Чёрный-чёрный человек: различия между версиями
(Новая страница: «{{q|pre=1| Чёрный человек, Чёрный, чёрный, Чёрный человек На кровать ко мне садится, Чёрный человек Спать не дает мне всю ночь…|Сергей Есенин}} thumb|right|[[Ньярлатхотеп, например]] '''Чёрный-чёрный человек''' проживает в чёрном-чёрном городе, на чёрной...») |
|||
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников) | |||
Строка 12: | Строка 12: | ||
Когда чёрного-чёрного человека заедает чёрная-чёрная хандра, он отправляется донимать лиц с тонкой душевной организацией, одолеваемых чёрными-чёрными мыслями — поэтов, писателей, музыкантов, художников, которые чаще всего воспринимают его как своё тёмное [[Злой двойник|альтер-эго]], воплощение [[Смерть с косой|Смерти]] или [[Чёрт с рогами|чёрта]] под прикрытием, а то и самого [[Дьявол]]а. Неудивительно, что в России излюбленными охотничьими угодьями ЧЧЧ является [[город, которого нет]], где обстановка всегда дождливо-депрессивная, а популяция впечатлительно-творческих натур особенно высока. | Когда чёрного-чёрного человека заедает чёрная-чёрная хандра, он отправляется донимать лиц с тонкой душевной организацией, одолеваемых чёрными-чёрными мыслями — поэтов, писателей, музыкантов, художников, которые чаще всего воспринимают его как своё тёмное [[Злой двойник|альтер-эго]], воплощение [[Смерть с косой|Смерти]] или [[Чёрт с рогами|чёрта]] под прикрытием, а то и самого [[Дьявол]]а. Неудивительно, что в России излюбленными охотничьими угодьями ЧЧЧ является [[город, которого нет]], где обстановка всегда дождливо-депрессивная, а популяция впечатлительно-творческих натур особенно высока. | ||
Чёрный-чёрный человек вовсе не [[Страшный негр|негр]]. У него бывает даже вполне [[Бледный, как смерть|белое]] лицо. | Чёрный-чёрный человек вовсе не обязательно [[Страшный негр|негр]]. У него бывает даже вполне [[Бледный, как смерть|белое]] лицо. | ||
Родственные тропы — [[Зловещая тень]] и [[Жуткий прохожий]]. | Родственные тропы — [[Зловещая тень]] и [[Жуткий прохожий]]. | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* [[Лоа и ориша|Барон Суббота]] — дух смерти из гаитянского фольклора. Обычно изображается в виде скелета или темнокожего человека в чёрном фраке или чёрном цилиндре. | |||
* [[Пионерский фольклор|Пионерские страшилки]], тысячи их! Например, в истории «Случай с туристами» ЧЧ бродит по горам, сталкивая туристов с обрыва. Упав, человек не разбивается, а становится точно таким же ЧЧ. | * [[Пионерский фольклор|Пионерские страшилки]], тысячи их! Например, в истории «Случай с туристами» ЧЧ бродит по горам, сталкивая туристов с обрыва. Упав, человек не разбивается, а становится точно таким же ЧЧ. | ||
* А также пародии на пионерские страшилки. Одна из них, в которой ЧЧ заставил студента жрать покойника, является более благопристойным пересказом анекдота про [[Осрамиться по пьяни|осрамившегося]] во сне алкоголика. В истории с алконавтом было [[Наделать в штаны|куда позорнее]], чем «Андрей, проснись, ты уже третий матрас догрызаешь!». | * А также пародии на пионерские страшилки. Одна из них, в которой ЧЧ заставил студента жрать покойника, является более благопристойным пересказом анекдота про [[Осрамиться по пьяни|осрамившегося]] во сне алкоголика. В истории с алконавтом было [[Наделать в штаны|куда позорнее]], чем «Андрей, проснись, ты уже третий матрас догрызаешь!». | ||
Строка 29: | Строка 30: | ||
