Аболиционист: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
(не показаны 4 промежуточные версии 4 участников) | |||
Строка 9: | Строка 9: | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
* Восстания рабов, из которых самым известным стало восстание [[Спартак]]а. | |||
* Спартак. | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Марк Твен | * Марк Твен «[[Том Сойер и Гекльберри Финн|Приключения Гекльберри Финна]]»: «Обещал не выдавать — и не выдам. Честное индейское, не выдам! Пускай все меня назовут подлым аболиционистом, пускай презирают за это — наплевать. Я никому не скажу, да и вообще я туда больше не вернусь». | ||
* «[[Волкодав]]» — жрецы Богов-Близнецов выкупают рабов из рудников, но только своих единоверцев. | * «[[Волкодав]]» — жрецы Богов-Близнецов выкупают рабов из рудников, но только своих единоверцев. | ||
** Сам Волкодав рабство ненавидит и потому готов отдать и свой бесценный меч за старика и свою жизнь, чтобы обрушить Самоцветные Горы. | ** Сам Волкодав рабство ненавидит и потому готов отдать и свой бесценный меч за старика, и свою жизнь, чтобы обрушить Самоцветные Горы. | ||
* К. С. Льюис, | * К. С. Льюис, «[[Хроники Нарнии]]: „Покоритель Зари“, или Плавание на край света»: молодой король Каспиан X — убеждённый противник рабовладения. Несколько [[Торгаш — это плохо|подлых торгашей]] (один из них — губернатор, стало быть, «крыша» всем остальным) пытаются с ноткой снисходительности уверять его в том, что таковы, мол, «древние традиции», подкреплённые «экономическими соображениями»; но государь несколькими меткими фразами неопровержимо доказывает, что это всё туфта, и рабство — пятое колесо в телеге экономики, а значит, оно служит только для личной «наживы по беспределу» некоторых чрезмерно хитрых собственников. | ||
** Сам Льюис в реальной жизни также был настроен аболиционистски — в отличие от многих других протестантов, которые, опираясь на свой детерминистский религиозный канон, утверждали, что рабам такую участь «предначертал сам Бог». | ** Сам Льюис в реальной жизни также был настроен аболиционистски — в отличие от многих других протестантов, которые, опираясь на свой [[протестантская мораль|детерминистский религиозный канон]], утверждали, что рабам такую участь «предначертал сам Бог». | ||
* «[[Гарри Поттер]]» — Гермиона и домовые эльфы (безуспешно). Роулинг намеренно стремилась показать ситуацию, когда [[Раса слуг|сообщество слуг]] в большинстве своём жаждет оставаться в рабстве (кажется, еще и зазомбировано магией, в каком-то смысле), а окружение смелой аболиционистки относится к её высокому стремленью с недоумением и непониманием, а частично и потешается над ней. | * «[[Гарри Поттер]]» — Гермиона и домовые эльфы (безуспешно). Роулинг намеренно стремилась показать ситуацию, когда [[Раса слуг|сообщество слуг]] в большинстве своём жаждет оставаться в рабстве (кажется, еще и зазомбировано магией, в каком-то смысле), а окружение смелой аболиционистки относится к её высокому стремленью с недоумением и непониманием, а частично и потешается над ней. | ||
* Дрю Карпишин, «[[Mass Effect]]: Открытие» — кварианин спасает незнакомых людей исключительно из убеждения, что никто не должен быть в рабстве. | * Дрю Карпишин, «[[Mass Effect]]: Открытие» — кварианин спасает незнакомых людей исключительно из убеждения, что никто не должен быть в рабстве. | ||
* [[ПЛиО]] — Дейнерис Бурерождённая. Недаром она ещё и Разбивательница Оков. | * [[ПЛиО]] — Дейнерис Бурерождённая. Недаром она ещё и Разбивательница Оков. Правда, в результате её деятельности [[получилась реальность]]: даровать свободу угнетённым, конечно, дело благое — вот только экономика [[говорящее имя|Залива Работорговцев]] целиком на рабстве зиждилась и без него пошла по медному тазу. А альтернатива строится небыстро и с тихим, но лютым сопротивлением обиженных господ. Да Дени и самой [[не в ладах с экономикой|негде было выучиться тому, какая она — альтернатива]], и советники у неё в первую очередь воины, а не крепкие хозяйственники. | ||
* [[Honor Harrington]] — Хонор и её родители убеждённые аболиционисты | * [[Honor Harrington]] — Хонор и её родители убеждённые аболиционисты | ||
