Идеологическая Сью: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 20: Строка 20:
*** [[Captain Marvel|Капитан Марвел]] [[каноническая Сью|сьёй была и в комиксах]], но только в своём сольном фильме [[идеология в адаптации|приобрела]] [[сарказм|так недостававшее ей измерение]] кумира интерсекциональной «повесточки».
*** [[Captain Marvel|Капитан Марвел]] [[каноническая Сью|сьёй была и в комиксах]], но только в своём сольном фильме [[идеология в адаптации|приобрела]] [[сарказм|так недостававшее ей измерение]] кумира интерсекциональной «повесточки».
*** [[Black Panther|Ваканда]] — [[коллективная Сью|коллективная]] идеологическая Сью. В комиксах была молодой, динамично развивающейся страной, буквально только что собранной из горстки племён в единый монолит [[отец нации|Т’Чакой]], и все творящиеся в ней несуразности [[подавление недоверия|списывались]] на это. В кино же Ваканда стала чуть ли не ровесницей [[фараоны и пирамиды|фараонов]] (потому что показывать [[негр]]ов дикарями и даже бывшими дикарями неполиткорректно!) — и все творящиеся в ней несуразности моментально [[идиотский сюжет|превратили сюжет в маразм]], где вместо запланированного [[этнографическое пиршество|воспевания африканской культуры]] негры выставлены [[традиции превыше разума|большими]] [[дикарь с пулемётом|дикарями]], нежели являются на самом деле. При этом сделать проработанного чернокожего персонажа Дисней умеет («[[Принцесса и лягушка]]» тому подтверждение)… но в этот раз не захотел.
*** [[Black Panther|Ваканда]] — [[коллективная Сью|коллективная]] идеологическая Сью. В комиксах была молодой, динамично развивающейся страной, буквально только что собранной из горстки племён в единый монолит [[отец нации|Т’Чакой]], и все творящиеся в ней несуразности [[подавление недоверия|списывались]] на это. В кино же Ваканда стала чуть ли не ровесницей [[фараоны и пирамиды|фараонов]] (потому что показывать [[негр]]ов дикарями и даже бывшими дикарями неполиткорректно!) — и все творящиеся в ней несуразности моментально [[идиотский сюжет|превратили сюжет в маразм]], где вместо запланированного [[этнографическое пиршество|воспевания африканской культуры]] негры выставлены [[традиции превыше разума|большими]] [[дикарь с пулемётом|дикарями]], нежели являются на самом деле. При этом сделать проработанного чернокожего персонажа Дисней умеет («[[Принцесса и лягушка]]» тому подтверждение)… но в этот раз не захотел.
*** Шури тянет на идеологическую Сью [[С прикрученным фитильком|с фитильком]]. Она не так уж плоха как персонаж. Но девушка, к тому же чернокожая, к тому же из Африки - ну так же тут не подмазать нужной части аудитории? Разумеется, Шури в свои лет 20 - гениальнейший гений, у которого Тони Старк мог бы в лаборантах ходить.
**** Шури тянет на идеологическую Сью [[с прикрученным фитильком]]. Девушка, к тому же чернокожая, к тому же из Африки — ну так же тут не подмазать нужной части аудитории? Разумеется, Шури в свои лет 20 — не только [[прекрасная шоколадка|красотка]], но и гениальнейший гений, у которого Тони Старк мог бы в лаборантах ходить. Но Шури хотя бы с горем пополам [[развитие персонажа|развивается как персонаж]] и вообще прописана более-менее человечно. А вот её товарка Рири «Железное сердце» Уильямс этого достоинства напрочь лишена — а недостатки всё те же.
*** Женская версия Халка не отстает. Это мужской версии надо было учиться самоконтролю, у женщины проблем нет по определению.
*** Женская версия Халка не отстаёт. Это мужской версии надо было учиться самоконтролю, у женщины проблем нет по определению.
* Новая трилогия «Звездных воин» - Рэй собственной персоной. Она девушка, а, значит, умеет ВСЕ. Даром что живет сиротой на помоешной планете. Ну ладно, владение Силой на уровне мощнейших джидаев у нее, видимо, врожденное. Но кто ее научил мастерски владеть всеми видами оружия и на звездолетах лихачить?
* «[[Звёздные войны]]» — Рей неловко балансирует где-то на границе между идеологической сьёй и обыкновенной. Второй, пожалуй, больше — потому что [[сильный женский персонаж|сильных женских персонажей]] во франшизе и раньше хватало за гланды, и идеологический посыл «потому что она девочка» попросту потерялся.
 
