Безразличие природы: различия между версиями
Zeimar (обсуждение | вклад) м (→Литература) |
|||
(не показано 5 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 5: | Строка 5: | ||
И страхом перекошенные лица | И страхом перекошенные лица | ||
Ночных существ смотрели из травы. | Ночных существ смотрели из травы. | ||
Природы вековечная давильня | |||
Соединяла смерть и бытие | Соединяла смерть и бытие | ||
В один клубок, но мысль была бессильна | В один клубок, но мысль была бессильна | ||
Соединить два таинства ее.|Николай Заболоцкий}} | Соединить два таинства ее.|Николай Заболоцкий}} | ||
Разновидность [[Все оттенки серого]] и [[Зелёная басня]]. Дикие животные опасны, они едят друг друга или убивают по другим причинам (бывает, и собственных детей), да и сама природа бывает весьма жестока — естественный отбор, катаклизмы и так далее. Называть природу плохой, тем не менее, неправильно — она живёт по своим законам и даёт жить другим, а дикие животные просто следуют своему инстинкту выживания, при этом не причиняя никому вреда специально. Частая тема писателей-натуралистов. | Разновидность [[Все оттенки серого]] и [[Зелёная басня]]. Дикие животные опасны, они едят друг друга или убивают по другим причинам (бывает, и собственных детей), да и сама природа бывает весьма жестока — естественный отбор, катаклизмы и так далее. Называть природу плохой, тем не менее, неправильно — она живёт по своим законам и даёт жить другим, а дикие животные [[такова моя натура|просто следуют своему инстинкту выживания]], при этом не причиняя никому вреда специально. Частая тема писателей-натуралистов. | ||
[[Аверсия|Аверсию]] обычно отыгрывает [[легендарный зверь]], который если и не [[умён, как человек]], то действует с однозначно человеческой мотивацией. | |||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
Строка 30: | Строка 32: | ||
** Практика показала, что [[неудачная басня|не в высшей степени]]: даже сам Годвин видел [[ложная дихотомия выбора|несколько (!) способов таки спасти девушку]], а на каноничной концовке настоял издатель. | ** Практика показала, что [[неудачная басня|не в высшей степени]]: даже сам Годвин видел [[ложная дихотомия выбора|несколько (!) способов таки спасти девушку]], а на каноничной концовке настоял издатель. | ||
*** Позже Гарри Гаррисон в «Жертвоприношении» попытался составить альтернативную фабулу, заменив ограниченный ресурс с запаса топлива на запас кислорода (который очевидно расходуется всю дорогу), а простор для нетривиальных решений ограничив тем, что герои бегут с терпящего крушение корабля на спасательной капсуле. Сюжет стал провисать чуточку меньше, но вскрылась другая особенность: для выведения такой драмы совершенно необязательно [[Теперь в космосе!|переносить действие в космос]] — подойдёт любая вводная, сводящая несколько человек на фиксированный срок в замкнутом пространстве с ограниченными ресурсами, которых [[Садистский таймер|заведомо хватит на часть людей на весь срок, и заведомо хватит на всех только на часть срока]]: можно будет дать [[Гоббс был прав|Гоббсу]] и [[Руссо был прав|Руссо]] поиграть в кошки-мышки, но вариантов исхода всё равно не много — [[Садистский выбор|или кто-то не доживёт до конца, или до конца не доживёт никто]], {{spoiler|ну или случится [[Бог из машины]], но тогда всё просядет по [[Слезогонка|слезогонке]], [[Идеецентричный сеттинг|ради которой всё затевалось]], конечно если персонажи сами себя не угробят раньше, чем прибудет спасение — тогда мораль получится совсем другой}}. | *** Позже Гарри Гаррисон в «Жертвоприношении» попытался составить альтернативную фабулу, заменив ограниченный ресурс с запаса топлива на запас кислорода (который очевидно расходуется всю дорогу), а простор для нетривиальных решений ограничив тем, что герои бегут с терпящего крушение корабля на спасательной капсуле. Сюжет стал провисать чуточку меньше, но вскрылась другая особенность: для выведения такой драмы совершенно необязательно [[Теперь в космосе!