Плацкартный вагон — эстетика, характерная для перенаселенных городов будущего по версии киберпанка. Люди живут в капсулах-ячейках, где места хватает только чтобы широко улыбнуться. Сопутствующая данному методу размещения давка, духота, смрад и прочие прелести плацкартного вагона ощущаются беднейшими из жителей на собственной шкуре каждый божий день. Зачем это делается? Единственное для чего нужны подобные места — чтобы люди могли уронить своё тело и немного поспать (но детский плач, игра на гитаре, пьяные вопли, ругань и мордобой делают это весьма нетривиальной задачей), причем сделать это за минимальные деньги.
А ещё там едят пищевые брикеты и пьют бутилированную воду, а мусор сваливают в утилизатор — но только если это «цивилизованная» община. В противном случае там пьют низкокачественное пиво, всюду валяются горы мусора, который сжигается в бочках, над которыми на палочках готовятся пойманные тут же крысы. Рассадник болезней, короче.
В примитиве данная эстетика характерна для тюрем, убежищ гражданской обороны и прочих мест, где жить можно, но опасно. Впрочем, это место — неисчерпаемый источник приключений на любую невезучую задницу…
Примеры
- «Стальные Пещеры» Айзека Азимова — чуть ли не кодификатор тропа. Все земное человечество живет в небоскребах размером с мегаполис, где в маленьких комнатушках живут целые семьи, а ванная-столовая-уборная — общие на целую секцию микрорайонного размера. Для ценных членов общества условия получше: каждая ступенька социальной лестницы — это несколько лишних квадратных сантиметров комнаты и чуть повкуснее пластиковая каша.
- «Мы» Евгения Замятина — тот самый «цивилизованный» вариант плацкартного вагона, все чисто до стерильности, никаких крыс и бочек с мусором — но живут здесь примерно так же, как в примере выше, только уже без дифференциации
по цвету штанов. Всем полагается одинаковая маленькая комнатушка, где можно (и разрешено) именно что только лечь и поспать, и оптимальная порция стандартной пластиковой каши без вкуса и запаха в общей столовой. А зачем что-то большее, если человек — всего лишь винтик в Системе?
- «Спор о Дьюне» Энн Маккефри — «цивилизованный» вариант, разросшийся на всю планету. Многих устраивает, но главные герои невероятно рады возможности переселиться на новооткрытую планету Дьюна: пусть там и нет привычных благ цивилизации, зато свободного места сколько угодно.
- «Жёлтая стрела» Виктора Пелевина — Герои рождаются, живут и умирают в поезде (который, по слухам, идёт к разрушенному мосту) именно в таких условиях, низшие классы буквально в плацкартных вагонах.
- «Первому игроку приготовиться» же! Штабеля — классический пример подобного техногетто.
- «Bioshock: Восторг» Джона Ширли — именно так описан досуг тех, кто не смог прижиться в Восторге и погряз в нищете. Теснота, грязь и конфликты.
- «Незнайка на Луне» Николая Носова — общедоступная гостиница «Тупичок» в Мусорном тупичке, предназначенная для самых бедных, представляет собой именно это.
- Роберт Силверберг «Вертикальный мир» — цивилизованное человечество живёт в небоскрёбах в тесноте — и им это нравится. Когда посланец с Венеры (?) в гостях у главгероя первой части закрывается в туалете, дети главгероя несколько шокированы: как можно так отделяться от коллектива?
- «Кин-дза-дза!» же! Правда, с прикрученным фитильком. Именно так живут те, кому повезло жить не на поверхности. Но и относительно вольная жизнь в пустыне имеет свои малоприятные «особенности».
- «Сквозь снег» по графической новелле «Le Transperceneige» — место действия — поезд, на одном конце которого живёт высший класс, а на другом низший класс. Последние вагоны — даже не плацкарт, а вообще техническая помойка.
- «Облачный Атлас» — жители Нео-Сеула живут почти что в таких плацкартных вагонах (кто побогаче — в купе). А фабрикаты оттуда же вбивают педаль через пол, асфальт и земную кору прямо в мантию.
- «Водный мир» — жизнь что в бывшем танкере, что в плавучем городе не менее плацкартная.
- Deus Ex: Human Revolution — является одним из мест действий, хотя по большому счету можно сказать, что там вся игра напоминает плацкартный вагон — до того тесные там локации.
- Трансарктика: Арктический барон — старая досовская игра, симулятор поезда в постапокалиптическое время нового ледникового периода.
- Iron storm — уровень «Царь Иван» (название суперпоезда барона Угенберга).