=== [[Театр]] ===
* [[Горе от ума|Александр Андреич Чацкий]] в советском литературоведении выписан именно таким. За его «критическим реализмом» (читай, обличением к месту, а чаще не к месту [[застенки царизма|тупых прихвостней прогнившего режима]]) как-то терялось, что сам он — [[золотая молодёжь|золотой молодожоп]], фактически [[хипстер]] XIX века, набравшийся в «толерастической Гейропке» прогрессивной идеологии и теперь с неповторимым апломбом тычущий ею всем в нос. В том-то и состоит горе от ума — сколь бы прекрасна и прогрессивна идеология ни была, но если её презентует обществу [[козёл]], [[зашкаливающее самомнение|пыжащийся от своего ума]], то и нечего удивляться, что общество её не принимает и продолжает загнивать дальше. А ведь по существу-то вопроса [[козёл был прав|Грибоедов с Чацким более чем согласен]]!


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 45: Строка 42:
А вот в фильмах Кэмерона достойные женские образы соседствуют с достойными мужскими, и так женщины завоёвывают себе лишь ещё большее уважение, ибо даже на фоне мужчин далеко не робкого десятка им удаётся выделиться стойкостью, силой духа и умением решать проблемы. Можно сказать, что один лишь Кэмерон сделал для фем-повестки больше, чем все прогрессивные тварьцы, вместе взятые — причём начал [[до того, как это стало мэйнстримом|задолго до того, как к этому начала обязывать конъюнктура]], то бишь, он делает это не для того, чтобы перед кем-то выслужиться, а потому, что ему [[любит сильных женщин|совершенно искренне нравятся сильные женщины]].|
А вот в фильмах Кэмерона достойные женские образы соседствуют с достойными мужскими, и так женщины завоёвывают себе лишь ещё большее уважение, ибо даже на фоне мужчин далеко не робкого десятка им удаётся выделиться стойкостью, силой духа и умением решать проблемы. Можно сказать, что один лишь Кэмерон сделал для фем-повестки больше, чем все прогрессивные тварьцы, вместе взятые — причём начал [[до того, как это стало мэйнстримом|задолго до того, как к этому начала обязывать конъюнктура]], то бишь, он делает это не для того, чтобы перед кем-то выслужиться, а потому, что ему [[любит сильных женщин|совершенно искренне нравятся сильные женщины]].|
[https://ficbook.net/readfic/018b9ffc-8409-7b46-b1c2-7d4a5cf41778 Безумный Кроссовер]}}
[https://ficbook.net/readfic/018b9ffc-8409-7b46-b1c2-7d4a5cf41778 Безумный Кроссовер]}}
* Игровые экранизации Диснея рады стараться. Почти любая главная героиня - идеологическая Сью в силу своего пола.
* Игровые экранизации Диснея рады стараться. Почти любая главная героиня — идеологическая Сью в силу своего пола.
** «Мулан» - девушка и азиатка, стало быть, идеальна от рождения. Ей нечему учиться в военном лагере. Достаточно не сдерживать свое ци - и она круче всех мужиков вместе взятых. Противостоит ей [[Злая Сью|злая Сью]] - такая же супер-женщина, только злая. Мужики где-то там под ногами мешаются.  
** «[[Мулан]]» — девушка и азиатка, стало быть, идеальна от рождения. Ей нечему учиться в военном лагере. Достаточно не сдерживать свое ци — и она круче всех мужиков вместе взятых. Противостоит ей [[злая Сью]] — такая же супер-женщина, только злая. Мужики где-то там под ногами мешаются.
** «Красавица и Чудовище» - Белль мало того, что единственная на всю деревню любительница книг (в деревне есть школа, но там, видимо, не читают). Еще и изобретательница стиральной машины. А ненавидит ее вся деревня просто за то, что она читающая женщина.
** «[[Aladdin|Алладин]]» — Жасмин близка к тропу и даже песню спела о том, что никто не заставит ее замолчать. Правда, ничего особо полезного затем не сделала. Фильм продвигает мысль, что лишь предрассудки мешают принцессе править Аграбой. При этом она, как и в мультике, [[не в ладах с экономикой|не в курсе, что на базаре товары продают за деньги]].
** «Алладин» - Жасмин близка к тропу и даже песню спела о том, что никто не заставит ее замолчать. Правда, ничего особо полезного затем не сделала. Фильм продвигает мысль, что лишь предрассужки мешают принцессе править Аграбой. При этом она, как и в мультике, не в курсе, что на базаре товары продают за деньги.
** «[[The Little Mermaid|Русалочка]]» — естественно, чернокожая Ариэль теперь [[парень в беде|спасает принца]] не только в те моменты, когда ей полагается, но и в те, когда спасать её должен был принц, и кораблём, который пронзает бушпритом пузо Урсулы, рулит сама. Ах да, хрестоматийный [[поцелуй истинной любви]] {{spoiler|так и не состоялся, и они с Эриком, судя по всему, остались [[просто друг|просто друзьями]]}}.
** Грядущая «[[Белоснежка]]», судя по пресс-релизам, тоже рвётся в троп. Зрители заранее готовятся [[болеть за Империю|болеть за Злую Королеву]].


