Скупой рыцарь: различия между версиями
Строка 15: | Строка 15: | ||
* [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], «Скупой рыцарь» — [[тропнеймер]]. | * [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], «Скупой рыцарь» — [[тропнеймер]]. | ||
* Н. А. Некрасов, пьеса «Петербургский ростовщик» — [[ростовщик]] [[Говорящее имя|Лоскутков]]. Ещё и [[адский папаша]]. | * Н. А. Некрасов, пьеса «Петербургский ростовщик» — [[ростовщик]] [[Говорящее имя|Лоскутков]]. Ещё и [[адский папаша]]. | ||
* Н. В. Гоголь, «[[Мёртвые души]]» — Плюшкин | * Н. В. Гоголь, «[[Мёртвые души]]» — Плюшкин, [[кодификатор]] в русской культуре. Собственно, черты [[синдром Плюшкина|психического расстройства]] там абсолютно неподдельные; Плюшкина жалеет даже сам автор (и в сиквелах собирался его подлечить и [[направо кругом|исправить]]). | ||
* Иван Карпенко-Карый «Хазяїн» («Хозяин») — главный герой как раз соответствует эпиграфу: при миллионных состояниях ходит в засаленном халате и устраивает скандал родичам, посмевшим растранжирить средства на покупку нового халата. Помирает тоже характерно: дохтура вызывать — дорого, нарыв сам прорвётся (ага, проколоть спину шипом граблей в районе | * Иван Карпенко-Карый «Хазяїн» («Хозяин») — главный герой как раз соответствует эпиграфу: при миллионных состояниях ходит в засаленном халате и устраивает скандал родичам, посмевшим растранжирить средства на покупку нового халата. Помирает тоже характерно: дохтура вызывать — дорого, нарыв сам прорвётся (ага, проколоть спину шипом граблей в районе почки — самоизлечивающаяся мелочь). | ||
* М. | * М. Е. Салтыков-Щедрин, «[[Господа Головлёвы]]» — Иудушка Головлев. | ||
* Ф. М. Достоевский, «[[Преступление и наказание]]» — старуха процентщица. | * Ф. М. Достоевский, «[[Преступление и наказание]]» — старуха процентщица. | ||
* Н. Н. Страхов, «Сатирический вестник» — [[говорящее имя|Скупягин]] и другие богатые скряги, над которыми автор много раз [[На тебе!|потешается]]. | * Н. Н. Страхов, «Сатирический вестник» — [[говорящее имя|Скупягин]] и другие богатые скряги, над которыми автор много раз [[На тебе!|потешается]]. | ||
* Оноре де Бальзак: | * Оноре де Бальзак: | ||
** «Гобсек» — прекрасно понимает, что у него проблемы, но из принципа никогда не отказывается слупить с должника все, а хоть бы оно потом и сгнило. | ** «Гобсек» — [[осознаёт своё безумие|прекрасно понимает, что у него проблемы]], но из принципа никогда не отказывается слупить с должника все, а хоть бы оно потом и сгнило. | ||
** «Евгения Гранде» — господин Гранде, отец главной героини. | ** «Евгения Гранде» — господин Гранде, отец главной героини. | ||
* Ч. Диккенс, «[[Рождественская песнь в прозе]]» — Эбенезер Скрудж. | * Ч. Диккенс, «[[Рождественская песнь в прозе]]» — Эбенезер Скрудж. | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
* И. Ильф, Е. Петров, «[[Остап Бендер/Золотой телёнок (1931)|Золотой телёнок]]» — считается, что Александр Корейко, обладатель десятимиллионного состояния, сидит на нищенской ставке в 46 рублей (в экранизации — 42 рубля) в ожидании, когда же англичане ''перестанут церемониться с этими большевиками'' и вернут капитализьм взад… Но есть мнение, что сие не конспираторство, а чистый предмет данной статьи. | * И. Ильф, Е. Петров, «[[Остап Бендер/Золотой телёнок (1931)|Золотой телёнок]]» — считается, что Александр Корейко, обладатель десятимиллионного состояния, сидит на нищенской ставке в 46 рублей (в экранизации — 42 рубля) в ожидании, когда же англичане ''перестанут церемониться с этими большевиками'' и вернут капитализьм взад… Но есть мнение, что сие не конспираторство, а чистый предмет данной статьи. | ||