- Метро 2033 — педаль в платформу: жители станций обитают в самых настоящих вагонах. И не плацкартных, хоть как-то для этого предназначенных, а вагонах метро!
- Strider 2014 — на одном уровне приходится бегать по вагонам в метро.
- Cyberpunk 2020 — вариант жилья с красноречивым названием «гроб», ставятся группами по четыре штуки (два сверху и два снизу), более дорогие варианты оснащены хорошим замком, телевизором, розеткой и прочими удобствами за ваши «эдди». При заселении кидается проверка запугивания, и в случае неудачи велик шанс вляпаться в неприятности.
- Eclipse Phase — тут «стиль жизни» персонажем вполне буквально «покупается». В случае биоморфа что угодно уровнем ниже «высокого» будет сабжем. Синтморфам в этом отношении несколько легче, поэтому у них жизнь становится терпимой уже при «умеренном» уровне затрат, правда, им приходится мириться с их неживыми телами (многие привыкают, а выходцам из ИскИнов так наоборот биоморфы непривычнее). Инфоморфы могут позволить себе какое-никакое частное виртуальное пространство уже на «низком» уровне затрат, но на то они и инфоморфы без физических оболочек.
- Город-крепость Коулун — огромный, ныне снесённый бомжатник в Гонконге, в котором проживало 50 тысяч китайцев на 2,6 га земли (по другим оценкам — «всего» 33 тысячи, но даже это абсолютный рекорд по плотности населения). И если бы над ним не летали самолёты, он был бы гораздо больше и гораздо выше.
- Для прояснения — город-крепость был формально анклавом материкового Китая на территории Гонконга, и там не действовали британские колониальные законы. Вообще. Но собственно у Китая до него перманентно не доходили руки. В результате единственным ограничением там была высота построек: район находился прямо под глиссадой тогдашнего гонконгского аэропорта Кай-Так[1], и самолёты едва не чиркали там по крышам.
- Ситуацию, впрочем, это не исправило. Подобные «квартирки» размером со шкаф очень часто встречаются в спальных районах Гонкога и других мегаполисов Юго-Восточной Азии. Причина — дороговизна жилья и отсутствие программ социального жилья. Практика подобных жилищ нелегальна, но власти смотрят на них сквозь пальцы.
- В мире начинает появляться сервис подобных гостиниц. Оплата почасовая.
- Капсульный отель? Или имеется в виду нечто иное?
- Да, в общем-то, любой хостел — тот же плацкартный вагон, только никуда не едет. И тут уж спорно, что лучше: человейник с индивидуальными ячейками или комната с двухэтажными кроватями на десять мест в совокупности, в которой постояльцев не разделяет ничего, кроме социального договора (при совместном поселении мужчин и женщин и отсутствии раздевалки). При этом, люди, привыкшие к такому формату поселения, относятся ко всему перечисленному с искренним пофигизмом. Впрочем, это не из-за перенаселения, люди во все времена жили подобным образом (подробнее см. в статье Опошленная ситуация, почему там — понятно оттуда же).
- Казармы туда же — фраза про хостел верна и для них, разве что кроватей в норме двадцать штук и с раздельным поселением мужчин и женщин (в большинстве всё же первые), плюс к тому, что вместо пластиковых брикетов — централизованное снабжение пищей по распорядку дня в виде столовой.
Прочитав эту статью РЖД попытались создать плацкартный вагон нового типа. Добавили ширмочки для создания личного пространства, столик для пеленания в туалет, изменили дизайн под «а-ля IKEA». Будем, как говорится, посмотреть.
- Да, в общем-то, любое место совместного проживания кучи студентов или просто несемейных молодых людей (общежитие, турбаза и т. п.). С точки зрения постояльцев — дёшево и атмосферно, с точки зрения внешнего наблюдателя — так жить нельзя.
- В СССР ситуация с жильём была примерно до конца 70-х довольно острой, поэтому ситуации, когда в хрущёвке живут родители с детьми, дедушка с бабушкой, а то и прабабушка из деревни, не были таким уж редким явлением.
- А c распадом СССР та же песня пошла на новый лад: после взлёта цен на жильё появились квартиры-студии. Конура, в которой только санузел — отдельное помещение, и общей площадью 17 м²? Легко!
- 17 м²? Да это прямо царские хоромы! Сейчас застройщики начали продавать микростудии площадью в 9 м²…
- В нынешний Гонконг переезжает немало типа свободных людей и бизнесменов, что искусственно поднимает цены на жильё. Поэтому там это решили арендой клеток… Таким образом в одном помещении может уживаться множество людей, на чём нечестивые дельцы уже сделали бизнес.