|переносить действие в космос]] — подойдёт любая вводная, сводящая несколько человек на фиксированный срок в замкнутом пространстве с ограниченными ресурсами, которых [[Садистский таймер|заведомо хватит на часть людей на весь срок, и заведомо хватит на всех только на часть срока]]: можно будет дать [[Гоббс был прав|Гоббсу]] и [[Руссо был прав|Руссо]] поиграть в кошки-мышки, но вариантов исхода всё равно не много — [[Садистский выбор|или кто-то не доживёт до конца, или до конца не доживёт никто]], {{spoiler|ну или случится [[Бог из машины]], но тогда всё просядет по [[Слезогонка|слезогонке]], [[Идеецентричный сеттинг|ради которой всё затевалось]], конечно если персонажи сами себя не угробят раньше, чем прибудет спасение — тогда мораль получится совсем другой}}. | ||
** [[Дыра в сюжете]] — о присутствии пассажира пилот почему-то узнаёт по датчику температуры, плюс к тому речь идёт только о вопросе запаса топлива на торможение — но почему-то никто не заметил разницы масс при разгоне. Ладно, допустим, что КЭП разгонялся не своими движками, а катапультой на звездолёте. Но следом идёт вторая нестыковка: маленькие корабли заявлены серийными, сверхлёгкими и сверхкомпактными — логично, что у баков будет фиксированный объём. И какой тогда смысл каждый раз высчитывать до микрограмма запас топлива, если большой звездолёт летает на другом топливе, а это идёт только на мелкие посадочные? Почему не заправлять под завязку сразу при постройке? Почему вообще не отказаться от жидкого в пользу твёрдого, когда двигатели на последнем на порядки проще конструктивно? {{spoiler|Ладно-ладно, у простых твердотопливных (не распространяется на гибридные, где твёрдый только один из компонентов) не пошаманить с управлением тягой, но тогда у корабля оказывается огромный потенциал для манёвров, который можно творчески эксплуатировать.}} Ну и наконец вопрос того, а зачем вообще делать такие корабли пилотируемыми, если пилот зачастую будет весить больше полезной нагрузки? Про аэроторможение и гравитационные манёвры (да, ими можно не только набирать скорость, но и сбрасывать) при таких дырах можно уже не заикаться. {{spoiler|Ладно, невозможность аэроторможения можно списать на отсутствие плотной атмосферы, а гравитационные манёвры — ну можно считать, что они как бы и подразумевались под торможением, хотя по тексту о них ни слова и даже скорее наоборот — есть намёки на торможение постоянной тягой. А так, если у вас хорошо с матанализом, можете сами посчитать, сколько дельты-ви можно сбросить, комбинируя управляемый бегучим такелажем солнечный парус с эллиптической орбитой вокруг целевой планеты — да, парус тоже можно использовать для манёвров, а относительную скорость так можно сбросить практически до нуля, после чего даже аэроторможение не потребуется, не считая последнего участка пути на малых высотах, где из-за рельефа шаманить с эксцентриситетом своей орбиты уже становится опасно — впрочем при отсутствии атмосферы всё равно тормозить придётся альтернативным способом — например надувными подушками и перекатыванием по поверхности: если включить смекалку на этапе проектирования корабликов, способов сэкономить топливо можно насобирать столько, что все намёки на правдоподобность из рассказа улетучатся мигом.}} В общем вместо фантастической слезогонки получилась нечаянная басня о том, что даже в далёком космическом будущем человек от головотяпства не застрахован, причём на всех уровнях, начиная с составления ТЗ на космические корабли и заканчивая субординацией при выполнении ответственных заданий. | ** [[Дыра в сюжете]] — о присутствии пассажира пилот почему-то узнаёт по датчику температуры, плюс к тому речь идёт только о вопросе запаса топлива на торможение — но почему-то никто не заметил разницы масс при разгоне. Ладно, допустим, что КЭП разгонялся не своими движками, а катапультой на звездолёте. Но следом идёт вторая нестыковка: маленькие корабли заявлены серийными, сверхлёгкими и сверхкомпактными — логично, что у баков будет фиксированный объём. И какой тогда смысл каждый раз высчитывать до микрограмма запас топлива, если большой звездолёт летает на другом топливе, а это идёт только на мелкие посадочные? Почему не заправлять под завязку сразу при постройке? Почему вообще не отказаться от жидкого в пользу твёрдого, когда двигатели на последнем на порядки проще конструктивно? {{spoiler|Ладно-ладно, у простых твердотопливных (не распространяется на гибридные, где твёрдый только один из компонентов) не пошаманить с управлением тягой, но тогда у корабля оказывается огромный потенциал для манёвров, который можно творчески эксплуатировать.