POV-персонаж: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
м (1 версия импортирована)
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
'''POV-персонаж''' (от англ. point of view — точка зрения) — [[персонаж]], глазами которого показывается действие. Чем он отличается от [[протагонист]]а?
'''POV-персонаж''' (от англ. point of view — точка зрения) [[персонаж]], глазами которого показывается действие. Чем он отличается от [[протагонист]]а?


Во-первых, тем, что POV-персонаж и протагонист могут быть разными персонажами. Типичный случай — [[доктор Ватсон]], то есть POV-персонаж, являющийся [[напарник]]ом протагониста. Но в некоторых произведениях, хотя роли POV и протагониста и совпадают на 90 %, время от времени подаются куски событий в местах, отдалённых от протагониста, в которых роль POV выполняет кто-то другой.
Во-первых, тем, что POV-персонаж и протагонист могут быть разными персонажами. Типичный случай — [[доктор Ватсон]], то есть POV-персонаж, являющийся [[напарник]]ом протагониста. Но в некоторых произведениях, хотя роли POV и протагониста и совпадают на 90 %, время от времени подаются куски событий в местах, отдалённых от протагониста, в которых роль POV выполняет кто-то другой.


Во-вторых, тем, что POV-персонажей может быть много. В особенно масштабных произведениях присутствуют две, три, десять сюжетных линий, каждая из которых подаётся глазами своего POV-персонажа. Протагонист (то есть тот персонаж, который якобы главный) может присутствовать, может номинально присутствовать, а может и отсутствовать вовсе.
Во-вторых, тем, что POV-персонажей может быть много. В особенно масштабных произведениях присутствуют две, три, десять сюжетных линий, каждая из которых подаётся глазами своего POV-персонажа. Протагонист (то есть тот персонаж, который якобы главный) может присутствовать, может номинально присутствовать, а может и отсутствовать вовсе.


В-третьих, POV-персонажей может и не быть вовсе: в этом случае автор пишет обо всех персонажах одинаково отстранённо, не давая читателю влезть в шкуру ни одного из них — или давая влезть в шкуру каждого помаленьку. Когда-то это было мейнстримом.
В-третьих, POV-персонажей может и не быть вовсе: в этом случае автор пишет обо всех персонажах одинаково отстранённо, не давая читателю влезть в шкуру ни одного из них — или давая влезть в шкуру каждого помаленьку. Когда-то это было мейнстримом.


Следует отметить, что применительно к аниме главным героем (иногда сокращаемым до «ГГ») [[Главный герой — пустышка|обычно называют именно POV-персонажа]], даже если фактическим «лицом» и двигателем сюжета выступают другие персонажи из его окружения.
Следует отметить, что применительно к аниме главным героем (иногда сокращаемым до «ГГ») [[Главный герой — пустышка|обычно называют именно POV-персонажа]], даже если фактическим «лицом» и двигателем сюжета выступают другие персонажи из его окружения.
Строка 13: Строка 13:
Каких-нибудь сто с небольшим лет назад введение POV и POV-персонажей было офигенным новаторством, за которое страшно хвалили Генри Джеймса. Хотя ещё до него этот приём использовал Лев наш Николаевич Толстой, но он прибегал к нему лишь эпизодически, а Генри Джеймс сделал своей фирменной фишкой.
Каких-нибудь сто с небольшим лет назад введение POV и POV-персонажей было офигенным новаторством, за которое страшно хвалили Генри Джеймса. Хотя ещё до него этот приём использовал Лев наш Николаевич Толстой, но он прибегал к нему лишь эпизодически, а Генри Джеймс сделал своей фирменной фишкой.


До них литература знала только один способ передать POV-персонажа: рассказ от первого лица. Это было порой страшно неудобно: как рассказать о событиях, которым протагонист не мог быть свидетелем? Поэтому, например, М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» использует трёх протагонистов: «доктора Ватсона» Максим Максимыча, имплицитную авторскую фигуру и самого Печорина. В остальных же случаях историю рассказывал т. н. «всеведущий автор», который, как бог, воспарял над сюжетом и доносил до читателя мысли то одного, то другого персонажа.
До них литература знала только один способ передать POV-персонажа: рассказ от первого лица. Это было порой страшно неудобно: как рассказать о событиях, которым протагонист не мог быть свидетелем? Поэтому, например, М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» использует трёх протагонистов: «доктора Ватсона» Максим Максимыча, имплицитную авторскую фигуру и самого Печорина. В остальных же случаях историю рассказывал т. н. «всеведущий автор», который, как бог, воспарял над сюжетом и доносил до читателя мысли то одного, то другого персонажа.