Примечания
- ↑ Тоже той ещё халабуды — по сути дела, просто пригламуренной военной базы времён Второй Мировой, крайне неудобно зажатой между холмов прямо в центре города что твой Алыкель. Достаточно сказать, что для посадки самолётам приходилось делать вираж между холмов прямо над небоскрёбами центра, визуально ориентируясь по так и названному «сигнальному холму», на котором для удобства пилотов была нанесена яркая красно-белая разметка в клетку. При этом аэропорт был одним из самых загруженных в мире — более 30 взлётов/посадок в час (ещё один привет сабжевому тропу). Особой пикантности добавляли частые тропические ливни и ураганы. Доходило до трагикомичного — в ноябре 1993-го китайскому Боингу-747, выкатившемуся с ВПП в пролив Виктория и получившему лишь небольшие повреждения, пришлось… взорвать хвост, чтобы аэропорт смог нормально работать: вертикальный стабилизатор экранировал антенну радиомаяка курсо-глиссадной системы, а быстро убрать самолёт с места аварии не получилось. Но и с КГС заходить на посадку нужно было фактически «на руках», что требовало весьма высокого уровня пилотирования, и когда в 1998 году аэропорт закрыли, некоторые лётчики даже расстроились.
Сеттинг |
---|
Место действия |
Мир: Астрал • Вселенная за кадром • Вымышленная вселенная • Другой мир • Загадочная белая цивилизация • Земля • Зеркальная вселенная • Микромир • Миниатюрный мир • Мир загадок • Не совсем нормальный мир (Альтернативная реальность (Жуткая альтернативная реальность • Странная альтернативная реальность • Чужеродное место) • Искусственная реальность/Машина лотофагов • Это был только сон/Приглючения в Глюколяндии/Приключения в Комаляндии/Твист Амброза Бирса/Твист Найта Шьямалана • Это не наш мир!) • Мир без людей • Мир снов • Мир четвёртой стены • Мир-эксперимент • Не космос • Страна еды • Тот свет • Цивилизация • Чуждая геометрия • Экологическая катастрофа (Мёртвые земли • Мир-помойка/приглаженная помойка vs Страна сластён • Мордор • Осквернённое мироздание • Порча • Тёмная электроника)
Город: Вольный город • Город Бензоград и деревня Патроновка • Город-государство • Город для народа • Город-завод • Город-здание • Город каналов • Город между мирами • Город под куполом • Город-месторождение • Город-призрак • Городские трущобы • Дебри посреди города • Затерянный город в джунглях • Затерянный город в пустыне • Летающий город • Маленький городок • Мегаполис • Мерзкий Улей • Мистический лес • Нуар-Сити • Плавучий город • Подводный город • Подземный город • Последний город • Святой Город • Сияющий град • Столица • Тихий омут • Верхний и нижний город • Экуменополис
Деревня: Деревня со зловещим секретом • Забытая богом деревня • Хутор
Темница сырая: Азкабан • Алькатрас • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона
Школа: Академия зла • Школа волшебства • Школа обыкновенная • Школа с секретом • Школа ужасов
Жильё: Башня мага • Город-здание • Дворец-призрак • Дом-бестиарий • Дом на дереве • Дом с привидениями (Дом у озера • Проклятый старый дом • Нехорошая квартира) • Замок (Неприступная цитадель • Тёмный замок • Фэнтезийный замок) • Плацкартный вагон • Трейлер вместо дома
Общепит: Забегаловка «Жирная ложка» • Косплей-кафе • Мак-Сандерс-Кинг • Опасный трактир • Столовая «Бывший друг желудка» • Таверна «Кружка эля»
Места развлечений: Гадский цирк • Жуткие увеселения • Ржавый луна-парк • Страшный парк развлечений • Фрик-шоу • Цирк ужасов
Ужасные места: Адская гостиница • Аркхэм • Вампирский ночной клуб • Вентиляция • Город-призрак • Дворец-призрак • Деревня со зловещим секретом • Дом-бестиарий • Дом с привидениями • Дом у озера • Жуткий маяк • Заброшенная лаборатория • Заброшенный госпиталь • Заправка в глуши • Зловещая детская площадка • Зловещая роскошь • Зловещий колодец • Зловещий остров • Зловещее святилище • Интерьер из останков • Канализация • Кладбище • Летучий Голландец • Магазинчик, которого вчера здесь не было • Маленький городок • Мёртвая космическая станция • Мистический Юг • Нехорошая квартира • Обитель зла • Опасный трактир • Подъезды и подворотни • Пристанище «Вражье логово» • Проклятый старый дом • Страшный летний лагерь • Страшный парк развлечений • Ужасная вечеринка • Цирк ужасов • Школа ужасов