** Анекдот про «а нахрена мы шины жгли?» обрёл второе дыхание после известных киевских событий. | ** Анекдот про «а нахрена мы шины жгли?» обрёл второе дыхание после известных киевских событий. | ||
** Анекдот про чёрных-чёрных ВИЧа и Петьку обыгран в [[Выиграть войну, проиграть мир|эпилоге]] романа «Этногенез: Бандиты» Сергея Лукьянова, где вышепоименованные персонажи отбывают в США инкогнито в качестве кочегаров на судне. | ** Анекдот про чёрных-чёрных ВИЧа и Петьку обыгран в [[Выиграть войну, проиграть мир|эпилоге]] романа «Этногенез: Бандиты» Сергея Лукьянова, где вышепоименованные персонажи отбывают в США инкогнито в качестве кочегаров на судне. | ||
* [[Старше, чем радио]] — легенда о | * [[Старше, чем радио]] — легенда о [[Моцарт]]е, которому таинственный человек в чёрном заказал реквием. Который впоследствии играли у Моцарта на похоронах, поскольку этот Чёрный Человек был самой Смертью. | ||
* [[Городские легенды]] про [[Люди в чёрном|людей в чёрном]], которые являются к людям, видевшим НЛО, и требуют | * [[Городские легенды]] про [[Люди в чёрном|людей в чёрном]], которые являются к людям, видевшим НЛО, и требуют от них не разглашать увиденное. Согласно самой распространённой версии, они являются агентами государственных спецслужб или какой-то негосударственной тайной организации, но есть предположения, что они сами закамуфлированные пришельцы или даже демонические сущности. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «Маленькие трагедии» [[Наше Всё|А. С. Пушкина]], | * «Маленькие трагедии» [[Наше Всё|А. С. Пушкина]], «[[Моцарт|Моцарт и Сальери]]» — обыграна в том числе и легенда о Чёрном Человеке, который повсюду видится Моцарту. | ||
* Иван Тургенев, «Рассказ отца Алексея» — батюшка рассказывает о том, как его сына довел до безумия и погибели нечистый. {{q|«Какой он из себя? — говорю… — зелёный?» — «Нет, не зелёный, а чёрный». — «[[Чёрт с рогами|С рогами]]?» — «Нет, он как человек — только весь чёрный».|noanon=1}} | * Иван Тургенев, «Рассказ отца Алексея» — батюшка рассказывает о том, как его сына довел до безумия и погибели нечистый. {{q|«Какой он из себя? — говорю… — зелёный?» — «Нет, не зелёный, а чёрный». — «[[Чёрт с рогами|С рогами]]?» — «Нет, он как человек — только весь чёрный».|noanon=1}} | ||
* «Чёрный человек» Сергея Есенина — сабж является к лирическому герою-поэту по ночам и [[Лектор Ганнибал|тонко намекает]] ему, [[Почему ты отстой|какой он, поэт, в сущности подонок]], причиняя [[Попаболь|невыносимые душевные страдания]]. Для русскоязычного читателя — [[тропнеймер]] и [[кодификатор]]. | * «Чёрный человек» Сергея Есенина — сабж является к лирическому герою-поэту по ночам и [[Лектор Ганнибал|тонко намекает]] ему, [[Почему ты отстой|какой он, поэт, в сущности подонок]], причиняя [[Попаболь|невыносимые душевные страдания]]. Для русскоязычного читателя — [[тропнеймер]] и [[кодификатор]]. | ||
Строка 44: | Строка 45: | ||
* Рассказ Ярослава Землянухина «Перегуды» в сборнике «[[Русский хоррор|Самая Страшная Книга-2017]]» — [[протагонист]]-[[Гражданская война в России|красноармеец]] вспоминает [[садист]]а, [[Верните мне язык!|отрезавшего ему язык]], как неясную фигуру «чёрного человека». | * Рассказ Ярослава Землянухина «Перегуды» в сборнике «[[Русский хоррор|Самая Страшная Книга-2017]]» — [[протагонист]]-[[Гражданская война в России|красноармеец]] вспоминает [[садист]]а, [[Верните мне язык!|отрезавшего ему язык]], как неясную фигуру «чёрного человека». | ||