Со временем наличие POV стало делом обыкновенным и приметой прозы модерна. Затем POV перешли в массовую литературу, да так в ней и остались. '''Так что просьба: в отделе «примеры» не особо разгоняться, а то страница распухнет и будет мешать ходить. Давайте помещать туда только примеры особо удачной, как у Мартина, или особо неудачной работы с POV.'''
Со временем наличие POV стало делом обыкновенным и приметой прозы модерна. Затем POV перешли в массовую литературу, да так в ней и остались. '''Так что просьба: в отделе «примеры» не особо разгоняться, а то страница распухнет и будет мешать ходить. Давайте помещать туда только примеры особо удачной, как у Мартина, или особо неудачной работы с POV.'''
Строка 19: Строка 19:
== Где встречается ==
== Где встречается ==
''Пожалуйста, помещайте только примеры множественных или необычных POV-персонажей. POV, совпадающие с протагонистами или отсутствующие вообще, интереса не представляют.''
''Пожалуйста, помещайте только примеры множественных или необычных POV-персонажей. POV, совпадающие с протагонистами или отсутствующие вообще, интереса не представляют.''
* Старая притча о слепцах, которые ощупывали слона с разных сторон и решили, что это — веревка, столб или тряпка.
* Старая притча о слепцах, которые ощупывали слона с разных сторон и решили, что это — веревка, столб или тряпка.
* Каноничный эталон из палаты мер и весов — рассказ Акутагавы «В чаще», где PoV героев на одно и то же событие отличаются радикально, и главная тема рассказа как раз и есть этот факт.
* Каноничный эталон из палаты мер и весов — рассказ Акутагавы «В чаще», где PoV героев на одно и то же событие отличаются радикально, и главная тема рассказа как раз и есть этот факт.
* Роман Брэма Стокера «[[Дракула]]». Дневники и не только ведутся от лица разных персонажей.
* Роман Брэма Стокера "[[Дракула]]". Дневники и не только ведутся от лица разных персонажей.
* «[[Остров сокровищ]]» Р. Л. Стивенсона. Почти на протяжении всей книги изложение ведется от лица Джима Хокинса, но целая глава в середине официально передается Ливси, потому что Джим в это время на корабле отсутствовал.
* «[[Остров сокровищ]]» Р. Л. Стивенсона. Почти на протяжении всей книги изложение ведется от лица Джима Хокинса, но целая глава в середине официально передается Ливси, потому что Джим в это время на корабле отсутствовал.
* «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby) Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Что делать, если таинственный протагонист занимается неизвестными никому тёмными делишками? Случайно поселите рядом POV-персонаж. Пригласите в гости, по-соседски. О! Да у нас — общие знакомые! И заверте…
* «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby) Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Что делать, если таинственный протагонист занимается неизвестными никому тёмными делишками? Случайно поселите рядом POV-персонаж. Пригласите в гости, по-соседски. О! Да у нас — общие знакомые! И заверте…
* «[[LotR|Властелин Колец]]»: роль POV-ов играют Фродо, Сэм, Мерри, Пиппин и Арагорн (есть ещё совсем короткий эпизод, показанный глазами Гэндальфа — вскоре после пробуждения Фродо в Доме Элронда Гэндальф смотрит на него и размышляет). До распада Братства сюжет подаётся главным образом глазами Фродо; после того, как Братство разделяется, свои ветки сюжета появляются у Мерри с Пиппином и у Арагорна, а Фродо и Сэм начинают делить друг с другом роль POV-а в главах, посвящённых их миссии (например, после того, как Фродо парализует паучиха Шелоб, Сэм перехватывает роль POV-а). С протагонистом там сложная ситуация: главный герой — Фродо, девтерагонист — Арагорн.
* «[[LotR|Властелин Колец]]»: роль POV-ов играют Фродо, Сэм, Мерри, Пиппин и Арагорн (есть ещё совсем короткий эпизод, показанный глазами Гэндальфа — вскоре после пробуждения Фродо в Доме Элронда Гэндальф смотрит на него и размышляет). До распада Братства сюжет подаётся главным образом глазами Фродо; после того, как Братство разделяется, свои ветки сюжета появляются у Мерри с Пиппином и у Арагорна, а Фродо и Сэм начинают делить друг с другом роль POV-а в главах, посвящённых их миссии (например, после того, как Фродо парализует паучиха Шелоб, Сэм перехватывает роль POV-а). С протагонистом там сложная ситуация: главный герой — Фродо, девтерагонист — Арагорн.
* «Звёздный билет» Василия Аксёнова. POV-персонажу 28 лет, как и Аксёнову в то время. Но далее используется необычный подход…
* «Звёздный билет» Василия Аксёнова. POV-персонажу 28 лет, как и Аксёнову в то время. Но далее используется необычный подход…
* Владимир Богомолов, «Момент истины»: три главных героя — оперативники СМЕРШа Алехин, Таманцев, и Блинов — попеременно выступают POV-персонажами (причем повествование ведется то от первого, то от третьего лица), но иногда события показываются и с точки зрения прочих персонажей (вплоть до самого Сталина). Самый драматический момент — в финале, когда POV-персонажем становится прикомандированный представитель комендатуры Аникушин.
* Владимир Богомолов, «Момент истины»: три главных героя — оперативники СМЕРШа Алехин, Таманцев, и Блинов — попеременно выступают POV-персонажами (причем повествование ведется то от первого, то от третьего лица), но иногда события показываются и с точки зрения прочих персонажей (вплоть до самого Сталина). Самый драматический момент — в финале, когда POV-персонажем становится прикомандированный представитель комендатуры Аникушин.
