Дикарь с пулемётом: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Строка 54: Строка 54:
=== [[Телесериал]]ы ===
=== [[Телесериал]]ы ===
* «[[Doctor Who|Доктор Кто]]» — Сонтаранцы выдали винтовки английским военным XII века.
* «[[Doctor Who|Доктор Кто]]» — Сонтаранцы выдали винтовки английским военным XII века.
* «[[Star Trek/The Next Generation (TNG)|Звёздный путь: Следующее поколение]]» — в одном из эпизодов Энтерпрайз наблюдает за готовой выйти в космос человекоподобной расой и отказывается поделиться с ней технологиями, чтобы не вмешиваться в их развитие. У инопланетян возникает резонный вопрос: «Зачем тогда приперлись?»
* «[[Star Trek|Звёздный путь]]»:
** В эпизоде «Маленькая частная война» (Маленькая личная война/A Private Little War) [[Star Trek/The Original Series (TOS)|Оригинального сериала]] дикари (не совсем дикари, скорее крестьяне, находящиеся на ранней стадии развития) на одной из планет получили гладкоствольные ружья в подарок от высокоразвитой расы клингонов и принялись истреблять другие племена (первым досталось «людям с холмов»). В ответ Федерация в лице капитана Кирка вооружает другую сторону конфликта такими же ружьями, дабы сохранить паритет. (Кто сказал «[[война во Вьетнаме]]»?) Кстати, потом клингонцы планировали внедрять в «избранное» племя огнестрел все новее и новее, заодно учить их производить свои ружья и чинить имеющиеся. Вот такое однобокое прогрессорство.
** [[Star Trek/The Original Series (TOS)|Оригинальный сериал]]:
** «Доля в деле» (A Piece of the Action) [[Star Trek/The Original Series (TOS)|тоже оригинального сериала]] лидеры ОПГ на «гангстерской» планете хотят от экипажа Энтерпрайза тоже новое оружие в роде фазеров. Босс каждой территории норовит опередить конкурента. Конечно, гангстеры в роде земных 1920-х и 1930-х с «томми-ганами» не дикари, но с футуристическими фазерами и прочими бластерами вполне могут дел натворить. Кирк и компания все-таки «вправляют мозги» гангстерам и объединяют все банды ради полезного дела.
*** В эпизоде «Маленькая частная война» (Маленькая личная война/A Private Little War) дикари (не совсем дикари, скорее крестьяне, находящиеся на ранней стадии развития) на одной из планет получили гладкоствольные ружья в подарок от высокоразвитой расы клингонов и принялись истреблять другие племена (первым досталось «людям с холмов»). В ответ Федерация в лице капитана Кирка вооружает другую сторону конфликта такими же ружьями, дабы сохранить паритет. (Кто сказал «[[война во Вьетнаме]]»?) Кстати, потом клингонцы планировали внедрять в «избранное» племя огнестрел все новее и новее, заодно учить их производить свои ружья и чинить имеющиеся. Вот такое однобокое прогрессорство.
* «[[Star Trek/Voyager|Звёздный путь: Вояджер]]» — кезоны. Эти грязные варвары совершенно внезапно для зрителей оказались не просто злобными дикарями, а злобыными дикарями с космическими кораблями — по всем прикидкам ЭТО должно и обычный пистолет уже считать вершиной прогресса.
*** В эпизоде «Доля в деле» (A Piece of the Action) лидеры ОПГ на «гангстерской» планете хотят от экипажа «Энтерпрайза» тоже новое оружие в роде фазеров. Босс каждой территории норовит опередить конкурента. Конечно, гангстеры в роде земных 1920-х и 1930-х с «томми-ганами» не дикари, но с футуристическими фазерами и прочими бластерами вполне могут дел натворить. Кирк и компания все-таки «вправляют мозги» гангстерам и объединяют все банды ради полезного дела.
** «[[Star Trek/The Next Generation (TNG)|Звёздный путь: Следующее поколение]]» — в одном из эпизодов «Энтерпрайз» наблюдает за готовой выйти в космос человекоподобной расой и отказывается поделиться с ней технологиями, чтобы не вмешиваться в их развитие. У инопланетян возникает резонный вопрос: «Зачем тогда припёрлись?»
** «[[Star Trek/Voyager|Звёздный путь: Вояджер]]» — кезоны. Эти грязные варвары совершенно внезапно для зрителей оказались не просто злобными дикарями, а злобными дикарями с космическими кораблями — по всем прикидкам ЭТО должно и обычный пистолет уже считать вершиной прогресса.
* «Чародей» — Чародеи используют древние технологии, которые сами толком не понимают и не могут воссоздать или починить, чтобы держать в подчинении простых людей.
* «Чародей» — Чародеи используют древние технологии, которые сами толком не понимают и не могут воссоздать или починить, чтобы держать в подчинении простых людей.
** Главная злодейка Ашка обманом убеждает ученого из нашего мира создать для нее улучшенную версию «волшебных доспехов».
** Главная злодейка Ашка обманом убеждает ученого из нашего мира создать для нее улучшенную версию «волшебных доспехов».

