Эпоха советского ампира

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Архитектурный символ эпохи — здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади в Москве
« Здесь всплывают из памяти батальные сцены

В позолоченных рамах из подкорки мозгов И глядят из-под грязи осатанелой Звёзды с фасадов столичных домов.

Смотрит гармонией противоречий Из старого мира на новый мир Извечных скитаний, перерождений Победоносный советский ампир.

»
— Гевал, «Третий Рим»

Эпоха советского ампира — период в истории СССР, начавшийся с окончанием Великой Отечественной войны и завершившийся «оттепелью». Характеризуется огромнейшим энтузиазмом и верой в то, что Советский Союз и его граждане могут абсолютно всё, вызванными победой в тяжелейшей войне (и сломанными как ветка об колено разоблачениями репрессий). «Если мы смогли победить фашистов, значит, для нас нет невозможного!». Отсюда и пафосные здания-высотки в стиле сталинского ампира и устремление в космос (напоминаю: речь идет о стране, которая только что окончила войну) и планы покорения природы… да проще найти, за что в СССР тогда не брались.

Точнее определить временные границы периода, конечно, затруднительно (одни черты предыдущего периода, например, послевоенное восстановление, тянулись долго, другие, как десталинизация, начались чуть ли не в середине периода), но примерно можно установить следующие границы:

— начало: 1946-1947 годы (уже отменены карточки, наркоматы стали министерствами, проведена денежная реформа, демобилизованы участники войны, началась Холодная война);

— окончание: 1961 год (снова денежная реформа и установились привычные нам советские цены, Холодная война скоро достигнет пика и перейдет в разрядку, набирают обороты десталинизация и оттепель).

Если же не так строго, то эпоха советского ампира совпадает с 1950-ми. Правда, сталинские и хрущёвские 1950-е немного отличаются: для первых характерна большая «имперскость» и монументальная гигантомания, активный возврат к старым ценностям (конкордат с РПЦ, насаждение русского патриотизма, и, как следствие политика борьбы с космополитизмом; повсеместное внедрение униформы и т. п.), а во вторых происходит некоторая либерализация во всех сферах жизни под лозунгом «возврата к ленинским заветам» — со всеми вытекающими, вроде усиления гонений на религию и т. д.

В бытовом плане эпоха отмечена следующими признаками: бедность (увы, но это так), низкий уровень преступности (послевоенный разгул банд и криминалитета был подавлен в рекордно короткие сроки).

Интересное наблюдение: если довоенный период СССР для современного человека уже далекая история, поэтому незнание каких-то реалий не вызывает удивления, то пятидесятые, подпадающие под понятие «послевоенный СССР», представляется похожим на шестидесятые-первую половину семидесятых и внезапное несоответствие рвет шаблон: какого цвета милицейская машина? Сине-красная. Какого цвета паспорт? Зелёный. Платное ли образование? Начальное и среднее — нет, а вот старшие классы и вузы — да, хотя сумма и невысока, в отличие от «ЗаГнИвАюЩеГо запада».

