Затерянный город в пустыне: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
(не показано 5 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 17: | Строка 17: | ||
* Судзуки Кодзи, «Петля» — Уинсрок. | * Судзуки Кодзи, «Петля» — Уинсрок. | ||
* Перси Шелли, «Озимандия» — от великого города (а может быть, и [[Педаль в пол|от всего древнего царства]]) остался лишь обломок статуи с хвастливой надписью. | * Перси Шелли, «Озимандия» — от великого города (а может быть, и [[Педаль в пол|от всего древнего царства]]) остался лишь обломок статуи с хвастливой надписью. | ||
* «[[Песни Гипериона]]» — Град Поэтов. [[Добрый король]]-меценат Уильям XXIII, также известный как [[неловкое прозвище|Печальный Король Билли]], правивший Гиперионом за два века до начала основных событий цикла, построил богемный [[сияющий град]] в пустыне рядом с Гробницами Времени, где собрал деятелей искуссва со всей Великой Сети, но из страха перед Шрайком жители вскоре покинули его и город стал именно таким. {{spoiler|После событий «Падения Гипериона» [[Козел|Мартин Силен]], некогда друг короля и житель Града Поэтов, попытался возродить город в его былом величии.}} | |||
* Джеймс Роллинс, «Песчаный дьявол» — отсылка к реально существующему затерянному городу Убар. Щедро приправлена мистикой, фантастикой, приключениями и прочим необходимым. | * Джеймс Роллинс, «Песчаный дьявол» — отсылка к реально существующему затерянному городу Убар. Щедро приправлена мистикой, фантастикой, приключениями и прочим необходимым. | ||
* Джозефина Тэй, «Пески времени» — Тот же Вабар/Убар/Ирам. | * Джозефина Тэй, «Пески времени» — Тот же Вабар/Убар/Ирам. | ||
* Маргарет Этвуд, «Слепой убийца» — вставная повесть о таком городе, Сакиэль-Норне. | * Маргарет Этвуд, «Слепой убийца» — вставная повесть о таком городе, Сакиэль-Норне. | ||
* Дуглас Престон и Линкольн Чайлд, «Золотой город» — Квивира. Не совсем в пустыне, но пески присутствуют. Во всяком случае, не в джунглях и не в подземелье. | * Дуглас Престон и Линкольн Чайлд, «Золотой город» — Квивира. Не совсем в пустыне, но пески присутствуют. Во всяком случае, не в джунглях и не в подземелье. | ||
* [[Лавкрафтианские ужасы|Говард Филлипс Лавкрафт]], рассказ «Безымянный город» — где-то в Аравийской пустыне затерялся город, настолько древний, что не осталось ни одной легенды, где бы упоминалось его имя, или время, когда он был возведён. Об этом таинственном и необъяснимо пугающем месте, о котором шепчутся пастухи у костров и старухи в шатрах, [[Lovecraft/Abdul Alhazred|Абдул Альхазред]] сложил загадочное двустишие: | |||
{{Q|«То не мертво, что вечность охраняет,<br> | |||
Смерть вместе с вечностью порою умирает…»}} | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[ | * «[[Аладдин (сказка)|Волшебная лампа Аладдина]]» — именно туда привёл Аладдина злой магрибский колдун. | ||
* «Мумия» — Хамунаптра. | * «Мумия» — Хамунаптра. | ||
Строка 35: | Строка 39: | ||
** {{spoiler|Но если серьезно, то это, скорее, не «потерянный», а «потерявший» город. Потерявший людей. Они же исчезли ведь. Однако, атмосфера и общее «убранство» тут, все-таки, решают.}} | ** {{spoiler|Но если серьезно, то это, скорее, не «потерянный», а «потерявший» город. Потерявший людей. Они же исчезли ведь. Однако, атмосфера и общее «убранство» тут, все-таки, решают.}} | ||
* [[Serious Sam]] — у нас такого много. И не только в пустыне. | * [[Serious Sam]] — у нас такого много. И не только в пустыне. | ||
** Если быть точным, вся первая часть («Первое Пришествие»/«Первая Кровь») и приквел к ней (он же «третья» часть) происходят в Египте, так что из не-затерянного-в-пустыне там только современный Каир и пара оазисов. | |||
* [[Diablo|Diablo 2]] — затерянный город во 2 акте. Населен нежитью, демонами, мутантами. Сразу после входа в локацию {{spoiler|на землю падает тьма}}. | * [[Diablo|Diablo 2]] — затерянный город во 2 акте. Населен нежитью, демонами, мутантами. Сразу после входа в локацию {{spoiler|на землю падает тьма}}. | ||
* [[Prince of Persia]] — затерянный город, локация 3. Сразу после подземелья, добраться можно на ковре-самолёте. Почти полностью развалился, изобилует ветхими платформами, связанными с ними прыжковыми головоломками — и нежитью. | |||
