Идеологическая Сью: различия между версиями
(Новая страница: «'''Идеологическая Сью''' — собственно, подвид Мэри Сью, как индивидуальной, так и коллективной. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сос...») |
м |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
Идеологическая Сью по определению [[резонёр]], но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «[[Горе от ума]]» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически [[хипстер]]ом XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем [[развитие персонажа]]? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, которое [[Владимир Ленин|всесильно, потому что оно верно]] — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой [[что за фигня, герой?|спорной]] [[получился мерзавец|ситуации]]. Естественно, противоположное сьиному мировоззрение [[очучеливание|превращается в соломенное чучело]], а [[неудобных точек зрения нет|неудобные точки зрения радостно игнорируются]]. Все несогласные — [[всегда плохие]], и [[что бы такого сделать плохого|никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно]]. <s>[[Il fascismo eterno|Viva il Duce!]]</s> | Идеологическая Сью по определению [[резонёр]], но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «[[Горе от ума]]» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически [[хипстер]]ом XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем [[развитие персонажа]]? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, которое [[Владимир Ленин|всесильно, потому что оно верно]] — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой [[что за фигня, герой?|спорной]] [[получился мерзавец|ситуации]]. Естественно, противоположное сьиному мировоззрение [[очучеливание|превращается в соломенное чучело]], а [[неудобных точек зрения нет|неудобные точки зрения радостно игнорируются]]. Все несогласные — [[всегда плохие]], и [[что бы такого сделать плохого|никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно]]. <s>[[Il fascismo eterno|Viva il Duce!]]</s> | ||
Но даже идеологическую Сью возможно написать искренне и интересно — только далеко не у всех авторов есть такое желание и умение. Поэтому куда чаще берётся готовая [[каноническая Сью]] и приписывается к желательному социальному слою задним числом, зачастую сменив в адаптации [[сменить расу в адаптации|цвет кожи]], [[сменить пол в адаптации|пол]], [[ | Но даже идеологическую Сью возможно написать искренне и интересно — только далеко не у всех авторов есть такое желание и умение. Поэтому куда чаще берётся готовая [[каноническая Сью]] и приписывается к желательному социальному слою задним числом, зачастую сменив в адаптации [[сменить расу в адаптации|цвет кожи]], [[сменить пол в адаптации|пол]], [[изменить возраст в адаптации|возраст]], а то и [[только оболочка|вообще всё, кроме имени]]. | ||
Идеологическая [[анти-Сью]] тоже существует и называется «[[у нас он будет негодяем]]». Если же о персонаже, выставляемом идеологической сьёй, есть и менее комплиментарные сведения, то недалёк троп «[[вам террористы, нам партизаны]]». | Идеологическая [[анти-Сью]] тоже существует и называется «[[у нас он будет негодяем]]». Если же о персонаже, выставляемом идеологической сьёй, есть и менее комплиментарные сведения, то недалёк троп «[[вам террористы, нам партизаны]]». | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
*** [[Captain Marvel|Капитан Марвел]] [[каноническая Сью|сьёй была и в комиксах]], но только в своём сольном фильме [[идеология в адаптации|приобрела]] [[сарказм|так недостававшее ей измерение]] кумира интерсекциональной «повесточки». | *** [[Captain Marvel|Капитан Марвел]] [[каноническая Сью|сьёй была и в комиксах]], но только в своём сольном фильме [[идеология в адаптации|приобрела]] [[сарказм|так недостававшее ей измерение]] кумира интерсекциональной «повесточки». | ||
*** [[Black Panther|Ваканда]] — [[коллективная Сью|коллективная]] идеологическая Сью. В комиксах была молодой, динамично развивающейся страной, буквально только что собранной из горстки племён в единый монолит [[отец нации|Т’Чакой]], и все творящиеся в ней несуразности [[подавление недоверия|списывались]] на это. В кино же Ваканда стала чуть ли не ровесницей [[фараоны и пирамиды|фараонов]] (потому что показывать [[негр]]ов дикарями и даже бывшими дикарями неполиткорректно!) — и все творящиеся в ней несуразности моментально [[идиотский сюжет|превратили сюжет в маразм]], где вместо запланированного [[этнографическое пиршество|воспевания африканской культуры]] негры выставлены [[традиции превыше разума|большими]] [[дикарь с пулемётом|дикарями]], нежели являются на самом деле. При этом сделать проработанного чернокожего персонажа Дисней умеет («[[Принцесса и лягушка]]» тому подтверждение)… но в этот раз не захотел. | *** [[Black Panther|Ваканда]] — [[коллективная Сью|коллективная]] идеологическая Сью. В комиксах была молодой, динамично развивающейся страной, буквально только что собранной