Чистилище (фильм): различия между версиями
Phantom (обсуждение | вклад) |
м |
||
(не показаны 4 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{DISPLAYTITLE: Чистилище}} | |||
{{Info/Film | |||
|film_name = Чистилище | |||
[[Файл:ЧистилищеПостер.jpeg|мини|Постер фильма]] | |||
|genre= <ul><li>Военная драма</li></ul> | |||
|country= [[Россия]] | |||
|studio=Первый канал | |||
|director=Александр Невзоров | |||
|writer=Александр Невзоров | |||
|year = 1997 | |||
|length = 115 минут | |||
|showactors = 1 | |||
|act1 = Виктор Степанов | |||
|role1 = Суворов | |||
|act2 = Дмитрий Нагиев | |||
|role2 = Исрапилов | |||
|act3 = Иван Ганжа | |||
|role3 = Иван | |||
|act4 = Роман Жилкин | |||
|role4 = Григоращенко | |||
|act5 = Сергей Рост | |||
|role5 = Клёц | |||
|act6 = Вячеслав Бурлачко | |||
|role6 = Кобра | |||
}} | |||
У нас на сайте также есть статья про [[Чистилище]] как религиозное понятие | |||
{{Q|''«Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!»''|Пс.136:1-9, эпиграф фильма}} | |||
''«Коробочка, хорони ребят!»'' | {{Q|''«Коробочка, хорони ребят!»''|Самая известная цитата}} | ||
— | '''«Чистилище»''' — российский фильм о войне в Чечне, снятый в 1997 г. Александром Невзоровым. Фильм по сути продолжает чеченскую тему, начатую Невзоровым еще в документальном фильме «Ад». «Чистилище» известно тем, что в нем присутствует огромное количество сцен насилия и незацензуренная матерная ругань вкупе с весьма неполиткорректной демонстрацией ранних эпизодов Первой Чеченской кампании. Многими фильм считается одним из самых натуралистичных произведений о войне на грани чернухи. Тем не менее, фильм обрел немалую популярность в народе и стал рассадником мемов для отечественного милитаристского сообщества. | ||
== Сюжет == | |||
Январь 1995 года, Грозный. Новогодний штурм города захлебнулся в обороне чеченских сепаратистов. Российские войска во главе с полковником Суворовым («Сугроб-2») ведут бой с боевиками полевого командира Дукуза Исрапилова за больничный комплекс. Бойцы Суворова обескровлены длительным боем и большими потерями, а из техники у них остался всего один танк под командованием лейтенанта Игоря Григоращенко (позывной «Коробочка-2»). Видя плачевное состояние федералов, чеченцы готовят решающую атаку, чтобы окончательно разгромить силы Суворова. В этот момент к больнице прибывает отряд спецназа ГРУ во главе с «Коброй», который решает попытаться изменить расстановку сил. | |||
{{Q|«Ну, пойдем, повоюем, раз больше некому»|Кобра-на}} | |||
Солдаты Суворова небоеспособны, поэтому спецназовцы объединяют силы с Григоращенко, чтобы прорваться к корпусу, занимаемому чеченцами. В ходе операции «Коробочку» подбивают, лишая подвижности, но бойцы Кобры прорываются внутрь. К подбитому, но не уничтоженному танку Григоращенко выходит сам полевой командир Исрапилов, предлагая Григоращенко перейти на его сторону. Танкист просит дать ему время подумать, но использует данные ему пять минут для того, чтобы обсудить с Коброй план атаки. | Солдаты Суворова небоеспособны, поэтому спецназовцы объединяют силы с Григоращенко, чтобы прорваться к корпусу, занимаемому чеченцами. В ходе операции «Коробочку» подбивают, лишая подвижности, но бойцы Кобры прорываются внутрь. К подбитому, но не уничтоженному танку Григоращенко выходит сам полевой командир Исрапилов, предлагая Григоращенко перейти на его сторону. Танкист просит дать ему время подумать, но использует данные ему пять минут для того, чтобы обсудить с Коброй план атаки. | ||
Строка 24: | Строка 44: | ||