* В цикле «Летописи Разлома» Ника Перумова автор играет с этим тропом: в зависимости от того, насколько масштабно происходящее, вводится больше или меньше POV-персонажей, а протагонисту Фессу уделяется больше или меньше внимания.
* В цикле «Летописи Разлома» Ника Перумова автор играет с этим тропом: в зависимости от того, насколько масштабно происходящее, вводится больше или меньше POV-персонажей, а протагонисту Фессу уделяется больше или меньше внимания.
** «[[Алмазный меч, деревянный меч]]»: события масштабны, представляют собой революцию и попытку апокалипсиса в мире Мельин. POV-ов 7 (Фесс, Агата, Тави, Сидри, Император, Мерлин и Клара Хюммель), Фесс среди них ничем не выделяется, протагониста по сути нет.
** «[[Алмазный меч, деревянный меч]]»: события масштабны, представляют собой революцию и попытку апокалипсиса в мире Мельин. POV-ов 7 (Фесс, Агата, Тави, Сидри, Император, Мерлин и Клара Хюммель), Фесс среди них ничем не выделяется, протагониста по сути нет.
** «Хранитель Мечей»: номинальный протагонист — Фесс, также POV-ами являются Клара Хюммель, Сильвия, Император, а в последних книгах серии даже Архимаг Игнациус, Анэто, Мегана и сами Новые Боги. Первые книги по сути целиком посвящены Фессу, другие POV-ы в них используются только в маленьких вставках. По мере того, как события в Эвиале сравниваются по масштабу с мельинскими и даже превосходят их, Перумов снова начинает наворачивать множество POV-ов не хуже Мартина.
** «Хранитель Мечей»: номинальный протагонист — Фесс, также POV-ами являются Клара Хюммель, Сильвия, Император, а в последних книгах серии даже Архимаг Игнациус, Анэто, Мегана и сами Новые Боги. Первые книги по сути целиком посвящены Фессу, другие POV-ы в них используются только в маленьких вставках. По мере того, как события в Эвиале сравниваются по масштабу с мельинскими и даже превосходят их, Перумов снова начинает наворачивать множество POV-ов не хуже Мартина.
* Тэд Уильямс «Орден манускрипта»: при наличии номинального главного героя — Саймона, есть ещё куча POV-персонажей, с помощью которых Уильямс показывает мир и события, далёкие от Саймона. Причём это, среди прочего, мелкий приспешник злодея и летописец из южного племени, который поначалу вообще непонятно, какое имеет отношение к сюжету. Предположительно именно у Уильямса Мартин подсмотрел эту фишку.
* Тэд Уильямс «Орден манускрипта»: при наличии номинального главного героя — Саймона, есть ещё куча POV-персонажей, с помощью которых Уильямс показывает мир и события, далёкие от Саймона. Причём это, среди прочего, мелкий приспешник злодея и летописец из южного племени, который поначалу вообще непонятно, какое имеет отношение к сюжету. Предположительно именно у Уильямса Мартин подсмотрел эту фишку.
* «[[A Song of Ice and Fire|Песнь Льда и Пламени]]», в частности, знаменита огромным количеством POVо-в и полным отсутствием протагониста. Более того, фирменная фишка Мартина заключается в том, что в прологе и эпилоге каждой книги персонаж-репортёр обязательно умирает<ref>На самом деле, не так уж и обязательно. Четт погиб не в конце своего пролога, а позже; Варамир умер, но возродился в теле волка, в теле которого его разум ещё какое-то время существовал. Что касается Пейта, то тот «Пейт», который появляется позже — явно Безликий убийца, так что тут закон соблюдается.</ref>. Поэтому штатные POV-ы серии (Арья, Дейнерис, Джон Сноу и другие) ''пока'' не являются таковыми ни в прологах, ни в эпилогах. Может, и будут POV-ами прологов и эпилогов, кто этого Деда-в-Кепке знает.
* «[[A Song of Ice and Fire|Песнь Льда и Пламени]]», в частности, знаменита огромным количеством POVо-в и полным отсутствием протагониста. Более того, фирменная фишка Мартина заключается в том, что в прологе и эпилоге каждой книги персонаж-репортёр обязательно умирает<ref>На самом деле, не так уж и обязательно. Четт погиб не в конце своего пролога, а позже; Варамир умер, но возродился в теле волка, в теле которого его разум ещё какое-то время существовал. Что касается Пейта, то тот «Пейт», который появляется позже — явно Безликий убийца, так что тут закон соблюдается.</ref>. Поэтому штатные POV-ы серии (Арья, Дейнерис, Джон Сноу и другие) ''пока'' не являются таковыми ни в прологах, ни в эпилогах. Может, и будут POV-ами прологов и эпилогов, кто этого Деда-в-Кепке знает.
** Вообще, у Мартина POV-ы делятся на следующие категории:
** Вообще, у Мартина POV-ы делятся на следующие категории:
*** Основные POV-ы: Арья Старк (единственная, у которой есть главы во всех книгах), Санса Старк, Бран Старк, Дейнерис Таргариен, Джон Сноу, Тирион Ланнистер.
*** Основные POV-ы: Арья Старк (единственная, у которой есть главы во всех книгах), Санса Старк, Бран Старк, Дейнерис Таргариен, Джон Сноу, Тирион Ланнистер.
*** Выбывшие основные POV-ы (yeeeah baby!): Эддард Старк, Кейтилин Старк. Сюда ли Джона Сноу — покажет шестая книга.
*** Выбывшие основные POV-ы (yeeeah baby!): Эддард Старк, Кейтилин Старк. Сюда ли Джона Сноу — покажет шестая книга.
*** Появившиеся позже (или получившие статус POV позже) и с претензией на основных: Бриенна Тарт, Теон Грейджой, Давос Сиворт, Сэмвелл Тарли, Джейме Ланнистер, Серсея Ланнистер.
*** Появившиеся позже (или получившие статус POV позже) и с претензией на основных: Бриенна Тарт, Теон Грейджой, Давос Сиворт, Сэмвелл Тарли, Джейме Ланнистер, Серсея Ланнистер.
*** Временные и одноразовые (пока что живые): Эйрон Грейджой, Мелисандра.
*** Временные и одноразовые (пока что живые): Эйрон Грейджой, Мелисандра.
Строка 41: Строка 41:
*** Прочие (пока неясно, что готовит им судьба): Виктарион Грейджой, Аша Грейджой, Барристан Селми, Арео Хотах, Джон Коннингтон, Арианна Мартелл.
*** Прочие (пока неясно, что готовит им судьба): Виктарион Грейджой, Аша Грейджой, Барристан Селми, Арео Хотах, Джон Коннингтон, Арианна Мартелл.
*** Не POV-ы и никогда ими не будут, потому что знают слишком много спойлеров: лорд Варис, Петир Бейлиш, Хоуленд Рид, Эурон Грейджой.
*** Не POV-ы и никогда ими не будут, потому что знают слишком много спойлеров: лорд Варис, Петир Бейлиш, Хоуленд Рид, Эурон Грейджой.
*** Ещё одна особенность Мартина в том, что, по собственным словам автора, восставший из мёртвых персонаж быть POV-ом не может, а если был им раньше, перестаёт им быть. Именно поэтому Леди Бессердечная — не POV и не будет им, хотя при жизни им была.
*** Ещё одна особенность Мартина в том, что, по собственным словам автора, восставший из мёртвых персонаж быть POV-ом не может, а если был им раньше, перестаёт им быть. Именно поэтому Леди Бессердечная — не POV и не будет им, хотя при жизни им была.
* «[[Отблески Этерны]]» Веры Камши: POV-ов тоже немало, и их можно разделить на следующие категории (как у Мартина):
* «[[Отблески Этерны]]» Веры Камши: POV-ов тоже немало, и их можно разделить на следующие категории (как у Мартина):
** Основные POV-ы, действующие на протяжении всей саги с самого начала — таковых четверо: Робер Эпинэ, Матильда Ракан, Мэллит и Луиза Арамона;
** Основные POV-ы, действующие на протяжении всей саги с самого начала — таковых четверо: Робер Эпинэ, Матильда Ракан, Мэллит и Луиза Арамона;
** «Выбывшие» POV-ы — с самого начала основные и важные, но потом исчезнувшие со сцены. К ним относятся Ричард Окделл и кардинал Сильвестр.
** «Выбывшие» POV-ы — с самого начала основные и важные, но потом исчезнувшие со сцены. К ним относятся Ричард Окделл и кардинал Сильвестр.
** POV-ы, появившиеся в середине саги и сразу ставшие основными. Например, Луиджи Джильди — с третьего тома, Руперт фок Фельсенбург, Жермон Ариго и Чарльз Давенпорт — с четвертого тома, Арлетта Савиньяк — становится полноценным POVом только в «Шаре судеб». В «Закате» чуть ли не полкниги уделено Карло Капрасу, [[Что это было?|правда непонятно, с какой целью]].
** POV-ы, появившиеся в середине саги и сразу ставшие основными. Например, Луиджи Джильди — с третьего тома, Руперт фок Фельсенбург, Жермон Ариго и Чарльз Давенпорт — с четвертого тома, Арлетта Савиньяк — становится полноценным POVом только в «Шаре судеб». В «Закате» чуть ли не полкниги уделено Карло Капрасу, [[Что это было?|правда непонятно, с какой целью]].
** Временные POV-ы — на один эпизод, максимум парочку, как правило — для освещения боевых действий с противоположной точки зрения. Туххуп-ло-Марапон со своими сапогами в первой книге, Зоя Гастаки и Леонард Манрик в третьей, Юхан Клюгкатер в четвертой.
** Временные POV-ы — на один эпизод, максимум парочку, как правило — для освещения боевых действий с противоположной точки зрения. Туххуп-ло-Марапон со своими сапогами в первой книге, Зоя Гастаки и Леонард Манрик в третьей, Юхан Клюгкатер в четвертой.
** Экзотические POV-ы — например, найери в прологе «Сердца зверя» и Одинокий в самом начале саги. Также сюда можно отнести некоторых POV-ов [[Флэшбэк|флэшбэков]] — например, только во флэшбэках можно увидеть повествование от лица Рокэ Алвы.
** Экзотические POV-ы — например, найери в прологе «Сердца зверя» и Одинокий в самом начале саги. Также сюда можно отнести некоторых POV-ов [[Флэшбэк|флэшбэков]] например, только во флэшбэках можно увидеть повествование от лица Рокэ Алвы.
* «[[Хроники странного королевства]]»: многие события показаны последовательно с нескольких точек зрения. В том числе второстепенных и эпизодических персонажей, включая антагонистов, случайных свидетелей и даже безликих «людей в толпе». Ещё один особый приём автора — переданный сплошным текстом рассказ того или иного персонажа от первого лица с подразумевающимися комментариями собеседника.
* «[[Хроники странного королевства]]»: многие события показаны последовательно с нескольких точек зрения. В том числе второстепенных и эпизодических персонажей, включая антагонистов, случайных свидетелей и даже безликих «людей в толпе». Ещё один особый приём автора — переданный сплошным текстом рассказ того или иного персонажа от первого лица с подразумевающимися комментариями собеседника.
* «Из Америки — с любовью» Владимира Серебрякова и Андрея Уланова. Два автора, три POVа, они же главные герои: молодой полицейский Анджей Заброцкий, агент жандармского управления Сергей Щербаков и сотрудник американской полиции Кейтлин Тёрнер. О событиях книги поочерёдно повествуют все трое, по очереди.