из горстки племён в единый монолит [[отец нации|Т’Чакой]], и все творящиеся в ней несуразности [[подавление недоверия|списывались]] на это. В кино же Ваканда стала чуть ли не ровесницей [[фараоны и пирамиды|фараонов]] (потому что показывать [[негр]]ов дикарями и даже бывшими дикарями неполиткорректно!) — и все творящиеся в ней несуразности моментально [[идиотский сюжет|превратили сюжет в маразм]], где вместо запланированного [[этнографическое пиршество|воспевания африканской культуры]] негры выставлены [[традиции превыше разума|большими]] [[дикарь с пулемётом|дикарями]], нежели являются на самом деле. При этом сделать проработанного чернокожего персонажа Дисней умеет («[[Принцесса и лягушка]]» тому подтверждение)… но в этот раз не захотел. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === |
Версия 16:12, 21 июня 2023
Идеологическая Сью — собственно, подвид Мэри Сью, как индивидуальной, так и коллективной. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сословные, классовые и мировоззренческие. Обыкновенная Сью получает от автора все вообразимые плюшки (перечисленные в посвящённой ей статье) потому, что так автор пытается компенсировать нехватку этих плюшек непосредственно у себя. Идеологическая — потому, что так автор пытается компенсировать нехватку этих плюшек у того социального слоя (в жизни или в искусстве), с которым себя ассоциирует и/или чьи деньги пытается своим произведением привлечь. Или даже не компенсировать, а исправить — в надежде, что жизнь подражает искусству и что публика воспримет произведение как прямое руководство к образу мыслей.
Идеологическая Сью по определению резонёр, но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «Горе от ума» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически хипстером XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем развитие персонажа? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, которое всесильно, потому что оно верно — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой спорной ситуации. Естественно, противоположное сьиному мировоззрение превращается в соломенное чучело, а неудобные точки зрения радостно игнорируются. Все несогласные — всегда плохие, и никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно. Viva il Duce!
Но даже идеологическую Сью возможно написать искренне и интересно — только далеко не у всех авторов есть такое желание и умение. Поэтому куда чаще берётся готовая каноническая Сью и приписывается к желательному социальному слою задним числом, зачастую сменив в адаптации цвет кожи, пол, возраст, а то и вообще всё, кроме имени.
Идеологическая анти-Сью тоже существует и называется «у нас он будет негодяем». Если же о персонаже, выставляемом идеологической сьёй, есть и менее комплиментарные сведения, то недалёк троп «вам террористы, нам партизаны».
Где встречается
![]() | Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
Общее
- Социалистический реализм как жанр — истинный заповедник идеологических Сью.
- Среднестатистический попаданец поджанра «бей X, спасай Россию» — хрестоматийный пример. Необязательно именно Россию, можно любую симпатичную автору реальную или вымышленную сторону конфликта, а уж конкретное значение X и вовсе дело двадцатое.
Комплексные франшизы
- Супергеройский мэйнстрим идеологическими сьями живёт и дышит.
- Капитан Америка, каким он создавался изначально — с прикрученным фитильком. Всеми силами воплощал в жизнь и продвигал в умы американскую мечту, играючи побивал всех, кто стоял на пути к ней (нацистов, коммунистов, исламистов… смотря по эпохе) — но вот типичного тРаГиЧеСкоГо нАдРыВа, без которого Сью не Сью, был лишён начисто.
- Персонажи, которых возвела в статус идеологических Сью MCU:
- Капитан Марвел сьёй была и в комиксах, но только в своём сольном фильме приобрела так недостававшее ей измерение кумира интерсекциональной «повесточки».
- Ваканда — коллективная идеологическая Сью. В комиксах была молодой, динамично развивающейся страной, буквально только что собранной из горстки племён в единый монолит Т’Чакой, и все творящиеся в ней несуразности списывались на это. В кино же Ваканда стала чуть ли не ровесницей фараонов (потому что показывать негров дикарями и даже бывшими дикарями неполиткорректно!) — и все творящиеся в ней несуразности моментально превратили сюжет в маразм, где вместо запланированного воспевания африканской культуры негры выставлены большими дикарями, нежели являются на самом деле. При этом сделать проработанного чернокожего персонажа Дисней умеет («Принцесса и лягушка» тому подтверждение)… но в этот раз не захотел.
Литература
- Ильф и Петров, фельетон «Рождение ангела» — пародия на троп. Восемь киносценаристов работают над образом советского положительного героя, наделяя его всеми возможными достоинствами и тщательно следя, чтобы у него не было ни одного недостатка:
« | а) Он должен быть членом всех добровольных обществ, работу коих было бы, кстати, неплохо отразить в фильме. |
» |