Чистилище (фильм): различия между версиями

Материал из Posmotreli
Чистилище (фильм)
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
м
 
(не показано 6 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
''У нас на сайте также есть статья про [[Чистилище]] как религиозное понятие''
{{DISPLAYTITLE: Чистилище}}
{{q|Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!|Пс.136:1-9, эпиграф фильма}}
{{Info/Film
{{q|[[Так страшно, что уже смешно|Коробочка, хорони ребят!]]|Самая известная цитата}}
|film_name = Чистилище
[[Файл:ЧистилищеПостер.jpeg|мини|Постер фильма]]
|genre= <ul><li>Военная драма</li></ul>
|country= [[Россия]]
|studio=Первый канал
|director=Александр Невзоров
|writer=Александр Невзоров
|year = 1997
|length = 115 минут
|showactors = 1
|act1 = Виктор Степанов
|role1 = Суворов
|act2 = Дмитрий Нагиев
|role2 = Исрапилов
|act3 = Иван Ганжа
|role3 = Иван
|act4 = Роман Жилкин
|role4 = Григоращенко
|act5 = Сергей Рост
|role5 = Клёц
|act6 = Вячеслав Бурлачко
|role6 = Кобра
}}


'''Чистилище''' — российский фильм о войне в [[горы и горцы|Чечне]], снятый в 1997 г. Александром Невзоровым. Фильм по сути продолжает чеченскую тему, начатую Невзоровым еще в документальном фильме «Ад». «Чистилище» известно тем, что в нем присутствует огромное количество сцен насилия и незацензуренная матерная ругань вкупе с весьма неполиткорректной демонстрацией ранних эпизодов Первой Чеченской кампании. Многими фильм считается одним из самых натуралистичных произведений о войне на грани [[Чернуха|чернухи]]. Тем не менее, фильм обрел немалую популярность в народе и стал [[Рассадник мемов|рассадником мемов]] для отечественного милитаристского сообщества.
У нас на сайте также есть статья про [[Чистилище]] как религиозное понятие
 
{{Q|''«Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!»''|Пс.136:1-9, эпиграф фильма}}
 
{{Q|''«Коробочка, хорони ребят!»''|Самая известная цитата}}
 
'''«Чистилище»''' российский фильм о войне в Чечне, снятый в 1997 г. Александром Невзоровым. Фильм по сути продолжает чеченскую тему, начатую Невзоровым еще в документальном фильме «Ад». «Чистилище» известно тем, что в нем присутствует огромное количество сцен насилия и незацензуренная матерная ругань вкупе с весьма неполиткорректной демонстрацией ранних эпизодов Первой Чеченской кампании. Многими фильм считается одним из самых натуралистичных произведений о войне на грани чернухи. Тем не менее, фильм обрел немалую популярность в народе и стал рассадником мемов для отечественного милитаристского сообщества.


== Сюжет ==
== Сюжет ==
Январь 1995 года, Грозный. Новогодний штурм города захлебнулся в обороне чеченских сепаратистов. Российские войска во главе с полковником '''Суворовым''' ''(«Сугроб-2»)'' ведут бой с боевиками полевого командира '''Дукуза Исрапилова''' за больничный комплекс. Бойцы Суворова обескровлены длительным боем и большими потерями, а из техники у них остался всего один танк под командованием лейтенанта '''Игоря Григоращенко''' ''(позывной «Коробочка-2»)''. Видя плачевное состояние федералов, чеченцы готовят решающую атаку, чтобы окончательно разгромить силы Суворова. В этот момент к больнице прибывает отряд спецназа ГРУ во главе с '''[[Матомная бомба|«Коброй»]]''', который решает попытаться изменить расстановку сил.
Январь 1995 года, Грозный. Новогодний штурм города захлебнулся в обороне чеченских сепаратистов. Российские войска во главе с полковником Суворовым («Сугроб-2») ведут бой с боевиками полевого командира Дукуза Исрапилова за больничный комплекс. Бойцы Суворова обескровлены длительным боем и большими потерями, а из техники у них остался всего один танк под командованием лейтенанта Игоря Григоращенко (позывной «Коробочка-2»). Видя плачевное состояние федералов, чеченцы готовят решающую атаку, чтобы окончательно разгромить силы Суворова. В этот момент к больнице прибывает отряд спецназа ГРУ во главе с «Коброй», который решает попытаться изменить расстановку сил.
{{q|Ну, пойдем, повоюем, раз больше некому.|Кобра-[[Вербальный тик|на]]}}
 