Текущая версия на 01:55, 1 мая 2024

« — Не уклоняйтесь, дон Румата. Почему вы не хотите дать нам вашу силу?
— Не будем говорить об этом.
— Нет, мы будем говорить об этом. Я не звал вас. Я никогда не молился. Вы пришли ко мне сами. Или вы просто решили позабавиться?
«Трудно быть богом» — подумал Румата.
»
— Диалог с Аратой Горбатым
« Вибраниум. В их руках самый универсальный материал на Земле, а они используют его для создания фрисби. »
— «Мстители: Эра АЛьтрона»

Что получится, если дать дикарю пулемёт? Получится дикарь с пулемётом. Суть тропа состоит в том, что к некой группе (расе или виду) попадает технология, которая превосходит их уровень развития. Научиться пользоваться и даже обслуживать некое устройство гораздо проще, чем его собрать и тем более изобрести. Последнее требует иметь высокий уровень технологического, а с ним культурного и этического развития. И отсутствие этого может оказаться роковым: в лучшем случае обретшая технологии группа уничтожит саму себя, в худшем она принесет множество бед окружающим или просто устроит конец света. Источники появления технологии могут быть разными:

  • Группа нашла технологию, оставленную исчезнувшей высшей расой. В данном случае либо в этой технологии разберется даже последний дурак, либо ее будут использовать совершенно неправильно.
  • Высшая раса использовала другую расу как ударную силу или рабов, пока те не восстали против них, отобрав технологии. (И, обычно, убив всех ученых и инженеров).
  • Высшая сущность, не подумав о последствиях, просто подарила дикарям современные технологии.
  • Секреты изобретения и обслуживания этой технологии давно и прочно забыты.

