немец Бэккер, нещадно избивает его, а однажды даже убил его щенка. Кончается все трагедией — Петя срывается с перша и получает несовместимые с жизнью травмы.
- А. Куприн — «Allez!» (произносится [алле]). Примерно то же, что в примере выше, только ГГ — девушка-акробатка, влюбившаяся в престарелого козла, который её «поматросил и бросил».
- А. Грин — «Новый цирк» (1913). На афише написано: «ЦИРК ПРЕСЫЩЕННЫХ. Небывало! Невероятно! Раздача пощечин! Истерика и др. аттракционы». Циркачи выгдядят так: «Некоторые из них были одеты в шкуры зверей и потрясали палицами; другие, в отличных фраках и атласных жилетах, звенели тяжелыми кандалами на руках и ногах; третьи щеголяли дамскими туалетами и путались в тренах. Волосатые декольте их были ужасны». Публике показывают собаку, которая «замечательна тем, что она не дрессирована», а также недрессированных корову с лошадью и «неклоуна». Дальше директор этого цирка Пигуа де Шапоно дерет за волосы протагониста, который должен восклицать «Горе мне, горе!», и дает советы. Например: «посоветую вам, для приобретения бессмертия, ворваться в какой-либо музей, отбить головы у Венер, облить пивом пару знаменитых картин, да еще пару изрезать в лохмотья, и — бессмертие состряпано. Но дома (если вы попадете домой) нужно написать мемуары, где вы признаетесь, что вы повесили кошку и проглотили живого скворца». Как ни странно, зрителям нравится. «Публика неистовствовала. Гром одобрения заглушил мой жалобный вопль. Опасаясь, что Пигуа подаст больше советов, чем у меня на голове волос, я вырвался…» Начался пожар, но герою удалось спастись. «Сначала я был действующим лицом, а теперь стал зрителем. Цирк сгорел быстро, как соломенный. Сгорел. Мертвые срама не имут».
- «Цирк приехал!» Александра Аронова — гнусный директор цирка Глеб Андреевич из жадности сгубил силача, заставив его выйти на арену с больным сердцем. В итоге сам огрёб кармической справедливости — был задушен удавом.
- «Алмазный меч, деревянный меч» — цирк господ Онфима и Онфима. Тот самый случай, когда хозяин цирка — тиран (а ещё он эмиссар Красного Арка — ну, не берут в Арк нормальных людей), да и среди артистов существует иерархия, в которой лидеры издеваются над париями. Цирк мы наблюдаем глазами парии — рабыни-дану Агаты, так что эпизоды с ним крайне навозновековые.
- Борис Акунин, «Детская книга» — с прикрученным фитильком. В целом цирк не особенно ужасен, Ластику там нравится, но вот маэстро Дьяболо Дьяболини не гнушался воспитывать своего прежнего ассистента при помощи таких подручных средств, как слоновий хлыст.
- Да и вообще, сам Дьяболо Дьяболини в цирке работает для прикрытия, а сам занимается грабежами домов по наводке. Хуже того, он и Ластика чуть не убил в итоге. Это уже не говоря о том, что драгоценный камень, который он хочет спереть, на деле весьма зловещий артефакт, и попытка его как-то механически повредить неизменно приводит к масштабным бедствиям (пытались распилить на глазах Ластика — тем же днём в Сараево подстрелили Франца-Фердинанда). Правда, фокусник-домушник об этом не знает, но зато осознаёт, что такой крупный камень можно продать лишь по частям. Так что цирк-то сравнительно нормальный — это в нём работает корыстолюбивый мерзавец, не знающий, с какими силами связался.
- «Господин Элефант» Анатолия Уманского — молодой анархо-террорист устраивается в цирк-шапито, чтобы во время представления убить губернатора. Но от тамошних порядков глаза на лоб лезут даже у него, так что разгром, учинённый доведённым до ручки заглавным героем смотрится как натуральное воздаяние.
- Стихи некоего циркового артиста, подписавшегося псевдонимом «Иван Манежный», о гадком дрессировщике-садисте, который напоказ сюсюкается со своими пёсиками, «а за кулисами потом он бил своих собак хлыстом».
На украинском[править]
- Тореадоры из Васюковки, «Загадка старого клоуна» — цирк времён Российской империи под руководством некоего Анема. Нормальные только клоун Пьер и его подруга, акробатка Тереза. Остальные… Судите сами: другой клоун, Август, во время Второй Мировой был полицаем, да и до этого много грешков за ним числилось, а хозяин цирка Анем чуть не убил Терезу в угоду богачу-«меценату»…
На других языках[править]
- Этель Лилиан Войнич, «Овод» и «Прерванная дружба» — бродячий цирк, в котором некоторое время после своей травмы выступал Риварес. После этого он не мог адекватно воспринимать такие представления.