* [[Citizen of the Galaxy]] — Ричард Баслим убеждённый противник рабства | * [[Citizen of the Galaxy]] — Ричард Баслим убеждённый противник рабства | ||
* Рэй Олдридж [[Emancipator]] — главный герой, сам являвшийся рабом, который когда пришли его освобождать собственноручно убил спрятавшегося хозяина | * Рэй Олдридж, [[Emancipator]] — главный герой, сам являвшийся рабом, который, когда пришли его освобождать, собственноручно убил спрятавшегося хозяина. | ||
* «Унесённые ветром» М. Митчелл — все янки как целое по политическим убеждениям. Ведь книга вся целиком про Гражданскую войну в США. | * «Унесённые ветром» М. Митчелл — все янки как целое по политическим убеждениям. Ведь книга вся целиком про Гражданскую войну в США. | ||
** Из южан аболиционистом был Эшли, но только на словах: «Если бы война не освободила моих рабов, я бы им всем сам дал | ** Из южан аболиционистом был Эшли, но только на словах: «Если бы война не освободила моих рабов, я бы им всем сам дал волю». Ну конечно, так мы и поверили! А на что бы он без рабов содержал плантацию и витал в облаках с книжками и музыкой? | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 49: | Строка 48: | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* «Добромир» — показано, что Добромир Драгота (историческое лицо), как минимум в юности, был горячим противником рабства. «Гребцы у тебя будут. Но не рабы!». | * «Добромир» — показано, что Добромир Драгота (историческое лицо), как минимум в юности, был горячим противником рабства. «Гребцы у тебя будут. Но не рабы!». | ||
=== [[Аниме]], [[манга]] и [[ранобэ]] === | |||
* [[Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou]] — предмет статьи во время визита в имперю Хольшер пытается изобразить [[Херой|Коюки]], да ещё и товарищей к нему присоединиться подбивает — если бы [[протагонист|Хаджимэ]] им не помог с маскировкой, получилось бы так, что лучше бы было и не пытаться вовсе, а так вышел просто ''«пшик»'' в пустоту: граждане империи просто не понимают, зачем им кого-то отпускать или что-то менять в условиях содержания рабов — у них же на рабах вся экономика буквально с появления империи держится — в других человеческих государствах Тортуса рабство тоже встречается, но там в бытовых вопросах всё же больше полагаются на магию, нежели на рабов, а тут империя основана наёмниками, которые воевать умели, а больше ничего не умели. Сам протагонист при этом к выходке не присоединяется и вообще делает вид, что это не его дело, за что зарабатывает очередной (уже да-а-алеко не первый) вагон неодобрения от команды Коюки и самого Коюки лично, вот только Хаджимэ тем временем втихую помогает сбежать из местных застенков Каму и его соплеменникам, угодившим туда во время очередной вылазки для перехвата очередного каравана работорговцев, после чего помогает им восстановиться и экипирует знатным набором собственноручно произведённых артефактов, с которыми они берут в заложники местное королевское семейство и освобождают рабов уже силой с близкой к 100 % результативностью — протагонист [[Прикинуться шлангом|делает вид, что он не при делах]], а происходящее — чисто разборки клана Хаурия и империи Хольшер, которые его никаким боком не касаются, хотя практически всем очевидно, что таким снаряжением братцы-кролики могли разжиться только у него. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === |
Текущая версия на 15:42, 17 января 2024
« | — Никто не должен быть собственностью другого. Освободи всех своих рабов или гнев морского народа падет на тебя! | » |
— Кай Креллис |
Рабство — это плохо, и данный персонаж не будет с ним мириться, особенно если сам успел в нем побывать. Своих рабов, если они были, он уже отпустил, а теперь возьмется за чужих. Методы могут быть разными: он может мирно выкупать рабов или, наоборот, освобождать их силой, вешая рабовладельцев или, еще лучше — отдавая их освобожденным рабам. Или он действует политически и старается добиться принятия закона чтобы рабство сделали незаконным или хотя бы не выгодным. И разумеется такой персонаж будет укрывать и защищать беглых рабов от преследователей, если придется, то и с оружием в руках, а потом отправлять по «подземной железной дороге» дальше, в безопасное место.