Уровень развития группы не имеет значения — даже люди XXI века могут оказаться дикарями, если к ним в руки попадет нечто продвинутое.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Братья Стругацкие:
    • «Трудно быть богом» — аверсия: Румата именно по этой причине отказывает Арате в современных технологиях. Даже если Арата сумеет устоять перед искушением, нельзя быть уверенным в его последователях.
      • А в экранизации 1989 г. опасениям Руматы ещё и оказывается суждено подтвердиться — Цурэн после того, как ему в конце случайно попадает в руки земной бластер, начинает вести себя как представитель тропа практически в буквальном смысле.
    • «Пикник на обочине» — земляне, к которым попал в руки инопланетный «хабар», скорее всего используют его в корне неправильно и уже успели получить от него немало бед.
    • «Попытка к бегству» — руководство варварской страны пытается разобраться с управлением техникой, которую оставила какая-то явно негуманоидная цивилизация (Странники?), проводя эксперименты в духе доктора Менгеле или отряда 731.
  • Кир Булычев, «Агент Космофлота» — аборигены планеты Пэ-У сначала захватывают прибывший на планету земной звездолет «Шквал», а затем грузят на него супероружие погибшей цивилизации с соседней планеты. Феерический диалог в стиле «Сбросим на них бомбу (причем неизвестно, какую бомбу). А если не сработает? Тогда сбросим вторую» прилагается. В итоге группа воинов-аборигенов (имевших в своем распоряжении в том числе и пулемёт) вчистую сливает экипажу грузового корабля, вооруженному парализаторами.
  • Генри Лайон Олди, «Ойкумена» — варвары как один из трех видов народов, составляющих Галактическую Лигу. Среди варварских миров есть и косплей средиземноморской страны начала XX века (Борго), и застрявший в XIX веке «русский» мир с помещиками (Сечень) и т. д.
    • Отдельно можно выделить Эскалону (планету, шагнувшую в космос, но сохранившую порядки испанской монархии века семнадцатого), поскольку очередная трилогия цикла «Побег на рывок» посвящена Диего Борелю, выходцу именно с этой планеты. Тем самым, он уже буквально становится «дикарем» со своими понятиями о чести и ее защите в странствиях по другим планетам.
  • «Великий сатанг» Льва Вершинина. Аналогично, пулемётов нет, но их нет НИ У КОГО, потому что сатанги уничтожили всё современное оружие. Зато есть звездолёты, на которых дикари-дархайцы, прекрасно обученные рукопашному бою, смогли уничтожить всю звездную цивилизацию. До миротворческой акции сатангов те же дархайцы были дикарями с пулемётами вполне в классическом смысле.
  • Павел Шумил, «Слово о драконе»: похоже, что-то такое пытаются предотвратить церкачи. В зародыше давя любую науку и вообще грамотность за пределами своей организации, они оставляют местную цивилизацию на низком технологическом уровне, планируя в будущем постепенное внедрение технологий. А потом проснулся Дракон, единым махом внедрил очень даже развитую технику — и никакой катастрофы не произошло.
  • А. Ливадный, «Последний рубеж» — деградировавшие примерно до уровня арабов VI—VII веков н. э. потомки земных колонистов с планет Ширан и Сауд получают в свои руки эскадру космических кораблей Земного Альянса и устраивают космический джихад.
  • Андрей Круз «У Великой реки» — не раз и не два подсвечивается, что хоть туземные княжества-герцогства-баронства-королевства и поменяли копья на мосинки — нравы там не поменялись. Только дыбы не на лошадях, а с моторами и вместо костров — гриль на топливе или ранцевый огнемет с клеткой. Местные эльфийские «лесные братья» — практически буквальный троп. Разве что без пулемётов, а с трофейными самозарядками в лучшем случае. По крайней мере — «в кадре».

Зарубежная[править]