- Джек Лондон, «Майкл, брат Джерри» — немало внимания уделено садистским методам дрессировки цирковых животных.
- «Воды слонам!» Сары Груэн: директор цирка Август — садист, мучитель животных и домашний тиран, лимонад в торговых палатках делается на воде из лошадиных поилок, процеженной через панталоны клоунов, зверей кормят тухлятиной, у льва вырваны клыки, а в бассейне бегемота вместо воды формальдегид, так как бегемот давно сдох.
- «Смерть Тарзана» Йозефа Несвадбы — цирк Кнолля. Лев старый и облезлый, вместо дрессированных шакалов — волкособы, а несчастный немецкий барон Вольфганг, которого угораздило в детстве повторить судьбу Тарзана, этого Тарзана изображает сидя в клетке. Что до циркового директора Кнолля, то он недалеко ушёл от Августа из «Воды слонам!»…
- «Наследство» Бентли Литтла — протагониста-злодея во снах частенько посещает зловещий клоун. Оказывается, причиной стал случай из детства, когда к нему на карнавале пристал гнусный клоун-педофил. В конечном итоге герой находит мерзавца и присоединяет к списку своих жертв.
- Дэвид Тэйлор, «Слониха-пациентка» — автору-ветеринару как-то пришлось поработать в невероятно ужасном итальянском цирке. От описания кошмарных медицинских состояний животных становится страшно и отвратительно. При этом хозяева цирка говорят, что животные им как дети, кашляют они от пыли, а не едят — потому что стареют. И да, эта горилла с опасной заразной болезнью все равно будет работать на манеже. Ведь она не работает, она выступает!
- «Расмус, Понтус и Глупыш» Астрид Линдгрен — внезапно, цирк-то нормальный, это немец-шпагоглотатель с ассистенткой на досуге промышляют крупными кражами со взломом.
Кино[править]
- Экранизация «Гуттаперчевого мальчика».
- Экранизация «Воды слонам».
- «Цирк приехал» по повести Александра Аронова — снято в стиле «светлее и мягче», но директор цирка — по-прежнему скупердяй, ворюга и проходимец, едва не погубивший силача и поджегший цирк ради страховки.
- «Цирк» 1928 года с Чарли Чаплином — директор тоже знатный самодур, тиранит падчерицу, по любому поводу бьёт и не даёт есть.
- Советский «Цирк» 1936 года — нет, наш отечественный цирк там, конечно, показан в самых светлых тонах, но вот труппа шовиниста Кнейшица, который третирует Марион Диксон и своего безответного клоуна…
- «Печальная баллада для трубы» — начинался как сабж, но соперничество влюблённых в приму клоунов быстро превратило его в соседний троп.
- «Человек-слон»: хозяин лондонского цирка Том Норман — жестокий тиран; в реальной жизни он и «человек-слон» Джозеф Меррик были друзьями. Когда цирк закрылся, первый за собственные деньги устроил второму турне по Европе, а в Нидерландах Джозефа «кинул» совсем другой импрессарио. И таки-да, у Меррика публика просила автографы!
- «Виктор Франкенштейн» — именно в таком цирке начинал главный герой, будучи одним из двух нормальных людей там.
- Фантастические твари: Преступления Гриндевальда — Арканус.
Телесериалы[править]
- Gotham — примерно в таком цирке вырос Джером.
Мультфильмы[править]
- «Дамбо»: второстепенные персонажи, клоуны и слонихи — мерзкие и отвратительные типы, издевающиеся над бедным слонёнком Дамбо из-за его больших ушей. Директор, заодно выполняющий обязанности шпрехшталмейстера, тоже хороший поц…
- «Мадагаскар 3»: с прикрученным фитильком. Намеренно в цирке никто никого не тиранит, просто хозяева — бездари, поэтому дела в упадке, а у зверей-актёров — апатия и депрессия. Но наши герои живенько доводят заведение до ума, и выходит конфетка.
Мультсериалы[править]
- «Супермен» (1941) — с фитильком: Цирк, показанный в выпуске «Ужас в дороге», не то чтобы гадский или страшный, но имеет настолько серьёзные проблемы с техникой безопасности, что потребовалось вмешательство Супермена.
- «Адский босс» — цирк, директором которого являлся отец Блитца и в котором провёл детство он сам. «А теперь — всеми любимая х**ня в цирке: злое**чие клоуны!» — нормальное такое объявление со сцены, прямо как на картинке в начале статьи.