* «Из Америки — с любовью» Владимира Серебрякова и Андрея Уланова. Два автора, три POVа, они же главные герои: молодой полицейский Анджей Заброцкий, агент жандармского управления Сергей Щербаков и сотрудник американской полиции Кейтлин Тёрнер. О событиях книги поочерёдно повествуют все трое, по очереди.
* Одно из ключевых отличий [[Slayers]] TRY от всех остальных сезонов данного аниме-сериала в том, что если обычно единственным POV-ом является [[протагонист]] Лина Инверс, то в TRY присутствовали краткие, но всё же линии от имени главгада Вальгаава, богов Горнего Мира и даже невезучего прихвостня Джиласа.
* Одно из ключевых отличий [[Slayers]] TRY от всех остальных сезонов данного аниме-сериала в том, что если обычно единственным POV-ом является [[протагонист]] Лина Инверс, то в TRY присутствовали краткие, но всё же линии от имени главгада Вальгаава, богов Горнего Мира и даже невезучего прихвостня Джиласа.
* Селия Фридман, «Рождённые в завоеваниях». В этой космоопере от кого только не ведется повествование (хотя бывает и от третьего лица). Даже от имени рабыни-поэтессы, которую потом тихо казнили (выкинули на мороз).
* Селия Фридман, «Рождённые в завоеваниях». В этой космоопере от кого только не ведется повествование (хотя бывает и от третьего лица). Даже от имени рабыни-поэтессы, которую потом тихо казнили (выкинули на мороз).
* Антон Орлов, «[[Тина Хэдис]]» и «[[Сонхийский цикл]]» — эти циклы содержат много персонажей, которые видят происходящие события с разных позиций, попутно раскрывая читателю свои мысли и замыслы. Например, почти треть первой книги написана от лица Саймона Клисса, который [[антиреклама наркотиков|постепенно сходит с ума от тяжёлого наркотика]]. Однако ключевого персонажа — [[антизлодей|антизлодея]] (затем [[антигерой|антигероя]]) и [[великолепный мерзавец|великолепного мерзавца]] Лиргисо (он же {{spoiler|[[реинкарнация|в следующей жизни]]}} Тейзург) — автор принципиально показывает читателю только глазами других действующих лиц.
* Антон Орлов, «[[Тина Хэдис]]» и «[[Сонхийский цикл]]» — эти циклы содержат много персонажей, которые видят происходящие события с разных позиций, попутно раскрывая читателю свои мысли и замыслы. Например, почти треть первой книги написана от лица Саймона Клисса, который [[антиреклама наркотиков|постепенно сходит с ума от тяжёлого наркотика]]. Однако ключевого персонажа — [[антизлодей|антизлодея]] (затем [[антигерой|антигероя]]) и [[великолепный мерзавец|великолепного мерзавца]] Лиргисо (он же {{spoiler|[[реинкарнация|в следующей жизни]]}} Тейзург) автор принципиально показывает читателю только глазами других действующих лиц.
** Конечно, были ещё «[[Шкатулочный роман|Свитки Тейзурга]]», написанные им самим о себе любимом, вот только хранитель этого манускрипта явно назвал его автора [[Ненадёжный рассказчик|ненадёжным рассказчиком]].
** Конечно, были ещё «[[Шкатулочный роман|Свитки Тейзурга]]», написанные им самим о себе любимом, вот только хранитель этого манускрипта явно назвал его автора [[Ненадёжный рассказчик|ненадёжным рассказчиком]].
** Последняя (на момент написания данного абзаца) книга «Властелин Сонхи» почти целиком написана от лица гнупи Шныря, который верно служит Тейзургу. Потому что у [[Непоколебимая чистота|непоколебимо чистого]] Поля Лагайма ''от того, что творится в городе, частично срывает крышу, а представитель пакостливого волшебного народца воспринимает происходящее на свой специфический лад, и те эпизоды, где самая-самая жесть, идут с его точки зрения''<ref>[https://irrianta.livejournal.com/172227.html Так гласит Слово Божие]</ref>
** Последняя (на момент написания данного абзаца) книга «Властелин Сонхи» почти целиком написана от лица гнупи Шныря, который верно служит Тейзургу. Потому что у [[Непоколебимая чистота|непоколебимо чистого]] Поля Лагайма ''от того, что творится в городе, частично срывает крышу, а представитель пакостливого волшебного народца воспринимает происходящее на свой специфический лад, и те эпизоды, где самая-самая жесть, идут с его точки зрения''<ref>[https://irrianta.livejournal.com/172227.html Так гласит Слово Божие]</ref>
* Мультфильм «Правдивая история [[Красная Шапочка|Красной Шапки]]»: большую часть мультфильма Волк, Шапка, её бабушка и Дровосек рассказывают о произошедших с ними событиях каждый со своей точки зрения.
* Мультфильм «Правдивая история [[Красная Шапочка|Красной Шапки]]»: большую часть мультфильма Волк, Шапка, её бабушка и Дровосек рассказывают о произошедших с ними событиях каждый со своей точки зрения.
* Аналогично и «Маски-Шоу» выпуск «Маски в суде».
* Аналогично и «Маски-Шоу» выпуск «Маски в суде»
* [[Heroes of Might and Magic IV]], кампания «Истинный клинок». Всё повествование ведётся от имени оруженосца Мильтона, состоящего на службе у протагониста. Показательно в финальной миссии: Лисандер посылает Мильтона доставить главгаду Вортону письмо от его родителей, в котором те просят его одуматься. И пока игрок водит Лисандера по ключевым местам на карте, готовит армию (или обходится без неё, достаточно шестерых сюжетных [[Армия из одного человека|героев-коммандо]]), захватывает города, Мильтон в это время продолжает своё повествование из темницы, избитый до полусмерти и не в курсе того, что происходит за её стенами. В конце кампании Мильтон лишь замечает, что он простой рассказчик, оруженосец, муж, отец, друг, и что история не запомнит его имени.