  • Герберт Уэллс в своей книге «Война в воздухе» заявлял, что дикарями с пулеметами является как раз западная цивилизация, ибо социальный прогресс в ней явно отстает от научно-технического. А через семь лет после написания действительно грянула Мировая война — к крушению цивилизации она, к счастью, не привела, зато через тридцать лет ее повторили на «Бис».
  • Гарри Гаррисон, «Пленённая Вселенная» — жители Пещер, намеренно созданные именно такими. Они годятся лишь на роль обслуживающего персонала для машинерии звездолёта, причём имеют более чем смутное представление о том, как она работает. Что уж говорить, если даже оружием эти ребята пользоваться не умеют от слова совсем!
    • «Эдем». В определенный момент люди (которые здесь показаны в виде дикарей) сумели завладеть оружием ииланэ' и даже использовать по назначению, но, не умея правильно его обслуживать, добились лишь того, что «живые стреляющие палки» заболели и передохли.
    • «Специалист по этике» — целая планета таких, с вариациями от бедуинов-нефтедобытчиков до научно-олигархических кланов, каждый из которых тщательно оберегает и даже сакрализует свою сферу знания (электричество, химия, паровые машины и так далее). Естественно, ни о каком нормалном развитии науки речи не идёт, все технологии — наследие былых времён, которое потомки постепенно утрачивают.
  • Франсис Карсак, «Львы Эльдорадо» — весь сюжет построен на том, что ушлые земные дельцы начинают тайно снабжать некоторые племена на другой планете высокими технологиями, чтобы туземцы уничтожили друг друга, освободив место для горнодобывающих комплексов землян.
  • Альфред Бестер, «Человек, который убил Магомета» — главный герой, путешественник во времени, рассказывает Марии Кюри как сделать атомную бомбу, но выдает описываемое им устройство за высокотехнологичную печь, использующую радиоактивное топливо.
  • Андрэ Нортон, «Звёздная стража» — собственно одна из ключевых линий повести.
  • Горианский цикл Джона Нормана — пулемётов как раз нет, ибо запрещены Жрецами-Королями, зато есть электронные переводчики, электрошокеры и развитые медицинские технологии. В сочетании с мечами и копьями, да.
  • «Хонор Харрингтон» (первая книга цикла «Станция „Василиск“») — хитрый план Хевена по отбору у Мантикоры планеты Медуза строился на передаче местным аборигенам магазинных винтовок (созданных так, чтобы аборигены кое-как могли производить их из дерьма и палок и в то же время не слишком бдительные мантикорцы сочли бы винтовки все же местной разработкой). Наколоть не получалось, нашелся таки историк, засомневавшийся в возможности разового скачка на 1000 лет. Да и огромная армия аборигенов с этими мултуками была совершенно бесславно разогнана вениками — все же против авиации, бронескафандров и гравитационных автоматов с ними ловить нечего (аборигены должны были просто устроить погромы людских поселений, а случайно мимопролетавшая хевенская эскадра — их «спасти»).
  • Лоис Макмастер Буджолд, «Сага о Форкосиганах» — Барраяр. Социально всё ещё развит на уровне XVIII—XIX века, сохраняя монархию с аристократией, несмотря на реформы. Технологически же буквально за последние лет 100 шагнул прямиком в космос, став межпланетной империей и успешно конкурируя с крупнейшей из известных звездных империй Цетагандой.
  • Пол Андерсон, «Крестовый поход в небеса» — английские крестоносцы волею судьбы захватывают космический корабль и отправляются нести Слово Божье за пределы Земли. Особенно трогательно соединение двух времен смотрится в сцене, когда они умудряются подорвать вражескую крепость атомной бомбой… запущенной из катапульты!
  • Dogs of War — аверсия вплоть до реальности — современное оружие у армии Зангаро есть, вот только оно заперто в оружейной президентского дворца и выдаётся только особо верным гвардейцам. Остальные же солдаты довольствуются ржавыми винтовками, зачастую без патронов.
  • «The Roads Not Taken» («Дороги, которые мы НЕ выбираем» / «Тупик»), Гарри Тертлдав — на планету слаборазвитой цивилизации (у этих варваров нет гипердрайва и антиграва, что еще можно сказать?) начинается вторжение пришельцев. Инверсия. Сами же пленные пришельцы очень быстро понимают что аборигены быстро освоят и гипердрайв и антиграв, и не создали их раньше только потому что неоднократно не повезло.