Другие локации: Архитектурная доминанта • Библиотека • Бродячая локация • Великая стена • Вулкан • Гадская больница • Грибной лес • Горячие источники • Живописные руины • Заброшенная фабрика • Знаковое место • Караван-сарай • Катакомбы • Круизный лайнер • Лабиринт • Лаборатория • Лепрозорий • Макгаффин-место • Мегаподземелье/Избыточно большое подземелье • Медвежий угол • Музей всякой всячины • Небесный океан • Обречённый корабль • Пересохший водоём • Планетарий • Пляж • Преступная корпорация • Приграничье/Фронтир • Пустота между мирами • Секретная база • Сидеть на крыше • Смертоносный спортзал • Территория перемирия • Тёмный лес/Чудесный лес • Торговый центр/Рынок рабов • Тропический рай • Фальшивый пейзаж |
---|
Время действия |
Додревняя тьма • Давным-давно • Пещерное человечество • Эпоха кровавых оргий/Древний Грим • Тёмные Века • Средневековье (Романтическое Средневековье vs Навозные века) • Плащи и шпаги • Именные годы • Ревущие двадцатые • Великая депрессия • Где-то в наше время (Ковидная эпоха) • Через недельку нашей эры • Наше время + 20 • Нескоро-нескоро • Далёкое будущее (Забытые звёзды • Эра гаснущих звёзд) • Эклектичное будущее
Вне времени: Доисторическая фауна в фентези • Замороженное время • Золотой век • Конец Эпохи vs Рассвет новой Эпохи • Легендарная реальность • Мир вне эпох • Мифическая эра • Начало конца • Полночь без пяти • Час Быка • Человечество на испытании • Эпоха тьмы … |
---|
Эстетика |
Прошлое: Стилистика декаданса/Стиль модерн • Art Deco • Пар и плазма • Белый заборчик • Контркультура шестидесятых • Китч восьмидесятых/Интернет-кафе, эротические триллеры и конец истории/Бесславные девяностые/Эстетика девяностых • …
Будущее: iВсё • Банальный космос • Блестящие башни и тоги • Высокотехнологичные шестиугольники • Города печатных плат, диодное освещение • Имперская космоопера • Кассетный футуризм • Металлические коробочки • Монументальная гигантомания • Ретрофутуризм vs Футур-ретро • Ржавое будущее • …
СФК: Люди = европейцы • Ряженые под Египет • Ряженые под индейцев • Ряженые под испанцев • Ряженые под Пруссию • Ряженые под Рейх • Ряженые под Рим • Ряженые под Россию • Ряженые под Японию
Панки: Атомпанк • Биопанк • Ветропанк • Дизельпанк • Киберпанк (Посткиберпанк) • Кейппанк • Клокпанк • Стимпанк • Соларпанк • Сплэттерпанк • …
Подражания стилю и приёмам: Булгакова • Достоевского • Кафки • Кинга • Линча • Лема • Тарантино • Тарковского • Толкина…
Другое: Герилья • Костёр в бочке • Кругом одни качки/Кругом одни красавцы • Люди везде • На динозавра с каменным топором • Народы моря/Романтика парусов • Пейзажное порно (Прекрасная зима) • Пейзажное гуро • Рай для гигантомана • Смертельный спорт (Бой насмерть • Гонки на выживание • Королевская битва • Кровавый спорт • Тактика космических рейнджеров) • Цифровое ретро • Чернуха • Эклектика … |
---|
Страны и континенты |
Не-государства Антарктида • Арктика • Атлантида • Граница проходит по Андуину • Декоративная локация • Затерянный мир • Оазис • Облачная страна • Остров (Зловещий остров) • Сказочный мир • Страна Чудес • Страна чудовищ • Тортуга • Эдем
Государства Афины и Спарта • Восточная сказка • Единая Европа • Китай захватит мир • Клюква-лэнды (Банановая республика • Булунги • Верхняя Вольта с ракетами • Древний Грим • Испексика • Коммилэнд • Курак • Руритания/Убервальд vs Франглиспания • Утай) • Полярные медведи и пингвины • Россия (Белая Россия • Красное будущее • Медведь снова зол • Россия — часть Запада) • США (Америка захватит мир • Дикий Запад • Довоенный Юг • Разъединённые Штаты Америки vs Расширенные Штаты Америки) • Япония (Бакумацу • Япония захватит мир) |
---|
Государственное устройство |