Боевые порядки боевиков разрушены, и для федералов появляется возможность контратаковать, вдобавок, крест с телом Григоращенко вызывает у российских солдат праведную ярость. Полковник Суворов поднимает оставшихся людей в атаку и отбивает корпуса больницы. Исрапилов ранен и гибнет от руки Кобры, когда адъютант пытается вынести его с поля сражения. Российские солдаты снимают Григоращенко с креста. Фильм заканчивается кадрами уцелевших бойцов, несущих тело геройского танкиста на руках, и надписью о том, что больница вскоре снова была занята чеченскими подразделениями. | Боевые порядки боевиков разрушены, и для федералов появляется возможность контратаковать, вдобавок, крест с телом Григоращенко вызывает у российских солдат праведную ярость. Полковник Суворов поднимает оставшихся людей в атаку и отбивает корпуса больницы. Исрапилов ранен и гибнет от руки Кобры, когда адъютант пытается вынести его с поля сражения. Российские солдаты снимают Григоращенко с креста. Фильм заканчивается кадрами уцелевших бойцов, несущих тело геройского танкиста на руках, и надписью о том, что больница вскоре снова была занята чеченскими подразделениями. | ||
Что здесь есть | == Что здесь есть == | ||
Война — это кошмар — педаль в пол. Грязь, кровь, огонь, дым, мат, крики раненых, бесконечный надсадный свист мин и лютая ненависть сторон друг к другу. Атмосферу безысходности усиливают великолепные декорации — грязь вперемешку с кровью, кусками тел и тысячами стреляных гильз на фоне сгоревшей техники. А еще весь хронометраж фильма — это непрерывные боевые действия. | * [[Война — это кошмар]] — [[педаль в пол]]. Грязь, кровь, огонь, дым, мат, крики раненых, бесконечный надсадный свист мин и лютая ненависть сторон друг к другу. Атмосферу безысходности усиливают великолепные декорации — грязь вперемешку с кровью, кусками тел и тысячами стреляных гильз на фоне сгоревшей техники. А еще весь хронометраж фильма — это непрерывные боевые действия. | ||
Чернуха — разумеется. Чеченцы режут головы пленным и половые органы убитым российским солдатам, сами федералы — перепуганные и беспомощные срочники, командование в штабах некомпетентно, и даже героические вроде бы спецназовцы ГРУ не прочь пошарить по карманам убитых врагов на предмет долларов. | * [[Чернуха]] — разумеется. Чеченцы режут головы пленным и половые органы убитым российским солдатам, сами федералы — перепуганные и беспомощные срочники, командование в штабах некомпетентно, и даже героические вроде бы спецназовцы ГРУ не прочь пошарить по карманам убитых врагов на предмет долларов. | ||
Даже у зла есть стандарты — Исраилов и некоторые из чеченцев смотрят на безобразия афганцев с плохо скрываемым недобрением. Но запретить — нельзя, уйдут. | * [[Даже у зла есть стандарты]] — Исраилов и некоторые из чеченцев смотрят на безобразия афганцев с плохо скрываемым недобрением. Но запретить — нельзя, уйдут. | ||
Знают именно за это — о, это тот самый фильм, где солдат хоронят танком? | * [[Знают именно за это]] — о, это тот самый фильм, где солдат хоронят танком? | ||
Триколоры с ракетами — худшие времена российской армии показаны вполне достоверно. | * [[Триколоры с ракетами]] — худшие времена российской армии показаны вполне достоверно. | ||
В Tom Clancy's Ghost Recon среди визуалов российских солдат есть экипировка Кобры (rs_winter_frad.chr), остальных спецов (rs_winter_gp25.chr) и примкнувшего к ним снайпера (rs_winter_svd.chr) | ** В Tom Clancy's Ghost Recon среди визуалов российских солдат есть экипировка Кобры (rs_winter_frad.chr), остальных спецов (rs_winter_gp25.chr) и примкнувшего к ним снайпера (rs_winter_svd.chr) | ||
Бесславные девяностые — сеттинг, конечно же. | * [[Бесславные девяностые]] — сеттинг, конечно же. | ||
Бой-баба — злодейский вариант. На стороне чеченцев в качестве снайперов воюют две биатлонистки из Прибалтики. | * [[Бой-баба]] — злодейский вариант. На стороне чеченцев в качестве снайперов воюют две биатлонистки из Прибалтики. | ||
Вербальный тик — Кобра-на. Этот персонаж-на очень любит-на добавлять «на» после каждого-на слова-на. | * [[Вербальный тик]] — Кобра-на. Этот персонаж-на очень любит-на добавлять «на» после каждого-на слова-на. | ||