Кино[править]

  • «Пятый элемент» — злой торговец оружием Зорг передает мангалорам самые современные винтовки. Оружие оказывается настолько умнее владельца, что мангалоры подрывают сами себя буквально через пять минут.
  • «Поле битвы: Земля» — сперва псайклы отобрали технологии у своих более развитых противников, а потом земляне использовали их же технологию против них.
  • «Трансформеры: Эпоха истребления» — мистер Йегер, спасая свою дочь Тессу, срывает со стены дисептиконский пулемет, замаскированный под мачете, и на ходу учится им управляться, попутно расстреливая гвардейцев Локдауна и его самого. Невозможность разобраться в принципах работы сей вундервафли Йегер комментирует фразой: «Я запатентую эту хрень!».
  • «Ковбои против пришельцев» — инопланетяне владеют энергетическим оружием и межзвездными перелетами, но по уровню развития соответствуют скорее диким животным.
  • Серия «Хищник» — Хищники владеют технологиями намного превосходящими земные, но являются дикарями, живущими племенами и умеющими только охотиться и воевать. Слово Божие гласит, что они нашли эти технологии и даже не понимают, как они работают.
    • В фильме 2018 года наглядно показано что бывает, когда оружие гораздо умнее владельца.
  • «Филадельфийский эксперимент 2» (1993) — Уильям Мэйлер, сын немецкого ученого Фридриха Майлера, в годы Второй Мировой войны работавшего над проектом, очень похожим на американский, вылившийся в «Филадельфийский эксперимент», убеждает американских военных провести эксперимент по телепортации в 1993 году, в результате чего люфтваффе в 1943 году получает в свои руки хронопортировавшийся Локхид F-117 «Ночной ястреб» с ядерной боеголовкой на борту. Немецким летчикам каким-то чудом удается не только освоить управление самолетом, но и перелететь на нем Атлантический океан и сбросить ядерную бомбу на Вашингтон, потеряв при этом самолет, поскольку ядерный взрыв оказался намного мощней привычного пилоту, который еще и метал бомбу в стиле «Юнкерса». И хотя немцам не удается ни воссоздать самолет, ни создать ядерное оружие самостоятельно, после такой демонстрации силу войну они выигрывают.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто» — Сонтаранцы выдали винтовки английским военным XII века.
  • «Звёздный путь»:
    • Оригинальный сериал:
      • В эпизоде «Маленькая частная война» (Маленькая личная война/A Private Little War) дикари (не совсем дикари, скорее крестьяне, находящиеся на ранней стадии развития) на одной из планет получили гладкоствольные ружья в подарок от высокоразвитой расы клингонов и принялись истреблять другие племена (первым досталось «людям с холмов»). В ответ Федерация в лице капитана Кирка вооружает другую сторону конфликта такими же ружьями, дабы сохранить паритет. (Кто сказал «война во Вьетнаме»?) Кстати, потом клингонцы планировали внедрять в «избранное» племя огнестрел все новее и новее, заодно учить их производить свои ружья и чинить имеющиеся. Вот такое однобокое прогрессорство.
      • В эпизоде «Доля в деле» (A Piece of the Action) лидеры ОПГ на «гангстерской» планете хотят от экипажа «Энтерпрайза» тоже новое оружие в роде фазеров. Босс каждой территории норовит опередить конкурента. Конечно, гангстеры в роде земных 1920-х и 1930-х с «томми-ганами» не дикари, но с футуристическими фазерами и прочими бластерами вполне могут дел натворить. Кирк и компания все-таки «вправляют мозги» гангстерам и объединяют все банды ради полезного дела.
    • «Звёздный путь: Следующее поколение» — в одном из эпизодов «Энтерпрайз» наблюдает за готовой выйти в космос человекоподобной расой и отказывается поделиться с ней технологиями, чтобы не вмешиваться в их развитие. У инопланетян возникает резонный вопрос: «Зачем тогда припёрлись?»
    • «Звёздный путь: Вояджер» — кезоны. Эти грязные варвары совершенно внезапно для зрителей оказались не просто злобными дикарями, а злобными дикарями с космическими кораблями — по всем прикидкам ЭТО должно и обычный пистолет уже считать вершиной прогресса.
  • «Чародей» — Чародеи используют древние технологии, которые сами толком не понимают и не могут воссоздать или починить, чтобы держать в подчинении простых людей.
    • Главная злодейка Ашка обманом убеждает ученого из нашего мира создать для нее улучшенную версию «волшебных доспехов».
  • «Звёздные врата SG-1» — именно так смотрят на Тау’ри-землян Ток’ра, асгарды и толланы. И, если подвести итог того, к чему пришла наша галактика к моменту завершения сериала, они не так уж и не правы…
    • Монгольскому хану Тургану дали револьвер в обмен на Саманту Картер. Придурок-хан долго стоял, смеялся и расстреливал патроны в воздух…