{{Nav/Амплуа и архетипы}}
{{Nav/Амплуа и архетипы}}

Версия 11:27, 29 октября 2024

Идеологическая Сью — собственно, подвид Мэри Сью, как индивидуальной, так и коллективной. Дистинктивно отличается от надтропа тем, что к обыкновенной мерисье автор питает симпатии личные, а к этой — сословные, классовые и мировоззренческие. Обыкновенная Сью получает от автора все вообразимые плюшки (перечисленные в посвящённой ей статье) потому, что автор по-другому ещё не научился и, возможно, не научится. Идеологическая — потому, что политические взгляды автора перевешивают его рационализм, вот он и подыгрывает любимчикам (в жизни или в искусстве), за которых искренне радеет и/или чьи деньги пытается своим произведением привлечь. Или даже не не просто подыграть, а побудить других — в надежде, что жизнь подражает искусству и что публика воспримет произведение как прямое руководство к образу мыслей.

Идеологическая Сью по определению резонёр, но не всякий резонёр — идеологическая Сью. К примеру, Чацкий в «Горе от ума» провозглашает идеи, с которыми автор сердечно согласен — но при этом сам себя выставляет таким идиотом (фактически хипстером XIX века), что нужно быть Грибоедовым, чтобы, смеясь над его идиотизмом, продолжать (и зрителя заставлять) относиться всерьёз к самим идеям. Беда в том, что авторы идеологических Сью — ни разу не грибоедовы. Зачем развитие персонажа? Он уже исповедует единственно правильное мировоззрение, — и этого вполне достаточно, чтобы считать его правым в любой спорной ситуации. Естественно, противоположное сьюшному мировоззрение превращается в соломенное чучело, а неудобные точки зрения радостно игнорируются. Все несогласные — всегда плохие, и никакого другого обоснования их действиям тоже не нужно. Viva il Duce!

Но даже идеологическую Сью возможно написать искренне и интересно — только далеко не у всех авторов есть такое желание и умение. Поэтому куда чаще берётся готовая каноническая Сью и приписывается к желательному социальному слою задним числом, зачастую сменив в адаптации цвет кожи, пол, возраст, а то и вообще всё, кроме имени.