Верность до конца — Григоращенко. Несмотря ни на что, в критической ситуации остается верным родной стране и офицерской чести, жертвуя собой ради спасения боевых товарищей. | * [[Верность до конца]] — Григоращенко. Несмотря ни на что, в критической ситуации остается верным родной стране и офицерской чести, жертвуя собой ради спасения боевых товарищей. | ||
Герой в распятой позе — педаль в могилу: чеченцы буквально распинают Игоря на кресте. Прототип, оренбургский казак, старший лейтенант Игорь Григорашенко, действительно был командиром танка и погиб в первую кампанию, но от разрыва мины, а не был распят. | * [[Герой в распятой позе]] — педаль в могилу: чеченцы буквально распинают Игоря на кресте. Прототип, оренбургский казак, старший лейтенант Игорь Григорашенко, действительно был командиром танка и погиб в первую кампанию, но от разрыва мины, а не был распят. | ||
Кармическая справедливость — сцена с прибалтийскими снайпершами. «—Куда им стрелять? — Туда же, куда они нашим парням стреляли» | * [[Кармическая справедливость]] — сцена с прибалтийскими снайпершами. «—Куда им стрелять? — Туда же, куда они нашим парням стреляли» | ||
Командирский голос — та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали кто смотрел, тот поймёт, не отдай Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений? | * [[Командирский голос]] — та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали кто смотрел, тот поймёт, не отдай Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений? | ||
Лечит и калечит — Исрапилов до войны был хирургом в больнице. | * [[Лечит и калечит]] — Исрапилов до войны был хирургом в больнице. | ||
Почему ты отстой — разговор Исрапилова с Григоращенко. Чеченец ещё и пытается склонить танкиста к повороту налево. Не выходит. | * [[Почему ты отстой]] — разговор Исрапилова с Григоращенко. Чеченец ещё и пытается склонить танкиста к повороту налево. Не выходит. | ||
{{Q|Я тебе пришел рассказать, лейтенант, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришел ко мне домой, это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты за что дерешься здесь, лейтенант? За то, чтобы по пять месяцев зарплату не получать? Ну, «да» — скажи: «да»! Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами! Соображаешь?|полевой командир — танкисту}} | |||
Я тебе пришел рассказать, лейтенант, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришел ко мне домой, это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты за что дерешься здесь, лейтенант? За то, чтобы по пять месяцев зарплату не получать? Ну, «да» — скажи: «да»! Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами! Соображаешь? | * [[Соломенный оппонент был прав]] — вышеприведенный монолог должен показать моральное торжество Григоращенко над Исрапиловым, но… | ||
* [[Псих-наёмник]] — афганские моджахеды в отряде Исрапилова. | |||
{{Q|Если им запретить резать головы, они заскучают и уйдут.|Исрапилов}} | |||
Соломенный оппонент был прав — вышеприведенный монолог должен показать моральное торжество Григоращенко над Исрапиловым, но… | * [[Каждый, способный держать оружие]] — локальный вариант тропа в конце фильма. В последнюю атаку идут все оставшиеся российские солдаты, включая многих раненых. | ||
Псих-наёмник — афганские моджахеды в отряде Исрапилова. | {{Q|Я прошу всех, кто может хотя бы шевелиться, разобрать оружие и поддержать атаку. Нас очень мало, нас практически нет. У меня ведь только вы остались, желторотики вы мои чертовы… Встаём, встаём. Встаём!| Суворов}} | ||
* [[Мы тебя где-то уже видели]] — дуэт Дмитрия Нагиева, исполнившего роль Дукуза Исрапилова, и Сергея Роста, игравшего танкиста, чуть позже прославился комедийным ситкомом «Осторожно, модерн!». [[С фитильком]] — на момент выпуска фильма «ОМ!» шёл уже год с лишним, но на региональном питерском 6 канале (будущий СТС), поэтому в масштабах страны был неизвестен. | |||