{{Q|«Ну, пойдем, повоюем, раз больше некому»|Кобра-на}}
 
Солдаты Суворова небоеспособны, поэтому спецназовцы объединяют силы с Григоращенко, чтобы прорваться к корпусу, занимаемому чеченцами. В ходе операции «Коробочку» подбивают, лишая подвижности, но бойцы Кобры прорываются внутрь. К подбитому, но не уничтоженному танку Григоращенко выходит сам полевой командир Исрапилов, предлагая Григоращенко перейти на его сторону. Танкист просит дать ему время подумать, но использует данные ему пять минут для того, чтобы обсудить с Коброй план атаки.
Солдаты Суворова небоеспособны, поэтому спецназовцы объединяют силы с Григоращенко, чтобы прорваться к корпусу, занимаемому чеченцами. В ходе операции «Коробочку» подбивают, лишая подвижности, но бойцы Кобры прорываются внутрь. К подбитому, но не уничтоженному танку Григоращенко выходит сам полевой командир Исрапилов, предлагая Григоращенко перейти на его сторону. Танкист просит дать ему время подумать, но использует данные ему пять минут для того, чтобы обсудить с Коброй план атаки.


Григоращенко совершает [[героическое самопожертвование]], расстреливая из обездвиженного танка занятые боевиками корпуса. Чеченцы несут огромные потери, но в итоге расстреливают танк в упор из гранатометов. Полуживого лейтенанта вытаскивают из подбитой боевой машины и распинают на кресте, выставив его в одно из окон. Тем временем отряд Кобры уничтожает прибалтийских женщин-снайперов, державших под огневым контролем площадь между корпусами.
Григоращенко совершает героическое самопожертвование, расстреливая из обездвиженного танка занятые боевиками корпуса. Чеченцы несут огромные потери, но в итоге расстреливают танк в упор из гранатометов. Полуживого лейтенанта вытаскивают из подбитой боевой машины и распинают на кресте, выставив его в одно из окон. Тем временем отряд Кобры уничтожает прибалтийских женщин-снайперов, державших под огневым контролем площадь между корпусами.


Боевые порядки боевиков разрушены, и для федералов появляется возможность контратаковать, вдобавок, крест с телом Григоращенко вызывает у российских солдат праведную ярость. Полковник Суворов поднимает оставшихся людей в атаку и отбивает корпуса больницы. Исрапилов ранен и гибнет от руки Кобры, когда адъютант пытается вынести его с поля сражения. Российские солдаты снимают Григоращенко с креста. Фильм заканчивается кадрами уцелевших бойцов, несущих тело геройского танкиста на руках, и надписью о том, что больница вскоре снова была занята чеченскими подразделениями.
Боевые порядки боевиков разрушены, и для федералов появляется возможность контратаковать, вдобавок, крест с телом Григоращенко вызывает у российских солдат праведную ярость. Полковник Суворов поднимает оставшихся людей в атаку и отбивает корпуса больницы. Исрапилов ранен и гибнет от руки Кобры, когда адъютант пытается вынести его с поля сражения. Российские солдаты снимают Григоращенко с креста. Фильм заканчивается кадрами уцелевших бойцов, несущих тело геройского танкиста на руках, и надписью о том, что больница вскоре снова была занята чеченскими подразделениями.