}} Ну и наконец вопрос того, а зачем вообще делать такие корабли пилотируемыми, если пилот зачастую будет весить больше полезной нагрузки? Про аэроторможение и гравитационные манёвры (да, ими можно не только набирать скорость, но и сбрасывать) при таких дырах можно уже не заикаться. {{spoiler|Ладно, невозможность аэроторможения можно списать на отсутствие плотной атмосферы, а гравитационные манёвры — ну можно считать, что они как бы и подразумевались под торможением, хотя по тексту о них ни слова и даже скорее наоборот — есть намёки на торможение постоянной тягой. А так, если у вас хорошо с матанализом, можете сами посчитать, сколько дельты-ви можно сбросить, комбинируя управляемый бегучим такелажем солнечный парус с эллиптической орбитой вокруг целевой планеты — да, парус тоже можно использовать для манёвров, а относительную скорость так можно сбросить практически до нуля, после чего даже аэроторможение не потребуется, не считая последнего участка пути на малых высотах, где из-за рельефа шаманить с эксцентриситетом своей орбиты уже становится опасно — впрочем при отсутствии атмосферы всё равно тормозить придётся альтернативным способом — например надувными подушками и перекатыванием по поверхности: если включить смекалку на этапе проектирования корабликов, способов сэкономить топливо можно насобирать столько, что все намёки на правдоподобность из рассказа улетучатся мигом.}} В общем вместо фантастической слезогонки получилась [[нечаянная басня]] о том, что даже в далёком космическом будущем человек от головотяпства не застрахован, причём на всех уровнях, начиная с составления ТЗ на космические корабли и заканчивая субординацией при выполнении ответственных заданий. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 43: | Строка 45: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Baldur's Gate | * [[Baldur's Gate]] 2 — Следующие персонажи неоднозначные и могут быть беспощадными: друид и любовный интерес игрока Джахейра. Также Сернд и следопыт Валигар. | ||
* [[Firewatch]] — Игра посвящена рейнджерам, которые следят за порядком в лесу, и эта тема затрагивается много раз. | * [[Firewatch]] — Игра посвящена рейнджерам, которые следят за порядком в лесу, и эта тема затрагивается много раз. | ||
* E.V.O.: Search for Eden — подсвечено медузой в самом начале игры. [[Ничего личного]], просто в живой природе или жрёшь ты или жрут тебя. | * E.V.O.: Search for Eden — подсвечено медузой в самом начале игры. [[Ничего личного]], просто в живой природе или жрёшь ты или жрут тебя. | ||
* [[The Witcher 3]] — таким пытается оправдываться дух под Шепчущим холмом, если найти там трупы женщин и детей и уличить его. [[Фиговое оправдание]], учитывая, что сам дух разумен {{spoiler|и вообще в прошлом человек, если внутриигровая книга о Той-Что-Знает не врёт. Хотя для поехавшей [[друид]]ки, которой дух, согласно этой книге, был при жизни, рассуждение вполне характерное}}. | * [[The Witcher 3]] — таким пытается оправдываться дух под Шепчущим холмом, если найти там трупы женщин и детей и уличить его. [[Фиговое оправдание]], учитывая, что сам дух разумен {{spoiler|и вообще в прошлом не то человек, не то эльфка, если внутриигровая книга о Той-Что-Знает не врёт. Хотя для поехавшей [[друид]]ки, которой дух, согласно этой книге, был при жизни, рассуждение вполне характерное}}. | ||