Комиксы[править]
- Crossed — именно такой цирк показали в арке «Бесплодные земли». Примечателен разговор укротителя тигров и директора цирка во время нападения зараженных. Укротитель: «Мадам Зара предсказала нам смерть в этом месте, но ты все равно решил приехать сюда!» Директор: «Мадам Зара — мошенница и бл…дь, придурок!»
Аниме и манга[править]
- Hell Girl — 16 серия 1 сезона. Для выполнения сложных фокусов директор бродячего цирка выдаёт сестёр-близняшек за одну девочку. Вот только одну из них он холит и лелеет, а вторую держит взаперти в сарае и стегает кнутом за малейшую провинность. Но однажды вторая девочка всё-таки отомстила… нет, не директору, а родной сестре, которая, желая стать любимицей, регулярно подставляла её.
- «Космический рыцарь и звёздные шерифы»: цирк-то нормальный, а вот его хозяин — торговец оружием и шпион инопланетян-аутрайдеров. И сам, кстати, аутрайдер (замаскированный). И ещё его приспешник-клоун.
Видеоигры[править]
- Streets of Rage (Bare Knuckle) — именно из такого цирка, кажется, пришёл злой клоун-дрессировщик Брюс Данч и его кенгуру. Данч приучает их бить людей (напялив на кенгурячьи лапы боксёрские перчатки), а «для стимуляции» нещадно лупит зверьков хлыстом. Если убить только Данча, а кенгуру оставить в живых — смышлёное животное присоединится к героям и будет колотить уже подельников и главарей своего покойного мучителя.
Музыка[править]
« | Я не люблю манежи и арены… | » |
— Владимир Высоцкий |
- «Ленинград», клип «Кольщик». Директор — взяточник, осветитель — раздолбай, меры безопасности отсутствуют в принципе… результат — цирк сгорел, клоунов не осталось.
- В свете трагедии в Кемерово, где причиной пожара и массовой гибели людей стало разгильдяйство во всех сферах, касающихся безопасности, этот клип воспринимается ныне прямо-таки как нечаянное пророчество.
- Otto Dix, «Гуттаперчевый мальчик».
- «Бивни», песня под характерным названием «Ё***ный клоун» (впрочем, в описываемом там цирке и остальные не лучше).
- «Порез на собаке», «Бродячий цирк». Выступления успеха не приносят, артисты устали, оборудование обветшало, звери уже старые, страдают от инфекций, ужасно боятся, что хозяева их бросят на произвол судьбы. И ещё полуслепые, если вам мало.
- Mylene Farmer, клип на песню «Optimistique-Moi». Милен изображает юную дочь фокусника, подвергающуюся издевательствам со стороны остальной труппы. В конечном итоге она сбегает оттуда во время фокуса, проводимого её отцом.
- Полина Гагарина, клип «Я тебя не прощу никогда». Героиня Полины подвергается травле со стороны всей труппы, но во время очередного выполнения трюка в качестве девушки-ядра обнаруживает у себя способность летать и к изумлению зрителей и своих обидчиков навсегда покидает этот чёртов цирк. Певица, случаем, не вдохновлялась вышеупомянутым клипом Милен Фармер?
Реальная жизнь[править]
- Увы — очень часто. Особенно — в частных разъездных труппах, которые никем не контролируются. Нередко они кончают тем, что директор пускается в бега, прихватив всю выручку, актёры ударяются в запой, а брошенные животные остаются погибать в клетках, если их не спасут сердобольные жители.
- Мэри Энн Вебстер (в замужестве — Беван) заболела акромегалией и стала уродливой, а потом овдовела. Пытаясь заработать и прокормить детей, она часто сталкивалась с насмешками, но сумела извлечь выгоду из беды. История женщины, которая ради детей не побоялась стать посмешищем
- Юрий Никулин в своей автобиографической книге «Почти серьёзно» иногда упоминает такие цирки, в которых ему приходилось бывать. В частности описанный им балаган в Кемерово — практически кодификатор тропа.
Подтроп с очень сильно прикрученным фитильком[править]
Этот цирк не то чтобы хорош и не то чтобы совсем плох. Работают там, конечно, не ангелы (труппа — тот ещё «террариум единомышленников»), и дела там далеки от идеальных, но и до основного тропа не дотягивают.
- Цикл И. Василенко об Артёмке — цирк, при котором Артёмка состоял ещё мальчиком. Тот, где режиссёр Самарин ставил пантомиму «Тарас Бульба».
- Цирк в одном из романов Н. Леонова о сыщике Льве Гурове.
- Фильм «Медвежий поцелуй».
- Мультфильм «Парасолька в цирке».
- Мультфильм «Кот Базилио и мышонок Пик».