== Что здесь есть ==
== Что здесь есть ==
* [[Война — это кошмар]] — [[педаль в пол]]. [[Батальное гуро|Грязь, кровь, огонь, дым, мат, крики раненых, бесконечный надсадный свист мин и лютая ненависть сторон друг к другу.]] Атмосферу безысходности усиливают великолепные декорации — грязь вперемешку с кровью, кусками тел и тысячами стреляных гильз на фоне сгоревшей техники. А еще весь хронометраж фильма — это непрерывные боевые действия.
* [[Война — это кошмар]] [[педаль в пол]]. Грязь, кровь, огонь, дым, мат, крики раненых, бесконечный надсадный свист мин и лютая ненависть сторон друг к другу. Атмосферу безысходности усиливают великолепные декорации — грязь вперемешку с кровью, кусками тел и тысячами стреляных гильз на фоне сгоревшей техники. А еще весь хронометраж фильма — это непрерывные боевые действия.
** [[Чернуха]] — разумеется. Чеченцы режут головы пленным и половые органы убитым российским солдатам, сами федералы — перепуганные и беспомощные срочники, командование в штабах некомпетентно, и даже героические вроде бы спецназовцы ГРУ [[Мародёр|не прочь пошарить по карманам]] убитых врагов на предмет долларов.
* [[Чернуха]] разумеется. Чеченцы режут головы пленным и половые органы убитым российским солдатам, сами федералы — перепуганные и беспомощные срочники, командование в штабах некомпетентно, и даже героические вроде бы спецназовцы ГРУ не прочь пошарить по карманам убитых врагов на предмет долларов.
* [[Даже у зла есть стандарты]] — Исраилов и некоторые из чеченцев смотрят на безобразия афганцев с плохо скрываемым недобрением. Но запретить — нельзя, уйдут.
* [[Даже у зла есть стандарты]] Исраилов и некоторые из чеченцев смотрят на безобразия афганцев с плохо скрываемым недобрением. Но запретить — нельзя, уйдут.
* [[Знают именно за это]] — о, это тот самый фильм, где солдат хоронят танком?
* [[Знают именно за это]] о, это тот самый фильм, где солдат хоронят танком?
* [[Триколоры с ракетами]] — [[Час Быка (метафора)|худшие времена]] российской армии показаны вполне достоверно.
* [[Триколоры с ракетами]] худшие времена российской армии показаны вполне достоверно.
** В [[Tom Clancy's Ghost Recon]] среди визуалов российских солдат есть экипировка Кобры (rs_winter_frad.chr), остальных спецов (rs_winter_gp25.chr) и примкнувшего к ним снайпера (rs_winter_svd.chr)
** В Tom Clancy's Ghost Recon среди визуалов российских солдат есть экипировка Кобры (rs_winter_frad.chr), остальных спецов (rs_winter_gp25.chr) и примкнувшего к ним снайпера (rs_winter_svd.chr)
* [[Бесславные девяностые]] — сеттинг, конечно же.
* [[Бесславные девяностые]] сеттинг, конечно же.
* [[Бой-баба]] — [[Зло с женским лицом|злодейский вариант]]. На стороне чеченцев в качестве снайперов воюют две биатлонистки из [[янтарь и мызы|Прибалтики]].
* [[Бой-баба]] злодейский вариант. На стороне чеченцев в качестве снайперов воюют две биатлонистки из Прибалтики.
* [[Вербальный тик]] — Кобра-на. Этот персонаж-на очень любит-на добавлять «на» после каждого-на слова-на.
* [[Вербальный тик]] Кобра-на. Этот персонаж-на очень любит-на добавлять «на» после каждого-на слова-на.
* [[Верность до конца]] — Григоращенко. Несмотря ни на что, в критической ситуации остается верным родной стране и офицерской чести, [[Героическое самопожертвование|жертвуя собой]] ради спасения боевых товарищей.
* [[Верность до конца]] Григоращенко. Несмотря ни на что, в критической ситуации остается верным родной стране и офицерской чести, жертвуя собой ради спасения боевых товарищей.
* [[Герой в распятой позе]] — педаль в могилу: чеченцы '''буквально''' распинают Игоря на кресте. Прототип, оренбургский казак, старший лейтенант Игорь Григорашенко, действительно был командиром танка и погиб в первую кампанию, но от разрыва мины, а не был распят.
* [[Герой в распятой позе]] педаль в могилу: чеченцы буквально распинают Игоря на кресте. Прототип, оренбургский казак, старший лейтенант Игорь Григорашенко, действительно был командиром танка и погиб в первую кампанию, но от разрыва мины, а не был распят.
* [[Кармическая справедливость]] — сцена с прибалтийскими снайпершами. «—Куда им стрелять? — Туда же, куда они нашим парням стреляли»
* [[Кармическая справедливость]] сцена с прибалтийскими снайпершами. «—Куда им стрелять? Туда же, куда они нашим парням стреляли»
* [[Командирский голос]] — та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали {{spoiler|кто смотрел, тот поймёт}}, не отдай Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений?