К сожалению, иногда рабы не хотят быть освобожденными. А в некоторых сеттингах это вызвано тем, что им и в рабстве совсем некисло жилось.
Название тропа происходит от политического движения против рабства (франц. abolir — ликвидировать [что-либо, а не кого-либо], англ. abolition — отмена, упразднение).
Где встречается[править]
- Восстания рабов, из которых самым известным стало восстание Спартака.
Литература[править]
- Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»: «Обещал не выдавать — и не выдам. Честное индейское, не выдам! Пускай все меня назовут подлым аболиционистом, пускай презирают за это — наплевать. Я никому не скажу, да и вообще я туда больше не вернусь».
- «Волкодав» — жрецы Богов-Близнецов выкупают рабов из рудников, но только своих единоверцев.
- Сам Волкодав рабство ненавидит и потому готов отдать и свой бесценный меч за старика, и свою жизнь, чтобы обрушить Самоцветные Горы.
- К. С. Льюис, «Хроники Нарнии: „Покоритель Зари“, или Плавание на край света»: молодой король Каспиан X — убеждённый противник рабовладения. Несколько подлых торгашей (один из них — губернатор, стало быть, «крыша» всем остальным) пытаются с ноткой снисходительности уверять его в том, что таковы, мол, «древние традиции», подкреплённые «экономическими соображениями»; но государь несколькими меткими фразами неопровержимо доказывает, что это всё туфта, и рабство — пятое колесо в телеге экономики, а значит, оно служит только для личной «наживы по беспределу» некоторых чрезмерно хитрых собственников.
- Сам Льюис в реальной жизни также был настроен аболиционистски — в отличие от многих других протестантов, которые, опираясь на свой детерминистский религиозный канон, утверждали, что рабам такую участь «предначертал сам Бог».
- «Гарри Поттер» — Гермиона и домовые эльфы (безуспешно). Роулинг намеренно стремилась показать ситуацию, когда сообщество слуг в большинстве своём жаждет оставаться в рабстве (кажется, еще и зазомбировано магией, в каком-то смысле), а окружение смелой аболиционистки относится к её высокому стремленью с недоумением и непониманием, а частично и потешается над ней.
- Дрю Карпишин, «Mass Effect: Открытие» — кварианин спасает незнакомых людей исключительно из убеждения, что никто не должен быть в рабстве.
- ПЛиО — Дейнерис Бурерождённая. Недаром она ещё и Разбивательница Оков. Правда, в результате её деятельности получилась реальность: даровать свободу угнетённым, конечно, дело благое — вот только экономика Залива Работорговцев целиком на рабстве зиждилась и без него пошла по медному тазу. А альтернатива строится небыстро и с тихим, но лютым сопротивлением обиженных господ. Да Дени и самой негде было выучиться тому, какая она — альтернатива, и советники у неё в первую очередь воины, а не крепкие хозяйственники.
- Honor Harrington — Хонор и её родители убеждённые аболиционисты
- Citizen of the Galaxy — Ричард Баслим убеждённый противник рабства
- Рэй Олдридж, Emancipator — главный герой, сам являвшийся рабом, который, когда пришли его освобождать, собственноручно убил спрятавшегося хозяина.
- «Унесённые ветром» М. Митчелл — все янки как целое по политическим убеждениям. Ведь книга вся целиком про Гражданскую войну в США.
- Из южан аболиционистом был Эшли, но только на словах: «Если бы война не освободила моих рабов, я бы им всем сам дал волю». Ну конечно, так мы и поверили! А на что бы он без рабов содержал плантацию и витал в облаках с книжками и музыкой?
Кино[править]
- «Облачный атлас» — Адам Юинг и его жена.
- «Джанго освобождённый».
- «Индиана Джонс и храм судьбы» — герои спасают не просто рабов, а детей-рабов.
- Hawk The Slayer — с прикрученным фитильком: герои прибили работорговца, чтобы добыть денег, но рабов отпустили, дав им мешок с монетами.
- Дорога на Сатна-фе — классический вестерн 1940 года, где аболюционисты показаны… злодеями
- John Brown’s Raid — сериал 1960 года (кто смотрел?)