* Казахский писатель и герой-панфиловец Бауржан Момышулы, повесть «Моя семья» про детство. Рассказывается о старом, выжившем из ума бае, одетом в лохмотья когда-то роскошной богатой одежды из очень дорогой ткани, который не только экономит на себе, и но держит всю свою многочисленную семью (много жён и детей), не говоря уже о батраках, в чёрном теле, так что они даже не каждый день досыта едят, и еда часто подпорчена из-за жадности главы семьи. Там же — выжившая из ума богатая старуха из другой семьи, тоже в лохмотьях когда-то очень дорогой одежды. | * Казахский писатель и герой-панфиловец Бауржан Момышулы, повесть «Моя семья» про детство. Рассказывается о старом, выжившем из ума бае, одетом в лохмотья когда-то роскошной богатой одежды из очень дорогой ткани, который не только экономит на себе, и но держит всю свою многочисленную семью (много жён и детей), не говоря уже о батраках, в чёрном теле, так что они даже не каждый день досыта едят, и еда часто подпорчена из-за жадности главы семьи. Там же — выжившая из ума богатая старуха из другой семьи, тоже в лохмотьях когда-то очень дорогой одежды. | ||
* | * Николай Носов, «[[Незнайка на Луне]]» — Скуперфильд: тощий, как скелет, живёт в убогом домишке и таскает полный [[буржуйский цилиндр|цилиндр]] всякого мусора, потому что выкинуть жалко. | ||
* Дмитрий Гайдук, «Джатака о деревянном бодхисаттве» (растаманская пародия на «Буратино») — [[субверсия]]. «— Сынок, зачем же я последние деньги на букварь потратил?! — Ты их, батя, потратил со вполне определённой целью. Если бы я книжечку не полистал да в одёжке не походил, то я бы продолжал думать, что это вещи нужные, и жутко страдал бы, что у других они есть, а у меня нет». | * Дмитрий Гайдук, «Джатака о деревянном бодхисаттве» (растаманская пародия на «Буратино») — [[субверсия]]. «— Сынок, зачем же я последние деньги на букварь потратил?! — Ты их, батя, потратил со вполне определённой целью. Если бы я книжечку не полистал да в одёжке не походил, то я бы продолжал думать, что это вещи нужные, и жутко страдал бы, что у других они есть, а у меня нет». | ||
* Мультсериал [[Duck Tales]] — Скрудж Макдак: разбогател честным трудом, но жаден до крайности и экономит на всем. Потом несколько исправился. | * Мультсериал [[Duck Tales]] — Скрудж Макдак: разбогател честным трудом, но жаден до крайности и экономит на всем. Потом несколько исправился. | ||
* [[BioShock/Andrew Ryan|Эндрю Райн]] — вгрохал огромные деньги в «Восторг» во многом как раз из-за маниакального нежелания с кем-то делиться. | * [[BioShock/Andrew Ryan|Эндрю Райн]] — вгрохал огромные деньги в «Восторг» во многом как раз из-за маниакального нежелания с кем-то делиться. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | |||
* Ингвар Кампрад, ныне покойный создатель и руководитель компании Икея и один из богатейших людей мира, отличался крайней бережливостью: пятнадцать лет ездил на старой машине типажа [[Антилопа-гну]], всегда летал эконом-классом, сотрудников при заполнении документов заставлял использовать обе стороны листа, а вся мебель дома была от его фирмы… кроме старенького кресла, которому было уже | === [[Реальная жизнь]] === | ||
** По легенде налаживал связи он примерно так | * Ингвар Кампрад, ныне покойный создатель и руководитель компании Икея и один из богатейших людей мира, отличался крайней бережливостью: пятнадцать лет ездил на старой машине типажа [[Антилопа-гну]], всегда летал эконом-классом, сотрудников при заполнении документов заставлял использовать обе стороны листа, а вся мебель дома была от его фирмы… кроме старенького кресла, которому было уже 32 года. | ||
* Артур «Голландец Шульц» | ** По легенде, налаживал связи он примерно так же, вместо роскошных приемов или хотя бы гольфа он деловых партнеров таскал на рыбалку где набирался с ними обычной водкой. | ||