* [[Командирский голос]] та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали кто смотрел, тот поймёт, не отдай Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений?
** Справедливости ради — приказ Григоращенко выполнил только после того, как полковник объяснил '''зачем''' он его отдал. До этого полковник не менее командирским голосом отдаёт приказ аж пять раз безо всякого результата (ну если не считать за результат сначала усталый вопрос «Почему я?» и прямое обвинение в списывании потерь).
* [[Лечит и калечит]] Исрапилов до войны был хирургом в больнице.
* [[Лечит и калечит]] — Исрапилов до войны был хирургом в больнице.
* [[Почему ты отстой]] разговор Исрапилова с Григоращенко. Чеченец ещё и пытается склонить танкиста к повороту налево. Не выходит.
* [[Почему ты отстой]] — разговор Исрапилова с Григоращенко. Чеченец ещё и пытается склонить танкиста к [[Налево кругом|повороту налево]]. Не выходит.
{{Q|Я тебе пришел рассказать, лейтенант, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришел ко мне домой, это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты за что дерешься здесь, лейтенант? За то, чтобы по пять месяцев зарплату не получать? Ну, «да» — скажи: «да»! Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами! Соображаешь?|полевой командир — танкисту}}
{{q|Я тебе пришел рассказать, лейтенант, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришел ко мне домой, [[Вам террористы, нам партизаны|это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку]]. А ты за что дерешься здесь, лейтенант? За то, чтобы по пять месяцев зарплату не получать? Ну, «да» — скажи: «да»! Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами! Соображаешь?|полевой командир — танкисту}}
* [[Соломенный оппонент был прав]] вышеприведенный монолог должен показать моральное торжество Григоращенко над Исрапиловым, но…
* [[Соломенный оппонент был прав]] — вышеприведенный монолог должен показать моральное торжество Григоращенко над Исрапиловым, но…
* [[Псих-наёмник]] афганские моджахеды в отряде Исрапилова.
* [[Псих-наёмник]] — афганские моджахеды в отряде Исрапилова. {{q|Если им запретить резать головы, они заскучают и уйдут.|Исрапилов}}
{{Q|Если им запретить резать головы, они заскучают и уйдут.|Исрапилов}}
* [[Каждый, способный держать оружие]] — локальный вариант тропа в конце фильма. В последнюю атаку идут все оставшиеся российские солдаты, включая многих раненых. {{q|Я прошу всех, кто может хотя бы шевелиться, разобрать оружие и поддержать атаку. Нас очень мало, нас практически нет. У меня ведь только вы остались, желторотики вы мои чертовы… Встаём, встаём. Встаём!|Суворов}}
* [[Каждый, способный держать оружие]] локальный вариант тропа в конце фильма. В последнюю атаку идут все оставшиеся российские солдаты, включая многих раненых.
* [[Мы тебя где-то уже видели]] — дуэт Дмитрия Нагиева, исполнившего роль Дукуза Исрапилова, и Сергея Роста, игравшего танкиста, чуть позже прославился комедийным ситкомом «Осторожно, модерн!». С фитильком — на момент выпуска фильма «ОМ!» шёл уже год с лишним, но на региональном питерском 6 канале (будущий СТС), поэтому в масштабах страны был неизвестен.
{{Q|Я прошу всех, кто может хотя бы шевелиться, разобрать оружие и поддержать атаку. Нас очень мало, нас практически нет. У меня ведь только вы остались, желторотики вы мои чертовы… Встаём, встаём. Встаём!| Суворов}}
* [[Наёмник]] — некие англоговорящие негры. Если у афганцев, прибалтиек и боевиков УНА-УНСО ещё просматриваются какие-то личные мотивы ненависти к «русским оккупантам» и их оплата в отряде Исрапилова вполне могла быть чисто символической, то для негров это очередная работа.
* [[Мы тебя где-то уже видели]] дуэт Дмитрия Нагиева, исполнившего роль Дукуза Исрапилова, и Сергея Роста, игравшего танкиста, чуть позже прославился комедийным ситкомом «Осторожно, модерн!». [[С фитильком]] — на момент выпуска фильма «ОМ!» шёл уже год с лишним, но на региональном питерском 6 канале (будущий СТС), поэтому в масштабах страны был неизвестен.
* [[Ой, бл…]] и [[Бешеный гнев]] — реакция Исрапилова на решение, принятое Григоращенко.
* [[Наёмник]] некие англоговорящие негры. Если у афганцев, прибалтиек и боевиков УНА-УНСО ещё просматриваются какие-то личные мотивы ненависти к «русским оккупантам» и их оплата в отряде Исрапилова вполне могла быть чисто символической, то для негров это очередная работа.