Мультфильмы[править]

  • «Топор» Роберта Саакянца — в роли пулемета выступает заглавный предмет, подаренный примитивным деревенщинам, ломавшим хворост исключительно руками, сердобольным мужиком. Пытаясь нарубить дров деревенщины успешно сократили собственные ряды, а попытка смертной казни топора через сожжение с последующим его заключением в тюрьму и вовсе кончилась уничтожившим деревню пожаром. Но дикари были только рады — пока их дома догорали, они, наконец-то, согрелись.

Мультсериалы[править]

  • Подземелье драконов — хитрый план Главного Гада: выдернуть через портал немецкого пилота Второй Мировой, выдать ему отобранный у американского летчика современный самолет, научив им пользоваться, и отправить назад. В результате Германия выиграет войну и его враги никогда не родятся. Пилот оказался слишком благородным человеком и уничтожил и портал и самолет.
  • «Горец» — в эпизоде «Последнее оружие» рядовой бандит в пост-апокалиптической помойке откапывает пулемет Браунинга и на время становится местным царьком. С большим трудом Квентин МакЛауд отбирает у дурака опасную игрушку, но сам чуть было не становится новым драконом — так велик соблазн использовать мощное оружие. Благо, у Рамиреса получается воззвать к разуму парня, и тот топит пулемет в море.

Аниме и манга[править]

  • Last Exile — Гильдия владеет самыми продвинутыми технологиями, а остальные смогли разработать только небольшие летальные аппараты. Таким образом Гильдия контролирует военный конфликт, одалживая свои двигатели для кораблей, которые может отобрать в любой момент. В финале войска отбивают большую часть двигателей.
  • Made in Abyss — жители города спускаются в Бездну, чтобы найти там артефакты некоей ушедшей цивилизации. Найденное используется в меру разумения, хотя понять технологии, позволяющие создать что-то подобное, люди не в состоянии. Да и с определением настоящих свойств артефактов возникают проблемы.
  • Манга «Странствующий торговец оружием» — после апокалипсиса весь мир опустился на уровень средневековья, а огнестрел продает лишь гильдия торговцев оружием. Да и то технология производства утеряна безвозвратно и оружие они добывают копаясь в развалинах старого мира.
  • «Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri» — наглядно показано, что произойдёт, если техника в руках дикарей не снабжена защитой от дурака. Десять средневековых дебил… извините, тёмных эльфов героически поубивали сами себя, так и не сумев вдарить по дракону — а ведь их вроде как обучал профессиональный военный!
    • Им пришлось сражаться в замкнутом пространстве против внезапно атаковавшей летающей огнедышащей ящерицы размером с самолёт при помощи опасного в обращении оружия, которое они впервые взяли в руки за день до боя. При таком раскладе удивительно, что не весь отряд погиб.
  • Turn A Gundam — цивилизации уровня Америки XIX века приходится разбираться в управлении раскопанными гигантскими роботами вымершей цивилизации для того, чтобы как-то противостоять современной расе лунян.
  • Orguss 02 — две средневековые цивилизации воюют друг с другом с помощью технологий ушедших эпох.