== См. также ==
== См. также ==
* [[Скрытный POV-персонаж]]
* [[Скрытный POV-персонаж]]
* [[Поиграй пока вот этим]] — вариант для [[видеоигры|видеоигр]]
* [[Поиграй пока вот этим]] вариант для [[видеоигры|видеоигр]]


== Примечания ==
== Примечания ==

Текущая версия на 12:23, 6 мая 2022

POV-персонаж (от англ. point of view — точка зрения) — персонаж, глазами которого показывается действие. Чем он отличается от протагониста?

Во-первых, тем, что POV-персонаж и протагонист могут быть разными персонажами. Типичный случай — доктор Ватсон, то есть POV-персонаж, являющийся напарником протагониста. Но в некоторых произведениях, хотя роли POV и протагониста и совпадают на 90 %, время от времени подаются куски событий в местах, отдалённых от протагониста, в которых роль POV выполняет кто-то другой.

Во-вторых, тем, что POV-персонажей может быть много. В особенно масштабных произведениях присутствуют две, три, десять сюжетных линий, каждая из которых подаётся глазами своего POV-персонажа. Протагонист (то есть тот персонаж, который якобы главный) может присутствовать, может номинально присутствовать, а может и отсутствовать вовсе.

В-третьих, POV-персонажей может и не быть вовсе: в этом случае автор пишет обо всех персонажах одинаково отстранённо, не давая читателю влезть в шкуру ни одного из них — или давая влезть в шкуру каждого помаленьку. Когда-то это было мейнстримом.

Следует отметить, что применительно к аниме главным героем (иногда сокращаемым до «ГГ») обычно называют именно POV-персонажа, даже если фактическим «лицом» и двигателем сюжета выступают другие персонажи из его окружения.

Пятиминутка литературоведения[править]

Каких-нибудь сто с небольшим лет назад введение POV и POV-персонажей было офигенным новаторством, за которое страшно хвалили Генри Джеймса. Хотя ещё до него этот приём использовал Лев наш Николаевич Толстой, но он прибегал к нему лишь эпизодически, а Генри Джеймс сделал своей фирменной фишкой.

До них литература знала только один способ передать POV-персонажа: рассказ от первого лица. Это было порой страшно неудобно: как рассказать о событиях, которым протагонист не мог быть свидетелем? Поэтому, например, М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» использует трёх протагонистов: «доктора Ватсона» Максим Максимыча, имплицитную авторскую фигуру и самого Печорина. В остальных же случаях историю рассказывал т. н. «всеведущий автор», который, как бог, воспарял над сюжетом и доносил до читателя мысли то одного, то другого персонажа.

Со временем наличие POV стало делом обыкновенным и приметой прозы модерна. Затем POV перешли в массовую литературу, да так в ней и остались. Так что просьба: в отделе «примеры» не особо разгоняться, а то страница распухнет и будет мешать ходить. Давайте помещать туда только примеры особо удачной, как у Мартина, или особо неудачной работы с POV.

Где встречается[править]

Пожалуйста, помещайте только примеры множественных или необычных POV-персонажей. POV, совпадающие с протагонистами или отсутствующие вообще, интереса не представляют.