- Император (2020) — теже самые события глазами беглого раба по прозвищу Император, который бежал на Север, встретился с аболюционистами и вместе с ними отправился освобождать рабов на Юге
- Птица Доброго Господа — сериал 2020 года
Телесериалы[править]
- «Квантовый скачок» — Сэм однажды оказался в роли своего пра-прадеда, офицера армии северян и помог спасать рабов прекрасной южанке.
- «Рабыня Изаура» — Алваро.
Мультфильмы[править]
- «Баранкин, будь человеком!» — герои вступаются за простых серых муравьев, которых уводят в рабство мирмики.
Мультсериалы[править]
- Batman: The Animated Series — Бэтмен спасает детей от Короля Канализации, который держит их в рабстве. Герой так зол, что готов убить негодяя (хотя давно уже поклялся не убивать даже самых страшных злодеев, и клятву с тех пор неизменно держал).
Комиксы[править]
- «Добромир» — показано, что Добромир Драгота (историческое лицо), как минимум в юности, был горячим противником рабства. «Гребцы у тебя будут. Но не рабы!».
Аниме, манга и ранобэ[править]
- Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — предмет статьи во время визита в имперю Хольшер пытается изобразить Коюки, да ещё и товарищей к нему присоединиться подбивает — если бы Хаджимэ им не помог с маскировкой, получилось бы так, что лучше бы было и не пытаться вовсе, а так вышел просто «пшик» в пустоту: граждане империи просто не понимают, зачем им кого-то отпускать или что-то менять в условиях содержания рабов — у них же на рабах вся экономика буквально с появления империи держится — в других человеческих государствах Тортуса рабство тоже встречается, но там в бытовых вопросах всё же больше полагаются на магию, нежели на рабов, а тут империя основана наёмниками, которые воевать умели, а больше ничего не умели. Сам протагонист при этом к выходке не присоединяется и вообще делает вид, что это не его дело, за что зарабатывает очередной (уже да-а-алеко не первый) вагон неодобрения от команды Коюки и самого Коюки лично, вот только Хаджимэ тем временем втихую помогает сбежать из местных застенков Каму и его соплеменникам, угодившим туда во время очередной вылазки для перехвата очередного каравана работорговцев, после чего помогает им восстановиться и экипирует знатным набором собственноручно произведённых артефактов, с которыми они берут в заложники местное королевское семейство и освобождают рабов уже силой с близкой к 100 % результативностью — протагонист делает вид, что он не при делах, а происходящее — чисто разборки клана Хаурия и империи Хольшер, которые его никаким боком не касаются, хотя практически всем очевидно, что таким снаряжением братцы-кролики могли разжиться только у него.
Видеоигры[править]
- The Elder Scrolls III: Morrowind — Две Лампы.
- Fallout — рейнджеры изначально боролись именно с рабством, да и сейчас его не жалуют.
- ГГ может воевать с работорговцами на общественных началах.
- В третьей части есть группа аболиционистов, которым можно помочь обосноваться в мемориале Линкольна.
- «Подземка» спасает от рабства синтов, хотя и простым людям при случае помогает.
- Название — отсылка к тайной аболиционистской организации, которая в 1850-х годах (а по некоторым данным — и чуть раньше, а также позже, вплоть до конца войны и полной отмены рабства в стране) переправляла рабов с Юга США в Канаду и называлась «Подземная дорога».
- Battle for Wesnoth — сюжет «Работорговцы» посвящен спасению мерманов из рабства.
- Mass Effect — батариане и люди не сходятся по вопросу рабства, в результате последние периодически устраивают рейды против работорговцев.
- Assassin's Creed, особенно аддон Freedom Cry.
- Oddworld — вся серия игр посвящена спасению расы мудоконов.
- Dragon Age — в первой части Страж может спасти эльфов от продажи из рабства фактического в самое настоящее.
- ATOM RPG — солдат Борода заявляет что он аболиционист, но на самом деле он покрывает работорговцев.
Музыка[править]
- "John Browns Body" - песня про известного американского аболициониста, лёгшая в основу гимна Республики, ставшего в свою очередь чем-то вроде негласного символа американской армии по сей день. Фигурирует, например, в третьем Фоллауте - иронично, что её играют дроны-шпионы Анклава.