Если им запретить резать головы, они заскучают и уйдут. | * [[Наёмник]] — некие англоговорящие негры. Если у афганцев, прибалтиек и боевиков УНА-УНСО ещё просматриваются какие-то личные мотивы ненависти к «русским оккупантам» и их оплата в отряде Исрапилова вполне могла быть чисто символической, то для негров это очередная работа. | ||
* [[Ой, бл…]] и [[Бешеный гнев]] — реакция Исрапилова на решение, принятое Григоращенко. | |||
* [[Предательство или смерть?]] — главарь боевиков предлагает танкистам перейти на их сторону, так как Ичкерии нужны танки, но получает отказ. Когда чеченцы всё же потрошат танк, его командира распинают. | |||
Каждый, способный держать оружие — локальный вариант тропа в конце фильма. В последнюю атаку идут все оставшиеся российские солдаты, включая многих раненых. | * [[Прямая линия с врагом]] — Исрапилов постоянно переговаривается с Суворовым, насмехаясь над ним. Обосновано технической возможностью — «у тебя рация говно, а у меня японский радиосканер». | ||
* [[Танки — это круто]] — цитата из фильма вынесена в эпиграф профильной статьи. Танк Т-80БВ под командованием Григоращенко выигрывает бой за больницу, о чем в конце говорит Кобра. «Коробочка-2» настолько крута, что выдерживает продолжительный обстрел из гранатомётов, давая время уничтожить оборону чеченцев, и даже позволяет одному из танкистов пережить самопожертвование. | |||
Я прошу всех, кто может хотя бы шевелиться, разобрать оружие и поддержать атаку. Нас очень мало, нас практически нет. У меня ведь только вы остались, желторотики вы мои чертовы… Встаём, встаём. Встаём! | ** Небольшое уточнение: танк держит обстрел из легких РПГ-26, которые для борьбы с основными боевыми танками не предназначены — на что-то можно рассчитывать только при стрельбе в уязвимые места. При применении РПГ-7 боевики одним выстрелом снимают танку гусеницу | ||
* [[Удар милосердия]] — экстремальнейший вариант тропа в режиме педаль в земную кору. Удар милосердия в фильме нужен не раненым, а уже мертвым солдатам — Суворов приказывает закопать размолоть в фарш тела погибших на площади бойцов, проехав по ним танковыми гусеницами, чтобы спасти их от осквернения чеченцами. Сцена похорон танком, пожалуй, самая известная в фильме. | |||
** Интересно, а что, по мнению сценариста более милосердно — отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой? | |||
Мы тебя где-то уже видели — дуэт Дмитрия Нагиева, исполнившего роль Дукуза Исрапилова, и Сергея Роста, игравшего танкиста, чуть позже прославился комедийным ситкомом «Осторожно, модерн!». С фитильком — на момент выпуска фильма «ОМ!» шёл уже год с лишним, но на региональном питерском 6 канале (будущий СТС), поэтому в масштабах страны был неизвестен. | ** Спасают здесь не тела убитых, а боевой дух живых. Что там будут думать родные покойников, командира волнует в последнюю очередь. Ибо еще пара таких «шуточек» боевиков — и его солдат можно будет брать голыми руками. | ||
Наёмник — некие англоговорящие негры. Если у афганцев, прибалтиек и боевиков УНА-УНСО ещё просматриваются какие-то личные мотивы ненависти к «русским оккупантам» и их оплата в отряде Исрапилова вполне могла быть чисто символической, то для негров это очередная работа. | ** Здесь скорее просматривается аллегория: танк — война, военная машина, которая перемалывает людей, оставляя после себя месиво, убитых, искалеченных… Причём не только физические, а ещё и психические. | ||
Ой, бл… и Бешеный гнев — реакция Исрапилова на решение, принятое Григоращенко. | |||
Предательство или смерть? — главарь боевиков предлагает танкистам перейти на их сторону, так как Ичкерии нужны танки, но получает отказ. Когда чеченцы всё же потрошат танк, его командира распинают. | {{Nav/Военные фильмы}} | ||