* Литературная вселенная [[S.T.A.L.K.E.R.]] — Дэн «Рэд» Шухов, он же «Чёрный Сталкер» — [[Аватара|воплощённая]] [[кармическая справедливость]] Зоны. Имя отсылает к [[Пикник на обочине|Редрику «Рыжему» Шухарту]]. Сама же концепция персонажа корнями уходит глубоко в шахтёрский фольклор Старой Европы и легенду о появляющемся как будто бы изниоткуда шахтёре, спешно бегущем по тоннелям и зовущим других с собой, но вдруг исчезающем у самого выхода на поверхность, когда оставшийся позади проход, из которого шахтёры только что выскочили, внезапно заваливает. В играх серии вопреки обещаниям так и не появился. | * Литературная вселенная [[S.T.A.L.K.E.R.]] — Дэн «Рэд» Шухов, он же «Чёрный Сталкер» — [[Аватара|воплощённая]] [[кармическая справедливость]] Зоны. Имя отсылает к [[Пикник на обочине|Редрику «Рыжему» Шухарту]]. Сама же концепция персонажа корнями уходит глубоко в шахтёрский фольклор Старой Европы и легенду о появляющемся как будто бы изниоткуда шахтёре, спешно бегущем по тоннелям и зовущим других с собой, но вдруг исчезающем у самого выхода на поверхность, когда оставшийся позади проход, из которого шахтёры только что выскочили, внезапно заваливает. В играх серии вопреки обещаниям так и не появился. | ||
* Анатолий Уманский, «Алая печать» — Ньярлатхотеп здесь и есть тот самый Чёрный человек, который приходил к Есенину и заказал Реквием Моцарту, а также «чёрный офицер», которого видел на смертном одре Чайковский. И представляет он из себя персонификацию человеческого чувства вины (или же хтоническую сущность, которая играет людьми, надавливая на это самое чувство вины). Автор, собственно, делал отсылку на Лавкрафта, у которого в рассказе «Ньярлатхотеп» говорится о том, что в дни прихода этого товарища над миром «довлело чувство вины». | |||
* Фриц Лейбер «Чёрный гондольер»: титульный гондольер, этакий «элементаль нефти», управляющий миром. | |||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
Строка 55: | Строка 58: | ||
* «Хэллоуин-5» — Чёрный Человек, пришедший за Майклом Майерсом. В шестой части оказывается лидером [[друид]]ского Культа Торна. | * «Хэллоуин-5» — Чёрный Человек, пришедший за Майклом Майерсом. В шестой части оказывается лидером [[друид]]ского Культа Торна. | ||
* «Зодчий теней» — заглавный демон. | * «Зодчий теней» — заглавный демон. | ||
* «Игры разума» — Уильям Парчер, агент правительственных спецслужб, который принимает главного героя на работу для борьбы с заговором коммунистов. Выглядит и ведёт себя весьма в духе ЛВЧ. {{spoiler|На самом деле — [[Тульпа|галлюцинация, порождённая шизофренией героя]], и ни на какие спецслужбы ГГ не работает.}} | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 64: | Строка 68: | ||
=== [[Телевидение]] === | === [[Телевидение]] === | ||
* «Городок» — очередной скетч про | * «Городок» — очередной скетч про [[Моцарт]]а и Сальери, но тут ещё и про «[[yt:QqEKiYZBc E|чёрного человека]]». | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
Строка 70: | Строка 74: | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[One Piece]] | * [[One Piece]] — Им Сама. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 79: | Строка 83: | ||
* DEEMO — Сам Диимо, хотя, в отличие от других персонажей в этой статье, вовсе не злой. | * DEEMO — Сам Диимо, хотя, в отличие от других персонажей в этой статье, вовсе не злой. | ||
* Underworld Office — Босс, Ривер, Чарли, {{spoiler|Юджин на плохих концовках.}} | * Underworld Office — Босс, Ривер, Чарли, {{spoiler|Юджин на плохих концовках.}} | ||
* Shadow Fight | * Shadow Fight 2 — главный герой, вследствие проклятия демонов. При всей тяжести совершенного им косяка ([[Рыцарь крови|открыл проход из Преисподней на Землю, дабы найти себе достойного соперника]]) — положительный персонаж и [[кающийся грешник]]. | ||