* [[Minecraft]] — храмы в пустыне. Могут содержать некоторое количество полезного на начало игры лута (особенно динамит под полом тайника) и использоваться как небольшое жилище, но вообще толку от него немного. | |||
** [[Мод]] Atum — целиком про пустыню и затерянные города. | |||
* [[Battle Brothers]] — засыпанная песком древняя библиотека, где обитает могущественный [[лич]], который с удовольствием поднимет для боя останки незадачливых искателей приключений, закидает молниями и вообще создаст множество проблем. Победить его будет тяжело, особенно без ручниц — примитивного огнестрельного оружия. | |||
* Breath of Fire 3 — в [[Пустыня Смерти|Пустыне Смерти]] (да, так и называется) находится затерянное поселение {{spoiler|с космическим лифтом на станцию ответственного за [[средневековый застой|застой]] в мире вообще и уничтожение [[Дракон|Стаи]] в частности ИИ, который и является финальным боссом игры.}} | |||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === |
Текущая версия на 17:14, 1 апреля 2025
Когда-то здесь был цветущий оазис, а в нём — богатый, многолюдный город на перекрёстке оживлённых караванных путей. Но однажды что-то случилось. Может быть, прозаически иссякли подземные воды или изменилась география торговых путей, может, прошли нашествием кочевые варвары, а может, сам Бог или боги прокляли местных жителей за грехи и испепелили небесным пламенем — теперь уже никто не скажет точно. Песок занёс величественные развалины, где сейчас обитают лишь джинны и призраки. Само имя города забылось, и память о нём истлела в веках.
Если Затерянный город в джунглях символизирует победу дикой природы над человеком, то Затерянный город в пустыне — это место, где человека победила сама Смерть. Отсюда ореол мистики, меланхолии и сверхъестественного хоррора вокруг этого тропа.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Многоколонный Ирам, позаимствованный Лавкрафтом из Корана. Есть гипотеза, что город был не такой уж и легендарный…
- Он же неоднократно фигурирует в книге «Тысяча и одна ночь». Отсюда он позаимствован Успенским и Лазарчуком в трилогию «Посмотри в глаза чудовищ».
Литература[править]
- Борхес, «Бессмертный» — Город Бессмертных.
- Брюс Стерлинг, «Ужин в Аудагасте» — прорицатель предсказывает такую судьбу процветающему сахарскому городу.
- Песнь Льда и Огня — Вейес Толорро, «Город Костей».
- Три заброшенных кваатийских города, найденных Дейенерис и ее отрядом в Красной Пустыне.
- «Колесо Времени» — Руидин.
- Судзуки Кодзи, «Петля» — Уинсрок.
- Перси Шелли, «Озимандия» — от великого города (а может быть, и от всего древнего царства) остался лишь обломок статуи с хвастливой надписью.
- «Песни Гипериона» — Град Поэтов. Добрый король-меценат Уильям XXIII, также известный как Печальный Король Билли, правивший Гиперионом за два века до начала основных событий цикла, построил богемный сияющий град в пустыне рядом с Гробницами Времени, где собрал деятелей искуссва со всей Великой Сети, но из страха перед Шрайком жители вскоре покинули его и город стал именно таким. После событий «Падения Гипериона» Мартин Силен, некогда друг короля и житель Града Поэтов, попытался возродить город в его былом величии.
- Джеймс Роллинс, «Песчаный дьявол» — отсылка к реально существующему затерянному городу Убар. Щедро приправлена мистикой, фантастикой, приключениями и прочим необходимым.
- Джозефина Тэй, «Пески времени» — Тот же Вабар/Убар/Ирам.
- Маргарет Этвуд, «Слепой убийца» — вставная повесть о таком городе, Сакиэль-Норне.
- Дуглас Престон и Линкольн Чайлд, «Золотой город» — Квивира. Не совсем в пустыне, но пески присутствуют. Во всяком случае, не в джунглях и не в подземелье.
- Говард Филлипс Лавкрафт, рассказ «Безымянный город» — где-то в Аравийской пустыне затерялся город, настолько древний, что не осталось ни одной легенды, где бы упоминалось его имя, или время, когда он был возведён. Об этом таинственном и необъяснимо пугающем месте, о котором шепчутся пастухи у костров и старухи в шатрах, Абдул Альхазред сложил загадочное двустишие:
« | «То не мертво, что вечность охраняет, Смерть вместе с вечностью порою умирает…» |
» |
Кино[править]
- «Волшебная лампа Аладдина» — именно туда привёл Аладдина злой магрибский колдун.
- «Мумия» — Хамунаптра.