Характерные приметы эпохи

« Если в сталинское время профессор получал где-то раз в 10-15 раз больше средней зарплаты по стране, и даже начинающий инженер получал в 2-2.5 раза больше средней зарплаты рабочего, то в конце 50-х-начале 60-х в результате преобразований, затеянных командой Хрущева, это соотношение изменилось. Начинающий инженер так и продолжил получать 1200 рублей (120 рублей после реформы 1961 года), но это стало внезапно меньше того, что получали в среднем рабочие. Причем аргументация довольно схожая была — литейщик в цехе вон как упахивается, а инженер… ну чего, сидит бумажки перекладывает. »
— про разницу в оплате при Сталине и Хрущёве https://habr.com/ru/post/483592/#comment_21123014
  • Атом — в 1949 году СССР взрывает первую атомную бомбу, в 1953 — первую в мире водородную, а в 1954 году в эксплуатацию введут и первую в мире атомную электростанцию в Обнинске.
  • Стиляги. Первые фельетоны о них печатают уже в 1949 году — значит, явление уже нельзя игнорировать. Популярность только растёт со временем.
  • Конец эпохи репрессий и начало оттепели. Реперная точка очевидна — смерть Сталина 5 марта 1953 года.
  • Медленное приподнятие «железного занавеса» после смерти Сталина. В 1956 в СССР приехал Ив Монтан, в 1957 году в Москве провели грандиозный международный фестиваль молодёжи и студентов, а в 1959 столицу почтил своим присутствием сам Кристиан Диор с его моделями в стиле «New Look».
  • Сталинские высотки. Строили долго и с трудом, заканчивали уже после Сталина. Собственно:
    • Из построенного:
      • Здание Московского государственного университета.
      • Здание Министерства иностранных дел.
      • Гостиница «Украина» Radisson Royal Hotel Moscow. Достраивалась уже при Хрущёве. Из-за того, что в 1955 г. был принят декрет «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в нижней части эта гостиница, по мнению знакомого автора правки, «похожа на большую хрущёвку».
      • Гостиница «Ленинградская». Также достраивалась при Хрущёве, а через год после завершения строительства, в 1955, двое архитекторов этого здания были лишены звания лауреатов Сталинской премии, а одного из них, вдобавок, сняли с должности архитектора. Ныне, по иронии судьбы, входит в гостиничную сеть американских капиталистов.
      • Жилой дом на Котельнической набережной.
      • Жилой дом на Кудринской площади.
      • Административно-жилое здание на станции метро «Красные Ворота».
    • Из непостроенного:
      • Административное здание в Зарядье. Не было достроено из-за смерти Сталина. Однако, был сделан стилобат, на базе которого была построена гостиница «Россия».
      • И конечно же, проект Дворца Советов, грандиозный даже для нашего времени, что уж говорить про 1930-ые годы. Из-за войны строительство пришлось свернуть, и послевоенный СССР не осилил строительство такой махины, поэтому в 1960 г. на месте фундамента ДС был открыт огромный открытый плавательный бассейн «Москва». В 1991 г. он прекратил свою работу, из-за чего пришёл в негодное состояние за три года, и в 1994 г. на место бассейна уже залили фундамент Храма Христа Спасителя, а в 1999 г. работа по восстановлению храма, снесённого в 1931 г., была завершена.
    • Кроме семи московских высоток, возводится относительно большое количество жилых и общественных зданий объединяемых общим названием «сталинки». Сочетают в себе элементы стилей «неоклассицизм», «ампир», «ар-деко» и «ретроспективизм» в более или менее эклектичных сочетаниях. Строительство части начато в самом конце 1930х годов, впоследствии часть зданий перепроектировалась (от чисто конструктивистских проектов уходили к монументальному неоклассицизму).
  • «Лесные братья», то бишь, националистические антисоветские банды, оставшиеся недобитыми после войны. Характерно для балтийских республик, запада Украины и в меньшей степени Беларуси. В основном разгромлены к середине 50-х, дальше остались только одиночки.
  • Начало космической гонки — в 1957 году запустили первый в мире искусственный спутник Земли.
  • Шпиономания в обоих лагерях противников «холодной войны».
    • «Горячие» обострения «холодной» войны — Корейская война 1950-53 и антисоветские восстания в соцлагере — Берлин-53, Познань-56 и Будапешт-56. После них СССР несколько ослабляет контроль над своими сателлитами.
  • Сучьи войны — натуральные бои в лагерях между блатными (категорическими противниками сотрудничества с властью) и суками (сторонниками более гибкого подхода, в частности, считавшими, что блатарь может воевать в рядах Красной Армии). Закончилась где-то к концу пятидесятых за явной победой сук.
  • Бараки. Жилищный кризис начали массово решать со второй половины 50-х, а до того жили в основном в них, и комната в коммуналке считалась отнюдь не плохим вариантом даже для относительно обеспеченного и статусного человека.
  • План 1949 года с пугающим нынче «анти-экологичным» названием «Великий план преобразования природы» на самом деле был пафосно названным планом масштабных лесопосадок. Был принят на основе анализа причин послевоенного голода 1946 года, когда из-за отсутствия лесозащитных полос сначала не хватило снега, который, могли бы задержать лесополосы, что привело к засухе, а затем поля, итак пострадавшие от засухи, ещё и занесло песчаными и пыльными бурями. Просто в те годы считалось, что «человек — хозяин природы» и потому экологичному плану в соответствии с духом эпохи дали такое «страшное» наименование.