* «[[Братья Пилоты|Братья Пилоты 3D: Дело об огородных вредителях]]» и сиквел «Тайны клуба собаководов» — таинственный Человек в Чёрном, который вовлечён в разного рода криминальные интриги и строит козни героям. Третья игра, в которой его тайна должна была наконец быть раскрыта, так и не вышла — но спустя много лет в октябре 2021 разработчики [https://vk.com/@pilot_brothers-intervu-mikhail-piskynov-pb3d наконец-то раскрыли тайну в интервью]. | |||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
Строка 94: | Строка 99: | ||
Кто носит чёрный галстук и чёрные перчатки? | Кто носит чёрный галстук и чёрные перчатки? | ||
Это моя смерть!|Сектор Газа}} | Это моя смерть!|Сектор Газа}} | ||
{{q|pre=1| | |||
В черном-черном городе черными ночами | |||
Неотложки черные с черными врачами | |||
Едут и смеются, песенки поют, | |||
Люди в черном городе словно мухи мрут.|Сергей Шнуров}} | |||
* «[[Кукрыниксы]]» — «Чёрный человек» по поэме Сергея Есенина. | * «[[Кукрыниксы]]» — «Чёрный человек» по поэме Сергея Есенина. | ||
* Панк-группа «ОРЗ» также переложила «Чёрного человека» на музыку, причём несмотря на примерно одинаковый хронометраж отнеслась к тексту намного бережнее. | * Панк-группа «ОРЗ» также переложила «Чёрного человека» на музыку, причём несмотря на примерно одинаковый хронометраж отнеслась к тексту намного бережнее. | ||
* Александр Башлачёв «Абсолютный вахтёр» — собственно, воплощение тропа. | * Александр Башлачёв «Абсолютный вахтёр» — собственно, воплощение тропа. | ||
* [[Владимир Высоцкий]], «Мой чёрный человек в костюме сером». | * [[Владимир Высоцкий]], «Мой чёрный человек в костюме сером». | ||
=== Эстрада и цирк === | |||
* С. Солоницын в сочетании с карточным номером «Шпион». Обычно после «Шпиона» снимает светлые элементы костюма (перчатки, галстук) и отыгрывает другой таинственный номер. Немного в эстетике ЛВЧ. Правда, выступал он полным ходом в таком образе еще в 1994 г. (если не раньше), то есть как бы до популяризации людей в черном за счет фильмов. | |||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* По воспоминаниям свидетелей, умирающему Петру Ильичу Чайковскому в бреду виделся «чёрный офицер», заглядывающий в окно. Причём комната находилась не на первом этаже… | * По воспоминаниям свидетелей, умирающему Петру Ильичу Чайковскому в бреду виделся «чёрный офицер», заглядывающий в окно. Причём комната находилась не на первом этаже… | ||
* Гаитянский диктатор Франсуа Дювалье, также известный как Папа Док, активно косплеил вышеупомянутого Барона Субботу и одевался в соответствующем стиле. | |||
* | |||
{{Nav/Бестиарий}} | {{Nav/Бестиарий}} | ||
{{Nav/Ужасы}} | {{Nav/Ужасы}} |
Текущая версия на 14:42, 10 февраля 2024
« | Чёрный человек, |
» |
— Сергей Есенин |

Чёрный-чёрный человек проживает в чёрном-чёрном городе, на чёрной-чёрной улице, в чёрном-чёрном доме, в чёрной-чёрной комнате. Спать, если верить народной молве, предпочитает в чёрном-чёрном гробу. Будучи потревожен — встанет и даст пи… команду: «Отдай своё сердце!».
Когда чёрного-чёрного человека заедает чёрная-чёрная хандра, он отправляется донимать лиц с тонкой душевной организацией, одолеваемых чёрными-чёрными мыслями — поэтов, писателей, музыкантов, художников, которые чаще всего воспринимают его как своё тёмное альтер-эго, воплощение Смерти или чёрта под прикрытием, а то и самого Дьявола. Неудивительно, что в России излюбленными охотничьими угодьями ЧЧЧ является город, которого нет, где обстановка всегда дождливо-депрессивная, а популяция впечатлительно-творческих натур особенно высока.