* [[Предательство или смерть?]] — главарь боевиков предлагает танкистам перейти на их сторону, так как Ичкерии нужны танки, но получает отказ. Когда чеченцы всё же потрошат танк, его командира распинают.
* [[Ой, бл…]] и [[Бешеный гнев]] реакция Исрапилова на решение, принятое Григоращенко.
* [[Прямая линия с врагом]] — Исрапилов постоянно переговаривается с Суворовым, насмехаясь над ним. Обосновано технической возможностью — «у тебя рация говно, а у меня японский радиосканер».
* [[Предательство или смерть?]] главарь боевиков предлагает танкистам перейти на их сторону, так как Ичкерии нужны танки, но получает отказ. Когда чеченцы всё же потрошат танк, его командира распинают.
* [[Танки — это круто]] — цитата из фильма вынесена в эпиграф профильной статьи. Танк Т-80БВ под командованием Григоращенко выигрывает бой за больницу, о чем в конце говорит Кобра. «Коробочка-2» настолько крута, что выдерживает продолжительный обстрел из гранатомётов, давая время уничтожить оборону чеченцев, и даже позволяет одному из танкистов [[пережить самопожертвование]].
* [[Прямая линия с врагом]] Исрапилов постоянно переговаривается с Суворовым, насмехаясь над ним. Обосновано технической возможностью — «у тебя рация говно, а у меня японский радиосканер».
** Небольшое уточнение: танк держит обстрел из легких РПГ-26, которые для борьбы с основными боевыми танками не предназначены — на что-то можно рассчитывать только при стрельбе в уязвимые места. При применении РПГ-7 боевики одним выстрелом снимают танку гусеницу
* [[Танки — это круто]] цитата из фильма вынесена в эпиграф профильной статьи. Танк Т-80БВ под командованием Григоращенко выигрывает бой за больницу, о чем в конце говорит Кобра. «Коробочка-2» настолько крута, что выдерживает продолжительный обстрел из гранатомётов, давая время уничтожить оборону чеченцев, и даже позволяет одному из танкистов пережить самопожертвование.
* [[Удар милосердия]] — '''экстремальнейший''' вариант тропа в режиме [[педаль в пол|педаль в земную кору]]. Удар милосердия в фильме нужен не раненым, а ''уже мертвым'' солдатам — Суворов приказывает <s>закопать</s> размолоть в фарш тела погибших на площади бойцов, проехав по ним танковыми гусеницами, чтобы спасти их от осквернения чеченцами. Сцена похорон танком, пожалуй, самая известная в фильме.
** Небольшое уточнение: танк держит обстрел из легких РПГ-26, которые для борьбы с основными боевыми танками не предназначены — на что-то можно рассчитывать только при стрельбе в уязвимые места. При применении РПГ-7 боевики одним выстрелом снимают танку гусеницу
** [[Откровение у холодильника|Интересно]], а что, по мнению сценариста [[Проблема противоположных оценок|более милосердно]] — отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой?
* [[Удар милосердия]] экстремальнейший вариант тропа в режиме педаль в земную кору. Удар милосердия в фильме нужен не раненым, а уже мертвым солдатам — Суворов приказывает закопать размолоть в фарш тела погибших на площади бойцов, проехав по ним танковыми гусеницами, чтобы спасти их от осквернения чеченцами. Сцена похорон танком, пожалуй, самая известная в фильме.
*** Спасают здесь не тела убитых, а боевой дух живых. Что там будут думать родные покойников, командира волнует в последнюю очередь. Ибо еще пара таких «шуточек» боевиков — и его солдат можно будет брать голыми руками.
** Интересно, а что, по мнению сценариста более милосердно отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой?
** Здесь скорее просматривается аллегория: танк — война, военная машина, которая перемалывает людей, оставляя после себя месиво, убитых, искалеченных… Причём не только физические, а ещё и [[ПТСР|психические]].
** Спасают здесь не тела убитых, а боевой дух живых. Что там будут думать родные покойников, командира волнует в последнюю очередь. Ибо еще пара таких «шуточек» боевиков — и его солдат можно будет брать голыми руками.
*** Все намного проще: про такой случай на войне рассказал глебычу очевидец, вот он и решил воссоздать такую сцену. Но без СПГС в России даже и дома не выходят.
** Здесь скорее просматривается аллегория: танк — война, военная машина, которая перемалывает людей, оставляя после себя месиво, убитых, искалеченных… Причём не только физические, а ещё и психические.
**** Всё ещё проще. Никакого очевидца не было. А что касается географического положения автора правки — а с чего вы взяли что он из России. У нас и кроме России стран много где по русски умеют всё.
 