* [[HoMM/Heroes of Might and Magic IV|Heroes of Might and Magic IV]] — жизненное кредо [[некромант]]а Голдота Полумёртвого — это безразличие Вселенной ко всему происходящему. Учитывая то, что в начале собственной кампании он уже несколько лет живёт в лесу как дикий зверь, питаясь тем, что поймает — неудивительно. | * [[HoMM/Heroes of Might and Magic IV|Heroes of Might and Magic IV]] — жизненное кредо [[некромант]]а Голдота Полумёртвого — это безразличие Вселенной ко всему происходящему. Учитывая то, что в начале собственной кампании он уже несколько лет живёт в лесу как дикий зверь, питаясь тем, что поймает — неудивительно. | ||
* [[RimWorld]] — как бы не главная задача, особенно на ранней стадии, это не помереть с голодухи (особенно в биомах наподобие пустыни или тундры) и не замёрзнуть зимой (в тех биомах, где она есть). | |||
=== Интернет-проекты === | === Интернет-проекты === | ||
* [http://sivatherium.narod.ru/rab_budu.htm Путешествие в неоцен] описывает гипотетическую биосферу через [[Бездна времени|25 миллионов]] лет после нашей эры (и [[Мир без людей|исчезновения человека как биологического вида]]), так что этот троп демонстрируется в полный рост. А в главе «Закат династии» даётся подсветка: «Ареал этих хищников в скором времени оказался разделённым на изолированные популяции, а процветающий в новых условиях вид миссопехо теснил их, буквально удушая популяции атшехаске одну за другой и обрекая разрозненные кланы вида на деградацию и неизбежное вымирание. При этом численность дичи всё равно остаётся примерно одинаковой, просто меняется верховный хищник экосистемы». | * [http://sivatherium.narod.ru/rab_budu.htm Путешествие в неоцен] описывает гипотетическую биосферу через [[Бездна времени|25 миллионов]] лет после нашей эры (и [[Мир без людей|исчезновения человека как биологического вида]]), так что этот троп демонстрируется в полный рост. А в главе «Закат династии» даётся подсветка: «Ареал этих хищников в скором времени оказался разделённым на изолированные популяции, а процветающий в новых условиях вид миссопехо теснил их, буквально удушая популяции атшехаске одну за другой и обрекая разрозненные кланы вида на деградацию и неизбежное вымирание. При этом численность дичи всё равно остаётся примерно одинаковой, просто меняется верховный хищник экосистемы». | ||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} | {{Nav/Амплуа и архетипы}} |
Текущая версия на 18:10, 12 марта 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Nature Is Not Nice. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Жук ел траву, жука клевала птица, |
» |
— Николай Заболоцкий |
Разновидность Все оттенки серого и Зелёная басня. Дикие животные опасны, они едят друг друга или убивают по другим причинам (бывает, и собственных детей), да и сама природа бывает весьма жестока — естественный отбор, катаклизмы и так далее. Называть природу плохой, тем не менее, неправильно — она живёт по своим законам и даёт жить другим, а дикие животные просто следуют своему инстинкту выживания, при этом не причиняя никому вреда специально. Частая тема писателей-натуралистов.
Аверсию обычно отыгрывает легендарный зверь, который если и не умён, как человек, то действует с однозначно человеческой мотивацией.
Где встречается[править]
Литература[править]
- «Маугли» — есть жестокие персонажи, но они прежде всего животные и выживают так, как могут (даже тигр-людоед потому и людоед, что он хромой и ему, кроме человека, никого не поймать).
- Джек Лондон:
- «Белое безмолвие» — мучительный путь людей и собак почти без еды, по лютому морозу через снега Аляски. Но никто не виноват — просто таковы суровые северные условия.
- «Белый Клык»: «Ешь, или съедят тебя».
- «Тропой ложных солнц».
- Эрнест Сетон-Томпсон, «Рассказы о животных» — возможно? кодификатор. По словам самого автора, «До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей».
- Джин М. Ауэл, «Дети Земли» — природа нередко сурова к людям позднего плейстоцена.
- Г. Адамов, «Тайна двух океанов». Диалог мальчика-стажёра (впервые в жизни увидевшего охотящуюся актинию) и учёного-натуралиста. «Какая красивая злючка…» — «Не злая, мальчик, и не добрая. Просто следует своему инстинкту».