Чёрный-чёрный человек вовсе не обязательно негр. У него бывает даже вполне белое лицо.
Родственные тропы — Зловещая тень и Жуткий прохожий.
Где встречается[править]
Фольклор[править]
- Барон Суббота — дух смерти из гаитянского фольклора. Обычно изображается в виде скелета или темнокожего человека в чёрном фраке или чёрном цилиндре.
- Пионерские страшилки, тысячи их! Например, в истории «Случай с туристами» ЧЧ бродит по горам, сталкивая туристов с обрыва. Упав, человек не разбивается, а становится точно таким же ЧЧ.
- А также пародии на пионерские страшилки. Одна из них, в которой ЧЧ заставил студента жрать покойника, является более благопристойным пересказом анекдота про осрамившегося во сне алкоголика. В истории с алконавтом было куда позорнее, чем «Андрей, проснись, ты уже третий матрас догрызаешь!».
- И не только пионерские: вполне взрослый фольклор про Чёрного Альпиниста, Белого Спелеолога (цвет подкачал, но в остальном соответствует) и иже с ними.
- Уже скорее вожатский фольклор — история о Чёрном Вожатом, который режет плохих детей. Почернел после того, как совсем уж отмороженные ребятишки убили его невесту и отрезали ей руку.
- Бесчисленные крипипасты.
- Анекдот про сразу двух ЧЧ, угрюмо сидящих у походного костра… «Эх, Василий Иваныч, зря мы эту гадскую покрышку спалили!»
- А в чёрном-чёрном городе на чёрной-чёрной площади на чёрной-чёрной сцене чёрный-чёрный барабанщик сказал чёрному-чёрному фронтмену: «Тилль, кажись, мы переборщили с пиротехникой!»
- В чёрном-чёрном городе, на чёрной-чёрной улице, в чёрном-чёрном доме, в чёрно-чёрной квартире сидит чёрный-чёрный мужик и говорит: «Никогда больше не буду сам заправлять картриджи для принтера!»
- Анекдот про «а нахрена мы шины жгли?» обрёл второе дыхание после известных киевских событий.
- Анекдот про чёрных-чёрных ВИЧа и Петьку обыгран в эпилоге романа «Этногенез: Бандиты» Сергея Лукьянова, где вышепоименованные персонажи отбывают в США инкогнито в качестве кочегаров на судне.
- Старше, чем радио — легенда о Моцарте, которому таинственный человек в чёрном заказал реквием. Который впоследствии играли у Моцарта на похоронах, поскольку этот Чёрный Человек был самой Смертью.
- Городские легенды про людей в чёрном, которые являются к людям, видевшим НЛО, и требуют от них не разглашать увиденное. Согласно самой распространённой версии, они являются агентами государственных спецслужб или какой-то негосударственной тайной организации, но есть предположения, что они сами закамуфлированные пришельцы или даже демонические сущности.
Литература[править]
- «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, «Моцарт и Сальери» — обыграна в том числе и легенда о Чёрном Человеке, который повсюду видится Моцарту.
- Иван Тургенев, «Рассказ отца Алексея» — батюшка рассказывает о том, как его сына довел до безумия и погибели нечистый.
« | «Какой он из себя? — говорю… — зелёный?» — «Нет, не зелёный, а чёрный». — «С рогами?» — «Нет, он как человек — только весь чёрный». | » |
- «Чёрный человек» Сергея Есенина — сабж является к лирическому герою-поэту по ночам и тонко намекает ему, какой он, поэт, в сущности подонок, причиняя невыносимые душевные страдания. Для русскоязычного читателя — тропнеймер и кодификатор.
- Ньярлатхотеп у Говарда Лавкрафта широко известен как Чёрный Человек aka Ползучий Хаос.
- Стивен Кинг — Рэнди Флэгг известен в цикле «Тёмная башня» как Человек-в-Чёрном, а в «Противостоянии» его прямо величают Чёрным Человеком. Обычно лицо у него всё-таки белое, даже румяное, а вот во снах он является героям как стопроцентный сабж — только глаза горят на чёрном фоне.