Где встречается

Литература

  • «Каникулы Кроша» Анатолия Рыбакова — жизнь советских школьников эпохи. В обеих экранизациях события перенесены в конец 1960-х и 1970-х соответственно.
  • «Сержант милиции» — несмотря на название, дает срез всей эпохи: милиционеры, стиляги, спекулянты, воры, деревенские парни, «старорежимный» дедок в самом начале… Экранизация 1970-х годов также осовременена, при этом сохранение некоторых реалий вызывает недоумение (например, вопрос на вступительных экзаменах «что такое бизония» — при том, что тогдашнему зрителю уже прямо с экрана пришлось объяснять, а что же это такое…)
  • Немалая часть творчества Владислава Крапивина, детство которого пришлось на послевоенное десятилетие и послужило для автора неиссякаемым источником образов. Наиболее заметно — «Сказки Севки Глущенко», «Белый шарик Матроса Вильсона», «Тополиная рубашка», цикл рассказов «Шестая Бастионная».
  • Аркадий и Борис Стругацкие — повесть в трех рассказах «Извне». Отдельные эпизоды встречаются в «Подробности жизни Никиты Воронцова» (часть жизненного цикла заглавного героя проходит после войны) и «Дьявол среди людей» (детство главного героя и рассказчика).
  • Валентин Катаев — «Поездка на Юг»
  • Сергей Михалков — «Дядя Стёпа — милиционер»
  • Юрий Трифонов — «Дом на набережной», роман-воспоминание, действие происходит, в том числе, и во второй половине 1940-х годов, а героями выступают жильцы правительственного жилого дома по адресу: г. Москва, улица Серафимовича, 2 (ещё одного архитектурного символа эпохи).
  • Михаил Дёмин (Георгий Трифонов, двоюродный брат Юрия), почти всё творчество, но, в первую очередь, т. н. «Автобиографическая трилогия»: «Блатной», «Таежный бродяга» и «Рыжий дьявол» — тоже эпоха советского ампира (между 1945 и 1959 годами), но, в отличие от кузена, не в столице, а в глубокой глуши Сибири и Дальнего Востока (начало — так и вовсе в лагерях и тюрьмах, где автор отбывал срок с 1947 по 1953 годы). Бараки, «сучьи войны», «лесные братья», шпиономания, послевоенное закручивание гаек и послесталинская оттепель — налицо. И много точных и не озлобленных зарисовок провинциальной жизни 50х.
  • Василий Аксёнов — «Москва-ква-ква», постмодернистский роман, с отсылками к трифоновскому «Дому на набережной», городским легендам и личному юношескому опыту автора. Его же «Ожог» (на основе юношеских воспоминаний о второй половине 1940-х в Магадане), «Тюрьма и мир» (из цикла «Московская сага»). А в «Звёздном билете» происходит переход между поколениями — старший брат Денисов ещё дитя эпохи советского ампира, младший — шестидесятник.
  • С прикрученным фитильком — «Лаборатория Дубльвэ» Александра Беляева, которая была написана ещё аж в 1938 году, но её сеттинг таки очень напоминает советский ампир. Тут и статуи-фонтаны-украшения везде и всюду, и монументальные здания вполне в духе сабжа, и гениальный физик Михеев занимается именно теорией атомной энергии, и «для нас нет ничего невозможного», и никаких репрессий и железного занавеса от слова совсем — словом, всё, за что мы любим ту эпоху, но без её недостатков.

Кино

  • «Стиляги» — не совсем достоверное изображение одежды тех лет: все «совки», осуждающие поведение стиляг, одеваются в одноцветной серой гамме, в то время как стиляги ходят в яркой (если не вообще кислотной) одежде. Но это художественное допущение ради эффекта гиперболы.
  • «Девчата» - хороший, годный, жизненный, феминизм здорового человека. Как бы показывающий почему все феминизмы "последней волны" с попытками их насадить в России - смотрятся странно там, где многие женщины со школьных лет впахивали на заводах. Оптимистическое настроение и ударные сибирские стройки прилагаются.
  • «Покровские ворота» — фильм-ностальгия о московских 50х годах. Не смотря на местами люто-театральное переигрывание (совсем не как что-то плохое) - Москва показана максимально достоверно. Тут тебе и тесные коммуналки в старом центре, и постепенно проникающие в общество элементы мировой культуры, ибо "гайки" потихоньку ослабляются. Опять же - настроение эпохи великого начала, и новое дурашливое молодое поколение, чьё детство пришлось на военные годы - но дальше будет только лучше.
  • Первая серия фильма «Москва слезам не верит» демонстрирует яркие картины именно этой эпохи.
  • «Офицеры» — финал с «пожилыми» Юматовым и Покровской. Характерный стиль здания штаба округа как бы намекает. Демонстрирует совершенно нетипичный для раннего СССР, но ставший нормой именно в эту эпоху - изображение советского офицерства, как этакой новой аристократии по праву. Так ещё и с преемственностью ещё к тем - имперский офицерам.
  • «Старик Хоттабыч».

Телесериалы

Телевидение

  • «Старые песни о главном-2» — отчасти про эту эпоху, отчасти про следующую.

См. также