Идеологическая анти-Сью тоже существует и называется «у нас он будет негодяем». Если же о персонаже, выставляемом идеологической сьюшей, есть и менее комплиментарные сведения, то недалёк троп «вам террористы, нам партизаны».

Где встречается

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Общее

  • Сабж всплывает у любого МТА, если он вооружается политической повесткой.
  • Среднестатистический попаданец поджанра «бей X, спасай Россию» — хрестоматийный пример. Необязательно именно Россию, можно любую симпатичную автору реальную или вымышленную сторону конфликта, а уж конкретное значение X и вовсе дело двадцатое.

Комплексные франшизы

  • Супергеройский мэйнстрим идеологическими сьями живёт и дышит.
    • Капитан Америка, каким он создавался изначально — с прикрученным фитильком. Всеми силами воплощал в жизнь и продвигал в умы американскую мечту, играючи побивал всех, кто стоял на пути к ней (нацистов, коммунистов, исламистов… смотря по эпохе) — но вот типичного тРаГиЧеСкоГо нАдРыВа, без которого Сью не Сью, был лишён начисто.
    • Персонажи, которых возвела в статус идеологических Сью MCU:
      • Капитан Марвел сьёй была и в комиксах, но только в своём сольном фильме приобрела так недостававшее ей измерение кумира интерсекциональной «повесточки».
      • Ваканда — коллективная идеологическая Сью. В комиксах была молодой, динамично развивающейся страной, буквально только что собранной из горстки племён в единый монолит Т’Чакой, и все творящиеся в ней несуразности списывались на это. В кино же Ваканда стала чуть ли не ровесницей фараонов (потому что показывать негров дикарями и даже бывшими дикарями неполиткорректно!) — и все творящиеся в ней несуразности моментально превратили сюжет в маразм, где вместо запланированного воспевания африканской культуры негры выставлены большими дикарями, нежели являются на самом деле. При этом сделать проработанного чернокожего персонажа Дисней умеет («Принцесса и лягушка» тому подтверждение)… но в этот раз не захотел.
        • Шури тянет на идеологическую Сью с прикрученным фитильком. Девушка, к тому же чернокожая, к тому же из Африки — ну так же тут не подмазать нужной части аудитории? Разумеется, Шури в свои лет 20 — не только красотка, но и гениальнейший гений, у которого Тони Старк мог бы в лаборантах ходить. Но Шури хотя бы с горем пополам развивается как персонаж и вообще прописана более-менее человечно. А вот её товарка Рири «Железное сердце» Уильямс этого достоинства напрочь лишена — а недостатки всё те же.
      • Женская версия Халка не отстаёт. Это мужской версии надо было учиться самоконтролю, у женщины проблем нет по определению.
  • «Звёздные войны» — Рей неловко балансирует где-то на границе между идеологической сьёй и обыкновенной. Второй, пожалуй, больше — потому что сильных женских персонажей во франшизе и раньше хватало за гланды, и идеологический посыл «потому что она девочка» попросту потерялся.

Литература

  • Ильф и Петров, фельетон «Рождение ангела» — пародия на троп. Восемь киносценаристов работают над образом советского положительного героя, наделяя его всеми возможными достоинствами и тщательно следя, чтобы у него не было ни одного недостатка:
«

а) Он должен быть членом всех добровольных обществ, работу коих было бы, кстати, неплохо отразить в фильме.
б) Он одинок, так как семейная жизнь может совратить его с правильного пути.
в) Посещает ли он заседания месткома? — Безусловно.
г) Борода, конечно, утверждается (связь с деревней).
д) Утром он работает. А вечером? — Учится. — А ночью? — Читает газеты, чем расширяет свой кругозор. — А по дороге с завода домой? — Борется с плохой кооперацией.
е) Борется ли он с прочими бытовыми неполадками? — Да. — А как это показать? — Пустяки. Для этого есть надписи.