***** Всё, внезапно, не так просто. Невзоров, видимо, действительно общался с кем-то, кто штурмовал Грозный с запада. Там есть два момента, указывающие на это: реальный эпизод с западной окраины, когда офицер крушит банки с соком (ирл бойцы нашли хренову гору этих банок в заброшенном универмаге) и, собственно, тема танка - бронетехника очень активно перемещалась по парку им. Ленина, в том числе по темноте, и тела многих из тех, кто там был убит, раскатало в блин, и эта картина некоторым бойцам хорошо запомнилась. Понятно, что это далеко не то, что показано в фильме, но откуда у эпизода растут ноги, очевидно.
{{Nav/Военные фильмы}}
{{Nav/Военные фильмы}}
[[Категория:Фильмы по алфавиту]]
[[Категория: Фильмы по алфавиту]]
{{Nav/Искусство на военную тематику}}
{{Nav/Российское искусство}}
{{Nav/Российское искусство}}
{{Nav/Искусство на военную тематику}}

Текущая версия на 10:47, 18 сентября 2023

Чистилище
Постер фильма
Общая информация
Жанр
  • Военная драма
Страна производстваРоссия
КиностудияПервый канал
РежиссёрАлександр Невзоров
Автор сценарияАлександр Невзоров
Когда вышел1997
Продолжительность115 минут
В главных ролях:
Виктор СтепановСуворов
Дмитрий НагиевИсрапилов
Иван ГанжаИван
Роман ЖилкинГригоращенко
Сергей РостКлёц
Вячеслав БурлачкоКобра

У нас на сайте также есть статья про Чистилище как религиозное понятие

« «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» »
— Пс.136:1-9, эпиграф фильма
« «Коробочка, хорони ребят!» »
— Самая известная цитата

«Чистилище» — российский фильм о войне в Чечне, снятый в 1997 г. Александром Невзоровым. Фильм по сути продолжает чеченскую тему, начатую Невзоровым еще в документальном фильме «Ад». «Чистилище» известно тем, что в нем присутствует огромное количество сцен насилия и незацензуренная матерная ругань вкупе с весьма неполиткорректной демонстрацией ранних эпизодов Первой Чеченской кампании. Многими фильм считается одним из самых натуралистичных произведений о войне на грани чернухи. Тем не менее, фильм обрел немалую популярность в народе и стал рассадником мемов для отечественного милитаристского сообщества.

