Идеологическая Сью: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
(Сью от не-сью отличает отсутствие развития персонажа. Опять придётся поработать нянькой...)
Строка 1: Строка 1:
'''Идеологическая Сью''' — [[Капитан Очевидность|собственно]], подвид [[Мэри Сью]], как индивидуальной, так и [[коллективная Сью|коллективной]]. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сословные, классовые и мировоззренческие. Обыкновенная Сью получает от автора все вообразимые плюшки (перечисленные в посвящённой ей статье) потому, что так автор пытается [[Фрейд был прав|компенсировать]] нехватку этих плюшек непосредственно у себя. Идеологическая — потому, что так автор пытается [[конъюнктурный пересмотр|компенсировать нехватку этих плюшек у того социального слоя]] (в жизни или в искусстве), с которым себя ассоциирует и/или [[целевая аудитория|чьи деньги пытается своим произведением привлечь]]. Или даже не компенсировать, а исправить — в надежде, что [[жизнь подражает искусству]] и что публика воспримет произведение как прямое [[пропаганда|руководство к образу мыслей]].
'''Идеологическая Сью''' — [[Капитан Очевидность|собственно]], подвид [[Мэри Сью]], как индивидуальной, так и [[коллективная Сью|коллективной]]. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сословные, классовые и мировоззренческие. Обыкновенная Сью получает от автора все вообразимые плюшки (перечисленные в посвящённой ей статье) потому, что автор [[МТА|по-другому ещё не научился и, возможно, не научится]]. Идеологическая — потому, что политические взгляды автора перевешивают его рационализм, [[конъюнктурный пересмотр|вот он и подыгрывает любимчикам]] (в жизни или в искусстве), за которых искренне радеет и/или [[целевая аудитория|чьи деньги пытается своим произведением привлечь]]. Или даже не не просто подыграть, а побудить других — в надежде, что [[жизнь подражает искусству]] и что публика воспримет произведение как прямое [[пропаганда|руководство к образу мыслей]].


Идеологическая Сью по определению [[резонёр]], но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «[[Горе от ума]]» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически [[хипстер]]ом XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем [[развитие персонажа]]? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, которое [[Владимир Ленин|всесильно, потому что оно верно]] — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой [[что за фигня, герой?|спорной]] [[получился мерзавец|ситуации]]. Естественно, противоположное сьиному мировоззрение [[очучеливание|превращается в соломенное чучело]], а [[неудобных точек зрения нет|неудобные точки зрения радостно игнорируются]]. Все несогласные — [[всегда плохие]], и [[что бы такого сделать плохого|никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно]]. <s>[[Il fascismo eterno|Viva il Duce!]]</s>
Идеологическая Сью по определению [[резонёр]], но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «[[Горе от ума]]» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически [[хипстер]]ом XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем [[развитие персонажа]]? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, которое [[Владимир Ленин|всесильно, потому что оно верно]] — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой [[что за фигня, герой?|спорной]] [[получился мерзавец|ситуации]]. Естественно, противоположное сьиному мировоззрение [[очучеливание|превращается в соломенное чучело]], а [[неудобных точек зрения нет|неудобные точки зрения радостно игнорируются]]. Все несогласные — [[всегда плохие]], и [[что бы такого сделать плохого|никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно]]. <s>[[Il fascismo eterno|Viva il Duce!]]</s>

Версия 18:12, 21 июня 2023

Идеологическая Сью — собственно, подвид Мэри Сью, как индивидуальной, так и коллективной. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сословные, классовые и мировоззренческие. Обыкновенная Сью получает от автора все вообразимые плюшки (перечисленные в посвящённой ей статье) потому, что автор по-другому ещё не научился и, возможно, не научится. Идеологическая — потому, что политические взгляды автора перевешивают его рационализм, вот он и подыгрывает любимчикам (в жизни или в искусстве), за которых искренне радеет и/или чьи деньги пытается своим произведением привлечь. Или даже не не просто подыграть, а побудить других — в надежде, что жизнь подражает искусству и что публика воспримет произведение как прямое руководство к образу мыслей.

Идеологическая Сью по определению резонёр, но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «Горе от ума» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически хипстером XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем развитие персонажа? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, которое всесильно, потому что оно верно — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой спорной ситуации. Естественно, противоположное сьиному мировоззрение превращается в соломенное чучело, а неудобные точки зрения радостно игнорируются. Все несогласные — всегда плохие, и никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно. Viva il Duce!

Но даже идеологическую Сью возможно написать искренне и интересно — только далеко не у всех авторов есть такое желание и умение. Поэтому куда чаще берётся готовая каноническая Сью и приписывается к желательному социальному слою задним числом, зачастую сменив в адаптации цвет кожи, пол, возраст, а то и вообще всё, кроме имени.

Идеологическая анти-Сью тоже существует и называется «у нас он будет негодяем». Если же о персонаже, выставляемом идеологической сьёй, есть и менее комплиментарные сведения, то недалёк троп «вам террористы, нам партизаны».

Где встречается

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Общее

  • Социалистический реализм как жанр — истинный заповедник идеологических Сью.
  • Среднестатистический попаданец поджанра «бей X, спасай Россию» — хрестоматийный пример. Необязательно именно Россию, можно любую симпатичную автору реальную или вымышленную сторону конфликта, а уж конкретное значение X и вовсе дело двадцатое.

Комплексные франшизы

Литература

  • Ильф и Петров, фельетон «Рождение ангела» — пародия на троп. Восемь киносценаристов работают над образом советского положительного героя, наделяя его всеми возможными достоинствами и тщательно следя, чтобы у него не было ни одного недостатка:
« а) Он должен быть членом всех добровольных обществ, работу коих было бы, кстати, неплохо отразить в фильме.

б) Он одинок, так как семейная жизнь может совратить его с правильного пути. в) Посещает ли он заседания месткома? — Безусловно. г) Борода, конечно, утверждается (связь с деревней). д) Утром он работает. А вечером? — Учится. — А ночью? — Читает газеты, чем расширяет свой кругозор. — А по дороге с завода домой? — Борется с плохой кооперацией. е) Борется ли он с прочими бытовыми неполадками? — Да. — А как это показать? — Пустяки. Для этого есть надписи.

»