* Артур «Голландец Шульц» Флегенхаймер — педаль в асфальт. Был известен среди [[Мафия|коллег по опасному бизнесу]] редкостнейшим жмотом, при нема-а-а-аленьком состоянии выглядящим как последний нищеброд, а требование исполнителя по повышению цены за услуги было для него мощнейшей [[кнопка берсерка|кнопкой берсерка]]. Известно изречение его адвоката: «Можешь оскорбить девушку Артура, плюнуть ему в лицо, толкнуть его — он рассмеётся. Но не укради ни доллара с его счетов. Сделал так — считай, мертвец» (и это ещё мягко сказано). Что характерно, сам Шульц считал свою экстремальную бережливость достоинством и признаком ума, а [[Дорого-богато|любовь к понтам и прочим свистоперделкам]] — уделом всяких фраеров. Немного неполиткорректных стереотипов — по национальности он был [[Хитрый и жадный еврей|таки да]]. | |||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} | {{Nav/Амплуа и архетипы}} |
Версия 16:40, 20 сентября 2024
« | Зевака (недоуменно) |
» |
— Л. Филатов, «Возмутитель спокойствия» |
Когда жадина-говядина ещё не дотянул до смерти из-за своего порока, но уже стоит на верном пути, получается предмет статьи. Да, этот человек богат, даже очень. Но по причине крайней скупости выглядит хуже и беднее нищего, и потому скупой «рыцарь» выглядит и ведёт себя совсем не рыцарственно. Часто троп принимает черты если не безумия, то некоторого психического расстройства: персонаж не может расстаться ни с одной мелочью, даже с мусором, копит деньги ради денег или вовсе скуп в ущерб своему же богатству. Частым атрибутом персонажа является связка ключей от сундуков, ящиков и шкафов, которую он таскает с собой, никому не доверяя.
Не столь отрицательный вариант — бедняк, разбогатевший своим трудом (ну, или своим коварством), но так и не понявший смысл всей этой культуры потребления. Новая одежда? Зачем, я старую заштопаю. В театр сходить? Ой, дорого: хочешь отдохнуть — рыбу поуди: тишина, покой, заодно и обед будет. Учебники купить? Да зачем, я вот самообразованием всё взял, и вообще можно одну книгу на несколько человек взять и по очереди пользоваться. Если такой персонаж всё-таки подаётся как крайне отрицательный, то делается это с добавлением тропов Я хороший, мне всё можно, а то и Смердяковщина: я терпел и спину гнул на хозяина, значит, и вы должны в чёрном теле работать и не жаловаться! И вообще, я пробился в люди — значит, и все могут, а кто беден, тот просто ленив, глуп и сам в своей бедности виноват! Я не гроши у вас отбираю, я учу вас ценить деньги и упорно работать!
Примеры
- Ж. Б. Мольер, «Скупой» — Гарпагон.
- А. С. Пушкин, «Скупой рыцарь» — тропнеймер.
- Н. А. Некрасов, пьеса «Петербургский ростовщик» — ростовщик Лоскутков. Ещё и адский папаша.
- Н. В. Гоголь, «Мёртвые души» — Плюшкин, кодификатор в русской культуре. Собственно, черты психического расстройства там абсолютно неподдельные; Плюшкина жалеет даже сам автор (и в сиквелах собирался его подлечить и исправить).
- Иван Карпенко-Карый «Хазяїн» («Хозяин») — главный герой как раз соответствует эпиграфу: при миллионных состояниях ходит в засаленном халате и устраивает скандал родичам, посмевшим растранжирить средства на покупку нового халата. Помирает тоже характерно: дохтура вызывать — дорого, нарыв сам прорвётся (ага, проколоть спину шипом граблей в районе почки — самоизлечивающаяся мелочь).
- М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы» — Иудушка Головлев.
- Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» — старуха процентщица.
- Н. Н. Страхов, «Сатирический вестник» — Скупягин и другие богатые скряги, над которыми автор много раз потешается.
- Оноре де Бальзак:
- «Гобсек» — прекрасно понимает, что у него проблемы, но из принципа никогда не отказывается слупить с должника все, а хоть бы оно потом и сгнило.
- «Евгения Гранде» — господин Гранде, отец главной героини.
- Ч. Диккенс, «Рождественская песнь в прозе» — Эбенезер Скрудж.