Сюжет[править]

Январь 1995 года, Грозный. Новогодний штурм города захлебнулся в обороне чеченских сепаратистов. Российские войска во главе с полковником Суворовым («Сугроб-2») ведут бой с боевиками полевого командира Дукуза Исрапилова за больничный комплекс. Бойцы Суворова обескровлены длительным боем и большими потерями, а из техники у них остался всего один танк под командованием лейтенанта Игоря Григоращенко (позывной «Коробочка-2»). Видя плачевное состояние федералов, чеченцы готовят решающую атаку, чтобы окончательно разгромить силы Суворова. В этот момент к больнице прибывает отряд спецназа ГРУ во главе с «Коброй», который решает попытаться изменить расстановку сил.

« «Ну, пойдем, повоюем, раз больше некому» »
— Кобра-на

Солдаты Суворова небоеспособны, поэтому спецназовцы объединяют силы с Григоращенко, чтобы прорваться к корпусу, занимаемому чеченцами. В ходе операции «Коробочку» подбивают, лишая подвижности, но бойцы Кобры прорываются внутрь. К подбитому, но не уничтоженному танку Григоращенко выходит сам полевой командир Исрапилов, предлагая Григоращенко перейти на его сторону. Танкист просит дать ему время подумать, но использует данные ему пять минут для того, чтобы обсудить с Коброй план атаки.

Григоращенко совершает героическое самопожертвование, расстреливая из обездвиженного танка занятые боевиками корпуса. Чеченцы несут огромные потери, но в итоге расстреливают танк в упор из гранатометов. Полуживого лейтенанта вытаскивают из подбитой боевой машины и распинают на кресте, выставив его в одно из окон. Тем временем отряд Кобры уничтожает прибалтийских женщин-снайперов, державших под огневым контролем площадь между корпусами.

Боевые порядки боевиков разрушены, и для федералов появляется возможность контратаковать, вдобавок, крест с телом Григоращенко вызывает у российских солдат праведную ярость. Полковник Суворов поднимает оставшихся людей в атаку и отбивает корпуса больницы. Исрапилов ранен и гибнет от руки Кобры, когда адъютант пытается вынести его с поля сражения. Российские солдаты снимают Григоращенко с креста. Фильм заканчивается кадрами уцелевших бойцов, несущих тело геройского танкиста на руках, и надписью о том, что больница вскоре снова была занята чеченскими подразделениями.

Что здесь есть[править]