Прямая линия с врагом — Исрапилов постоянно переговаривается с Суворовым, насмехаясь над ним. Обосновано технической возможностью — «у тебя рация говно, а у меня японский радиосканер». | [[Категория: Фильмы по алфавиту]] | ||
Танки — это круто — цитата из фильма вынесена в эпиграф профильной статьи. Танк Т-80БВ под командованием Григоращенко выигрывает бой за больницу, о чем в конце говорит Кобра. «Коробочка-2» настолько крута, что выдерживает продолжительный обстрел из гранатомётов, давая время уничтожить оборону чеченцев, и даже позволяет одному из танкистов пережить самопожертвование. | {{Nav/Искусство на военную тематику}} | ||
Небольшое уточнение: танк держит обстрел из легких РПГ-26, которые для борьбы с основными боевыми танками не предназначены — на что-то можно рассчитывать только при стрельбе в уязвимые места. При применении РПГ-7 боевики одним выстрелом снимают танку гусеницу | {{Nav/Российское искусство}} | ||
Удар милосердия — экстремальнейший вариант тропа в режиме педаль в земную кору. Удар милосердия в фильме нужен не раненым, а уже мертвым солдатам — Суворов приказывает закопать размолоть в фарш тела погибших на площади бойцов, проехав по ним танковыми гусеницами, чтобы спасти их от осквернения чеченцами. Сцена похорон танком, пожалуй, самая известная в фильме. | |||
Интересно, а что, по мнению сценариста более милосердно — отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой? | |||
Спасают здесь не тела убитых, а боевой дух живых. Что там будут думать родные покойников, командира волнует в последнюю очередь. Ибо еще пара таких «шуточек» боевиков — и его солдат можно будет брать голыми руками. | |||
Здесь скорее просматривается аллегория: танк — война, военная машина, которая перемалывает людей, оставляя после себя месиво, убитых, искалеченных… Причём не только физические, а ещё и психические. | |||
Текущая версия на 10:47, 18 сентября 2023
Чистилище | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр |
|
Страна производства | Россия |
Киностудия | Первый канал |
Режиссёр | Александр Невзоров |
Автор сценария | Александр Невзоров |
Когда вышел | 1997 |
Продолжительность | 115 минут |
В главных ролях: | |
Виктор Степанов | Суворов |
Дмитрий Нагиев | Исрапилов |
Иван Ганжа | Иван |
Роман Жилкин | Григоращенко |
Сергей Рост | Клёц |
Вячеслав Бурлачко | Кобра |
У нас на сайте также есть статья про Чистилище как религиозное понятие
« | «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» | » |
— Пс.136:1-9, эпиграф фильма |
« | «Коробочка, хорони ребят!» | » |
— Самая известная цитата |
«Чистилище» — российский фильм о войне в Чечне, снятый в 1997 г. Александром Невзоровым. Фильм по сути продолжает чеченскую тему, начатую Невзоровым еще в документальном фильме «Ад». «Чистилище» известно тем, что в нем присутствует огромное количество сцен насилия и незацензуренная матерная ругань вкупе с весьма неполиткорректной демонстрацией ранних эпизодов Первой Чеченской кампании. Многими фильм считается одним из самых натуралистичных произведений о войне на грани чернухи. Тем не менее, фильм обрел немалую популярность в народе и стал рассадником мемов для отечественного милитаристского сообщества.
Сюжет[править]
Январь 1995 года, Грозный. Новогодний штурм города захлебнулся в обороне чеченских сепаратистов. Российские войска во главе с полковником Суворовым («Сугроб-2») ведут бой с боевиками полевого командира Дукуза Исрапилова за больничный комплекс. Бойцы Суворова обескровлены длительным боем и большими потерями, а из техники у них остался всего один танк под командованием лейтенанта Игоря Григоращенко (позывной «Коробочка-2»). Видя плачевное состояние федералов, чеченцы готовят решающую атаку, чтобы окончательно разгромить силы Суворова. В этот момент к больнице прибывает отряд спецназа ГРУ во главе с «Коброй», который решает попытаться изменить расстановку сил.