Альянс • Анархия ( — мать порядка • — это бардак) • Балканизация (Кто сколько унесёт суверенитета • Разъединённые Штаты Америки) • Вольный город (Город-государство) • Вампирократия/Некрократия • Демократия (Демократия — это хорошо • Демократия — это плохо) • Единый мировой порядок • Замок-государство • Иллюминократия • Капиталисты плохие • Кастовое сообщество (Иерархия улья) • Конституция • Королевство (Королевства — плохо, а республики — хорошо • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Королевства — хорошо, а республики — плохо • Крохотное королевство • Личная уния • Деятельный правитель) • Корпоратократия • Загнивающий Запад • Магократия\Парадокс магократии • Марионеточное государство • ООН — сверхдержава/Альтернативная ООН • Племя • Пиратское братство • Республика (Аристократическая республика • Олигархическая республика • Республиканская Империя • Тиранская Народно-Демократическая Республика) • Сволочи бывают разные... (Буржуазно-коричневая сволочь • Красно-буржуазная сволочь • Красно-коричневая сволочь • Серобуромалиновая сволочь • Толерантная сволочь) • Теократия • Триумвират • Федеративная монархия • Федерация
Империя: Абсолютистская Империя • Империя зла • Конституционная Империя • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Кочевая Империя • Потрескавшийся монолит • Республиканская Империя • Феодальная Империя • Цикл империй: Утро • Полдень • Вечер • Ночь (Осколок Империи)
Суперимперия захватит мир: Америка • Германия • Китай • Россия • Япония |
---|
Мирография |
Безводный океан • Дисбаланс полушарий • Карта • Колония (Забытая колония) • Космический океан • Мир тысячи островов • Море на западе, земля на востоке • Нет дорог, только направления • Пангея • Пара континентов • Символическая география • Три сверхдержавы… |
---|
Остановки на дорогах и тропах |
Великая река vs Весёлый ключ журчащий vs Речка-говнотечка • Горы Слёз • Дикое Поле • Замороженный Север • Место передышки (Город Приключенск • Деревня со зловещим секретом • Избушка каннибалов • Остров Удовольствий) • Мордор • Пустыня Смерти • Река Безумия • Чудесный лес (В березняке веселиться • Корабельная роща) vs Тёмный лес (Джунгли Помрачения • Жуткий ельник) • Ширские холмы • … |
---|
Погода и климат |
Аномальная погода • Благое солнце vs Зловещий рассвет • Осенняя хандра (Вечная осень) • Гроза • Война под дождём • Драматический ветер • Драматический гром • Зловещая луна vs Прекрасная луна • Конец осени • Крайне долгая зима • Многозначительный туман • Надвигающаяся буря • Низкая облачность, возможен кратковременный рок • Очистительный дождь (Потоп смывает зло) vs Унылый дождь • Прекрасная зима (Романтический снег) • Просвет в тучах • Роковой туман • Снег означает смерть • Солнечное затмение • … |
---|
Небесные тела |
Однообразные планеты: Вулканическая • Радиоактивная (Выжженная радиацией) • Ледяная • Мир смерти • Болотная • Водяная • Планета Луна • Планета Небо • Пустынная • Райская • Раскалённая • Токсичная • Экуменополис
Другое: Аграрный мир • Астероиды • Безводный океан • Двойная планета • Живая планета • Космическая станция • Космический океан • Космическое поселение • Мёртвая космическая станция • Планета динозавров • Планета с островком обитаемости • Планета-свалка • Планета-тюрьма • Шелезяка
Альтернативная космография: Плоская Земля • Полая планета • Светило вращается вокруг планеты
Конкретные миры: Боги Солнца и Луны • Венера • Луна • Марс • Фаэтон |
---|
Прочее |
Ангелы, демоны и кальмары/Ангелы, демоны и эльфы • Антисеттинг (Идиотский сеттинг) • Географический сеттинг vs Героецентричный сеттинг vs Идеецентричный сеттинг vs Мироцентричный сеттинг (Типа я Толкин) vs Семьецентричный сеттинг vs Фракциоцентричный сеттинг • Земля — поле боя • История по-голливудски • Маскарад (Влипнуть в маскарад vs Просочиться в маскарад) • Мозаика сверхспособностей • Мультивселенная • Неудобных точек зрения нет • Общая вселенная • Парадокс магократии • Планы бытия (Три мира) • Повседневность • Призрачный сеттинг • Стандартный фэнтези-сеттинг • Стандартная христианская мифология • Статичный сеттинг vs Развитие техники сквозь время • Хроноцентризм • Человеко-звериный сеттинг • Шкала технических уровней сеттинга |
---|
← |
Основы • Море |
---|