Технопатия

Материал из Posmotreli
Версия от 02:38, 14 апреля 2022; Александр Вербицкий (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Технопатия''' — это способность контролировать механизмы, электронные приборы и вообще любую технику, не обладая при этом какими-то особыми инженерными знаниями и навыками: это происходит исключительно благодаря силе мысли и хотения. Не путайте с ха...»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Технопатия — это способность контролировать механизмы, электронные приборы и вообще любую технику, не обладая при этом какими-то особыми инженерными знаниями и навыками: это происходит исключительно благодаря силе мысли и хотения. Не путайте с хакерством (см. ниже), где кое-какие знания и навыки все-таки требуются. Обычно обоснуя явления технопатии либо не дается, либо оно исходит из природы персонажа, часто связанной с киборгами и искусственным интеллектом.

Различают несколько типов технопатии:

  • Дистанционный. Персонаж контролирует технику с определенного расстояния, используя для этого магию, техномагические приборы (с принципами работы которых не знаком никто в сеттинге) или какие-нибудь торсионные поля. Так могут делать либо «радиоактивные люди», либо те счастливчики, у которых техномагические приборы в наличии имеются.
  • Контактный. Чтобы заставить технику слушаться, персонажу достаточно коснуться ее — причем, в отличие от реальной жизни, это можно проделать с какой угодно точкой корпуса прибора — все равно сработает. Этот способ часто встречается у сложно устроенных роботов и киборгов.
  • Одержимостный. Персонаж обладает способностью использовать разную технику как своё тело, получая к нему максимально полный доступ, и управляя ей исключительно «по щучьему велению по моему хотению». Так часто поступают призраки, энергетические существа и пакостные ИИ.

Технопатия редко встречается в литературе, поскольку вопрос о «душах машин» зародился не так уж давно; но вот в фильмах, мультсериалах и видеоиграх эта способность является достаточно часто.

Примеры

Литература

  • Лукьяненко, «Звёзды — холодные игрушки»: раса Счётчиков, второй случай. Причём с их точки зрения мозг — это тоже технический прибор, и его также можно выключить или подчистить память, прикоснувшись рукой к голове цели.
  • Super Powereds — Джилл Мюррэй является технопатом. К счастью, её брат-близнец Уилл — технический гений, поэтому у неё нет недостатка в гаджетах, которыми она может управлять на расстоянии. Он также создаёт ей боевой костюм. Когда студенты гуляют на Хэллоуин, и кто-то ненароком проявляет свою способность (это запрещено), то Джилл быстро отключает камеру безопасности, пока никто не заметил, а если надо, то может и всё здание временно обесточить.

Кино

  • Тропнеймер появился в фильме об академии супергероев под названием «Высший пилотаж». Такой способностью обладает няшный главгад[1], вполне успешно маскирующийся под обыкновенную ученицу — поэтому у нее все в ажуре с супергеройской физикой. Впрочем, когда она сняла маску, то о своих способностях она как-то сразу забыла, отдавая предпочтения молниям ситхов и обычным приборам безумного ученого.
  • «Вирус» 1999 года. Злобная энергетическая форма жизни, попав на корабль «Академик Владимир Волков», мгновенно захватила не только его компьютеры и навигационное оборудование, но и мастерские — и не медля, начала собирать физическую оболочку из любых подручных материалов… включая людей.
  • «Шедевр» российского кинематографа «Защитники» — главгад сей картины умел захватывать вообще любую технику и управлять ей с расстояния: начиная от роботов-пауков, и заканчивая танками старых моделей, в которых куда больше механики, чем электроники.
  • Трансформеры Майкла Бэя — Десептиконы вполне успешно интегрируют в свою армию обыкновенную земную технику: от спутников и кончая вафельницами. Возможный обоснуй: раз уж они умеют под земную технику маскироваться, то должны знать, как она устроена, и как на нее можно воздействовать.
  • «Терминатор 3: Восстание машин» — T-X способна брать под свой контроль любую технику, чем пользуется во время погони за Джоном Коннором и Кэтрин Брюстер и уничтожении персонала военного научного центра, где в этом фильме был создан «Скайнет».

Телесериалы

  • «Герои» — Мика Сандерс обладает этой способностью. Одним касанием способен заставить банкомат выплюнуть сотни купюр или подключить телевизор к платному каналу.