  • Старая притча о слепцах, которые ощупывали слона с разных сторон и решили, что это — веревка, столб или тряпка.
  • Каноничный эталон из палаты мер и весов — рассказ Акутагавы «В чаще», где PoV героев на одно и то же событие отличаются радикально, и главная тема рассказа как раз и есть этот факт.
  • Роман Брэма Стокера "Дракула". Дневники и не только ведутся от лица разных персонажей.
  • «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона. Почти на протяжении всей книги изложение ведется от лица Джима Хокинса, но целая глава в середине официально передается Ливси, потому что Джим в это время на корабле отсутствовал.
  • «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby) Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Что делать, если таинственный протагонист занимается неизвестными никому тёмными делишками? Случайно поселите рядом POV-персонаж. Пригласите в гости, по-соседски. О! Да у нас — общие знакомые! И заверте…
  • «Властелин Колец»: роль POV-ов играют Фродо, Сэм, Мерри, Пиппин и Арагорн (есть ещё совсем короткий эпизод, показанный глазами Гэндальфа — вскоре после пробуждения Фродо в Доме Элронда Гэндальф смотрит на него и размышляет). До распада Братства сюжет подаётся главным образом глазами Фродо; после того, как Братство разделяется, свои ветки сюжета появляются у Мерри с Пиппином и у Арагорна, а Фродо и Сэм начинают делить друг с другом роль POV-а в главах, посвящённых их миссии (например, после того, как Фродо парализует паучиха Шелоб, Сэм перехватывает роль POV-а). С протагонистом там сложная ситуация: главный герой — Фродо, девтерагонист — Арагорн.
  • «Звёздный билет» Василия Аксёнова. POV-персонажу 28 лет, как и Аксёнову в то время. Но далее используется необычный подход…
  • Владимир Богомолов, «Момент истины»: три главных героя — оперативники СМЕРШа Алехин, Таманцев, и Блинов — попеременно выступают POV-персонажами (причем повествование ведется то от первого, то от третьего лица), но иногда события показываются и с точки зрения прочих персонажей (вплоть до самого Сталина). Самый драматический момент — в финале, когда POV-персонажем становится прикомандированный представитель комендатуры Аникушин.
  • В цикле «Летописи Разлома» Ника Перумова автор играет с этим тропом: в зависимости от того, насколько масштабно происходящее, вводится больше или меньше POV-персонажей, а протагонисту Фессу уделяется больше или меньше внимания.
    • «Алмазный меч, деревянный меч»: события масштабны, представляют собой революцию и попытку апокалипсиса в мире Мельин. POV-ов 7 (Фесс, Агата, Тави, Сидри, Император, Мерлин и Клара Хюммель), Фесс среди них ничем не выделяется, протагониста по сути нет.
    • «Хранитель Мечей»: номинальный протагонист — Фесс, также POV-ами являются Клара Хюммель, Сильвия, Император, а в последних книгах серии даже Архимаг Игнациус, Анэто, Мегана и сами Новые Боги. Первые книги по сути целиком посвящены Фессу, другие POV-ы в них используются только в маленьких вставках. По мере того, как события в Эвиале сравниваются по масштабу с мельинскими и даже превосходят их, Перумов снова начинает наворачивать множество POV-ов не хуже Мартина.
  • Тэд Уильямс «Орден манускрипта»: при наличии номинального главного героя — Саймона, есть ещё куча POV-персонажей, с помощью которых Уильямс показывает мир и события, далёкие от Саймона. Причём это, среди прочего, мелкий приспешник злодея и летописец из южного племени, который поначалу вообще непонятно, какое имеет отношение к сюжету. Предположительно именно у Уильямса Мартин подсмотрел эту фишку.
  • «Песнь Льда и Пламени», в частности, знаменита огромным количеством POVо-в и полным отсутствием протагониста. Более того, фирменная фишка Мартина заключается в том, что в прологе и эпилоге каждой книги персонаж-репортёр обязательно умирает[1]. Поэтому штатные POV-ы серии (Арья, Дейнерис, Джон Сноу и другие) пока не являются таковыми ни в прологах, ни в эпилогах. Может, и будут POV-ами прологов и эпилогов, кто этого Деда-в-Кепке знает.
    • Вообще, у Мартина POV-ы делятся на следующие категории:
      • Основные POV-ы: Арья Старк (единственная, у которой есть главы во всех книгах), Санса Старк, Бран Старк, Дейнерис Таргариен, Джон Сноу, Тирион Ланнистер.
      • Выбывшие основные POV-ы (yeeeah baby!): Эддард Старк, Кейтилин Старк. Сюда ли Джона Сноу — покажет шестая книга.
      • Появившиеся позже (или получившие статус POV позже) и с претензией на основных: Бриенна Тарт, Теон Грейджой, Давос Сиворт, Сэмвелл Тарли, Джейме Ланнистер, Серсея Ланнистер.
      • Временные и одноразовые (пока что живые): Эйрон Грейджой, Мелисандра.
      • Временные и выбывшие (yeeeah baby!): Квентин Мартелл, Арис Окхарт. Судя по одной из спойлерных глав грядущей шестой книги, скоро это может быть справедливо и для Эйрона Грейджоя.