« | «Ну, пойдем, повоюем, раз больше некому» | » |
— Кобра-на |
Солдаты Суворова небоеспособны, поэтому спецназовцы объединяют силы с Григоращенко, чтобы прорваться к корпусу, занимаемому чеченцами. В ходе операции «Коробочку» подбивают, лишая подвижности, но бойцы Кобры прорываются внутрь. К подбитому, но не уничтоженному танку Григоращенко выходит сам полевой командир Исрапилов, предлагая Григоращенко перейти на его сторону. Танкист просит дать ему время подумать, но использует данные ему пять минут для того, чтобы обсудить с Коброй план атаки.
Григоращенко совершает героическое самопожертвование, расстреливая из обездвиженного танка занятые боевиками корпуса. Чеченцы несут огромные потери, но в итоге расстреливают танк в упор из гранатометов. Полуживого лейтенанта вытаскивают из подбитой боевой машины и распинают на кресте, выставив его в одно из окон. Тем временем отряд Кобры уничтожает прибалтийских женщин-снайперов, державших под огневым контролем площадь между корпусами.
Боевые порядки боевиков разрушены, и для федералов появляется возможность контратаковать, вдобавок, крест с телом Григоращенко вызывает у российских солдат праведную ярость. Полковник Суворов поднимает оставшихся людей в атаку и отбивает корпуса больницы. Исрапилов ранен и гибнет от руки Кобры, когда адъютант пытается вынести его с поля сражения. Российские солдаты снимают Григоращенко с креста. Фильм заканчивается кадрами уцелевших бойцов, несущих тело геройского танкиста на руках, и надписью о том, что больница вскоре снова была занята чеченскими подразделениями.
Что здесь есть[править]
- Война — это кошмар — педаль в пол. Грязь, кровь, огонь, дым, мат, крики раненых, бесконечный надсадный свист мин и лютая ненависть сторон друг к другу. Атмосферу безысходности усиливают великолепные декорации — грязь вперемешку с кровью, кусками тел и тысячами стреляных гильз на фоне сгоревшей техники. А еще весь хронометраж фильма — это непрерывные боевые действия.
- Чернуха — разумеется. Чеченцы режут головы пленным и половые органы убитым российским солдатам, сами федералы — перепуганные и беспомощные срочники, командование в штабах некомпетентно, и даже героические вроде бы спецназовцы ГРУ не прочь пошарить по карманам убитых врагов на предмет долларов.
- Даже у зла есть стандарты — Исраилов и некоторые из чеченцев смотрят на безобразия афганцев с плохо скрываемым недобрением. Но запретить — нельзя, уйдут.
- Знают именно за это — о, это тот самый фильм, где солдат хоронят танком?
- Триколоры с ракетами — худшие времена российской армии показаны вполне достоверно.
- В Tom Clancy's Ghost Recon среди визуалов российских солдат есть экипировка Кобры (rs_winter_frad.chr), остальных спецов (rs_winter_gp25.chr) и примкнувшего к ним снайпера (rs_winter_svd.chr)
- Бесславные девяностые — сеттинг, конечно же.
- Бой-баба — злодейский вариант. На стороне чеченцев в качестве снайперов воюют две биатлонистки из Прибалтики.
- Вербальный тик — Кобра-на. Этот персонаж-на очень любит-на добавлять «на» после каждого-на слова-на.
- Верность до конца — Григоращенко. Несмотря ни на что, в критической ситуации остается верным родной стране и офицерской чести, жертвуя собой ради спасения боевых товарищей.
- Герой в распятой позе — педаль в могилу: чеченцы буквально распинают Игоря на кресте. Прототип, оренбургский казак, старший лейтенант Игорь Григорашенко, действительно был командиром танка и погиб в первую кампанию, но от разрыва мины, а не был распят.
- Кармическая справедливость — сцена с прибалтийскими снайпершами. «—Куда им стрелять? — Туда же, куда они нашим парням стреляли»
- Командирский голос — та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали кто смотрел, тот поймёт, не отдай Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений?
- Лечит и калечит — Исрапилов до войны был хирургом в больнице.
- Почему ты отстой — разговор Исрапилова с Григоращенко. Чеченец ещё и пытается склонить танкиста к повороту налево. Не выходит.
« | Я тебе пришел рассказать, лейтенант, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришел ко мне домой, это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты за что дерешься здесь, лейтенант? За то, чтобы по пять месяцев зарплату не получать? Ну, «да» — скажи: «да»! Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами! Соображаешь? | » |
— полевой командир — танкисту |
- Соломенный оппонент был прав — вышеприведенный монолог должен показать моральное торжество Григоращенко над Исрапиловым, но…
- Псих-наёмник — афганские моджахеды в отряде Исрапилова.