- Крайтон, «Парк юрского периода» — герои сполна познали это на собственных шкурах.
- Тэд Уильямс, «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» — Птицы и белки помогают котам и не испытают негативных чувств потому что те на них охотятся — такими сотворила их природа. Фритти заключил временное перемирие с белками и думает о том, что ему стоит заключить перемирие с птицами и мышами, чтобы умереть с голоду.
- Ялмар Тесен:
- «Возвращение» — кот главной героини Анны по имени Пятница убил много животных во время своего путешествия по Африке. Но он хищник, мясо — это его пища.
- «Опасное соседство»: чёрный леопард-людоед охотится на людей не оттого, что он злодей — просто он выживает так, как может.
- Том Годвин, «Неумолимое уравнение» — используется для деконструкции тогдашнего НФ-мэйнстрима (всемогутная наука, в два счёта решающая любую проблему). Вот вам проблема и вот вам решение, в высшей степени научное: выкинуть девушку в шлюз, избавившись тем самым от перегруза. А мораль с этикой в уравнения небесной механики и баллистики космических аппаратов не входят.
- Практика показала, что не в высшей степени: даже сам Годвин видел несколько (!) способов таки спасти девушку, а на каноничной концовке настоял издатель.
- Позже Гарри Гаррисон в «Жертвоприношении» попытался составить альтернативную фабулу, заменив ограниченный ресурс с запаса топлива на запас кислорода (который очевидно расходуется всю дорогу), а простор для нетривиальных решений ограничив тем, что герои бегут с терпящего крушение корабля на спасательной капсуле. Сюжет стал провисать чуточку меньше, но вскрылась другая особенность: для выведения такой драмы совершенно необязательно переносить действие в космос — подойдёт любая вводная, сводящая несколько человек на фиксированный срок в замкнутом пространстве с ограниченными ресурсами, которых заведомо хватит на часть людей на весь срок, и заведомо хватит на всех только на часть срока: можно будет дать Гоббсу и Руссо поиграть в кошки-мышки, но вариантов исхода всё равно не много — или кто-то не доживёт до конца, или до конца не доживёт никто, ну или случится Бог из машины, но тогда всё просядет по слезогонке, ради которой всё затевалось, конечно если персонажи сами себя не угробят раньше, чем прибудет спасение — тогда мораль получится совсем другой.
- Дыра в сюжете — о присутствии пассажира пилот почему-то узнаёт по датчику температуры, плюс к тому речь идёт только о вопросе запаса топлива на торможение — но почему-то никто не заметил разницы масс при разгоне. Ладно, допустим, что КЭП разгонялся не своими движками, а катапультой на звездолёте. Но следом идёт вторая нестыковка: маленькие корабли заявлены серийными, сверхлёгкими и сверхкомпактными — логично, что у баков будет фиксированный объём. И какой тогда смысл каждый раз высчитывать до микрограмма запас топлива, если большой звездолёт летает на другом топливе, а это идёт только на мелкие посадочные? Почему не заправлять под завязку сразу при постройке? Почему вообще не отказаться от жидкого в пользу твёрдого, когда двигатели на последнем на порядки проще конструктивно? Ладно-ладно, у простых твердотопливных (не распространяется на гибридные, где твёрдый только один из компонентов) не пошаманить с управлением тягой, но тогда у корабля оказывается огромный потенциал для манёвров, который можно творчески эксплуатировать. Ну и наконец вопрос того, а зачем вообще делать такие корабли пилотируемыми, если пилот зачастую будет весить больше полезной нагрузки? Про аэроторможение и гравитационные манёвры (да, ими можно не только набирать скорость, но и сбрасывать) при таких дырах можно уже не заикаться. Ладно, невозможность аэроторможения можно списать на отсутствие плотной атмосферы, а гравитационные манёвры — ну можно считать, что они как бы и подразумевались под торможением, хотя по тексту о них ни слова и даже скорее наоборот — есть намёки на торможение постоянной тягой. А так, если у вас хорошо с матанализом, можете сами посчитать, сколько дельты-ви можно сбросить, комбинируя управляемый бегучим такелажем солнечный парус с эллиптической орбитой вокруг целевой планеты — да, парус тоже можно использовать для манёвров, а относительную скорость так можно сбросить практически до нуля, после чего даже аэроторможение не потребуется, не считая последнего участка пути на малых высотах, где из-за рельефа шаманить с эксцентриситетом своей орбиты уже становится опасно — впрочем при отсутствии атмосферы всё равно тормозить придётся альтернативным способом — например надувными подушками и перекатыванием по поверхности: если включить смекалку на этапе проектирования корабликов, способов сэкономить топливо можно насобирать столько, что все намёки на правдоподобность из рассказа улетучатся мигом. В общем вместо фантастической слезогонки получилась нечаянная басня о том, что даже в далёком космическом будущем человек от головотяпства не застрахован, причём на всех уровнях, начиная с составления ТЗ на космические корабли и заканчивая субординацией при выполнении ответственных заданий.