»

Кино

«

Сегодня, если героиня считается сильной, она обязана без чьей-либо помощи (либо с помощью других сильных женщин, ить помощь от мужика — это сексизм) раскидывать всяких мерзких мужиков-злодеев направо и налево. То бишь, сила духа подменяется физической силой, и плевать, что враги героини — бугаи, проведшие полжизни в спортзале, а сама она толщиной со спичку. Что делает персонажку не только очередным мужиком с женским скином, но ещё и нелепым посмешищем.

У Кэмерона же всё совершенно иначе, главное проявление силы у его героинь — это внутренняя стойкость, недостаток физической силы они восполняют изобретательностью, ибо подлинная сила — это не отсутствие слабостей, а способность их преодолевать. Являясь не картонками, которые без потери харизмы можно заменить на плакат «САТРИТЕ, У НАС ФЕМЕНИЗМ!», они имеют проработанные характеры, достоинства и недостатки, привязанности, где-то могут оказаться слабыми и нуждающимися в помощи — но всегда проявляют инициативу, что-то делают, пробуют, принимают решения и несут ответственность, наравне с мужскими персонажами — столь же неидеальными, но имеющими внутренний стержень и изобретательность.

Это ещё одно важное отличие: в прогрессивных произведениях мужские образы, как правило, либо максимально никчёмные, либо максимально гнусные, дабы ненароком не затмить во всём идеальную героиню, идеальность которой обусловлена буквально наличием дырки в мясе. (Ну, и заодно подчеркнуть, что всё зло от гадких мужиков, поэтому объединяйтесь против стручконосцев, сёстры). По иронии, сегодняшние сильные и независимые банально боятся конкуренции со стороны достойных мужских образов, и могут быть сильными и независимыми лишь настолько, насколько жалкими являются окружающие их мужские персонажи. В итоге получается, что такой подход оскорбляет всех: и мужчин, которых из раза в раз представляют бесполезными чмошниками, и женщин, которые могут производить впечатление сильных и независимых только на фоне таких бесполезных чмошников.

А вот в фильмах Кэмерона достойные женские образы соседствуют с достойными мужскими, и так женщины завоёвывают себе лишь ещё большее уважение, ибо даже на фоне мужчин далеко не робкого десятка им удаётся выделиться стойкостью, силой духа и умением решать проблемы. Можно сказать, что один лишь Кэмерон сделал для фем-повестки больше, чем все прогрессивные тварьцы, вместе взятые — причём начал задолго до того, как к этому начала обязывать конъюнктура, то бишь, он делает это не для того, чтобы перед кем-то выслужиться, а потому, что ему совершенно искренне нравятся сильные женщины.

»

Безумный Кроссовер

  • Игровые экранизации Диснея рады стараться. Почти любая главная героиня — идеологическая Сью в силу своего пола.
    • «Мулан» — девушка и азиатка, стало быть, идеальна от рождения. Ей нечему учиться в военном лагере. Достаточно не сдерживать свое ци — и она круче всех мужиков вместе взятых. Противостоит ей злая Сью — такая же супер-женщина, только злая. Мужики где-то там под ногами мешаются.
    • «Алладин» — Жасмин близка к тропу и даже песню спела о том, что никто не заставит ее замолчать. Правда, ничего особо полезного затем не сделала. Фильм продвигает мысль, что лишь предрассудки мешают принцессе править Аграбой. При этом она, как и в мультике, не в курсе, что на базаре товары продают за деньги.
    • «Русалочка» — естественно, чернокожая Ариэль теперь спасает принца не только в те моменты, когда ей полагается, но и в те, когда спасать её должен был принц, и кораблём, который пронзает бушпритом пузо Урсулы, рулит сама. Ах да, хрестоматийный поцелуй истинной любви так и не состоялся, и они с Эриком, судя по всему, остались просто друзьями.
    • Грядущая «Белоснежка», судя по пресс-релизам, тоже рвётся в троп. Зрители заранее готовятся болеть за Злую Королеву.