Комиксы[править]

  • Вселенная DC — Зелёный Фонарь Кайл Райнер попытался набрать новый Корпус Зелёных Фонарей в космосе и вручил одно из колец благородному дикарю, чья планета подвергалась вражеским атакам. Через некоторое время он вернулся и узнал, что его новый союзник благополучно забил на благородство и клятвы, захватив всё, до чего смог дотянуться — то есть изрядный сектор космоса. Сила воли-то у него ого-го какая — а вот мораль, порядочность и желание служить обществу отсутствуют напрочь.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — Мордин Солус утверждает что салариане совершили эту ошибку с кроганами. (Как дать пещерному человеку ядерную бомбу).
    • По мнению других рас, это произошло с людьми, когда они наткнулись на протеанские технологии. Судя по «Церберу», они не так уж не правы.
  • Heroes of Might and Magic III — типичные юниты отмененного замка Forge — это гоблины c бластерами, зомби-ракетометчики и пришитая к гусеничной платформе нага. Вот, что получается, если до технологий Древних добираются некроманты Дейи.
    • Might and Magic 6: The Mandate of Heaven — тут можно получить бластеры, без которых в конце будет трудно сражаться против криганцев.
      • Might and Magic 7: For Blood and Honor — а вот тут в конце можно в зависимости от концовки: либо восстановить работу Звёздных Врат Древних, либо воссоздать Небесную Кузницу Древних. С прикрученным фитильком, так как некоторые персонажи вполне понимают то, с чем имеют дело.
  • Fallout — Братство Стали в своем изначальном виде занимается именно предотвращением тропа — отбирает у дикарей плазменные винтовки.
    • Fallout: New Vegas — Последователи Апокалипсиса по своей доброте этим занимаются. Например научили Великих Ханов химии и получили в результате поток наркотиков. Справедливости ради, у зажатых в каньоне Ханов дела дрянь. А так они хоть как-то мстят НКР за бойню в Биттер-Спринс. А при определённых условиях Ханы наконец-то покидают Мохаве и на пару с Последователями создают собственную империю в Вайоминге.
      • А ещё можно уговорить их поставлять медицинские химикаты.
      • В DLC «Honest Hearts» есть племя Белоногих, дикарей даже по меркам других дикарей, но Легион через своего агента научил их пользоваться современным оружием, чтобы Цезарь мог покарать своего старого врага.
        • Джошуа Грэхем занимается тем же самым с племенем Мертвых Лошадей, что не одобряет добрый миссионер Дэниэл.
      • Черти же! Педаль в пол: другие рейдеры обычно вооружены максимум винтовками, но у Чертей было в распоряжении Третье убежище с богатыми арсеналами энергетического оружия. Вдобавок, может, они и не самые дикие, но самые злобные и отмороженные точно. Вид под стать - делать рогатые шлемы из черепов толсторогов остальные как-то не додумались...
  • Rise of Nations: Rise of Legends — Куотли — индейцы Майя, которым в буквальном смысле свалилась с неба инопланетная технология.
  • Mortal Kombat 9 — Кано снабжает таркатанов современным оружием. Один из них снес себе голову, заглянув в ствол.
  • Starbound — некая высшая раса подарила авианам современные технологии, но они так и остались примитивными религиозными фанатиками.
    • Флораны смогли скопировать технологии с упавшего авианского корабля и наделать проблем в галактике, например устроили вторжение на родную планету Хилотлей.
  • В Star Control 2 упоминается, что ур-кваны добавили кораблям траддашей форсажную камеру. Она-то — а не слабенький пулемёт — и стала грозным оружием «Факела», способным безнаказанно разбить любой неманёвренный корабль. А так — гопники гопниками.
    • Кстати, ИИ плохо играет кораблём траддашей, слегка попыхивая форсажем. Ставишь на флагман пару систем слежения — и «факел» разлетается с одного залпа. Вот уж дай дикарю пулемёт…