- Уайзмен, «Фабиола» — родителей Агнии в Риме считают сабжем. Они живут скромно, а по меркам общества, подобает жить на широкую ногу и устраивать роскошные пиры. Но на самом деле они тратят все свои доходы на благотворительность.
- Джек Лондон, «Мартин Иден» — мистер Батлер, зарабатывавший в юности 4 доллара в неделю и при том умудрявшийся что-то откладывать. Лучше бы потратил сэкономленные десять центов на танцульки или театр, или хотя бы просто нормально питался, не испортив себе желудок и подорвав здоровье!
- О. Генри, «Волшебный профиль» — миссис Браун. «У меня в голове не вязалось, как это можно готовить на пятнадцать центов тушеных почек в стопятидесятидолларовом домашнем платье со вставкой из валансьенских кружев».
- Тут следует уточнить, что готовить поставлена несостоявшаяся приживалка-рассказчица, и платье тоже на ней (куплено миллионершей в порыве чувств до ознакомления с ценником). Если бы готовила сама миллионерша, был бы похвальный пример мастера на все руки, живущего как считает нужным, а не как требует «статус».
- И. Ильф, Е. Петров, «Золотой телёнок» — считается, что Александр Корейко, обладатель десятимиллионного состояния, сидит на нищенской ставке в 46 рублей (в экранизации — 42 рубля) в ожидании, когда же англичане перестанут церемониться с этими большевиками и вернут капитализьм взад… Но есть мнение, что сие не конспираторство, а чистый предмет данной статьи.
- Казахский писатель и герой-панфиловец Бауржан Момышулы, повесть «Моя семья» про детство. Рассказывается о старом, выжившем из ума бае, одетом в лохмотья когда-то роскошной богатой одежды из очень дорогой ткани, который не только экономит на себе, и но держит всю свою многочисленную семью (много жён и детей), не говоря уже о батраках, в чёрном теле, так что они даже не каждый день досыта едят, и еда часто подпорчена из-за жадности главы семьи. Там же — выжившая из ума богатая старуха из другой семьи, тоже в лохмотьях когда-то очень дорогой одежды.
- Николай Носов, «Незнайка на Луне» — Скуперфильд: тощий, как скелет, живёт в убогом домишке и таскает полный цилиндр всякого мусора, потому что выкинуть жалко.
- Дмитрий Гайдук, «Джатака о деревянном бодхисаттве» (растаманская пародия на «Буратино») — субверсия. «— Сынок, зачем же я последние деньги на букварь потратил?! — Ты их, батя, потратил со вполне определённой целью. Если бы я книжечку не полистал да в одёжке не походил, то я бы продолжал думать, что это вещи нужные, и жутко страдал бы, что у других они есть, а у меня нет».
- Мультсериал Duck Tales — Скрудж Макдак: разбогател честным трудом, но жаден до крайности и экономит на всем. Потом несколько исправился.
- Эндрю Райн — вгрохал огромные деньги в «Восторг» во многом как раз из-за маниакального нежелания с кем-то делиться.
Реальная жизнь
- Ингвар Кампрад, ныне покойный создатель и руководитель компании Икея и один из богатейших людей мира, отличался крайней бережливостью: пятнадцать лет ездил на старой машине типажа Антилопа-гну, всегда летал эконом-классом, сотрудников при заполнении документов заставлял использовать обе стороны листа, а вся мебель дома была от его фирмы… кроме старенького кресла, которому было уже 32 года.
- По легенде, налаживал связи он примерно так же, вместо роскошных приемов или хотя бы гольфа он деловых партнеров таскал на рыбалку где набирался с ними обычной водкой.
- Артур «Голландец Шульц» Флегенхаймер — педаль в асфальт. Был известен среди коллег по опасному бизнесу редкостнейшим жмотом, при нема-а-а-аленьком состоянии выглядящим как последний нищеброд, а требование исполнителя по повышению цены за услуги было для него мощнейшей кнопкой берсерка. Известно изречение его адвоката: «Можешь оскорбить девушку Артура, плюнуть ему в лицо, толкнуть его — он рассмеётся. Но не укради ни доллара с его счетов. Сделал так — считай, мертвец» (и это ещё мягко сказано). Что характерно, сам Шульц считал свою экстремальную бережливость достоинством и признаком ума, а любовь к понтам и прочим свистоперделкам — уделом всяких фраеров. Немного неполиткорректных стереотипов — по национальности он был таки да.