« | Если им запретить резать головы, они заскучают и уйдут. | » |
— Исрапилов |
- Каждый, способный держать оружие — локальный вариант тропа в конце фильма. В последнюю атаку идут все оставшиеся российские солдаты, включая многих раненых.
« | Я прошу всех, кто может хотя бы шевелиться, разобрать оружие и поддержать атаку. Нас очень мало, нас практически нет. У меня ведь только вы остались, желторотики вы мои чертовы… Встаём, встаём. Встаём! | » |
— Суворов |
- Мы тебя где-то уже видели — дуэт Дмитрия Нагиева, исполнившего роль Дукуза Исрапилова, и Сергея Роста, игравшего танкиста, чуть позже прославился комедийным ситкомом «Осторожно, модерн!». С фитильком — на момент выпуска фильма «ОМ!» шёл уже год с лишним, но на региональном питерском 6 канале (будущий СТС), поэтому в масштабах страны был неизвестен.
- Наёмник — некие англоговорящие негры. Если у афганцев, прибалтиек и боевиков УНА-УНСО ещё просматриваются какие-то личные мотивы ненависти к «русским оккупантам» и их оплата в отряде Исрапилова вполне могла быть чисто символической, то для негров это очередная работа.
- Ой, бл… и Бешеный гнев — реакция Исрапилова на решение, принятое Григоращенко.
- Предательство или смерть? — главарь боевиков предлагает танкистам перейти на их сторону, так как Ичкерии нужны танки, но получает отказ. Когда чеченцы всё же потрошат танк, его командира распинают.
- Прямая линия с врагом — Исрапилов постоянно переговаривается с Суворовым, насмехаясь над ним. Обосновано технической возможностью — «у тебя рация говно, а у меня японский радиосканер».
- Танки — это круто — цитата из фильма вынесена в эпиграф профильной статьи. Танк Т-80БВ под командованием Григоращенко выигрывает бой за больницу, о чем в конце говорит Кобра. «Коробочка-2» настолько крута, что выдерживает продолжительный обстрел из гранатомётов, давая время уничтожить оборону чеченцев, и даже позволяет одному из танкистов пережить самопожертвование.
- Небольшое уточнение: танк держит обстрел из легких РПГ-26, которые для борьбы с основными боевыми танками не предназначены — на что-то можно рассчитывать только при стрельбе в уязвимые места. При применении РПГ-7 боевики одним выстрелом снимают танку гусеницу
- Удар милосердия — экстремальнейший вариант тропа в режиме педаль в земную кору. Удар милосердия в фильме нужен не раненым, а уже мертвым солдатам — Суворов приказывает закопать размолоть в фарш тела погибших на площади бойцов, проехав по ним танковыми гусеницами, чтобы спасти их от осквернения чеченцами. Сцена похорон танком, пожалуй, самая известная в фильме.
- Интересно, а что, по мнению сценариста более милосердно — отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой?
- Спасают здесь не тела убитых, а боевой дух живых. Что там будут думать родные покойников, командира волнует в последнюю очередь. Ибо еще пара таких «шуточек» боевиков — и его солдат можно будет брать голыми руками.
- Здесь скорее просматривается аллегория: танк — война, военная машина, которая перемалывает людей, оставляя после себя месиво, убитых, искалеченных… Причём не только физические, а ещё и психические.