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — орки давят педаль в пол, а джокаэро прожимают её до асфальта и дальше, ибо они практически целая раса сумасшедших дикарей с наикрутейшими во всей Галактике образцами технологий.
    • Впрочем, и сама Империя Человечества на фоне Тёмной Эры Технологии выглядит сабжем. Ибо в 41 тысячелетии многие технологии если не утрачены, то по факту существует в режиме карго-культа (например Духи Машин по факту являются искусственными интеллектами, чьё производство вообще-то строжайше запрещёно. Просто техножрецы, тщательно копирующие чертежи прошлого без понимания того, как все должно работать, зачастую встраивают ИИ во всё, что ни попадя.)
    • Ну а для Эльдар сабжем являются люди, которых они называют мон-кей (недвусмысленная отсылка к monkey то есть обезьянами).
      • Сами эльдар воспринимаются как безответственные детишки со спичками расой разумных рептилий Слаанов. В свое время эти мудрые создания, помнящие времена, когда гордые космические эльфы бегали в шкурах у костра, предупреждали ушастых о том, что развращенный гедонизм их расы вкупе с их поголовным талантом к псайкерству приведет к катастрофе. Все случилось, как и предсказывали Слааны: из-за развращенности эльдар родилось(-лся?) божество безудержного удовольствия Слаанеш, а высокомерный звездный народ скатился до статуса бродяг, скитающихся по Галактике.
      • Кто как. Экзодиты действительно скатились до тропа; корабельники пытаются хоть как-то сохранить то, что ещё осталось и галактику без боя явно уступать никому не намерены; корсары хоть и высокотехнологичны, но слишком малочисленны чтобы хоть что-то как-то решать; арлекины — то же самое но с шутками и прибаутками; а тёмные (которые ещё более высокотехнологичны) продолжают жить по-старинке и искренне не понимают, а чего, собственно, их никто не любит.
    • Крууты — перешли от каменного века прямиком к космическим войнам, сожрав потерпевших крушение орков и переняв через это все их знания и умения.
      • Не только! Во-многом этому рывку в развитии поспособствовали тау.
  • Warhammer Fantasy Battles — пулеметчики скавенов, да и прочий их шизотех. Хотя они его разработали, все-таки, сами. Но он у них ужасно нестабилен и работает на ядовитых зеленых камушках, а потому операторами назначают кого не жалко.

Реальная жизнь[править]

  • В XVII—XVIII веках индейские и некоторые полинезийские народы соглашались торговать с европейцами только за огнестрел.
    • Маори к моменту колонизации вообще успели успешно освоить линейную тактику и понастроить настоящих крепостей приспособленных к использованию огнестрела (по причине случившейся у них гражданской войны с массовым применением огнестрела). Так что, англичане увидев всё это решили, что выгоднее сразу дать маори права равные белым, чем пытаться проверять насколько хорошо эти крепости выдержат пушки.
      • Однако маори не на ровном месте всем этим обзавелись. Этот народ всегда сочетал креативный подход с культом воина. Когда к ним в руки попал огнестрел (и отлично показавшая себя в тех климатических условиях картошка), в ходе «мушкетных войн» они выпилили все свои племена, огнестрела не имевшие, поработили все соседние (не-маорийские) племена, огнестрела не имевшие, и сами понесли колоссальные потери. Народ воинов как-никак.
  • А в XIX веке колониальные державы создавали целые армии из аборигенов, вооруженных по предпоследнему слову техники.
  • Просто Вторая мировая война.
    • В западной культуре эту тему лучше раскрывает Первая Мировая — на тему «мы все думали, что Европа — это мудрая, мирная цивилизация, где все конфликты решаются разумно и дипломатично, а вдруг внезапно такое получилось…». Вторая Мировая уже не была столь неожиданной.
    • Наиболее активно из всех порождений Второй Мировой под этот троп подводят ядерное оружие.
  • Во время холодной войны обе стороны снабжали страны Третьего мира современным оружием и снаряжением. Последствия этого всплывают и в наши дни.