- Р. Л. Стайн — продавец масок из «Маски Одержимости» и Угроза в «Улицах Панического Парка».
- Архимаг — всё тот же Ньярлатхотеп. Впрочем, дома, в Лэнге, он предпочитает как раз свой истинный вид, но в других мирах приходится блюсти конспирацию — господин в чёрных одеждах и с «плывущими» чертами лица, конечно, подозрителен, но от него хотя бы не разбегаются с воплями, как от живой мешанины зубастой-глазастой плоти.
- Арсений Миронов, трилогия «Древнерусская игра»: «Мягко хрустнул замок, и на пороге появился человек в чёрном. Некоторые не любят людей в чёрном и сразу пугаются. Мы, напротив, обрадовались, потому что А. Старцев — чрезвычайно светлая личность, хотя и ходит исключительно в чёрном». Позже появляется некоторое количество людей чёрных как одеянием, так и душою.
- Василий Головачёв, «Чёрный человек» — первая часть одноимённой условной трилогии, куда так же входят «Чёрная сила» и «Чёрное время». Впрочем, у этого автора все книги — один большой сюжет.
- Рассказ Ярослава Землянухина «Перегуды» в сборнике «Самая Страшная Книга-2017» — протагонист-красноармеец вспоминает садиста, отрезавшего ему язык, как неясную фигуру «чёрного человека».
- Литературная вселенная S.T.A.L.K.E.R. — Дэн «Рэд» Шухов, он же «Чёрный Сталкер» — воплощённая кармическая справедливость Зоны. Имя отсылает к Редрику «Рыжему» Шухарту. Сама же концепция персонажа корнями уходит глубоко в шахтёрский фольклор Старой Европы и легенду о появляющемся как будто бы изниоткуда шахтёре, спешно бегущем по тоннелям и зовущим других с собой, но вдруг исчезающем у самого выхода на поверхность, когда оставшийся позади проход, из которого шахтёры только что выскочили, внезапно заваливает. В играх серии вопреки обещаниям так и не появился.
- Анатолий Уманский, «Алая печать» — Ньярлатхотеп здесь и есть тот самый Чёрный человек, который приходил к Есенину и заказал Реквием Моцарту, а также «чёрный офицер», которого видел на смертном одре Чайковский. И представляет он из себя персонификацию человеческого чувства вины (или же хтоническую сущность, которая играет людьми, надавливая на это самое чувство вины). Автор, собственно, делал отсылку на Лавкрафта, у которого в рассказе «Ньярлатхотеп» говорится о том, что в дни прихода этого товарища над миром «довлело чувство вины».
- Фриц Лейбер «Чёрный гондольер»: титульный гондольер, этакий «элементаль нефти», управляющий миром.
Театр[править]
- Братья Стругацкие, «Жиды города Питера» — Чёрный Человек, разносящий повестки «жидам/богачам/дармоедам/мздоимцам». Получив люлей, оказался всего лишь курьером; кто стоял за зловещим приказом — остаётся загадкой.
Кино[править]
- «Зелёный ад» Илая Рота — колдун в племени каннибалов зовётся «Чёрным Человеком» и носит соответствующую раскраску.
- Трилогия «Человек Тьмы» — редкий случай, когда ЧЧ представлен антигероем, а не злодеем.
- «ДМБ» — армейская байка о Чёрном Дембеле.
- «Когда незнакомец звонит снова» — маньяк косплеит сабж, крася своё тело в чёрный цвет.
- «Хэллоуин-5» — Чёрный Человек, пришедший за Майклом Майерсом. В шестой части оказывается лидером друидского Культа Торна.
- «Зодчий теней» — заглавный демон.
- «Игры разума» — Уильям Парчер, агент правительственных спецслужб, который принимает главного героя на работу для борьбы с заговором коммунистов. Выглядит и ведёт себя весьма в духе ЛВЧ. На самом деле — галлюцинация, порождённая шизофренией героя, и ни на какие спецслужбы ГГ не работает.
Телесериалы[править]
- «Твин Пикс», третий сезон — зловещие «Митричи» из Чёрного Вигвама.