Искусство на военную тематику | ||
---|---|---|
Древний мир. Средневековье | Троянская война (Гомер, «Илиада») • Гражданская война в Англии (Столпы Земли) • Греко-персидские войны (Анабасис • Саламин • 300 спартанцев) • Троецарствие (Одноимённый роман) • Гэмпэй (Повесть о доме Тайра) • Реконкиста («Песнь о моём Сиде» и экранизация • «Песнь о Роланде») • Крестовые походы (Царство Небесное • Medieval II: Total War: Kingdoms (Кампания крестоносцев) • Assassin's Creed I • Stronghold Crusaders) • Ливонский поход на Русь (Александр Невский • Medieval II: Total War: Kingdoms (Тевтонская компания) • Столетняя война (Проклятые короли • «Thy Majestie», «Jeanne D’Arc» • Бесконечный Мир) • Намбокутё (Повесть о Великом Мире) • Сэнгоку (Игровая серия Total War — Сёгун и Сёгун 2) • В целом по Античности: Rome: Total War • В целом по Средневековью: Medieval II: Total War • Knights of Honor | |
Новое время | Тридцатилетняя война (Симплициссимус • Приключения капитана Приключения капитана Алатристе • Sabaton, первая половина альбома «Carolus Rex») • Северная война («Полтава» Пушкина • Sabaton, вторая половина Carolus Rex • Тобол) • Семилетняя война (Гардемарины — III) • Американская революция (Сыны свободы) • Наполеоновские войны («Война и мир» (и несколько экранизаций) • Граф Монте-Кристо (завязка) • «Мёртвые души» (вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине») • Приключения королевского стрелка Шарпа • Пушкин, «Черногорцы» • М. Лермонтов, «Бородино») • Англо-американская война (Табу) • Гражданская война в США (Wildwood Boys • Джоси Уэйлс — человек вне закона • Хороший, плохой, злой • Рождение Нации) • Англо-бурская война (Капитан Сорвиголова • Р. Киплинг • «Человек с побелевшим лицом»/«Побелевший воин» («Архив Шерлока Холмса») • Оборона Дурацкого брода) | |
Первая мировая война | Киплинг • Похождения бравого солдата Швейка • Тихий Дон • Лоуренс Аравийский • Red Baron • Война в небе – 1917 • Sabaton • Ария • Battlefield 1 | |
Гражданская война в России | Бронепоезд 14-69 • Булгаков («Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных») • Кондуит и Швамбрания • Хождение по мукам • Тихий Дон • Белое солнце пустыни • Достояние республики • Кто заплатит за удачу? • Неуловимые мстители • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Чапаев • Адъютант его превосходительства • Assassin’s Creed Chronicles: Russia | |
Вторая мировая война и её последствия |
Литература: Б. Васильев («А зори здесь тихие…» • «В списках не значился») • Э. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере») • Лев Кассиль («Великое противостояние» • «Улица младшего сына» • «Дорогие мои мальчишки») • В. Линна («Неизвестный солдат») • Б. Полевой («Повесть о настоящем человеке») • «Живые и мёртвые» • М. Шолохов («Судьба человека») • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Я. Пшимановский («Четыре танкиста и собака» (и его экранизация) • Стюарт Слейд («Изо всех сил») • А. Бек «Волоколамское шоссе»
| |
Войны XX века | Корейская война (МЭШ) • Война во Вьетнаме (Стивен Кинг, «Сердца в Атлантиде» • Апокалипсис сегодня • Call of Duty: Black Ops • Форрест Гамп • Цельнометаллическая оболочка • We were soldiers • Хранители • Сабатон • Battlefield Vietnam) • Война в Афганистане (Киплинг • Александр Афанасьев (Период распада • Противостояние/Наступление/Силовой вариант • Бремя Империи • Sabaton • Наутилус Помпилиус • ДДТ • 9 рота) • Война в Персидском заливе (Александр Афанасьев, половина книг • Lost • Sabaton) • Война в Сомали (Чёрный Ястреб) • Первая чеченская война (Чистилище • ДДТ) • Вторая чеченская война (Грозовые ворота • Спецназ) • Война в бывшей Югославии (Балканский рубеж) | |
Войны XXI века | Война в Афганистане (с 2001) (Medal of Honor) • Война в Сирии (Сирия: Русская буря) | |
Третья мировая война | 1984 • 451 градус по Фаренгейту и «Марсианские хроники» Р. Бредбери • Период распада • «Красный шторм поднимается» Тома Клэнси • Call of Duty: Modern Warfare • Звёздный путь • Fallout • Command & Conquer: Red Alert 2 и 3 • Arma 2 • серия Modern Combat • Серия Wargame • «Ария» (и «Мастер»), «Воля и разум» | |
Разное | Operation Flashpoint-ArmA • Капитанская дочка • Мулан • Тарас Бульба | |
Жанры | Военная драма |