Протагонист: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|TheProtagonist|The Protagonist}} | {{TVTropes|TheProtagonist|The Protagonist}} | ||
'''Протагонист''' (греч. «протагонистис», от | '''Протагонист''' (греч. «протагонистис», от «протос» — первый<ref>Именно в значении «тот, который на первом месте в списке (и ни с кем это первое место не делит)», «первый из всех».</ref> и «агонистис» — борец, состязающийся) — главное действующее лицо в [[сюжет|повествовании]], по своему сюжетному значению превосходящее любого другого персонажа из того же сюжета. Протагонисту противостоит [[антагонист]] или группа антагонистов, стремящиеся не допустить исполнения его планов. Или наоборот, он старается им помешать. | ||
Не следует путать протагониста (того единственного, без кого не будет сюжета) и [[POV-персонаж]]а (того, чьими глазами показывается действие). Это может совпадать, но не обязательно. | Не следует путать протагониста (того единственного, без кого не будет сюжета) и [[POV-персонаж]]а (того, чьими глазами показывается действие). Это может совпадать, но не обязательно. | ||
В классической литературе протагонистом, а заодно и [[POV]]’ом является главный [[герой]], а | В классической литературе протагонистом, а заодно и [[POV]]’ом является главный [[герой]], а антагонистом — главный [[злодей]]. В современной литературе (начиная с 19 века) всё не так просто — PoV и главный герой могут не совпадать. Например, PoV серии о [[Шерлок Холмс|Шерлоке Холмсе]] — доктор Уотсон, а единственный главный герой (то есть протагонист), тем не менее, Холмс. В поэзии с ними обоими может не совпадать (хотя чаще совпадает) [[лирический герой]]. | ||
Хотя это (как и всё в теории литературы) спорно. Например, в романах Сименона о Мегрэ сюжета не будет без преступника, именно исследованию его личности посвящает комиссар всё повествование. А сам Мегрэ по большому счёту только выслеживает. | Хотя это (как и всё в теории литературы) спорно. Например, в романах Сименона о Мегрэ сюжета не будет без преступника, именно исследованию его личности посвящает комиссар всё повествование. А сам Мегрэ по большому счёту только выслеживает. | ||
* Бывает, когда PoV’ов несколько и они сменяют друг друга. Обычно (но не обязательно) при этом один из | * Бывает, когда PoV’ов несколько и они сменяют друг друга. Обычно (но не обязательно) при этом один из них — ещё и протагонист. | ||
* Бывают также ситуации, когда ярко выраженного протагониста в произведении | * Бывают также ситуации, когда ярко выраженного протагониста в произведении нет — например, в «[[A Song of Ice and Fire|Песне Льда и Пламени]]», где повествование ведётся от лица целой кучи персонажей, среди которых [[Нет протагониста|нельзя выделить какого-то одного]]. Главные герои есть, и их несколько, «в равной мере главных»; без любого из них сюжет (или по крайней мере его персональная сюжетная ветка) в равной мере развалится; PoV’ов в данном произведении и того больше; а протагониста нет, такие дела. | ||
'''Важно: протагонист в произведении только один.''' Или уж ни одного. | '''Важно: протагонист в произведении только один.''' Или уж ни одного. | ||
* «Несколько протагонистов (в одном и том же произведении) | * «Несколько протагонистов (в одном и том же произведении)» — неграмотно (калька с английского, в котором так как раз можно), следует говорить «несколько главных героев». | ||
* Если имеются несколько центральных действующих лиц с несколькими сюжетными ветками, но самого главного среди них всё-таки можно вычленить (в основном по принципу «если убрать этого персонажа, развалится всё произведение») | * Если имеются несколько центральных действующих лиц с несколькими сюжетными ветками, но самого главного среди них всё-таки можно вычленить (в основном по принципу «если убрать этого персонажа, развалится всё произведение») — то он и будет протагонистом. Остальные именуются [[девтерагонист]]ом (вторым действующим лицом, как, например, Ватсон) и тритагонистом (третьим, если такой вообще есть). Иногда там дополнительно может быть и тетрагонист (четвёртый), и даже пентагонист (пятый). | ||
* Важно помнить, что эта классификация никак не зависит от того, насколько персонаж активен в сюжете. Например, во [[LotR| | * Важно помнить, что эта классификация никак не зависит от того, насколько персонаж активен в сюжете. Например, во «[[LotR|Властелине Колец]]» протагонист — Фродо, девтерагонист (и, [[Слово Божие|по словам автора]], ''главный герой романа'') — Сэм, тритагонист — Арагорн, тетрагонист — Гэндальф; все — на свой лад чрезвычайно активные персонажи. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |
Текущая версия на 06:21, 29 апреля 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Protagonist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Протагонист (греч. «протагонистис», от «протос» — первый[1] и «агонистис» — борец, состязающийся) — главное действующее лицо в повествовании, по своему сюжетному значению превосходящее любого другого персонажа из того же сюжета. Протагонисту противостоит антагонист или группа антагонистов, стремящиеся не допустить исполнения его планов. Или наоборот, он старается им помешать.
Не следует путать протагониста (того единственного, без кого не будет сюжета) и POV-персонажа (того, чьими глазами показывается действие). Это может совпадать, но не обязательно.
В классической литературе протагонистом, а заодно и POV’ом является главный герой, а антагонистом — главный злодей. В современной литературе (начиная с 19 века) всё не так просто — PoV и главный герой могут не совпадать. Например, PoV серии о Шерлоке Холмсе — доктор Уотсон, а единственный главный герой (то есть протагонист), тем не менее, Холмс. В поэзии с ними обоими может не совпадать (хотя чаще совпадает) лирический герой.
Хотя это (как и всё в теории литературы) спорно. Например, в романах Сименона о Мегрэ сюжета не будет без преступника, именно исследованию его личности посвящает комиссар всё повествование. А сам Мегрэ по большому счёту только выслеживает.
- Бывает, когда PoV’ов несколько и они сменяют друг друга. Обычно (но не обязательно) при этом один из них — ещё и протагонист.
- Бывают также ситуации, когда ярко выраженного протагониста в произведении нет — например, в «Песне Льда и Пламени», где повествование ведётся от лица целой кучи персонажей, среди которых нельзя выделить какого-то одного. Главные герои есть, и их несколько, «в равной мере главных»; без любого из них сюжет (или по крайней мере его персональная сюжетная ветка) в равной мере развалится; PoV’ов в данном произведении и того больше; а протагониста нет, такие дела.
Важно: протагонист в произведении только один. Или уж ни одного.
- «Несколько протагонистов (в одном и том же произведении)» — неграмотно (калька с английского, в котором так как раз можно), следует говорить «несколько главных героев».
- Если имеются несколько центральных действующих лиц с несколькими сюжетными ветками, но самого главного среди них всё-таки можно вычленить (в основном по принципу «если убрать этого персонажа, развалится всё произведение») — то он и будет протагонистом. Остальные именуются девтерагонистом (вторым действующим лицом, как, например, Ватсон) и тритагонистом (третьим, если такой вообще есть). Иногда там дополнительно может быть и тетрагонист (четвёртый), и даже пентагонист (пятый).
- Важно помнить, что эта классификация никак не зависит от того, насколько персонаж активен в сюжете. Например, во «Властелине Колец» протагонист — Фродо, девтерагонист (и, по словам автора, главный герой романа) — Сэм, тритагонист — Арагорн, тетрагонист — Гэндальф; все — на свой лад чрезвычайно активные персонажи.
Примечания[править]
- ↑ Именно в значении «тот, который на первом месте в списке (и ни с кем это первое место не делит)», «первый из всех».