- Практика показала, что не в высшей степени: даже сам Годвин видел несколько (!) способов таки спасти девушку, а на каноничной концовке настоял издатель.
Кино[править]
- «Чёрный плавник» — Тиликум и другие косатки убивали людей от отчаяния и разочарования. Для них сидеть в дельфинариуме всё равно что человеку провести 25 лет в ванной.
- Полнометражка «Собака Баскервилей» с Дж. Бреттом: в полном соответствии с каноном Стэплтон (Дж. Фолкнер) тонет в болоте, один, без надежды до кого-нибудь докричаться. Просто шагнул не туда в непроглядном тумане. Просто Гримпенская трясина и вправду гиблое место.
Аниме и манга[править]
- Хаяо Миядзаки любит этот троп.
- «Навсикая из долины Ветров» — гигантские жуки Омы, олицетворяющие силу природы и они не злодеи. Это в аниме, в манге Омы, да и вообще все живые существа сеттинга (включая людей) созданы древней цивилизацией и следуют программе очищения планеты от грязи.
- «Принцесса Мононокэ»: Сан, её семья волков и все другие звери и духи — не злодеи. Даже кабаны.
- «Унесённые призраками» — духи и, в частности, дух реки.
Видеоигры[править]
- Baldur's Gate 2 — Следующие персонажи неоднозначные и могут быть беспощадными: друид и любовный интерес игрока Джахейра. Также Сернд и следопыт Валигар.
- Firewatch — Игра посвящена рейнджерам, которые следят за порядком в лесу, и эта тема затрагивается много раз.
- E.V.O.: Search for Eden — подсвечено медузой в самом начале игры. Ничего личного, просто в живой природе или жрёшь ты или жрут тебя.
- Ведьмак 3: Дикая Охота — таким пытается оправдываться дух под Шепчущим холмом, если найти там трупы женщин и детей и уличить его. Фиговое оправдание, учитывая, что сам дух разумен и вообще в прошлом не то человек, не то эльфка, если внутриигровая книга о Той-Что-Знает не врёт. Хотя для поехавшей друидки, которой дух, согласно этой книге, был при жизни, рассуждение вполне характерное.
- Heroes of Might and Magic IV — жизненное кредо некроманта Голдота Полумёртвого — это безразличие Вселенной ко всему происходящему. Учитывая то, что в начале собственной кампании он уже несколько лет живёт в лесу как дикий зверь, питаясь тем, что поймает — неудивительно.
- RimWorld — как бы не главная задача, особенно на ранней стадии, это не помереть с голодухи (особенно в биомах наподобие пустыни или тундры) и не замёрзнуть зимой (в тех биомах, где она есть).
Интернет-проекты[править]
- Путешествие в неоцен описывает гипотетическую биосферу через 25 миллионов лет после нашей эры (и исчезновения человека как биологического вида), так что этот троп демонстрируется в полный рост. А в главе «Закат династии» даётся подсветка: «Ареал этих хищников в скором времени оказался разделённым на изолированные популяции, а процветающий в новых условиях вид миссопехо теснил их, буквально удушая популяции атшехаске одну за другой и обрекая разрозненные кланы вида на деградацию и неизбежное вымирание. При этом численность дичи всё равно остаётся примерно одинаковой, просто меняется верховный хищник экосистемы».