  • Война — это кошмарпедаль в пол. Грязь, кровь, огонь, дым, мат, крики раненых, бесконечный надсадный свист мин и лютая ненависть сторон друг к другу. Атмосферу безысходности усиливают великолепные декорации — грязь вперемешку с кровью, кусками тел и тысячами стреляных гильз на фоне сгоревшей техники. А еще весь хронометраж фильма — это непрерывные боевые действия.
  • Чернуха — разумеется. Чеченцы режут головы пленным и половые органы убитым российским солдатам, сами федералы — перепуганные и беспомощные срочники, командование в штабах некомпетентно, и даже героические вроде бы спецназовцы ГРУ не прочь пошарить по карманам убитых врагов на предмет долларов.
  • Даже у зла есть стандарты — Исраилов и некоторые из чеченцев смотрят на безобразия афганцев с плохо скрываемым недобрением. Но запретить — нельзя, уйдут.
  • Знают именно за это — о, это тот самый фильм, где солдат хоронят танком?
  • Триколоры с ракетами — худшие времена российской армии показаны вполне достоверно.
    • В Tom Clancy's Ghost Recon среди визуалов российских солдат есть экипировка Кобры (rs_winter_frad.chr), остальных спецов (rs_winter_gp25.chr) и примкнувшего к ним снайпера (rs_winter_svd.chr)
  • Бесславные девяностые — сеттинг, конечно же.
  • Бой-баба — злодейский вариант. На стороне чеченцев в качестве снайперов воюют две биатлонистки из Прибалтики.
  • Вербальный тик — Кобра-на. Этот персонаж-на очень любит-на добавлять «на» после каждого-на слова-на.
  • Верность до конца — Григоращенко. Несмотря ни на что, в критической ситуации остается верным родной стране и офицерской чести, жертвуя собой ради спасения боевых товарищей.
  • Герой в распятой позе — педаль в могилу: чеченцы буквально распинают Игоря на кресте. Прототип, оренбургский казак, старший лейтенант Игорь Григорашенко, действительно был командиром танка и погиб в первую кампанию, но от разрыва мины, а не был распят.
  • Кармическая справедливость — сцена с прибалтийскими снайпершами. «—Куда им стрелять? — Туда же, куда они нашим парням стреляли»
  • Командирский голос — та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали кто смотрел, тот поймёт, не отдай Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений?
  • Лечит и калечит — Исрапилов до войны был хирургом в больнице.
  • Почему ты отстой — разговор Исрапилова с Григоращенко. Чеченец ещё и пытается склонить танкиста к повороту налево. Не выходит.
« Я тебе пришел рассказать, лейтенант, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришел ко мне домой, это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты за что дерешься здесь, лейтенант? За то, чтобы по пять месяцев зарплату не получать? Ну, «да» — скажи: «да»! Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами! Соображаешь? »
— полевой командир — танкисту
« Если им запретить резать головы, они заскучают и уйдут. »
— Исрапилов
« Я прошу всех, кто может хотя бы шевелиться, разобрать оружие и поддержать атаку. Нас очень мало, нас практически нет. У меня ведь только вы остались, желторотики вы мои чертовы… Встаём, встаём. Встаём! »
—  Суворов
  • Мы тебя где-то уже видели — дуэт Дмитрия Нагиева, исполнившего роль Дукуза Исрапилова, и Сергея Роста, игравшего танкиста, чуть позже прославился комедийным ситкомом «Осторожно, модерн!». С фитильком — на момент выпуска фильма «ОМ!» шёл уже год с лишним, но на региональном питерском 6 канале (будущий СТС), поэтому в масштабах страны был неизвестен.
  • Наёмник — некие англоговорящие негры. Если у афганцев, прибалтиек и боевиков УНА-УНСО ещё просматриваются какие-то личные мотивы ненависти к «русским оккупантам» и их оплата в отряде Исрапилова вполне могла быть чисто символической, то для негров это очередная работа.
  • Ой, бл… и Бешеный гнев — реакция Исрапилова на решение, принятое Григоращенко.
  • Предательство или смерть? — главарь боевиков предлагает танкистам перейти на их сторону, так как Ичкерии нужны танки, но получает отказ. Когда чеченцы всё же потрошат танк, его командира распинают.
  • Прямая линия с врагом — Исрапилов постоянно переговаривается с Суворовым, насмехаясь над ним. Обосновано технической возможностью — «у тебя рация говно, а у меня японский радиосканер».
  • Танки — это круто — цитата из фильма вынесена в эпиграф профильной статьи. Танк Т-80БВ под командованием Григоращенко выигрывает бой за больницу, о чем в конце говорит Кобра. «Коробочка-2» настолько крута, что выдерживает продолжительный обстрел из гранатомётов, давая время уничтожить оборону чеченцев, и даже позволяет одному из танкистов пережить самопожертвование.
    • Небольшое уточнение: танк держит обстрел из легких РПГ-26, которые для борьбы с основными боевыми танками не предназначены — на что-то можно рассчитывать только при стрельбе в уязвимые места. При применении РПГ-7 боевики одним выстрелом снимают танку гусеницу
  • Удар милосердия — экстремальнейший вариант тропа в режиме педаль в земную кору. Удар милосердия в фильме нужен не раненым, а уже мертвым солдатам — Суворов приказывает закопать размолоть в фарш тела погибших на площади бойцов, проехав по ним танковыми гусеницами, чтобы спасти их от осквернения чеченцами. Сцена похорон танком, пожалуй, самая известная в фильме.
    • Интересно, а что, по мнению сценариста более милосердно — отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой?
    • Спасают здесь не тела убитых, а боевой дух живых. Что там будут думать родные покойников, командира волнует в последнюю очередь. Ибо еще пара таких «шуточек» боевиков — и его солдат можно будет брать голыми руками.
    • Здесь скорее просматривается аллегория: танк — война, военная машина, которая перемалывает людей, оставляя после себя месиво, убитых, искалеченных… Причём не только физические, а ещё и психические.