- Уже две экранизации «Противостояния».
- «Всегда солнечно в Филадельфии» — Полуночник из песен Чарли.
- «Кукольный дом» — в сериях про Чердак присутствует безжалостный убийца — Чёрный Человек. Конечно же, режиссёр Джосс Уэдон не может обойтись без неоднократного зигзага, раскрывать который не хочется даже под спойлером.
- «Интерны» — больничная байка про Чёрных Врачей.
Телевидение[править]
- «Городок» — очередной скетч про Моцарта и Сальери, но тут ещё и про «чёрного человека».
Мультсериалы[править]
- Смешарики — Чёрный Ловелас.
Аниме и манга[править]
- One Piece — Им Сама.
Видеоигры[править]
- Mortal Kombat — один из разноцветных ниндзя, Нуб Сайбот (поскольку является оживлённой колдуном Куан Чи тенью, вернее духом Саб — Зиро Старшего). В ранних играх был просто чёрным силуэтом.
- Deep Sleep Trilogy — люди-тени из мира снов, перекочевавшие в игру из городских легенд.
- Neverwinter Nights 2 — чёрный человек регулярно навещает одну из спутниц протагониста.
- Серия Half Life — этот гадкий Джи-Мен…
- DEEMO — Сам Диимо, хотя, в отличие от других персонажей в этой статье, вовсе не злой.
- Underworld Office — Босс, Ривер, Чарли, Юджин на плохих концовках.
- Shadow Fight 2 — главный герой, вследствие проклятия демонов. При всей тяжести совершенного им косяка (открыл проход из Преисподней на Землю, дабы найти себе достойного соперника) — положительный персонаж и кающийся грешник.
- «Братья Пилоты 3D: Дело об огородных вредителях» и сиквел «Тайны клуба собаководов» — таинственный Человек в Чёрном, который вовлечён в разного рода криминальные интриги и строит козни героям. Третья игра, в которой его тайна должна была наконец быть раскрыта, так и не вышла — но спустя много лет в октябре 2021 разработчики наконец-то раскрыли тайну в интервью.
Визуальные романы[править]
Комиксы[править]
- «Противостояние» по роману Стивена Кинга.
Настольные игры[править]
- Mage: The Ascension — Аль-Асвад, он же Безымянный, он же Чёрный Человек, он же Утнапиштим, он же Первый Фомор. Первый Нефандус, то есть человек, впервые в истории мира заключивший пакт с тёмными силами с изнанки Вселенной. Не имеет души, не имеет имени, не имеет Аватара — всё это он продал Владыкам Внешней Тьмы. Взамен имеет силищу, запредельную даже по меркам своего сеттинга (где персонажи запросто играют с мировыми константами).
Музыка[править]
« | Кто носит чёрный галстук и чёрные перчатки? |
» |
— Сектор Газа |
« | В черном-черном городе черными ночами |
» |
— Сергей Шнуров |
- «Кукрыниксы» — «Чёрный человек» по поэме Сергея Есенина.
- Панк-группа «ОРЗ» также переложила «Чёрного человека» на музыку, причём несмотря на примерно одинаковый хронометраж отнеслась к тексту намного бережнее.
- Александр Башлачёв «Абсолютный вахтёр» — собственно, воплощение тропа.
- Владимир Высоцкий, «Мой чёрный человек в костюме сером».
Эстрада и цирк[править]
- С. Солоницын в сочетании с карточным номером «Шпион». Обычно после «Шпиона» снимает светлые элементы костюма (перчатки, галстук) и отыгрывает другой таинственный номер. Немного в эстетике ЛВЧ. Правда, выступал он полным ходом в таком образе еще в 1994 г. (если не раньше), то есть как бы до популяризации людей в черном за счет фильмов.
Реальная жизнь[править]
- По воспоминаниям свидетелей, умирающему Петру Ильичу Чайковскому в бреду виделся «чёрный офицер», заглядывающий в окно. Причём комната находилась не на первом этаже…
- Гаитянский диктатор Франсуа Дювалье, также известный как Папа Док, активно косплеил вышеупомянутого Барона Субботу и одевался в соответствующем стиле.