Мультсериалы

  • W.I.T.C.H. — показано в мультсериале. Во втором сезоне Вилл умеет разговаривать с электроприборами; и, хоть прямо заставлять их что-либо делать она не может, но относятся машины к ней весьма доброжелательно, и рады помочь, если есть такая возможность.
  • «Приключения База Лайтера». Злодей NOS-4-A2, робот-вампир, сделал эту способность своей фичей. Ему достаточно просто коснуться какого-нибудь прибора, чтобы заставить его подчиняться себе, а при особой удаче — безо всякого инженерного вмешательства превратить его в сверхмощное оружие. Такое, например, случилось с ЭКС-Аром; а так же с навороченной мульти-кухней, превратившейся по воле стального графа Дракулы в сложную оборонительную систему.
  • «Дэнни-призрак». Призрак Николай Технус (решивший стать злодеем, чтобы скучно не было) может вселяться исключительно в электроприборы и в сложную технику, но уж если вселится, то может натворить делов: от вполне безобидных сбоев в работе прибора, до создания офигенно большого робота из холодильников, телевизоров и утюгов — и эта махина еще и весьма опасна!
  • Чёрный Плащ — такое вполне по силам провернуть Мегавольту, хотя он довольно редко использует это свою способность.
  • «Экстремальные охотники за привидениями» — демон Луко способен вселяться в любую технику и управлять ею (спрятался от охотников в детекторе призраков), а кроме этого ещё и внушать людям во сне чертежи «Адской Машины», созданием которой технически одарённый человек после этого становится одержим. Когда машина оказывается создана, демон тут же вселяется в неё и начинает уничтожать всё на своём пути.

Комиксы

  • Хэнк Хэншоу, Брэйниак, Киборг, Металло.
  • Marvel — мутант Чёрный Ящик именно таков.
    • Мэдисон Джеффрис.
  • Tokyo Ghost — Дейви-Травма способен брать под контроль любого человека, использующего наноаугментации (то есть — почти любого человека вообще в сеттинге!)

Видеоигры

  • Horizon: Zero Dawn. Смотрим:
    • АИД умел «заражать», т. е. захватывать дикие машины, заставляя подчиняться исключительно себе. Чем крупнее и сложнее машина, тем труднее АИДу ее захватить издалека: с мелкими рыскарями проблем не возникает; над истребителями должны поколдовать подручные из секты Затмения, а чтобы перепрограммировать Шпиль, АИДу пришлось добираться прямо до него и подключаться непосредственно к установке.
    • Элой также умеет захватывать контроль над дикими машинами, используя для этого устройство старой человеческой цивилизации, успешно выдаваемое в сеттинге за волшебный артефакт, который фиг поймешь как работает. Особо ничего для захвата машины Элой не делает, так что для соплеменников-дикарей она предстает каким-то магом, умеющим подчинять машины с одного касания.
    • Роботы «ФароКорп», как можно судить из дневников, могли использовать для носителя матрицы своего ИИ вообще любой сложный прибор. Поэтому человечество в ходе плана «Стойкая победа» использовалась только живая сила и самое примитивное оружие, которое люди только могли себе позволить.
  • «Earth 2160» — юниты-хакеры выставляются технопатами. Чтобы захватить контроль над боевым киборгом, управляемым достаточно мощным искусственным интеллектом[2], им достаточно просто подойти к нему не какое-то расстояние немного подождать… и вуаля — готово!
  • Prey (2017): один из видов тифонов так и называется — «Технопат». Он захватывает контроль над дверьми, турелями и другой техникой. Впрочем, если поблизости нет ничего подходящего, вполне способен навалять игроку и сам (а его ЭМИ-атаки к тому же выводят из строя любое электронное оружие протагониста).
  • «Legacy of Heroes» — аж трое или даже пятеро, смотря как считать.
    • Один из главгадов, Daddy-O, после пробуждения своей суперсилы покинул старое мясное тело, сбежал через тюремную электросеть и принялся мастерить себе многочисленные аватары, от здоровенных роботов с кучей пушек и лап до нанитов для контроля простых людей.
    • Алойзиус Зерот, практически всех добрых супергероев, способен общаться с любыми машинами, дистанционно управлять даже орбитальной станцией, сидя в бункере на Земле, и мастерить всяческие навороченные конструкции вроде той же самой станции. Причём, что характерно, такими навыками он пользуется весьма редко, предпочитая использовать в сражениях старый добрый мордобой.
      • По идее, Абсолютный Зерот, его двойник из альтернативной реальности, обладает всеми теми же возможностями. Если это так, то их технопатические силы не безграничны, поскольку этого Алойзиус держал в специально защищённой тюрьме на вышеупомянутой орбитальной станции, и тот не мог из неё сбежать.
    • Джонни Тинкер, ещё один положительный супергерой, с детства мастерил всяческие механизмы вроде боевых экзоскелетов и, по косвенным намёкам, тоже умеет управлять как минимум некоторыми машинами на расстоянии.
      • Его двойник из несбывшейся альтернативной реальности, Джонни Тинкертрон, достиг в этом деле гораздо больших успехов — или же ему просто повезло получить больше ресурсов для творчества, фактически став главным защитником Земли и владельцем громадной корпорации по производству всяческих роботов.

Реальная жизнь

  • Хакеры — субверсия: они могут действовать со сколь угодно большого расстояния, а их возможности практически безграничны даже сейчас, когда информационное пространство еще не смешалось с реальным. Однако хороший хакер должен многое знать и уметь, чтобы, во-первых, добиться желаемого результата от чужой техники или программы, и, во-вторых, чтобы его при этом никто не засек.

Примечания

  1. Свою способность она описывает так: «Я технопат — контролирую технику силой мысли».
  2. СЦШ — пожалуй, единственная сторона конфликта, технику которой можно захватывать таким образом. Чтобы получить себе машинки ЕД или ЛК нужно убить их водителя и посадить в опустевший транспорт своего человека