      • Проложные и эпиложные (уникальная для Мартина категория, одноразовые, умирают): Уилл, мейстер Крессен, Четт, Пейт, Варамир, Мерретт Фрей, Киван Ланнистер.
      • Прочие (пока неясно, что готовит им судьба): Виктарион Грейджой, Аша Грейджой, Барристан Селми, Арео Хотах, Джон Коннингтон, Арианна Мартелл.
      • Не POV-ы и никогда ими не будут, потому что знают слишком много спойлеров: лорд Варис, Петир Бейлиш, Хоуленд Рид, Эурон Грейджой.
      • Ещё одна особенность Мартина в том, что, по собственным словам автора, восставший из мёртвых персонаж быть POV-ом не может, а если был им раньше, перестаёт им быть. Именно поэтому Леди Бессердечная — не POV и не будет им, хотя при жизни им была.
  • «Отблески Этерны» Веры Камши: POV-ов тоже немало, и их можно разделить на следующие категории (как у Мартина):
    • Основные POV-ы, действующие на протяжении всей саги с самого начала — таковых четверо: Робер Эпинэ, Матильда Ракан, Мэллит и Луиза Арамона;
    • «Выбывшие» POV-ы — с самого начала основные и важные, но потом исчезнувшие со сцены. К ним относятся Ричард Окделл и кардинал Сильвестр.
    • POV-ы, появившиеся в середине саги и сразу ставшие основными. Например, Луиджи Джильди — с третьего тома, Руперт фок Фельсенбург, Жермон Ариго и Чарльз Давенпорт — с четвертого тома, Арлетта Савиньяк — становится полноценным POVом только в «Шаре судеб». В «Закате» чуть ли не полкниги уделено Карло Капрасу, правда непонятно, с какой целью.
    • Временные POV-ы — на один эпизод, максимум парочку, как правило — для освещения боевых действий с противоположной точки зрения. Туххуп-ло-Марапон со своими сапогами в первой книге, Зоя Гастаки и Леонард Манрик в третьей, Юхан Клюгкатер в четвертой.
    • Экзотические POV-ы — например, найери в прологе «Сердца зверя» и Одинокий в самом начале саги. Также сюда можно отнести некоторых POV-ов флэшбэков — например, только во флэшбэках можно увидеть повествование от лица Рокэ Алвы.
  • «Хроники странного королевства»: многие события показаны последовательно с нескольких точек зрения. В том числе второстепенных и эпизодических персонажей, включая антагонистов, случайных свидетелей и даже безликих «людей в толпе». Ещё один особый приём автора — переданный сплошным текстом рассказ того или иного персонажа от первого лица с подразумевающимися комментариями собеседника.
  • «Из Америки — с любовью» Владимира Серебрякова и Андрея Уланова. Два автора, три POVа, они же главные герои: молодой полицейский Анджей Заброцкий, агент жандармского управления Сергей Щербаков и сотрудник американской полиции Кейтлин Тёрнер. О событиях книги поочерёдно повествуют все трое, по очереди.
  • Одно из ключевых отличий Slayers TRY от всех остальных сезонов данного аниме-сериала в том, что если обычно единственным POV-ом является протагонист Лина Инверс, то в TRY присутствовали краткие, но всё же линии от имени главгада Вальгаава, богов Горнего Мира и даже невезучего прихвостня Джиласа.
  • Селия Фридман, «Рождённые в завоеваниях». В этой космоопере от кого только не ведется повествование (хотя бывает и от третьего лица). Даже от имени рабыни-поэтессы, которую потом тихо казнили (выкинули на мороз).
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис» и «Сонхийский цикл» — эти циклы содержат много персонажей, которые видят происходящие события с разных позиций, попутно раскрывая читателю свои мысли и замыслы. Например, почти треть первой книги написана от лица Саймона Клисса, который постепенно сходит с ума от тяжёлого наркотика. Однако ключевого персонажа — антизлодея (затем антигероя) и великолепного мерзавца Лиргисо (он же в следующей жизни Тейзург) — автор принципиально показывает читателю только глазами других действующих лиц.
    • Конечно, были ещё «Свитки Тейзурга», написанные им самим о себе любимом, вот только хранитель этого манускрипта явно назвал его автора ненадёжным рассказчиком.
    • Последняя (на момент написания данного абзаца) книга «Властелин Сонхи» почти целиком написана от лица гнупи Шныря, который верно служит Тейзургу. Потому что у непоколебимо чистого Поля Лагайма от того, что творится в городе, частично срывает крышу, а представитель пакостливого волшебного народца воспринимает происходящее на свой специфический лад, и те эпизоды, где самая-самая жесть, идут с его точки зрения[2]
  • Мультфильм «Правдивая история Красной Шапки»: большую часть мультфильма Волк, Шапка, её бабушка и Дровосек рассказывают о произошедших с ними событиях каждый со своей точки зрения.
  • Аналогично и «Маски-Шоу» выпуск «Маски в суде»

См. также[править]

Примечания[править]

  1. На самом деле, не так уж и обязательно. Четт погиб не в конце своего пролога, а позже; Варамир умер, но возродился в теле волка, в теле которого его разум ещё какое-то время существовал. Что касается Пейта, то тот «Пейт», который появляется позже — явно Безликий убийца, так что тут закон соблюдается.
  2. Так гласит Слово Божие