Видеоигры[править]
- Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — Вендигрот, город высоких технологий. Разрушен Арронаксом в его кампании по уничтожению технологии и похоронен песчаной бурей.
- Clive Barker's Jericho — Эль’Хали.
- Heroes of Might and Magic II — в пустынных ландшафтах можно обнаружить Города Мертвых. Победив их обитателей, можно нанимать могучих личей.
- Might and Magic VI — посреди пустыни Драконьи Пески (англ. Dragonsand) расположено поселение, которое в сюжете рано или поздно сыграет роль. А ещё говорят, что к западу или югу от пустыни находится Источник Молодости. Жаль, что в этой части нету возраста у персонажей и туда нельзя пойти, иначе было бы круто пойти туда и омолодить персонажей.
- World of Tanks — Буквально. Карта «Затерянный город» с пустынным ландшафтом.
- Nier: Automata — в игре есть пустыня. В игре есть разрушенный город в этой пустыне. Nuff said.
- Но если серьезно, то это, скорее, не «потерянный», а «потерявший» город. Потерявший людей. Они же исчезли ведь. Однако, атмосфера и общее «убранство» тут, все-таки, решают.
- Serious Sam — у нас такого много. И не только в пустыне.
- Если быть точным, вся первая часть («Первое Пришествие»/«Первая Кровь») и приквел к ней (он же «третья» часть) происходят в Египте, так что из не-затерянного-в-пустыне там только современный Каир и пара оазисов.
- Diablo 2 — затерянный город во 2 акте. Населен нежитью, демонами, мутантами. Сразу после входа в локацию на землю падает тьма.
- Prince of Persia — затерянный город, локация 3. Сразу после подземелья, добраться можно на ковре-самолёте. Почти полностью развалился, изобилует ветхими платформами, связанными с ними прыжковыми головоломками — и нежитью.
- Minecraft — храмы в пустыне. Могут содержать некоторое количество полезного на начало игры лута (особенно динамит под полом тайника) и использоваться как небольшое жилище, но вообще толку от него немного.
- Мод Atum — целиком про пустыню и затерянные города.
- Battle Brothers — засыпанная песком древняя библиотека, где обитает могущественный лич, который с удовольствием поднимет для боя останки незадачливых искателей приключений, закидает молниями и вообще создаст множество проблем. Победить его будет тяжело, особенно без ручниц — примитивного огнестрельного оружия.
- Breath of Fire 3 — в Пустыне Смерти (да, так и называется) находится затерянное поселение с космическим лифтом на станцию ответственного за застой в мире вообще и уничтожение Стаи в частности ИИ, который и является финальным боссом игры.
Настольные игры[править]
- Dark Sun — в этом пустынном мире магического постапокалипсиса таких полно. Там можно найти металлическое оружие и снаряжение (большая редкость по местным меркам, в основном обитатели мира обходятся костью, обсидианом и другими материалами — по причине малопригодности металла в реальной жизни: когда местный вариант дварфов надыбал старый схрон с броней и все такие радостные в неё облачились с намерением надавать по роже врагам — оказалось что в железных доспехах адски жарко — с выносливостью у них к счастью всё было нормально, но тепловой удар был обычным явлением), волшебные артефакты времен Раджаата, золотые монеты (еще большая редкость, обычно используются керамические) и много голодной нежити.
- Warhammer Fantasy Battles — Ка-Сабар, Бронзовый Город. Когда-то он был главным металлургическим центром древней Нехекхары и одним из первых выступил против Нагаша. Теперь Ка-Сабар лежит в руинах, погребенный песками, и только изредка непредсказуемые бури обнажают останки Бронзового Города, чтобы спустя несколько дней скрыть его снова.
Музыка[править]
- Catharsis — «Страж времён»: описан такой город, который оживает как призрак на ночь.
Реальная жизнь[править]
Поскольку в пустыне (в отличие от джунглей) хорошо сохраняются археологические памятники, особенно если город был покинут, в реальной жизни такие города многочисленны, хорошо заметны и представляют лакомую добычу для археологов. Указываем только наиболее яркие экземпляры, и только действительно покинутые, без современного населения.
- Северная Африка: Лептис-Магна (Ливия), Джеду (Бусирис) и др. (Египет).
- Ближний Восток: Петра (Иордания), Авдат и Мамшит (Израиль), Пальмира и Дура-Европос (Сирия), Персеполь (Иран), Хатра (Ирак).
- Средняя и Центральная Азия: Гонур-Депе (Туркмения), Топрак-кала (Узбекистан), Хара-Хото (Внутренняя Монголия).
- Однако столицу Аккада так до сих пор и не нашли. Археологи полагают, что руины нужно искать на территории номов Киш и Сиппар, но где именно — неизвестно. Короче, она где-то там. Возможно, что и рядом.